2022-2023_45_04_01_2022_432М_plx_История жанров в русской литературе
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История жанров в русской литературе
Учебный план
45.04.01_2022_432М.plx

45.04.01 Филология

Русская литература в межкультурной коммуникации
 
зачеты с оценкой 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
102,5
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
7 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
20
20
20
20
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,65
32,65
32,65
32,65
Сам. работа
102,5
102,5
102,5
102,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Линьков В.Д. _______________
 
 
История жанров в русской литературе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Целями освоения учебной дисциплины «История жанров в русской литературе» являются подготовка магистрантов к исследованию истории жанров и формированию систематизированных знаний об эпосе, драме и лирике как родах  литературы, формирование у студентов понимания сущности литературы, ее роли в человеческой жизнедеятельности, в том числе в профессиональной сфере, выработка навыков самостоятельного анализа важнейших вопросов современной литературоведческой ситуации с точки зрения истории жанров.
1.2
Задачи: • Изучение русской литературы как социально-исторического культурного феномена и системы, имеющей жанровые характеристики.

• Формирование представлений о принципах и закономерностях развития отечественной литературы в жанровом аспекте.

• Умение выполнять системно-целостный анализ художественного произведения в аспекте его родовидовой принадлежности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Научно-исследовательская работа
2.1.2
Научно-исследовательский семинар
2.1.3
Структурализм и методология сравнительного литературоведения
2.1.4
История и методология филологии
2.1.5
Методология научных исследований
2.1.6
Научно-исследовательская работа
2.1.7
Социология литературы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Преддипломная
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Владеет навыками самостоятельного проведения научных исследований в области филологии, имагологии, компаративистики в контексте культур Запада и Востока.
 
знает основные этапы формирования науки о литературе, ее современное состояние; основные теоретические концепции отечественных ученых, базовые понятия и термины, современную научную терминологию.
ИД-1.ПК-1: Знает современные научные парадигмы изучения русской литератуы в компаративистской и имагологической перспективе.
 
анализировать и интерпретировать методологические искания в области литературоведения, квалифицированно судить о научной ценности литературоведческих концепций; разбираться в научной и справочной литературе по теоретическим проблемам.
ИД-2.ПК-1: Владеет навыками проведения научных исследований в области имагологии и компаративистики и представления результатов в научной и научно-популярной форме.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание курса
 
1.1
1. Понятие о жанровой системе /Лек/
4
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1.2
2. История жанров в русской литературе ХIХ века /Лек/
4
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.3
3. История жанров в русской литературе ХХ века. /Лек/
4
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.4
4. Эпос, лирика, драма  как роды литературы. /Пр/
2
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.5
Становление и развитие национального историко-литературного мышления в XIX в.  /Пр/
18
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.6
Подготовка конспектов по истории отечественного литературоведения /Ср/
10
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.7
Подготовка глоссария  /Ср/
40
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.8
Подготовка к дискуссиям /Ср/
36
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.9
Составление научной библиографии /Ср/
16,5
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
2.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
4
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
4
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Литературоведение как научная дисциплина

Структура литературоведения.

Специфика искусства. Искусство как художественное творчество. Функции искусства.

Литература как вид искусства. Место литературы в ряду других искусств.

Общее представление о художественном образе.

Система образов в литературно-художественном произведении.

Понятие о содержании и форме художественного произведения.

Разделение литературы на роды и жанры.

Понятие литературного жанра. Жанровая классификация.

Эпос как род литературы.

Эпические жанры: повесть, рассказ, новелла и др.

Жанры драматического рода: трагедия, комедия, драма и др.

Лирические жанры: песня, элегия, ода, послание и др.

Роман: жанровая сущность, его признаки и разновидности.

Межродовые формы. Лиро-эпика: лиро-эпическая поэма, баллада, лирическая проза.

Литературное произведение как художественное единство. Автор, его роль в произведении.

Тема и идея как литературоведческие категории. Типы проблематики в произведении.

Место сюжета в структуре произведения. Сюжет и фабула.

Ситуация, конфликт, коллизия, интрига.

Сюжетные и внесюжетные элементы художественного произведения.

Композиция как важнейший компонент произведения, ее роль.

Понятие о мире литературного произведения.

Персонаж (герой) и структура его образа. Система персонажей.

Вещный мир, его эстетические функции. Пейзаж, его роль в произведении.

Пространственно-временная организация литературного произведения. Понятие хронотопа, его эстетические функции.

Художественная речь как одно из проявлений образности произведения. Речь автора и речь персонажей. Сказ.

Общие лексические средства речевого изображения. Художественная лексика. Архаизмы, варваризмы, неологизмы, диалектизмы и др. в художественной литературе

 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
Понятие тропа, классификация тропов, их роль в художественном произведении.

Система стихосложения. Возникновение и развитие силлабо-тонической системы стихосложения.

Синтаксис поэтической речи. Его отличие от синтаксиса разговорной речи. Риторические фигуры, их разновидности.

Поэтическая фонетика: ассонанс, диссонанс, аллитерация и т.д.

Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения.

Краткая характеристика основных направлений литературы (классицизм, сентиментализм, романтизм и др.).

Понятие о литературном процессе.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные темы рефератов:

1.  Н. Буало и Г. Лессинг об искусстве поэзии.

2.  Г. Гегель и В. Белинский о разделении поэзии на три вида.

3. Философы и филологи о содержании и форме в искусстве.

4. Роман и его жанровые разновидности.

5. Повесть и ее жанровые разновидности.

6. Гимн и его разновидности.

7. Сатирические жанры поэзии (сатира, эпиграмма).

8. Песенные жанры (песня, канцона, сирвента, баллада, романс, частушка).

9. Разновидности жанра комедии.

10. Составные элементы художественной речи.

11. Различные понимания категории «стиль».

12. Виды и функции сравнений.

13. Метонимические тропы.

14. Национальное своеобразие русского ямба.

15. Слово «ямб» в истории мировой литературы.

16. Категория «пафос» в эстетике и литературоведении.

17. Мотив: различные интерпретации категории.

18. Понимание фабулы и сюжета в отечественной науке о литературе.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
является отдельным документом
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Новиков А.М., Новиков Д.А.
Методология научного исследования: учебно-методическое пособие
Москва: Книжный дом Либроком, 2010
http://www.iprbookshop.ru/8500.html
 
Л1.2
Пустынникова Е.В.
Методология научного исследования: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/71569.html
 
Л1.3
Гаджиев А.А.
История и методология литературоведения: учебно-методическое пособие
Саратов: Вузовское образование, 2019
http://www.iprbookshop.ru/81849.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Эсалнек А.Я., Лоскутникова М.Б., Алпатова [и др.] Т.А., Лоскутников М.Б.
Русистика и компаративистика: сборник научных трудов
Моска: Московский городской педагогический университет, 2012
http://www.iprbookshop.ru/26588.html
 
Л2.2
Иванова Т.В., Козлов А.А., Журавлева Е.А.
Methodology of Scientific Research (Методология научного исследования): учебное пособие
Москва: Российский университет дружбы народов, 2012
http://www.iprbookshop.ru/11580.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер
6.3.1.2
Moodle
 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
6.3.1.3
7-Zip
6.3.1.4
6.3.1.5
Adobe Reader
6.3.1.6
Foxit Reader
6.3.1.7
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.8
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.9
MS Office
6.3.1.10
MS WINDOWS
6.3.1.11
XnView
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
404 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается 

 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.