(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
- формировать систему знаний о психологических особенностях студенческого возраста на основе современной методологии психологических исследований;
- формировать у аспирантов научно-исследовательскую компетентность как составную часть их профессиональной подготовки;
- способствовать овладению аспирантами практическими навыками, необходимы-ми для психолого-педагогической деятельности.
ции
ракт.
Вопросы для обсуждения:
1. Цели, задачи, предмет и методы педагогики и психологии высшей школы.
2. Особенности развития высшего образования в России и за рубежом.
3. Роль высшего образования в
современном мире и основные
тенденции его развития в контексте Болонского процесса.
4. Актуальность психолого-педагогического знания в системе педагогического образования.
/Пр/
Задание 1. Напишите сочинение: «Каким я вижу себя, и каким меня видят другие». В сочинении необходимо отметить как положительные качества личности, так и отрицательные, указать на свои ошибки, недочеты. Постарайтесь вскрыть причины неудавшихся моментов, укажите свои пожелания и предложения самим себе.
Задание 2. Представьте реферат на выбор по одной из тем:
1. Мировые тенденции в развитии высшего образования.
2. Методы исследования в психологии высшей школы.
Задание 3.
Напишите творческую работу на тему «Актуальные проблемы высшей школы». Проанализируйте наиболее значимые, по Вашему мнению, проблемы, встречающиеся в образовательном процессе вуза.
Задание 4
Подготовьтесь к беседе на тему: «Активизация студентов на занятиях: проблемы и пути решения».
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Общее понятие дидактики.
2. Сущность, структура и движущие силы обучения.
3. Основные принципы обучения.
4. Методы обучения в высшей школе.
/Пр/
Задание 1. Составьте глоссарий по теме.
Задание 2. Подберите литературу, относящуюся к изучению данной дисциплины в целом. Из разных информационных источников (художественная, учебная, научно - популярная литература, периодическая печать и др.), выпишите 2-3 примера педагогического мастерства творчески работающих педагогов.
Задание 3.
Познакомьтесь с учебным планом по направлению подготовки бакалавра.
Задание 4.
Проанализируйте учебную программу по любой дисциплине, обратите внимание на следующие вопросы: – какие разделы включены в программу – содержание каждого раздела.
Задание 5.
Проанализируйте методические рекомендации по любым дисциплинам и подготовьтесь к обсуждению требований, которые необходимо соблюдать при разработке методических рекомендаций для студентов по различным дисциплинам.
Задание 6.
Подготовьте таблицу или презентацию на тему «Различные подходы к классификации методов обучения». При выполнении работы желательно использовать дополнительный материал о других классификациях методов обучения.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Роль и место лекции в вузе
2. Структура и виды лекций.
3. Методические аспекты подготовки лекций.
5. Цели и формы практических занятий.
6. Семинарское занятие как форма обучения и его типы.
7. Методические аспекты подготовки семинарского занятия.
8. Организация самостоятельной работы студента.
/Пр/
Задание 1. Составьте глоссарий по теме
Задание 2. Представьте реферат на выбор по одной из тем:
1. Модульно-рейтинговая технология обучения в высшей школе.
2. Дистанционная технология обучения: преимущества и недостатки.
3. Технология ТРИЗ – проблемы и перспективы.
4. Нетрадиционные формы лекционных занятий в высшей школе.
5. Использование активных методов обучения при организации практических занятий в высшей школе.
6. Самостоятельная работа студентов. Метод проектов.
Задание 3
Разработайте и напишите конспект лекции и практического занятия по конкретной теме.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Классификация технологий обучения.
2. Основы оптимизации содержания учебной дисциплины.
3. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения.
4. Методы активного обучения.
Основы воспитательной работы в вузе: проблемы и пути их решения
/Пр/
Задание 1. Составьте глоссарий по теме.
Задание 2. Представьте реферат на выбор по одной из тем:
1. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль.
2. Технология проблемного обучения в высшей школе.
3. Эвристические технологии обучения.
4. Деловая игра как форма активного обучения.
5. Технология знаково-контекстного обучения.
6. Технологии развивающего обучения в высшей школе.
7. Информационные технологии обучения в высшей школе.
8. Технологии дистанционного высшего образования.
Задание 3
Напишите творческую методическую работу на любую из предложенных тем: «Возможности использования программированного обучения при изучении конкретной дисциплины»; «Использование модульного обучения при изучении конкретной дисциплины»; «Анализ применения проблемного обучения в вузе»; «Возможности применения технологии проектного обучения». Можно выбрать другую тему по согласованию с преподавателем.
Задание 4
Изучите любую инновационную технологию и подготовьте сообщение, в котором нужно показать специфику данной технологии и возможности её использования при изучении конкретных дисциплин.
Задание 5
Подготовьтесь к беседе на тему: «Какие мотивы учебной деятельности преобладают у студентов?»
Задание 6
Запланируйте проведение исследования на тему «Организация самостоятельной работы студентов».
Задание 7
Подготовьтесь к дискуссии на тему «Воспитательная работа в вузе: проблемы и пути их решения».
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Психологическая характеристика студенческого возраста. Типы современных студентов
2. Социальная адаптация студентов в вузе.
3. Характеристика обучаемости студента.
4. Особенности учебной мотивации в вузе.
5. Характеристика педагогической деятельности преподавателя вуза и её особенности
6. Типы современных преподавателей
7. Способы коммуникативных воздействий преподавателя и типы взаимоотношений с обучаемыми
/Пр/
Задание 1.
Составьте глоссарий по теме.
Задание 2.
Представьте реферат на выбор по одной из тем:
1. Психологические особенности студенческого возраста.
2. Проблема адаптации студента-первокурсника к условиям высшей школы.
3. Влияние студенческого коллектива на личность студента.
4. Проблема формирования личности студента в высшей школе.
5. Формирование профессионально-важных качеств студента в условиях высшей школы.
6. Развитие студентов на различных курсах обучения в вузе.
Задание 3.
Подготовьтесь к беседе на тему: «Как развивать внимание у студентов на занятии?»
Задание 4.
Подготовьтесь к беседе на следующие темы: «Какие советы по заучиванию материала можно дать студентам перед экзаменационной сессией?», «Как развивать память?»
Задание 5.
Подготовьтесь к беседе на тему «Требования к личности преподавателя вуза». С этой целью проанализируйте рассмотренные педагогические умения и выделите наиболее важные для преподавателя высшего учебного заведения.
Задание 6. Проведите самодиагностику по методикам:
1. Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко);
2. Методика «Способность к саморегуляции»;
3. Методика «Ваш стиль педагогического общения».
Задание 7
Опишите формы адаптации студентов-первокурсников к условиям высшей школы.
Задание 8.
Перечислите особенности студенческого коллектива.
/Ср/
1. Роль высшего образования в России и за рубежом
2. Предмет и категории педагогической науки
3. Связь педагогической науки с другими науками
4. Понятие дидактики
5. Сущность и структура дидактики
6. Методы обучения в высшей школе.
7. Принципы обучения в высшей школе
8. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
9. Структура педагогической деятельности
10. Общее представление о лекционной форме преподавания.
11. Виды и функции лекций
12. Методические аспекты подготовки лекции
13. Методика проведения лекционного занятия
14. Приемы стимулирования познавательной активности слушателей на лекции
15. Сущность и виды семинарских занятий
16. Методика проведения семинарского занятия
17. Методические аспекты проведения лабораторных занятий
18. Классификация технологий обучения
19. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
20. Методы активного обучения
21. Проблемное обучение в вузе
22. Культура речи педагога вуза
23. Стили педагогического общения
24. Этапы педагогического общения
25. Особенности развития личности студента
26. Социальная адаптация студентов в вузе
27. Типология личности студента и преподавателя вуза
28.Способы коммуникативных воздействий преподавателя
29. Проблемы повышения успеваемости студентов
30. Психологические особенности воспитания студентов
1. Особенности традиционной и инновационной стратегий организации образования.
2. Роль высшего образования в современную эпоху.
3. Связь педагогической науки с другими науками.
4. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности.
5. Методы обучения в высшей школе.
6. Движущие силы обучения.
7. Описание базовых понятий высшей школы.
8. Содержание образования.
9. Закономерности процесса обучения в высшей школе.
10. Модернизация образовательных технологий.
11. Обоснование социальных функций высшей школы.
12. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.
13. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности.
14. Развитие лекционной формы в системе вузовского образования.
15. Семинар как взаимодействие участников.
16. Активизация и пути совершенствования самостоятельной работы магистрантов.
17. Организационные принципы педагогического контроля.
18. Технологии в структуре учебного процесса.
19. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль.
20. Феномен психологии на занятиях психологии в высшей школе.
21. Возрастной подход в преподавании психологии.
22. Формирование психологической культуры студентов.
23. Лекция в системе профессионального обучения.
24. Роль изобразительных наглядных средств в преподавании психологии.
25. Игра как средство профессионального обучения психологии.
26. Проблемы педагогического общения.
27. Особенности социально-психологического тренинга.
28. Психическая саморегуляция и тренировка психических функций.
29. Составные компоненты педагогического мастерства.
30. Элементы актерского и режиссерского мастерства в деятельности педагога-психолога.
31. Проблемы оптимизации процесса обучения в высшей школе.
32. Психологические особенности мотивации обучения.
34. Законы подачи и управления информацией.
35. Обучение студентов с учетом психофизиологии.
36. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга в процессе обучения.
37. Особенности организации самостоятельной работы студентов.
38. Психофизиологические закономерности восприятия информации.
39. Особенности контроля в учебном процессе.
40. Психолого-педагогические особенности общения преподаватель-магистрант.
41. Оценка качества преподавания.
42. Культура самоорганизации деятельности преподавателя вуза.
43. Активные методы обучения в высшей школе.
44.Типология личности студента и преподавателя в вузе.
45. Коммуникативная культура педагога высшей школы.
46.Особенности самообразования и самовоспитания педагога высшей школы.
Семинарское занятие подразумевает два вида работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Сообщение не является принципиальным моментом семинара, будучи только провокацией, катализатором следующего за ним обсуждения. Сообщение должно занимать по времени не более 3 - 5 минут. Основной вид работы на семинаре - участие в обсуждении проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Отличие состоит в более тщательной работе с готовым материалом - лучшая его организация для подачи аудитории.
Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т. е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Имейте в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.
Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно - в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника - вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к семинару.
Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов - чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы. Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование - дело очень тонкое и трудоёмкое, в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда вкупе с творческой переработкой идей, в нём содержащихся. Конспектирование -один из эффективных способов усвоения письменного текста. Хотя само конспектирование уже может рассматриваться как обобщение, тем не менее есть смысл выделить последнее особо, поскольку в ходе заключительного обобщения идеи изучаемой работы окончательно утверждаются в сознании изучающего. Достоинством заключительного обобщения как самостоятельного этапа работы с текстом является то, что здесь читатель, будучи автором обобщений, отделяет себя от статьи, что является гарантией независимости читателя от тек¬ста.
Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к семинару следует уделить пристальное внимание. В сущности разбор источника не отличается от работы с литературой - то же чтение, конспектирование, обобщение.
Тщательная подготовка к семинарским занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа - столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др. Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью, это ваш словарный запас, и без общих значений мы, разноязыкие, ни о чём договориться не сможем.
Вот несколько правил поведения на семинарских занятиях:
- на семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше;
- если вы что-то решили произнести на семинаре, то пусть это будет нечто стоящее - не следует сотрясать воздух пустыми фразами;
- выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными, не занимайте эфир надолго. Старайтесь не перебивать говорящего, это некорректно; замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончании текущего выступления.
На семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому беседа будет идти не по содержанию прочитанных работ; преподаватель будет ставить проблемные вопросы, не все из которых могут прямо относиться к обработанной вами литературе.
По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе - для этого в течение семинара следует делать небольшие пометки. Таким образом практическое занятие не пройдёт для вас даром, закрепление результатов занятия ведёт к лучшему усвоению материала изученной темы и лучшей ориентации в структуре курса Отечественной истории. Вышеприведённая процедура должна практиковаться регулярно - стабильная и прилежная работа в течение семестра суть залог успеха на сессии.
Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену студент повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал.
Методические указания к подготовке и проведению учебной дискуссии по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто
Во время дискуссии аспиранты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:
- подготовка (информированность и компетентность) студентов по предложенной проблеме;
- семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми студентами);
- корректность поведения участников;
- умение преподавателя проводить дискуссию.
Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.
На первой стадии вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы.
Вторая стадия – стадия оценки – обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей.
Третья стадия – стадия консолидации – предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция.
Критерии оценивания дискуссии:
Оценка «5» (отлично) ставится, если: обучающийся полно усвоил учебный материал; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков.
Могут быть допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, учащийся не может применить теорию в новой ситуации.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
Методические указания к решению ситуационных задач по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
Ситуационные задачи – это совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.
Цель создания: формирование и развитие обучающегося как будущего активного субъекта деятельности, формирование его как личности
Сущность педагогической ситуации выражается через:
- противоречие между имеющимися педагогическими знаниями магистранта и новыми для него фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно, и которые требуют осмысления, установления связей и отношений между собой;
- развитие этого противоречия;
- его разрешение.
Алгоритм анализа ситуационной задачи
1.Сформулируйте проблему ситуации.
2.Проанализируйте возможные причины проблемной ситуации.
3.Охарактеризуйте участников ситуации (возрастные, индивидуально-психологические особенности).
4.Проанализируйте возможные последствия проблемной ситуации.
5.Сформулируйте педагогические задачи (пути решения педагогической проблемной ситуации).
6.Наметьте ход решения ситуации, в рамках одной из предложенных форм педагогического взаимодействия
Критерии оценивания ситуационных задач:
0 баллов – вариант ответа отсутствует, ответы, не имеющие отношения к сути решаемой ситуации, например.
1 балл – приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования.
2 балла – предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования.
3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование.
Методические рекомендации по подготовке к зачету по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
В период подготовки к зачету аспиранты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка аспиранта к зачету включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов к зачету.
Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету аспирантам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачет проводится в форме собеседования, охватывающего весь пройденный материал.