(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
01.04.01 Математика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
/Пр/
1.1. Базовые характеристики философии и методологии науки. Контексты понятия.
1.2. Наука как объект философско-методологического анализа.
1.3. Основные философские концепции исследования науки.
1.4. Эпистемологические модели научного познания.
1.5. Научное знание и его структура. /Пр/
2.1. История науки как системообразующее основание концептуальной модели философии науки.
2.2. Логика научного познания.
2.3. Методология научного творчества.
2.4. Методология естественно-научного познания.
2.5. Методология социально-гуманитарных наук.
2.6. Социологический дискурс современной философии и методологии науки. /Пр/
3.1. Философские проблемы современного естествознания.
3.2. Философские вопросы социально-гуманитарных наук.
3.3. Философия математики.
3.4. Философия техники.
3.5. Философские проблемы информатизации и искусственного интеллекта.
3.5. Философские проблемы права. /Пр/
Содержание работы:
Подготовка к устному и/или письменному опросу.
Подготовка к тестированию.
Форма отчетности:
Устный опрос.
Оценка тестирования.
Сроки контроля
Занятие № 1-2
Тема 1. Общие проблемы философии и методологии науки
Содержание работы:
Подготовка к устному и/или письменному опросу.
Подготовка к составлению план проспекта
Форма отчетности:
Устный опрос.
Оценка план проспекта
Сроки контроля
Занятие № 2-3
Тема 3. Философские проблемы конкретных наук
Содержание работы:
Подготовка к устному и/или письменному опросу.
Подготовка к написанию рецензии на научную статью
Форма отчетности:
Устный опрос.
Оценка рецензии.
Сроки контроля
Занятие № 3-4
/Ср/
1.Предмет философии и методологии науки.
2.Концептуальная модель современной философии и методологии науки.
3.Понятие и базовые характеристики науки.
4.Наука в современном мире. Сциентизм и антисциентизм.
5. Инновации в современной науке (проект, модель, полезная модель, технология).
6. Научное и вненаучное знание.
7.Соотношение науки и философии.
8.Наука и искусство.
9.Отличие науки от религии.
10.Экстернализм и интернализм о факторах развития науки.
11.Основные закономерности развития науки.
12.Реконструкция исторических форм науки и критерии различения типов научности.
13.Античный тип науки. Научные программы античности.
14.Особенности европейской средневековой науки.
15.Классическая наука: критерии, основания и тенденции развития.
16.Становление неклассической науки, её основные характеристики, принципы и основания.
17.Эпистемологические схемы постнеклассической науки: основные черты, принципы и основания.
18.Трансформация научности: классическая, неклассическая, постнеклассическая научная рациональность.
19.Структура научного знания.
20.Структурно-логический аспект науки (понятие, суждение, умозаключение, логические законы, доказательство, опровержение).
21.Структурно-генетический аспект науки (факт, идея, проблема, гипотеза, закон, теория).
22.Проблема истины в научном познании. Концепции истины в науке и философии. Проблема объективности научного знания.
23.Рациональность и истинность научного знания.
24.Предмет, формы и источник эмпирического уровня научного знания.
25.Теоретический уровень научного знания. Теоретический объект. Теория. Теоретическая схема.
26.Метатеоретический уровень научного знания (идеалы, нормы, стиль мышления, научная картина мира).
27.Структурно-функциональный разрез науки. Проблема классификации научного знания.
28.Структурно-фундаментальный аспект науки. Наука как социальный институт.
29.Историческая динамика, механизмы и модели порождения нового знания (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука).
30.Логико-эпистемологические подходы к исследованию науки. Позитивистская традиция философии науки.
31.Критический рационализм К. Поппера. Принцип верификации и фальсификации.
32.Т. Кун о развитии науки и сущности научных революций. Научные революции как перестройка методологических оснований науки.
33. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
34.Концепция личностного знания М. Полани.
35.Критический рационализм К. Поппера. Принцип верификации и фальсификации.
36.Отечественные философы науки о динамике научного знания ( В. С. Стёпин, А.К. Сухотин, В. В. Чешев, И. В. Черникова, Л. А. Микешина и др.).
37.Методологическая концепция постмодернизма.
38.Понятие методологии науки. Методология как ядро философии науки.
39. Интеллектуальные новации и междисциплинарный характер современной научной методологии.
40.Методология социально-гуманитарного познания.
41.Методология естественнонаучного знания.
43. Методологический кластер эмпирического уровня познания.
44. Теоретические методы исследования.
45.Дисциплинарные методы исследования.
46.Междисциплинарные методы исследования.
47.Парадигмальный метод, метод открытой рациональности и философский метод научного познания.
48.Уровни методологии (философский, общенаучный, частнонаучный, методика, техника).
49.Принципы и формы методологии.
50. Методологические подходы к научному исследованию.
51. Дисциплинарный и междисциплинарный подходы.
52.Системный подход. Понятие системы. Параметры системы. Алгоритм системного метода исследования.
53.Синергетический подход в современной методологии науки.
54.Философский подход и его методологическая полезность для частных наук.
55.Теоретико-дискурсивный подход. Дискурс как языковое знание. Дискурс как коммуникация.
56.Объяснение и понимание в методологии науки.
57.Номотетические и идеографические методологические программы, их разновидности.
58.Методология научного творчества.
59.Общая методология (схема) научного исследования.
60.Компьтеризация науки, её проблемы и следствия. Значение компьютеризации для решения проблемы сатурации научного знания.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Лекции – одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Лекции – особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у магистрантов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Методические указания по подготовке и написанию рефератов
1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2.Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.
3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и
б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;
д)общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4.Работа над рефератом включает ряд этапов:
а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.
•В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).
•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5.Оформление реферата.
а)титульный лист;
б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Образец оформления титульного листа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Кафедра права, философии и социологии
Реферат по дисциплине «Философия и методология науки»
Название темы
Исполнитель: фамилия, имя,
отч-во (полностью),
факультет, № группы
Научный консультант:
ученое звание, ученая степень,
фамилия, инициалы.
Горно-Алтайск (год)
Темы рефератов (образец)
1.Образ математики как науки: философский аспект.
2. Философия и проблема обоснования математики.
3.Специфика истины в биологии.
4.Критериальные ориентиры научного поиска в географии.
5.Функции философии в их отношении к экономике.
6.Методология социально-гуманитарного поиска.
8.Пространство и время в современной физической картине мира.
9.Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
10.Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
Критерии оценки реферата:
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя магистрант обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Образец оформления титульного листа
Методические указания по выполнению тестовых заданий
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания магистрантов по всему курсу дисциплины. Тесты могут использоваться: – магистрантами при подготовке к экзамену в форме самопроверки знаний;– преподавателями для проверки знаний в качестве проверки остаточных знаний магистрантов, изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться учебниками и иной литературой. Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, а также от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Количество баллов, набранных студентом, производится по формуле МРСт, либо автоматически в системе MOODL.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» ( 91-100%) выставляется, если работа выполнена на высоком уровне:
- знает программный и дополнительный материал по пройденной теме;
-умеет оперировать материалом и категориями дисциплины в соответствии с обозначенными целями и задачами;
- владеет философскими знаниями на общем уровне.
Оценка «хорошо» (76-90%) выставляется, если работа выполнена на хорошем (пороговом ) уровне:
- знает программный материал по пройденной теме;
-умеет самостоятельно работать без использования вспомогательных материалов.
но не владеет знаниями на общем уровне в полном объеме, имеются недочеты в ответах (1-2).
Оценка «удовлетворительно» (61-75%) выставляется, если работа выполнена на удовлетворительном (пороговом) уровне:
- знает программный материал по пройденной теме, но не умеет его использовать и не владеет им в полном объеме, имеются существенные недочеты в ответах (3-4);
Оценка «неудовлетворительно» (менее 60%) выставляется, если уровень не сформирован:
- не знает основной программный материал, не умеет его использовать, не владеет умениями и навыками выполнять практические и теоретические задания.
Методические указания к составлению план проспекта
Темы план проспекта
1. Философские основания научного исследования.
2. Общая методология научного исследования.
3.Проблема типологии методов науки.
4.Методологическое значение и роль философии в научной деятельности.
5.Науковедческие основания методологии науки.
6. Роль формальной логики в процессе оформления исследования.
8.Проектно-технологический тип организации научной деятельности.
Описание план проспекта
План-проспект представляет собой краткое изложение, расположенных в логическом порядке (вопросов), по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный материал. По данному плану можно судить об основных положениях содержания будущей работы, принципах раскрытия темы и соотношении объёмов отдельных её частей. Задание - сложное, но вполне выполнимое (Не Вы первые, не Вы последние). Объём должен быть небольшим, лишние подробности следует исключить. Объём не должен превышать двух страниц. А чем меньше он получится – тем лучше.
Требования к написанию план проспекта
Обосновать актуальность выбранной темы, которая предполагает развернутую аргументацию в пользу данной темы для своего исследования;
Определить цель работы;
Сформулировать задачи исследования, которые последовательно раскрывают те шаги, которые будут предприняты для достижения цели исследования;
Выделить объект исследования (то явление или процесс, которое порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения, по отношению к предмету выступает как общее);
Указать предмет исследования (то, что находится в границах объекта, локализация и уточнение проблемного поля исследования, по отношению к объекту выступает как частное);
Описать методы исследования;
Представить структуру работы;
Изложить кратко предполагаемое содержание темы по разделам (главам, параграфам) научно-исследовательской работы.
Ожидаемый результат
План-проспект направлен вперёд к будущему исследованию, к формированию необходимых умений, навыков и компетенций по направлению подготовки, а также научного теоретического мышления и нормативной учебно-исследовательской культуры
Критерии оценки:
Знает материал в полной мере, отлично понимает его. Умеет обосновать актуальность выбранной темы, определить цель работы; сформулировать задачи исследования, выделить объект исследования, указать предмет исследования; описать методы исследования; представить структуру работы. Владеет материалом в полном объёме. Способен обобщить, анализировать и кратко изложить предполагаемое содержание темы по разделам (главам, параграфам) учебно-исследовательской работы, сделать заключение.
«отлично», 91-100%, повышенный уровень
Показал на достаточном уровне хорошие знания по теме дисциплины. Умеет обосновать актуальность выбранной темы, определить цель работы; сформулировать задачи исследования, выделить объект исследования, указать предмет исследования, описать методы исследования; представить структуру работы. Владеет материалом на аналитическом уровне, способен обобщить и кратко изложить предполагаемое содержание темы по разделам (главам, параграфам) учебно-исследовательской работы, сделать заключение. Имеются недочёты содержательного характера (1-2)
«хорошо», 76-90%, пороговый уровень
Показал неполные знания по теме дисциплины, слабо владеет умениями и навыками обоснования, анализа, аргументации, описания, обобщения, делает не обоснованные выводы, практические задания решает удовлетворительно, при ответах на теоретические вопросы путается в философских понятиях и допускает более двух ошибок.
«удовлетворительно», 61-75%, пороговый уровень
Не знает основной программный материал по обозначенной теме, не владеет навыками обоснования, анализа, аргументации, описания, обобщения, не умеет делать выводы, не обладает умениями выполнять практические задания, предусмотренные рабочей программой и отвечать на поставленные вопросы по материалам темы.
«неудовлетворительно», менее 60%, уровень не сформирован
Методические указания по составлению рецензии на статью из научных периодических журналов по философским проблемам дисциплин и собеседование по итогам данной учебно-исследовательской деятельности.
Рецензия представляет собой оценочный критический анализ выбранной из предложенных преподавателем статей или взятых из различных периодических научно-профессиональных изданий.
При составлении рецензии предполагается выражение развернутого научно обоснованного отношения магистранта, выступающего в роли рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с собственными научными взглядами.
Рецензент, может, последовательно изложив идеи автора, высказать свое отношение, дать критическую оценку идеям, изложенным в работе.
Требования к составлению рецензии:
2.Обоснование автором методологии и методов исследования.
3.Определение новизны проблемы рассматриваемой в работе.
4.Выделение моментов связанных с критическим отношением автора к разработке заявленной проблематики у других исследователей.
5.Обозначение вопросов, вызывающих полемику или недостаточно раскрытых в работе.
6.Определение теоретической и практической значимости работы.
Критерии оценки:
обозначен предмет, сформулированы задачи, обоснована актуальность темы ; сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы
«отлично», 91-100%, повышенный уровень
Основные требования к составлению рецензии выполнены, но при этом допущены недочёты (1-2).
«хорошо», 76-90%, пороговый уровень
Основные требования к составлению рецензии выполнены, но при этом допущены недочёты (3).
«удовлетворительно», 61-75%, пороговый уровень
Тема статьи не проанализирована, обнаруживается существенные пробелы в предоставленном материале
«неудовлетворительно», менее 60%, уровень не сформирован
Методические указания по выполнению устного и/или письменного опроса
Опрос позволяет оценить знания и кругозор обучающегося, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Опрос – важнейшее средство развития мышления и речи. Он обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя. Обучающая функция состоит в выявлении деталей, которые по каким- то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачёту или экзамен
Критерии оценки:
«отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 91-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил – 76-90 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 61 - 75 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 60 % заданий
Методические указания по подготовке к экзамену
Изучение дисциплины «Философия и методология науки» завершается сдачей экзамена. Экзамен является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к экзамену магистранты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка к экзамену включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в экзаменационных материалах Фонда оценочных средств по дисциплине.
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе дисциплины.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу тех или иных причин не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем. По решению кафедры экзамен проводится в устной форме по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. На подготовку отводится 30 минут. По окончании ответа преподаватель может задать магистранту дополнительные и уточняющие вопросы.