2022-2023_45_04_01_2022_432М_plx_Эволюция русской литературной критики
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Эволюция русской литературной критики
Учебный план
45.04.01_2022_432М.plx

45.04.01 Филология

Русская литература в межкультурной коммуникации
 
экзамены 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
99,5
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
7 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
28
28
28
28
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
45,75
45,75
45,75
45,75
Сам. работа
99,5
99,5
99,5
99,5
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Линьков В.Д. _______________
 
 
Эволюция русской литературной критики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: сформировать у магистрантов систематизированные знания об эволюции русской литературной критики; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в критическом аспекте.
1.2
Задачи: 1)  дать представление о современном состоянии методологических проблем рус-ской литературной критики; 2) уметь анализировать и интерпретировать литературно-критические статьи изуча-емой эпохи; 3) владеть историко-литературным, критическим и теоретическим материалом, уме-нием связать теоретические знания с историко-литературными фактами; 4) определять основные подходы к пониманию литературно-критической деятельно-сти и ее особенностей. 5) формировать базовый понятийный (терминологический) аппарат.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные проблемы литературы ХХ в.
2.1.2
Филология в системе современного гуманитарного знания
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
История жанров в русской литературе
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Владеет навыками самостоятельного проведения научных исследований в области филологии, имагологии, компаративистики в контексте культур Запада и Востока.
 
ИД-1.ПК-1: Знает современные научные парадигмы изучения русской литератуы в компаративистской и имагологической перспективе.
 
ИД-2.ПК-1: Владеет навыками проведения научных исследований в области имагологии и компаративистики и представления результатов в научной и научно-популярной форме.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Литературная критика 19 века
 
1.1
Введение в теорию и историю критики. Предмет и задачи курса. Связь литературной критики со смежными областями ду-ховной деятельности (философия, эстетика, литературоведение, публицистика, журнали-стика). Периодизация русской литературной критики ХIХ века.

/Лек/

2
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Романтическая критика 1-й трети ХIХ века

Программа раннего русского романтизма. Литературно-критическая деятельность В.А. Жуковского и ее роль в формировании романтической эстетики и критики. /Пр/

2
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1.3
Философская критика 20 – 30-х гг. /Пр/
4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Концепция русского критического реализма в работах В.Г. Белинского   /Пр/
4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
Органическая критика  /Пр/
4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Реалистическая критика в творчестве представителей радикально-демократического направления

        Роль некрасовского «Современника» в идейной борьбе 40 – 60-х гг. Критическая дея-тельность Н.Г. Чернышевского, его роль в возрождении традиций  критики Белинского и ее эстетического кодекса. Диссертация Чернышевского и цикл ведущих статей как глав-ные манифесты реалистического направления. Н.А. Добролюбов как последователь Бе-линского и Чернышевского и продолжатель их традиций.

/Ср/

10
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.7
Писательская критика второй половины ХIХ века

Вклад ведущих русских писателей второй половины ХIХ века (Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Н.С. Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой и др.) в раз-работку литературной критики.  /Ср/

10
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.8
Труды по теории и исто-рии литературной критики. Монографии, учебники, хрестоматии.  /Лек/
2
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Литературная критика 20 века 1/2
 
2.1
Критика предсимволистского периода.

Особенности эпохи рубежа 19-20 вв.: формирование новой эстетической потребно-сти.  /Лек/

2
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Религиозно-философская критика.

Искания русской религиозно-философской критики. Основная тенденция – поворот от материализма и наукоцентризма к идеализму. Споры о критике указанного периода. Богоискательство в критике. Владимир Соловьев (1853-1900) – софиологическое направ-ление в философии всеединства.  /Пр/

4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Иван Ильин (1883-1954). Органическое соединение эстетического анализа с анали-зом духовно-философско-религиозным.  /Пр/
4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.4
Писательская критика первой половины 20 века.

Особые условия существования литературной критики послеоктябрьского периода.  /Лек/

2
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
2.5
Марина Цветаева (1892-1941). Мемуарный очерк, качества художнической критики (эмоциональность, ассоциативность, интерпретационность). Статьи, посвященные Па-стернаку. /Пр/
2
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.6
Формальная школа в критике.

Защита эстетической автономности искусства и требование выдвинуть в центр вни-мания исследователей эстетический анализ формы (Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский).

/Ср/

15
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.7
Критика 30-х гг. и создание нормативной системы оценок художественного произведения (модель произведения в контексте модели литературы социалистического реализма). /Ср/
15
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.8
Критическая деятельность Замятина, Б. Пильняка, М. Булгакова, А. Платонова. Критическая кампания 1929 г., развязанная РАППом против Е. Замятина, Б. Пильняка, М. Булгакова, А. Платонова, Артема Веселого и др.  /Ср/
4,5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.9
. Марксистская критика 1900 – 20-х гг.

Эстетические и литературно-критические построения Г.В. Плеханова. Попытка пе-ревода художественного произведения на язык социологии. Использование марксистской методологии при анализе литературных явлений.

Своеобразие трактовки марксистской методологии А.В. Луначарским («Основы по-зитивной эстетики», 1904).

Дискуссия о пролетарском искусстве в критике 1910-х гг. Статьи А.А.Богданова о пролетарской культуре эстетики в формировании методологии критического анализа.

/Ср/

5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.10
конспектирование, реферирование, аннотирование критических статей /Ср/
10
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. литературная критика 20 века 2/2
 
3.1
Особенности раз-вития литератур-ной критики во второй половине XX века.  /Лек/
2
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
Советская литера-турная критика се-редины 1950-60-х гг. /Лек/
2
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.3
Советская литера-турная критика 1970-начала 80-х гг. Обзор критического творчества отдель-ных критиков. /Лек/
2
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.4
Литературная критика России конца 80-х-начала 90-х гг.

Литературная критика России 1990-х гг.

/Лек/

2
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.5
Литературно-критические дискуссии 1960-90-х гг.

/Пр/

2
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
3.6
Литературно-критические дискуссии 1990-х гг. (Обзор основных дискуссий в рамках «круглого стола», проведенных журналом «Вопросы литературы» с 1989 по 2000 гг.).  /Пр/
2
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.7
конспектирование, реферирование, аннотирование  критических статей /Ср/
30
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
4
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
5.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
4
0
 
5.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
4
0
 
5.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Понятие литературной критики. 2.Литературная критика конца XIX-нач. XX в. (общая характеристика). 3. Критика предсимволистского периода (Аким Волынский, Юлий Айхенвальд, Иннокентий Анненский) 4. Переосмысление истории русской литературы в статьях символистов 5.Религиозно-философская критика начала XX в.(Бердяев Н., Ильин И.) 6. В.С. Соловьев-критик и публицист. 7. В.В. Розанов - критик и публицист. 8. Интерпретация творчества Ф.М. Достоевского в работах В.С. Соловьева, В.В. Розанова. 9. Марксистская критика: эстетика, основные имена. 10. Критическая деятельность Плеханова Г.В., А. Луначарского, А.К. Воронского (по выбору). 11. М. Горький. Первые выступления Горького-критика («О цинизме», 1908, «Разрушение личности», 1909 и др.). «Несвоевременные мысли…»: проблематика, поэтика. 12. Основные литературные группировки 1920-х гг. Позиция «Перевала» в литературных дискуссиях 20-х гг. 13. Писательская критика как феномен. 14. Литературно-критическое творчество А.Блока. Особенности стиля. Взгляд на русскую литературу. 15. Особенности критического мастерства И. Бунина. «Окаянные дни»: проблематика, позиция автора. 16. М. Цветаева. Основные качества художественной критики (эмоциональность, интерпретационность, ассоциативность). Основные жанры критической прозы. Особенности стиля. 17. Е.И. Замятин. Критика 1920-х гг. Создание группы «Серапионовы братья». Эстетические манифесты Замятина («О синтетизме», 22; «Новая русская проза», 23) 18. А. Платонов. Раннее критическое творчество («воронежское»). Зрелый период. Дискуссия о Пушкине («Пушкин – наш товарищ», 37; «Пушкин и Горький») 19. Формальная школа в критике (В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов). Вопросы теории критики. Творческий путь одного из представителей формальной школы (по выбору). 20. Творческий путь В. Шкловского-критика
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Публицистика раннего Горького. Проработка декадентской литературы. 2. Интеллигенция и народ. 3. Н.К. Михайловский как ведущий критик народнического направления. 4. Литературная критика конца XIX - начала XX в. 5. Формирование модернистской критики. 6. Марксистская литературная критика. 7. Эстетические и литературно-критические построения Г.В.Плеханова. 8. Литературная критика 1920-х годов. 9. Литературная критика 1930-1960-х годов. 10. Литературная критика 1990- 200-х годов. 11. Статус критики и критика в современную эпоху.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
является отдельным документом
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Прозоров В.В.
История русской литературной критики: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2009
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Свиридов С.В.
История и теория литературной критики. Основные понятия и термины. Задания. Рекомендации: учебно-методический комплекс
Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008
http://www.iprbookshop.ru/23782.html
 
Л2.2
Петрова Т.Г., Цурганова Е.А.
Литературная критика русской эмиграции первой волны (Современные отечественные исследования). Аналитический обзор: научное издание
Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2010
http://www.iprbookshop.ru/22494.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.6
MS Office
6.3.1.7
MS WINDOWS
6.3.1.8
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
404 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
стр. 9
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

 
стр. 10
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.