2022-2023_45_04_01_2022_432М_plx_Методика преподавания литературы в высшей школе
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика преподавания литературы в высшей школе
Учебный план
45.04.01_2022_432М.plx

45.04.01 Филология

Русская литература в межкультурной коммуникации
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
66,5
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
20
20
20
20
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,65
32,65
32,65
32,65
Сам. работа
66,5
66,5
66,5
66,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Бедарева Ирина Александровна _______________
 
 
Методика преподавания литературы в высшей школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: подготовка будущих научно-исследовательских и научно-педагогических кадров для высшей, средней школы и учреждений образования.
1.2
Задачи: - дать представление о системе литературоведческих дисциплин в педагогическом вузе, их месте в профессиональной подготовке выпускников филологического отделения, исследовательской и педагогической направленности всех курсов; - раскрыть взаимосвязь методологии, теории и методов как системы научного исследования; охарактеризовать основные формы занятий, методику их подготовки, планирования и проведения, требования к самостоятельной работе с учетом использования современных компьютерных средств в учебном процессе; - познакомить с профессиограммой педагога высшей школы, с требованиями и способами повышения педагогического уровня; - сформировать у будущих учителей представление о методологических основах.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы филологических исследований
2.1.2
Научно-исследовательская работа
2.1.3
Педагогика и психология
2.1.4
Актуальные вопросы современной русской и зарубежной литературы
2.1.5
Теория тропов: риторика, история, антропология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации;
 
Имеет способность профессионально проводить занятия в вузе на высоком уровне, проводить научные консультации с обучающимися.
ИД-1.ОПК-1: Успешно осуществляет профессиональную коммуникацию в научной, педагогической и других видах деятельности.
 
Имеет способность редактировать и создавать тексты различных функциональных стилей для подготовки лекций.
ИД-2.ОПК-1: Способен редактировать и создавать тексты различных функциональных стилей в профессиональной коммуникации.
 
 
ОПК-2: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
 
В профессиональной педагогической деятельности применяет различные методы научно-исследовательской работы.
ИД-1.ОПК-2: Корректно применяет различные методы научно-исследовательской работы в профессиональной, в том числе в педагогической деятельности.
 
Использует в работе на занятиях и консультациях навыки интерпретации научных трудов в избранной области филологии.   
ИД-2.ОПК-2: Обладает навыками чтения и интерпретации научных трудов в избранной области филологии. 
 
Способен использовать в профессиональной деятельности знания по истории филологических наук, основных исследовательских методах и научной проблематике в избранной научной области.
ИД-3.ОПК-2: Имеет представление об истории филологических наук, основных исследовательских методах и научной проблематике в избранной научной области.
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1. Образование как решающий фактор развития современного общества.
 
1.1
1. Образование как решающий фактор развития современного общества.

Концепция высшего филологического образования.  /Лек/

4
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
2. Роль лекций, учебной, научной и критической литературы в изучении и преподавании общих курсов. /Лек/
4
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Тема 1. Анализ программ и учебников по литературе для высшей школы /Пр/
4
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Тема 2. Литературные способности, критерии, периоды литературного развития читателя  /Пр/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
Образование как решающий фактор развития современного общества.

Выполнение заданий модуля.

Подготовка к практическим занятиям.

/Ср/

4
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. 2. Вузовские теоретико-литературные курсы.
 
2.1
1. Вузовские теоретико-литературные курсы.

Трудности преподавания. /Лек/

2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Тема 1. Принципы и виды анализа литературного произведения в высшей школе /Пр/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Тема 2. Приемы анализа литературного произведения в высшей школе /Пр/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.4
Вузовские теоретико-литературные курсы.

Выполнение заданий модуля.

Подготовка к практическим занятиям

/Ср/

6
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. 3. Вузовский педагог-литературовед.
 
3.1
1. Вузовский педагог-литературовед. Научно-исследовательская деятельность педагога, использование ее результатов в учебном процессе. /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
Этапы изучения литературного произведения в высшей школе /Пр/
4
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.3
Практические и лекционные занятия по литературе /Пр/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.4
Планирование работы преподавателя /Пр/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.5
Изучение эпического произведения на занятиях по литературе  /Пр/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.6
Изучение лирики и драмы

/Ср/

10
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.7
«Методы научного исследования в литературоведении».

«Формы организации учебного процесса в вузе».

Конспектирование источников.

/Ср/

20
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
3.8
Подготовка рефератов по темам 1-3 модулей.

Сбор информации, оформление реферата. /Ср/

20
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.9
Подготовка к экзамену. /Ср/
6,5
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
3
0
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1. Методика преподавания литературы как научная дисциплина, ее предмет, содержание, методы исследования.

2. Содержание и этапы литературного образования в современной школе

3. Программы по литературе для средней школы: современное состояние, проблемы и перспективы.

4. Учебники по литературе для средней школы.

5. Литературное развитие, литературные способности читателя-школьника.

6. Периоды развития читателя-школьника.

7. Опрос как средство развития читателя-школьника.

8. Чтение художественных произведений школьниками как социальная, психологиче-ская и методическая проблема.

9. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литера-туры.

10. Вступительные занятия в средних и старших классах.

11. Чтение произведения как этап изучения литературного произведения в школе.

12. Работа по усвоению текста художественного произведения. Работа над планом и пе-ресказом. Виды пересказов.

13. Заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе в средних и старших классах.

14. Специфика изучения эпического произведения в школе.

15. Специфика изучения лирического произведения в школе

16. Специфика изучения драматического произведения в школе.

17. Методы и приемы преподавания литературы в школе. Классификация методов обуче-ния литературе.

18. Анализ как этап изучения литературного произведения. Литературоведческий и школьный анализ: особенное и общее.

19. Приемы анализа художественного произведения в школе.

20. Урок литературы в современной средней школе.

21. Теория литературы и ее значение в школьном литературном образовании.

22. Актуальные проблемы преподавания литературы в школе.

23. Возрастные особенности и этапы литературного развития учащихся.

24. Актуальность теоретического наследия М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.М. Соко-лова.

25. Методическое наследие 20 в. Анализ деятельности одного из методистов (по выбору).

 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
26. Изучение биографии писателя в школе.

27. Значение наследия методистов 19 века в развитии современной отечественной науки (Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, Ц.П. Балталон).

28. Нестандартные формы уроков литературы.

29. Проблемное обучение на уроке литературы.

30. Анализ опыта учителя-словесника (по выбору).

31. Словарно-фразеологическая работа на уроках литературы.

32. Интеграция в современном литературном обучении и образовании.

33. Уроки развития речи в системе изучения литературной темы.

34. Проблемы речевого развития школьников в процессе изучения литературы.

35. Развитие устной речи учащихся как социальная и методическая проблема.

36. Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы

37. Изучение литературно-критической статьи на уроке литературы.

38. Обзорная тема в системе историко-литературного курса в старших классах.

39. Монографическая тема.

40. Внеклассная и внешкольная работа по литературе.

41. Вузовская и школьная методика преподавания литературы.

42. Профессиограмма педагога высшей школы.

43. Формы итоговой аттестации в вузе. Зачеты. Экзамены. Критерии экзаменационных оценок. Тестирование.

44. Самостоятельная работа студентов (руководство ею, обучение навыкам, использова-ние компьютерных технологий в получении и обработке литературоведческой информации).

45. Руководство научно – исследовательской работой студентов. Способы приобщения студентов к научной работе (выступления на практических и семинарских занятиях, выступ-ления на конференциях, познание законов научной полемики).

46. Курсовые, квалификационные, дипломные работы: тематика, проблематика, цель, за-дачи, гипотеза, методика исследования, его новизна.

47. Магистерские диссертации: структура, оформление, рецензирование, защита.

48. Методическое руководство аспирантами и соискателями (выбор проблемы, планиро-вание этапов работы, знакомство с особенностями жанра диссертации и оформление).

Критерии оценки:

- оценка «отлично» (повышенный уровень):

1) Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу. Студент знает и свободно излагает теоретические све-дения, что подразумевает следующие компоненты: а) дать точное определение рассматрива-емому литературному явлению; б) при наличии разновидностей рассматриваемого понятия необходимости представить классификацию; в) при наличии различных точек зрения в науке раскрыть их и указать причины разночтений; г) привести соответствующие примеры; д) теоретически обосновать и продемонстрировать на конкретных примерах стилистические возможности рассматриваемого явления.

2) Подтверждает примерами теоретический материал.

3) Если ответил на два вопроса и без подсказки.

- оценка «хорошо» (пороговый уровень):

Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей про-граммой, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, умеет правильно оце-нить полученные результаты расчетов или эксперимента. В ответе студент допускает неточ-ности фактического и теоретического плана, однако может исправить их при уточнении преподавателем.

– оценка «удовлетворительно»:

Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знакомство с рекомендованной справочной литера-турой. В ответе на теоретические вопросы студент допускает ошибки, ответ неполный, за-трудняется в формулировке дефиниций соответствующих терминов, однако может привести пример; в большинстве примеров допускает ошибки, которые исправляет при помощи наво-дящих вопросов преподавателя.

- оценка «неудовлетворительно» (уровень не сформирован):

При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины. Студент не владеет теоретическими сведениями по указанным вопро-сам, затрудняется в приведении примеров, большая часть практического материала выпол-нена неверно, студент затрудняется в исправлении ошибок.

Перечень компетенций, проверяемых на экзамене:

- способность самостоятельно проводить научные исследования в предметной области и методике обучения (ПК-1),

- умение применять современные методики литературоведческих исследований в об-ра-зовательном процессе (ИД-2.ПК-1),

- владение навыками разработки учебно-методических материалов для реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий по программам СПО, бакалавриата и дополнительным профессиональным программам 

 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
(ИД-3.ПК-1).

Вопросы и задания для практических занятий

Тема 1. Анализ школьных программ и учебников по литературе для средней шко-лы

1. Каковы основные этапы литературного образования и их особенности, нашедшие отражение в вариантах современных программ для общеобразовательной школы?

2. Какова роль программ и учебников в преподавании литературы в средних и стар-ших классах?

3. Учебники и учебные хрестоматии по литературе. Типы учебной и справочной ли-тературы для старшеклассников.

4. Каковы формы работы с учебником на уроке литературы?

Тема 2. Литературные способности, критерии, периоды литературного развития читателя-школьника

1. Литературное развитие читателя-школьника как совокупность проблем.

2. Выявление и дифференциация общеэстетических и собственно литературно-творческих способностей школьников.

3. Способы выявления уровня литературного развития школьников.

Тема 3. Принципы и виды анализа литературного произведения в школе

1. Каковы основные принципы анализа литературного произведения в школе?

2. Литературоведческий и школьный анализ: особенное и общее.

3. Филологический анализ как комплексный, включающий в себя лингвистический, стилистический и литературоведческий анализ.

4. Особенности комплексного анализа, используемого в школе. Можно ли утвер-ждать, что комплексный школьный анализ – это адаптированный вариант филологического анализа?

5. Как Е.А. Маймин реализовал принципы школьного анализа в разборе стихотворе-ния М.Ю. Лермонтова «Утес»? Какие уровни произведения включены в анализ (см. список литературы)?

Тема 4. Приемы анализа литературного произведения в школе

1. Какие приемы анализа литературного произведения используются в школе?  Мож-но ли их классифицировать по каким-либо основаниям?

2. Как трансформируются в школьных условиях литературоведческие приемы анали-за текста? Каковы функции каждого из приемов анализа?

3. Чем отличаются такие способы претворения литературного текста, как словесное рисование, киносценарий, инсценирование, мизансценирование?

4. Литературные игры как прием изучения и творческой интерпретации произведе-ния. Связь литературных игр с природой искусства, с естественной игровой деятельностью детей и подростков. Виды игр (читательские конкурсы, викторины, этюды, воображаемые путешествия и др.). Взаимодействие игр с другими приемами изучения литературного про-изведения.

5. Какой из способов претворения литературного текста (см. вопрос 3) вы предпочте-те дать ученикам при изучении второй и последней части романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» («Максим Максимыч», «Фаталист»?

Тема 5. Этапы изучения литературного произведения в школе

1. Этапы изучения литературного произведения, их задачи, специфика, разновидно-сти, формы проведения?

2. Как представлено рассмотрение этапов изучения литературного произведения в школе в учебниках для вузов (см. литературу), что в них особенного и общего?

3. Каково содержание школьного анализа как основного этапа изучения художе-ственного произведения, его принципы и приемы?  Основные требования к анализу (на ма-териале учебника и лекционного курса).

Тема 6. Урок литературы

1. Каковы главные методические требования к уроку литературы в современной шко-ле?

2. Типология уроков в дидактике и в методике преподавания литературы.

3. В чем особенности структуры уроков литературы?

4. Почему при планировании урока большое значение придается определению темы, целей и основных задач проведения урока? Как дифференцировать цели и задачи урока?

5. Какие цели уроков нужно обязательно объявлять учащимся, а какие нет, почему?

6. Чем достигается относительная завершенность каждого урока и органическая связь его со всей системой уроков по определенной теме?

7. Чем обусловлен выбор структуры и формы урока?

 
стр. 9
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
Тема 7. Планирование работы учителя-словесника

1. Каковы главные цели планирования работы учителя-словесника?  Как в этом про-цессе учитываются требования программ по литературе, характер изучаемого материала, особенности класса, опыт и индивидуальность учителя, достоинства и недостатки учебников и хрестоматий?

2. Каковы основные виды планирования?

3. Какое планирование педагоги и методисты называют тематическим? Почему учи-телю-практику важно определить относительно законченную систему, цикл уроков по кон-кретной теме и «сверхзадачу» их проведения? В чем специфические трудности тематическо-го планирования по литературе?

4. Каково назначение основного рабочего документа – поурочного плана? Чем от плана урока отличаются такие его разновидности, как план-конспект, сценарий?

Тема 8. Изучение эпического произведения на уроках литературы в средних и старших классах

1. Родовые и жанровые признаки эпоса, которые необходимо знать учащимся средних и старших классов. Способы углубления этих знаний в процессе литературного образования.

2. Основные пути изучения эпического произведения в школе

3. Особенности восприятия эпического произведения учащимися средних и старших классов.

4. Виды чтения эпического произведения на уроках литературы в средних и старших классах.

5. Формирование теоретико-литературных понятий на уроках изучения эпического про-изведения в средних и старших классах.

6. Трудности, с которыми сталкивается учитель при изучении большого эпического произведения.  

Тема 9. Изучение лирики в средних и старших классах

1. Какие компоненты школьного анализа являются общими для изучения эпических и лирических произведений? В чем существенное отличие изучения лирики как рода литера-туры?

2. Особенности восприятия поэзии подростками и старшими школьниками.

3. Лирические произведения в программе основной школы.

4. Основные задачи работы над поэтическими произведениями в средних и старших классах.

5. Формирование теоретико-литературных понятий в ходе анализа поэтического текста на уроках литературы в средних и старших классах.

6. Методика работы над поэтическим текстом в средних и старших классах З.Я.Рез и В.Г.Маранцмана (сравнить).

Тема 10. Изучение драматического произведения на уроках литературы в средних и старших классах

1. Жанрово-родовые признаки драмы. Компоненты драматического произведения, отли-чающие его от эпоса и лирики и подлежащие обязательному рассмотрению в процессе ана-лиза.

2. Место произведений драматургии в программе по литературе.  

3. Особенности восприятия произведений драматургии учащимися средних и старших классов.

4. Основные задачи работы над произведениями драматургии в средних и старших клас-сах.

5. Основные приемы изучения драматического произведения в школе (сопоставление текста пьесы и его сценического воплощения, чтение по ролям, мизансценирование, режис-сирование, составление рекомендаций для актеров и др.

6. Основные пути изучения драмы в школе.

7. Формирование теоретико-литературных понятий в ходе анализа драматургического произведения на уроках литературы в средних и старших классах.

Тема 11. Письменные творческие работы по литературе

1. Специфические особенности письменной речи, отличающие ее от устной речи.

2. Ученые-методисты (М.А. Рыбникова, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, В.А Николь-ский и др.)   о проблемах развития письменной речи школьников.

3. Виды упражнений по развитию письменной речи учащихся средних классов.

4. Место сочинения в общей системе литературного образования и развития школьни-ков.

5. Сочинения в старших классах: виды, типы, жанры сочинений.

6. Подготовка школьников к написанию сочинений.

7. Этапы работы над сочинением - рассуждением на уроках литературы в старших клас-сах.

8. Использование сведений теоретико-литературного характера в школьном сочинении. Анализ и интерпретация в структуре школьного сочинения по литературе.

9. Нормы и критерии оценки школьного сочинения.

10. Требования к выпускному и вступительному в вуз сочинению.  

Тема 12. Формирование теоретико-литературных понятий в средних и старших классах

1. Место теоретико-литературных знаний в структуре литературы как учебного предме-та.

2. Сведения теоретико-литературного характера в школьных программах (принципы включения в школьную программу, соотнесенность с текстом изучаемого произведения, по-следовательность обращения, системность в обращении).

3. Принципы формирования теоретико-литературных понятий в средних и старших классах.

4. Сензитивность различных возрастных групп к тем или иным теоретико-литературным понятиям.

 
стр. 10
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 

Тема 13. Концепция и планирование монографической темы

1. Место монографических тем в школьных программах по литературе.

2. Принципы изучения биографии писателя.

3. Изучение истории литературы, теории литературы, литературной критики в рамках изучения монографической темы.

4. Уроки подготовки к сочинению в структуре монографической темы.

5. Отслеживание результативности и эффективности обучения в ходе изучения моно-графической темы.

6. Планирование монографической темы.

Тема 14. Изучение обзорных тем на уроках литературы в старших классах

1. Место обзорных тем в разных вариантах школьных программ.

2. Классификации обзорных тем.

3. Значение водных и обобщающих обзорных тем.

4. Деятельность учителя и деятельность учащихся на занятиях по обзорной теме.

5. Варианты структурирования обзорных тем.

6. Планирование обзорной темы.

Тема 15. Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы в школе

1. Место литературной критики в школьных программах.

2. Цель, задачи и основные этапы изучения литературно- критических статей и матери-алов на уроках литературы.

3. Основные методические принципы изучения литературной критики.

4. Методика использования фрагментов литературно-критических работ в процессе ана-лиза литературного произведения.

5. Пути изучения литературно-критической статьи на уроках литературы в старших классах. Возможные виды деятельности учащихся.

Тема 16. Стратегии технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературы

1. Педагогическая технология развития критического мышления: признаки, основа-ния, механизмы.

2. ТРКМЧП в вузе и в школе.

3. Приемы и стратегии работы с различными видами текстов.

4. Стратегия работы с художественными текстами.

5. Стратегии развития критического мышления в лекционной форме.

Критерии оценки:

Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень

Ответ исчерпывающий.  Материал изложен грамотно, в определенной логической по-следовательности, точно используется тер-минология, проявлено умение использовать учебные материалы для аргументации и самостоятельных выводов. Показано уме-ние иллюстрировать теоретические поло-жения конкретными примерами, применять их в новой ситуации. Продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчи-вость компетенций, умений и навыков. От-вет прозвучал самостоятельно, без наводя-щих вопросов. Могут быть допущены одна – две неточности при освещении второсте-пенных вопросов, которые исправляются по замечанию. «отлично», повышенный уровень

Ответ обнаруживает хорошее знание и по-нимание учебного материала, умение его анализировать, приводя необходимые при-меры. Умение излагать материал последо-вательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргумента-ция, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, допускаются от-дельные погрешности в речевом оформле-нии высказываний; в изложении могут быть допущены небольшие пробелы, не иска-зившие содержание ответа. Один – два недочета при освещении учебного материа-ла, исправленные по замечанию преподава-теля. «хорошо», пороговый уровень

В ответе материал раскрыт в основном пра-вильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последователь-ности изложения. Нет полноценных обоб-щений и выводов, допущены ошибки в ре-чевом оформлении высказывания. Хотя со-держание материала раскрыто неполно или непоследовательно, показано общее пони-мание вопроса и продемонстрированы уме-ния, достаточные для дальнейшего усвое-ния материала. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправлен-ные после нескольких наводящих вопросов. При неполном знании теоретического ма-териала выявлена недостаточная сформиро-ванность компетенций, умений и навыков. «удовлетворительно», пороговый уровень

Не раскрыто основное содержание учебно-го материала. Обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важ-ной части учебного материала. Допущены ошибки в определении понятий, при ис-пользовании терминологии, которые не ис-правлены после нескольких наводящих во-просов. Не сформированы компетенции, умения и навыки. «неудовлетворительно», уровень не сфор-мирован

Тесты для контроля

1. Определите предмет методики преподавания литературы в вузе:

а) процесс изучения литературы студентами;

б) цели изучения литературы;

 
стр. 11
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
в) содержание курсов литературы;

г) методы и технологии изучения литературы.

2. По какому принципу структурированы курсы литературы в вузе:

а) по тематическому;

б) национальному;

в) хронологическому.

3. По определению С. Аверинцева, филология является «содружеством гуманитарных дисци-плин», изучающих

а) тексты;

б) духовную культуру;

в) любую прагматическую информацию.

4.  С чего начинается духовная культура читателя:

а) этическое;

б) эстетическое.

5.Каким текстам при определении содержания литературоведческих курсов следует отдать предпочтение:

а) формирующим общечеловеческие нравственные ценности;

б) формирующим плюралистические подходы;

в) формирующим эстетические ценности на основе национальной культуры.

6. Филолог рассматривается как интерпретатор художественного текста. Определите четыре непреходящих специализации филолога:

а) педагог;

б) создатель новых текстов;

в) хранитель древних рукописей;

г) собиратель, обработчик информации;

д) переводчик;

е) краевед.

7. Какие разделы включает основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 540300 филологическое образование:

а) базисный план;

б) учебный план;

в) программы учебных дисциплин;

г) программы учебно-исследовательской и педагогических практик;

д) программы текущих аттестаций;

е) программы итоговой аттестации.

8. Какое содержание включает в себя квалификационная характеристика бакалавра филоло-гического образования:

а) выпускник должен знать (что?);

б) уметь (что?);

в) быть (каким?).

9. Обязательный минимум содержания основной образовательной подготовки бакалавра со-стоит из дисциплин

а) федерального компонента;

б) национально-регионального;

в) вузовского;

г) вариативных;

д) обязательных;

е) факультативных дисциплин.

10. От каких условий зависит содержание литературного образования в вузе:

а) от развития филологической науки;

б) от потребностей общества в профессии, основу которой составляет литература;

в) от квалификации кадров, определяющих направление развития образования;

г) от ориентации государства на глобализацию образования.

11. Стиль научного мышления зависит в наибольшей степени:

а) от одаренности исследователя;

б) от осведомленности в методологии, теории и методах исследования;

в) от избранной темы;

г) от научного руководства.

12. Какая из областей знания характеризует компоненты научного исследования (объект исследования, предмет анализа и т. д.):

а теория;

 
стр. 12
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
б методика и техника исследования;

в методология.

13. Комплексный и системный подходы в современных научных исследованиях связаны:

а) с теорией;

б) с методологией.

14. Определите методы научного исследования в литературоведении:

а) сравнительно-исторический;

б) экспериментальный;

в) социологический;

г) структурный;

д) формальный.

15. По каким критериям оценивается качество вузовской лекции:

а) содержание;

б) методика;

в) актуальность;

г) лекторские данные;

д) результативность;

е) руководство работой слушателей.

Критерии оценки

«Зачтено» – верно выполнение 55% заданий.

«Не зачтено» – выполнение менее 55% заданий верно.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тематика рефератов 1. Основные проблемы курса методики преподавания литературы в вузе. 2. Образование как решающий фактор развития общества, роль и значение гуманитарного образования. Концепция филологического образования. 3. Структура филологического образования вуза (цель, содержание и проблемы литературного образования). 4. ГОС и учебные планы подготовки бакалавров. 5. Требования и условия реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров. 6. Методология, теория и методы как система научного исследования. 7. Методы научного исследования в литературоведении. 8. Требования, функции, критерии оценки качества вузовской лекции. 9. Практические занятия по литературоведческим дисциплинам (цели, структура, формы). 10. Система спецкурсов. Связь с проблемами науки и научно-исследовательской деятельностью преподавателя. 11. Требования к составлению библиографии. 12. Ориентация основных форм занятий в вузе на творческое развитие личности и профессиональную подготовку выпускников.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
является отдельным документом

.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

Вопросы для практических занятий

Тесты

Реферат

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Шестакова Л.Г., Безусова Т.А.
Вопросы методики преподавания в высшей школе: учебно-методическое пособие
Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2019
http://www.iprbookshop.ru/86556.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 13
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Чертов В.Ф., Антипова А.М., Белоусова Е.И.
Методика преподавания литературы. Персоналии. Биобиблиографический словарь
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018
http://www.iprbookshop.ru/79047.html
 
Л2.2
Грибанская Е.Э., Клепальченко И. А., Новикова [и др.] М.Г.
Организация учебной и воспитательной работы в вузе
, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65868.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные 

 
стр. 14
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.