(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Концепция высшего филологического образования. /Лек/
Выполнение заданий модуля.
Подготовка к практическим занятиям.
/Ср/
Трудности преподавания. /Лек/
Выполнение заданий модуля.
Подготовка к практическим занятиям
/Ср/
/Ср/
«Формы организации учебного процесса в вузе».
Конспектирование источников.
/Ср/
Сбор информации, оформление реферата. /Ср/
1. Методика преподавания литературы как научная дисциплина, ее предмет, содержание, методы исследования.
2. Содержание и этапы литературного образования в современной школе
3. Программы по литературе для средней школы: современное состояние, проблемы и перспективы.
4. Учебники по литературе для средней школы.
5. Литературное развитие, литературные способности читателя-школьника.
6. Периоды развития читателя-школьника.
7. Опрос как средство развития читателя-школьника.
8. Чтение художественных произведений школьниками как социальная, психологиче-ская и методическая проблема.
9. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литера-туры.
10. Вступительные занятия в средних и старших классах.
11. Чтение произведения как этап изучения литературного произведения в школе.
12. Работа по усвоению текста художественного произведения. Работа над планом и пе-ресказом. Виды пересказов.
13. Заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе в средних и старших классах.
14. Специфика изучения эпического произведения в школе.
15. Специфика изучения лирического произведения в школе
16. Специфика изучения драматического произведения в школе.
17. Методы и приемы преподавания литературы в школе. Классификация методов обуче-ния литературе.
18. Анализ как этап изучения литературного произведения. Литературоведческий и школьный анализ: особенное и общее.
19. Приемы анализа художественного произведения в школе.
20. Урок литературы в современной средней школе.
21. Теория литературы и ее значение в школьном литературном образовании.
22. Актуальные проблемы преподавания литературы в школе.
23. Возрастные особенности и этапы литературного развития учащихся.
24. Актуальность теоретического наследия М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.М. Соко-лова.
25. Методическое наследие 20 в. Анализ деятельности одного из методистов (по выбору).
27. Значение наследия методистов 19 века в развитии современной отечественной науки (Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, Ц.П. Балталон).
28. Нестандартные формы уроков литературы.
29. Проблемное обучение на уроке литературы.
30. Анализ опыта учителя-словесника (по выбору).
31. Словарно-фразеологическая работа на уроках литературы.
32. Интеграция в современном литературном обучении и образовании.
33. Уроки развития речи в системе изучения литературной темы.
34. Проблемы речевого развития школьников в процессе изучения литературы.
35. Развитие устной речи учащихся как социальная и методическая проблема.
36. Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы
37. Изучение литературно-критической статьи на уроке литературы.
38. Обзорная тема в системе историко-литературного курса в старших классах.
39. Монографическая тема.
40. Внеклассная и внешкольная работа по литературе.
41. Вузовская и школьная методика преподавания литературы.
42. Профессиограмма педагога высшей школы.
43. Формы итоговой аттестации в вузе. Зачеты. Экзамены. Критерии экзаменационных оценок. Тестирование.
44. Самостоятельная работа студентов (руководство ею, обучение навыкам, использова-ние компьютерных технологий в получении и обработке литературоведческой информации).
45. Руководство научно – исследовательской работой студентов. Способы приобщения студентов к научной работе (выступления на практических и семинарских занятиях, выступ-ления на конференциях, познание законов научной полемики).
46. Курсовые, квалификационные, дипломные работы: тематика, проблематика, цель, за-дачи, гипотеза, методика исследования, его новизна.
47. Магистерские диссертации: структура, оформление, рецензирование, защита.
48. Методическое руководство аспирантами и соискателями (выбор проблемы, планиро-вание этапов работы, знакомство с особенностями жанра диссертации и оформление).
Критерии оценки:
- оценка «отлично» (повышенный уровень):
1) Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу. Студент знает и свободно излагает теоретические све-дения, что подразумевает следующие компоненты: а) дать точное определение рассматрива-емому литературному явлению; б) при наличии разновидностей рассматриваемого понятия необходимости представить классификацию; в) при наличии различных точек зрения в науке раскрыть их и указать причины разночтений; г) привести соответствующие примеры; д) теоретически обосновать и продемонстрировать на конкретных примерах стилистические возможности рассматриваемого явления.
2) Подтверждает примерами теоретический материал.
3) Если ответил на два вопроса и без подсказки.
- оценка «хорошо» (пороговый уровень):
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей про-граммой, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, умеет правильно оце-нить полученные результаты расчетов или эксперимента. В ответе студент допускает неточ-ности фактического и теоретического плана, однако может исправить их при уточнении преподавателем.
– оценка «удовлетворительно»:
Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знакомство с рекомендованной справочной литера-турой. В ответе на теоретические вопросы студент допускает ошибки, ответ неполный, за-трудняется в формулировке дефиниций соответствующих терминов, однако может привести пример; в большинстве примеров допускает ошибки, которые исправляет при помощи наво-дящих вопросов преподавателя.
- оценка «неудовлетворительно» (уровень не сформирован):
При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины. Студент не владеет теоретическими сведениями по указанным вопро-сам, затрудняется в приведении примеров, большая часть практического материала выпол-нена неверно, студент затрудняется в исправлении ошибок.
Перечень компетенций, проверяемых на экзамене:
- способность самостоятельно проводить научные исследования в предметной области и методике обучения (ПК-1),
- умение применять современные методики литературоведческих исследований в об-ра-зовательном процессе (ИД-2.ПК-1),
- владение навыками разработки учебно-методических материалов для реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий по программам СПО, бакалавриата и дополнительным профессиональным программам
Вопросы и задания для практических занятий
Тема 1. Анализ школьных программ и учебников по литературе для средней шко-лы
1. Каковы основные этапы литературного образования и их особенности, нашедшие отражение в вариантах современных программ для общеобразовательной школы?
2. Какова роль программ и учебников в преподавании литературы в средних и стар-ших классах?
3. Учебники и учебные хрестоматии по литературе. Типы учебной и справочной ли-тературы для старшеклассников.
4. Каковы формы работы с учебником на уроке литературы?
Тема 2. Литературные способности, критерии, периоды литературного развития читателя-школьника
1. Литературное развитие читателя-школьника как совокупность проблем.
2. Выявление и дифференциация общеэстетических и собственно литературно-творческих способностей школьников.
3. Способы выявления уровня литературного развития школьников.
Тема 3. Принципы и виды анализа литературного произведения в школе
1. Каковы основные принципы анализа литературного произведения в школе?
2. Литературоведческий и школьный анализ: особенное и общее.
3. Филологический анализ как комплексный, включающий в себя лингвистический, стилистический и литературоведческий анализ.
4. Особенности комплексного анализа, используемого в школе. Можно ли утвер-ждать, что комплексный школьный анализ – это адаптированный вариант филологического анализа?
5. Как Е.А. Маймин реализовал принципы школьного анализа в разборе стихотворе-ния М.Ю. Лермонтова «Утес»? Какие уровни произведения включены в анализ (см. список литературы)?
Тема 4. Приемы анализа литературного произведения в школе
1. Какие приемы анализа литературного произведения используются в школе? Мож-но ли их классифицировать по каким-либо основаниям?
2. Как трансформируются в школьных условиях литературоведческие приемы анали-за текста? Каковы функции каждого из приемов анализа?
3. Чем отличаются такие способы претворения литературного текста, как словесное рисование, киносценарий, инсценирование, мизансценирование?
4. Литературные игры как прием изучения и творческой интерпретации произведе-ния. Связь литературных игр с природой искусства, с естественной игровой деятельностью детей и подростков. Виды игр (читательские конкурсы, викторины, этюды, воображаемые путешествия и др.). Взаимодействие игр с другими приемами изучения литературного про-изведения.
5. Какой из способов претворения литературного текста (см. вопрос 3) вы предпочте-те дать ученикам при изучении второй и последней части романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» («Максим Максимыч», «Фаталист»?
Тема 5. Этапы изучения литературного произведения в школе
1. Этапы изучения литературного произведения, их задачи, специфика, разновидно-сти, формы проведения?
2. Как представлено рассмотрение этапов изучения литературного произведения в школе в учебниках для вузов (см. литературу), что в них особенного и общего?
3. Каково содержание школьного анализа как основного этапа изучения художе-ственного произведения, его принципы и приемы? Основные требования к анализу (на ма-териале учебника и лекционного курса).
Тема 6. Урок литературы
1. Каковы главные методические требования к уроку литературы в современной шко-ле?
2. Типология уроков в дидактике и в методике преподавания литературы.
3. В чем особенности структуры уроков литературы?
4. Почему при планировании урока большое значение придается определению темы, целей и основных задач проведения урока? Как дифференцировать цели и задачи урока?
5. Какие цели уроков нужно обязательно объявлять учащимся, а какие нет, почему?
6. Чем достигается относительная завершенность каждого урока и органическая связь его со всей системой уроков по определенной теме?
7. Чем обусловлен выбор структуры и формы урока?
1. Каковы главные цели планирования работы учителя-словесника? Как в этом про-цессе учитываются требования программ по литературе, характер изучаемого материала, особенности класса, опыт и индивидуальность учителя, достоинства и недостатки учебников и хрестоматий?
2. Каковы основные виды планирования?
3. Какое планирование педагоги и методисты называют тематическим? Почему учи-телю-практику важно определить относительно законченную систему, цикл уроков по кон-кретной теме и «сверхзадачу» их проведения? В чем специфические трудности тематическо-го планирования по литературе?
4. Каково назначение основного рабочего документа – поурочного плана? Чем от плана урока отличаются такие его разновидности, как план-конспект, сценарий?
Тема 8. Изучение эпического произведения на уроках литературы в средних и старших классах
1. Родовые и жанровые признаки эпоса, которые необходимо знать учащимся средних и старших классов. Способы углубления этих знаний в процессе литературного образования.
2. Основные пути изучения эпического произведения в школе
3. Особенности восприятия эпического произведения учащимися средних и старших классов.
4. Виды чтения эпического произведения на уроках литературы в средних и старших классах.
5. Формирование теоретико-литературных понятий на уроках изучения эпического про-изведения в средних и старших классах.
6. Трудности, с которыми сталкивается учитель при изучении большого эпического произведения.
Тема 9. Изучение лирики в средних и старших классах
1. Какие компоненты школьного анализа являются общими для изучения эпических и лирических произведений? В чем существенное отличие изучения лирики как рода литера-туры?
2. Особенности восприятия поэзии подростками и старшими школьниками.
3. Лирические произведения в программе основной школы.
4. Основные задачи работы над поэтическими произведениями в средних и старших классах.
5. Формирование теоретико-литературных понятий в ходе анализа поэтического текста на уроках литературы в средних и старших классах.
6. Методика работы над поэтическим текстом в средних и старших классах З.Я.Рез и В.Г.Маранцмана (сравнить).
Тема 10. Изучение драматического произведения на уроках литературы в средних и старших классах
1. Жанрово-родовые признаки драмы. Компоненты драматического произведения, отли-чающие его от эпоса и лирики и подлежащие обязательному рассмотрению в процессе ана-лиза.
2. Место произведений драматургии в программе по литературе.
3. Особенности восприятия произведений драматургии учащимися средних и старших классов.
4. Основные задачи работы над произведениями драматургии в средних и старших клас-сах.
5. Основные приемы изучения драматического произведения в школе (сопоставление текста пьесы и его сценического воплощения, чтение по ролям, мизансценирование, режис-сирование, составление рекомендаций для актеров и др.
6. Основные пути изучения драмы в школе.
7. Формирование теоретико-литературных понятий в ходе анализа драматургического произведения на уроках литературы в средних и старших классах.
Тема 11. Письменные творческие работы по литературе
1. Специфические особенности письменной речи, отличающие ее от устной речи.
2. Ученые-методисты (М.А. Рыбникова, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, В.А Николь-ский и др.) о проблемах развития письменной речи школьников.
3. Виды упражнений по развитию письменной речи учащихся средних классов.
4. Место сочинения в общей системе литературного образования и развития школьни-ков.
5. Сочинения в старших классах: виды, типы, жанры сочинений.
6. Подготовка школьников к написанию сочинений.
7. Этапы работы над сочинением - рассуждением на уроках литературы в старших клас-сах.
8. Использование сведений теоретико-литературного характера в школьном сочинении. Анализ и интерпретация в структуре школьного сочинения по литературе.
9. Нормы и критерии оценки школьного сочинения.
10. Требования к выпускному и вступительному в вуз сочинению.
Тема 12. Формирование теоретико-литературных понятий в средних и старших классах
1. Место теоретико-литературных знаний в структуре литературы как учебного предме-та.
2. Сведения теоретико-литературного характера в школьных программах (принципы включения в школьную программу, соотнесенность с текстом изучаемого произведения, по-следовательность обращения, системность в обращении).
3. Принципы формирования теоретико-литературных понятий в средних и старших классах.
4. Сензитивность различных возрастных групп к тем или иным теоретико-литературным понятиям.
Тема 13. Концепция и планирование монографической темы
1. Место монографических тем в школьных программах по литературе.
2. Принципы изучения биографии писателя.
3. Изучение истории литературы, теории литературы, литературной критики в рамках изучения монографической темы.
4. Уроки подготовки к сочинению в структуре монографической темы.
5. Отслеживание результативности и эффективности обучения в ходе изучения моно-графической темы.
6. Планирование монографической темы.
Тема 14. Изучение обзорных тем на уроках литературы в старших классах
1. Место обзорных тем в разных вариантах школьных программ.
2. Классификации обзорных тем.
3. Значение водных и обобщающих обзорных тем.
4. Деятельность учителя и деятельность учащихся на занятиях по обзорной теме.
5. Варианты структурирования обзорных тем.
6. Планирование обзорной темы.
Тема 15. Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы в школе
1. Место литературной критики в школьных программах.
2. Цель, задачи и основные этапы изучения литературно- критических статей и матери-алов на уроках литературы.
3. Основные методические принципы изучения литературной критики.
4. Методика использования фрагментов литературно-критических работ в процессе ана-лиза литературного произведения.
5. Пути изучения литературно-критической статьи на уроках литературы в старших классах. Возможные виды деятельности учащихся.
Тема 16. Стратегии технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературы
1. Педагогическая технология развития критического мышления: признаки, основа-ния, механизмы.
2. ТРКМЧП в вузе и в школе.
3. Приемы и стратегии работы с различными видами текстов.
4. Стратегия работы с художественными текстами.
5. Стратегии развития критического мышления в лекционной форме.
Критерии оценки:
Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень
Ответ исчерпывающий. Материал изложен грамотно, в определенной логической по-следовательности, точно используется тер-минология, проявлено умение использовать учебные материалы для аргументации и самостоятельных выводов. Показано уме-ние иллюстрировать теоретические поло-жения конкретными примерами, применять их в новой ситуации. Продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчи-вость компетенций, умений и навыков. От-вет прозвучал самостоятельно, без наводя-щих вопросов. Могут быть допущены одна – две неточности при освещении второсте-пенных вопросов, которые исправляются по замечанию. «отлично», повышенный уровень
Ответ обнаруживает хорошее знание и по-нимание учебного материала, умение его анализировать, приводя необходимые при-меры. Умение излагать материал последо-вательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргумента-ция, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, допускаются от-дельные погрешности в речевом оформле-нии высказываний; в изложении могут быть допущены небольшие пробелы, не иска-зившие содержание ответа. Один – два недочета при освещении учебного материа-ла, исправленные по замечанию преподава-теля. «хорошо», пороговый уровень
В ответе материал раскрыт в основном пра-вильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последователь-ности изложения. Нет полноценных обоб-щений и выводов, допущены ошибки в ре-чевом оформлении высказывания. Хотя со-держание материала раскрыто неполно или непоследовательно, показано общее пони-мание вопроса и продемонстрированы уме-ния, достаточные для дальнейшего усвое-ния материала. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправлен-ные после нескольких наводящих вопросов. При неполном знании теоретического ма-териала выявлена недостаточная сформиро-ванность компетенций, умений и навыков. «удовлетворительно», пороговый уровень
Не раскрыто основное содержание учебно-го материала. Обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важ-ной части учебного материала. Допущены ошибки в определении понятий, при ис-пользовании терминологии, которые не ис-правлены после нескольких наводящих во-просов. Не сформированы компетенции, умения и навыки. «неудовлетворительно», уровень не сфор-мирован
Тесты для контроля
1. Определите предмет методики преподавания литературы в вузе:
а) процесс изучения литературы студентами;
б) цели изучения литературы;
г) методы и технологии изучения литературы.
2. По какому принципу структурированы курсы литературы в вузе:
а) по тематическому;
б) национальному;
в) хронологическому.
3. По определению С. Аверинцева, филология является «содружеством гуманитарных дисци-плин», изучающих
а) тексты;
б) духовную культуру;
в) любую прагматическую информацию.
4. С чего начинается духовная культура читателя:
а) этическое;
б) эстетическое.
5.Каким текстам при определении содержания литературоведческих курсов следует отдать предпочтение:
а) формирующим общечеловеческие нравственные ценности;
б) формирующим плюралистические подходы;
в) формирующим эстетические ценности на основе национальной культуры.
6. Филолог рассматривается как интерпретатор художественного текста. Определите четыре непреходящих специализации филолога:
а) педагог;
б) создатель новых текстов;
в) хранитель древних рукописей;
г) собиратель, обработчик информации;
д) переводчик;
е) краевед.
7. Какие разделы включает основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 540300 филологическое образование:
а) базисный план;
б) учебный план;
в) программы учебных дисциплин;
г) программы учебно-исследовательской и педагогических практик;
д) программы текущих аттестаций;
е) программы итоговой аттестации.
8. Какое содержание включает в себя квалификационная характеристика бакалавра филоло-гического образования:
а) выпускник должен знать (что?);
б) уметь (что?);
в) быть (каким?).
9. Обязательный минимум содержания основной образовательной подготовки бакалавра со-стоит из дисциплин
а) федерального компонента;
б) национально-регионального;
в) вузовского;
г) вариативных;
д) обязательных;
е) факультативных дисциплин.
10. От каких условий зависит содержание литературного образования в вузе:
а) от развития филологической науки;
б) от потребностей общества в профессии, основу которой составляет литература;
в) от квалификации кадров, определяющих направление развития образования;
г) от ориентации государства на глобализацию образования.
11. Стиль научного мышления зависит в наибольшей степени:
а) от одаренности исследователя;
б) от осведомленности в методологии, теории и методах исследования;
в) от избранной темы;
г) от научного руководства.
12. Какая из областей знания характеризует компоненты научного исследования (объект исследования, предмет анализа и т. д.):
а теория;
в методология.
13. Комплексный и системный подходы в современных научных исследованиях связаны:
а) с теорией;
б) с методологией.
14. Определите методы научного исследования в литературоведении:
а) сравнительно-исторический;
б) экспериментальный;
в) социологический;
г) структурный;
д) формальный.
15. По каким критериям оценивается качество вузовской лекции:
а) содержание;
б) методика;
в) актуальность;
г) лекторские данные;
д) результативность;
е) руководство работой слушателей.
Критерии оценки
«Зачтено» – верно выполнение 55% заданий.
«Не зачтено» – выполнение менее 55% заданий верно.
.
Вопросы для практических занятий
Тесты
Реферат
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.