(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
/Пр/
1.1. Базовые характеристики философии и методологии науки. Контексты понятия.
1.2. Наука как объект философско-методологического анализа.
1.3. Основные философские концепции исследования науки.
1.4. Эпистемологические модели научного познания.
1.5. Научное знание и его структура. /Пр/
2.1. История науки как системообразующее основание концептуальной модели философии науки.
2.2. Логика научного познания.
2.3. Методология научного творчества.
2.4. Методология естественно-научного познания.
2.5. Методология социально-гуманитарных наук.
2.6. Социологический дискурс современной философии и методологии науки. /Пр/
3.1. Философские проблемы современного естествознания.
3.2. Философские вопросы социально-гуманитарных наук.
3.3. Философия математики.
3.4. Философия техники.
3.5. Философские проблемы информатизации и искусственного интеллекта.
3.5. Философские проблемы права. /Пр/
Содержание работы:
Подготовка к устному и/или письменному опросу.
Подготовка к тестированию.
Форма отчетности:
Устный опрос.
Оценка тестирования.
Сроки контроля
Занятие № 1-2
Тема 1. Общие проблемы философии и методологии науки
Содержание работы:
Подготовка к устному и/или письменному опросу.
Подготовка к составлению план проспекта
Форма отчетности:
Устный опрос.
Оценка план проспекта
Сроки контроля
Занятие № 2-3
Тема 3. Философские проблемы конкретных наук
Содержание работы:
Подготовка к устному и/или письменному опросу.
Подготовка к написанию рецензии на научную статью
Форма отчетности:
Устный опрос.
Оценка рецензии.
Сроки контроля
Занятие № 3-4
/Ср/
1.Предмет философии и методологии науки.
2.Концептуальная модель современной философии и методологии науки.
3.Понятие и базовые характеристики науки.
4.Наука в современном мире. Сциентизм и антисциентизм.
5. Инновации в современной науке (проект, модель, полезная модель, технология).
6. Научное и вненаучное знание.
7.Соотношение науки и философии.
8.Наука и искусство.
9.Отличие науки от религии.
10.Экстернализм и интернализм о факторах развития науки.
11.Основные закономерности развития науки.
12.Реконструкция исторических форм науки и критерии различения типов научности.
13.Античный тип науки. Научные программы античности.
14.Особенности европейской средневековой науки.
15.Классическая наука: критерии, основания и тенденции развития.
16.Становление неклассической науки, её основные характеристики, принципы и основания.
17.Эпистемологические схемы постнеклассической науки: основные черты, принципы и основания.
18.Трансформация научности: классическая, неклассическая, постнеклассическая научная рациональность.
19.Структура научного знания.
20.Структурно-логический аспект науки (понятие, суждение, умозаключение, логические законы, доказательство, опровержение).
21.Структурно-генетический аспект науки (факт, идея, проблема, гипотеза, закон, теория).
22.Проблема истины в научном познании. Концепции истины в науке и философии. Проблема объективности научного знания.
23.Рациональность и истинность научного знания.
24.Предмет, формы и источник эмпирического уровня научного знания.
25.Теоретический уровень научного знания. Теоретический объект. Теория. Теоретическая схема.
26.Метатеоретический уровень научного знания (идеалы, нормы, стиль мышления, научная картина мира).
27.Структурно-функциональный разрез науки. Проблема классификации научного знания.
28.Структурно-фундаментальный аспект науки. Наука как социальный институт.
29.Историческая динамика, механизмы и модели порождения нового знания (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука).
30.Логико-эпистемологические подходы к исследованию науки. Позитивистская традиция философии науки.
31.Критический рационализм К. Поппера. Принцип верификации и фальсификации.
32.Т. Кун о развитии науки и сущности научных революций. Научные революции как перестройка методологических оснований науки.
33. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
34.Концепция личностного знания М. Полани.
35.Критический рационализм К. Поппера. Принцип верификации и фальсификации.
36.Отечественные философы науки о динамике научного знания ( В. С. Стёпин, А.К. Сухотин, В. В. Чешев, И. В. Черникова, Л. А. Микешина и др.).
37.Методологическая концепция постмодернизма.
38.Понятие методологии науки. Методология как ядро философии науки.
39. Интеллектуальные новации и междисциплинарный характер современной научной методологии.
40.Методология социально-гуманитарного познания.
41.Методология естественнонаучного знания.
42.Понятие и типология метода.
43. Методологический кластер эмпирического уровня познания.
44. Теоретические методы исследования.
45.Дисциплинарные методы исследования.
46.Междисциплинарные методы исследования.
47.Парадигмальный метод, метод открытой рациональности и философский метод научного познания.
48.Уровни методологии (философский, общенаучный, частнонаучный, методика, техника).
49.Принципы и формы методологии.
51. Дисциплинарный и междисциплинарный подходы.
52.Системный подход. Понятие системы. Параметры системы. Алгоритм системного метода исследования.
53.Синергетический подход в современной методологии науки.
54.Философский подход и его методологическая полезность для частных наук.
55.Теоретико-дискурсивный подход. Дискурс как языковое знание. Дискурс как коммуникация.
56.Объяснение и понимание в методологии науки.
57.Номотетические и идеографические методологические программы, их разновидности.
58.Методология научного творчества.
59.Общая методология (схема) научного исследования.
60.Компьтеризация науки, её проблемы и следствия. Значение компьютеризации для решения проблемы сатурации научного знания.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы