(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Алексеев П.В.
Зав. кафедрой Алексеев П.В.
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев П.В.
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев П.В.
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев П.В.
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
1) Ознакомление студентов со спецификой формирования и развития отечественной литературы в контексте развития национальной культуры.
2) Формирование толерантности и веротерпимости на основе знания особенностей различных культурных традиций.
3) Воспитание навыков сопряжения полученных знаний и социальной практики, в том числе собственной жизненной практики в профессиональной и личностной сфере; навыков межкультурной коммуникации и диалога, анализа процессов и тенденций развития культурной среды современности.
2) Формирование представлений о принципах и закономерностях развития отечественной литературы в контексте культуры в человеческой жизнедеятельности.
3) Изучения связей русской литературы с культурами Запада и Востока.
ции
ракт.
/Пр/
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Литература в контексте мифологии.
Литература и пространство
Литература и вещественный мир.
Литература в контексте колониализма
Русская литература и мифологическое мышление Средних веков
Библия в русской литературе.
Понятие Запада и Востока. Воображаемые сообщества. Имперский дискурс.
А.С. Пушкин «Песни западных славян» в контексте русского вообраения Балкан и Турции.
«Подражания Корану» и «Пророк» А.С. Пушкина: к вопросу о коранической теме русской словесности.
Н.В. Гоголь и в контексте западноевропейского ориентализма и готики.
Кавказ в творчестве позднего М.Ю. Лермонтова.
М.Ю. Лермонтов и поэтика суфийских притч.
Восточные повести О.И. Сенковского
Русские травелоги: изобретение Запада и Востока в путевом нарративе.
Русская география Ф.И. Тютчева.
Образность и поэтика суфизма в русской литературе. А.А. Фет и Гафиз.
Ф.М. Достоевский и литературное изобретение Европы и Востока.
Л.Н. Толстой и развитие кавказской темы.
1. Образы «Других» в древнерусской литературе.
2. Жанровая структура средневековой иранской поэзии.
3. Мусульманские образы и понятия в «Хожении за три моря» А. Никитина
4. История русского ориентального травелога.
5. Русский быт в записках иностранных путешественников.
6. Книжная культура средневековой Руси.
7. Запад и Восток в журнале «Библиотека для чтения».
8. Поэт и русское общество 19 веке.
9. Поэт и власть в России 19 века.
10. Культурные черты усадебного быта в русской литературе 19 века..
11. Образы античной мифологии и истории в русской литературе первой половины XIX века.
12. Спор о русском ориентализме в журнале «Критика».
13. Отражение восточного вопроса в русской литературе.
14. Имперские темы в русской поэзии 19 века.
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;