(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
2) формирование навыков литературоведческого анализа текста, научного стиля изложения;
3) выработка навыков научной дискуссии и презентации исследовательских
результатов.
ции
ракт.
/Лек/
1.Текст как явление культуры. Текст и дискурс.
2.Проблема определения текста. Коммуникативность текста.
3. Принципы классификации текстов.
4.Художественный текст как особый тип текста и как объект лингвистического анализа
5. Художественный текст как сфера функционирования единиц всех уровней языковой системы.
6. Художественный текст и действительность. Особенности интерпретации художественного текста.
7. Способы выражения авторской позиции. Заглавие и его основные функции.
8. Виды членения текста (И.Р.Гальперин). Объемно-прагматическое и контекстно-вариативное членение.
9. Структурная организация текста. Композиционно-речевые формы художественного текста
10. Авторская речь (собственно-авторская и несобственно-авторская). Описание действительности и внутреннее состояние персонажа.
11. Чужая речь как основной компонент структуры образа персонажа.
12. Виды художественного диалога
13. Внутренняя речь как композиционно-речевая структура художественного текста. Виды внутренней речи и ее функции.
14. Концепция времени и композиционно-синтаксическое строение текста. Способы передачи времени и пространства
15. Приемы актуализации смысла художественного текста. Средства актуализации: словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические.
16.Имя собственное и его роль в создании образа персонажа
17. Формы текстовой репрезентации чужой речи (диалог, монолог, полилог)
18. Грамматическая характеристика ремарки и ее отношение к реплике
19. Несобственно-прямая речь в художественном тексте и ее разновидности
20. Функционально-стилевая характеристика текста.
Тематика круглого стола
1. Способы выражения авторской позиции.
2. Словесно-художественная структура целого текста в аспекте образа автора
Структура портфолио
1) автор портфолио
2) Глоссарий
3) Конспекты учебных источников (Опорные конспекты)
4) Конспекты научных источников (Конспекты источников
5) Творческое задание (доклад, эссе, презентация, др.)
6) Дополнительные разделы и рубрики портфолио (по выбору магистранта)
1. Место сюжета в структуре произведения. Сюжет и фабула. Их противоречивое истолкование в научной литературе
2. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига.
3. Сюжетные и внесюжетные элементы художественного произведения.
4. Композиция как важнейший компонент произведения, ее роль.
5. Понятие о мире литературного произведения.
6. Образ человека в литературе.
7. Персонаж (герой) и структура его образа.
8. Система персонажей в компаративистской перспективе.
9. Вещный мир, его эстетические функции. Пейзаж, его роль в произведении.
10. Пространственно-временная организация литературного произведения. Понятие хронотопа, его эстетические функции.
11. Художественная речь как одно из проявлений образности произведения.
12. Речь автора и речь персонажей. Сказ.
13. Общие лексические средства речевого изображения. Художественная лексика. Архаизмы, варваризмы, неологизмы, диалектизмы и др. в художественной литературе
14. Понятие тропа, классификация тропов, их роль в художественном произведении.
15. Стихотворная речь, ее особенности.
16. Система стихосложения.
17. Возникновение и развитие силлабо-тонической системы стихосложения.
18. Двухсложные и трехсложные размеры. Их вариации.
19. Эстетическая роль рифмы в стихе. Классификация рифм. Строфика. Виды строф.
20. Дольники. Тактовик и акцентный стих. Проблемы верлибра.
21. Синтаксис поэтической речи. Его отличие от синтаксиса разговорной речи.
22. Риторические фигуры, их разновидности.
23. Поэтическая фонетика: ассонанс, диссонанс, аллитерация и т.д.
25. Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения.
26. Историческое развитие литературы до XVIII века.
27. Краткая характеристика основных направлений литературы (классицизм, сентиментализм, романтизм и др.).
28. Особенности реализма XIX века.
29. Литературные течения и направления в XX веке: реализм, модернизм и др.
2. Темы рефератов.
3. Круглый стол
4. Портфолио
5. Примерные темы магистерских диссертаций.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке конспектов
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. Bсточники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. Cпециальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и
(Например: Лобок А.М. Антропология мифа. [Текст] / А.М. Лобок. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 688 с.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата.
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
6 семестр
В 6 семестре согласно учебному плану студенты пишут вторую курсовую работу. На кафедре русского языка и литературы сложилась традиция последовательного углубленного изучения одной темы от первой курсовой работы до защиты выпускной квалификационной работы (две курсовые работы и ВКР). Тема исследования, выбранная на 2 курсе, каждый новый учебный год варьируется в зависимости от новых аспектов рассмотрения предмета исследования.
Курсовая работа – это самостоятельное исследование студента, которое предполагает относительно законченную разработку темы, решение актуальной теоретической или прикладной задачи в области современного русского языка.
Цель курсовой работы – обобщение и применение на конкретном материале знаний, умений и навыков, полученных студентом за определенный период обучения в вузе, углубленное изучение одного из направлений науки.
Тематика курсовых работ связывается с содержанием научно-исследовательских работ, проводимых на кафедре. Так, тематика курсовой работы по русскому языку может отражать исследования любого уровня современного русского языка, их функционально-коммуникативные и психолингвистические особенности (по выбору студента).
Поскольку курсовая работа представляет собой самостоятельную разработку конкретной темы с элементами научного анализа, при ее написании целесообразно придерживаться общей схемы, включающей основные этапы научного исследования.
1) Выбор и осмысление темы, обоснование актуальности выбранной темы, выдвижение проблемы.
2) Постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, составление рабочего плана.
3) Изучение литературы и сбор необходимого исследовательского материала.
4) Анализ и систематизация собранного материала.
5) Написание текста работы, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
6) Совершенствование написанного.
7) Оформление работы.
Последовательность этапов работы не является жестко закрепленной, она может быть изменена в зависимости от специфики конкретной темы, требований преподавателя, степени подготовленности, индивидуальных особенностей студента и его навыков научной работы.
Методические указания по написанию курсовых работ содержатся на сайте ГАГУ (Правила написания и оформления выпускных квалификационных работ - (2-е изд., перераб. и дополн.) - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. - 71 с.) и в учебном пособии «Вторичные тексты», выпущенном на кафедре русского языка и литературы в 2014 г.
В помощь студенту для обоснования выбора метода и методики исследования в курсовой работе и ВКР
Методы и методики исследования
Метод — это способ научного познания действительности. Существуют общенаучные методы исследования, которые используются, пожалуй, в любой научной работе. Это наблюдение, обобщение, описание и классификация. Однако в курсовой работе по русскому языку, как правило, используются и более специфические — лингвистические, социологические и др. — методы. Перечислим некоторые из них:
1)лексический анализ (для изучения лексического уровня языка);
2) синтагматический анализ (для изучения синтаксического уровня языка);
3) стилистический анализ (для изучения стилистических приемов, жанрового своеобразия текста, а также для изучения текста как единицы определенного стиля);
5)дискурс-анализ (для изучения текста в широком социальном и идеологическом контексте, а также для выявления общих для всех, анонимных практик, определяющих правила речевой деятельности); 6)когнитивный анализ (для изучения концептуальной стороны речи);
7)лингвокультурологический анализ (для изучения взаимосвязи языка/речи и культуры);
8)контент-анализ (для выявления количественных характеристик тех или иных содержательных элементов текста).
Методика исследования — это совокупность научных методов и приемов работы с теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющая осуществить данное исследование: решить поставленные задачи и таким образом достичь его цели. Если в вашей курсовой работе применяется специфическая (например, авторская) методика исследования, которая требует детального описания, то, по согласованию с научным руководителем, можно включить в теоретическую главу параграф, посвященный данной методике. Здесь следует подробно охарактеризовать выбранную вами методику: рассказать о ее теоретических основаниях (кем предложена данная методика, в каких работах использована или на каких трудах основана), описать алгоритм ее применения и пояснить, какие задачи она позволяет решить. Наличие данного параграфа не освобождает от краткой характеристики методов или методики исследования во введении (можно ограничиться фразами типа Используемая нами методика исследования подробно охарактеризована в параграфе 1.1, или В настоящей работе используется методика дискурс-анализа журналистского текста, основанная на трудах Э. В. Чепкиной, или Предложенная нами методика исследования лежит в русле когнитивной лингвистики).