2022-2023_45_04_01_2022_432М_plx_Научно-исследовательский семинар_Русская литература в межкультурной коммуникации
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Научно-исследовательский семинар
Учебный план
45.04.01_2022_432М.plx

45.04.01 Филология

Русская литература в межкультурной коммуникации
 
зачеты 2 зачеты с оценкой 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
17,7
самостоятельная работа
222
аудиторные занятия
84
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
12
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
16
16
24
24
Практические
28
28
32
32
60
60
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,3
0,3
Итого ауд.
36
36
48
48
84
84
Кoнтактная рабoта
36,15
36,15
48,15
48,15
84,3
84,3
Сам. работа
63
63
159
159
222
222
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
17,7
17,7
Итого
108
108
216
216
324
324
 
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.ф.н., проф., Алексеев П.В.
 
 
Научно-исследовательский семинар
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 9  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Цель и специфика данного курса обусловлены тем, что он призван познакомить магистрантов с теми общими вопросами и актуальными проблемами современного литературоведения, которые представляются значимыми в контексте избранных ими научных тем. Данный курс также имеет своей целью обобщение, систематизацию в свете данных современной филологии и критическую конкретизацию тех сведений, которые были освоения студентами в ходе изучения филологических дисциплин, для подготовки к написанию и защите магистерской диссертации.
1.2
Задачи: 1) Обучение навыкам исследовательской работы, включая написание научных статей, обзоров м рецензий;

2) формирование навыков литературоведческого анализа текста, научного стиля изложения;

3) выработка навыков научной дискуссии и презентации исследовательских

результатов.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия и методология науки
2.1.2
Филология в системе современного гуманитарного знания
2.1.3
Основы теории текста и дискурса
2.1.4
Научно-исследовательская работа
2.1.5
Методы филологических исследований
2.1.6
Имагология и компаративистика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные вопросы современной русской и зарубежной литературы
2.2.2
Вторичные тексты в совремнном научном дискурсе
2.2.3
Методика преподавания литературы в высшей школе
2.2.4
Мифопоэтика русской литературы
2.2.5
Социология литературы
2.2.6
Антропология русской литературы
2.2.7
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.8
Преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
Знает, как анализировать проблемную область литературоведческого исследования как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними
ИД-1.УК-1: Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними
 
Владеет навыками поиска вариантов решения поставленной научной проблемы на основе доступных источников информации. Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения
ИД-2.УК-1: Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации. Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения
 
Умеет разрабатывать стратегию достижения поставленной научно-исследовательской цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
ИД-3.УК-1: Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
 
 
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
Умеет осуществлять написание, письменный перевод и редактирование различных академических текстов (рефератов, эссе, обзоров, статей и т.д.)
ИД-1.УК-4: Демонстрирует интегративные умения, необходимые для написания, письменного перевода и редактирования различных академических текстов (рефератов, эссе, обзоров, статей и т.д.) 
 
ИД-2.УК-4: Представляет результаты академической и профессиональной деятельности на различных научных 
 
Знает как представить результаты академической и профессиональной деятельности на различных научных мероприятиях, включая международные.
мероприятиях, включая международные. 
 
Владеет навыками участия в академических и профессиональных дискуссиях
ИД-3.УК-4: Демонстрирует интегративные умения, необходимые для эффективного участия в академических и профессиональных дискуссиях.
 
 
ОПК-2: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
 
Умеет применять различные методы научно-исследовательской работы в профессиональной, в том числе в педагогической деятельности
ИД-1.ОПК-2: Корректно применяет различные методы научно-исследовательской работы в профессиональной, в том числе в педагогической деятельности.
 
Владеет навыками чтения и интерпретации научных трудов по литературоведению в области компаративистики.
ИД-2.ОПК-2: Обладает навыками чтения и интерпретации научных трудов в избранной области филологии. 
 
Владеет информацией об истории филологических наук, основных исследовательских методах и научной проблематике в избранной научной области.
ИД-3.ОПК-2: Имеет представление об истории филологических наук, основных исследовательских методах и научной проблематике в избранной научной области.
 
 
ОПК-3: Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов.
 
Умеет анализировать и интерпретировать различные типы текстов в зависимости от задач профессиональной деятельности
ИД-1.ОПК-3: Корректно анализирует и интерпретирует различные типы текстов в зависимости от задач профессиональной деятельности. 
 
Владеет навыками работы с текстом в научной, педагогической и других видах деятельности
ИД-2.ОПК-3: Использует навыки работы с текстом в научной, педагогической и других видах деятельности.
 
Знает, как корректно применять приемы комплексного литературоведческого анализа текста в литературоведении
ИД-3.ОПК-3: Корректно применяет приемы комплексного литературоведческого анализа текста в избранной области филологии.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 2 семестр
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1.1
Мультипарадигмальность и междисциплинарность современной филологии.

/Лек/

6
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
1.2
Вопросы методологии научных исследований. /Лек/
2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
1.3
Современные направления филологического знания. /Пр/
10
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
1.4
Вопросы методологии научных исследований в компаративистской перспективе /Пр/
18
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1.5
Работа над созданием текста нгаучной статьи, представление результатов для дискуссии /Ср/
63
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
2
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
2
0
 
 
Раздел 3. 3 семестр
 
3.1
Подготовка научного доклада на конференции, подготовка и публикация научной статьи /Лек/
16
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
3.2
Серия дискуссий по научным темам магистрантов /Пр/
32
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
3.3
Написание, оформление, защита НИР /Ср/
159
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
4.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
 
4.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3 ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
 
стр. 9
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
Вопросы для семинаров, коллоквиумов

1.Текст как явление культуры. Текст и дискурс.

2.Проблема определения текста. Коммуникативность текста.

3. Принципы классификации текстов.

4.Художественный текст как особый тип текста и как объект лингвистического анализа

5. Художественный текст как сфера функционирования  единиц  всех уровней языковой системы.

6. Художественный текст и действительность. Особенности интерпретации художественного текста.

7. Способы выражения авторской позиции. Заглавие и его основные функции.

8. Виды членения текста (И.Р.Гальперин).  Объемно-прагматическое и  контекстно-вариативное членение.

9. Структурная организация текста. Композиционно-речевые формы художественного текста

10. Авторская речь (собственно-авторская и несобственно-авторская).  Описание действительности и внутреннее  состояние персонажа.

11. Чужая речь как основной компонент структуры образа персонажа.

12. Виды художественного диалога

13. Внутренняя речь как композиционно-речевая структура  художественного текста.  Виды внутренней речи и ее  функции.

14. Концепция времени и композиционно-синтаксическое  строение текста. Способы  передачи времени и пространства

15. Приемы актуализации смысла художественного текста. Средства актуализации: словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические.

16.Имя собственное и его роль в создании образа персонажа

17. Формы текстовой репрезентации чужой речи (диалог, монолог, полилог)

18. Грамматическая характеристика ремарки и ее отношение к реплике

19. Несобственно-прямая речь в художественном тексте и ее разновидности

20. Функционально-стилевая характеристика текста.

Тематика круглого стола

1.  Способы выражения авторской позиции.

2.  Словесно-художественная структура целого текста в аспекте образа автора

Структура портфолио

1) автор портфолио

2) Глоссарий

3) Конспекты учебных источников (Опорные конспекты)

4) Конспекты научных источников (Конспекты источников

5) Творческое задание (доклад, эссе, презентация, др.)

6) Дополнительные разделы и рубрики портфолио (по выбору магистранта)

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов, докладов и сообщений

1. Место сюжета в структуре произведения. Сюжет и фабула. Их противоречивое истолкование в научной литературе

2. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига.

3. Сюжетные и внесюжетные элементы художественного произведения.

4. Композиция как важнейший компонент произведения, ее роль.

5. Понятие о мире литературного произведения.

6. Образ человека в литературе.

7. Персонаж (герой) и структура его образа.

8. Система персонажей в компаративистской перспективе.

9. Вещный мир, его эстетические функции. Пейзаж, его роль в произведении.

10. Пространственно-временная организация литературного произведения. Понятие хронотопа, его эстетические функции.

11. Художественная речь как одно из проявлений образности произведения.

12. Речь автора и речь персонажей. Сказ.

13. Общие лексические средства речевого изображения. Художественная лексика. Архаизмы, варваризмы, неологизмы, диалектизмы и др. в художественной литературе

14. Понятие тропа, классификация тропов, их роль в художественном произведении.

15. Стихотворная речь, ее особенности.

16. Система стихосложения.

17. Возникновение и развитие силлабо-тонической системы стихосложения.

18. Двухсложные и трехсложные размеры. Их вариации.

19. Эстетическая роль рифмы в стихе. Классификация рифм. Строфика. Виды строф.

20. Дольники. Тактовик и акцентный стих. Проблемы верлибра.

21. Синтаксис поэтической речи. Его отличие от синтаксиса разговорной речи.

22. Риторические фигуры, их разновидности.

23. Поэтическая фонетика: ассонанс, диссонанс, аллитерация и т.д.

 
стр. 10
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
24. Понятие о литературном процессе.

25. Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения.

26. Историческое развитие литературы до XVIII века.

27. Краткая характеристика основных направлений литературы (классицизм, сентиментализм, романтизм и др.).

28. Особенности реализма XIX века.

29. Литературные течения и направления в XX веке: реализм, модернизм и др.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедура экспертизы и утверждения фондов оценочных средств  для установления соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта  и образовательной программе высшего образования, реализуемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего  образования «Горно-Алтайский  государственный университет», регламентируется положением ГАГУ № 01-27-10 от 30.08.2017 г.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Вопросы для семинаров.

2. Темы рефератов.

3. Круглый стол

4. Портфолио

5. Примерные темы магистерских диссертаций.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Чувакин А.А., Куляпин А.И.
Основы филологии: учебное пособие для вузов
Москва: Флинта, 2011
 
Л1.2
Чедурова Е.М.
Основы формирования научно-исследовательских знаний: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=650:osnovy-formirovaniya-nauchno-issledovatelskikh-znanij&catid=19:pedagogy&Itemid=175
 
Л1.3
Гузь Н.А.
Научно-исследовательская работа студентов: методы изучения литературы: учебное пособие
Бийск: Алтайская гос. акад. образования, 2014
https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/4024/read.php
 
Л1.4
Гридина Т.А., Гоголина Т.В., Коновалова Н.И.
Научно-исследовательская работа студентов по лингвистическим дисциплинам: учебное пособие
Екатеринбург, 2018
https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/7147/read.php
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Анкудинова Т.В.
Методология самостоятельной научной работы студентов: учебно-методическое пособие для студентов ГАГУ
Горно-Алтайск: ГАГУ РИО "Универ-Принт", 2005
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
портфолио
 
круглый стол
 
дискуссия
 
стр. 11
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
конференция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке конспектов

 
стр. 12
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методика составления конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. Bсточники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. Cпециальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и 

 
стр. 13
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Лобок А.М. Антропология мифа. [Текст] / А.М. Лобок. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 688 с.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата.

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

6 семестр

В 6 семестре согласно учебному плану студенты пишут вторую курсовую работу. На кафедре русского языка и литературы сложилась традиция последовательного углубленного изучения одной темы от первой курсовой работы до защиты выпускной квалификационной работы (две курсовые работы и ВКР). Тема исследования, выбранная на 2 курсе, каждый новый учебный год варьируется в зависимости от новых аспектов рассмотрения предмета исследования.

Курсовая работа – это самостоятельное исследование студента, которое предполагает относительно законченную разработку темы, решение актуальной теоретической или прикладной задачи в области современного русского языка.

Цель курсовой работы – обобщение и применение на конкретном материале знаний, умений и навыков, полученных студентом за определенный период обучения в вузе, углубленное изучение одного из направлений науки.

Тематика курсовых работ связывается с содержанием научно-исследовательских работ, проводимых на кафедре. Так, тематика курсовой работы по русскому языку может отражать исследования любого уровня современного русского языка, их функционально-коммуникативные и психолингвистические особенности (по выбору студента).

Поскольку курсовая работа представляет собой самостоятельную разработку конкретной темы с элементами научного анализа, при ее написании целесообразно придерживаться общей схемы, включающей основные этапы научного исследования.

1) Выбор и осмысление темы, обоснование актуальности выбранной темы, выдвижение проблемы.

2) Постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, составление рабочего плана.

3) Изучение литературы и сбор необходимого исследовательского материала.

4) Анализ и систематизация собранного материала.

5) Написание текста работы, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

6) Совершенствование написанного.

7) Оформление работы.

Последовательность этапов работы не является жестко закрепленной, она может быть изменена в зависимости от специфики конкретной темы, требований преподавателя, степени подготовленности, индивидуальных особенностей студента и его навыков научной работы.

Методические указания по написанию курсовых работ содержатся на сайте ГАГУ (Правила написания и оформления выпускных квалификационных работ - (2-е изд., перераб. и дополн.) - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. - 71 с.) и в учебном пособии «Вторичные тексты», выпущенном на кафедре русского языка и литературы в 2014 г.

В помощь студенту для обоснования выбора метода и методики исследования в курсовой работе и ВКР

Методы и методики исследования

Метод — это способ научного познания действительности. Существуют общенаучные методы исследования, которые используются, пожалуй, в любой научной работе. Это наблюдение, обобщение, описание и классификация. Однако в курсовой работе по русскому языку, как правило, используются и более специфические — лингвистические, социологические и др. — методы. Перечислим некоторые из них:

1)лексический анализ (для изучения лексического уровня языка);

2) синтагматический анализ (для изучения синтаксического уровня языка);

3) стилистический анализ (для изучения стилистических приемов, жанрового своеобразия текста, а также для изучения текста как единицы определенного стиля);

 
стр. 14
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
4)лингвориторический анализ (при подходе к тексту с позиций риторики для анализа аргументации, композиции, словесного оформления текста и преподнесения устного текста);

5)дискурс-анализ (для изучения текста в широком социальном и идеологическом контексте, а также для выявления общих для всех, анонимных практик, определяющих правила речевой деятельности); 6)когнитивный анализ (для изучения концептуальной стороны речи);

7)лингвокультурологический анализ (для изучения взаимосвязи языка/речи и культуры);

8)контент-анализ (для выявления количественных характеристик тех или иных содержательных элементов текста).

Методика исследования — это совокупность научных методов и приемов работы с теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющая осуществить данное исследование: решить поставленные задачи и таким образом достичь его цели. Если в вашей курсовой работе применяется специфическая (например, авторская) методика исследования, которая требует детального описания, то, по согласованию с научным руководителем, можно включить в теоретическую главу параграф, посвященный данной методике. Здесь следует подробно охарактеризовать выбранную вами методику: рассказать о ее теоретических основаниях (кем предложена данная методика, в каких работах использована или на каких трудах основана), описать алгоритм ее применения и пояснить, какие задачи она позволяет решить. Наличие данного параграфа не освобождает от краткой характеристики методов или методики исследования во введении (можно ограничиться фразами типа Используемая нами методика исследования подробно охарактеризована в параграфе 1.1, или В настоящей работе используется методика дискурс-анализа журналистского текста, основанная на трудах Э. В. Чепкиной, или Предложенная нами методика исследования лежит в русле когнитивной лингвистики).