2022-2023_45_04_01_2022_432М_plx_Основы теории текста и дискурса_Русская литература в межкультурной коммуникации
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы теории текста и дискурса
Учебный план
45.04.01_2022_432М.plx

45.04.01 Филология

Русская литература в межкультурной коммуникации
 
зачеты с оценкой 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
102,5
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
13 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
20
20
20
20
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,65
32,65
32,65
32,65
Сам. работа
102,5
102,5
102,5
102,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доц., Никонова Татьяна Николаевна
 
 
Основы теории текста и дискурса
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Целью освоения курса «Основы теории текста и дискурса» является формирование у студентов компетенций, обеспечивающих выработку представления о тексте и дискурсе как объектах исследования; помощь в понимании сущности текста и дискурса, их понятий и категорий; ознакомление с типологией текстов и дискурсов и их компонентов.
1.2
Задачи: - развить способность демонстрировать знание основных положений и подходов в области теории текста и дискурса, идентифицировать объект (текст-дискурс), дать его описание, указать на характерные свойства; - обучить методике теоретически обоснованного комплексного анализа текстов и их компонентов, анализа некоторых типов дискурса (научного, художественного и др.).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы филологических исследований
2.1.2
Научно-исследовательская работа
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская работа
2.2.2
Научно-исследовательский семинар
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации;
 
Знать: современную научную проблематику в области теории текста и дискурса, закономерности построения текста и дискурса различных функциональных стилей в профессиональной коммуникации; Уметь: выявлять обусловленность совокупности речевых качеств текста компонентами реального коммуникативного акта; устанавливать закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках текста и дискурса; осуществлять переход от толкования единиц языка самих по себе к их интерпретации в контексте целого текста; Владеть: навыками создания и редактирования текстов разной функционально-стилевой принадлежности (научного, официальноделового, публицистического, художественного), а также навыками анализа некоторых типов дискурса различных функциональных стилей в профессиональной коммуникации.
ИД-2.ОПК-1: Способен редактировать и создавать тексты различных функциональных стилей в профессиональной коммуникации.
 
 
ОПК-3: Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов.
 
Знать: закономерности построения текста и дискурса различных функциональных стилей в в зависимости от задач профессиональной деятельности; Уметь: корректно анализировать и интерпретировать различные типы текстов в зависимости от задач профессиональной деятельности; Владеть: навыками анализа и интерпретации различных типов текста и дискурса в профессиональной деятельности.
ИД-1.ОПК-3: Корректно анализирует и интерпретирует различные типы текстов в зависимости от задач профессиональной деятельности. 
 
Знать: закономерности построения текста и дискурса в научной и педагогической профессиональной деятельности; Уметь: использовать навыки работы с текстом, а также навыки выстраивания дискурса, уместного в научной и педагогической профессиональной деятельности; Владеть: навыками работы с текстом и дискурсом в профессиональной коммуникации.
ИД-2.ОПК-3: Использует навыки работы с текстом в научной, педагогической и других видах деятельности.
 
Знать: разные виды методов и приемов работы с текстом и дискурсом; Уметь: корректно применять приемы комплексного анализа текста и дискурса в избранной области филологии; Владеть: навыками анализа разных типов текстов и дискурса в избранной области филологии.
ИД-3.ОПК-3: Корректно применяет приемы комплексного литературоведческого анализа текста в избранной области филологии.
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1. Введение
 
1.1
Сущность текста и дискурса /Лек/
2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5
 
1.2
Сущность текста и дискурса /Ср/
20
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 2. 2. Основная часть
 
2.1
Основные свойства текста /Лек/
2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.2
Основные свойства текста /Ср/
20
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.3
Знаковый характер текста. /Лек/
4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.4
Знаковый характер текста /Пр/
6
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.5
Знаковый характер текста /Ср/
20
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.6
Текст и внетекстовая действительность. Интертекстуальность. /Лек/
2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.7
Текст и внетекстовая действительность. Интертекстуальность. /Пр/
6
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.8
Типология текстов /Пр/
2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.9
Текст и внетекстовая действительность. Интертекстуальность. /Ср/
20
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.10
Приемы и методы анализа дискурса и текста разных жанров /Лек/
2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.11
Приемы и методы анализа текста и дискурса.

Интерпретация художественного текста. Редактирование научного текста. /Пр/

6
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.12
Приемы и методы анализа текста и дискурса.

Интерпретация художественного текста. Редактирование научного текста. /Ср/

22,5
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
3.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-2.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1.Теория текста и дискурса в кругу филологических дисциплин. Объект, предмет, цели и задачи теории текста.

2. Узкое и широкое понимание текста. Форма существования и границы текста.

3. Основные свойства текста.

4. Текст и культура. Понятие об интертекстуальности. Вертикальный контекст, пресуппозиции.

5. Понятие интертекста.

6. Прецедентные тексты.

7. Целостность как свойство текста.

8. Связность как свойство текста.

9. Способы языковой компрессии.

10. Членимость текста. Уровни и единицы членения текста.

11. Структурно-семантическая организация текста.

12. Коммуникативная организация текста.

13. Тема-рематические структуры.

14. Коммуникативные регистры текста и текстовых фрагментов.

15. Типы рематических доминант.

16. Композиция текста: единицы, принципы.

17. Композиционные приемы.

18. Функции абзаца. Основания абзацного членения текста.

19. Рамочные компоненты текста: заголовок, зачин, концовка.

20. Контекстно-вариативное членение текста. Авторская речь, чужая речь.

21. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и др.

22. Функции текста. Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора, их взаимодействие.

23. Понятие и приемы языковой игры в тексте.

24.Теория речевых актов. Структура речевого акта. Их типология.

25. Постулаты П.Грайса.

26.Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения.

Примерная тематика докладов:

1. Категориальное наполнение понятия «текст и дискурс».

2. Основные/факультативные признаки и факторы членения текста.

3. Связность текста и цельность текста.

4. Триада «система – норма – узус» как реализация парадигматических и синтагматических отношений в тексте.

5. Прагматика текста: способы речевого воздействия.

6. Социолингвистические параметры текста: иерархичность и гендерный аспект.

7. Единицы текста в систематике.

8. Словесный образ в тексте и образ автора.

9. Место «нелитературных» явлений в художественном тексте.

 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
10. Книжно-письменный и устно-разговорный типы текста: состав, структура, закономерности.

11. Письменная и устная научная речь как разновидность текста

12. Маркеры научного стиля и их проявление в тексте.

13. Официально - деловая речь как разновидность текста.

14. Языковые особенности делового стиля в тексте.

15. Публицистическая речь как разновидность дискурса.

16. Спецификаторы публицистического стиля в тексте.

17. Язык СМИ, рекламы и политики как разновидность текста: основные лингвокультурные маркеры.

18. Художественная речь как разновидность текста.

19. Идиостиль автора как репрезентация образа автора в тексте.

20. Спецификаторы разговорного стиля текста и их обусловленность экстралингвистическими факторами.

21. Смысл и значение языковых единиц в тексте.

22. Текст в тексте и дискурс в дискурсе.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерная тематика рефератов:

1. Цитатное заглавие как прием межтекстовой связи.

2. Коммуникативные регистры текста и текстовых фрагментов.

3. Коммуникативные неудачи, их типология.

4. Диалог как особый вид текста.

5. Лингвистическая классификация текстов.

6. Пародия как тип межтекстовой связи.

7. Языковая игра в тексте.

8. Речевой жанр. Жанрообразующие признаки текста.

9. Образ автора в тексте.

10.Афоризмы, цитаты, пословицы, говорящие имена и названия как сигналы свернутого текста.

11.Темпоральная структура текста.

12.Роль местоимений в тексте.

13.Особенности юмористического дискурса.

14.Невербальные средства выражения значения в дискурсе. Вербадизация «немых» языков в тексте (языки жестов и мимики).

15.Коммуникативная организация текста в рассказах В.Шукшина.

16.Особенности членения текста в рассказах В. Шукшина.

17.Разновидности и языковые способы воплощения внутренней речи персонажей (текст по выбору).

18.Средства выражения диалогичности.

19.Нетрадиционные классификации текстов.

20.Значение фоновых знаний в восприятии текста.

21.Композиционные приемы в текстах СМИ

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру экспертизы и утверждения фондов оценочных средств  для установления соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта  и образовательной программе высшего образования, реализуемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Горно-Алтайский  государственный университет», регламентируется положением ГАГУ № 01-27-10 от 30.08.2017 г.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Вопросы к зачету;

2. Примерная тематика докладов;

3. Примерная тематика рефератов.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Болотнова Н.С.
Филологический анализ текста: учебное пособие
Москва: Флинта, 2009
 
Л1.2
Земская Ю.Н., Качесова И.Ю., Комиссарова [и др.] Л.М.
Теория текста: учебное пособие
Москва: Флинта, 2010
 
Л1.3
Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В., Бабенко Л.Г.
Филологический анализ текста: практикум
Москва: Академический Проект, 2015
http://www.iprbookshop.ru/36860.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Есин А.Б.
Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб.пособ.для студентов-филологов.Рек.Учеб.-метод.объедин.высш.уч.заведен.РФ
Москва: Флинта, 2000
 
Л2.2
Новиков Л. А.
Художественный текст и его анализ: монография
Москва: Едиториал УРСС, 2003
 
Л2.3
Сулименко Н.Е.
Текст и аспекты его лексического анализа: учебное пособие
Москва: Флинта, 2009
 
Л2.4
Гришаева Л.И., Цурикова Л.В.
Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2008
 
Л2.5
Гнатюк О.Л.
Основы теории коммуникации: учебник для вузов
Москва: Кнорус, 2010
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
6.3.1.3
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
Разные виды работы с текстами
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Требования к структуре и содержанию доклада:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть).

8) демонстрационные материалы в форме презентации.

Требования к структуре и содержанию реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

 
стр. 9
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).