2022-2023_45_04_01_2022_432М_plx_Теория тропов_ риторика_ история_ антропология_Русская литература в межкультурной коммуникации
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория тропов: риторика, история, антропология
Учебный план
45.04.01_2022_432М.plx

45.04.01 Филология

Русская литература в межкультурной коммуникации
 
экзамены 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
75,5
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
20
20
20
20
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
33,75
33,75
33,75
33,75
Сам. работа
75,5
75,5
75,5
75,5
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Теория тропов: риторика, история, антропология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: познакомить с основными положениями теории тропов, необходимых для формирования умений анализа различных текстов и использования средств выразительности при создании собственных речевых произведений.
1.2
Задачи: - формирование понимания о риторической природе языка;

- приобретение знаний о разных теоретических подходах к феномену тропов,  формирование способности синтезировать эти подходы для изучения сложных явлений литературы и культуры в целом;

- развитие навыка ставить аналитические вопросы к сложным текстам, уметь сопоставлять различные теории и явления;

- формирование навыков анализа и использования тропов в литературных и нелитературных текстах.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия и методология науки
2.1.2
Филология в системе современного гуманитарного знания
2.1.3
Основы теории текста и дискурса
2.1.4
Методы филологических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Педагогическая практика
2.2.3
Актуальные проблемы литератур  Запада и Востока
2.2.4
Научно-исследовательский семинар
2.2.5
Русская литература в европейских контекстах
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
 
Способен создавать и редактировать тексты научного стиля, такие как реферат, доклад, статья.
ИД-1.УК-4: Демонстрирует интегративные умения, необходимые для написания, письменного перевода и редактирования различных академических текстов (рефератов, эссе, обзоров, статей и т.д.) 
 
Способен публично представлять результаты исследовательской работы по теории тропов, риторическому анализу текста на различных научных мероприятиях.
ИД-2.УК-4: Представляет результаты академической и профессиональной деятельности на различных научных мероприятиях, включая международные. 
 
Умеет сопоставлять различные теории и явления, владеет знаниями о риторической природе языка и разных теоретических подходах к феномену тропов, необходимых для изучения сложных явлений языка и культуры.
ИД-3.УК-4: Демонстрирует интегративные умения, необходимые для эффективного участия в академических и профессиональных дискуссиях.
 
 
ОПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации;
 
Владея теорией риторики и тропов, способен осуществлять коммуникацию в научной и педагогической сферах.
ИД-1.ОПК-1: Успешно осуществляет профессиональную коммуникацию в научной, педагогической и других видах деятельности.
 
Готов создавать тексты, используя при необходимости тропы и другие риторические средства.
ИД-2.ОПК-1: Способен редактировать и создавать тексты различных функциональных стилей в профессиональной коммуникации.
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1. Теоретические аспекты изучения тропов
 
1.1
Основные концепции тропа: риторика, история, антропология /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Риторика – инструмент порождения текста и  стилеобразования   /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Классификации тропов /Лек/
4
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.4
Лингвистическая классификация тропов /Пр/
4
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.5
Семинар по теоретическим аспектам изучения тропов /Пр/
4
ИД-1.ОПК-1 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.6
Подготовка к практическим занятиям /Ср/
16
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.7
Подготовка доклада/реферата  /Ср/
12
ИД-1.ОПК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. 2. Функции тропов в литературных и публицистических текстах
 
2.1
Анализ метафор: практическое применение в науке о языке и социальных науках /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Символ versus троп. Символ в ментальном пространстве и тексте /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Тропы в нехудожественных текстах /Пр/
4
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.4
Анализ тропов в художественных текстах /Пр/
4
ИД-1.ОПК-1 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.5
Символ в семантическом пространстве текста и методика его лингвистического анализа /Пр/
4
ИД-1.ОПК-1 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.6
Подготовка к практическим занятиям /Ср/
24
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
2.7
Выполнение аналитической письменной работы по художественному или публицистическому тексту /Ср/
23,5
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
4.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к экзамену 1. Риторика: рождение и риторическая традиция; современное состояние. 2. Основные понятия риторики: этос, пафос и логос. 3. Литературно-художественная риторика. Русская литература с точки зрения неориторического (дискурсивного) подхода. 4. Метафора и непротиворечивость культуры (по Дж.Лакоффу и М.Джонсону). 5. Риторика как инструмент стилеобразования. Учение о стиле.   6. Концеп и концептосфера. 7. Соотношение понятий текст и дискурс. 8. Характеристика тропа: метафора. 9. Характеристика тропа: метонимия. 10. Характеристика тропа: синекдоха. 11. Характеристика тропа: аллегория. 12. Характеристика тропа: антономасия. 13. Характеристика тропа: перефразис. 14. Эксплицитное и имплицитное сравнение. 15. Характеристика тропов:  антифразис и астеизм. 16. Характеристика тропов: гипербола, литота, эпитет. 17. Эвфемизмы в современной коммуникации. 18. Структура метафоры. Механизм метафоризации. 19. Соотношение понятий концепт и символ. 20. Соотношение понятий миф и символ. 21. Соотношение понятий символ и метафора. 22. Риторический канон. Элокуция в риторике. 23. Риторические средства: тропы и фигуры. 24. Учение о коммуникативных качествах речи. 25.  Функции тропов и возможности контаминации. 26.  Риторическая классификация видов речи.
 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
27.  Антропоцентризм в современной филологии. 28. Трансформация представлений в знаки и символы 29. Формирование символических объектов. 30. Классификации тропов.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов /докладов 1. «Метафоры, которыми мы живем» Лакоффа и Джонсона как манифест когнитивной лингвистики. 2. Соотношение понятий текст и дискурс в филологии. 3. Миф объективизма в западной философии и лингвистике. 4. Как метафоры показывают ограниченность мифа субъективизма. 5. Концепт и символ в русской культуре. 6. Символы и мифы в литературе. 7. Риторическая модель художественного перевода. 8. Русская литература с точки зрения неориторического (дискурсивного) подхода. 9. Учение о коммуникативных качествах речи. 10. Эвфемизмы в нехудожественной коммуникации. Письменная аналитическая работа - Сделайте выборку тропов из любого художественного или публицистического текста (на русском языке). - Определите троп по классификации. - Проанализируйте функции тропов в выбранном тексте.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств является отдельным документом.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену Доклад (написание и выступление) Тест Аналитическая письменная работа
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Аннушкин В.И.
Риторика. Вводный курс: учебное пособие
Москва: Флинта, 2008
 
Л1.2
Балашова Л. В.
Русская метафорическая система в развитии. XI-XXI вв.
Москва: Рукописные памятники Древней Руси, Знак, 2014
https://www.iprbookshop.ru/35726.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Орлова Э.А.
Культурная (социальная) антропология: учебное пособие для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110053.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей) Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
 
стр. 9
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля). Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе: - формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации; - качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей; - формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся; - развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся; - совершенствования речевых способностей обучающихся; - формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции); - развития научно-исследовательских навыков; - развития навыков межличностных отношений. К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам). Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются: - содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем); - спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями; - трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом; - уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП; - степенью подготовленности обучающихся.