2022-2023_45_04_01_2022_432М_plx_Стилистика художественного текста
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Стилистика художественного текста
Учебный план
45.04.01_2022_432М.plx

45.04.01 Филология

Русская литература в межкультурной коммуникации
 
зачеты с оценкой 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
94,5
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
24
24
24
24
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40,65
40,65
40,65
40,65
Сам. работа
94,5
94,5
94,5
94,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доц., Никонова Татьяна Николаевна _______________
 
 
Стилистика художественного текста
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Дисциплина "Стилистика художественного текста" призвана помочь овладеть теоретическими основами изучения стилистических особенностей художественного текста, его выразительных возможностей и средств разных уровней языковой организации, акцентировать внимание студента не только на том, что сказано в тексте, но и на том, как сказано. Это подчеркнутое внимание к форме художественного высказывания позволит выработать у магистранта практические навыки научного исследования авторской позиции через язык художественного текста.
1.2
Задачи: 1. Знать понятие, функции, область использования, черты художественного стиля; 2. Выявлять языковые особенности художественного стиля речи; 3. Анализировать авторскую позицию через средства ее выражения: текстовые, композиционные, языковые.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Коммуникативные технологии общения
2.1.2
Научно-исследовательская работа
2.1.3
Имагология и компаративистика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Преддипломная практика
2.2.2
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
 
Знает: стилистические особенности текстов разных функциональных стилей; Умеет: стилистически грамотно работать с текстами академической направленности; Владеет: интегративными умениями, необходимыми для написания и редактирования различных академических текстов (рефератов, эссе, обзоров, статей и т.д.) на русском языке.
ИД-1.УК-4: Демонстрирует интегративные умения, необходимые для написания, письменного перевода и редактирования различных академических текстов (рефератов, эссе, обзоров, статей и т.д.) 
 
Способен представить результаты академической и профессиональной деятельности по лингвостилистическому разбору художественного текста на различных научных мероприятиях, включая международные.
ИД-2.УК-4: Представляет результаты академической и профессиональной деятельности на различных научных мероприятиях, включая международные. 
 
 
ПК-1: Владеет навыками самостоятельного проведения научных исследований в области филологии, имагологии, компаративистики в контексте культур Запада и Востока.
 
Знает: о стилистической составляющей изучения русской литературы в компаративистской и имагологической перспективе.
ИД-1.ПК-1: Знает современные научные парадигмы изучения русской литератуы в компаративистской и имагологической перспективе.
 
Знает: требования к текстам научного стиля и его подстилей; Умеет: проводить стилистические исследования художественного текста (в том числе на основе сравнительного анализа) и представлять результаты исследования в собственно-научном и научно-популярном стиле; Владеет: основами проведения исследований в области лингвистической имагологии на материале языка художественного текста.
ИД-2.ПК-1: Владеет навыками проведения научных исследований в области имагологии и компаративистики и представления результатов в научной и научно-популярной форме.
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1. Понятие художественного стиля  речи
 
1.1
Художественный стиль: понятие, функции, область использования, стилевые черты.

Теория языка художественной литературы. /Лек/

4
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.2
Художественный стиль: понятие, функции, область использования, стилевые черты /Пр/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.3
Художественный стиль: понятие, функции, область использования, стилевые черты.

Язык художественной литературы: история изучения. /Ср/

14,5
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 2. 2. Языковые особенности художественного стиля речи
 
2.1
Языковые особенности художественного стиля речи: уровневый аспект /Лек/
4
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
 
2.2
Языковые особенности художественного стиля речи: уровневый аспект /Пр/
10
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
 
2.3
Языковые особенности художественного стиля речи: уровневый аспект /Ср/
30
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
 
 
Раздел 3. 3. Средства выражения авторской позиции
 
3.1
Средства выражения авторской позиции: текстовые, композиционные, языковые. Выразительные средства языка. /Лек/
8
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
 
3.2
Средства выражения авторской позиции: текстовые, композиционные, языковые. Выразительные средства языка. /Пр/
12
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
 
3.3
Средства выражения авторской позиции: текстовые, композиционные, языковые. Выразительные средства языка. /Ср/
50
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
5.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету: 1. Стилистика как научная дисциплина. Предмет и основные понятия стилистики. 2. История формирования и развития стилистики. Основные направления современных стилистических исследований. 3. Стилистическая концепция В.В. Виноградова (стилистика языка, стилистика речи, стилистика художественной литературы). 4. Термин «стиль». Понятие «функциональный стиль». 5. Феномен языка художественной литературы. 6. История изучения языка художественной литературы. 7. Место языка художественной литературы в системе "общего" языка. 8. Учение А.А. Потебни о внутренней форме слова. 9. Вклад М.М. Бахтина в теорию языка художественного текста. 10. Основополагающая роль акад. В.В. Виноградова в формирование науки о языке художественного текста. 11. Стилистика ресурсов русского языка (описательная стилистика) применительно к языку художественного текста. 12. Фоностилистика как раздел описательной стилистики. Фоника как раздел фоностилистики. 13. Слово как основная единица лексической стилистики. Лексическое и стилистическое значение слова. 14. Стилистические ресурсы лексико-фразеологического уровня языка. 15. Словообразовательные стилистические ресурсы. 16. Грамматическая стилистика. Стилистические ресурсы морфологии. 17. Стилистический синтаксис. Стилистические ресурсы синтаксиса. 18. Классификации функциональных стилей современного русского литературного языка. Вопрос о количестве функциональных стилей. Теория функциональных стилей М.Н. Кожиной. 19. Вопрос о месте языка художественной литературы в системе функциональных стилей. Неоднозначные точки зрения на выделение художественного стиля. 20. Специфика художественной речи, ее отличительные признаки. Особенности языка. 21. Образные средства русского языка. Стилистические тропы. 22. Образные средства русского языка. Стилистические фигуры. 23. Средства выражения авторской позиции. Текстовые средства. 24. Средства выражения авторской позиции. Композиционные средства. 25. Средства выражения авторской позиции. Языковые средства. 26. Идеи современной лингвистики и их влияние на теорию языка художественного текста.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
История формирования и развития стилистики. Основные направления современных стилистических исследований. Стилистическая концепция В.В. Виноградова (стилистика языка, стилистика речи, стилистика художественной литературы). Термин «стиль». Понятие «функциональный стиль». Феномен языка художественной литературы. История изучения языка художественной литературы. Место языка художественной литературы в системе "общего" языка. Учение А.А. Потебни о внутренней форме слова. Г.О. Винокур о языке художественного текста. Вклад М.М. Бахтина в теорию языка художественного текста. Основополагающая роль акад. В.В. Виноградова в формирование науки о языке художественного текста. Фоностилистика как раздел описательной стилистики. Фоника как раздел фоностилистики: на примере конкретного художественного текста. Стилистические ресурсы лексико-фразеологического уровня языка: на примере конкретного художественного текста. Словообразовательные стилистические ресурсы: на примере художественных текстов. Грамматическая стилистика. Стилистические ресурсы морфологии: на примере художественных текстов. Стилистический синтаксис. Стилистические ресурсы синтаксиса: на примере одного или нескольких художественных текстов. Классификации функциональных стилей современного русского литературного языка. Вопрос о количестве функциональных стилей. Теория функциональных стилей М.Н. Кожиной. Вопрос о месте языка художественной литературы в системе функциональных стилей. Неоднозначные точки зрения на выделение художественного стиля. Специфика художественной речи, ее отличительные признаки. Особенности языка. Образные средства русского языка. Стилистические тропы: на примере художественных текстов. Образные средства русского языка. Стилистические фигуры: на примере художественных текстов. Средства выражения авторской позиции. Текстовые средства: анализ текста на выбор студента. Средства выражения авторской позиции. Композиционные средства: анализ текста на выбор студента. Средства выражения авторской позиции. Языковые средства: анализ текста на выбор студента. Идеи современной лингвистики и их влияние на теорию языка художественного текста.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру экспертизы и утверждения фондов оценочных средств  для установления соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта  и образовательной программе высшего 
 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
образования, реализуемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Горно-Алтайский  государственный университет», регламентируется положением ГАГУ № 01-27-10 от 30.08.2017 г.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Вопросы к зачету. 2. Темы для рефератов. 3. Проект: Стилистический анализ художественного текста (текст по выбору студента).
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А.
Стилистика русского языка: учебник
Москва: Флинта, 2008
 
Л1.2
Чигинцева Т.А.
Практическая стилистика русского языка: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2016
http://www.iprbookshop.ru/43397.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Болотнова Н.С.
Филологический анализ текста: учебное пособие
Москва: Флинта, 2009
 
Л2.2
Земская Ю.Н., Качесова И.Ю., Комиссарова [и др.] Л.М.
Теория текста: учебное пособие
Москва: Флинта, 2010
 
Л2.3
Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В., Бабенко Л.Г.
Филологический анализ текста: практикум
Москва: Академический Проект, 2015
http://www.iprbookshop.ru/36860.html
 
Л2.4
Морозкина Т. В.
Лингвистический анализ и интерпретация художественного текста: учебное пособие
Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2015
http://www.iprbookshop.ru/59163.html
 
Л2.5
Федорченко И.А.
Лингвистический анализ текста: учебно-методическое пособие
Новосибирск: НГПУ, 2015
https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/4518/read.php
 
Л2.6
Басирова К.В., Болонева М.Л., Дронова [и др.] И.А., Малинович М.В.
Современные лингвистические теории. Проблемы слова, предложения, текста: сборник научных трудов
Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2012
http://www.iprbookshop.ru/21102.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
6.3.1.3
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
метод проектов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к выполнению работы «Стилистический анализ художественного текста» Выполните стилистический анализ поэтического и прозаического текста (по выбору). Общая схема стилистического анализа прозаического текста 1. Предварительно отнести текст к художественному функциональному стилю. Определить жанр текста. 2. Определить основную тему текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; для большинства книжных текстов тема заявлена в первом – и дублируется в последнем предложениях. 3. Определить идею текста. Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме). 4. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане (самостоятельное произведение, отрывок из произведения), найти, если есть, компоненты стандартной содержательной композиции: вступление, основную часть, заключение. 5. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение, инструктирование) относится текст. 7. Определить композицию текста. 8. Выявить субъектный характер информации ("образ автора", повествователь, рассказчик, персонах), смену точек точек зрения. 9. Найти стилистические средства, используемые в данном тексте, т. е. установить языковую специфику текста. 9.1 Стилистические средства фонетического уровня. Имеются в виду особенности нелитературного произношения, присущие устной разговорной речи. В письменной форме разговорной речи они проявляются редко (обычно на орфографическом уровне). 9.2 Стилистические средства лексическо-фразеологического уровня. 9.3 Стилистические средства словообразовательного уровня. 9.4 Стилистические средства морфологического уровня. 9.5 Стилистические средства синтаксического уровня. 10. Эффект использования образно-выразительных средств. 11. Сделать общие выводы об авторской позиции и основной проблематике текста. План стилистического анализа поэтического текста 1. Внимательное прочтение текста. 2. Определение темы, авторской позиции. План анализа стихотворения: 1. Дата написания. 2. Комментирование (толкование непонятных слов, устаревших грамматических форм, конструкций, поиск информации о прецедентных феноменах и прецедентных текстах). 3. Жанровое своеобразие. 4. Идейное содержания: особенности сюжета, если есть: а) ведущая тема; б) основная мысль; в) эмоциональная окраска чувств; г) внешнее впечатление и внутренняя реакция на него. 5. Структура стихотворения: а) основные образы стихотворения; б) основные средства речевой изобразительности (так называемое стилистическое
 
стр. 9
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
комментирование): эпитет, метафора и т. д.; в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора и т. д.); г) морфемно-словообразовательный уровень; д) особенности лексического уровня текст; ж) особенности морфологического уровня; з) рифма, звукопись (звукоподражательная и семантическая); и) графическая сторона текста. План стилистического анализа прозаического текста 1. Название текста, автор, краткие сведения о нем. 2. Тема текста. 3. Идея или основная мысль. При ее определении стоит ответить на условный вопрос: что хотел сказать автор читателю? Что Вы как читатель увидели? 4. Характеристика стиля. 5. Лексико-семантическое сочетание. 6. Словарный состав текста. 7. Словообразовательная характеристика. 8. Морфологическая характеристика. 9. Синтаксическая характеристика. Художественное произведение необходимо связывать с творчеством писателя в целом, четко представлять себе, какие черты своего времени показал писатель, насколько важны поднятые им вопросы, насколько типичны нарисованные им характеры, какие общечеловеческие проблемы ставит автор. В каждом произведении есть многое от личности его создателя, но вместе с тем есть и то, что выходит за пределы этой личности, воплощает дух времени, исторический опыт эпохи, опыт всего человечества. При анализе важно показать, какое место в системе образов произведения занимает тот или иной персонаж, каковы его взгляды, круг интересов, что в нем является типичным и какие черты присущи только ему как неповторимой индивидуальной человеческой личности. Обязательно надо проследить, какими художественными средствами раскрывает писатель образы своих героев, как характер проявляется во внешнем облике, в манере одеваться, говорить, деталях окружающей обстановки. Важно обратить внимание, что говорит автор о герое, как оценивают его другие персонажи, как характеризует героя его речь. Образ литературного героя необходимо раскрыть во всей сложности его личности, в многообразных связях с окружающей средой, с жизнью, а характер в движении, развитии, во взаимоотношениях с окружающими. Для полноты раскрытия образа важно показать его в сопоставлении с другими персонажами. При сопоставлении персонажей надо выделить наиболее существенные линии, по которым оно будет вестись. В первую очередь необходимо показать принципиальные различия в философских и жизненных позициях, взглядах, поведении. Анализируя художественный текст важно определить авторское отношение к изображаемому, его обусловленность, художественную манеру изображения, высказать свое мнение. Рассуждения должны быть подкреплены системой доказательств, материалом произведения, цитатами из него. Не надо давать анализ каждой сцены, в которой действует герой, - достаточно остановиться на основных эпизодах, раскрывающих главные черты персонажа, многогранность его образа. Выявить субъектный характер информации (образ автора)