высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Кинология
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Итоговой форма аттестации_экзамен по ПМ 06
Вопросы к экзамену:
п/п Вопрос Варианты ответа ответ
1 Собак начали одомашнивать:
А) Примерно 10-20 тысяч лет назад;
Б) 3 тысячи лет назад;
В) Около одного миллиона лет назад. А
2 Слюна собаки обладает высокой бактерицидностью благодаря:
А) Крахмала;
Б) Лизоцима;
В) Муцина. Б
3 Пища легко проглатывается благодаря обработки её веществом А) Крахмал;
Б) Муцин;
В) Лизоцим. Б
4 Сколько пород собак насчитывается в мире:
А) Около 2000;
Б) Около 3000;
В) Около 3500. А
5 Основные конституционные типы сложения собак А) Рыхлый сырой, Грубый, Крепкий тип, Сухой тип и нежный тип;
Б) Рыхлый, Стандартный и Сухой;
В) Крупный, Средний и Мелкий. А
6 При перевозке собака должна быть накормлена:
А) непосредственно перед погрузкой;
Б) за 3 – 5 часовдо отправки;
В) через 0,5 часа после погрузки. Б
7 В специальных подразделениях помещения для служебных собак должны быть на удалении от жилых строений:
А) не менее 500 метров;
Б) не менее 200 метров.;
В) должны строиться за городом. Б
8 При перевозки собак: А) Необходимо надеть собаке намордник и поводок;
Б) Необходим намордник и справка о здоровье собаки(которая предъявляется по требованию);
В) Собака должна быть на поводке не менее 3-х метров; А
9 Что бы обучить собаку любым навыкам:
А) создать у нее высокий уровень мотивации;
Б) научить собаку выполнять необходимые команды;
В) не кормить собаку перед занятиями. А
10 Инвентарь для собак
А) Лопата, метла, ведро для уборки мусора, солома или опилки;
Б) Миски для еды и воды;
В)Ошейник, поводок, намордник, цепь, удавка, парфос. В
11 Цель дрессировки собак: А) выработка у собаки совпадающих условных рефлексов;
Б) выработка у животных определенных на-выков (условных рефлексов высшего порядка);
В) выработка устойчивой поведенческой реакции собаки на внешние и внутренние раздражители. Б
12 Как часто можно купать собаку А) В среднем один раз в месяц;
Б) Один раз в неделю;
В) Когда у хозяина есть время.; А
13 Собак необходимо выгуливать: А) 2-3 раза в сутки, продолжительностью 30-40 минут;
Б) Два раза в сутки, пока собака не нагуляется и не подойдет к вам;
В) 2-3 раза в сутки, продолжительностью по 5 минут; А
14 У здоровой собаки нормальная температура тела колеблется в незначительных пределах - А) 37,5-39 гр.С;
Б) 36-36,6 гр.С;
В) 38,5-41,5 грС.
А
15 Дератизация это: А) комплекс мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей различных инфекционных заболеваний и токсинов во внешней среде;
Б) комплексные меры по уничтожению грызунов (крыс, мышей, полёвок и др.).;
В) Проверка условий содержания собаки; Б
16 Способы кормления собак
А) Свободный доступ к кормам и кормление, ограниченном по времени или по количеству корма;
Б) Групповое и индивидуальное;
В) возрастное А
17 В каких продуктах содержится тиаминаза и как часто её давать собакам А) Необходимо давать один раз в неделю, содержится в рыбе;
Б) Содержится в мясе, давать по мере необходимости;
18 Безусловный рефлекс:
А) закономерные, врожденные ответные действия организма собаки при участии центральной нервной системы на раздражители как со стороны внешней, так и внутренней среды организма, более или менее неизменные, стойко передающиеся по наследству;
Б) ответные действия организма собаки на раздражители, которые приобретаются собакой в процессе ее жизни или дрессировки при определенных условиях;
В) ответная реакция организма собаки на раздражитель, осуществляемая при обязательном участии центральной нервной системы и не передаются по наследству А
19 Наиболее хорошо поддаются дрессировке собаки с типом высшей нервной деятельности: А) холерическим;
Б) сангвиническим;
В) флегматическим;
Г) меланхолическим; Б
20 Навык это А) устойчивая ответная реакция организма на раздражители;
Б) действия собаки, которые в результате дли-тельного повторения в ответ на действия раздражителя стали проявляться автоматически;
В) автоматическая реакция организма собаки в результате стабильной дрессировки;
Б
21 Раздражитель это А) любые воздействия на рецепторы, вызывающие в них нервное возбуждение, передаваемое в головной мозг;
Б) приспособления к меняющимся условиям среды и обучения животного;
В) Все сигналы, поступающие из окружающей среды, передаваемые в головной мозг и воздействующие на него; А
22 Собака способна воспринимать запахи окружающей среды посредством:
А) осязательного анализатора;
Б) слухового анализатора;
В) обонятельного анализатора. В
23 Подготовка собак к розыскной службе : А) Разрешено после обучения ЗКС;
Б) Разрешено после обучения поиску наркотических средств;
В) Разрешено после обучения ОКД. В
24 Специальный курс дрессировки: А) Составление рациона при подготовке к соревнованиям;
Б) Подготовка собаки к различным специальным видам дрессировки;
В) Подготовка к аджилити. Б
25 Подготовка собак по поиску наркотических средств А) Используем специальные запаховые имитаторы наркотических средств.
Б) Необходимо самостоятельно заготовить или приобрести наркотические средства;
В) Для подготовки собак по поиску наркотических средств специальные запахи не требуются. А
Тема: Ошибки совершаемые при дрессировке
Маршрутный лист по теме: «______________________________________________»
Фамилия студента__________________________________________________________
Задание 1В питомнике ездовых собак «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА», содержится 23 собаки породы Хаски и один фокстерьер. Как известно, суточная норма потребления энергии данной породы 1950 000 калорий в сутки, а потребление фокстерьера 460 000калорий в сутки. 13 собак породы хаски постоянно участвуют в собачьих бегах и получают физическую нагрузку, что увеличивает их рацион в потребности калорий на 40%. Используя таблицу «Состав и питательность кормов» Необходимо составить суточный рацион для собак получающих физические нагрузки, для собак находящихся в покое и фокстерьера. Исходя из получившегося рациона необходимо рассчитать общее количество продуктов, которые необходимо приобрести, для приготовление кормов на данном питомнике на 10, 16 и 30 дней .
Задание 2.Необходимо рассчитать и схематично нарисовать питомник для содержания 10 немецких овчарок и 30 щенков.
Задание 3. Сущность оперантного способа дрессировки в подготовке собак по поиску наркотических средств, на первоначальном этапе дрессировке.
Задание 4.При подготовки собаки к розыскной службе дрессировщик столкнулся, что у собаки преобладает ориентировочная реакция. Действия дрессировщика.
Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, свободно использовал дополнительную литературу, владеет специальными понятиями и терминами «отлично», 84-100%, повышенный уровень
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, ориентировался в рекомендованной дополнительной литературе, владеет специальными понятиями и терминами, но по некоторым понятиям допущены неточности «хорошо», 66-83%, пороговый уровень
Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, знаком с рекомендованной дополнительной литературой «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень
«неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован
Оценочное средство «Схематический рисунок»
Задание. Обозначьте особенности строения желудочно- кишечного тракта собаки
Оценочное средство «Схематический рисунок»
Задание. Обозначьте инвентарь для содержания собак
Оценочное средство «Схематический рисунок»
Задание. Опишите инвентарь необходимый для защитно- караульной службы.
Критерии оценки:
Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, свободно использовал дополнительную литературу, владеет специальными понятиями и терминами «отлично», 84-100%, повышенный уровень
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, ориентировался в рекомендованной дополнительной литературе, владеет специальными понятиями и терминами, но по некоторым понятиям допущены неточности «хорошо», 66-83%, пороговый уровень
Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, знаком с рекомендованной дополнительной литературой «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень
При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины, не оперирует специальными понятиями и терминами, не знаком с рекомендованной основной и дополнительной литературой.
«неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован
Для обучающихся по освоению профессионального модуля ПМ.06 Рабочая профессия 18621 «Собаковод»
Специальность: 35.02.15 Кинология
Методические указания утверждены на заседании цикловой комиссии ветеринарии и кинологии 13 мая 2021 года, протокол № 10.
Горно-Алтайск 2021
Методические рекомендации по проведению практических работ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических знаний и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
1.2. В процессе практического занятия, как видов учебных занятий, студенты выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с календарно-тематическим планом и рабочей программой по дисциплине.
1.3. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;
• формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
• развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
• выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
1.4. Дисциплина, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия, и их объемы определяются рабочими учебными планами.
1.5. При проведении практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы.
2.ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
2.1. При планировании состава и содержания практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и
2.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по дисциплине. Практические занятия занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных дисциплин.
Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию ФГОС СПО по специальности и формировать умения (компетенции) студента.
2.3. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работа с оборудованием, аппаратурой и др.
2.3.1. При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, к которой готовится специалист.
2.3.2. На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования и технологической и преддипломной производственной (профессиональной) практики, изучения профессиональных модулей.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения, формируются общие компетенции.
2.4. Тематика практических занятий зафиксирована в рабочей программе дисциплины в каждом разделе.
2.5. Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия, фиксируется в тематических планах рабочей программы.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
3.1. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных кабинетах. Продолжительность занятия - не менее 2х академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
3.2. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, объяснение последовательности выполнения отдельных элементов задания и работы в целом. Последовательно, от занятия к занятию возрастают требования к самостоятельности студентов. Возможно проведение практических занятий как итоговых контрольных.
3.3. Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
3.4. По каждой практическому занятию должны быть разработаны и утверждены инструкционная карта по их проведению.
3.5. Методические указания для выполнения практических занятий должны включать:
• Тему
• Цель работы
• Средства обучения
• Знать
• Уметь
• Общие компетенции
• Рекомендуемая литература
• Актуализация опорных знаний
• Ход работы
• Контроль исходного уровня знаний
• Контроль конечного уровня знаний
3.6 Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.7. Формы организации студентов на практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется малыми группами по 2-5 человек.
3.8. Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуется:
- разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретной дисциплине;
- разработка заданий для автоматизированного тестового контроля над подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;
- подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для студентов;
- использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
- проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
- эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия, подбором дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.
- многовариантные задания.
4.ОФОРМЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
4.1. Структура оформления практических занятий по дисциплине определяется преподавателем.
4.2. Оценки за выполнение практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета в конце занятия и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.
5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Научные подходы и принципы управления.
Организация: ее внутренние и внешние переменные.
Разработка структуры управления.
Составление плана работы кинологического подразделения организации.
Процесс подготовки и принятия управленческих решений. Принятие управленческих решений в заданных ситуациях
Выявление и изучение потребностей персонала. Условия труда как фактор мотивации
Разработка и осуществление мероприятий по мотивации и стимулированию персонала
Расчёт по принятой методике основных показателей деятельности организации.
Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций.
Выбор методов управления конкретной конфликтной ситуацией.
Стили руководства в управлении.
Разработка должностной инструкции руководителя.
Разработка должностной инструкции работника организации.
Составление объяснительных и служебных записок, справок.Составление служебного письма.
Составление резюме, автобиографии, характеристики, заполнение анкеты.
Экспертная оценка риска предполагаемого дела.
Разработка бизнес проекта.
Анализ состояния рынка и конъюнктуры услуг в области кинологии.
Методические указания к самостоятельной работе
конспектирование учебного материала.
Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное.
Конспект – это систематическая, логически связная, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.
В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.
Типы конспектов:
1. Плановый.
2. Текстуальный.
3. Свободный.
4. Тематический.
Краткая характеристика типов конспектов:
1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои
2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Как составить конспект:
• прочитайте текст учебника;
• определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.;
• выделите взаимосвязи;
• основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
• прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
• сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
• каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;
• внимательно прочитайте материал;
• определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
• определите центральную часть О.К., т.е. его "ассоциативный узел" в виде систематического класса и его особенностей;
• Определите цель составления конспекта.
• Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
• Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
• Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
• В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
• Составляя конспект, можно и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
• Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
• Используйте реферативный способ изложения (например:"Автор считает...", "раскрывает...").
• Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Познакомьтесь с правилами конспектирования:
1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
3. Составить план - основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.
Конспект, план-конспект - это способ работы с текстом. Цель - зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект - это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста. Это переработка информации за счет ее свертывания.
Конспект - это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план
Существуют разнообразные виды и способы конспектирования:
• текстуальный конспект - представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.При написании конспекта: - сначала прочитывается текст-источник, - в нём выделяются основные положения; - подбираются примеры; - идёт перекомпоновка материала; - затем оформляется текст конспекта; - Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике; План-конспект - это более детальная проработка источника; - составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные; - к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.
Конспекты могут быть плановыми,т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.
• Конспект-схема
Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими:
1. Подберите факты для составления схемы.
2. Выделите среди них основные, обще понятия.
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
5. Дайте название выделенным группам.
6. Заполните схему данными.
• Опорный конспект
Это творческий вид работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф. известным педагогом-новатором и получил название "опорный сигнал". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.
При любом виде конспектирования важно помнить о том, что:
• Записи полезно делить, для этого используются: 1. Подзаголовки. 2. Абзацные отступы. 3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать.
• При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:
1. Делать в тексте конспекта подчёркивания
2. На полях тетради отчёркивания "например, вертикальные"
3. Заключать основные понятия, законы,правила и т. п. в рамки.
4. Пользоваться при записи различными цветами.
5. Писать разными шрифтами.
6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.
В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.
Методические рекомендации
по оформлению электронных презентаций
Электронная презентация, выполняется в среде Microsoft Power Point. Презентация начинается со слайда, содержащего ее название и, имена авторов. В качестве фона первого слайда можно использовать рисунок или фотографию, имеющую непосредственное отношение к теме презентации, однако текст поверх такого изображения должен читаться очень легко. Подобное правило соблюдается и для фона остальных слайдов. Для оформления презентации следует использовать стандартные, широко распространенные пропорциональные шрифты, такие как Arial, Tahoma, Verdana, Times New Roman, Georgia и др. Использование шрифтов, не входящих в комплект, устанавливаемый по умолчанию вместе с операционной системой, может привести к некорректному отображению вашей презентации на другом компьютере, т. к. нестандартных шрифтов, которые решили использовать вы, там может просто не оказаться. Кроме того, большинство дизайнерских шрифтов, используемых обычно для набора крупных заголовков в печатных изданиях, оформления фирменного стиля, упаковок и т. д., в рамках презентации смотрятся слишком броско, отвлекают внимание от ее содержания. Для презентации изначально необходимо подобрать цветовую гамму: обычно это три—пять цветов, среди которых есть как теплые, так и холодные. Очевидно, любой из этих цветов должен отлично читаться на выбранном ранее фоне; малейшее подозрение на то, что цвет шрифта хотя бы немного сливается с фоном — и что-то одно из этого подлежит немедленной замене.
Назначив каждому из текстовых элементов свой цвет, например: крупным заголовкам — красный, мелким заголовкам —
Выделение различными цветами слов в составе заголовка или абзаца основного текста допускается только с целью акцентирования на них внимания: например, если вводится новый термин или приводятся важные численные значения. «Раскрашивание» текста только из эстетических соображений может, как и неудачный выбор шрифтов, привести к отвлечению внимания слушателей. Основной текст рекомендуется набирать нейтральным цветом — черным, белым или серым различных оттенков, в зависимости от яркости фона.
Следует избегать эффектов анимации текста и графики, за исключением самых простых, например медленного исчезновения или возникновения полосами, хотя и они должны применяться в меру. Ни в коем случае не стоит стараться разместить на одном слайде как можно больше текста. Для того, чтобы прочесть мелкий текст, многим необходимо существенно напрягать зрение.
Обязательно иллюстрируйте презентацию рисунками, фотографиями, наглядными схемами, графиками и диаграммами. Изображению всегда следует придавать как можно больший размер. Если это возможно, иллюстрации стоит распределить по нескольким слайдам, нежели размещать их на одном, но в уменьшенном виде. Подписи вполне допустимо располагать не над и не под изображением, а сбоку, если оно, например, имеет вертикальную ориентацию.
Составитель: преподаватель специальных дисциплин К.Ю. Мукеева
Председатель ЦК
ветеринарии и кинологии С.В. Коновалова