2022-2023_35_02_15_2022_К12_plx_Учебная практика_ Подготовка и применение собак по породам и видам служб
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Учебная практика. Подготовка и применение собак по породам и видам служб
Учебный план
35.02.15_2022_К12.plx

Кинология

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
зачеты с оценкой 6
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
216
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
кинолог
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
216
216
216
216
Итого ауд.
216
216
216
216
Кoнтактная рабoта
216
216
216
216
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Препод., Ксения Юрьевна Мукеева _______________
 
 
Учебная практика. Подготовка и применение собак по породам и видам служб
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.15 КИНОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 464)
 
Кинология

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> Формирование знаний и умений у обучающихся по методам подготовки и применению собак по породам и 2-3 видам служб.
1.2
<i>Задачи:</i> 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
2.1.2
Физическая культура
2.1.3
Методы содержания собак и ухода за ними
2.1.4
Охрана труда
2.1.5
Анатомия и физиология животных
2.1.6
Биология собак
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика (по профилю специальности)
2.2.2
Учебная практика. Выполнение работ по рабочей профессии 18621 Собаковод
2.2.3
Экзамен по профессиональному модулю
2.2.4
Учебная практика. Подготовка и применение собак по породам и видам служб
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
 
Знать:
- область профессиональной деятельности - объекты профессиональной деятельности
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выплнения профессиональных задач, оценивать иъ эффективность и качество.
 
Уметь:
решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Владеть:
знаниями своей будущей профессии с другими профессиями и специальностями, может аргументировано обосновать свой профессиональный выбор
 
 
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Знать:
- методы и способы выполнения профессиональных задач
 
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Уметь:
- выбирать методы и способы длдя выполнения профессиональных задач - оценивать эффективность и качество выполнения профессиональных задач
 
 
ОК 6.:Работать в коллективе и команде,ффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
стр. 5
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Владеть:
нестандартными методами и способами выполнения профессиональных задач, способствующие повышению эффективности и качества их выполнения
 
 
 
 
  ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
 
Знать:
нестандартные методы и способы выполнения профессиональных задач, способствующие повышению эффективности и качества их выполнения
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Уметь:
- принимать решения для разных ситуаций в профессиональной деятельности - нести ответственность за принятые решения
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
быстрыми и наиболее эффективными решениями в стандартных и нестандартных ситуациях с использованием новейших научных методов и подходов и несет за них ответственность
 
 
 
 
ПК 3.1.:Готовить собак по общему курсу дрессировки
 
Знать:
- поисковые информационные системы - алгоритм поиска информации
 
 
ПК 3.2.:Готовить собак по породам и видам служб
 
Уметь:
- использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного 
 
 
ПК 3.3.:Проводить подготовку собак по специальным курсам дрессировки
 
Владеть:
-осуществлять поиск необходимой информации - использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
 
 
 
 
ПК 3.4.:Проводить прикладную подготовку собак
 
Знать:
-информационно - коммуникационные технологии
 
 
ПК 3.5.:Проводить тестирование собак по итогам подготовки.
 
Уметь:
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
 
 
ПК 3.6.:Использовать собак в различных видах служб.
 
Владеть:
знаниями о современных информационно-коммуникационных технологиях в профессиональной деятельности
 
 
стр. 6
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
 
 
ЛР 21:Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, нацеленный на достижение поставленных целей, управляющий собственным профессиональным развитием, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.
 
Знать:
- основные понятия и признаки коллектива и команды - деловое общение - процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде - этапы командной работы -этапы командной работы
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
 
Уметь:
- работать в коллективе и команде - эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями - брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
 
Владеть:
организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, 
 
 
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выплнения профессиональных задач, оценивать иъ эффективность и качество.
 
Знать:
-этапы командной работы
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выплнения профессиональных задач, оценивать иъ эффективность и качество.
 
Уметь:
- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Владеть:
ответственностью за работу команды, за результат выполнения заданий
 
 
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Знать:
- задачи профессионального и личностного развития - понятия самообразования и саморазвития - цели, задачи и систему повышения квалификации
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Уметь:
- определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, - осознанно планировать повышение квалификации
 
 
стр. 7
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Владеть:
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной науки и современного производства
 
 
 
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:
- современные технологии в профессиональной деятельности
 
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Уметь:
- применять современные технологии в профессиональной деятельности
 
 
ОК 6.:Работать в коллективе и команде,ффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Владеть:
дрессировки собак; применения собак по 2 - 3 видам служб; прогнозированием основных тенденций развития технологий в профессиональной деятельности
 
 
 
 
ОК 6.:Работать в коллективе и команде,ффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Знать:
формы, методы и приемы дрессировки собак; специальный инвентарь и оборудование для дрессировки; нормативные документы и правила отбора собак для использования по различным службам; классификацию пород собак для различных служб
 
 
  ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
 
Уметь:
организовывать дрессировку собак; применять собак в различных видах деятельности; проводить воспитание собак; подготовку по курсу общего послушания и общему курсу дрессировки;
 
 
  ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
 
Владеть:
дрессировки собак;
 
 
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Знать:
формы, методы и приемы дрессировки собак; специальный инвентарь и оборудование для дрессировки; нормативные документы и правила отбора собак для использования по различным службам; классификацию пород собак для различных служб
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
стр. 8
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Уметь:
организовывать дрессировку собак; применять собак в различных видах деятельности; отбирать собак для использования по различным службам; проводить воспитание собак; подготовку по курсу общего послушания и общему курсу дрессировки;
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
дрессировки собак; применения собак по 2 - 3 видам служб;
 
 
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Знать:
формы, методы и приемы дрессировки собак; специальный инвентарь и оборудование для дрессировки; нормативные документы и правила отбора собак для использования по различным службам; классификацию пород собак для различных служб
 
 
ПК 3.1.:Готовить собак по общему курсу дрессировки
 
Уметь:
организовывать дрессировку собак; применять собак в различных видах деятельности; отбирать собак для использования по различным службам; проводить воспитание собак; подготовку по курсу общего послушания и общему курсу дрессировки;
 
 
ПК 3.1.:Готовить собак по общему курсу дрессировки
 
Владеть:
дрессировки собак; применения собак по 2 - 3 видам служб;
 
 
 
 
ПК 3.2.:Готовить собак по породам и видам служб
 
Знать:
формы, методы и приемы дрессировки собак; специальный инвентарь и оборудование для дрессировки; нормативные документы и правила отбора собак для использования по различным службам; классификацию пород собак для различных служб
 
 
ПК 3.2.:Готовить собак по породам и видам служб
 
Уметь:
организовывать дрессировку собак; применять собак в различных видах деятельности; отбирать собак для использования по различным службам; проводить воспитание собак; подготовку по курсу общего послушания и общему курсу дрессировки;
 
 
ПК 3.3.:Проводить подготовку собак по специальным курсам дрессировки
 
Владеть:
дрессировки собак; применения собак по 2 - 3 видам служб;
 
 
 
 
ПК 3.3.:Проводить подготовку собак по специальным курсам дрессировки
 
стр. 9
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Знать:
формы, методы и приемы дрессировки собак; специальный инвентарь и оборудование для дрессировки; нормативные документы и правила отбора собак для использования по различным службам; классификацию пород собак для различных служб
 
 
ПК 3.4.:Проводить прикладную подготовку собак
 
Уметь:
организовывать дрессировку собак; применять собак в различных видах деятельности; отбирать собак для использования по различным службам; проводить воспитание собак; подготовку по курсу общего послушания и общему курсу дрессировки;
 
 
ПК 3.4.:Проводить прикладную подготовку собак
 
Владеть:
дрессировки собак; применения собак по 2 - 3 видам служб;
 
 
 
 
ПК 3.5.:Проводить тестирование собак по итогам подготовки.
 
Знать:
формы, методы и приемы дрессировки собак; специальный инвентарь и оборудование для дрессировки; нормативные документы и правила отбора собак для использования по различным службам; классификацию пород собак для различных служб
 
 
ПК 3.5.:Проводить тестирование собак по итогам подготовки.
 
Уметь:
организовывать дрессировку собак; применять собак в различных видах деятельности; отбирать собак для использования по различным службам; проводить воспитание собак; подготовку по курсу общего послушания и общему курсу дрессировки;
 
 
ПК 3.6.:Использовать собак в различных видах служб.
 
Владеть:
дрессировки собак; применения собак по 2 - 3 видам служб;
 
 
 
 
ПК 3.6.:Использовать собак в различных видах служб.
 
Знать:
 
 
ЛР 21:Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, нацеленный на достижение поставленных целей, управляющий собственным профессиональным развитием, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.
 
Уметь:
 
 
ЛР 21:Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, нацеленный на достижение поставленных целей, управляющий собственным профессиональным развитием, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
стр. 10
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Раздел 1. 
 
1.1
Отработка методов воспитания собак. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
12
6
0
 
1.2
Подготовка к общему послушанию. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
30
6
0
 
1.3
Выработка навыков по общему курсу дрессировки. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
84
6
0
 
1.4
Выработка навыков по защитно-караульной службе. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
30
6
0
 
1.5
Выработка навыков у служебных собак по поиску наркотических, психотропных и взрывчатых веществ. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
30
6
0
 
1.6
Выработка навыка по поиску людей по запаховому следу. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
30
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Итогом аттестации МДК 03.02 является выставление зачета по текущей успеваемости "Зачтено" Итоговой форма аттестации_экзамен по ПМ 03 Вопросы к экзамену: Преобладающие реакции поведение собак. Выборка вещей человека по его запаху, ошибки собак защитно-караульной службы. Общий курс дрессировки. Дрессировка собак для защитно-караульной службы. Приучение собаки к охране вещи, ошибки. Социализация собаки. Развитие у собаки недоверчивости и злобы. Задержание, охрана, конвоирование людей. Защита дрессировщика розыскной службы. Дрессировка собак для розыскной службы. Требования, предъявляемые к собакам, прошедших курс дрессировки по защитно-караульной службе. Выборка собакой человека по запаху его вещи. Поиск человека по следу и выборка человека со следа. Обыск местности и помещений. Сторожевка на месте и в движении. Факторы, обеспечивающие безотказную работу собаки. Требования к собакам розыскной службы. Дрессировка собак для сторожевой службы. Поиск человека по следу, ошибки допускаемые дрессировщиком. Дрессировка собак для караульной службы Развитие у собаки злобы, недоверия к посторонним людям и активного их облаивания. Охрана поста на короткой (глухой) привязи. Охрана на блокпосту. Свободное окарауливание, ошибки. Требования к собакам караульной службы. Дрессировка собак для геолого-газо-разведывательной службы. Методы дрессировки собак. Поиск рудных валунов. Поиск в маршрутной разведке. Навыки и правила их выработки у собак, стадии образования. Дрессировка собак для служб связи и подноса легких грузов. Требование к собакам геолого-поисковой (рудо-розыскной) и газо-разведывательной служб. Приучение собаки к вьюку и переноске тяжестей. Передвижение (пробег) между двумя постами. Поиск дрессировщика, переместившегося на другой пост, по его запаховому следу. Дрессировка собак буксировщиков лыжников. Приучение собаки к движению впереди дрессировщика.Изменение направления движения. Отбор и подбор собак. Дрессировка собак для ездовой службы. Перевозка нарт (тележки, лодки-волокуши) в упряжке.Движение в паре. Дрессировка собак – проводников слепых. Движение впереди слепого по пути, свободному от препятствий. Изменение темпа движения.
 
стр. 11
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Выполнение поворотов в различном направлении, остановка перед препятствиями и их обход, при дрессировке собак – поводырей. Подъем по лестницам, естественным возвышенностям и спуск с них, при дрессировке собак – поводырей. Вождение слепого в населенных пунктах,вождение по определенному маршруту. Ошибки дрессировщика и требования предъявляемые собакам – поводырям. Дрессировка собак поисково–спасательной службы. Оказание первой медицинской помощи при ожогах, тепловых ударов, ОРЗ, расстройствах ЖКТ. Подача голоса, раскапывание «пострадавшего» и его вещей, заключительный этап дрессировки собак поисково – спасательной службы. Ошибки дрессировщика и требования предъявляемые собакам поисково-спасательной службы. Дрессировка собак по поиску наркотических средств. Постановка собаки на запах взрывчатых и наркотических веществ. Места вероятного сокрытия наркотических и взрывчатых веществ на автотранспорте. Классификация и виды наркотических веществ. Дрессировка собак для пастушьей службы. Меры безопасности при обращении с собаками. Дрессировка собак для охраны овец и жилья чабанов. Определение преобладающей реакции у собак. Дрессировка собак для пастьбы овец и управления отарой. Ошибки дрессировщика и требования предъявляемые собакам защитно-караульной службы. Движение впереди слепого по пути, свободному от препятствий. Изменение темпа движения.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Оценочное средство «Практическая работа» Комплект практического  задания (по маршрутному листу) Практическое задание Тема:  Ошибки совершаемые при дрессировке Маршрутный лист по теме: «______________________________________________» Фамилия студента__________________________________________________________ Задание 1. Приобретя щенка хозяин дал ему кличку «УЖАСТИК», т.к щенок испортил ему много вещей.  Правильно ли поступил хозяин?   Задание 2.  В первые дни жизни щенок, скучая по матери, стал избегать отведенного для него места отдыха, скулил. Хозяин, успокаивая его, стал брать щенка на руки и в постель с собой. Правильно ли это и к чему могут привести подобные действия хозяина? Задание 3. Приучая к команде «Апорт», хозяин использовал в качестве апортеровочных предметов старую обувь, ненужные личные вещи. Правильно ли это и к чему могут привести подобные действия хозяина? Задание 4.Возвращаясь с прогулки, хозяин после первого подзыва собаки всегда брал на поводок, не предлагая лакомство. А если собака подходила не с первого раза, то и наказывал собаку.Правильно ли это и к чему могут привести подобные действия хозяина? Критерии оценки: Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, свободно использовал дополнительную литературу, владеет специальными понятиями и терминами «отлично», 84-100%, повышенный уровень Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, ориентировался в рекомендованной дополнительной литературе, владеет специальными понятиями и терминами, но по некоторым понятиям допущены неточности «хорошо», 66-83%, пороговый уровень Студент показал  знание основных положений учебной дисциплины, знаком  с рекомендованной дополнительной литературой «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины, не оперирует  специальными понятиями и терминами, не знаком с рекомендованной основной и дополнительной литературой. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
контрольные материалы для проведения текущего контроля  в форме презентации, оценки результатов выполнения практической работы, оценка результатов устного (письменного) опроса, выполнении тестовых заданий,  итоговой аттестации в форме вопросов к  экзамену
 
стр. 12
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Гриценко В. В.
Техника дрессировки собак: навыки послушания: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2020
https://e.lanbook.com/book/138185
 
Л1.2
Гриценко В.В.
Курс теории дрессировки собак: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2020
https://e.lanbook.com/book/136184
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Семенченко С.В., Дегтярь А.С.
Служебное собаководство. Практикум: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2019
https://e.lanbook.com/book/112062
 
Л2.2
Гриценко В. В.
Словарь дрессировщика: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2019
https://e.lanbook.com/book/123462
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
кейс-метод
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
21 В2
Кабинет кинологии и собаководства. Лаборатория экспертизы собак. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); снаряжение для дрессировки собак (укрытие телескопическое К9Profi, дрессировочный рукав, стек), дрессировочный инвентарь (тряпка из плотной натуральной замши (спилок), деревянная аппортировочная гантель для IGP, пуллер, кожаный мяч, апортировочный мяч), имитаторы для натаскивания собак по поиску наркотических средств для кинологической службы (кокаин, героин, каннабис-гашиш, амфетамин, опий-сырец и контрольная проба) по 60 грамм каждая
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по проведению практических работ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических знаний и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. 1.2. В процессе практического занятия, как видов учебных занятий, студенты выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с календарно-тематическим планом и рабочей программой по дисциплине. 1.3. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины; • формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности; • развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов; • выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива. 1.4. Дисциплина, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия, и их объемы определяются рабочими учебными планами. 1.5. При проведении практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы. 2.ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 2.1. При планировании состава и содержания практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели. 2.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - 
 
стр. 13
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по дисциплине. Практические занятия занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных дисциплин. Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию ФГОС СПО по специальности и формировать умения (компетенции) студента. 2.3. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работа с оборудованием, аппаратурой и др. 2.3.1. При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, к которой готовится специалист. 2.3.2. На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования и технологической и преддипломной производственной (профессиональной) практики, изучения профессиональных модулей. Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения, формируются общие компетенции. 2.4. Тематика практических занятий зафиксирована в рабочей программе дисциплины в каждом разделе. 2.5. Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия, фиксируется в тематических планах рабочей программы. 3.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 3.1. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных кабинетах. Продолжительность занятия - не менее 2х академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями. 3.2. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, объяснение последовательности выполнения отдельных элементов задания и работы в целом. Последовательно, от занятия к занятию возрастают требования к самостоятельности студентов. Возможно проведение практических занятий как итоговых контрольных. 3.3. Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. 3.4. По каждой практическому занятию должны быть разработаны и утверждены инструкционная карта по их проведению. 3.5. Методические указания для выполнения практических занятий должны включать: • Тему • Цель работы • Средства обучения • Знать • Уметь • Общие компетенции • Рекомендуемая литература • Актуализация опорных знаний • Ход работы • Контроль исходного уровня знаний • Контроль конечного уровня знаний 3.6 Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности. 3.7. Формы организации студентов на практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется малыми группами по 2-5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
 
стр. 14
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
3.8. Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуется: - разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретной дисциплине; - разработка заданий для автоматизированного тестового контроля над подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям; - подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для студентов; - использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе; - применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ; - проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования; - эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия, подбором дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе. - многовариантные задания. 4.ОФОРМЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. 4.1. Структура оформления практических занятий по дисциплине определяется преподавателем. 4.2. Оценки за выполнение практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета в конце занятия и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов. 5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Методы дрессировки Приучение переходить в свободное состояние. Приучение подходить к дрессировщику. Приучение находиться рядом с дрессировщиком. Повороты на месте и в движении. Приучение собаки садиться, ложиться, стоять. Апортировка. Приучение к возвращению на место. Приучение к преодолению препятствий. Приучение к замедлению темпа движения. Приучение не брать пищу без разрешения. Групповые занятия по общей дрессировке. Выборка предметов. Выборка человека. Развития злобы и правильного хвата. Умение правильно работать с дрессировочным инвентарем. Правильно подавать команды голосом и жестом. Приучение собак к задержанию и защите дрессировщика. Приучение собак к поиску человека по запаховому следу. Увеличения длины и давности следа. Изменение трассы следа. Пуск собаки на след под углом. Работа по неизвестным («слепым») следам. Пересечение искомого следа другими следами. Приучение собаки обнаруживать вещи на трассе следа. Приучению собак к имитатором (с более простого к более сложным). Умение пользоваться инвентарем при дрессировки собак. Приучение собак обыск местности и помежения. Приучение собак к обыску багажа. Приучение собак к авто транспорту. Умение вводить постепенные усложнения. Методические указания к самостоятельной работе конспектирование учебного материала. Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное. Конспект – это систематическая, логически связная, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект. В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.
 
стр. 15
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Типы конспектов: 1. Плановый. 2. Текстуальный. 3. Свободный. 4. Тематический.Краткая характеристика типов конспектов: 1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника. 2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект  длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память. 3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта. 4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. Как составить конспект: • прочитайте текст учебника; • определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.; • выделите взаимосвязи; • основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради; • прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей; • сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь; • каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ; • внимательно прочитайте материал; • определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы; • определите центральную часть О.К., т.е. его "ассоциативный узел" в виде систематического класса и его особенностей; • Определите цель составления конспекта. • Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы. • Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них. • Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат. • В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания). • Составляя конспект, можнои целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения. • Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета. • Используйте реферативный способ изложения (например:"Автор считает...", "раскрывает..."). • Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях. Познакомьтесь с правилами конспектирования:    1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.     2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.     3. Составить план - основу конспекта.    4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.    5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.    6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.    7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.    8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.    9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для 
 
стр. 16
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
выделения большой части текста используется отчеркивание.   10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать. Конспект, план-конспект - это способ работы с текстом. Цель - зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект - это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста. Это переработка информации за счет ее свертывания. Конспект - это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В  конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается. Существуют разнообразные виды и способы конспектирования: • текстуальный конспект - представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.При написании конспекта: - сначала прочитывается текст-источник, - в нём выделяются основные положения; - подбираются примеры; - идёт перекомпоновка материала; - затем оформляется текст конспекта; - Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике; План-конспект - это более детальная проработка источника; - составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы  источника, но и частные; - к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.   Конспекты могут быть плановыми,т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части  страницы даете на них ответы. • Конспект-схема   Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится  средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.     Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия,  ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к  его частным составляющим.     В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.     Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими: 1. Подберите факты для составления схемы. 2. Выделите среди них основные, обще понятия. 3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия. 4. Сгруппируйте факты в логической последовательности. 5. Дайте название выделенным группам. 6. Заполните схему данными. Опорный конспект Это творческий вид работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф. известным  педагогом-новатором и получил название "опорный сигнал". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.   При любом виде конспектирования важно помнить о том, что: • Записи полезно делить, для этого используются:   1. Подзаголовки. 2. Абзацные отступы. 3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать. • При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами: • 1. Делать в тексте конспекта подчёркивания • 2. На полях тетради отчёркивания "например, вертикальные" • 3. Заключать основные понятия, законы,правила и т. п. в рамки. • 4. Пользоваться при записи различными цветами. • 5. Писать разными шрифтами. • 6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию. Методические рекомендации по написанию курсовой работы. Примерная тематика курсовых работ (проектов) 1. Типы ВНД у собак и их характеристика. Особенности дрессировки собак с различными типами ВНД. 2. Особенности дрессировки собак разных пород, возрастов и пола. 3. Тесты для выбора щенка, наиболее подходящего для дрессировки. 4. Выдержка, влияние раздражителей на увеличение навыков.
 
стр. 17
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
5. Применение условий, затрудняющих и облегчающих дрессировку собаки. Использование факторов, обеспечивающих безотказную работу собаки. 6. Методы дрессировки собак. 7. Подбор собак, пригодных для дрессировки по различным видам служб. 8. Роль нервной системы в поведении собак. Рецепторы и анализаторы. 9. Влияние раздражителей при дрессировке собак и выбор метода дрессировки. 10. Общий курс дрессировки. 11. Дрессировка: виды и способы. 12. Техника безопасности при работе с собаками. Особенности проведения групповых занятий по общему курсу дрессировки, правила личной гигиены. 13. Команды и жесты, применяемые при дрессировке собак, интонации голоса при даче команд, возможные ошибки. 14. Понятие раздражителей. Классификация раздражителей и их применение при дрессировке собак. 15. Преобладающая реакция поведения собаки и индивидуальный подход при дрессировке собак. 16. Ошибки при выработке навыков у собак и процесс их выработки. 17. Понятие о рефлексе и механизмы образования условных рефлексов. Составитель: преподаватель специальных дисциплин                                                     К.Ю. Мукеева Председатель ЦК                             ветеринарии  и кинологии                                                 С.В. Коновалова