Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы исследовательской деятельности
43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
43.02.10 ТУРИЗМ
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
Препод., Костенкова Ирина Александровна _______________
Основы исследовательской деятельности
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
<i>Цели:</i> формирование целостного представления о сущности, направленности, содержании и способах исследовательской деятельности в будущей профессиональной деятельности.
<i>Задачи:</i> - развитие умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- формирование умения осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- содействие умению определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- содействие развитию исследовательского мышления широкого диапазона использования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;
- осуществлять сбор, изучение и обработку информации по исследуемому объекту;
- формулировать выводы и делать обобщения;
- работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования;
- подготовить электронное сопровождение исследовательской работы;
- представлять публично результаты своего исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- методику написания исследовательских (курсовой, выпускной квалификационной) работ;
- способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;
- методы научного познания;
- общую структуру и научный аппарат исследования.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
Проведение итоговой государственной аттестации (защита выпускной квалификационной работы и выполнение демонстрационного экзамена)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
сновные направления развития ключевых регионов мира на рубеже ХХ и ХХI веков;
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
направлениями взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
типовые методы используемые в современном мире, предпочтительно выбирая динамично развивающиеся страны
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
организовывать собственную деятельность, выбирать методы исходя из их оптимальности и возможности применения по ситуации
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
способами выполнения профессиональных задач
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
современную экономическую, политическую и культурную ситуацию в мире
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
принимать решения в различных ситуациях, в том числе и нестандартных
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ориентацией по изменяющейся ситуации в мире
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
осуществлять поиск, отбор и использование информации
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
методами использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач, владеть картой
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
информационно-коммуникационные технологии по своей профессии
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ориентироваться во всем многообразии информационно-коммуникационных технологий, выбирая наиболее оптимальные
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
методами непосредственного использования информационно-коммуникационных технологий по своей профессиональной деятельности
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
основные понятия и признаки коллектива и команды
- деловое общение
- процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде
- этапы командной работы
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
работать в коллективе и команде
- эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
задачи профессионального и личностного развития
- понятия самообразования и саморазвития
- цели, задачи и систему повышения квалификации
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
определять задачи профессионального и личностного развития,
- заниматься самообразованием,
- осознанно планировать повышение квалификации
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
амостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной
науки и современного производства
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
современные технологии в профессиональной деятельности
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
применять современные технологии в профессиональной деятельности
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ЛР 2:Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
ЛР 2:Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
ЛР 2:Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
ЛР 22:Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности
ЛР 22:Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности
ЛР 22:Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Тема 1. Наука и научное познание
/Лек/
Тема 2. Научный аппарат и структура исследования
/Ср/
Определение темы исследования, составление научного аппарата исследовательской работы, представление /Ср/
Составление плана исследовательской работы /Ср/
Тема 3. Основные методы исследования
/Ср/
Описание методов и методик исследования /Пр/
Тема 4. Технология работы с информационными источниками
/Ср/
Пользование библиотекой, работа с литературой.
Работа с поисковыми системами Интернет /Ср/
Составление содержания исследовательской работы.
Написание теоретической части исследовательской работы, оформление в соответствии с требованиями
/Ср/
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
Подбор литературы по теме исследования /Ср/
Анализ литературных источников по теме исследования /Ср/
Тема 5. Планирование и организация исследовательской деятельности
/Ср/
Тема 6. Технология работы с информационными источниками
/Ср/
Составление схемы индивидуального плана подготовки исследовательской работы /Ср/
Тема 7. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной работы
/Ср/
Оформление табличного и графического материала /Ср/
Написание статьи по теме исследования, ее публичное представление /Пр/
Оформление списка литературы /Ср/
Оформление приложений /Ср/
Написание и оформление заключения по теме исследовательской работы. Оформление ссылок на литературу /Ср/
Создание мультимедийной презентации /Ср/
Тема 9. Мультимедийное сопровождение исследовательских работ
/Ср/
Составление проекта презентации и доклада для публичной защиты /Ср/
Публичное выступление с мультимедиа сопровождением /Пр/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Темы проверочных работ
- Наука и научное познание
- Научный аппарат и структура исследования
- Основные методы исследования
- Технология работы с информационными источниками
- Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной работы
Тестирование проводится по дисциплине по окончанию 2 курса
Зачёт проводится в форме представления исследовательской работы в электронном виде.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Зачёт
Проверочная работа
Тестирование
Практическая работа
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Федюнина М. В., Попова О. А.
Основы исследовательской деятельности: учебно-методическое пособие (для студентов, обучающихся по специальностям среднего профессионального образования)
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2023
https://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=5126:1112&catid=88:nauka-naukovedenie&Itemid=154
6.1.2. Дополнительная литература
Правила написания и оформления выпускных квалификационных работ: методические рекомендации
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2020
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=4011:988&catid=38:naukovedenie&Itemid=174
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Кабинет истории и обществознания. Кабинет основ исследовательской деятельности. Кабинет правового регулирования землеустройства. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, учебно-наглядные средства обучения (тематические плакаты, таблицы, карты), мультимедиапроектор, ноутбук, экран
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения практических занятий, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска. Компьютеры с доступом в Интернет, телевизор
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по написанию статьи исследовательской работы
Статья – это представление результатов какого-либо исследования.
Статья – это произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или сборника как составная часть его основного текста.
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
Основные требования к оформлению статьи:
1. Объем – не менее 5 страниц.
2. Параметры страницы: верхнее поле – 2 см, нижнее поле – 2 см, левое поле – 2 см, правое поле – 2 см; шрифт: Times New Roman, 14 pt; междустрочный интервал – 1.
3. Статья должна содержать:
- тему исследования;
- актуальность;
- цель исследования;
- основное содержание работы;
- результаты и выводы;
- список литературы.
4. Статья может включать таблицы, рисунки и графики.
5. Ссылки на литературу и прочие источники приводятся в конце тезисов в квадратных скобках.
Методические рекомендации по подготовке доклада исследовательской работы
Доклад – это устный текст, значительный по объёму, представляющий собой публичное развёрнутое, глубокое изложение определённой темы.
При представлении исследовательской работы студент должен показать, что хорошо владеет теоретическим материалом, научным методом мышления, умеет самостоятельно проводить анализ поставленных задач, способен подготовить научный труд и ясно изложить результаты и выводы проделанной работы. Выступление должно показать важность и ценность проделанной работы, выразить собственное понимание актуальности выбранной темы и отразить личный вклад в решение поставленных задач.
Рекомендуется структура доклада, состоящая из следующих разделов:
- вступление и постановка проблемы;
- методы научного исследования;
- результаты проделанной работы, их интерпретация;
- выводы.
Предлагаемая структура доклада является примерной и может конкретизироваться и изменяться в зависимости от особенностей и содержания работы, полученных результатов и представляемых демонстрационных материалов.
Рекомендуемая продолжительность доклада на практическом занятии составляет 10-15 минут. После выступления докладчика предусматривается время (до 5 минут) для ответов на вопросы аудитории, для дополнений студентов по вопросу семинара (до 10 минут) и для резюме преподавателя.
Доклад начинают с приветствия. Затем - Вашему вниманию представляется работа на тему (полное название)». Далее нужно сформулировать практическую потребность или теоретическое противоречие, обосновывающие необходимость проведения исследования по теме работы, указать степень актуальности работы, указать основную цель и разделить эту цель на задачи. Указать предмет и объект исследования.
Перед тем как перейти к результатам и их обсуждению, необходимо остановиться на методах и методиках или теоретическом аппарате исследования. Подробно рассказать о новых авторских методиках, если они используются в работе. Ни в коем случае нельзя подробно и в большом объеме пересказывать содержание теоретической части. Достаточно ограничиться 3–5 предложениями.
Далее необходимо перейти к результатам проделанной работы. Кратко рассказать о полученных результатах исследования, используя сводные таблицы, графики, схемы и т. п. Необходимо не только представить полученные результаты, но и объяснить их. Шаблонных фраз лучше избегать, формулировать данную часть доклада в соответствии с собственными предпочтениями, главное, чтобы четко были отражены результаты и было удобно о них говорить.
Основные результаты и выводы в докладе не озвучивается, а выводится на экран. В конце выступления нужно поблагодарить слушателей.
Методические рекомендации по составлению презентации
Электронная презентация должна отражать и иллюстрировать основные положения выбранной студентом темы. Презентация должна включать не менее 12 и не более 20 слайдов. Прежде чем приступить к созданию презентации, следует четко представить, какой материал Вы собираетесь донести до аудитории. Необходимо просмотреть как можно больше литературы по теме, составить план предполагаемого доклада, а также список необходимых материалов и иллюстраций.
Структура презентации. На первом (титульном) слайде следует представить тему работы, а также фамилию, инициалы автора и его учебную группу. На следующих слайдах, кроме прочего, необходимо сжато указать раскрываемые проблемы, источники используемой информации (литературу, электронные ресурсы), отметить выводы по теме презентации.
Помимо краткого текстового материала в презентации следует активно использовать иллюстрации, фотографии, схемы, исторические карты, таблицы, диаграммы. Возможны музыкальные и звуковые эффекты, анимация и видеофрагменты. Однако звуковые и визуальные эффекты не должны отвлекать от основной информации. Анимация не должна быть слишком активной. Нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. Презентация не должна быть пестрой, содержать яркие, ядовитые цвета. Цветовая гамма слайда должна состоять не более чем из двух-трех цветов и ее не следует менять от слайда к слайду.
Текстовой материал. Помните, что презентация – это визуальное, а не текстовое произведение, она должна смотреться, а не читаться. Избегайте лишнего и сплошного текста, не включайте в презентацию выдержки из работы. Текст презентации не должен повторять текст, который выступающий произносит вслух: лучше ограничиться краткими тезисами, датами, цифрами и содержанием понятий. Фразы нужно переформулировать, убрать все вводные слова, причастные и деепричастные обороты.
Шрифт и кегль должны служить максимально простому визуальному восприятию. Размер шрифта – не меньше 24, шрифт
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
– из классических (Times New Roman, Arial, Tahoma, Verdana). Курсив, подчеркивания, прописные буквы следует использовать только для смыслового выделения фрагмента текста. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать. Следует помнить, что белый текст на черном фоне читается плохо.
Графическая информация. На одном слайде должно быть не более 2-3 фотографий или рисунка. Вся графическая информация должна быть высокого качества и хорошо видна с самого дальнего места аудитории. Избегайте в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки. Все иллюстрации следует сопровождать кратким пояснительным текстом.