Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
рабочая программа дисциплины (модуля)
43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
43.02.10 ТУРИЗМ
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
кандидат исторических наук, Препод., Летов Андрей Викторович _______________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
<i>Цели:</i> уметь:оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира;работать со справочными иинформационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектах, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в различных регионах мира и России;
<i>Задачи:</i> знать:особенности влияния географических факторов на развитие туризма;основы туристского районирования;основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах мира и России;географию крупных туристских центров мира и специфику их туристской инфраструктуры;правила пересечения границ зарубежных государств гражданами Российской Федерации;методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Технология и организация сопровождениятуристов
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Технология и организация сопровождениятуристов
Технология продаж и продвижения турпродукта
Технология и организация турагентской деятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
Уровень развития общества, успешность от уровня
компетентности.
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ориентироваться в современных проблемах
образования, тенденциях его развития и направлениях
реформирования (модернизации)
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
навыком публичных выступлений и презентаций своего опыта
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Выбор и применение методов и способов решения
профессиональных задач; проведение оценки эффективности и
качества выполнения
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
осуществлять целеполагание, разрабатывать программу развития
собственной деятельности; анализировать собственную деятельность
в соответствии с предложенными критериями
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
навыками организации и оценивания собственной
деятельности
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Пути решения стандартных и нестандартных профессиональных
задач.
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
предвидеть последствия неправильных действий; оценивать
степень риска и принимать решения в нестандартной ситуации;
предпринимать профилактические меры для снижения риска.
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
навыками анализа нестандартной ситуации и принятия
решений в нестандартных ситуациях; приемами саморегуляции в
нестандартных ситуациях
ПК 1.1. :Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
- поисковые информационные системы
- алгоритм поиска информации
ПК 1.2.:Информировать потребителя о туристских продуктах.
-осуществлять поиск необходимой информации
- использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ПК 1.6.:Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю.
быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ПК 3.2.:Формировать туристский продукт.
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
пользоваться основными сервисами сети Интернет,
осуществлять поиск и отбор ресурсов в сети Интернет для
профессиональной деятельности;
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
применять ИКТ при
осуществлении образовательного процесса; использовать
программное обеспечение своей профессиональной области
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
- основные понятия и признаки коллектива и команды
- деловое общение
- процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде
- этапы командной работы
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
- работать в коллективе и команде
- эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
критерии оценивания заданий
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
брать ответственность за работу своих подчиненных
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Условия формирования личности, свободе и ответственности, за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
определять задачи профессионального и личностного развития
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Сущность процесса познания
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
новейшие технологии в своей профессии
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
применять последние технологии в своей профессиональной деятельности
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Владеть оценкой текущего контроля
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
методики анализа запросов потребителя
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектах, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в различных регионах, учитывать платежеспособность клиентов
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
методиками анализа запросов потребителя
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
работать со справочными иинформационными материалами по страноведению
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
навыками по доведению до потребителя информации о туристских продуктах
ПК 1.1. :Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
ПК 1.1. :Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
ПК 1.2.:Информировать потребителя о туристских продуктах.
ПК 1.2.:Информировать потребителя о туристских продуктах.
специфику организации туризма в различных регионах мира и России
ПК 1.6.:Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю.
собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров
ПК 1.6.:Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю.
навыками оформления туристского продукта
ПК 3.2.:Формировать туристский продукт.
ПК 3.2.:Формировать туристский продукт.
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Ведение. Предмет, задачи и методы географии туризма
Введение. Предмет, цели и задачи изучения дисциплины. /Лек/
Первичные знания по географии /Пр/
Вспомнить из школьного материала значение понятий «материк», «часть света»... (Составить глоссарий) /Ср/
Раздел 2. Макрорегионы мира
Понятие «макрорегионы». География макрорегионов Земли. (Конспект, карта) /Ср/
Европейский макрорегион. Американский макрорегион. Азиатско-Тихоокеанский макрорегион. (Карта, контрольная работа) /Ср/
Африканский макрорегион. Ближневосточный макрорегион. Южно-Азиатский макрорегион. (Карта) /Ср/
Раздел 3. Туризм и туристские ресурсы Европейского региона.
Туризм и туристские ресурсы Европейского региона. Историческая справка. (Конспект, карта, контрольная работа) /Ср/
Климат. Растительность и животный мир. Этнокультурные особенности. (Конспект, карта) /Ср/
Всемирное историко-культурное наследие (реестр ООН). Виды туризма. (Таблица) /Ср/
Раздел 4. Туризм и туристские ресурсы стран Америки и Австрало- Океанического региона.
Туристские возможности Американского континента. (Конспект) /Ср/
Туризм и туристские ресурсы стран Австрало-Океанического региона. (Карта, конспект) /Ср/
Раздел 5. Туризм и туристские ресурсы стран Азии и Африки
Туристские возможности стран Азии. (Конспект, карта) /Ср/
Туризм и туристские ресурсы Африки. (Конспект, карта) /Ср/
Раздел 6. Туризм и туристские ресурсы России и стран Ближнего Зарубежья
Туристские возможности стран Ближнего Зарубежья. (Составить список экскурсионных объектов с обоснованием) /Ср/
Туризм и туристские возможности Европейской части России. /Лек/
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
Особенности развития туризма на Алтае. /Лек/
Туризм и туристические возможности Сибири и Дальнего Востока. (Составить список экскурсионных объектов) /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
1.Особенности влияния географических факторов на развитие туризма
2.Основы туристского районирования
3.Основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах мира
4.Основные закономерности размещения туристских ресурсов в России
5.География крупных туристских центров мира
6. Крупные туристские центры мира и специфика их туристской инфраструктуры
7.Правила пересечения границ зарубежных государств гражданами Российской Федерации
8.Методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению
9.Методику работы со справочными и информационными материалами по географии туристских ресурсов
10.Методику работы со справочными и информационными материалами по и регионоведению
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА
1.Особенности влияния географических факторов на развитие туризма
2.Основы туристского районирования
3.Основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах мира
4.Основные закономерности размещения туристских ресурсов в России
5.География крупных туристских центров мира
6. Крупные туристские центры мира и специфика их туристской инфраструктуры
7.Правила пересечения границ зарубежных государств гражданами Российской Федерации
8.Методика работы со справочными и информационными материалами по страноведению
9.Методика работы со справочными и информационными материалами по географии туристских ресурсов
10.Методика работы со справочными и информационными материалами по и регионоведению
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «География туризма»
Фонд оценочных средств включает: перечень тем практических работ, перечень тем докладов, конспектов, вопросы для подготовки к зачету.
Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Оформляется отдельным документом
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
перечень тем докладов, конспектов, таблиц, вопросы для подготовки к зачету, тесты
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Общественная география зарубежного мира и России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономика», «Социально-экономическая география» и «Природопользование»
http://www.iprbookshop.ru/83063.html
6.1.2. Дополнительная литература
Горохов С.А., Роготень Н.Н.
Общая экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «География», «Мировая экономика», направлению «Сервис и туризм»
http://www.iprbookshop.ru/81810.html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
1С: Индустрия питания и гостеприимства
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Кабинет истории и обществознания. Кабинет основ исследовательской деятельности. Кабинет правового регулирования землеустройства. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, учебно-наглядные средства обучения (тематические плакаты, таблицы, карты), мультимедиапроектор, ноутбук, экран
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Оформляется отдельным документом
Методические рекомендации по написанию контрольной работы
Контрольная работа — форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача выполнения к. работы по предмету это углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Если тема предполагает научно-исследовательский аспект, то в содержании контрольной работы должны быть представлены результаты исследования. Темы контрольных работ представлены в приложении, также тема к.р. может быть, сформулирована и самим студентом (при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением).
При выполнении контрольной работы необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей). Можно использовать литературу, рекомендуемую преподавателем, или самостоятельно подобранные источники, а также учебники, желательно использовать не менее четырех источников.
При выполнении контрольной работы студент должен усвоить следующие основные умения:
самостоятельный поиск информации по заданной теме;
отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы, отделение этой информации от второстепенной (в рамках данной темы);
анализ и синтез знаний и исследований по проблеме;
обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам;
логичное и последовательное раскрытие темы;
обобщение психологических знаний по проблеме и формулирование выводов из литературного обзора материала;
грамотное построение научного реферативного текста;
Требования к оформлению контрольной работы:
Формат бумаги А4.
Титульный лист.
Содержание
Введение.
Основное содержание.
Заключение.
Библиографический список
Приложение.
Объем всей к. работы (включая титульный лист, содержание, библ. список) должен быть приблизительно равен 12 -20 страницам, но не более 20 и не менее 6. Страницы работы нумеруются по центру в низу страницы, начиная с содержания (с цифры 2). Первоисточник приводимых в тексте цитат указывается в списке литературы с указанием автора, названия
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
работы, издательства, года издания и номера страницы. В тесте помещают квадратные скобки с номером источника в списке литературы и страницы (например [4; 13-26]). Иллюстрации, таблицы, могут помещаться в текст работы или на отдельные страницы (листы), которые включаются в общую нумерацию.
Критерии оценки устного ответа:
Оценка
Критерии оценки результата
5 «отлично»
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный
4 «хорошо»
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя
3 «удовлетворительно»
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный
2 «неудовлетворительно»
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя