2022-2023_36_05_01_2022_932_plx_Общепрофессиональная практика_Болезни продуктивных и непродуктивных животных
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Общепрофессиональная практика
Учебный план
36.05.01_2022_932.plx

36.05.01 Ветеринария

Болезни продуктивных и непродуктивных животных
 
зачеты с оценкой 2, 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
17,7
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
144
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
ветеринарный врач
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
4 (2.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
72
72
72
72
144
144
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,3
0,3
Итого ауд.
72
72
72
72
144
144
Кoнтактная рабoта
72,15
72,15
72,15
72,15
144,3
144,3
Сам. работа
27
27
27
27
54
54
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
17,7
17,7
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: 36.05.01_2022_932.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Общепрофессиональная практика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974)
 
36.05.01 Ветеринария
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 36.05.01_2022_932.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 36.05.01_2022_932.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: изучение методов оценки клинического состояния животного и последовательных этапов распознавания болезни  с целью планирования и осуществления лечебно-профилактических мероприятий;

закрепление теоретических знаний по влиянию фармакологических препаратов на животных и освоить технику их применения при оперативном вмешательстве.

1.2
Задачи: - приобретение студентами практических навыков, умений по инструментально-

лабораторным методам исследования;

- приобретение навыков клинического исследования животных разных видов; отработка приёмов и способов фиксации крупных и мелких животных в стоячем и лежачем положении;

- отработка техники забора крови разными способами у сельскохозяйственных животных;

- закрепления навыков работы в операционном зале;

- применение нейролептиков для успокоения, обездвижиния и обезболивания лошадей и крупного рогатого скота, свиней, собак и кошек;

- закрепление навыков подготовки рук хирурга и операционного поля согласно требованиям асептики и антисептики;

- закрепление навыков стерилизации инструментов, шовного и перевязочного материала и хирургического белья;

- освоение умений и навыков пользования хирургическими инструментами;

- приобретение навыков выполнения разрезов, остановки кровотечения, наложения швов на рану и завязывания узлов;

- приобретение навыков наложения и снятия бинтовых и иммобилизирующих повязок; освоение техники кастрации самцов различными способами непосредственно в производственных условиях; овариэктомия собак и кошек;

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б2.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гематология
2.1.2
Клиническая диагностика
2.1.3
Кормление животных с основами кормопроизводства
2.1.4
Оперативная хирургия с топографической анатомией
2.1.5
Болезни мелких непродуктивных животных
2.1.6
Патологическая физиология
2.1.7
Анатомия животных
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
Оперативная хирургия с топографической анатомией
2.2.4
Акушерство и гинекология
2.2.5
Болезни пантовых оленей
2.2.6
Болезни репродуктивных органов у мелких непродуктивных животных
2.2.7
Внутренние незаразные болезни
2.2.8
Паразитология и инвазионные болезни
2.2.9
Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза
2.2.10
Эпизоотология и инфекционные болезни
2.2.11
Врачебно- производственная практика
2.2.12
Общая и частная хирургия
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Преддипломная практика
2.2.15
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно- исследовательской работы)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-1: Способен определять биологический статус и нормативные клинические показатели органов и систем организма животных 
 
ИД-2.ОПК-1: Уметь собирать и анализировать анамнестические данные, проводить лабораторные и функциональные исследования  необходимые для определения биологического статуса животных
 
стр. 5
УП: 36.05.01_2022_932.plx
 
-Уметь собирать и анализировать данные полученные при сборе анамнеза, основных и дополнительных исследований с целью оценки биологического статуса животного.
 
 
ОПК-2: Способен интерпретировать и оценивать в профессиональной деятельности влияние на физиологическое состояние организма животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов 
 
Знать антропогенные и экономические факторы и их влияние на организм животных.
ИД-1.ОПК-2: Знать экологические факторы окружающей среды, их классификацию и характер взаимоотношений с живыми организмами; основные экологические

понятия, термины и законы биоэкологии; межвидовые отношения животных и растений, хищника и жертвы, паразитов и хозяев; экологические особенности некоторых видов патогенных микроорганизмов; механизмы влияния

антропогенных и экономических факторов на организм животных.

 
использовать экологические факторы окружающей среды и законы экологии в с/х производстве; применять достижения современной микробиологии и экологии микроорганизмов в животноводстве и ветеринарии в целях профилактики инфекционных и инвазионных болезней и лечения животных; использовать методы экологического мониторинга при экспертизе объектов АПК и производстве с/х продукции; проводить оценку влияния на организм животных антропогенных и экономических факторов; интерпретировать и оценивать в профессиональной деятельности влияние на физиологическое состояние организма животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов.
ИД-2.ОПК-2: Уметь использовать экологические факторы окружающей среды и законы экологии в с/х производстве; применять достижения современной микробиологии и экологии микроорганизмов в животноводстве и ветеринарии в целях профилактики инфекционных и инвазионных болезней и лечения животных; использовать методы экологического мониторинга при экспертизе объектов АПК и производстве с/х продукции; проводить оценку влияния на организм животных антропогенных и экономических факторов; интерпретировать и оценивать в профессиональной деятельности влияние на физиологическое состояние организма животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов.
 
представлением о возникновении живых организмов, уровнях организации живой материи, о благоприятных и неблагоприятных факторах, влияющих на организм; основой изучения экологического познания окружающего мира, законов развития природы и общества; навыками наблюдения, сравнительного анализа, исторического и экспериментального моделирования воздействия природных, социально-хозяйственных, генетических, химических и экономических факторов на живые объекты.
ИД-3.ОПК-2: Владеть представлением о возникновении живых организмов, уровнях организации живой материи, о благоприятных и неблагоприятных факторах, влияющих на организм; основой изучения экологического познания окружающего мира, законов развития природы и общества; навыками наблюдения, сравнительного анализа, исторического и экспериментального моделирования воздействия природных, социально-хозяйственных, генетических, химических и экономических факторов на живые объекты.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Подготовительный этап
 
1.1
Инструктаж по технике безопасности на производстве и при работе с животными. Знакомство с организацией. Оформление записей в журнале /Пр/
4
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Изучение правил работы с животными  /Ср/
3
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Инструктаж по технике безопасности на производстве и при работе с животными. Знакомство с организацией. Оформление записей в журнале /Пр/
30
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
стр. 6
УП: 36.05.01_2022_932.plx
 
Раздел 2. Раздел 2. Производственный этап
 
2.1
Клиническое исследование животных:

Фиксация животных

Определение габитуса

Исследование систем организма. Зондирование. Катетеризация. Биохимия мочи

Техника взятия и исследование крови.

/Пр/

30
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-1
4
0
Описание  манипуляций в дневнике-ежедневнике
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Основы хирургии:

Стерилизация инструментов, шовного и перевязочного материала и хирургического белья.

Приобретение навыков изготовления ватномарлевых тампонов, ватных шариков и других форм перевязочного материала.

Освоение техники наложения и снятия швов и

завязывания узлов.

Техника приготовления анестезирующих растворов Наркоз. Применение нейролептаналгезии у крупных и мелких животных.

Отработка техники наложения и смены бинтовых и шинных повязок.

Освоение техники кастрации, овариоэктомии

/Пр/

30
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-1
4
0
Описание  манипуляций в дневнике-ежедневнике
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Терапия:

Освоение методики

постановки диагноза.

Освоение техники выполнения инъекций: внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных, внутрикостных, внутриаортальных, внутрисуставных, интраплевральных,

интраабдоминальных, интратрахеальных.

/Пр/

6
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-1
4
0
Описание манипуляций и мероприятий в дневнике-ежедневнике
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.4
Подготовка к опросу по вопросам клинической диагностике, оперативной хирургии  /Ср/
20
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.5
Клиническое исследование животных: /Пр/
42
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.6
Исследование систем организма. /Ср/
27
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Отчетный этап
 
3.1
Подготовка отчетной документации /Пр/
2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-1
4
0
Дневник-ежедневник
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
Оформление ежедневника /Ср/
4
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
4.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-2.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 7
УП: 36.05.01_2022_932.plx
 
4.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-2.ОПК-1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
5.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-2.ОПК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2 ИД-2.ОПК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной практики

Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме устного опроса и промежуточной аттестации в форме защиты отчета.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация студентов по практике проводится в рамках итоговой конференции.

Перечень вопросов для аттестации студента по обсуждении итогов практики:

1. Анамнез, виды анамнеза и регистрация больных животных.

2. Клиническое обследование больного животного и постановка первичного и заключительного диагноза.

3. Составление планов мероприятий.

4. Проведение диспансеризации животных и лабораторное исследование крови, мочи, кала, клиническая интерпретация результатов исследований.

5. Введение лекарственных препаратов различным видам животных:

- через рот;

- подкожно;

- внутримышечно;

- внутривенно;

- внутрибрюшинно;

- интратрахеально.

6. Зондирование   промывание   преджелудков   у жвачных   животных,   желудка у однокамерных и зоба у птиц.

7. Прокол рубца, прокол кишечника.

9. Катетеризация и промывание мочевого пузыря.

10. Оформление и ведение истории болезни.

11. Оформление и ведение амбулаторного и стационарного журнала.

12. Техника подготовки рук хирурга по Оливкову;

13. Техника подготовки операционного поля по Филончикову;

14. Техника приготовления растворов новокаина 0,5% и 2% концентрации;

15. Техника стерилизации инструментов кипячением и холодным способом;

16. Техника фиксации и повала животных;

17. Техника выполнения разрезов тканей;

18. Техника наложения швов;

19. Техника завязывания узлов: морского, хирургического и кастрационного узлов;

20. Техника наложения и снятия бинтовых повязок;

21. Техника кастрации самцов открытым, закрытыми и перкутанным способами;

22. Техника наложения гемостатического жгута;

 
стр. 8
УП: 36.05.01_2022_932.plx
 
23. Техника снятия кожных швов у крупных и мелких животных.

Критерии оценки:

«отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий в период практики, оформлена отчетная документация, студент хорошо ориентируется в теоретическом материале.

«хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий, в период практики, оформлена отчетная документация, студент  ориентируется в теоретическом материале

«удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий, в период практики, оформлена отчетная документация.

«неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий, в период практики,  не оформлена отчетная документация.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Семенов Б. С., Виденин В. Н., Нечаев [и др.] А. Ю.
Оперативная хирургия у животных: учебник для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2021
https://e.lanbook.com/book/177842
 
Л1.2
Сайтханов Э. О., Кулаков В. В., Дубов Д. В., Сошкин Р. С.
Клиническая диагностика: учебное пособие
Рязань: РГАТУ, 2022
https://www.iprbookshop.ru/121632.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Ковалев С.П., Курдеко А.П., Братушкина[ и др.] Е.Л.
Клиническая диагностика внутренних болезней животных: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2016
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=71752
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
6.3.1.3
LibreOffice
6.3.1.4
Moodle
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.7
MS Windows
6.3.1.8
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
круглый стол
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
217 В1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, интерактивная доска. Компьютеры с доступом в Интернет
 
стр. 9
УП: 36.05.01_2022_932.plx
 
22 В2
Кабинет терапии, диагностики, диетологии и анестезиологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, плакаты, кафедра, КФК, анализатор мочи, счетчик электронно цифровой СГ ЭЦ 15МиСПУ, счетчик цифровой, раздаточный материал, счетчик лейкоформул, стетофонендоскоп, зевники, перкуссионный молоточек, термометры, магнитный зонд, щипцы для фиксации, шкафы с лабораторной посудой, камеры Горяева, термостат биологический, водяная баня
 
17 В2
Операционный зал. Учебная аудитория для проведения практических занятий.
Операционный стол, инструментальный стол, столик под медикаменты, сейф, стерилизаторы, Анализатор мочи, Кипятильник дезинфекционный электрический, Хирургический набор, лампа Вуда, сумка для обследования животных 2 - 4 кг, сумка для обследования животных 4 - 6 кг, холодильник,  бестеневой светильник, микроскоп, металлические шкафы, ноутбук, принтер,  Веб-камера Logitech pro C920,  Системный блок (i5 9400/ H310/ SSD SATA III 240 Gb/HDD 1Tb/2xDDR 4Gb 2666 MHz/ 500W,  штативы под веб-камеры. Переносной аппарат ИВЛ. Зубной скалер, Стерилизатор воздушный ГП-10 МО,   Стол манипуляционный МЕТ ТР-250,  Камера ультрафиолетовая для хранения стерильных инструментов УФК – 4,  Влагозащищенный коврик с подогревом клетка для птицы и домашних животных, весы напольные до 150 кг, операционный стол Виноградова, инструментальный стол, шовный материал, перевязочный материал, стерилизаторы, кипятильник дезинфекционный электрический, большой хирургический набор, сумка для обследования животных 2-4 кг, сумка для обследования животных 4-6 кг, тренажёр для накладывания швов, муляж собаки для накладывания повязок

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Форма, место, и время проведения практики

Форма проведения практики – дискретно по периодам проведения практики.

Место проведения практики – структурные подразделения университета, профильные организации.

Взаимодействие университета и профильных организаций осуществляются на основе договоров о практической подготовке.                                        

Учебная практика проводится в течение 2 недель на 3 курсе в 6 семестре.

Учебная практика может проводиться в иные сроки согласно индивидуальному учебному плану студента.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Контактная работа обучающихся, методистов и руководителя практики ГАГУ может быть организована исключительно в электронной информационно-образовательной среде. Для методического сопровождения и контроля прохождения студентами практики создаются электронные курсы в системе moodle.gasu.ru. Наполнение курса практики осуществляются в соответствии с программой практики и фондом оценочных средств.

Отчет-ежедневник представляется по разделам. Описывается ежедневная работа, выполненная студентом по период практики. В конце делаются выводы.