высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Ветеринария
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
1. Понятие о болезни.
2. Патологический процесс и патологическое
состояние.
3. Классификация болезни, форма и течения
болезни. /Лек/
1. Роль факторов в развитии болезни.
2. Роль раздражителей в возникновении болезни.
3. Роль рецепторов в возникновении болезни.
Роль факторов внешней среды в возникновении болезней.
Болезнетворных факторах и механизме их действия на организм животных. Действие механических факторов, понятие о травме. О травматическом шоке, стадии его развития. Действие физических, химических и биологических факторов на организм животных.
/Лек/
Причинно-следственной связь. Основных механизмах развития болезней. Значение нарушений нервной и гуморальной регуляции в развитии болезни. Путях распространения болезнетворных агентов в организме.
Значении вида, породы, пола и возраста животных в патогенезе. Компенсаторных механизмах выздоровления и восстановления нарушенных функций. Понятие о шоке и коллапсе. Механизме развития шока, его виды.
Реактивность организма.
Виды реактивности. Влияние внешних факторов на реактивность. Зависимость реактивности организма от
состояния нервной и эндокринной систем, вида, возраста, пола, индивидуальных особенностей. Иммунологическая реактивность. Барьерные системы организма. Аллергическая реактивность, ее виды, фазы и
механизм развития. Анафилаксия, ее стадии. Местные проявления аллергии. Аллергическая диагностика. /Лек/
2. Воспроизведение венозной гиперемии.
3. Роль осмотического фактора в развитии отека и дегидратации. /Пр/
1. Причины смерти, ее виды.
2. Процесс смерти.
3. Трупные признаки
4. Посмертные изменения /Лек/
Приготовление постоянных музейных препаратов.
/Ср/
патологических процессов. /Пр/
1. Регенерация у жвачных, плотоядных, и непарнокопытных
2. Исходы гипертрофии и регенераций.
3 Способность различных тканей к регенерации. /Лек/
Значении воспаления. Виды экссудатов. Основные отличия экссудата от транссудата. Учении И.И. Мечникова о фагоцитозе. Влиянии нервной, эндокринной и иммунной систем на воспаление. /Лек/
1. Классификация опухолей.
2. Особенности обмена веществ в опухолевой ткани.
3. Лейкоз крупного рогатого скота, свиней, овец лошадей и птицы.
/Лек/
2) Изучение клеточного состава периферической крови при лейкозах и патологические изменения в органах и тканях по макропрепаратам, слайдам и гистопрепаратам . /Пр/
1. Эндокардит. Миокардит. Перикардит..
2. Понятие о гипертонии и гипотонии.
3. Пороки сердца.
4. Воспаление селезенки и лимфатических узлов. Патология тимуса. /Лек/
2. Изучить последствия изменений общей массы крови у животных.
3 Влияние гиперволемии на кровообращение в сосудах языка лягушки. /Пр/
Нарушения функции верхних дыхательных путей, кровотока в легких. Асфиксия. Гипоксия и ее типы. Компенсаторные механизмы при гипоксии. Одышка. Воспалительные болезни легких. Экссудативные пневмонии. Некротическии и продуктивной пневмонии. Объемных изменения легких. Врожденный, приобретенный, обтурационный и компрессионный ателектаз. Эмфизема легких. Отек легких. Плевриты. /Лек/
2. На боенском материале показывают легкие при отеке, гидроаспирации, гемоаспирации, постгеморрагическую эмфизему, интерстициальную эмфизему.
/Пр/
Сущность отравления. Минеральные отравления. Отравления растительными ядами. Местных и общих изменениях. Принципы патологоанатомической диагностики отравлений. /Лек/
Признаки кормового отравления. /Пр/
Смешанных инфекциях и осложнениях. Бактериальных болезнях преимущественно с острым течением: сепсис, сибирская язва, эфмизематозный карбункул, рожа свиней, пастереллезы, сальмонеллезы, колибактериоз, дизентерия свиней, отечная болезнь поросят, диплококковая септицемия, лептоспироз. /Лек/
1. Определение болезни.
2. Снижение хозяйственной полноценности как показатель болезни животных.
3. Понятие о патологической реакции, патологическом процессе, патологическом состоянии.
4. Классификация болезней; формы их течения.
5. Периоды болезни. Исход болезни.
6. Понятие о болезни.
7. Патологический процесс и патологическое состояние.
8. Классификация болезни, форма и течения болезни.
9. Периоды и исход болезни.
Общая этиология
1. Определение этиологии.
2. Современные представления об этиологии болезней.
3. Характеристика патогенных раздражителей.
4. Вызывающие, способствующие и предрасполагающие этиологические факторы.
5. Роль рецепции в возникновении болезней.
6. Роль факторов в развитии болезни.
7. Роль раздражителей в возникновении болезни.
8. Роль рецепторов в возникновении болезни.
Роль факторов внешней среды в возникновении болезней.
1. Болезнетворные факторы и механизм их действия на организм животных. Действие механических факторов, понятие о травме
2. Действие физических факторов на организм животных.
3. Действие химических факторов на организм животных.
4. Действие биологических факторов на организм животных.
Учение о патогенезе
2. Основные механизмы развития болезни.
3. Значение нарушений нервной и гуморальной регуляции в развитии болезни.
4. Пути распространения болезнетворных агентов в организме.
5. Значения вида, породы, пола и возраста животных в патогенезе.
6. Компенсаторные механизмы выздоровления и восстановления нарушенных функций.
7. Понятие о шоке и коллапсе.
8. Механизм развития шока, его видфункциональные и морфологические изменения, исходы некробиоза.
Реактивность
организма
1.Реактивность и резистентность организма.
2. Виды реактивности.
3. Влияние внешних факторов на реактивность.
4. Зависимость реактивности организма от состояния нервной и эндокринной систем, вида, возраста, пола, индивидуальных особенностей.
5. Иммунологическая реактивность.
6. Барьерные системы организма. Аллергическая реактивность, ее виды, фазы и механизм развития.
7. Анафилаксия, ее стадии.
8. Местные проявления аллергии.
9. Аллергическая диагностика.
Расстройства кровообращения, лимфообращения и содержания тканевой жидкости
1. Общее и местное нарушения кровообращение, их взаимосвязь.
2. Артериальная гиперемия.
3. Венозная гиперемия.
4. Анемия.
5. Тромбоз.
6. Отличие тромбов от посмертных сгустков крови.
Некроз, апоптоз, атрофия
1. Некроз, некробиоз и апоптоз.
2. Значение некрозов и апоптоза для организма животных.
3. Атрофии, ее видах по происхождению, отличие от гипоплазии и кахексии.
4. Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения, исходы некроза.
5. Этиологию, патогенез, классификацию, функциональные и морфологические изменения, исходы апоптоза.
6. Этиологию, патогенез, классификацию,
Дистрофия
1. Белковая дистрофия (диспротеинозы).
2. Жировая дистрофия.
3. Углеводная дистрофия.
4. Минеральная дистрофия.
5. Камни и конкременты, причины их образования.
6. Виды камней в различных полостных органах.
7. Химический состав камней и их значение для организма животного.
8. Эндогенные и экзогенные нарушения пигментации.
Расстройства кровообращения, лимфообращения и содержания тканевой жидкости.
Консервация патологического материала.
Приготовление постоянных музейных препаратов.
Составление конспекта по теме "Отравление животных крысиными ядами".
Продукт самостоятельной работы студента в письменном виде, отражающий знания по анатомии и физиологии животных.
2. Конспект.
Конспект, план-конспект – это работа с другим источником. Конспектом называется краткое последовательное изложение содержания статьи,
книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект воспроизводит не только мысли
3. Текущий опрос по разделу.
Оценочные средства, позволяющие
проверить и закрепить полученные знания и
умения по данной теме.
«отлично», повышенный уровень.
выставляется студенту, если он:
1) правильно определил цель работы;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из работы;
в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, ответил на вопросы самоконтроля и сделал выводы;
4) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);
5) работу осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
«хорошо», пороговый уровень.
выставляется студенту, если :
1) было не выполнено одно задание ;
2) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
3) или лабораторно-практическое занятие проведено не полностью;
4) или в описании наблюдений из работы допустил неточности, выводы сделал неполные.
«удовлетворительно», пороговый уровень.
выставляется студенту, если он:
1) правильно определил цель работы;
работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя;
или в ходе проведения опыта и измерений были допущены
ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3) допускает грубую ошибку в ходе работы(в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован.
выставляется студенту, если он:
1) не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3) полностью не сумел начать и оформить работу;
не выполняет работу;
показывает отсутствие экспериментальных умений;
не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Конспект.
«отлично», повышенный уровень:
Умеет самостоятельно обозначать задачи и решать их;
осуществлять поиск и использовать информацию по изучаемой теме;
применяет знания смежных дисциплин, обобщает материал, делает выводы.
«хорошо», пороговый уровень:
Умеет самостоятельно определять задачи и решать их;
осуществлять поиск и использовать информацию по изучаемой теме; делает выводы с помощью преподавателя
«удовлетворительно», пороговый уровень:
Затрудняется самостоятельно определять задачи и решать их;
поиск и использование информации по изучаемой теме осуществляет с помощью преподавателя;
затрудняется самостоятельно систематизировать материал.
Затрудняется самостоятельно определять задачи и решать их;
поиск и использование информации по изучаемой теме осуществляет с помощью преподавателя
Текущий опрос.
Оценка «отлично»:
ставится студентам, которые при ответе:
- обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;
- демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;
-способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;
- владеют понятийным аппаратом;
- демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной проблематики;
- подтверждают теоретические постулаты примерами из практики.
Оценка «хорошо»:
ставится студентам, которые при ответе:
- обнаруживают твёрдое знание программного материала;
- усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу;
- способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;
-допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.
Оценка «удовлетворительно»:
ставится студентам, которые при ответе:
- в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей
работы по профессии;
- в целом усвоили основную литературу;
-допускают существенные погрешности в ответе на вопросы.
Оценка «неудовлетворительно»:
ставится студентам, которые при ответе:
-обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного
материала;
- допускают принципиальные ошибки в ответе на
вопросы;
- демонстрируют незнание теории и практики истории.
Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральный
государственный образовательный стандарт СПО ориентированы, прежде всего, на
умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности.
Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда
зависят от умений проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к
планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим
направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация
системы управления учебной работой обучаемых, в том числе и их самостоятельной
работой.
В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и
социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию
и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию,
организации учебно – воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы
студентов. Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного
процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не
просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом
формирования у студентов активности и самостоятельности.
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного
процесса, через вовлечение в него студента, который из пассивного объекта обучения
становится активным субъектом учебного процесса. Из этого следует:
• способность занимать в обучении активную позицию;
• готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для
достижения учебных целей;
• умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную
деятельность;
• привычку инициировать свою познавательную деятельность на
основе внутренней положительной мотивации;
• осознание своих потенциальных учебных возможностей и
психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Методические рекомендации по работе с литературой
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с
литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам,
экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.
Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться
источниками.
Существует несколько методов работы с литературой.
заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и
поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.
Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно
подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно
обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд
мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение;
поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные
связи, структурировать новые сведения.
Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.
Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план,
тезисы, цитаты, конспект.
План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие
последовательность изложения материала.
План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной
формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это
перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и
развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в
объеме.
Преимущество плана состоит в следующем.
Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора,
упрощает понимание главных моментов произведения.
Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения
произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.
В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее
обычного вспомнить прочитанное.
В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные
места, факты, цитаты и т.д.
Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы
абзацы , а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах),
содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.
Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного
источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из
текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью
воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли
автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это
оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять
цитирование изложением, близким дословному.
Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной
(реже опровергающей) форме.
Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам
присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в
тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще
всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования
прямого цитирования.
Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника
информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций
прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника
информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о
нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной
цели и используется аннотация.
Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника
информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме
весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме
концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника
информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с
аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в
нем практически не встречаются.
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя
заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника,
а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Методические рекомендации
по оформлению практических работ.
Отчет по практической работе выполняется и оформляетсякаждым студентом индивидуально. Оформляются отчеты по лабораторным работам на отдельных листах и после ее защиты, которая является обязательной, сдаются преподавателю.
Каждый отчет должен содержать:
2) цель работы;
3) краткую теоретическую часть;
4) методику (ход) выполнения работы;
5) результаты экспериментов (представляются в виде графиков, таблиц или в
произвольной форме);
6) обработку экспериментальных данных;
7) сравнение экспериментальных значений потребительских свойств со значениями
стандартов;
8) вывод по работе, который должен содержать:
- что изучалось в процессе выполнения работы;
- какие методы (органолептические, экспериментальные, инструментальные)
использовались при определении потребительских свойств товаров, их достоинства,
недостатки, особенности при проведении экспертизы качества продукции;
- какие методы (графические или аналитические) использовались при обработке
экспериментальных данных.
Внимание! Вывод должен быть четким, лаконичным и согласованным с целью
работы.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные
слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию
автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании
старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость
мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их
доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого
предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и
выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть
логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной
последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и
дополнения необходимо оставлять поля.
Практические работы оцениваются по системе:
чёткое, правильное аккуратное оформление рисунков, схем, все задания
выполнены правильно, даны верные ответы работа оформлена на 100% – «Отлично»
чёткое, правильное аккуратное оформление рисунков, схем, задания выполнены,
но есть незначительные ошибки в ответах, работа оформлена на 70% – «хорошо»;
рисунки, схемы выполнены, но неаккуратно , допущены ошибки задания
выполнены, но есть грубые ошибки в ответах, работа оформлена на 50% –
«удовлетворительно»;
неаккуратное оформление рисунков, схем, выполнена лишь половина задания,
работа оформлена менее, чем на 50%- «неудовлетворительно».
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам,
экзаменам
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенты должны
ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической литературой,
имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебнометодические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с
первоисточниками.
Помимо учебной, научной литературы студентами должны активно использоваться
хрестоматии – сборники текстов, иллюстрирующих содержание учебника, а также
словари, справочники. В хрестоматиях собраны материалы, которые позволяют
расширить кругозор. При подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам
следует в полной мере использовать академический курс учебника, рекомендованного
преподавателем. Они дают более углубленное представление о проблемах, получивших
систематическое изложение в учебнике. Работа с хрестоматией позволит студенту
самостоятельно изучить документы, фрагменты источников, другие произведения,
разъясняющие сущность изучаемого вопроса.
Студентам рекомендуется самостоятельно выполнять доклады, индивидуальные
письменные задания и упражнения, предлагаемые при подготовке к семинарским
занятиям. Работа, связанная с решением этих задач и упражнений, представляет собой вид
привычки делать что-либо правильно, а также закреплению навыков и знаний по
проблеме.
Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке
студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по
данной проблеме.
Отличительными признаками доклада являются:
- передача в устной форме информации;
- публичный характер выступления;
- стилевая однородность доклада;
- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;
- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и
сделать выводы.
В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, особенно по
гуманитарным дисциплинам, студентами может использоваться, к примеру, так
называемый метод контрфактического моделирования событий, который научит их
самостоятельно рассуждать о минувших, а также современных событиях, покажет мотивы
принятия людьми решений, причины совершенных ошибок.
Такая работа, в процессе которой студенту приходится сравнивать, сопоставлять,
выявлять логические связи и отношения, применять методы анализа и синтеза, позволит
успешно в дальнейшем подготовиться к зачетам, экзаменам и тестированию.
Тестирование ориентировано в целом на проверку блоков проблем, способствует
систематизации изученного материала, проверке качества его усвоения.
Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к
семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к
экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая,
оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность,
трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену студент повторяет,
как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно
подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить
пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к
семинарам, закрепить ранее изученный материал.