высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
43.02.10 ТУРИЗМ
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
- сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-
экономических, политических и культурных проблем.
знать:
-основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ и ХХI вв.);
-сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ в. начале ХХI в.;
- основные процессы (интерграционные, поликультурные, миграционные, и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
-назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
-о роли науки, культуры и религии в сохранении укреплении национальных и государственных традиций;
-содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
устойчивый интерес.
устойчивый интерес.
устойчивый интерес.
ции
ракт.
/Ср/
/Ср/
/Ср/
/Ср/
Япония. (Сравнительная таблица) /Ср/
Китай. (Конспект) /Ср/
/Ср/
/Ср/
/Лек/
/Ср/
/Ср/
/Ср/
/Ср/
/Пр/
Тема Крупнейшие страны мира. США
1. Как изменилась политическая стратегия США по сравнению с довоенным периодом?
2. Каковы особенности американского варианта «государства благоденствия»?
3. Каковы основные этапы борьбы чернокожего населения США за свои права?
4. Каковы истоки молодёжного движения 1960-х годов?
5. Раскройте содержание реформистской политики США в 1960-е годы. Каковы причины проведения реформ?
6. Дайте характеристику политики республиканца Никсона, назовите её отличия от политики республиканца Рейгана?
7. Дайте характеристику политики одного из американских президентов, руководивших страной с 1991 года по наши дни.
Тема Крупнейшие страны мира во второй половине XX - начале XXI века. Германия
1. Каким было положение Германии после Второй мировой войны?
2. Как «холодная война» повлияла на Германию?
3. Каким было государственное устройство ФРГ?
4. В чём причины высоких темпов роста экономики ФРГ?
5. Почему была необходима «новая восточная политика» и в чём она состояла?
6. Какие новые явления возникли в жизни ФРГ в 1970-е годы?
7. Почему стало возможным объединение Германии?
Тема Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX - начале XXI века
1. Каковы особенности социально-экономического и политического развития в странах Восточной Европы в первые послевоенные годы? Сравните с обстановкой в странах Западной Европы.
2. Приведите примеры кризисов и социальных конфликтов в годы строительства социализма в странах Восточной Европы.
3. Почему перестройка в СССР стала толчком к революциям в странах Восточной Европы?
4. Расскажите о характере преобразований в Болгарии, Польше, Чехии, Югославии в 1990-е годы?
5. Какие политические, экономические и социальные проблемы существуют в странах Восточной Европы в наши дни?
Тема Социально- экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX - начале XXI века. Япония
1. Определите, в чём состояло сходство и различие положения Японии и Германии после Второй мировой войны.
3. Чем объясняются особо высокие темпы роста японской экономики и превращение её в высокоразвитую индустриальную державу?
Тема Социально- экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX - начале XXI века. Китай
1. Какие факторы сыграли наиболее важную роль в победе Коммунистической партии Китая в гражданской войне 1946 – 1949 годов?
2. Дайте характеристику политики «большого скачка» и «культурной революции».
3. В чём сущность социально-экономических реформ в Китае в 1970-1980-е годы?
4. С какими требования проходили массовые выступления студентов в Китае в 1988–1989 г.г.?
5. Каковы основные направления внутренней и внешней политики современного китайского руководства?
Тема Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX - начале XXI века. Индия
1. Расскажите об образовании трёх государств на территории бывшей британской колонии – Индии.
2. Опишите социально-экономическое развитие Индии, Пакистана и Бангладеш. Проведите сравнительный анализ особенностей этого развития.
3. В чём своеобразие процесса модернизации Индии.
Тема Политическое развитие России в 1990-е годы
1. В чём суть противостояния между президентом и Верховным Советом в 1992 – 1993 г.г.?
2. Что собой представляла российская многопартийность в 1990-е годы. Проанализируйте итоги выборов в Государственную думу Российской Федерации, которые проходили в 1993, 1995, 1999 г.г.. Сделайте выводы об основных тенденциях в расстановке политических сил в обществе.
3. Каких позитивных политических перемен удалось добиться «команде» Б.Н.Ельцина в период двух сроков его президентства?
4. Чем объясняется решение Б.Н.Ельцина о сложении с себя полномочий президента в декабре 1999 года?
Тема. Экономическое развитие России в 1990-е годы
1.Почему курс на радикальное обновление экономики России получил название «шоковая терапия»?
2. Какие экономические реформы были проведены в России? Как вы оцениваете первые результаты реформ 1992 года?
3.С какими экономическими проблемами столкнулось российское общество во второй половине 1990-х годов?
4. Каковы главные результаты экономических реформ в стране в 1990-е годы?
Тема. Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине XX - начале ХХI вв.
1.Чем можно объяснить быстрое развитие стран Латинской Америки после Второй мировой войны?
2. Как сказалась «холодная война» на станах Латинской Америки?
3. Как вы понимаете особенности «перонизма» в Аргентине?
4. В чём причина отказа стран Латинской Америки от импортозаменяющей индустриализации?
5. Определите основные пути, по которым развивались страны Латинской Америки в 1950-1970-х годах.
6. В чём причины процесса демократизации Латинской Америки в 1980- 1990-е годы? Связано ли это с общемировыми тенденциями в политике капиталистических государств?
Тема. Российская Федерация в начале XXI века. Проблемы социально - экономического и культурного развития
1. Как вы думаете, чем объясняется решение Б.Н.Ельцина о сложении с себя полномочий президента в декабре 1999 года?
2. Каких позитивных перемен удалось добиться «команде» В.В.Путина в период двух сроков его президентства? Сгруппируйте имевшиеся результаты следующим образом:
а) укрепление государственной власти;
б) федеративные отношения;
в) финансовое положение страны;
г) развитие экономики;
д) социальная сфера.
3. Чем вы объясните успех «Единой России» на парламентских выборах 2003 и 2007 годов? Почему на тех же выборах потерпели неудачу либеральные партии «Союз правых сил» и «Яблоко»?
4. Охарактеризуйте основные изменения в социальном облике населения страны. Как вы считаете, что мешает формированию среднего класса в России? Какой социальный статус привлекает лично вас больше всего?
Тема. Российская Федерация на современном этапе развития
1. Каких позитивных перемен удалось добиться «команде» Д.А.Медведева в период его президентства? Сгруппируйте имевшиеся результаты следующим образом:
а) укрепление государственной власти;
б) федеративные отношения;
в) финансовое положение страны;
г) развитие экономики;
д) социальная сфера.
2. Охарактеризуйте основные изменения в социальном облике населения страны в 2008 – 2012 годах.
3. Изложите своё видение перспектив России в свете главных тенденций общемирового развития. Обоснуйте свою позицию.
Тема Первые конфликты и кризисы «холодной войны».
1. Каковы причины и сущность так называемой «холодной войны»?
2. В чём причины цикличности развития мировой политики после Второй мировой войны?
3. Как, по-вашему, пошло бы развитие событий в мире, если бы американские войска не пересекли демаркационную линию в Корее в 1950 году?
4. В чём причины берлинского кризиса 1948 – 1949 годов?
6. В чём при чины конфликта на Индокитайском полуострове?
7. В чём состояла опасность региональных конфликтов?
Тема Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости
1. Расскажите о распаде колониальной системы и последствиях деколонизации.
2. Какие проблемы встали перед странами Азии и Африки после получения ими независимости?
3. Как вы оцениваете последствия применения идеи «социалистической ориентации» в ряде афро-азиатских стран?
4. Что общего и особенного было в отношении различных колониальных держав к процессу послевоенной деколонизации?
5. Каковы итоги развития стран «третьего мира2 в 1950 – 1980-е годы? Почему термин «третий мир» вышел из употребления и утратил свой первоначальный смысл?
6. В чём причины различных темпов развития в разных зонах «третьего мира»?
Тема Международные отношения во второй половине XX века. От двухполюсной системы к новой политической модели
1. Какие противоречия разделяли СССР и США в конце 1950-х начале 1960-х г.г.?
2. Почему Ближний Восток в 50-60-е г.г. стал одним из центров международных конфликтов?
3. Каково значение преодоления Карибского кризиса?
4. Что вы знаете о Движении неприсоединения?
5. Назовите причины и ключевые события периода «разрядки» международной напряжённости
6. Почему политика «разрядки» в конце 1970-х г.г. сменилась новым витком международной напряжённости??
Тема Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика
1. Что такое « глобализация»? Назовите современные символы глобализации.
2. Каковы проявления глобализации в экономике, политике, культуре?
3. Выделите проблемы и противоречия, плюсы и минусы глобализации.
4. Докажите, что ЕС является высшей формой экономической и политической интеграции европейских государств.
5. Назовите главные, по вашему мнению, глобальные проблемы современности. Каковы пути их решения?
6. Как вы полагаете, что ожидает человечество в будущем: конфликты цивилизаций или создание единой человеческой цивилизации?
Тема Послевоенное мирное урегулирование в Европе
1. Расскажите о последствиях Второй мировой войны, сравните с последствиями Первой мировой войны.
2. Каково значение Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками?
3. Что включала в себя послевоенная система коллективной безопасности? Какую роль в ней должна была играть ООН? Почему эта система не сработала?
4. Каковы были основные идеи речи У.Черчилля в Фултоне?
5. В чём состояла «доктрина сдерживания» США?
6. Выделите основные вехи втягивания СССР и США в «холодную войну».
7. Каковы причины и последствия начала «холодной войны»?
Тема Научно техническая революция и культура.
1. Раскройте содержание понятия «научно-техническая революция XX века».
2. Какие новые направления научно-технического прогресса характерны для XX века?
3. Каким образом развитие науки в веке было связано с проблемами мировой политики? Какие ещё факторы способствовали внедрению в жизнь достижений учёных?
4. Какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли?
5. Почему показателями государственной мощи в конце XX в. стали не объемы добываемых природных ресурсов и производства стали, алюминия, различных сплавов, металлообрабатывающих станков и т.д., а развитие и массовое использование новых высоких технологий, в первую очередь, информационных?
6.Расскажите о новых явлениях в культуре второй половины первом десятилетии века.
7. Что характерно для «массовой культуры»? Чем вызван этот феномен XX века?
8. Каково значение науки, знаний и культуры в целом в информационном обществе?
Тема Духовная жизнь в советском и российском обществах.
1. Чем советская художественная культура первого послереволюционного десятилетия отличалась от культуры сталинского периода?
2. К какому периоды относится высказывание искусствоведа И.Берлина: «Литература и искусство напоминали территорию, подвергшуюся жесточайшей бомбардировке»? Что имел в виду автор этого высказывания?
3. Какой вклад внести деятели литературы и искусства в победу над фашизмом?
4. В чём вы видите противоречия в развитии советской художественной культуры второй половины XX века?
5. Какие традиции впитала в себя культура современной России? Какие уникальные черты характерны для неё?
Проблемы стран Латинской Америки и революционные движения
Реформы и диктатура в странах Латинской Америки
Советско-американские отношения. «Карибский кризис»
Соединенные Штаты Америки в 70-80 годы ХХ века
Великобритания, Франция, Италия в конце ХХ века
Станислав Петров – человек, который предотвратил мировую войну
Визит Хрущева в США.
Ввод советских войск в Афганистан.
Проблема терроризма в России.
Глобальные проблемы и их решение
Куба во второй половине ХХ в.
Аргентина во второй половине ХХ в.
Бразилия во второй половине ХХ в.
Чили при С. Альенде.
Ф. Кастро. Характер и специфика политического режима на Кубе.
Русское зарубежье и его влияние на развитие духовной жизни страны
Фонд оценочных средств включает: перечень тем работ, перечень тем докладов, вопросы для подготовки к зачету.
Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История».
Оформляется отдельным документом
Критерии оценки
Оценка
Критерии оценки результата
5 «отлично»
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный
4 «хорошо»
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя
3 «удовлетворительно»
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный
2 «неудовлетворительно»
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя