Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
рабочая программа дисциплины (модуля)
Ветеринарная генетика / Селекция собак
35.02.15_2022_К12.plx
Кинология
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
высшая квалификационная категория, Препод., Угачева Яна Георгиевна _______________
Ветеринарная генетика / Селекция собак
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.15 КИНОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 464)
Кинология
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
<i>Цели:</i> формирование знаний и умений теоретических, практических, научных и методических основ селекционно-племенной работы в собаководстве с целью сохранения и совершенствования имеющихся и создания новых пород собак
<i>Задачи:</i> 1. Сформировать у студентов базовые, фундаментальные знания, лежащие в основе современного биологического мировоззрения.
2. Раскрыть принципиальные положения цитологических, молекулярных основ наследственности и изменчивости, лежащих в основе понимания самого феномена жизни.
3. Показать место селекции в совокупности биологических дисциплин.
4. Ознакомить студентов с современными представлениями о генетических и селекционных процессах эволюции популяций.
5. Дать представление о практических аспектах значения селекции.
6. Познакомить с методами изучения наследования количественных и биохимических признаков в популяциях и чистых линиях.
7.В процессе генетического практикума освоить навыки селекционного анализа.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Методы содержания собак и ухода за ними
Разведение и селекция собак
Техника и методы разведения собак
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ЛР 3:Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
ЛР 4:Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
-соблюдать нормы правопорядка;
-следовать идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России"
ЛР 5:Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
лояльным проявлением к представителям субкультур;
-демонстративным неприятием к социально опасному поведению окружающих
ЛР 13:Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
ценность собственного труда
ЛР 14:Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
проявлять и демонстрировать уважение к людям труда
ЛР 15:Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
стремлением к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
ЛР 20:Проявляющий лидерские качества на производстве
историю своей страны, родную культуру, традиции
ЛР 22:Содействующий сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
коммуницировать с многонациональным народом России
ЛР 23:Использующий средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
навыками толерантности, уважения и соблюдения традиций многонационального народа России
ЛР 3:Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
ЛР 3:Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания
ЛР 4:Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
способностью вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
ЛР 4:Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
правила сознательного отношения к непрерывному образованию
ЛР 5:Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
применять правила сознательного отношения к непрерывному образованию
ЛР 5:Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
навыками сознательного отношения к непрерывному образованию
ЛР 13:Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
правила и требования к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем
ЛР 13:Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
соблюдать правила и требования к профессиональной деятельности
ЛР 14:Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
навыками профессиональной деятельности
ЛР 14:Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
методы и способы конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР 15:Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем
конкурировать и конструктивно реагировать на критику
ЛР 15:Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем
навыками конкуренции и самообладания
ЛР 20:Проявляющий лидерские качества на производстве
профессиональные навыки в процессе обучения
ЛР 20:Проявляющий лидерские качества на производстве
применять профессиональные навыки в процессе обучения
ЛР 22:Содействующий сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
способами повышения профессиональных навыков в процессе обучения
ЛР 22:Содействующий сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
- ценность непрерывного образования;
- критерии личной успешности
ЛР 23:Использующий средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ориентироваться в изменяющемся рынке труда
ЛР 23:Использующий средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
- навыками профессионального развития;
- рефлексией оценивания собственного жизненного опыта
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы генетики и селекции животных
История селекции животных /Лек/
Клетка и ее структура. Особенности строения животной клетки. Митоз и мейоз. /Пр/
Морфология хромосом. Понятие о кариотипе. Кариотипы собак /Пр/
Генетические основы эволюции /Лек/
Нуклеиновые кислоты, их роль в детерминации наследственных признаков и синтез белка в клетке /Лек/
Генетический код. Свойства генетического кода. Триплетность кода /Лек/
Биосинтез белка. Регуляция синтеза белка. /Лек/
Генетическое равновесие, расчет частот генотипов и аллелей в популяции. /Пр/
Гибридологический анализ при моно, ди- и полигибридном скрещивании. Решение задач. /Пр/
Современные представления о строении и функции гена: интроны и экзоны. /Лек/
Причины возникновения опухолей. Онкогены. Антионкогены, или гены супрессоры опухолей. Генетический контроль метастазирования. Опухолевая прогрессия /Лек/
Гены, контролирующие способность к обучению. Брачное поведение /Лек/
Гены, влияющие на биоритмы. Генетический контроль некоторых аспектов поведения у собак /Лек/
Движущие силы эволюции. Генетические основы эволюции. /Лек/
Видообразование и макроэволюция /Лек/
1.Составить глоссарий по теме
2. Конспекты по темам
-«История развития селекции и вклад в науку отечественных ученых
(П.Н. Кулешов, М.Ф. Иванов, В.И. Вавилов и др.»
- Место в селекции в кинологии, ее связь с другими науками
3. Реферат «Практическое использование кариотипа в собаководстве»
4. Работа с конспектом лекций и рекомендованной литературой
/Ср/
Раздел 2. Раздел 2. Изменчивость и методы ее изучения
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
Классификация изменчивости. Понятие о наследственной
(генотипической) и паратипической (модификационной) изменчивости
/Лек/
Комбинативная и мутационная изменчивость. Классификация мутаций /Лек/
Примеры разных мутаций у собак. Полиплоидия в эволюции собак. Индуцированный химический и радиационный мутагенез у собак /Лек/
Классификации мутаций и разбор на собаках применения закона Н.И. Вавилова о гомологической изменчивости /Пр/
1. Работа с конспектом лекций и рекомендованной литературой
2. Доклад «Современные представления о строении и функции гена: интроны и
экзоны»
/Ср/
Раздел 3. Раздел 3. Основы селекции собак
Теоретические основы отбора. Влияние отбора на структуру популяции /Лек/
Значение породы в собаководстве /Лек/
Исходный материал для селекции собак. Источники и доноры /Лек/
Гибридизация в селекции собак /Лек/
Индивидуальный отбор в собаководстве. Техника его проведения /Пр/
Гетерозиготный отбор /Пр/
Двухлинейное разведение собак. Промышленные скрещивания /Пр/
Практическое использование эффекта гетерозиса в собаководстве /Пр/
Аутбредное разведение собак /Пр/
Инбредное разведение в собаководстве /Пр/
Причины возникновения опухолей. Онкогены. Антионкогены, или гены супрессоры опухолей. Генетический контроль метастазирования. Опухолевая прогрессия /Лек/
Гены, контролирующие способность к обучению. Брачное поведение. Гены, влияющие на биоритмы. Генетический контроль некоторых аспектов поведения у собак /Лек/
Изучение селекции сторожевых пород собак /Пр/
ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР 20 ЛР 22 ЛР 23
фотовыставка к Дню кинолога
Изучение селекции служебных пород собак /Пр/
Изучение селекции охотничьих пород собак /Пр/
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
Изучение селекции декоративных пород собак /Пр/
Сообщения:
1. Гены, локусы, хромосомы — носители наследственности.
2. Механизмы передачи наследуемых качеств потомству от обоих родителей?
3. Доминантные и рецессивные наследуемые свойства, механизмы их передачи и проявления. Простейшие формы передачи признаков и полигенная природа наследования многих свойств.
4. Летальные и полулетальные гены; приведите примеры.
5. Инбридинг и аутбридинг. Каковы положительные и отрицательные стороны этих методов разведения?
/Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к минизачету по разделу ГЕНЕТИКА и СЕЛЕКЦИЯ
В каких случаях используется метод отдаленной гибридизации?
В каких отраслях хозяйства используют микроорганизмы?
В каких случаях появляются разнояйцевые и однояйцевые близнецы? В чем сущность близнецового метода?
В каких случаях при скрещивании животных проявляется эффект гетерозиса?
В результате чего может возникать полиплоидия? С каким видом мутаций связано кратное увеличение числа хромосом?
В чем заключается сущность генеалогического метода?
Влияет ли химическое загрязнение окружающей среды на генетическое здоровье населения?
Дайте определение онтогенетической изменчивости. Какие факторы определяют онтогенетические изменения?
Дайте понятие генотипа.
Затрагивает ли модификационная изменчивость генотип организма? Какова роль модификационной изменчивости в эволюционном процессе?
Какие виды наследственной изменчивости выделяют в настоящее время?
Какие породы собак вы знаете? Какая отрасль селекции занимается их разведением?
Какие ценнейшие лекарственные препараты были получены методами клеточной и генной инженерии?
Какие типы скрещивания применяют в животноводстве?
Какие формы изменчивости различал Ч.Дарвин?
Каковы вероятности появления разнояйцевых и однояйцевых близнецов?
Когда начался процесс одомашнивания животных?
Когда и кем были открыты микроорганизмы?
Назовите основные формы мутационной изменчивости. Приведите примеры глубоких мутационных изменений среди растений и животных.
Назовите причины, вызывающие колебания численности особей в популяции.
Одомашнивание каких видов животных продолжается в настоящее время?
Охарактеризуйте явление цитоплазматической наследственности.
Оцените вклад отечественных ученых в селекцию собак
По какому принципу взаимодействуют аллельные гены?
Покажите значение практики медико-генетического консультирования.
Почему явление гетерозиса нередко называют эффектом гибридной силы?
Почему нежелательно скрещивание между родственными линиями?
При каких условиях проявляется эффект гетерозиса?
Приведите примеры использования массового и индивидуального отбора в селекции животных.
Приведите примеры основных домашних животных. Какие животные были их дикими предками?
Приведите пример вариационного ряда по какому-нибудь признаку. Начертите вариационную кривую.
Приведите примеры взаимодействия неаллельных генов.
Расскажите об успехах отечественных селекционеров-животноводов.
С какими целями в селекции собак используют метод отдаленной гибридизации?
С именем какого ученого связано возникновение нового направления генетики — генетики популяций?
С какой целью ведут племенные книги?
С помощью какого метода исследуют патологии животных, связанные с нарушением обмена веществ?
Сформулируйте закон гомологических рядов и покажите его общебиологическое значение.
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
Что изучает селекция? Что такое порода, сорт, штамм?
Что такое искусственный мутагенез? В селекции каких групп организмов данный метод наиболее перспективен?
Что такое экстерьер и интерьер? Насколько эти признаки важны в селекции животных?
Что такое ген? За что он отвечает?
Что такое генофонд популяции?
Что такое комбинативная изменчивость? Каковы источники комбинативной изменчивости?
Что такое модификационная изменчивость и каковы ее причины?
Что такое норма реакции? Приведите примеры.
Что такое структурный ген?
Что такое хромосомные болезни? Чем они обусловлены?
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерный список докладов и рефератов
XX век - Век Генетики
Генетика и проблемы животноводства
Генетическая инженерия
Достижения генетики
Достижения генной инженерии и биотехнологии
Евгеника – как наука, ее основные этапы развития и характеристика)
Методы теоретической популяционной генетики
Молекулярно-генетические механизмы старения
Молекулярные механизмы генетической изоляции
Мутации на генном уровне
Наследственность и изменчивость
Болезни с наследственной предрасположенность (мультифакториальные заболевания)
Генетическая рекомбинация в свете эволюции
Геногеография — путь в наше прошлое
Болезни генетического импринтинга и экспансии нуклеотидных повторов
Работа медико-генетической консультации, методами профилактики, диагностики и лечения наследственных заболеваний.
Характеристика отдельных заболеваний (нарушения аминокислотного обмена, нарушения углеводного обмена, нарушения липидного обмена, нервно-мышечные заболевания, болезни соединительной ткани, нарушения циркулирующих и транспортных белков).
Факторы повышенного риска рождения детей/детёнышей с хромосомными болезнями.
Пренатальная и постнатальная диагностика наследственной патологи.
Примеры тем проектных работ
Наследственная склонность к смертельным кровотечениям.
Денатурация белка
Модификационная изменчивость организма под действием различных факторов.
Основные свойства и структура нуклеиновых кислот.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Генетика/селекция собак». Фонд оценочных средств включает: тестовые задания, контрольные работы по размножению и индивидуальному развитию организмов,решение задач по генетике и селекции
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
презентации по истории генетики и селекции, рефераты по основам генетике и селекции, доклады и сообщения по генетике и селекции. Итоговый контроль осуществляется в форме итогового тестирования с выставлением в зачетную книжку итоговой оценки в 2 семестре.
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Решение задач
Контрольные работы
Тестовые задания
Презентация
Рефераты
Доклады, сообщения,
Итоговое тестирование
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Разведение и селекция собак: учебное пособие (для студентов, обучающихся по специальности 35.02.15 «Кинология»)
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2020
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=4070:1015&catid=11:veterinary&Itemid=167
6.1.2. Дополнительная литература
Биология собак: учебное пособие (для студентов, обучающихся по специальности 35.02.15 «Кинология»).
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2019
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=4065:1013&catid=11:veterinary&Itemid=167
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
Электронно-библиотечная система IPRbooks
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
Кабинет биологии и химии. Лаборатория ботаники и физиологии растений. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, интерактивная доска; ноутбук; набор химических реактивов, набор химической посуды, лабораторные стенды, плакаты по химии; гербарий: «Модификационная изменчивость», «Гомологичные и аналогичные органы»; динамические пособия: «Деление клетки», «закон Менделя», «Кроссинговер», «Синтез белка», «Строение клетки», гипсовые бюсты «Эволюция человека» ; доска сушильная, ископаемые формы животных и растений, лупы, модель ДНК, модель зерновых, муляжи кукурузы, набор сит, рельефные таблицы: «Сходство зародышей человека и других позвоночных», сенажная башня, стерилизатор, строение семян подсолнечника, теплица «Флора»,термоскоп, устройство для тестов, ящик для рассады, разновес, энциклопедия «Жизнь растений», электронные весы. Набор тематических плакатов по биологии. Лабораторное оборудование: ванночка с воском; весы разноплечие; чашки Петри; пробирки; держатель для пробирок; штатив для пробирок; спиртовка; колбы 10 мл., 50 мл., 100 мл; набор гирь для разноплечих весов; набор сит; микроскоп электрический Микромед 1 вар.2-20; готовые микропрепараты; готовальня; стенды, комплект тематических плакатов
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания оформляются отдельным документом
Целью методических указаний является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:
-способность занимать в обучении активную позицию;
-готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
-умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
-привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Методические указания содержат следующие разделы:
Теоретические основы генетики и селекции животных
Изменчивость и методы ее изучения
Основы селекции собак
Тема: Решение задач по молекулярной биологии.
Задание 1
1 Цель задания:
Закрепление умения решать задачи, систематизация знаний по теме.
2 Текст задания:
1. Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК) в котором закодирован белок инсулин из 51 аминокислоты? Рассчитайте длину данного фрагмента. Примечание: каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК (величина постоянная).
2. Участок правой цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов Г Т Т Ц Т А А А А Г Г Г Ц Ц Ц. Определите последовательность нуклеотидов в левой цепи ДНК.
3 Рекомендации по выполнению задания:
Задачи выполняются в соответствии с правилом комплиментарности, строением нуклеиновых кислот и этапами синтеза белка. При выполнении второй задачи необходимо пользоваться таблицей генетического кода.
Примеры решения задач
1. Какую длину имеет ген, кодирующий инсулин, если известно, что молекула инсулина имеет 51 аминокислоту.
Так как 1 аминокислота кодируется 3 нуклеотидами 51х3= 153, один нуклеотид занимает 0,34нм 153х0,34=52,02нм.
2.Одна из цепочек молекул ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов
А Г Т А Ц Ц Г А Т А Ц Т Ц Г А Т Т Т А Ц Г
Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка?
Решение: по принципу комплиментарности против Г ставится Ц, против А - Т
А Г Т А Ц Ц Г А Т А Ц Т Ц Г А Т Т Т А Ц Г
Т Ц А Т Г Г Ц Т А Т Г А Г Ц Т А А А Т Г Ц
Тема: Размножение организмов.
Задание 2
1 Цель задания:
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
- Систематизация материала
- Выработка умений и навыков по составлению алгоритма типовых заданий
2 Текст задания:
Составить схему «Формы размножения организмов», пользуясь материалами учебника.
3 Рекомендации по выполнению задания:
1. При составлении схемы необходимо выделить главное
2. Определить критерии / параметры для сравнения / анализа
3. Четко и кратко заполнить схему
4. Сделать вывод.
Задание 3
1 Цель задания:
-Систематизация материала
- Выработка умений и навыков по составлению алгоритма типовых заданий
2 Текст задания:
Заполнить таблицу №3 «Сравнительная характеристика процессов митоза и мейоза»
Таблица 2 – сравнительная характеристика митоза и мейоза
Признаки Митоз Мейоз
Клетки , где происходит деление
Число делений
Фазы
Набор хромосом в дочерних клетках
Число клеток, образующихся в
результате деления
3 Рекомендации по выполнению задания:
1. При составлении таблицы необходимо выделить главное.
2. Определить критерии / параметры для сравнения / анализа.
3. Четко и кратко заполнить таблицу.
4. Сделать вывод.