2022-2023_36_02_01_2022_В12_plx_Выполнение работ по профессии 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Выполнение работ по профессии 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
Учебный план
36.02.01_2022_В12.plx

Ветеринария

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
1
самостоятельная работа
1
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
ветеринарный фельдшер
26
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
1
1
Часы на контроль
1
1
1
1
Итого
26
25
26
25
 
 
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Препод., Теледеков Сергей Анатольевич _______________
 
 
Выполнение работ по профессии 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ (ветеринарный фельдшер) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 657)
 
Ветеринария

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 20.11.2019 7:00:00 протокол №   

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> Овладение профессиональными навыками в области выполнения работ по профессии Оператор по искусственному осеменению животных и птицы для ведения профессиональной деятельности в области ветеринарии.
1.2
<i>Задачи:</i> Иметь практический опыт:

- подготовки растворов, необходимых для искусственного осеменения;

- осеменения коров и овец;

-размораживания спермы, ее визуальной и микроскопической оценки;

- заполнения учетно-отчетной документации на пунктах искусственного осеменения;

Уметь:

- Оборудовать свое рабочее место, постоянно содержать его в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями и применять передовые методы работы;

- проводить ветеринарно-профилактические мероприятия по борьбе с бесплодием и яловостью, стимуляцию половой  функции;

-правильно хранить и транспортировать сперму, в течение всего срока использования;

- оттаивать глубокозамороженную сперму в соответствии с инструкцией;

- выявлять самок сельскохозяйственных животных пришедших охоту;

-проводить  в  соответствии с действующими  инструкциями все операции по

подготовке самок и обработке инструментов для искусственного осеменения;

- высчитывать концентрацию и готовить растворы, необходимые для искусственного осеменения

-в наиболее оптимальные сроки проводить осеменение самок сельскохозяйственных животных в соответствии с действующими инструкциями и планом искусственного осеменения;

- проводить диагностику беременных самок;

- вести отчетную и вспомогательную документацию;

-соблюдать ветеринарно-санитарные правила

Знать:

-биологические основы размножения сельскохозяйственных животных и птицы;

- анатомию и физиологию половых органов самцов и самок;

-значение искусственного осеменения как метода дальнейшего улучшения породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных и птицы, и его экономическую эффективность;

-научные основы и технику осеменения самок сельскохозяйственных животных;

способы повышения оплодотворяемости;

-технику ректального определения беременности и бесплодия;

-методы определения оптимального времени осеменения;

-ветеринарно-санитарные правила при искусственном осеменении;

-клинические признаки гинекологических заболеваний самок и основные мероприятия по их предупреждению и лечению;

- научные основы и технику взятия спермы у производителей;

сельскохозяйственных животных и птицы;

-физиологию и биохимию спермы сельскохозяйственных животных, методику определения ее качества;

- методику разбавления, хранения и транспортирования спермы;

- основы кормления и содержания самок и производителей;

- основы племенного дела;

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и физиология животных
2.1.2
Ветеринарная фармакология
2.1.3
Латинский язык в ветеринарии
2.1.4
Биология
2.1.5
Иностранный язык
2.1.6
Химия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Ветеринарно-санитарная экспертиза
2.2.2
Визуальная диагностика
2.2.3
Зоогигиена и ветеринарная санитария
2.2.4
Учебная практика. Методики проведения ветеринарно-санитарных и зоогигиенических мероприятий
2.2.5
Учебная практика. Рабочая профессия 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
2.2.6
Организация ветеринарного дела
2.2.7
Практика по профилю специальности
2.2.8
Частная зоотехния
2.2.9
Частная зоотехния
2.2.10
Экзамен по профессиональному модулю
2.2.11
Основы исследовательской деятельности
2.2.12
Проведение итоговой государственной аттестации (выполнение демонстрационного экзамена)
2.2.13
Проведение итоговой государственной аттестации (защита выпускной квалификационной работы)
 
стр. 5
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
2.2.14
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПМ.01, ПМ.02)
2.2.15
Учебная практика. Частная зоотехния
2.2.16
Экзамен по профессиональному модулю
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 1.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
 
 
ОК 2.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Уметь:
 
 
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:
 
 
ОК 5.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Уметь:
 
 
ОК 6.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 7.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в черезвычайных ситуациях.
 
Знать:
 
 
ОК 8.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
 
Уметь:
 
 
ОК 9.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 10:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Знать:
 
 
ОК 11:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
 
Уметь:
 
 
ПК 2.2.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 2.3.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
Знать:
 
 
ЛР 15:Демонстрирующий навыки эффективного обмена информацией и взаимодействия с другими людьми, обладающий навыками коммуникации
 
Уметь:
 
 
ЛР 19:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
 
стр. 6
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 20:Выполняющий трудовые функции в сфере сельского хозяйства
 
Знать:
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Уметь:
 
 
ОК 1.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 1.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
 
 
ОК 2.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Уметь:
 
 
ОК 2.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
Знать:
 
 
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
Уметь:
 
 
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:
 
 
ОК 5.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Уметь:
 
 
ОК 5.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 6.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
 
Знать:
 
 
ОК 6.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
 
Уметь:
 
 
ОК 7.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в черезвычайных ситуациях.
 
Владеть:
 
 
 
 
стр. 7
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
ОК 7.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в черезвычайных ситуациях.
 
Знать:
 
 
ОК 8.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
 
Уметь:
 
 
ОК 8.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 9.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
ОК 9.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Уметь:
 
 
ОК 10:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 10:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Знать:
 
 
ОК 11:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
 
Уметь:
 
 
ОК 11:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 2.2.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций.
 
Знать:
 
 
ПК 2.2.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций.
 
Уметь:
 
 
ПК 2.3.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 2.3.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
Знать:
 
 
ЛР 15:Демонстрирующий навыки эффективного обмена информацией и взаимодействия с другими людьми, обладающий навыками коммуникации
 
Уметь:
 
 
ЛР 15:Демонстрирующий навыки эффективного обмена информацией и взаимодействия с другими людьми, обладающий навыками коммуникации
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 19:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
 
Знать:
 
 
стр. 8
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
ЛР 19:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
 
Уметь:
 
 
ЛР 20:Выполняющий трудовые функции в сфере сельского хозяйства
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 20:Выполняющий трудовые функции в сфере сельского хозяйства
 
Знать:
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Уметь:
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Искусственное осеменение животных и птицы 
 
1.1
Основы искусственного осеменения /Лек/
Л1.1Л2.1
2
6
0
 
1.2
Содержание и кормление

производителей

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
6
0
 
1.3
Получение спермы от производителей /Лек/
Л1.1Л2.1
2
6
0
 
1.4
Физиология и биохимия спермы /Лек/
Л1.1Л2.1
2
6
0
 
1.5
Оценка качества спермы /Лек/
Л1.1Л2.1
2
6
0
 
1.6
Техника безопасности при работе сосудом Дьюара /Лек/
Л1.1Л2.1
2
6
0
 
1.7
Половой цикл и его регуляция /Лек/
Л1.1Л2.1
4
6
0
 
1.8
Организация

работы на племенных предприятиях и пунктах искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.

/Лек/

Л1.1Л2.1
4
6
0
 
1.9
Ветеринарно-санитарные правила на пунктах искусственного осеменения /Лек/
Л1.1Л2.1
2
6
0
 
1.10
Права и обязанности оператора искусственного осеменения /Лек/
Л1.1Л2.1
2
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примерные экзаменационные билеты

Экзаменационный билет № 1

1.Половой цикл самок. Стадии полового цикла и их характеристика. Полноценные и неполноценные половые циклы.

2.Как действует на спермиев изотоническая, гипертоническая и гипотоническая среды

3. Мано-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

 
стр. 9
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Экзаменационный билет № 2

1. Как определить оптимальное время осеменения коров и телок в период охоты.

2.Как влияет выбор времени осеменения в период охоты на продвижение, переживаемость спермиев в половых путях и оплодотворяемость самок.

3. Мано-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 3

1.Как влияет выбор времени осеменения после отела на оплодотворяемость и развитие эмбриона.

2. Как влияют многократные безрезультатные осеменения на оплодотворяемость самок.

3. Мано-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 4

1.Манежное движение спермиев. Как при работе со спермой предотвратить это повреждение.

2.Окситоциновый рефлекс и его влияние на результаты осеменения.

3. Мано-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 5

1.При каких условиях на пункте и.о. спермии приобретают колебательное движение.

2. Как влияют стрессовые факторы на эффективность осеменения

3.Техника взятия спермы барана на искусственную вагину.

Экзаменационный билет № 6

1. Реотаксис и его значение при движении спермиев в половых путях самки.

2.В каких случаях при наличии у коров полноценной охоты осеменение противопоказано.

3. Ректо-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 7

1.Агглютинация спермиев. Причины и меры по предотвращению этого повреждения при работе со спермой.

2. Профилактика заразных болезней при искусственном осеменении

3. Ректо-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 8

1.Кислотность среды, ее влияние на выживаемость и оплодотворяющую способность спермиев.

2. Основные причины многократных осеменений и меры их предотвращений.

3. Ректо-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 9

1.Действие на спермиев прямых солнечных лучей, химических веществ и медикаментов.

2.Приёмы повышения оплодотворяемости самок КРС.

3. Ректо-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 10

 
стр. 10
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
1. Методы стимуляции половой охоты у коров.

2.Какое действие оказывает температура на жизнедеятельность и оплодотворяющую способность спермиев.

3.Техника взятия спермы барана на искусственную вагину.

Экзаменационный билет № 11

1.Температурный шок, Как в условиях пункта И.О. предохранить спермии от этого повреждения.

2.Половая и хозяйственная зрелость телок. Влияние сроков первого осеменения на продуктивность и воспроизводительную функцию                   3.Визо-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 12

1.Старение спермиев, Влияние этого явления на оплодотворяемость и развитие эмбриона.

2.Как влияет микробная обсеменяемость спермы, инструментов и оборудования на оплодотворяемость и эмбриональное развитие

3. Визо-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 13

1.Гигиеническая и физиологическая подготовка коровы к осеменению.

2. Половые рефлексы самок (течка, общее возбуждение, охота и овуляция) их признаки и продолжительность. Выбор времени осеменения по этим признакам.

3. Визо-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 14

1 Какие факторы влияют на объективность оценки спермы под микроскопом.

2. Как влияет моцион на воспроизводительную функцию самок.

3.Визо-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 15

1. Устройство сосуда Дьюара и основные правила по эксплуатации.

2. Техника безопасности при подготовке и проведении И.О.телок.

3.Техника взятия спермы барана на искусственную вагину.

Экзаменационный билет № 16

1. «Тихая охота», причины и признаки, по которым можно выявить «тихую охоту».

2. Техника безопасности при работе с сосудами Дьюара и жидким азотом. 3.Осеменение овец свежеполученной спермой. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 17

1.Как влияет массаж половых органов, глубина и кратность введения спермы на оплодотворяемость.

2. Ложная охота у коров, признаки и причины ее проявления.

3.Осеменение овец свежеполученной спермой. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 18

1. Как проводится санитарная обработка сосудов Дьюара?

2.Как проводится обеззараживание приборов, инструментов, лабораторной посуды и спецодежды на пункте И.О. Личная гигиена техника-осеменатора.

3.Осеменение овец свежеполученной спермой. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и 

 
стр. 11
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 19

1.Эмбриональная смертность, Причины и методы профилактики.

2. Как влияет характер расфасовочных емкостей для замороженной спермы (тубы, канистры, стаканы, мешки) на сохранение ее качества в процессе хранения и оттаивания.

3.Техника взятия спермы барана на искусственную вагину.

Экзаменационный билет № 20

1. Как предотвратить явления рекристаллизации при хранении и оттаивании спермы?

2. Как определить выживаемость спермиев при температуре 38гр. Факторы, влияющие на выживаемость спермиев.

3.Осеменение овец свежеполученной спермой. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 21

1. Какое влияние оказывает доминанта лактации на воспроизводительную способность коров.

2. Болезни яичников, причины и меры по предупреждению заболевания.

3.Техника взятия спермы барана на искусственную вагину.

Экзаменационный билет № 22

1.Назовите основные требования ГОСТа на замороженную сперму.

2.Яловость коров, причины и меры по ее ликвидации.

3.Осеменение овец свежеполученной спермой. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 23

1. По каким признакам в период охоты возможно выявит заболевание половых органов у самок.

2.Требования к размещению и оборудованию пункта искусственного осеменения.

3. Визо-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 24

1. Ветеринарно-санитарные правила на пунктах искусственного осеменения.

2.Основные преимущества метода искусственного осеменения перед естественной случкой.

3. Ректо-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Экзаменационный билет № 25

1. Учет и отчетность на пункте искусственного осеменения.

2.Основные мероприятия по профилактике гинекологических заболеваний коров.

3. Мано-цервикальный способ искусственного осеменения коров. Инструменты, материалы и техника его проведения. Преимущества и недостатки этого способа.  

Перечень заданий:

 
стр. 12
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 

1.Изучить  организацию пункта искусственного осеменения, порядок открытия пункта искусственного осеменения, ознакомится с правами и обязанностями оператора по искусственному осеменению, с размещением и оборудованием лаборатории по искусственному осеменению.

2.Изучить перечень учетной документации на племпредприятиях и пунктах искусственного осеменения, освоить методику оформления учетно-отчетной документации на племпредприятиях, заполнение журнала осеменения и отелов коров, картотеки производственного состояния коров индивидуальные карточки на корову, освоить методику работы, разрабатывание плана случек и отелов по группе коров и телок.

3.Изучить конструкцию термосов для краткосрочного хранения спермы, изучить конструкции сосуда Дьюара, ознакомится с правилами приготовления разбавителей, хранения и транспортировки спермы, соблюдением техники безопасности при работе с жидким азотом и при эксплуатации сосуда Дьюара.

4.Освоить технику размораживания спермы, ознакомится со строением сосуда Дьюара,  с эксплуатацией сосуда Дьюара и техникой безопасности при работе с ним.

5.Оцените качество спермы по внешним признакам, расчитайте концентрацию спермы и количество патологических форм спермиев, изучение влияния внешних факторов на сперму.

6.Изучите методику и приготовления инструментов для взятия спермы у барана производителя на искусственную вагину.

7.Освоить методику выявления коров и телок в половой охоте несколькими методами, соблюдение ветеринарно-санитарных правил при искусственном осеменении, размораживание и использование спермы строго по установленным правилам, приготовление к работе инструментов и растворов, подготовка к осеменению животных, овладение техникой осеменения визо-цервикальным способом.

8. Освоить методику выявления коров и телок в половой охоте несколькими методами, соблюдение ветеринарно-санитарных правил при искусственном осеменении, размораживание и использование спермы строго по установленным правилам, приготовление к работе инструментов и растворов, подготовка к осеменению животных, овладение техникой осеменения визо-цервикальным способом.

9. Освоить методику выявления коров в половой охоте несколькими методами, соблюдение санитарно-ветеринарных правил при искусственном осеменении, размораживание и использование спермы строго по установленным правилам, приготовление к работе инструментов и растворов, подготовка к осеменению животных, овладение техникой осеменения мано-цервикальным способом.

10. Освоить методику соблюдения санитарно-ветеринарных правил при искусственном осеменении, размораживание и использование спермы строго по установленным правилам, определение состояния шейки матки, матки, яичников, приготовление к работе инструментов и растворов, подготовка к осеменению животных, овладение техникой осеменения ректо-цервикальным способом.

11. Освоить методику выявления коров в половой охоте несколькими методами, соблюдение санитарно-ветеринарных правил при искусственном осеменении, размораживание и использование спермы строго по установленным правилам, определение состояния шейки матки, матки, яичников, приготовление к работе инструментов и растворов, подготовка к осеменению животных, овладение техникой осеменения ректо-цервикальным способом.

12. Освоить методику выявления коров в половой охоте несколькими методами, соблюдение санитарно-ветеринарных правил при искусственном осеменении, размораживание и использование спермы строго по установленным правилам, определение состояния шейки матки, матки, яичников, приготовление к работе инструментов и растворов, подготовка к осеменению животных, овладение техникой осеменения ректо-цервикальным способом.

13. Освоить методику составления плана цикличности осеменения овец, выявление овец в половой охоте, овладевание техникой визо-цервикального способа осеменения овец.

14. Освоить методику выявления свиноматок в охоте, подготовка животных к осеменению, освоение техники осеменения свиней разными методами, соблюдение ветеринарно-санитарных правил при осеменении.

15. Освоить методику выявления кобыл в половой охоте несколькими методами, соблюдение санитарно-ветеринарных правил при искусственном осеменении, приготовление к работе инструментов и растворов, подготовка к осеменению животных.

16.Соблюдение ветеринарно-санитарных требований при исследовании самок на беременность, освоить методику определения сроков беременности при ректальном исследовании, заполнить акт ректального исследования на стельность.

17.Соблюдение ветеринарно-санитарных требований при исследовании самок на беременность, определить стельность коров на разной стадии развития плода – наружным методом.

18.Выявление кобыл в половой охоте несколькими методами, соблюдение санитарно-ветеринарных правил при искусственном осеменении, приготовление к работе инструментов и растворов, подготовка к осеменению животных.

19.Изучение ветеринарно-санитарных правил при работе на пунктах искусственного осеменения, отработка методов стерилизации инструментов и приборов для искусственного осеменения животных, ознакомление с техникой санитарной обработки сосуда Дьюара.

Тест

1. Сколько раз используются инструменты при мано-цервикальном

методе осеменения?

а) инструменты используются – постоянно

б)-11-11-11-11-11-11-11-11-11 – 2 раза

в)-11-11-11-11-11-11-11-11-11 – 3 раза

г) 11-11-11-11-11-11-11-11-11 – 1 раз

2. Инструменты для ректо-цервикального метода осеменения?

а) катетор, ампула, перчатка

б) зеркало, шприц-катетор

в) пипетка, шприц, перчатка

 
стр. 13
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
г) зеркало, перчатка

3. Время использования спермы после оттаивания ?

а) сперму можно использовать - 60 минут

б)-11-11-11-11-11-11-11-11-11     -12часов

в)-11-11-11-11-11-11-11-11-11      -15минут

г) -11-11-11-11-11-11-11-11-11      -2-3 часа

4. Через сколько часов происходит овуляция после угасания

половой охоты

а) овуляция происходит после угасания половой охоты - через 3 часа

б)-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11   -через 6 часов

в)-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11   -через 10-15часов г)-Ц-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11 -через 24 часа

5. В каких растворах происходит сморщивание спермиев ?

а) гипертонических

б) гипотонических

в) изотонических

г) в 3% растворе лимонно-кислого натрия

6. Как действуют на спермии соли тяжелых металлов?

а) повышают активность спермий

б) губительно

в) способствуют повышению переживаемости в половых путях самки

7. Какой спирт используется для приготовления тампонов?

а) используется 65 град, спирт

б) используется 96 град, спирт

в) используется 80 град, спирт

8. Инструмент для и.о. коров визо-цервикальным способом ?

а) зеркало, шприц-катетор

б) ампула, катетор, перчатка

в) зеркало, пипетка, перчатка

9. Какие виды движения сперматозоидов считаются физиологически

нормальными?

а) манежное;

б) колебательное

в) прямолинейно-поступательное

10. Назовите, какие органы относятся к придаточным половым

органам самцов с/х животных?

а) купперовы железы;

б) придаток семенника;

в) мошонка;

г) препуций.

11. Какие из перечисленных р-ров действуют губительно на

сперматозоиды ?

а) 1% раствор хлористого натрия;

б) 1 % раствор двууглекислой соды;

в) 3% раствор хлористого натрия.

12. Как называется явление движения спермиев против тока

жидкости?

а) анабиоз;

б) агглютинация;

в) гликолиз;

г) реотаксис.

13. Как называется состояние сперматозоидов, при котором

снижается или теряется отрицательный электрический заряд?

а) эякуляция;

б) агглютинация;

в) резистентность.

14. Какой из перечисленных растворов обладает гипертоническим

давлением?

а) 1% раствор двууглекислой соды;

б) 3% раствор хлористого натрия;

в) 2,9% раствор лимоннокислого натрия.

15. В какой части сперматозоидов находится наследственное вещество

отца?

а) в хвосте;

б) в шейке;

в) в головке.

16. Какой спирт применяют для обеззараживания внутренней

поверхности шприца - катетера?

 
стр. 14
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
а) 96˚ С;

б) 70°С.

17. Температура водяной бани при размораживании спермы в

гранулах ?

а) 35°С;

б) 38-40°С;

в) 48°С

18. С какой активностью размороженная сперма допускается к

осеменению?

а) 1 балл;

б) 2 балла;

в) 4 балла и выше.

19. В каком состоянии находятся спермий в придатках семенника?

а) анабиоз;

б) резистентность;

в) реотаксис.

20. Сколько времени необходимо размораживать гранулу по 0,2 мл ?

а) 1 мин.;

б) 10 сек.;

в) 1-2 мин.

21. За сколько дней до отела рекомендуется запускать коров?

а) 45-60

б) 10-20

г) 70-80

22. В какую из стадий необходимо осеменять корову ?

а) во время овуляции

б) во время течки

в) во время общего возбуждения

г) половой охоты

д) межтечковый период

23. Средняя продолжительность беременности коров?

а) 182 дня

б) 235 дней

в) 285 дней

24. В каком возрасте наступает половая зрелость у телки?

а) половая зрелость у телки наступает 6-9 месяцев

б)-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11 - 10-12 месяцев в)-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11 -12-15 месяцев г)-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11-11 - 15-20 месяцев

25. Какие применяются изотонические растворы на пункте и.о.?

а) 0,5% раствор цитрата натрия

б) 3 раствор хлористого натрия

в) 2 % раствор двууглекислой соды

г) 1% раствор двууглекислой соды

Эталон ответов к тестовому заданию  по УП 05.01.Рабочая профессия оператор по искусственному осеменению животных и птицы. профессионального модуля «Выполнение работ по профессии оператор по искусственному осеменению животных и птиц»

номер задания ответ

1. 1 г

2. 5 а

3. 3 в

4. 4 а

5. 5 б

6. 6 б

7. 7 б

8 а

8. 9 в

9. 10 в

11 в

12 г

13 в

14 б

15 в

16 б

17 б

18 в

19 а

20 б

 
стр. 15
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
21 а

22 а

23 в

24 а

25 г

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Анатомия и физиология половых органов  птиц (доклад)

2. Строение и топография половых органов кроликов (презентация)

3. Методы стимуляции половой охоты» (таблица)

4. Расчёт затрат на оборудования  и инструменты пункта искусственного осеменения.(составить таблицу)

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
2.Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме  групповых заданий и экзамена.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
№ п/п Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в фонде

1 Экзамен Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимися на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме. Билеты к экзамену

2 Групповые задания Работа группы студентов 3-4 человека, в течении отведенного времени, закрепление и отработка определенных навыков и умений Темы заданий

3 Тесты Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Фонд тестовых заданий

Дневник-отчёт Документ заполняемые студентами по учебной практики с выполненными и описанными практическими заданиями Перечень практических заданий

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Уколов П. И., Шараськина О. Г.
Разведение и биотехника размножения сельскохозяйственных животных: учебник
Санкт-Петербург: Квадро, 2021
https://www.iprbookshop.ru/103139.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Коновалова С.В.
Акушерство и гинекология: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=18:akusherstvo-i-ginekologiya&catid=11:veterinary&Itemid=167
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Internet Explorer/ Edge
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
стр. 16
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
312 В1
Кабинет акушерства и гинекологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор, компьютер. Микроскоп для  искусственного  осеменения, зеркала влагалищные для крупных животных, зеркала влагалищные для МРС, кружка Эсмарха, измерительные цилиндры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по работе  с литературой

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.

     Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует  на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и  закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные  сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План  - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых,  план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике  нужные места, факты, цитаты и т.д.

Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.

Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала.  Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К  написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов.  Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Выделите главное, составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь 

 
стр. 17
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенты должны ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

Помимо учебной, научной литературы студентами должны активно использоваться хрестоматии – сборники текстов, иллюстрирующих содержание учебника, а также словари, справочники. В хрестоматиях собраны материалы, которые позволяют расширить кругозор. При подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам следует в полной мере использовать академический курс учебника, рекомендованного преподавателем. Они дают более углубленное представление о проблемах, получивших систематическое изложение в учебнике. Работа с хрестоматией позволит студенту самостоятельно изучить документы, фрагменты источников, другие произведения, разъясняющие сущность изучаемого вопроса.

Студентам рекомендуется самостоятельно выполнять доклады, индивидуальные письменные задания и упражнения, предлагаемые при подготовке к семинарским занятиям. Работа, связанная с решением этих задач и упражнений, представляет собой вид интеллектуальной практической деятельности. Она способствует выработке умения и привычки делать что-либо правильно, а также закреплению навыков и знаний по проблеме.

Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.

Отличительными признаками доклада являются:

- передача в устной форме информации;

- публичный характер выступления;

- стилевая однородность доклада;

- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;

- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.

В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, особенно по гуманитарным дисциплинам, студентами может использоваться, к примеру, так называемый метод контрфактического моделирования событий, который научит их самостоятельно рассуждать о минувших, а также современных событиях, покажет мотивы принятия людьми решений, причины совершенных ошибок.

Такая работа, в процессе которой студенту приходится сравнивать, сопоставлять, выявлять логические связи и отношения, применять методы анализа и синтеза, позволит успешно в дальнейшем подготовиться к зачетам, экзаменам и тестированию. Тестирование ориентировано в целом на проверку блоков проблем, способствует систематизации изученного материала, проверке качества его усвоения.

Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену студент повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутоеизложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержаниедоклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала внеобходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источниковглавного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисоввыступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада – это его реальная речеваявнешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по ихцели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных иэмоциональных моментов, как правило, элементами композиции докладаявляются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

• название доклада;

• сообщение основной идеи;

• современную оценку предмета изложения;

• краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

• интересную для слушателей форму изложения;

• акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

 
стр. 18
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы,обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представитьдостаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой изахотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

 объем текста на слайде – не больше 7 строк;

 маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

 отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

 значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

 выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

 использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

 
стр. 19
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

• удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);

• к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?

• не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки Содержание оценки

1. Содержательный критерий правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации