2022-2023_36_02_01_2022_В12_plx_Анатомия и физиология животных
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Анатомия и физиология животных
Учебный план
36.02.01_2022_В12.plx

Ветеринария

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
экзамены 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
164
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
ветеринарный фельдшер
168
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
14 3/6
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
60
60
42
42
102
102
Практические
30
30
32
32
62
62
Итого ауд.
90
90
74
74
164
164
Кoнтактная рабoта
90
90
74
74
164
164
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
90
90
78
78
168
168
 
 
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Препод., Теледеков Сергей Анатольевич _______________
 
 
Анатомия и физиология животных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ (ветеринарный фельдшер) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 657)
 
Ветеринария

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 20.11.2019 7:00:00 протокол №   

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> Формирование систематизированных знаний о строении организма и физиологическими процессами в организме млекопитающих и птиц.
1.2
<i>Задачи:</i> уметь: -определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных -определять анатомические возрастные особенности животных;   -определять и фиксировать физиологические   характеристики животных. знать: -основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии морфологии, анатомии и физиологии животных; -строение органов и систем органов животных: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами; - их видовые особенности; - характеристики процессов жизнедеятельности; - физиологические функции органов и систем органов животных;               - физиологические константы  сельскохозяйственных животных; - особенности процессов жизнедеятельности  различных видов сельскохозяйственных животных; - понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных;                                    - регулирующие функции нервной и эндокринной систем; - функции иммунной системы; -характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных; - характеристики высшей нервной деятельности (поведения) различных видов  сельскохозяйственных животных.  
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биология
2.1.2
Индивидуальный проект
2.1.3
Биология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы зоотехнии
2.2.2
Ветеринарная хирургия, ортопедия и офтальмология
2.2.3
Внутренние незаразные болезни животных
2.2.4
Учебная практика. Методики проведения профилактических, диагностических и лечебных мероприятий
2.2.5
Акушерство и гинекология животных
2.2.6
Паразитология и инвазионные болезни животных
2.2.7
Эпизоотология с микробиологией
2.2.8
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
2.2.9
Выполнение работ по профессии 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
2.2.10
Зоогигиена и ветеринарная санитария
2.2.11
Практика по профилю специальности
2.2.12
Проведение ветеринарно-санитарных и зоогигиенических мероприятий
2.2.13
Учебная практика. Рабочая профессия 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
2.2.14
Экзамен по профессиональному модулю
2.2.15
Безопасность жизнедеятельности
2.2.16
Ветеринарно-санитарная экспертиза
2.2.17
Визуальная диагностика
2.2.18
Квалификационный экзамен
2.2.19
Патологическая анатомия и физиология животных
2.2.20
Практика по профилю специальности
2.2.21
Учебная практика. Методики проведения ветеринарно-санитарных и зоогигиенических мероприятий
2.2.22
Основы исследовательской деятельности
2.2.23
Практика по профилю специальности
2.2.24
Частная зоотехния
2.2.25
Частная зоотехния
2.2.26
Экзамен по профессиональному модулю
 
стр. 5
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
2.2.27
Подготовка к государственной итоговой аттестации (выпускная квалификационная работа и демонстрационный экзамен)
2.2.28
Практика по профилю специальности
2.2.29
Проведение итоговой государственной аттестации (защита выпускной квалификационной работы и выполнение демонстрационного экзамена)
2.2.30
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ)
2.2.31
Ветеринарная фармакология
2.2.32
Ветеринарная хирургия, ортопедия и офтальмология
2.2.33
Внутренние незаразные болезни животных
2.2.34
Проведение профилактических, диагностических и лечебных мероприятий
2.2.35
Учебная практика. Методики проведения профилактических, диагностических и лечебных мероприятий
2.2.36
Акушерство и гинекология животных
2.2.37
Выполнение работ по профессии 18111 Санитар ветеринарный
2.2.38
Выполнение работ по профессии 18111 Санитар ветеринарный
2.2.39
Квалификационный экзамен
2.2.40
Паразитология и инвазионные болезни животных
2.2.41
Практика по профилю специальности
2.2.42
Учебная практика. Рабочая профессия 18111 Санитар ветеринарный
2.2.43
Эпизоотология с микробиологией
2.2.44
Практика по профилю специальности
2.2.45
Экзамен по профессиональному модулю
2.2.46
Ветеринарно-санитарная экспертиза
2.2.47
Визуальная диагностика
2.2.48
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
2.2.49
Выполнение работ по профессии 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
2.2.50
Зоогигиена и ветеринарная санитария
2.2.51
Квалификационный экзамен
2.2.52
Патологическая анатомия и физиология животных
2.2.53
Практика по профилю специальности
2.2.54
Проведение ветеринарно-санитарных и зоогигиенических мероприятий
2.2.55
Учебная практика. Методики проведения ветеринарно-санитарных и зоогигиенических мероприятий
2.2.56
Учебная практика. Рабочая профессия 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
2.2.57
Практика по профилю специальности
2.2.58
Частная зоотехния
2.2.59
Частная зоотехния
2.2.60
Экзамен по профессиональному модулю
2.2.61
Подготовка к государственной итоговой аттестации (выпускная квалификационная работа)
2.2.62
Подготовка к государственной итоговой аттестации (выпускная квалификационная работа)
2.2.63
Практика по профилю специальности
2.2.64
Проведение итоговой государственной аттестации (выполнение демонстрационного экзамена)
2.2.65
Проведение итоговой государственной аттестации (защита выпускной квалификационной работы)
2.2.66
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПМ.01, ПМ.02)
2.2.67
Учебная практика. Частная зоотехния
2.2.68
Экзамен по профессиональному модулю
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 1.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
- область профессиональной деятельности - объекты профессиональной деятельности
 
 
ОК 2.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Уметь:
решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий
 
 
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
стр. 6
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Владеть:
знаниями своей будущей профессии с другими профессиями и специальностями, может аргументировано обосновать свой профессиональный выбор.
 
 
 
 
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:
- поисковые информационные системы - алгоритм поиска информации
 
 
ОК 5.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Уметь:
-осуществлять поиск необходимой информации - использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
 
 
ОК 7.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в черезвычайных ситуациях.
 
Владеть:
быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
 
 
 
 
ОК 9.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:
- задачи профессионального и личностного развития - понятия самообразования и саморазвития - цели, задачи и систему повышения квалификации
 
 
ОК 10:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Уметь:
- определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, - осознанно планировать повышение квалификации
 
 
ПК 1.2.:Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий для предупреждения возникновения болезней животных.
 
Владеть:
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной науки и современного производства
 
 
 
 
ПК 1.3.:Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
Знать:
- основные понятия и признаки коллектива и команды - деловое общение - процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде - этапы командной работы
 
 
ПК 2.2.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций.
 
Уметь:
- работать в коллективе и команде - эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
 
 
ПК 2.3.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
Владеть:
организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
 
 
стр. 7
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
 
 
ЛР 20:Выполняющий трудовые функции в сфере сельского хозяйства
 
Знать:
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; - особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Уметь:
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые); - понимать тексты на базовые профессиональные темы; - участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; - строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; - кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); - писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы; - правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы. 
 
 
ОК 1.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Владеть:
устной и письменной коммуникацией на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
ОК 1.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
Знать:
­ об условиях ответственности за сохранение окружающей среды, ресурсосбережения - действия в чрезвычайных ситуациях - порядок и правила оказания первой помощи.
 
 
ОК 2.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по сохранению окружающей среды, ресурсосбережению - действовать в чрезвычайных ситуациях - оказывать первую медицинскую помощь
 
 
ОК 2.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
Владеть:
- приемами сохранения окружающей среды, ресурсосбережения, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
Знать:
- информационные технологии
 
 
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
 
Уметь:
- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
 
 
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Владеть:
знаниями о современных информационных технологиях в профессиональной деятельности
 
 
 
 
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
стр. 8
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Знать:
- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках
 
 
ОК 5.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; - использовать в профессиональной деятельности документацию на государственном и иностранном языках
 
 
ОК 5.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Владеть:
- профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
ОК 7.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в черезвычайных ситуациях.
 
Знать:
правила сбора и утилизации трупов животных и биологических отходов
 
 
ОК 7.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в черезвычайных ситуациях.
 
Уметь:
использовать средства индивидуальной защиты работниками животноводческих объектов;
 
 
ОК 9.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
подготовке средств для выполнения ветеринарно-санитарных мероприятий и соответствующего инструментария в зависимости от условий микроклимата и условий среды
 
 
 
 
ОК 9.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:
правила сбора и утилизации трупов животных и биологических отходов
 
 
ОК 10:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Уметь:
использовать средства индивидуальной защиты работниками животноводческих объектов;
 
 
ОК 10:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Владеть:
подготовке средств для выполнения ветеринарно-санитарных мероприятий и соответствующего инструментария в зависимости от условий микроклимата и условий среды
 
 
 
 
ПК 1.2.:Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий для предупреждения возникновения болезней животных.
 
Знать:
анатомо-топографические характеристики организма животных с учетом видовых особенностей; нормативные данные физиологических показателей у животных;
 
 
ПК 1.2.:Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий для предупреждения возникновения болезней животных.
 
Уметь:
вскрывать трупы животных;
 
 
стр. 9
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
ПК 1.3.:Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
Владеть:
подготовке животных к проведению диагностических и терапевтических манипуляций; проведении обследования общего и физиологического состояния животных;
 
 
 
 
ПК 1.3.:Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
Знать:
анатомо-топографические характеристики организма животных с учетом видовых особенностей; нормативные данные физиологических показателей у животных;
 
 
ПК 2.2.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций.
 
Уметь:
вскрывать трупы животных;
 
 
ПК 2.2.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций.
 
Владеть:
подготовке животных к проведению диагностических и терапевтических манипуляций; проведении обследования общего и физиологического состояния животных;
 
 
 
 
ПК 2.3.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
Знать:
 
 
ПК 2.3.:Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств.
 
Уметь:
 
 
ЛР 20:Выполняющий трудовые функции в сфере сельского хозяйства
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 20:Выполняющий трудовые функции в сфере сельского хозяйства
 
Знать:
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Уметь:
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Цитология, цитология, эмбриология
 
1.1
Введение /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
3
0
 
стр. 10
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
1.2
Общая цитология /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 20 ЛР 21
3
0
 
1.3
Общая цитология /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 20 ЛР 21
3
0
 
1.4
Гистология с основами эмбриологии /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 20 ЛР 21
3
0
 
1.5
Гистология с основами эмбриологии /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
 
Раздел 2. Анатомия
 
2.1
Органы, аппараты и системы органов животного организма /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.2
Строение скелета /Лек/
Л1.1Л2.1
6
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.3
Строение скелета /Пр/
Л1.1Л2.1
6
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.4
Соединение костей скелета /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.5
Соединение костей скелета /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.6
Мышечная система /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.7
Мышечная система /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.8
Система органов кожного покрова /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.9
Система органов кожного покрова /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.10
Органы пищеварения /Лек/
Л1.1Л2.1
6
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.11
Органы пищеварения /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
стр. 11
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
2.12
Органы дыхания /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.13
Органы дыхания /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.14
Система органов крово- и лимфообращения /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.15
Система органов крово- и лимфообращения /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
4
0
 
2.16
Органы мочевыделения и размножения /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.17
Органы мочевыделения и размножения /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.18
Железы внутренней секреции /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.19
Железы внутренней секреции /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
4
0
 
2.20
Нервная система и органы чувств /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.21
Нервная система и органы чувств /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
4
0
 
2.22
Особенности строения органов домашней птицы /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
3
0
 
2.23
Особенности строения органов домашней птицы /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ЛР 21
4
0
 
 
Раздел 3. Физиология
 
3.1
Система крови /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 9. ЛР 21
3
0
 
3.2
Система крови /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.3
Физиология иммунной системы /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.4
Физиология иммунной системы /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
стр. 12
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
3.5
Система кровообращения и лимфообращения /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.6
Система кровообращения и лимфообращения /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.7
Система дыхания /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.8
Система дыхания /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.9
Система пищеварения /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.10
Система пищеварения /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.11
Обмен веществ и энергии /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.12
Теплорегуляция /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.13
Система выделения /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.14
Система выделения /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.15
Физиология кожи /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.16
Эндокринная система /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.17
Эндокринная система /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.18
Система размножения /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.19
Система размножения /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.20
Система лактации /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
стр. 13
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
3.21
Система лактации /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.22
Физиология мышц и нервов /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.23
Центральная нервная система /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.24
Центральная нервная система /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.25
Высшая нервная деятельность /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ЛР 21
4
0
 
3.26
Этология /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 9. ЛР 21
4
0
 
3.27
Сенсорные системы (анализаторы) /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 9. ЛР 21
4
0
 
3.28
Сенсорные системы (анализаторы) /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 9. ЛР 21
4
0
 
3.29
Физиологическая адаптация животных /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 9. ЛР 21
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Экзаменационные вопросы по предмету «Анатомии и физиология  животных». Раздел 1. Цитология, гистология и эмбриология. 1. Понятие об анатомии, физиологии, цитологии эмбриологии, история их развитие и связь с другими науками 2. Строение клетки их свойства. 3. Устройство микроскопа и правила работы с ним. 4. Понятие о тканях и их классификация. 5. Эпителиальные ткани, их классификация и характеристика. 6. Опорно-трофические ткани, их классификация и характеристика. 7. Нервные и мышечные ткани. Раздел 2. Анатомия. 8. Понятие об органах, аппаратах и системах органов. 9. Строение кости как органа, ее химический состав, свойства и функции 10. Скелет его отделы и функции. 11. Строение типичного позвонка, особенности строения первых шейных, грудных, поясничных хвостовых позвонков. 12. Крестцовая кость ее строение 13. Грудная клетка. Строение грудной кости. Ребро его строение и количество ребер у разных видов животных. 14. Строение скелета головы (черепа) 15. Строение пояса и скелета свободной грудной конечности. 16. Строение пояса и скелета свободной тазовой конечности. 17. Типы соединения костей. Суставы, их строение и виды. 18. Соединения грудной и тазовой конечности. 19. Строение мышцы как органа. Типы мышц по форме и действию.
 
стр. 14
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
20. Мышцы головы. 21. Грудные мышцы. 22. Мышцы живота. 23. Мышцы грудной конечности. 24. Мышцы тазовой конечности. 25. Кожа, строение, значение и функции. 26. Волос, молочная железа, копыто их строение и функции 27. Строение и функции органов ротовой полости. 28. Зубы, их строение, классификация, количество их у разных видов животных. Строение слюнных желез. 29. Пищевод, его строение и функции. Однокамерный желудок, его строение и топография. 30. Желудок жвачных, его строение топография и функции. 31. Печень и поджелудочная железа, строение и функции. 32. Строение и топография тонкого отдела кишечника 33. Строение и топография толстого отдела кишечника. 34. Носовая полость, гортань, строение топография и функции. 35.   Трахея и легкие, строение  топография и функции. 36. Сердце его строение. 37. Кровеносные сосуды их классификация и строение. 38. Круги кровообращения. 39. Особенности кровообращение у плода. 40. Артерии большого круга кровообращения. 41. Артерии головы. 42. Артерии грудной конечности. 43. Артерии тазовой конечности. 44. Основные вены организма. 45. Лимфатические узлы, их строение и топография. 46. Селезенка и тимус, строение и функции. 47. Почки, их типы, строение и функции. 48. Мочевой пузырь его строение. 49.   Строение половых органов у самцов 50. Строение половых органов у самок. 51. Железы внутренней секреции, их строение и топография. 52. Спинной мозг, его строение и топография. 53. Головной мозг его строение и топография. 54. Спинномозговые нервы. 55. Черепно-мозговые нервы. 56. Глазное яблоко и его вспомогательный приспособления , строение, функции и значения. 57. Орган слуха и равновесия. 58. Особенности скелета птицы. 59. Особенности строения органов пищеварительной системы птицы 60. Особенности строения органов дыхания птицы. Раздел 3. Физиология. 61. Кровь, ее состав, свойства, функции и количество крови у животных. 62. Лимфа и тканевая жидкость. 63. Физиологические свойства сердечной мышцы. 64. Сердечный цикл. 65. Движение крови по сосудам. 66. Пульс. Давление  крови в сосудах. 67. Типы и частота дыхания. 68. Газообмен в легких. 69. Пищеварение в ротовой полости животных. 70. Слюна и слюноотделение. 71. Желудочное пищеварение. 72. Пищеварение в желудках у жвачных 73. Пищеварение в кишечнике. 74. Обмен белков в организме 75. Обмен жиров в организме 76. Обмен углеводов в организме. 77. Минеральный и водный обмены. 78. Витамины. 79. Моча, ее состав и образование. 80. Секреция кожных желез их строение и функции. Жиропот овец. 81. Гормоны их свойства и механизм действия. 82. Гормоны гипофиза, их влияние на организм животного. 83. Гормоны щитовидной и поджелудочной железы их функции и действие 84. Сперматогенез и овогенез
 
стр. 15
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
85. Беременность, сроки  продолжительности ее у животных разных видов. 86. Роды. 87. Молоко его состав и образование. 88. Свойство живой ткани и скелетных мышц. 89. Физиология нервов 90. Рефлексы, их классификация и образование.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Методы исследования функций коры больших полушарий. Роль Сеченого и Павлова в изучении физиологии коры больших. полушарий. Литература: Анатомия домашних животных. - /Под ред. И.В. Хрусталевой. – М.: Колос, 1994.,Физиология сельскохозяйственных животных. - /Под ред. А.Н. Голикова. – М.: Агропромиздат, 1991. 2. Теория функциональных систем и её значение в формировании условно-рефлекторных поведенческих реакций животных. Литература: Яглов В.В, Яглова Н.В. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии. М.: «Колос», 2008.,Соколов В.И., Чумасов Е.И. Цитология, гистология, эмбриология. М.: «Колос». 2004. 3. Значение динамического стереотипа в организации ухода и содержания животных. Литература: Зеленевский Н.В, Васильев А.П, Логинова Л.К. Анатомия и физиология животных. М.: «Академия», 2009.,Дмитриева Т.А, Саленко П.Т, Шакуров М.Ш. Топографическая анатомия домашних животных. М.: «Колос», 2008. 4. Жизненная и общая ёмкость лёгких. Зависимость дыхания от возраста, вида и продуктивности животных. Литература: 5. Роль печени в обмене веществ. Методы изучения функции печени в обмене веществ. Её защитная функция. Литература: Яглов В.В, Яглова Н.В. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии. М.: «Колос», 2008.,Соколов В.И., Чумасов Е.И. Цитология, гистология, эмбриология. М.: «Колос». 2004. 6. Антигены, их характеристика. А/т, структура, свойства и основные функции, взаимодействие с антигенами. Литература: Елисеев А.П, Сафронов Н.А, Бойко В.И. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных. – М.: Агропромиздат, 1991, Анатомия домашних животных. - /Под ред. И.В. Хрусталевой. – М.: Колос, 1994. 7. Влияние электролитов, медиаторов и гормонов на деятельность сердца. Литература: Физиология сельскохозяйственных животных. - /Под ред. А.Н. Голикова. – М.: Агропромиздат, 1991.,Битюков И.П, Лысов Ф.В, Сафонов Н.А. Практикум по физиологии сельскохозяйственных животных. М.: Агропромиздат, 1990 8. Биоэлектрические явления в сердце. Электрокардиография, её значение. Литература: Яглов В.В, Яглова Н.В. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии. М.: «Колос», 2008.,Соколов В.И., Чумасов Е.И. Цитология, гистология, эмбриология. М.: «Колос». 2004. 9. Нервная регуляция сердечной деятельности. Литература: Елисеев А.П, Сафронов Н.А, Бойко В.И. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных. – М.: Агропромиздат, 1991,Анатомия домашних животных. - /Под ред. И.В. Хрусталевой. – М.: Колос, 1994. 10. Особенности движения крови в различных участках кровеносной системы. Литература: Зеленевский Н.В, Васильев А.П, Логинова Л.К. Анатомия и физиология животных. М.: «Академия», 2009.,Дмитриева Т.А, Саленко П.Т, Шакуров М.Ш. Топографическая анатомия домашних животных. М.: «Колос», 2008. 11. Сосудодвигательный центр и рефлекторные зоны, как регуляторы кровообращения. Литература: Физиология сельскохозяйственных животных. - /Под ред. А.Н. Голикова. – М.: Агропромиздат, 1991.,Битюков И.П, Лысов Ф.В, Сафонов Н.А. Практикум по физиологии сельскохозяйственных животных. М.: Агропромиздат, 1990 12. Роль сосудистых рефлекторных зон и коры больших полушарий в рефлекторной регуляции функций сердца. Литература: Яглов В.В, Яглова Н.В. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии. М.: «Колос», 2008.,Соколов В.И., Чумасов Е.И. Цитология, гистология, эмбриология. М.: «Колос». 2004. 13. Процесс молокообразования. Синтез основных частей молока: белков, липидов, углеводов. Распределение молока в отделах ёмкостной системы вымени в процессе его накопления. Литература: Елисеев А.П, Сафронов Н.А, Бойко В.И. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных. – М.: Агропромиздат, 1991 Анатомия домашних животных. - /Под ред. И.В. Хрусталевой. – М.: Колос, 1994. 14. Значение надпочечников в защитных реакциях организма при действии на него различных стрессов. Литература: Зеленевский Н.В, Васильев А.П, Логинова Л.К. Анатомия и физиология животных. М.: «Академия», 2009.,Дмитриева Т.А, Саленко П.Т, Шакуров М.Ш. Топографическая анатомия домашних животных. М.: «Колос», 2008. 15. Эндокринная функция эпифиза и вилочковой железы. Простагландины, их действие в организме животных. Литература: Физиология сельскохозяйственных животных. - /Под ред. А.Н. Голикова. – М.: Агропромиздат, 1991.,Битюков И.П, Лысов Ф.В, Сафонов Н.А. Практикум по физиологии сельскохозяйственных животных. М.: Агропромиздат, 1990 16. Биоэлектрические потенциалы возбудимых тканей, история их открытия. Литература: Елисеев А.П, Сафронов Н.А, Бойко В.И. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных. – М.: Агропромиздат, 1991,Анатомия домашних животных. - /Под ред. И.В. Хрусталевой. – М.: Колос, 1994. 17. Парабиоз, его стадии, физиологические механизмы их возникновения. Литература: Яглов В.В, Яглова Н.В. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии. М.: «Колос», 2008.,Соколов В.И., Чумасов Е.И. Цитология, гистология, эмбриология. М.: «Колос». 2004. 18. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе. Литература: Елисеев А.П, Сафронов Н.А, Бойко В.И. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных. – М.: Агропромиздат, 1991,Анатомия домашних животных. - /Под ред. И.В. Хрусталевой. – М.: Колос, 1994. 19. Современное представление о механизме центрального торможения. Виды торможения в нервных центрах и их 
 
стр. 16
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
характеристика. Литература: Яглов В.В, Яглова Н.В. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии. М.: «Колос», 2008.,Соколов В.И., Чумасов Е.И. Цитология, гистология, эмбриология. М.: «Колос». 2004. 20. Состав желчи. Образование и выделение, её роль в пищеварении. Регуляция образования и выделения желчи. Литература: Зеленевский Н.В, Васильев А.П, Логинова Л.К. Анатомия и физиология животных. М.: «Академия», 2009.,Дмитриева Т.А, Саленко П.Т, Шакуров М.Ш. Топографическая анатомия домашних животных. М.: «Колос», 2008.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
контрольные материалы для проведения текущего контроля  в форме  активного семинара, практических занятий, реферата, промежуточной аттестации в форме тестовых заданий, контрольных  работ, итоговой аттестации в форме экзамена.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Перечень оценочных средств № п/п Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в фонде 1 2 3 4 1 Экзамен Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимися на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме. Вопросы к экзамену и билеты 2 Практические работы Продукт самостоятельной работы студента в письменном виде, отражающий знания  по биологии собак. Тематика практических занятий. 3 Активный семинар Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичные выступления по представлению полученных знаний по дисциплине. Тематика и вопросы 4 Тесты Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Фонд тестовых заданий 5 7 Контрольная работа Продукт самостоятельной работы студента в письменном виде, отражающий знания  по латинскому языку. Варианты контрольной работы 6 э Реферат Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной учебно-исследовательской темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Темы рефератов
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Писменская В.Н., Ленченко Е.М., Голицына Л.А.
Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных: учебник и практикум для СПО
Москва: Юрайт, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Елисеев А.П., Сафонов Н.А., Бойко В.И.
Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных: учебник для СПО
Санкт-Петербург: Квадро, 2021
https://www.iprbookshop.ru/103075.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Internet Explorer/ Edge
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
стр. 17
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
516 В1
Кабинет ветеринарной фармакологии, биотехнологии и фармацевтической технологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, кафедра. Шкафы с показанным материалом (макропрепараты, муляжи), плакаты, стенды, шприцы, образцы препаратов (муляжи), весы, стенды с лекарственными препаратами, гербарии
 
513 В1
Кабинет анатомии и физиологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска. Схемы, скелеты животных и птицы, муляжи органов, мыщц и связок
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по работе  с литературой Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.      Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Существует несколько методов работы с литературой. Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует  на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются. Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и  закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные  сведения с ранее известными. Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект. План  - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала. План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме. Преимущество плана состоит в следующем. Во-первых,  план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения. Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании. В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное. В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике  нужные места, факты, цитаты и т.д. Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного. Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному. Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме. Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала.  Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования. Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К  написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация. Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов.  Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – 
 
стр. 18
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются. Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему. Методические рекомендации по составлению конспекта: 1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; 2. Выделите главное, составьте план; 3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; 4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. 5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.