высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Ветеринария
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий для ведения профессиональной деятельности в области ветеринарии.
ции
ракт.
Происхождение паразитов и распространения их в природе. Типы взаимоотношений организмов. Хозяева паразитов. Виды паразитов. Влияние среды обитания на морфологию и биологию паразитов. Влияние паразитов на организм хозяина. Паразитоценозы. /Лек/
Сущность инвазионных болезней. Предпосылки возникновения инвазионных болезней. Классификация паразитозов. Номенклатура. Источники заражения и распространения инвазий и их течения. /Лек/
Организация и проведения противопаразитарных мероприятий. Экономический ущерб, причиняемый паразитарными заболеваниями. Учения К.И. Скрябина о девостации. Прогнозирования паразитарных болезней. Организация и проведение противопаразитарных мероприятий. Учение Павловского о трансмиссивных заболеваниях. /Лек/
Прижизненная и посмертная диагностика гельминтозов. Диагностическая дегельминтизация. Взятие проб для гельминтологического исследования. Консервация паразитологического материала. /Лек/
Систематика, морфология и биология трематод. Диагностика лечение и профилактика трематод. /Лек/
Систематика, морфология и биология моногеноид. Диагностика лечение и профилактика моногеноид. Гиродактилез.
/Лек/
Систематика, морфология и биология цестодозов. Анатомо-морфологическая характеристика ларвальный и имагинальной стадии цестод. Цистицеркоз бовисный,. Ценуроз церебральный.
Эхинококкоз и альвеококкоз. Мониезиоз жвачных. Тизаниезиоз жвачных Авителиоз овец. Дрепанидотениоз гусей. Гимменолипидоз гусей и уток Лигулидозы рыб. Дифиллоботриоз плотоядных. /Лек/
2. Дегельминтизацию животных при цестодозах, профилактические мероприятия. /Пр/
Систематика, морфология и биология скребней. Макроканторинхоз свиней. Полиморфоз и филиколезуток. Диагностика и лечение аканцефал. Профилактика аконцефал. /Лек/
Систематика, морфология и биология развития нематод, диагностика, лечение и профилактику нематодозов. Трихоцефалез свиней. Трихинеллезы животных. Стронгилоидозы молодняка животпых. Стронгилоидозы лошадей. Стронгилоидозы пищеварительного канала жвачных животнвых. Протостронгилидозы овец и коз. Метастронгилез свиней. Оксиуроз лошадей. Аскаридоз свиней. Параскаридоз лошадей. Аскаридозы плотоядных. Аскаридиоз кур. Пассалуроз кроликов, гетеракидоз птиц. Телязиоз крупного рогатого скота. Эхинуриоз уток и гусей. Тетрамероз уток, трептокароз
уток. Онхоцеркозы животных. Филометроидоз карпов. /Лек/
Систематика, морфология и биология членистоногих. Членистоногие -возбудители и переносчики возбудителей инфекционных и инвазионных возбудителей арахноэнтомозов. основные современные инсектоакарициды, репелленты и методы их применения. Технические средства и способы обработки животных и помещений.
1. Препараты применяемые при арахноэнтомозах.
2. Дикие животные как резервуар паразитических членистоногих.
3. Основные принципы лечения и профилактики. /Лек/
Систематика, морфология и биология паразитических насекомых. Гиподерматоз крупного рогатого скота. Эдемагеноз северных оленей. Эстроз овец. Гастрофилезы лошадей. Вольфартиоз животных. Мелофагоз овец. Сифункулятозы крупного рогатого скота. Бовиколезы крупного рогатого скота, лошадей. Маллофагозы птиц. Браулез пчел.
1 Демонстрация различных возбудителей энтомозов Решение производственных задач.
2. Составления плана противопаразитарных мероприятий при энтомозах животных. /Лек/
Систематика, морфология и биология насекомых. Вредоносное значение мух, гнуса. Блохи, клопы и тараканы.
Строение имагинальной стадии насекомых и их яиц, личинок, куколок. /Лек/
Систематика, морфология и биология возбудителей арахнозов. Акариформные клещи и вызываемые ими болезни. Саркоптоидозы сельскохозяйственных животных. Саркоптоз, псороптоз, хориоптоз. Нотоэдроз плотоядных. Демодекоз крупного рогатого скота. Демодекоз собак. Кнемидокоптоз птиц. Крустациозы рыб. Варрооз и акарапидоз пчел. /Лек/
задач. /Пр/
Систематика, морфология и биология паразитиформных клещей. Иксодовые, аргасовые, гамазоидные клещи /Лек/
Систематика, морфология и биология прокариот. Анаплазмоз крупного рогатого скота и овец. Боррелиоз птиц. /Лек/
жвачных .Сетариоз крупного и мелкого рогатого скота и пантовых оленей. Парофистоматоз жвачных. Калилляриоз мочевого пузыря и томинксоза плотоядных. Дикроцелиоз
жвачных. Фасциолез. Диктиокаулез овец. Понятие о паразитизме, происхождение паразитизма, инвазионные болезни. Криптоспоридиоз животных. Франсаиеллез крупного рогатого скота. . Эймериоз и изоспороз свиней. Эймериоз и изоспороз лисиц и песцов Саркоцистоз собак и кошек.Дипилидиоз плотояденых Гистомоноз птиц. Демодекоз крупного рогатого скота и свиней. /Ср/
1. Биологические основы паразитирования.
2. Происхождение паразитов и распространения их в природе.
3. Типы взаимоотношений организмов.
4. Хозяева паразитов.
5. Виды паразитов.
6. Влияние среды обитания на морфологию и биологию паразитов.
7. Влияние паразитов на организм хозяина.
8. Паразитоценозы.
Тема Инвазионные и паразитарные болезни.
1. Сущность инвазионных болезней.
2. Предпосылки возникновения инвазионных болезней.
3. Классификация паразитозов.
4. Номенклатура.
5. Источники заражения и распространения инвазий и их течения.
Тема Противопаразитарные мероприятия
1. Организация и проведения противопаразитарных мероприятий.
2. Экономический ущерб, причиняемый паразитарными заболеваниями.
3. Учения К.И. Скрябина о девостации.
4. Прогнозирования паразитарных болезней.
5. Организация и проведение противопаразитарных мероприятий.
Тема Диагностика гельминтозов.
1. Прижизненная и посмертная диагностика гельминтозов.
2. Диагностическая дегельминтизация
3. Взятие проб для гельминтологического исследования.
4. Консервация паразитологического материала.
Тема Трематодозы
1. Систематика, морфология и биология трематод.
2. Диагностика лечение и профилактика трематод.
Тема Моногеноидозы
1. Систематика, морфология и биология моногеноид.
2. Диагностика лечение и профилактика моногеноид.
Тема Цестодозы
1. Систематика, морфология и биология цестодозов.
2. Анатомо-морфологическая характеристика ларвальный и имагинальной стадии
цестод. Цистицеркоз бовисный,.
3. Цистицеркоз целлюлозный.
4. Цистецеркоз тенуикольный.
5. Ценуроз церебральный.
6. Эхинококкоз и альвеококкоз.
7. Мониезиоз жвачных.
8. Тизаниезиоз жвачных
9. Авителиоз овец.
10. Дрепанидотениоз гусей.
11. Гимменолипидоз гусей и уток
12. Лигулидозы рыб.
13. Дифиллоботриоз плотоядных.
Тема Акантоцефалезы
1. Систематика, морфология и биология скребней.
2. Макроканторинхоз свиней.
3. Полиморфоз и филиколезуток.
Тема Нематодозы
1. Систематика, морфология и биология развития нематод, диагностика, лечение и
профилактику нематодозов.
2. Трихоцефалез свиней.
3. Трихинеллезы животных.
4. Стронгилоидозы молодняка животпых.
5. Стронгилоидозы лошадей.
6. Стронгилоидозы пищеварительного канала жвачных; животнвых. протостронгилидозы овец
и коз. Метастронгилез свиней.
7. Оксиуроз .лошадей.
8. Аскаридоз свиней.
9. Параскаридоз лошадей.
10. Аскаридозы плотоядных.
11. Аскаридиоз кур.
12. Пассалуроз кроликов, гетеракидоз птиц.
14. Эхинуриоз уток и гусей.
15. Тетрамероз уток,
16. Стрептокароз уток.
17. Онхоцеркозы животных.
18. Филометроидоз карпов.
Тема Общие сведения о членистоногих и вызываемых ими
1. Систематика, морфология и биология членистоногих.
2. Членистоногие - возбудители и переносчики возбудителей инфекционных и
инвазионных болезней Основные современные инсектоакарициды, репелленты и
методы их применения.
3. Технические средства и способы обработки животных и помещений.
Тема Энтомозы
1. Систематика, морфология и биология паразитических насекомых.
2. Гиподерматоз крупного рогатого скота.
3. Эдемагеноз северных оленей.
4. Эстроз овец.
5. Гастрофилезы лошадей.
6. Вольфартиоз животных.
7. Мелофагоз овец.
8. Сифункуля-тозы крупного рогатого скота.
9. Бовиколезы крупного рогатого скота, лошадей.
10. Маллофагозы птиц.
11. Браулез пчел
Тема Насекомые - переносчики возбудителей трансмиссивных болезней
1. Систематика, морфология и биология насекомых. Вредоносное значение мух, гнуса.
2. Блохи, клопы и тараканы.
3. Строение имагинальной стадии насекомых и их яиц, личинок, куколок
4. Приготовление различных форм инсектицидов
5. Способы применения инсектицидных препаратов.
Тема .Арахнозы
1. Систематика, морфология и биология возбудителей арахнозов.
2. Акариформные клещи и вызываемые ими болезни.
3. Саркоптоидозы сельскохозяйственных животных.
4. Саркоптоз, псороптоз, хориоптоз. Нотоэдроз плотоядных.
5. Демодекоз крупного рогатого скота.
6. Демодекоз собак.
7. Кнемидокоптоз птиц.
8. Крустациозы рыб.
9. Варрооз и акарапидоз пчел.
Тема Клещи - переносчики возбудителей трансмиссивных болезней
1. Систематика, морфология и биология паразитиформных клещей.
2. Иксодовые, аргасовые, гамазоидные клещи
Тема Прокариоты и вызываемые ими болезни
1. Систематика, морфология и биология прокариот.
2. Анаплазмоз крупного рогатого скота и овец.
3. Боррелиоз птиц.
Эффективность противопаразитарных препаратов. Лечение цестодозов, нематодозов, трематодозов, арахноэнтомозов, протозоозов.
Амидостомоз гусей, тетрамероз и стрептокароз уток. Капилляриоз птиц. Гельминтозы кроликов и зайцев (дикроцелиоз, трихостронгилезы). Цистицеркозы диких промысловых жвачных. Эзофагостомоз и трихоцефалез свиней. Трихонематидозы непарнокопытных. Габронемоз и драшейоз лошадей. Кренозоматозы пушных зверей. Мониезиоз
жвачных .Сетариоз крупного и мелкого рогатого скота и пантовых оленей. Парофистоматоз жвачных. Калилляриоз мочевого пузыря и томинксоза плотоядных. Дикроцелиоз
жвачных. Фасциолез. Диктиокаулез овец. Понятие о паразитизме, происхождение паразитизма, инвазионные болезни. Криптоспоридиоз животных. Франсаиеллез крупного рогатого скота. . Эймериоз и изоспороз свиней. Эймериоз и изоспороз лисиц и песцов Саркоцистоз собак и кошек.Дипилидиоз плотояденых Гистомоноз птиц. Демодекоз крупного рогатого скота и свиней.
Продукт самостоятельной работы студента в письменном виде, отражающий знания по анатомии и физиологии животных.
2. Конспект.
Конспект, план-конспект – это работа с другим источником. Конспектом называется краткое последовательное
книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
3. Текущий опрос по разделу.
Оценочные средства, позволяющие
проверить и закрепить полученные знания и
умения по данной теме.
«отлично», повышенный уровень.
выставляется студенту, если он:
1) правильно определил цель работы;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из работы;
в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, ответил на вопросы самоконтроля и сделал выводы;
4) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);
5) работу осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
«хорошо», пороговый уровень.
выставляется студенту, если :
1) было не выполнено одно задание ;
2) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
3) или лабораторно-практическое занятие проведено не полностью;
4) или в описании наблюдений из работы допустил неточности, выводы сделал неполные.
«удовлетворительно», пороговый уровень.
выставляется студенту, если он:
1) правильно определил цель работы;
работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя;
или в ходе проведения опыта и измерений были допущены
ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3) допускает грубую ошибку в ходе работы(в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован.
выставляется студенту, если он:
1) не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3) полностью не сумел начать и оформить работу;
не выполняет работу;
показывает отсутствие экспериментальных умений;
не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Конспект.
«отлично», повышенный уровень:
Умеет самостоятельно обозначать задачи и решать их;
осуществлять поиск и использовать информацию по изучаемой теме;
применяет знания смежных дисциплин, обобщает материал, делает выводы.
«хорошо», пороговый уровень:
Умеет самостоятельно определять задачи и решать их;
осуществлять поиск и использовать информацию по изучаемой теме; делает выводы с помощью преподавателя
«удовлетворительно», пороговый уровень:
Затрудняется самостоятельно определять задачи и решать их;
поиск и использование информации по изучаемой теме осуществляет с помощью преподавателя;
«неудовлетворительно», уровень не сформирован:
Затрудняется самостоятельно определять задачи и решать их;
поиск и использование информации по изучаемой теме осуществляет с помощью преподавателя
Текущий опрос.
Оценка «отлично»:
ставится студентам, которые при ответе:
- обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;
- демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;
-способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;
- владеют понятийным аппаратом;
- демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной проблематики;
- подтверждают теоретические постулаты примерами из практики.
Оценка «хорошо»:
ставится студентам, которые при ответе:
- обнаруживают твёрдое знание программного материала;
- усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу;
- способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;
-допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.
Оценка «удовлетворительно»:
ставится студентам, которые при ответе:
- в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей
работы по профессии;
- в целом усвоили основную литературу;
-допускают существенные погрешности в ответе на вопросы.
Оценка «неудовлетворительно»:
ставится студентам, которые при ответе:
-обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного
материала;
- допускают принципиальные ошибки в ответе на
вопросы;
- демонстрируют незнание теории и практики истории.
Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральный
государственный образовательный стандарт СПО ориентированы, прежде всего, на
умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности.
Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда
зависят от умений проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к
планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим
направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация
работой.
В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и
социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию
и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию,
организации учебно – воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы
студентов. Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного
процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не
просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом
формирования у студентов активности и самостоятельности.
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного
процесса, через вовлечение в него студента, который из пассивного объекта обучения
становится активным субъектом учебного процесса. Из этого следует:
• способность занимать в обучении активную позицию;
• готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для
достижения учебных целей;
• умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную
деятельность;
• привычку инициировать свою познавательную деятельность на
основе внутренней положительной мотивации;
• осознание своих потенциальных учебных возможностей и
психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Методические рекомендации по работе с литературой
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с
литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам,
экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.
Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться
источниками.
Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно
заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и
поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.
Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно
подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно
обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд
мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение;
поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные
связи, структурировать новые сведения.
Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.
Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план,
тезисы, цитаты, конспект.
План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие
последовательность изложения материала.
План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной
формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это
перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и
развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в
объеме.
Преимущество плана состоит в следующем.
Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора,
упрощает понимание главных моментов произведения.
Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения
произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.
В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее
обычного вспомнить прочитанное.
В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные
места, факты, цитаты и т.д.
Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы
абзацы , а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах),
содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.
Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного
источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из
текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью
воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли
автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это
оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять
цитирование изложением, близким дословному.
(реже опровергающей) форме.
Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам
присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в
тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще
всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования
прямого цитирования.
Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника
информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций
прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника
информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о
нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной
цели и используется аннотация.
Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника
информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме
весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме
концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника
информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с
аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в
нем практически не встречаются.
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя
заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника,
а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Методические рекомендации
по оформлению практических работ.
Отчет по практической работе выполняется и оформляетсякаждым студентом индивидуально. Оформляются отчеты по лабораторным работам на отдельных листах и после ее защиты, которая является обязательной, сдаются преподавателю.
Каждый отчет должен содержать:
1) название работы;
2) цель работы;
3) краткую теоретическую часть;
4) методику (ход) выполнения работы;
5) результаты экспериментов (представляются в виде графиков, таблиц или в
произвольной форме);
6) обработку экспериментальных данных;
7) сравнение экспериментальных значений потребительских свойств со значениями
стандартов;
8) вывод по работе, который должен содержать:
- что изучалось в процессе выполнения работы;
- какие методы (органолептические, экспериментальные, инструментальные)
использовались при определении потребительских свойств товаров, их достоинства,
недостатки, особенности при проведении экспертизы качества продукции;
- какие методы (графические или аналитические) использовались при обработке
экспериментальных данных.
Внимание! Вывод должен быть четким, лаконичным и согласованным с целью
работы.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные
слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию
автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании
старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость
мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их
доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого
предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и
выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть
логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной
последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и
дополнения необходимо оставлять поля.
Практические работы оцениваются по системе:
выполнены правильно, даны верные ответы работа оформлена на 100% – «Отлично»
чёткое, правильное аккуратное оформление рисунков, схем, задания выполнены,
но есть незначительные ошибки в ответах, работа оформлена на 70% – «хорошо»;
рисунки, схемы выполнены, но неаккуратно , допущены ошибки задания
выполнены, но есть грубые ошибки в ответах, работа оформлена на 50% –
«удовлетворительно»;
неаккуратное оформление рисунков, схем, выполнена лишь половина задания,
работа оформлена менее, чем на 50%- «неудовлетворительно».
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам,
экзаменам
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенты должны
ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической литературой,
имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебнометодические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с
первоисточниками.
Помимо учебной, научной литературы студентами должны активно использоваться
хрестоматии – сборники текстов, иллюстрирующих содержание учебника, а также
словари, справочники. В хрестоматиях собраны материалы, которые позволяют
расширить кругозор. При подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам
следует в полной мере использовать академический курс учебника, рекомендованного
преподавателем. Они дают более углубленное представление о проблемах, получивших
систематическое изложение в учебнике. Работа с хрестоматией позволит студенту
самостоятельно изучить документы, фрагменты источников, другие произведения,
разъясняющие сущность изучаемого вопроса.
Студентам рекомендуется самостоятельно выполнять доклады, индивидуальные
письменные задания и упражнения, предлагаемые при подготовке к семинарским
занятиям. Работа, связанная с решением этих задач и упражнений, представляет собой вид
интеллектуальной практической деятельности. Она способствует выработке умения и
привычки делать что-либо правильно, а также закреплению навыков и знаний по
проблеме.
Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке
студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по
данной проблеме.
Отличительными признаками доклада являются:
- передача в устной форме информации;
- публичный характер выступления;
- стилевая однородность доклада;
- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;
- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и
сделать выводы.
В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, особенно по
гуманитарным дисциплинам, студентами может использоваться, к примеру, так
называемый метод контрфактического моделирования событий, который научит их
самостоятельно рассуждать о минувших, а также современных событиях, покажет мотивы
принятия людьми решений, причины совершенных ошибок.
Такая работа, в процессе которой студенту приходится сравнивать, сопоставлять,
выявлять логические связи и отношения, применять методы анализа и синтеза, позволит
успешно в дальнейшем подготовиться к зачетам, экзаменам и тестированию.
Тестирование ориентировано в целом на проверку блоков проблем, способствует
систематизации изученного материала, проверке качества его усвоения.
Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к
семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к
экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая,
оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность,
трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену студент повторяет,
как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно
подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить
пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к
семинарам, закрепить ранее изученный материал.