2022-2023_35_02_05_2022_А12_plx_Экологические основы природопользования
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экологические основы природопользования
Учебный план
35.02.05_2022_А12.plx

Агрономия

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
2
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Агроном
50
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Часы на контроль
2
2
2
2
Итого
50
50
50
50
 
 
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Преподаватель, Давыдкина Оксана Александровна
 
 
Экологические основы природопользования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 АГРОНОМИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 13.07.2021 г. № 444)
 
Агрономия

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 20.11.2019 7:00:00 протокол №   

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> формирование систематизированных знаний в области рационального природопользования
1.2
<i>Задачи:</i> 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биология
2.1.2
Химия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Обработка и воспроизводство почв
2.2.2
Агрохимическое обслуживание сельскохозяйственного производства
2.2.3
Защита растений
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
Знать:
- область профессиональной деятельности - объекты профессиональной деятельности
 
 
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
Уметь:
решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий
 
 
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
 
Знать:
- поисковые информационные системы - алгоритм поиска информации
 
 
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
 
Уметь:
-осуществлять поиск необходимой информации - использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
 
 
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
 
Знать:
- задачи профессионального и личностного развития - понятия самообразования и саморазвития - цели, задачи и систему повышения квалификации
 
 
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
 
стр. 5
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Уметь:
- определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, - осознанно планировать повышение квалификации
 
 
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
 
Знать:
- основные понятия и признаки коллектива и команды - деловое общение - процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде - этапы командной работы
 
 
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
 
Уметь:
- работать в коллективе и команде - эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
 
 
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
Знать:
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; - особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
 
 
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
Уметь:
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые); - понимать тексты на базовые профессиональные темы; - участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; - строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; - кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); - писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы; - правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы
 
 
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
Знать:
- гражданско-патриотическую позицию - общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде - стандарты антикоррупционного поведения
 
 
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
Уметь:
- проявлять гражданско-патриотическую позицию - выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
стр. 6
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
Знать:
­ об условиях ответственности за сохранение окружающей среды, ресурсосбережения - действия в чрезвычайных ситуациях - порядок и правила оказания первой помощи
 
 
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
Уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по сохранению окружающей среды, ресурсосбережению - действовать в чрезвычайных ситуациях - оказывать первую медицинскую помощь
 
 
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
 
Знать:
- информационные технологии
 
 
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
 
Уметь:
- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
 
 
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 10:Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
 
Знать:
 
 
ЛР 10:Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
 
Уметь:
 
 
ЛР 10:Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 16:Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
 
ЛР 16:Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в профессиональной деятельности
 
Уметь:
 
 
ЛР 16:Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в профессиональной деятельности
 
Владеть:
 
 
 
 
стр. 7
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
ЛР 18:Понимающий суть экологических проблем, осознающий ответственность за сохранение природы Республики Алтай
 
Знать:
 
 
ЛР 18:Понимающий суть экологических проблем, осознающий ответственность за сохранение природы Республики Алтай
 
Уметь:
 
 
ЛР 18:Понимающий суть экологических проблем, осознающий ответственность за сохранение природы Республики Алтай
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Раздел 1.Экология и природопользование
 
1.1
Тема 1.1. Экологические основы природопользования

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
1.2
Тема 1.2. Принципы устойчивого развития экологических систем /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Взаимодействие общества и природы
 
2.1
Тема 2.1. Природные ресурсы и рациональное природопользование

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
2.2
Тема 2.2. Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Понятие экологического риска /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
2.3
Тема 2.2.1. Группы отходов

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
2.4
Тема 2.3. Воздушная среда. Загрязнение атмосферы. Пути снижения антропогенной нагрузки

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
2.5
Тема 2.3.1. Определение качества атмосферного воздуха /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
2.6
Тема 2.4. Водная среда. Почва. Рациональное природопользование водных и земельных ресурсов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
стр. 8
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
2.7
Тема 2.5. Урбанизация. Городские экологические системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
2.8
Тема 2.6. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Мониторинг и управление окружающей средой
 
3.1
Тема 3.1. Мониторинг окружающей среды /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
3.2
Тема 3.2. Особо охраняемые природные территории /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
3.3
Тема 3.3. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.

День эколога /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ЛР 10 ЛР 16 ЛР 18
3
0
Викторина в Moodle, кроссворды на бумаге
 
3.4
Тема 3.4. Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
3.5
Тема 3.5. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07.
3
0
 
3.6
Тема 3.5. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
3
0
 
 
Раздел 4. Зачет
 
4.1
Зачет /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 09.
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу  учебной дисциплины «Экологические основы природопользования». ФОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме оценки результатов выполнения практической работы, выполнении тестовых заданий, итоговой аттестации в форме зачёта. Зачёт проводится в форме итогового тестирования.

При оценке практических занятий, групповых и индивидуальных творческих работ, сообщений используются критерии оценки в 4-х балльной шкале:

Оценка «отлично», выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;

– «хорошо», если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», менее 50 % заданий.

При зачете используются критерии зачтено-незачтено.

 
стр. 9
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы практических занятий:

1. Группы отходов.

2. Определение качества атмосферного воздуха.

3. Урбанизация. Городские экологические системы.

4. Особо охраняемые природные территории.

5. Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания.

6. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы индивидуальных творческих заданий (подготовка презентаций):

Тема "Особо охраняемые объекты и природные территории РА".

- Алтайский государственный природный биосферный заповедник

- Катунский государственный природный биосферный заповедник

- национальный парк "Сайлюгемский";

- природный парк "Белуха",

- природный парк "Зона покоя "Укок",

-Каракольский природный парк "УчЭнмек",

- природный парк "Ак Чолушпа";

- Сумультинский природный биологический заказник,

-Шавлинский биологический заказник;

- Горно-Алтайский филиал Центрального Сибирского ботанического сада;

- памятники природы республиканского значения.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Оценочное средство Итоговый тест размещен в электронной системе Moodle
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Скопичев В.Г.
Экологические основы природопользования: учебное пособие
Санкт-Петербург: Квадро, 2021
http://www.iprbookshop.ru/103157.html
 
Л1.2
Грязева В. И.
Экологические основы природопользования: учебное пособие для СПО
Пенза: ПГАУ, 2023
https://e.lanbook.com/book/343082
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Моторная Н. Г.
Экологические основы природопользования: учебное пособие для СПО
Омск: Омский ГАУ, 2019
https://e.lanbook.com/book/170285
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
метод проектов
 
круглый стол
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
стр. 10
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
212 В1
Кабинет агрономии. Кабинет экологических основ природопользования. Лаборатория семеноводства с основами селекции. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, телевизор «Samsung», стенды, комплект тематических плакатов по защите растений, плакаты по плодоводству, муляжи овощей, фруктов, плоды зерновых культур, муляжи болезней с/х культур, семенной и сноповой материал, коллекции вредителей и болезней
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа студентов необходима для того, чтобы закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных

занятиях, способствовать развитию творческих навыков, инициативы, умению организовывать свое время.

При выполнении самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и

учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических

изданиях. Выполнить задания и упражнения по основному учебнику.

Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени  исходят из того, что студент

достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции и изучая материал на лабораторных занятиях. Все недостаточно

понятые вопросы прорабатываются на консультациях.

В случае пропуска лекций и практических занятий студенту потребуется сверхнормативное время на освоение пропущенного материала.

Для закрепления материала достаточно, перелистывая конспект или читая его, мысленно восстановить прослушанный

материал.

Подготовка к зачету и экзамену осуществляется на основе лекционного материала, материала лабораторных и практических

занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала,

облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЙ

Сообщение – публичный доклад, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы. Этапы подготовки

сообщения:

1. Определение цели.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание.

3. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление.

7. Заучивание, запоминание текста сообщения, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с сообщением.

9. Обсуждение.

10. Оценивание.

Композиционное оформление сообщения – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение

частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных

моментов, как правило, элементами композиции сообщения являются: вступление, определение предмета выступления,

изложение (опровержение), заключение. Выступление состоит из следующих частей: Вступление помогает обеспечить

успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: - название; - сообщение основной идеи; -

современную оценку предмета изложения; - краткое перечисление рассматриваемых вопросов; - интересную для

слушателей форму изложения; - акцентирование оригинальности подхода. Основная часть, в которой выступающий должен

раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для

того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. Заключение - это чёткое

обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.