2022-2023_35_02_05_2022_А12_plx_Основы безопасности жизнедеятельности
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы безопасности жизнедеятельности
Учебный план
35.02.05_2022_А12.plx

Агрономия

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
зачеты с оценкой 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Агроном
60
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
60
60
60
60
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Итого
60
60
60
60
 
 
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Препод., Лутцев Руслан Николаевич 
 
 
Основы безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 АГРОНОМИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 13.07.2021 г. № 444)
 
Агрономия

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 13.05.2021 протокол № 10  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> Формирования обучающегося позитивного отношение к здоровому образу жизни, знаний и умений действовать в ЧС и соблюдать меры безопасности,готовность к служению Отечеству, его защите;

1.2
<i>Задачи:</i> Изучить причины  возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

  изучить  представление о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биология
2.1.2
Физическая культура
2.1.3
История
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Биология
2.2.2
Безопасность жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ЛР 1.:Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
 
Знать:
 
 
ЛР 3.:Готовность к служению Отечеству, его защите
 
Уметь:
 
 
ЛР 12.:Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 1.:Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
 
Знать:
 
 
ЛР 1.:Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
 
Уметь:
 
 
ЛР 3.:Готовность к служению Отечеству, его защите
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 3.:Готовность к служению Отечеству, его защите
 
Знать:
 
 
ЛР 12.:Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь
 
Уметь:
 
 
ЛР 12.:Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь
 
стр. 5
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 
 
1.1
Введение /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
1.2
Тема 1.

Личная безопасность и здоровья наций  

/Лек/

Л1.1Л2.1
6
1
0
 
1.3
Тема 2.

Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
 
1.4
Тема 3.

Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
 
1.5
Тема 4.

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
 
1.6
Тема 5.

Основы военной службы и военно-патриотического воспитания

/Лек/

Л1.1Л2.1
36
1
0
 
1.7
Тема 6.

Основы медицинских знаний

/Лек/

Л1.1Л2.1
10
1
0
 
 
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Тематика вопросов к дифференцированному зачету:

1. Предмет и задачи безопасности жизнедеятельности.

2. Чрезвычайная ситуация и её характеристика.

3. Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

4. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения и их классификация.

5. Чрезвычайные ситуации социального характера и их характеристика.

6.Чрезвычайные ситуации военного характера и их характеристика.

7. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Защита от ядерного оружия.

8. Химическое оружие. Характеристика отравляющих веществ. Защита от химического оружия.

9. Бактериологическое (биологическое) оружие, характеристика болезнетворных микроорганизмов

по их воздействию на организм человека и животных.

10. Характеристика очага ядерного поражения.

11. Характеристика очага бактериологического (биологического) заражения.

12. Эпидемия. Карантин и обсервация. Профилактика инфекционных заболеваний.

13. Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций.

14. МЧС России – федеральный орган управления в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, его организация и задачи.

15. Российская государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её назначение, организация, структура и задачи.

16. Гражданская оборона, её организация, структура и задачи.

17. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных

 
стр. 6
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
ситуаций.

18. Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

19. Эвакуация населения и её организация.

20. Организация защиты населения при радиационных авариях.

21. Организация защиты населения при химических авариях.

22. Мероприятия медицинской защиты населения.

23. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

24. Организация и проведение аварийно – спасательных работ.

25. Организация и проведение неотложных работ.

26. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

27. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях чрезвычайной ситуации.

28. Что вы понимаете под национальной безопасностью России?

29. Национальные интересы РФ.

30. Назовите и охарактеризуйте типы угроз национальной безопасности России.

31. Военная организация РФ, её организация, структура и задачи.

32. Военная доктрина РФ.

33. Вооружённые Силы РФ, их назначение, организация, структура и задачи.

34. Другие войска, их предназначение, организация и задачи.

35. Состав и задачи видов Вооружённых Сил Российской Федерации.

36. Какими федеральными законами и нормативными правовыми актами регламентировано исполнение обязанностей военной службы в РФ?

37. Почему для военнослужащих предусмотрены некоторые ограничения в общегражданских правах и свободах?

38. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

39. Ответственность военнослужащих и её виды.

40.Положения Международного гуманитарного права.

41. Воинская обязанность и её содержание.

42. Какие категории граждан РФ подлежат воинскому учёту?

43. Обязательная подготовка граждан РФ к военной службе.

44. Добровольная подготовка граждан РФ к военной службе.

45. Организация призыва граждан на военную службу.

46. Категории граждан освобождаемых от призыва на военную службу.

47. Приём граждан на военную службу по контракту и её организация.

48. Назовите основные виды воинской деятельности.

49. С какой целью создаётся запас Вооружённых Сил?

50. Безопасность граждан на военной службе.

51. Назовите мероприятия проводящиеся в ВС РФ для обеспечения безопасности военнослужащих в их повседневной жизни.

52. Какие обязанности возложены на военнослужащих по обеспечению пожарной безопасности?

53. По каким направлениям осуществляется в ВС РФ обеспечение экологической безопасности деятельности войск?

54. Виды военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны РФ?

55. Порядок подготовки для поступления в военные образовательные учреждения.

56. Проведение профессионального отбора среди кандидатов для поступления в военные

образовательные учреждения.

57. Назовите предметы (дисциплины) по которым проводятся вступительные экзамены.

58. Боевые традиции Вооружённых Сил ВФ.

59. Патриотизм и верность воинскому долгу – главные качества военнослужащих ВС РФ.

60. Дружба и войсковое товарищество один из главных факторов боеготовности Вооружённых Сил.

61. Основные воинские ритуала в ВС РФ.

62. Боевое Знамя воинской части (флаг корабля).

63. Боевые награды – воинские отличия за подвиги и военную службу в ВС РФ.

64. Организация проведения ритуала приведения военнослужащих к военной присяге.

65. Как вы думаете, почему репродуктивное здоровье человека является важнейшим показателем здоровья человека и общества?

66. Какие факторы оказывают влияние на благополучие и здоровье человека?

67. Состав суточного наряда роты. Обязанности дневального по роте.

68. Состав караула. Общие обязанности часового.

69. Обязанности солдата.

70. Какое влияние оказывает алкоголь на организм человека, существует ли полезные для человек дозы алкоголя.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тематика рефератов:

 
стр. 7
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
1. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

2. Боевые традиции Вооруженных Сил России.

3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

4. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.

5. Профилактика вредных привычек.

6. Здоровый образ жизни и его составляющие.

7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

8. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

9. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

10. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.

11. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

12. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

13. Первая медицинская помощь при бытовых и спортивных травмах.

14. Средства индивидуальной защиты.

15. Пожарная безопасность.

16. Виды стихийных бедствий и методы борьбы с ними.

17. Авария на Чернобыльской атомной электростанции.

18. Причины катастроф.

19. Атомные электростанции и их опасность.

20. Автономное выживание.

21. Питание: основные понятия и его роль в жизни человека.

22. Вредные привычки и их социальные последствия.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Распространение инфекционных заболеваний растений на значительной территории в течении определённого времени - это:

- эпифитотия

- эпизоотия

- панзоотия

- панфитотия

2. Совокупность биохимических и физиологических реакций, протекающих при участии энергии света, это ________________процесс:

-  космический

- ядерный

- фотобиологический

- солнечный

3. Высота волн цунами в клинообразных бухтах достигает свыше________метров высоты:

-50

-60

-40

-30

4. Сейсмическая девятимагнитудная шкала, основанная на оценке энергии сейсмических волн, возникающих при землетрясении, называются магнитудной шкалой:

- Рихтера

- Карника

- Шпонхойгера

- Медведева

5. Лесной пожар, распространявшийся на площади более 2000 га, называется:

1. слабым

2. крупным

3. катастрофическим

4. средним

6. Если скорость распространения низового и верхового лесного пожара достигает 1 м/мин., то

он классифицируется как:

1. устойчивый

2. средний

3. сильный

4. слабый

7. Ветер, скорость которого довольно велика и достигает 15-20 м/сек., это:

2. тайфун

3. буря

4. цунами

5. шторм

8. Чрезвычайная ситуация, связанная с проявлением стихийных сил, относится к ____

1. природным

2. социальным

3. космическим

 
стр. 8
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
4. биологическим

9. Войска не входящие в ВС РФ, взаимодействуют с генеральным штабом ВС РФ по вопросам:

1. разработка стратегических операций

2. комплектование войск личным составом и их профессиональной подготовкаи

3. организации подготовки призыва на военную службу

4. организации обороны и представления Генштабу информации, необходимой для организации обороны

10. Морально-правовая норма взаимоотношений в воинском коллективе, влияющая на его сплочённость и боеспособность, это определение:

1. воинского долга

2. войскового товарищества

3. воинского коллектива

4. воинской обязанности

11. Ракетные Войска Стратегического Назначения – это войска, оснащённые:

 ракетно-ядерным оружием для нанесения ответного удара по противнику

 токсическим ядерным оружием

 ракетным оружием для нанесения удара по противнику в любой точке земного шара

 ракетно-ядерным оружием для выполнения стратегических задач

12. Почётные государственные награды за воинские отличия и заслуги –это:

1. ордена и медали

2. благодарность командования

3. личное боевое оружие

4. Боевое Знамя воинской части

13. Эффективным средством обеспечения допустимых показателей микроклимата воздуха рабочей зоны является:

1. естественная вентиляция

2. принудительная вентиляция

3. проветривание

4. искусственная вентиляция

14. Можно ли начинать переход проезжей части дороги при мигающем зелёном огне светофора:

1. можно, но осматриваясь по сторонам

2. можно, но только стараясь успеть перебежать дорогу до включения красного цвета

3. нельзя

4. можно, если идёшь с кем-то вдвоём

15. Центральное понятие в безопасности жизнедеятельности – это..:

1. опасность для жизни человека

2. чрезвычайная ситуация

3. катастрофа

4. авария

16. Отравления, возникающие в результате воздействия производственного сырья и его компонентов и готовой продукции называют_________оружием:

1. токсическим

2. радиационным

3. биологическим

4. производственным

17. К видам кровотечения относятся:

1. венозное, артериальное, паренхиматозное, смешанное

2. капиллярное, носовое, венозное

3. венозное, артериальное, внутреннее

4. поверхностное, глубокое, смешанное

18. Образование раковых опухолей у курильщиков вызывают:

2. вдыхание продуктов тления, смол, никотина

3. цианид водорода, содержащийся в табаке

4. эфирные масла, содержащиеся в табаке

5. никотин

19. К органам иммунной системы человека относятся:

1. лёгкие, бронхи, гортань, поджелудочная железа

2. почки, лёгкие, поджелудочная железа, нервная система

3. лёгкие, сердце, печень. Кровь, головной мозг

4. костный мозг, печень, селезёнка, лимфатическая система

20. При закрытых переломах необходимо:

1. на месте перелома наложить тугую повязку, дать обезболивающее, доставить пострадавшего в лечебное учреждение

2. на месте перелома наложить холод, доставить пострадавшего в лечебное учреждение

3. провести иммобилизацию, на место перелома наложить холод, оставить пострадавшего в лечебное учреждение

4. дать обезболивающее средство провести иммобилизацию, доставить пострадавшего в лечебное учреждение

21. Примером локализации возникшей чрезвычайной ситуации в результате производственной деятельности человека 

 
стр. 9
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
является:

1. точное выполнение правил техники безопасности на данном предприятии, своевременное проведение профилактических и ремонтных работ

1. обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления

2. информационно-управляющее обеспечение защиты последствий ЧС

3. наличие сил и средств для локализации последствий ЧС

22. Основными частями противогаза являются:

• противогазовая коробка, лицевая часть, сумка для переноски противогаза

• обтюратор, гофрированная трубка, специальный химический патрон для очистки выдыхаемого воздуха, дыхательный мешок, кислородный баллон

1. лицевая часть, гофрированные трубки вдоха и выдоха, воздушно-дыхательная система

2. противогазовая сумка, противогазовая коробка

23. Средство коллективной защиты – это:

1. лёгкие сооружения для защиты населения от побочных действий атмосферы

2. средства защиты органов дыхания и кожи

3. инженерные сооружения гражданской обороны, защищающие от оружия массового поражения и других современных средств нападения

4. инженерные сооружения гражданской обороны, защищающие от современных средств нападения

24. Служба гражданской обороны в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования предназначена для:

6. организации мероприятий ГО, включающих подготовку необходимых сил и средств, обучение постоянного и переменного состава действиям в ЧСМ

1. строительство защитных сооружений

2. оснащение техническими средствами при ликвидации ЧС

3. оснащение средствами индивидуальной защиты

25. К характерным особенностям взрыва относятся:

1. малая скорость химического происхождения с образованием минимального количества газообразных продуктов

8. небольшой пожар

9. звуковой эффект слышимый на большое расстояние

10. небольшой дробящий эффект

26. Нарушение пределов безопасной эксплуатации, при котором произошёл выброс радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные границы в количестве, не превышающем установленное значение, называется:

 радиационной аварией

 повышением уровня радиации

 радиоактивным загрязнением окружающей среды

 радиационной катастрофой

27. при аварии на молочном заводе надёжную защиту глаз и органов дыхания обеспечивает:

2. гражданский противогаз ГП-4

3. ватно-марлевая повязка

4. гражданский противогаз ГП-5

5. противопыльная тканевая маска

28. Защита и безопасность населения при гидродинамических авариях обеспечивается:

• комплексом организационных, инженерно-технических мер

• правильным выбором места будущего разрушения плотны

• ограничением строительства жилых домов

• созданием надёжных дренажных систем

29. Территория, на которой в результате воздействия бактериологического оружия произошло массовое поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений – это очаг:

1. скрытого (инкубационного) периода в начальной стадии заражения

2. массовых инфекционных заболеваний

3. бактериологического поражения

4. бактериологического заражения

30. Основной задачей оказания первой медицинской помощи в автомобильной аварии является:

1. извлечение пострадавшего из автомобиля

2. сообщение о случившемся в лечебное учреждение

3. подготовка пострадавшего к отправке домой

4. спасение жизни пострадавшего и предупреждение возможных осложнений до прибытия врача

31. Парад, отдание воинского приветствия, производство салютов относятся к воинским ритуалам ….деятельности:

1. учебно-боевой

2. боевой

3. повседневной

4. традиционной

32. Волевыми качествами, необходимыми для выполнения воинского долга, является:

 
стр. 10
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
• стойкость и мужество во время боевых действий

• агрессивность, настороженность, терпимость к себе и сослуживцам

• терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к сослуживцам, непримиримость к неуставным взаимоотношениям

• решительность, выдержка, настойчивость в преодолении препятствий и трудностей, которые возникают в процессе военной службы и мешают ей

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Контрольные материалы для проведения текущего контроля  в форме реферата, практических  работ, тестирования, вопросов для  дифференцированного зачета.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Айзман Р.И., Шуленина Н.С., Ширшова В.М.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65282.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Курс по основам безопасности жизнедеятельности: учебное пособие
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, Норматика, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65217
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
кейс-метод
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
214 Б1
Кабинет методики преподавания физики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, компьютер, экран, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)

Аграрный колледж

 
стр. 11
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 

Методические указания

Для обучающихся по освоению дисциплины: «Основы безопасности жизнедеятельности»

для студентов, обучающихся по специальности 35.02.15. Кинология

Методические указания утверждены на заседании цикловой комиссии ветеринарии и кинологии  13 мая  2021 года, протокол №10

Рекомендации по освоению дисциплины

Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.

Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме рекомендаций, схем, сообщений и т.п.

Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят их того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции и изучая материал на практических занятиях. По всем недостаточно понятным вопросам можно своевременно получить информацию на консультациях.

Для закрепления материала лекций достаточно, перелистывая конспект или читая его, мысленно восстановить прослушанный материал.

Для подготовки к семинарским, лабораторно-практическим занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, при необходимости обратиться к рекомендуемой учебной литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии.

Подготовка к зачету должна осуществляться на основе лекционного материала, материала практических занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами, которые в лекциях, как правило, не приводятся.

Если материал понятен, то затрачивать время на консультации, проводимые обычно перед зачетом или экзаменом, совсем необязательно. На консультацию нужно идти лишь с целью уяснения непонятного.

При подготовке теоретических вопросов необходимо знать, какие требования предъявляются к студентам при проверке знаний по изучаемому курсу.

 
стр. 12
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 

Методические рекомендации по написанию реферата

Правила написания реферата

Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Реферат — письменная работа объемом до 15 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать источники информации, правильно, без искажения смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.

Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.

Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата. Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.

Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

- вводный – выбор темы, работа над планом и введением;

- основной – работа над содержанием и заключением реферата;

- заключительный – оформление реферата;

- защита реферата (на экзамене, на уроке и т. д.)

1. Содержание реферата

Структура реферата включает в себя следующие элементы: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и источников, приложения.

Введение. Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, а также должно быть указано, с использованием каких материалов выполнена работа – дается краткая характеристика использованной литературы с точки зрения полноты освещения в ней избранной вами темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.

Основная часть. В основной части работы необходимо достаточно полно и убедительно раскрыть все пункты плана, сохраняя логическую связь между ними и последовательность перехода от одного к другому. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом. В этой части автор реферативного сочинения решает задачи, поставленные во введении. Основная часть должна включать в себя развитие научных представлений о проблеме. Целесообразно показать связь проблемы с современной действительностью. Кроме того, она должна содержать собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на соответствующие факты.

Заключение. Заключение подводит итог работы. Оно должно содержать основные выводы автора по решению проблем, поставленных в основной части реферата. Заключение может содержать и предложения по дальнейшей научной разработке вопроса. Оно должно быть четким и кратким. По объему не должно превышать введение (1-2 страницы).

Список литературы и источников. Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием в алфавитном порядке и нумеруется.

Приложения. В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: заимствованные из литературы или самостоятельно составленные автором реферата таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, фотографии, ксерокопии, рисунки. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию реферата. Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста.

2. Требования к оформлению реферата

Реферат обязательно включает в себя:

 титульный лист (Приложение 1);

 содержание (Приложение 2);

 введение;

 содержание (главы и параграфы);

 
стр. 13
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
 заключение;

 список литературы и источников (Приложение3);

 приложения.

По объему реферат может быть до 15 страниц печатного текста. Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4 (210x297). Выполнение работы осуществляется на одной стороне листа белой бумаги через 1,5 межстрочных интервала, с использованием шрифта Times New Roman размер шрифта - 14 пт., красная строка - 1,25 см.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Номер проставляется внизу посередине листа шрифтом № 10. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. Иллюстрации, таблицы, графики, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Текст курсовой работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое —30 мм, правое —10 мм, верхнее —20 мм, нижнее —20 мм.

Реферат начинается с титульного листа, который оформляется в соответствии с приложением (см. Приложение 1).

За титульным листом должно следовать содержание, в котором указаны названия глав, разделов с указанием соответствующих страниц (Приложение 2). Приложения в содержание не вносятся.

После основного текста работы, требования к которому изложены выше, следует список литературы, построенный в алфавитном порядке, содержащий полное название используемых источников литературы и их выходные данные. Ссылки на литературу, помещаемые в тексте работы, должны содержать фамилию автора и год издания работы, на которую следует ссылка (Оформление списка литературы см. в Приложении 3).

После списка литературы помещаются приложения. Приложения обязательно нумеруются и озаглавливаются в соответствии с содержанием помещенного в них материала. Ссылка на приложение в основном тексте работы делается посредством указания номера приложения (например, (см. Приложение №1)).

В приложения выносятся: объемные таблицы, графики, рисунки, фотографии и схемы, которые выглядели бы громоздко в основном тексте работы.

Основная часть работы состоит из разделов, подразделов, глав, пунктов и подпунктов. Они нумеруются (кроме введения, заключения, списка литературы, приложений) арабскими цифрами.

Пример:

Раздел 1.; Подраздел 1.1; пункт 1.1.1; подпункт 1.1.1.1.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Слово "раздел" не пишется.

Заголовки разделов, Введение, Заключение, Оглавление, Список литературы, Приложения располагают в середине строчки без точки в конце сроки, отделяя от текста одним межстрочным интервалам. Переносы в заголовках не допускаются. Каждую главу рекомендуется начинать с новой страницы.

Иллюстрации (графики, схемы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Например, "... в соответствии с рисунком 2" при сквозной нумерации и "... в соответствии с рисунком 1.2" при нумерации в пределах раздела. Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например (рисунок 4).

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать под иллюстрацией посередине после слова “Рисунок”.

Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова “Таблица”. Допускается нумерация таблиц в пределах раздела.

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова “Таблица”. Слово “Таблица” и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.

Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы головку таблицы следует повторить, и над ней размещают слова “Продолжение таблицы”, с указанием её номера. Если головка таблицы велика, допускается её не повторять, в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Если все показатели, приведённые в таблице, выражены в одной и той же единице, то её обозначение помещается над таблицей справа.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.

            Составитель: преподаватель                                                 Р.Н. Лутцев

Председатель ЦК                            

ветеринарии  и кинологии                                                     С.В. Коновалова

Приложение 1

Образец титульного листа.

 
стр. 14
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)

Аграрный колледж

Реферат

По дисциплине «название»

Тема: «Полное название темы»

                                                          

                                                          

Выполнил: студент курса, группы

  фамилия, имя, отчество

Проверил:    должность, фамилия,

инициалы.

Горно-Алтайск 202