Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
рабочая программа дисциплины (модуля)
Метрология, стандартизация и подтверждение качества
36.02.01_2022_В12.plx
Ветеринария
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
Препод., Алексеева Наталья Геннадьевна _______________
Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ (ветеринарный фельдшер) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 657)
Ветеринария
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
Протокол от 12.05.2021 протокол № 10
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
<i>Цели:</i> изучение основ метрологии, стандартизации, основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации.
<i>Задачи:</i> В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия метрологии;
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
- формы подтверждения качества;
- основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации;
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Ботаника и физиология растений
Хранение, транспортировка, предпродажная подготовка и реализация продукции растениеводства
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Основы предпринимательской деятельности
Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 1.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
- область профессиональной деятельности
- объекты профессиональной деятельности
ОК 2.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
знаниями своей будущей профессии с другими профессиями и специальностями, может аргументировано обосновать свой профессиональный выбор.
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
- поисковые информационные системы
- алгоритм поиска информации
ОК 5.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
-осуществлять поиск необходимой информации
- использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 7.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в черезвычайных ситуациях.
быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 9.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
- задачи профессионального и личностного развития
- понятия самообразования и саморазвития
- цели, задачи и систему повышения квалификации
ОК 10:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
- определять задачи профессионального и личностного развития,
- заниматься самообразованием,
- осознанно планировать повышение квалификации
ОК 11:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной
науки и современного производства
ПК 1.1.:Контроль санитарного и зоогигиенического состояния объектов животноводства и кормов.
- основные понятия и признаки коллектива и команды
- деловое общение
- процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде
- этапы командной работы
ПК 2.1.:Предупреждение заболеваний животных, проведение санитарно-просветительской деятельности.
- работать в коллективе и команде
- эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 1.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности;
- особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной
направленности
ОК 1.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые);
- понимать тексты на базовые профессиональные темы;
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;
- кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие
профессиональные темы;
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы.
ОК 2.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
устной и письменной коммуникацией на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 2.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
об условиях ответственности за сохранение окружающей среды, ресурсосбережения
- действия в чрезвычайных ситуациях
- порядок и правила оказания первой помощи.
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
- организовывать и проводить мероприятия по сохранению окружающей среды, ресурсосбережению
- действовать в чрезвычайных ситуациях
- оказывать первую медицинскую помощь
ОК 3.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
- приемами сохранения окружающей среды, ресурсосбережения, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
- информационные технологии
ОК 4.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 5.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
знаниями о современных информационных технологиях в профессиональной деятельности
ОК 5.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках
ОК 7.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в черезвычайных ситуациях.
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- использовать в профессиональной деятельности документацию на государственном и иностранном языках
ОК 7.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в черезвычайных ситуациях.
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
- профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ОК 9.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
- основные понятия в финансовой сфере и принципы функционирования финансовой системы;
- значение предпринимательства и процесс организации собственного дела.
ОК 9.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
- находить и использовать информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать в решении профессиональных задач;
- отбирать бизнес-идею и открывать собственное дело в профессиональной деятельности.
ОК 10:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
- приемами определения источников финансирования и перспектив развития бизнеса в профессиональной деятельности.
ОК 10:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
- основные понятия метрологии;
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность.
ОК 11:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов
ОК 11:Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.1.:Контроль санитарного и зоогигиенического состояния объектов животноводства и кормов.
ПК 1.1.:Контроль санитарного и зоогигиенического состояния объектов животноводства и кормов.
ПК 2.1.:Предупреждение заболеваний животных, проведение санитарно-просветительской деятельности.
ПК 2.1.:Предупреждение заболеваний животных, проведение санитарно-просветительской деятельности.
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Раздел 1. Метрология
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
Тема 1.1 История метрологии.
Принципы метрологии.
/Лек/
Тема 1.2 Основные положения в области метрологии /Лек/
Тема 1.3 Основы теории измерений /Лек/
Тема 1.4 Средства измерения /Лек/
ПЗ-1 Обработка результатов измерений /Пр/
Государственная система обеспечения единства измерений /Лек/
Раздел 2. Раздел 2. Стандартизация
Тема 2.1 Понятие и значение стандартизации. Основные термины /Лек/
Тема 2.2 Методические основы стандартизации /Лек/
Тема 2.3 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основополагающие государственные стандарты. /Лек/
Тема 2.4 Международная стандартизация /Лек/
ПЗ-3 Работа с нормативными документами в профессиональной деятельности /Пр/
Тема 2.5 Квалиметрия /Лек/
Тема 2.6 Основные понятия сертификации, история сертификации /Лек/
ПЗ-4 Этапы проведения сертификации системы качества /Пр/
Раздел 3. Раздел 3. Подтверждение качества
Тема 3.1. Основные понятия в области подтверждения качества /Лек/
Тема 3.2 Показатель качества продукции. Испытания и контроль продукции /Лек/
ПЗ-3. Классификация показателей качества по количеству характеризуемых свойств /Пр/
ПЗ-4. Методические подходы к оценке качественных параметров ресурсов предприятия /Пр/
Викторина (ответы на бумаге)
ПЗ-5. Организационные структуры для контроля качеств. Проектирование организационной структуры /Пр/
ПЗ-6. Основные понятия надежности в ХХ веке /Пр/
Элементы теории вероятностей. Дискретные случайные величины /Пр/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Проверочная работа проводится в форме устного и письменного опроса по изученным вопросам тем.
Перечень практических работ
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
- Работа с нормативными документами в профессиональной деятельности;
- Анализ товарных качеств партий зерна;
- Анализ товарных качеств клубней картофеля;
- Анализ товарных качеств корнеплодов сахарной свеклы
- Оценка качеств корма.
Дифференцированный зачет проводится в форме тестирования.
Вопросы к дифференцированному зачёту
1. Метрология, основные понятия и определения.
2. Государственная система обеспечения единства измерений /ГСИ/.
3. Роль метрологии в формировании качества продукции. Службы контроля и надзора.
4. Измеряемые величины. Виды измерений. Размерность. Типы шкал.
5. Методы измерений. Измерения прямые и косвенные, абсолютные и относительные.
6. Система СИ.
7. Виды средств измерений. Измерительные сигналы.
8. Метрологические показатели средств измерений.
9. Метрологические характеристики средств измерений. Классы точности средств измерений.
10. Погрешность измерений.
11. Стандартизация: основные термины и определения в области стандартизации. Сущность стандартизации
12. Государственная система стандартизации Российской Федерации
13. Основополагающие Государственные стандарты
14. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании»
15. Понятия и терминология в области подтверждения соответствия качества.
16. Цели и задачи, объекты сертификации. Обязательное и добровольное подтверждение соответствия.
17. Нормативно-правовые основы работ по подтверждению соответствия.
18. Системы сертификации.
19. Качество продукции, показатели качества продукции, классификация и номенклатура показателей качества.
20. Методы оценки уровня качества однородной продукции.
21. Классификация видов контроля качества продукции.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Итоговое тестирование
Проверочная работа
Практическая работа
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Шарапов А.И., Коршиков В.Д., Ермаков О.Н., Губарев В.Я.
Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством: учебное пособие для СПО
Липецк, Саратов: Липецкий государственный технический университет; Профобразование, 2020
http://www.iprbookshop.ru/92832.html
6.1.2. Дополнительная литература
Москвичева Е. Л., Керов А. В.
Стандартизация и сертификация: практикум для СПО
Саратов: Профобразование, 2021
https://www.iprbookshop.ru/106855.html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
Электронно-библиотечная система IPRbooks
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, экран, проектор, компьютер. Плакаты, макеты узлов и агрегатов машин, разрезы агрегатов пневматической тормозной системы автомобиля, тренажер сварщика, кодоскоп, кодотранспаранты: «Техническое обслуживание и ремонт трактора, комбайна, сельскохозяйственных машин и приспособлений»
стенд-планшет «Гидроусилитель рулевого управления», стенд-планшет «Электроусилитель рулевого управления», стенд-планшет «Рулевая тяга и рулевой наконечник переднеприводного автомобиля», стенд-планшет э.с. «Тормозная система трактора Т-170», плакаты.
Агрегат индивидуального доения АИД-2,
Бензогенератор бензиновый 3 кв,
Компрессор ERGUS STORM-24 (2200Вт 8бар 200 литр. масл)
Кульман формат А2 – 10 шт,
Моющий аппарат LAVOR (2300 Вт 130бар 480л/час с насадками)
Насосная станция Foleal 11,
Обогреватель конвектор DANTEX SD$-20 – 2 шт,
Обогреватель конвектор DANTEX SD$-15,
Печь муфельная ТМК-3,
Пила цепная.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа студентов призвана закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, развивать умения поиска необходимой информации для выполнения заданий профессиональной направленность, а также развитию у студентов навыков, умению организовать свое время.
Методические рекомендации по подготовке конспекта
Конспект – это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
Перед написанием конспекта прочтите текст целиком.
Выделите в нем основные положения, понятия, идей, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте. Наиболее важные моменты можно процитировать.
Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них.
В конце сделайте обобщающие выводы, приведите примеры, факты.
При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства
Правила написания конспекта:
Идеи должны отвечать целям работы и быть взаимосвязаны.
Не нужно переписывать текст дословно. Постарайтесь перефразировать мысли более понятно, своими словами, подберите примеры, проведите перекомпоновку материала.
Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
Выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КЕЙСОМ
1. Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах. Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.
2. Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.
3. Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.
4. Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.
5. Составление основательного анализа имеющейся ситуации.
6. Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.
7. Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».
8. Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы
9. Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.
10. Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ
При подготовке к дифференцированному зачету у студента должен быть учебник или конспект по темам учебной дисциплины.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.