Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биотехнологии / Агротуризм
35.02.05_2022_А12.plx
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
к.б.н., Препод., Федюнина Марина Валерьевна _______________
Биотехнологии / Агротуризм
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 АГРОНОМИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 13.07.2021 г. № 444)
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
<i>Цели:</i> формирование у студентов представления о биотехнологии, ее
современном статусе и этапах развития, основных направлениях – клеточной и генной инженерии, показать области применения генномодифицированных организмов и продуктов, их жизнедеятельности, раскрыть роль биотехнологии как приоритетного направления в научно-техническом прогрессе, познакомить с этическими проблемами, возникающими при развитии науки. А так же формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепления здоровья детей
<i>Задачи:</i> расширить и углубить знания о нуклеиновых кислотах, природе гена, вирусах,
прокариотах и эукариотах, половом процессе у бактерий, иммунитете,
закономерностях наследственности и изменчивости, регуляции активности генов и т.д.;
развить познавательные интересы при изучении достижений биотехнологии за
последние десятилетия (получение антител для лечения и диагностики инфекционных и наследственных заболеваний, создание поли- и субъединичных вакцин, изобретение новых лекарственных препаратов, установление степени родства людей, получение новейших сортов растений с нехарактерными для них свойствами и т. д.)
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Микробиология, санитария и гигиена
Ботаника и физиология растений
Учебная практика. Технологии производства продукции растениеводства
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Введение в биотехнологию. /Лек/
Раздел 2. Теоретические основы биотехнологии
Основные направления биотехнологии и их перспективы /Лек/
Объекты биотехнологии - прокариоты. /Лек/
Объекты биотехнологии - эукариоты /Лек/
Сельскохозяйственная биотехнология /Лек/
Медицинские биотехнологии /Лек/
Биотехнология в пищевой промышленности /Лек/
Изучение растительных клеток методом микроскопирования /Пр/
Строение бактериальной, растительной и животной клеток /Пр/
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Изучение дрожжевых клеток /Пр/
Эволюция клеток. Клеточная теория. /Лек/
Раздел 3. Практическое применение биотехнологии
Биотехнологическое производство /Лек/
Технология приготовления питательных сред. Характеристика питательных сред. /Лек/
Характеристика клеток, культивируемых in vitro /Лек/
Лаборатория биотехнологии и правила работы в ней /Пр/
Приготовление питательных сред /Пр/
Культуры растительных клеток и тканей /Пр/
Микроклональное размножение растений /Пр/
Выращивание растений на гидропонике /Пр/
Получение чистых культур микроорганизмов /Пр/
Получение накопительной культуры картофельной палочки /Пр/
Силосование кормов как метод анаэробной биоконсервации /Пр/
Получение безалкогольного напитка при выращивании комплекса микроорганизмов чайного гриба /Пр/
Биотехнологические процессы в селекции растений /Лек/
Биотехнологические ресурсы /Лек/
Раздел 4. Генная инженерия
Задачи и перспективы генной инженерии /Лек/
Клонирование животных /Лек/
Использование культуры клеток человека. Культивирование тканей и органов. Гибридизация животных клеток. /Пр/
Итоговое семинарское занятие /Лек/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
Вопросы для подготовки к зачёту.
1. Правила поведения обучающихся в лаборатории.
2.Биотехнология, ее задачи.
3. Строение бактериальной, растительной и животной клеток.
4. Объекты биотехнологии про и эукариоты.
5. Сельскохозяйственная биотехнология.
6. Медицинская биотехнология.
7.Биотехнология в пищевой промышленности.
8.Стадии биотехнологического производства.
9. Питательные среды. технология приготовления питательных сред.
10.Характеристика клеток, культивируемых in vitro.
11.Микроклональное размножение растений.
12. Культуры растительных клеток и тканей.
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы проектов.
1. Сельскохозяйственная биотехнология.
2. Микроклональное размножений растения.
3.Растения, полученные методами биотехнологии.
4.Трансгенные и генномодифицированные растения.
5. Биотехнологическая лаборатория.
6.Биотехнологическое производство.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Биотехнология растений»
2. Фонд оценочных средств включает: контрольные работы, перечень тем практических работ, задачи, перечень тем докладов, проектные задания, вопросы для подготовки к экзамену, экзаменационные билеты, итоговый контроль осуществляется посредством экзамена по биологии.
3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Биология».
Оформляется отдельным документом
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Устный и письменный опрос, проверочные работы, защита учебных проектов, доклады, сообщения.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Курбатова Н. С., Козлова Е. А.
Общая биология: учебное пособие для СПО
Саратов: Научная книга, 2019
http://www.iprbookshop.ru/87078.html
6.1.2. Дополнительная литература
Биология. Полный курс подготовки к тестированию и экзамену
http://www.iprbookshop.ru/88866.html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Кабинет агрономии. Кабинет экологических основ природопользования. Лаборатория семеноводства с основами селекции. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, телевизор «Samsung», стенды, комплект тематических плакатов по защите растений, плакаты по плодоводству, муляжи овощей, фруктов, плоды зерновых культур, муляжи болезней с/х культур, семенной и сноповой материал, коллекции вредителей и болезней
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Лаборатория технохимических и микробиологических исследований. Учебная аудитория для проведения практических занятий, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Специализированное оборудование для ветеринарно-санитарной экспертизы и микробиологических исследований, термостат ТС-1/20 СПУ, люминоскоп «Орион», фотометр КФК-3-01, лабораторные весы, микроскопы, расходный материал
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа студентов включает все виды самостоятельной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие.
Самостоятельная работа формирует умения:
- работы с литературой
-самостоятельно добывать знания из различных источников;
- систематизировать полученную информацию;
- сопоставлять, сравнивать, анализировать;
- развивает мышление;
- организовывать свою деятельность.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Оформляется отдельным документом.