(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
06.03.01 Биология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
1. Какие природные явления на территории гор предопределены их центрально-азиатским положением?
2. Назовите положительные и отрицательные стороны географического положения гор Алтая.
4. Каким образом географическое положение равнин отразилось на их природных комплексах?
5. Сформулируйте особенности географического положения.
6. Какие негативные моменты географического положения оказывают влияние на развитие рекреационной деятельностью
7. Объясните причины высокой потребности в топливно-энергетических ресурсах для развития рекреационной деятельности.
II.Практическая работа.
/Пр/
I. Проверка теоретических знаний.
1.Именами, каких исследователей названы объекты природы, элементы орографии на картах Алтайских гор?
2. Кто из выдающихся русских и советских исследователей посетил Горный Алтай?
3. Кто из известных исследователей занимался изучением ледников Алтая?
4. Перечислите фамилии и укажите маршруты выдающихся исследователей предгорных равнин Алтая.
5. Какие организации и ведомства занимались изучением природы предгорных равнин Алтая?
6. По картам атласа Алтайского края дайте характеристику тех маршрутов, что связаны с изучением полезных ископаемых предгорных равнин Алтая.
II.Практическая работа.
/Пр/
1. Дайте краткую характеристику основных орографических районов Алтайских гор.
2. Устно назовите и покажите основные тектонические структуры, их возраст и роль в формировании морфоструктур.
3. Объясните роль новейших тектонических движений в формировании рельефа (морфоскульптур)
4. Какие события четвертичного периода сыграли значительную роль в формировании ландшафтов на территории гор?
5. Охарактеризуйте роль альпийского этапа в формировании морфоструктур, морфоскульптур и полезных ископаемых.
6. Дайте краткую характеристику рельефа и геологического строения основных типов рельефа.
7. На основе анализа физической и тектонической карт приведите конкретные примеры прямой зависимости тектоники и морфоструктур.
8. Какова роль альпийских и четвертичных движений в формировании рельефа, полезных ископаемых и современных ландшафтов территории?
9. Объясните происхождение древних ложбин стока на территории предгорных равнин Алтая?
/Пр/
1. Какие барические центры высокого и низко-го давления оказывают влияние на формирование климата гор Алтая?
2. Какие свойства подстилающей поверхности влияют на формирование климата Горного Алтая?
3. Подготовить устное сообщение об опасных явлениях природы на территории гор: заморозках, гололеде, лавинах, селях, обвалах.
4. Какие элементы климата оказывают влияние на набор высотных поясов в пределах горной территории Алтая?
5. Каким образом Центрально-Азиатское положение Алтайских гор оказало влияние на климат этой территории?
6. Какие климатообразующие факторы и процессы оказывают влияние на формирование климата предгорных равнин?
7. Назовите основные закономерности изменения температурного режима, годового количества осадков на территории предгорных равнин.
8. Объясните причины появления на территории предгорных равнин Алтая пыльных бурь, засух, заморозков.
9. Почему континентальность климата предгорных равнин выше, чем в горах Алтая?
II.Практическая работа.
/Пр/
1. Как изменяется поверхностный сток в зависимости от высоты поверхности?
2. От каких компонентов природной среды зависит коэффициент стока?
3. Какой тип реки по источникам питания преобладает в горах и предгорьях Алтая?
4. Пользуясь картами атласов, сделайте анализ гидрографов горных и равнинных рек предгорий и гор Алтая.
5. Объясните причины отсутствия постоянного ледостава на реках Аккем, Чаган-Узун, Иедыгем?
6. Докажите уникальность Телецкого озера?
7. Как изменяется величина годового поверхностного стока в направлении с запада на во-сток на предгорных равнинах Алтая?
8. Как влияет на поверхностный сток рельеф равнин?
9. Пользуясь картами атласов, охарактеризуйте экологическое состояние, степень загрязнения, антропогенное влияние на поверхностный сток рек предгорных равнин Алтая.
II.Практическая работа.
/Пр/
1. Объясните причины определяющие многообразие почв в горах Алтая?
2. Какие типы почв в горах Алтая не имеют аналогов на равнинах?
3. Чем объясняется высокое содержание гумуса в горно-луговых почвах?
4. Объясните структуру высотной поясности почв в горах Алтая.
5. Какие типы почв в горах Алтая наиболее богаты гумусом, а в каких почвах гумуса менее всего?
1. Дифференцирующая роль почвообразовательных процессов в формировании определенных типов почв (ответ прокомментировать на примере предгорных равнин Алтая).
2. Приведите примеры проявления интразональности, провинциальности и азональности почв на равнинах.
3. Какая закономерность наблюдается в изменении запасов гумуса в почвах равнин?
II.Практическая работа.
/Пр/
1. Что лежит в основе формирования высотных поясов? Перечислите высотные пояса в горах Алтая.
2. Какие леса входят в состав горно-лесного пояса?
3. Перечислите реликтовые виды, сохранившиеся на Алтае. Где расположены ареалы третичных видов?
4. В чем состоит уникальность и отличительная особенность субальпийских лугов Алтая?
5. Объясните причину появления представите-лей арктической флоры в высокогорьях Алтая.
6. По картам атласа и литературным источникам проследите закономерности в распределении растительности:
а)передвижение верхней и нижней границ ландшафтных зон в юго-восточном направлении,
б)выклинивание темнохвойной тайги,
в)появление полупустынных ландшафтов.
7. Сравните структуру высотной поясности Северо-Западного, Центрального и Юго-Восточного Алтая.
8. Назовите представителей Алтайской флоры, занесенных в красную книгу.
9. Объясните происхождение ленточных боров на территории предгорных равнин.
10 Какой древесный вид в ленточных борах является доминирующим?
11. Какая природная зона выклинивается у подножия гор Алтая?
12. Каким образом, в каком направлении идет смена природных комплексов на равнинах?
13. Какие территории предгорных равнин Алтая нуждаются в усиленной или умеренной охране и проведении защитных мероприятий?
II.Практическая работа.
/Пр/
Подготовка к занятию /Ср/
Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210; измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы