2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Литературное краеведение и наследие писателей Республики Алтай_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литературное краеведение и наследие писателей Республики Алтай
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филолн., доцент, Киндикова Альбина Викторовна
 
 
Литературное краеведение и наследие писателей Республики Алтай
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Cформировать представление о памятниках алтайской литературы, как неотъемлемой части общенациональной культуры.
1.2
Задачи: - познакомитьстудентов с литературным краеведением и произведениями XIX-XX вв., связанными с ними; - познакомить с литературными музеями, усадьбами писателей; - углубить знания студентов об алтайской литературной культуре, ее своеобразии; - пробудить интерес к проблемам региональной литературы; - изучить тексты, имеющие отношение к краеведческой тематике
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
История (история России, всеобщая история)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
Культура и межкультурное взаимодействие
2.2.3
Теория и практика перевода
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знать: – основные теоретические труды в области литературного краеведения; – основные тенденции в развитии культуры Сибири и Горного Алтая; – основные методы, используемые в литературном краеведении. Уметь: – анализировать художественные произведения писателей Горного Алтая с точки зрения их функционирования в контексте алтайской литературы. Владеть: - навыками литературоведческого анализа; - терминологическим аппаратом; - необходимыми знаниями по истории культуры Сибири и Горного Алтая.
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения. 
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. История литературного краеведения и ее источники
 
1.1
История алтайской республиканской писательской организации. Литературная жизнь Республики Алтай /Лек/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.2
Проблемы изучения региональной литературы.

Алтайские писатели и поэты старшего поколения.  /Лек/

4
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Современная алтайская проза. /Лек/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Современная алтайская лирика /Лек/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Писатели и места, связанные с их творчеством
 
2.1
Биография писателя как литературный «текст»: образ Л.Кокышева в воспоминаниях современников. /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Автобиографические элементы в произведениях И. Шодоева. /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Г.И. Чорос-Гуркин и алтайская литература /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.4
Горно-Алтайск литературный: улицы писателей, бюсты (памятники), конференции, премии  /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.5
Автобиографизм произведений Б.Укачина /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.6
История образования Союза писателей Горного Алтая и Горно-Алтайской типографии (первые печатные издания) /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.7
Автобиографические произведения Л.Кокышева /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.8
Тема малой Родины в произведениях алтайских писателей /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
2.9
Тема детства в автобиографических произведениях авторов /Пр/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Традиции русской литературы в поэзии Б.Укачина (М. Лермонтов, В.Маяковский, Н.Рубцов). Уровни интертестуальности. /Ср/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Проблемно-тематический комплекс поэтического творчества Сурайи Сартаковой (сборники »Подснежник», «Благодарность людям», «Перевал любви») /Ср/
4
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Поэтика современной алтайской поэзии (на материале творчества А.Куладжи. Ю.Туденековой,  С.Адлыкова, В.Бахмутова, О.Казаковаой, О.Граковой,  С.Решетнева, Л.Юсуповой. /Ср/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.4
Литература Сибирского региона: основные работы исследователей.

Традиционное и инновационное в литературе. /Ср/

2
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.5
Тематика, проблематика современной алтайской прозы. Национальная картина мира в прозе Д.Каинчина. /Ср/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.6
Тематика, жанровое своеобразие современной алтайской лирики. /Ср/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.7
История культурного и литературного развития г. Горно-Алтайска /Ср/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.8
Русская литература Горного Алтая /Ср/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.9
К. Телесов. Роман «Катунь весной». Сатирические рассказы. А. Ередеев. Проза для детей. Сопоставление с русской современной детской прозой. /Ср/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
3.10
И.Штыгашев. Цикл путевых очерков П.Гордиенко «Ойротия».  Повесть Н.Глебова «Кара-Баарчык». Лирика Г.Кондакова, А.Эдокова, К.Козлова. Проза К.Поклонова и О.Бондарчук. Новейшая литература. А.Куладжи. Ю.Туденекова.  С.Адлыков. В.Бахмутов. О.Казакова. О.Гракова. С.Решетнев. Л.Юсупова. /Ср/
2,5
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.11
Сведения об истории Горно-Алтайска. Образование, культура города в разные этапы его развития. Газеты, журналы, издаваемые в  РА. Литературные объединения  в культурной жизни города и республики.  /Ср/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.12
Д. Каинчин. Философское осмысление прошлого, настоящего, будущего: «Перед глазами Синяя скала», «Сохрани нас». Осмысление Гражданской войны и революции:  незаконченный роман «Над нами гора Белуха».  Тема Великой Отечественной войны: «Дорога отцов». Острые вопросы современности в прозе писателя. Мифологизм творческого мышления Д.Каинчина. Д.Каинчин – переводчик Акутагавы, М.Шолохова, В.Шукшина, Ч.Айтматова. /Ср/
4
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.13
Расширение проблемно-тематического комплекса. Основные проблемы: поэзия и время, человек и мир, Вселенная и вечность, любовь и красота. Обращение к обрядовой поэзии. Д.Белеков. К.Керчилов. Б.Бурмалов. Ч.Еемзеев.

Творчество С.Сартаковой

/Ср/

4
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.14
Творчество П.Самыка, Б.Бедюрова, А.Ередеева, Ш.Шатинова: создание образа  социально-активного и одухотворенного высоким гражданским чувством лирического героя. /Ср/
2
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-2.УК-5
3
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.УК-5
3
0
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.УК-5
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету 1. Проблемы изучения региональной литературы. 2. Понятие локального текста 3. Жизнь и творчество Г.Ч. Гуркина. 4. У истоков алтайской литературы. 5. Алтайская драматургия. 6. Алтайские прозаики 30-70-х годов 20 в. 7. Современная алтайская проза. 8. Алтайская поэзия 70-80-х гг. 20 в. 9. Современная алтайская поэзия. 10. Русская литература Горного Алтая. 11. Творчество писателя …(по выбору студента).
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
12. Творчество поэта…(по выбору студента). 13. Алтай в жизни и творчестве Г. Гребенщикова 14. Алтай в жизни и творчестве В. Шишкова 15. Творческий портрет любого алтайского писателя – по выбору студента) 16. Литературные чтения и литературные премии на Алтае 17. Творчество Б. Укачина. Автобиографическое начало в повестях автора. 18. Села Республики Алтай в жизни и творчестве писателей. 19. Творчество одного из писателей РА: темы, проблемы, образы (на выбор) 20. Судьбы деревни, крестьянства, родной земли в прозе писателей Алтая 21. Проблемы современности в творчестве ….. 22. Роль литературных изданий в культурной жизни города и республики 23. Б.Бедюров как поэт и председатель Союза писателей РА 24. Поэты (………..) как поэтические индивидуальности. 25. Мир природы в лирике алтайских поэтов 26. Мир природы в прозе алтайских писателей 27. Памятные литературные локусы Горного Алтая
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов 1. Проблемы изучения региональной литературы. 2. Понятие локального текста 3. Жизнь и творчество Г.Ч.Гуркина. 4. У истоков алтайской литературы. 5. Алтайская драматургия. 6. Алтайские прозаики 30-70-х годов 20 в. 7. Современная алтайская проза. 8. Алтайская поэзия 70-80-х гг. 20 в. 9. Современная алтайская поэзия. 10. Русская литература Горного Алтая. 11. Творчество писателя …(по выбору студента). 12. Творчество поэта…(по выбору студента). 13. Алтай в жизни и творчестве Г. Гребенщикова 14. Алтай в жизни и творчестве В. Шишкова 15. Творческий портрет любого алтайского писателя – по выбору студента) 16. Литературные чтения и литературные премии на Алтае 17. Творчество Б. Укачина. Автобиографическое начало в повестях автора. 18. Села Республики Алтай в жизни и творчестве писателей. 19. Творчество одного из писателей РА: темы, проблемы, образы (на выбор) 20. Судьбы деревни, крестьянства, родной земли в прозе писателей Алтая 21. Проблемы современности в творчестве ….. 22. Роль литературных изданий в культурной жизни города и республики 23. Б. Бедюров как поэт и председатель Союза писателей РА 24. Поэты (………..) как поэтические индивидуальности. 25. Мир природы в лирике алтайских поэтов 26. Мир природы в прозе алтайских писателей. Художественные тексты: Адаров А.О. Лирика. Гоби Алтай. Комус.  Я –алтаец. Мой народ. Бахмутов В. Деревенька моя. Белеков Д. Поющие деревья. Звезды у ручья. Бедюров Б. Лирика. Бельчекова Н. Синий волк. Бурмалов Б. Лирика. Гракова О. Лирика. Елемов Г. Под землей. Ередеев А. Лирика. Каинчин Д. Перед глазами Синяя скала. Сохрани нас. Дорога отцов. В глазах алтайские горы.Над нами гора Белуха. Рассказы. Кокышев Л. Стихи. Туба. Мое поколение. Кондаков Г. Лирика. Маскина Д. Соколиное гнездо. Самык П. Лирика. Сартакова С. Подснежник. Благодарность людям. Телесов К. Рассказы. Катунь весной. Палкин Э. Рассказы. Укачин Б. Эхо вечного Алтая. Одинокий домик среди белых снегов. Горные духи. Юсупова Л. Лирика. Тематика эссе
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Материалом для работы служат произведения местных писателей: 1. Тема семьи. 2. Женский мир. 3. Предметно-вещный мир. 4. Мотив потери. 5. Тема будущего. 6. Образы представителей старшего поколения. 7. Тема взаимоотношений поколений. 8. Образ ребенка. 9. Ситуация выбора. 10. Мотив перехода. 11. Образы животных. 12. Оппозиция «свой-чужой». 13. Мифофольклорное начало. 14. Воспоминания в структуре текста. 15. Мотив обретения. 16. Человек и природа. 17. Поэтика пейзажа. 18. Сюжет-путешествие. 19. Миф в структуре произведения. 20. Тема смерти.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедура экспертизы и утверждения фондов оценочных средств для установления соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программе высшего образования, реализуемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Горно- Алтайский государственный университет», регламентируется положением ГАГУ No 01-27-10 от 30.08.2017.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету, реферат, эссе
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Киндикова А.В.
Литературное краеведение: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=278:literaturnoe-kraevedenie&catid=32:literaturovedenie&Itemid=180
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Киндикова Н.М., Киндикова А.В., Чандыева [и др.] Е.Д., Киндикова Н.М.
История алтайской литературы = Алтай литератураныҥ тӱӱкизи: учебное пособие на алт. яз.
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.2
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
201 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), интерактивная доска SMART Board 480iv со встроенным проектором V25, ноутбук.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается 
 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Методические указания по подготовке реферата Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы. Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов. В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить. Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке. В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п. 3.Общие требования к внешним параметрам текста Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы. Сноски постраничные. Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа Методические указания по подготовке к тестам Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал. Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить 
 
стр. 11
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину. Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться  лекциями, учебниками, дополнительной  литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа. На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос. Методические рекомендации по подготовке к  зачету Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю: – выяснить уровень освоения обучающимися  программы учебной дисциплины; – оценить формирование  определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы; – оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы. Зачет проводится в  форме собеседования, в процессе которого  обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.