2022-2023_44_03_05_2022_1112_plx_Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса_Физкультурно-оздоровительная деятельность и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
Учебный план
44.03.05_2022_1112.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Физкультурно-оздоровительная деятельность  и Безопасность жизнедеятельности
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05_2022_1112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Гонохова Т.А.
 
 
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2022_1112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2022_1112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование знаний об основах психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, системы базовых знаний о теоретических основах психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, а также возможностей их практического применения.
1.2
Задачи: 1. Познакомить с основами коммуникативной культуры, готовности осуществлять взаимодействие с детьми с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. 2. Ознакомить с системой знаний о видах, стратегиях и условиях реализации эффективного педагогического общения. 3. Формировать системы знаний о видах, формах и методах взаимодействия педагога-психолога с педагогами и родителями по проблемам обучения и воспитания детей.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
Психология
2.1.3
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культура и межкультурное взаимодействие
2.2.2
Летняя педагогическая практика
2.2.3
Основы вожатской деятельности
2.2.4
Педагогическая этика
2.2.5
Специальная психология и педагогика
2.2.6
Социальная психология
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
знать основы взаимодействия с разными категориями граждан; уметь взаимодействовать с другими членами команды, участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды; владеть навыками  эффективного взаимодействия с другими членами команды,  участия в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
ИД-4.УК-3: Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
знать основы деловой переписки; уметь  вести деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках; владеть навыками  ведения деловой переписки с учетом особенностей стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурных различий в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках.
ИД-2.УК-4: Ведет деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках. 
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2022_1112.plx
 
Раздел 1. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
 
1.1
Тема 1. Участники образовательного процесса: общие и специфические особенности /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
проблемная лекция
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Тема 1. Участники образовательного процесса: общие и специфические особенности /Пр/
2
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
дискуссия
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Тема 1. Участники образовательного процесса: общие и специфические особенности /Ср/
6,5
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.4
Тема 2. Педагогическое общение - составляющая психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
проблемная лекция
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.5
Тема 2. Педагогическое общение - составляющая психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса /Пр/
4
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
презентация
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.6
Тема 2. Педагогическое общение - составляющая психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса /Ср/
10
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.7
Тема 3. Условия эффективного взаимодействия участников образовательного процесса /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.8
Тема 3. Условия эффективного взаимодействия участников образовательного процесса /Пр/
4
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.9
Тема 3. Условия эффективного взаимодействия участников образовательного процесса /Ср/
8
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.10
Тема 4. Основные проблемы психолого-педагогического взаимодействия и пути их решения /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.11
Тема 4. Основные проблемы психолого-педагогического взаимодействия и пути их решения /Пр/
4
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.12
Тема 4. Основные проблемы психолого-педагогического взаимодействия и пути их решения /Ср/
6
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.13
Тема 5. Методы исследования и повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса /Лек/
2
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.14
Тема 5. Методы исследования и повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса /Пр/
4
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.15
Тема 5. Методы исследования и повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса /Ср/
4
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2022_1112.plx
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-4.УК-3 ИД-2.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1.Образование как вид социально-педагогического взаимодействия, влияющего на становление личности и индивидуальности участников.

2.Образовательный процесс как взаимодействие субъектов: ученик – учитель – родитель.

3.Особенности психолого-педагогического взаимодействия педагога со специалистами смежных специальностей

4.Основные тенденции изучения основ психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса на современном этапе.

5.Взаимодействие как организация совместной деятельности

6.Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Интеракции и коммуникации.

7.Организационная культура образовательного учреждения

8.Типы взаимодействия

9.Структура психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

10.Учитель как субъект психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

11.Учитель как посредник между обучающимся и различными социальными институтами

12.Условия успешной организации взаимодействия специалистов в образовательном учреждении.

13.Социально- психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника и взрослого.

14.Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками.

15.Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «Педагог-учащийся».

16. Характеристика различных управленческих технологий создания и поддержания системы взаимодействия различных специалистов школы.

17. Основные социально-психологические аспекты руководства педагогическим коллективом.

18. Взаимодействие специалистов школы в постановке и решении задач развития учащихся. Психолого-педагогический консилиум.  

19. Этапы сотрудничества учителя и школьного психолога.

20. Организации работы психолога с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.

21. Индивидуальный стиль взаимодействия учителя с учащимися.

22. Затруднения в педагогическом общении: сущность, виды, преодоление.

23. Уровни общения педагогов и школьников. Модели общения педагога с учащимися на уроке.

24. Взаимодействие учителей и психолога с родителями школьников по профилактике аддикций и девиантного поведения у детей и подростков.

25. Традиционные методы исследования взаимодействия  участников образовательного процесса.

26. Характеристика активных методов повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы курсовых работ 1.      Взаимодействие с учащимися и семьями «группы риска» 2. Особенности психолого-педагогического взаимодействия с трудными подростками 3. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся младших классов 4. Система психолого-педагогической работы с одаренными детьми 5. Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения 6. Принципы организации психолого-педагогического взаимодействия в образовательном учреждении 7. Современные подходы к организации профилактической работы по предупреждению неуспеваемости в младших классах 8. Вопросы взаимодействия психолога со смежными специалистами в образовательном учреждении. 9. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общества 10. Взаимодействие семьи, школы и социума 11. Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт 12. Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательных системах 13. Межличностные отношения в образовательных системах. 14. Методы педагогического воздействия. 15. Межличностные отношения в педагогическом коллективе. 16. Социальная реадаптация как основа психолого-педагогического взаимодействия с несовершеннолетними «группы риска» 17. Мультидисциплинарный подход в работе с девиантными подростками. 18. Психологические защитные механизмы и копинг-поведение.
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2022_1112.plx
 
19. Психолого-педагогические основы взаимодействия участников образовательного процесса 20. Технологии работы с несовершеннолетними «группы риска» 21. Механизмы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Федотова Е.О.
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: электронное учебное пособие. Хрестоматия
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013
https://www.iprbookshop.ru/32087.html
 
Л1.2
Биктуганов Ю.В.
Профессиональная мобильность педагога: учебное пособие
Екатеринбург: Уральский гос. пед. университет, 2016
https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/6823/read.php
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Чугаева И.Г.
Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие
Екатеринбург: Уральский гос. пед. университет, 2018
https://icdlib.nspu.ru/catalogs/details/icdlib/1791795.php
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
презентация
 
ситуационное задание
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
213 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2022_1112.plx
 
406 А2
Лаборатория дошкольного образования. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор Casio, ноутбук, набор для экспериментирования с песком: ящик-песочница, набор – «Маленькие ручки. Вода и песок», набор для образовательно-исследовательской деятельности, набор для экспериментирования «Наблюдения за природой. Живая и неживая природа»,  набор для экспериментирования «Наблюдения за природой. Вода и воздух», набор инструментов «Маленькие ручки», набор детских пипеток, набор пластиковых пробирок, набор магнитов, комплект – часы песочные (на разные отрезки времени: 1,2,3,5,10 мин), набор муляжей овощей (большой),  набор муляжей фруктов (большой), набор фигурок «Жизненный цикл лягушки»,  набор фигурок «Жизненный цикл бабочки монарх»,  набор фигурок «Жизненный цикл морской черепахи», набор фигурок «Жизненный цикл курицы»,  набор фигурок «Жизненный цикл зеленой фасоли», наглядное пособие «Изучаем тело человека», глобус, детская карта мира (крупного формата), большой набор фигурок животных с реалистичными изображениями и пропорциями, набор фигурок «Деревья», набор объемных геометрических фигур с крышками, счеты-абакус, стол-планшет для аква-анимации 35х55 RGB, прозрачная чаша 25*36*7 см
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по работе на лекции

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Методические рекомендации по подготовке к семинарам и практическим занятиям

Семинарское занятие подразумевает два вида работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Сообщение не является принципиальным моментом семинара, будучи только провокацией, катализатором следующего за ним обсуждения. Сообщение должно занимать по времени не более 3 - 5 

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2022_1112.plx
 
минут. Основной вид работы на семинаре - участие в обсуждении проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Отличие состоит в более тщательной работе с готовым материалом - лучшая его организация для подачи аудитории.

Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т. е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Имейте в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.

Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно - в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника - вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к семинару.

Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов - чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы. Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом.

Конспектирование - дело очень тонкое и трудоёмкое, в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда вкупе с творческой переработкой идей, в нём содержащихся. Конспектирование -один из эффективных способов усвоения письменного текста. Хотя само конспектирование уже может рассматриваться как обобщение, тем не менее есть смысл выделить последнее особо, поскольку в ходе заключительного обобщения идеи изучаемой работы окончательно утверждаются в сознании изучающего. Достоинством заключительного обобщения как самостоятельного этапа работы с текстом является то, что здесь читатель, будучи автором обобщений, отделяет себя от статьи, что является гарантией независимости читателя от текста.

Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к семинару следует уделить пристальное внимание. В сущности разбор источника не отличается от работы с литературой - то же чтение, конспектирование, обобщение.

Тщательная подготовка к семинарским занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа - столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др. Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью, это ваш словарный запас, и без общих значений мы, разноязыкие, ни о чём договориться не сможем.

Вот несколько правил поведения на семинарских занятиях:

- на семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше;

- если вы что-то решили произнести на семинаре, то пусть это будет нечто стоящее - не следует сотрясать воздух пустыми фразами;

- выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными, не занимайте эфир надолго. Старайтесь не перебивать говорящего, это некорректно; замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончании текущего выступления.

На семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому беседа будет идти не по содержанию прочитанных работ; преподаватель будет ставить проблемные вопросы, не все из которых могут прямо относиться к обработанной вами литературе.

По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе - для этого в течение семинара следует делать небольшие пометки. Таким образом, практическое занятие не пройдёт для вас даром, закрепление результатов занятия ведёт к лучшему усвоению материала изученной темы и лучшей ориентации в структуре курса Отечественной истории. Вышеприведённая процедура должна практиковаться регулярно - стабильная и прилежная работа в течение семестра суть залог успеха на сессии.

Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену студент повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал.

Методические указания по выполнению тестовых заданий

Задания в тестовой форме – это система заданий специфической формы, определённого содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень теоретической подготовленности студентов.

Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.

Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится 

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2022_1112.plx
 
объективной.

Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.

Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.

По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.

Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.

Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.

Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:

- инструкцию;

- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);

- варианты ответов;

- эталон.

Формы тестовых заданий:

1. Задания с одним правильным вариантом ответа.

Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.

2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.

Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа  осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.

3. Задания на установление соответствия.

В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.

Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.

Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.

5. Задания на логическое сравнение.

Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:

- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);

- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);

- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);

- эталоны ответов.

К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- правильность предметного содержания задания;

- логичность высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Критерии оценки:

– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;

– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий

Методические рекомендации по составлению СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ/СИТУАЦИИ-ИЛЛЮСТРАЦИИ

Методические рекомендации по подготовке ситуационных заданий задаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.

Ситуационное задание - это совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Цель создания: формирование и развитие обучающегося как будущего активного субъекта деятельности, формирование его как личности

Сущность профессиональной педагогической ситуации выражается через:

- противоречие между имеющимися педагогическими знаниями студента и новыми для него фактами, явлениями, для 

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2022_1112.plx
 
объяснения которых ему прежних знаний недостаточно, и которые требуют осмысления, установления связей и отношений между собой;

- развитие этого противоречия;

- его разрешение.

Алгоритм анализа педагогической ситуации

1. Сформулируйте проблему ситуации.

2. Проанализируйте возможные причины проблемной ситуации.

3. Охарактеризуйте участников ситуации (возрастные, индивидуально-психологические особенности).

4. Проанализируйте возможные последствия проблемной ситуации.

5. Сформулируйте педагогические задачи (пути решения педагогической проблемной ситуации).

6. Наметьте ход решения ситуации в рамках одной из предложенных форм педагогического взаимодействия

Критерии оценки:

четко воспроизведенная ситуация;  проявление творческой активности;  сформулированы причины ее возникновения; логически,  аргументированно сформулированы пути разрешения этой ситуации; выделены основные качества, позволяющие эффективному педагогу справиться с затруднительными ситуациями. «зачтено»,

не четко воспроизведена проблемная ситуация; не сформулированы причины ее возникновения и пути разрешения;

не выделены качества, позволяющие эффективному педагогу справиться с затруднительными ситуациями. «незачтено»,

Методические указания по подготовке к зачету

Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.

Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.

Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.

На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

Основные критерии оценки ответа:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

7) культура речи.

Критерии оценки:

«Зачтено»   ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме.  Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации.

«Незачтено»  ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры отсутствуют.