2022-2023_06_03_01_2022_112_plx_Политико-правовые основы международных отношений_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Политико-правовые основы международных отношений
Учебный план
06.03.01_2022_112.plx

06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Крашенинина В.Г.
 
 
Политико-правовые основы международных отношений
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)
 
06.03.01 Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 24.02.2022 протокол № 6  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2022_112.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у обучающихся комплексного представления о теоретических и методологических основах изучения современных международных отношений; постижение логики международных отношений; формирование  у обучающихся  базовых профессиональных представлений об особенностях современной структуры мира, глобальных проблемах мирового сообщества и подходах к их решению 
1.2
Задачи: -формирование  у обучающихся  базовых профессиональных представлений об особенностях современной структуры мира, глобальных проблемах мирового сообщества и подходах к их решению.

-изучение существующих в мировой науке теоретических направлений и школ,  основных методов анализа международных процессов

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культура и межкультурное взаимодействие
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
-Знает источники получения информации -Умеет критически  анализировать  информацию -Обладает навыками использования информации, необходимой для решения поставленной задачи
ИД-2.УК-1: Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи
 
ИД-5.УК-1: Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Сущность международных отношений. Системный подход к изучению международных отношений.
 
1.1
Сущность международных отношений. Системный подход к изучению международных отношений.

Международные отношения как специфический тип социальных отношений, как науки и учебная дисциплина. Этапы становления науки. Характеристика источников и литературы по курсу. Природа и закономерности международных отношений. Концепции и направления в исследовании международных отношений. Система и структура международных отношений. Классификация МО. Субъекты международных отношений. Виды и уровни МО. Основные проблемы МО. /Лек/

6
ИД-2.УК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1.2
История международных отношений.

История международных отношений как история сменяющих друг друга международных систем. Понятие системы МО как конкретно-исторической формы политической организации международных отношений. Международные отношения и политика в эпоху Древнего мира. Международные отношения и политика в эпоху средневековья. Международные отношения и политика Нового времени. Вестфальская и Венская системы МО. Великие географические открытия и первая волна колониальных захватов. Международные отношения и политика в первой половине XX вв. (1900 – 1945 гг.). Версальско-Вашингтонская система МО. Международные конфликты как дестабилизирующий фактор международных отношений. Проблемы дипломатического урегулирования конфликтов. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. Образование антигитлеровской коалиции - Московская /1943 г./, Тегеранская /1943 г./ и Крымская /1945 г/ конференции. Ялтинская конференция глав “большой тройки” (4-11 февраля 1945 г.). Декларация об освобожденной Европе. Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско. Принятие Устава ООН (июнь 1945 г.). Нарастание разногласий между западными союзниками и СССР по вопросу о политических режимах в странах Восточной Европы. Появление ядерного фактора в международных отношениях.Международные отношения и политика с 1945 – 1991 гг. Эпоха «холодной войны» или биполярная система МО. Становление современной системы МО. /Пр/

8
ИД-2.УК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Политико-правовой режим современных международных отношений
 
2.1
Принципы политико-правового регулирования современных международных отношений. Основные концепции международных отношений /Лек/
4
ИД-2.УК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
2.2
Актуальные проблемы современных международных отношений и политики.

Проблема глобализации в международных отношениях. Глобализация и проблемы современной России. Общемировые проблемы. Новые вызовы безопасности человечества в XXI в. Региональные и локальные конфликты в разных районах мира. Увеличение общей преступности в мире, транснациональная организованная преступность. Незаконный оборот наркотиков, международный наркобизнес. Преступления, посягающие на личные права граждан. Незаконные операции в сфере высоких технологий. Эксперименты по клонированию людей.

Конфликты и сотрудничество в международных отношениях. Основные подходы к исследованию международных конфликтов. Направление «стратегического исследования», направление «исследования конфликта», подход «исследование мира». Классификация конфликтов, их критерии.

Конфликты по своей природе, мотивациям их участников и масштабам. Классификация конфликтов по причинам и степени напряженности, характер и формы их протекания, длительность и масштабы. Новые виды конфликтов и их типология: на основе различий в применяемых средствах (политическое давление, экономическая блокада, вооруженное столкновение); степени используемого насилия (войны малой интенсивности и др.); геостратегических (глобальные, локальные и региональные конфликты); мотивационных (территориальные и нетерриториальные); структурных (идеологические, экономические, политические и др.).

Международные переговоры – основное средство урегулирования конфликтов. Новые тенденции в переговорном процессе после завершения холодной войны (международные переговоры – основная форма взаимодействия государств; рост объема и количества переговоров; переговорная роль международных организаций; пересмотр процесса управления переговорами и др.). Содержание и формы международного сотрудничества (двусторонняя и многосторонняя дипломатия; заключение союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий). 

10
ИД-2.УК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Политическая интеграция – самая высокая форма сотрудничества. Уровни интеграции (глобальный, региональный, субрегиональный), этапы или фазы интеграции (от связей взаимозависимости в рамках международной системы до формирования единой политической общности). Изучение феномена международной интеграции с позиций «функционализма», «неофункционализма», «федерализма» и «плюрализма». Этносоциальные проблемы в современном мире. Нации и национализм: истоки, природа национализма, его свойства и «образы». Политика «мультикультурализм» в Англии, Германии, Франции, Канаде, причины отказа от нее.

Конфликтность постсоветского пространства. Проблема урегулирования конфликтов (грузино-абхазский, армяно-азербайджанский, таджикский, приднестровский, юго-осетинский). Военный фактор в современных международных отношениях. Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе. Новые функции и задачи НАТО после окончания «холодной войны». Проблема расширения НАТО. Проблема международного терроризма, сотрудничество стран.

/Ср/

 
стр. 8
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
2.3
Политика и право в международных отношениях. Внешняя политика и дипломатия.

Мораль, право и политика как регуляторы международных отношений. Международное право как социальный институт. Нормы и принципы международного права. Международное право в современном мире.

Теоретические концепции внешней политики. Теория и практика принятия внешнеполитических решений. Дипломатия и дипломатическая служба. Определение дипломатии. Основные пути и тенденции развития современной дипломатии как средства регулирования и формирования международных отношений. Переговоры – действенный инструмент построения и регулирования международных отношений. Значение международных переговоров (расширение проблематики международных переговоров, особая роль международных переговоров при урегулировании конфликтов, в условиях налаживания сотрудничества).

Особенности современной дипломатии. Многоплановость дипломатии (обсуждение и регулирование проблем разоружения, экологии, терроризма, социальных вопросов и др.) Формы многосторонней дипломатии (переговорный процесс в рамках конгрессов; международных универсальных и региональных организаций; конференций или комиссий, созываемых для решения какой-либо проблемы; многосторонние встречи в верхах; деятельность посольств). Увеличение значимости дипломатии на высоком и высшем уровне, ее положительные и негативные стороны. «Кризисная дипломатия». Превентивная дипломатия. «Второе направление дипломатии», ее задачи.

Задачи современной дипломатии – урегулирование конфликтов и кризисных ситуаций; обеспечение национальных интересов; реализация внешнеполитического курса, создание нового облика мира, связанная с процессами глобализации. Формы дипломатической деятельности: деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях. Сферы современной дипломатии – взаимодействие с общественностью, координация усилий по урегулированию конфликтов совместно с представителями «второго направления дипломатии». /Пр/

10
ИД-2.УК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 9
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
 
2.4
идеологии во внешней политике государства.

9

О понятии идеологии во внешней политике. Г. Моргентау, А. Шлезингер-мл., М. Бичер, Г. Киссинджер о роли идеологии в международных отношениях. Воздействие идеологии на международные отношения в период Нового времени. Национализм как форма идеологии в XIX в.

Степень взаимосвязи идеологических установок с внешнеполитическими действиями государств в XX в. Новые формы идеологии в XX в. (жестко структурированные философские и политические установки). Опосредованное воздействие идеологии на внешнюю политику (через распространение ее постулатов в общественном сознании, через убеждения элит и групп, на которые возложено формирование принципов внешней политики, через ее внедрение в сознание государственных лидеров, ответственных за принятие конкретных внешнеполитических решений). Уровни возможного проявления идеологических императивов во внешней политике. Воздействие идеологии и внешней политики на уровне общественного сознания, видение внешнего мира большими социальными группами и политическими элитами. Влияние идеологии в процессе планирования внешней политики в долгосрочном и среднесрочном смысле. Снижение уровня воздействия идеологии на внешнюю политику в момент непосредственных акций государства: от дипломатического демарша до объявления войны. Роль идеологии во внешней политике СССР. Идеология во внешней политике Третьего Рейха: доктринальные схемы и реальность. Особенности японской модели официально-государственной политической идеологии. Либеральная традиция в США и внешний мир. Важнейшие черты либеральной идеологии США. Исламский фундаментализм и его влияние на международную жизнь. /Ср/

10
ИД-2.УК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 10
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
2.5
Место и роль России в системе современных международных отношений.

Геополитическое положение России после распада СССР. «Вашингтонский консенсус». Основные этапы внешней политики РФ. Проблема преемственности и новизны во внешней политике РФ. Попытки выработки последовательного внешнеполитического курса и определения национальных интересов. Внутриполитическая борьба по вопросу о содержании и приоритетах внешней политики РФ. Западничество, антизападничество и евразийство: дискуссия о роли и месте России в мире. «Рациональный прагматизм» В. Путина во внешней политики РФ. Место современной России в мировой политике и экономике. Внешнеполитический потенциал и национально-государственные интересы современной России. Проблема национальной и продовольственной безопасности. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз. Россия и страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Россия – Восток: достижения, проблемы, перспективы. Значение восточного вектора российской внешней политики.Отношения России со странами Африки и Латинской Америки. Роль СССР в крушении колониальной системы. Декларация ООН «О предоставлении независимости колониальным и зависимым странам». Роль средств массовой информации в освещении международных отношений. Советские и российские журналисты – международники: Г. Боровик, В. Зорин, А. Бовин, И Фесуненко, М .Таратута, Ф. Сейфуль – Мулюков, Л. Млечин и др., их вклад в освещение современных международных проблем /Ср/

14,5
ИД-2.УК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
3.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.УК-1 ИД-5.УК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.УК-1 ИД-5.УК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-2.УК-1 ИД-5.УК-1
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Предмет курсв "Политико-правовые основы международных отношений" 2.Соотношение категорий "мировая политика", "международные отношения", "международная политика".
 
стр. 11
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
3. Методы изучения мировой политики и международных отношений. 4. Природа и классификация международных отношений. 5. Взаимосвязь внутренней и внешней политики. 6. Геополитические концепции международных отношений. 7. Политический идеализм в мировой политике и международных отношениях. 8. Политический реализм в мировой политике. 9. Либерализм в мировой политике и международных отношениях. 10. Модернистские концепции мировой политики и международных отношений. 11. Становление неореализма в мировой политике и международных отношениях. 12. Неолиберальные концепции мировой политики и международных отношений. 13. Постмодернистские концепции международных отношений. 14. Теоретические концепции международных интеграции. 15. Формирование теории международных режимов. 16. Теоретические дискуссии по проблемам мировой политики и международных отношений после окончания "холодной" войны. Ф.Фукуяма, С.Хантингтон. 17. Множественность субъектов мировой политики. 18. Вестфальский мир и формирование государственно-центристской политической системы мира. 19. Закономерность мировой политики и международных отношений. 20. Государство как ключевой элемент системы международных отношений. 21. Принятие внешнеполитических решений. 22. Уровни анализа мировой политики и международных отношений. 23. Система и структура международных отношений. 24. Эволюция системы международных отношений после второй мировой войны. 25. Множественность факторов, влияющих на мировую политику и международные отношения. 26. Основные положения Концепции внешней политики РФ
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерная тематика сообщений и рефератов

1. Россия в современных международных отношениях.

2. Политико-правовое измерение международных отношений и мировой политики

3. Современные угрозы и вызовы международной безопасности

4. Роль ООН в современном мире

5. Россия и НАТО в современных международных отношениях.

6. Расширение Европейского союза на Восток.

7. Российско-американские отношения на современном этапе.

8. Международная террористическая организация ИГИЛ.

9. Антиглобализм в современных международных отношениях.

10. Феномен международного терроризма.

11. Глобальные проблемы современности.

12. Роль этического фактора в мировой политике.

13. Взаимообусловленность права и морали в решении глобальных проблем современного мира.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
вопросы к семинарским занятиям

тесты

рефераты, сообщения

вопросы к зачету

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Багмет А.М., Бычков В.В., Бычкова Е.И.
Международное право: учебник для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018
http://www.iprbookshop.ru/72423.html
 
Л1.2
Абашидзе А.Х., Абдуллин А.И., Андреев [и др.] М.В., Валеев Р.М., Курдюков Г.И.
Международное право: учебник для бакалавров
Москва: Статут, 2017
http://www.iprbookshop.ru/77302.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Лукашук И.И.
Международное право. Общая часть: учебник
Москва: Волтерс Клувер, 2008
http://www.iprbookshop.ru/16786.html
 
стр. 12
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.2
Лукашук И.И.
Международное право. Особенная часть: Учебник
Москва: Волтерс Клувер, 2010
http://www.iprbookshop.ru/16787.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
MS WINDOWS
6.3.1.6
Яндекс.Браузер
6.3.1.7
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
Гарант
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
кейс-метод
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
403 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, нетбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах Как правило, семинары проводятся в виде: - развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения; - устных докладов с последующим их обсуждением; - обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу. В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто. Обучающиеся могут обращаться к конспекту во время выступления. Примерный план проведения семинарского занятия. 1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин. 2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин. 3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин. Домашнее задание (к каждому семинару) может иметь вид различные варианты, например:
 
стр. 13
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу. 2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). 3. Решить задачи, или ситуации Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника, познакомиться с содержанием законодательного акта, памятника права. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Методические рекомендации по решению задач   Основной формой работы студентов на практических занятиях является решение задач. Решение задач помогает лучшему усвоению теоретических знаний и способствует квалифицированной подготовке студентов к их будущей профессиональной деятельности. Решение каждой задачи студент должен изложить устно или письменно. Задача представляет собой казус (случай из судебной практики). Решение задач представляет собой ответ на вопрос (вопросы), сформулированный в ней. При этом следует указать конкретную норму конкретного нормативного акта, на основе которой вынесено решение. Условия задачи следует переписать и, отвечая на вопрос, показать всю логику решения (последовательность действий). Необходимым условием успешного решения задач является предварительная подготовка студентов к занятиям. В первую очередь, студенты должны изучить конспект лекций и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Решение задач должно быть развёрнутым, аргументированным и не сводиться к односложным ответам на поставленные вопросы. Важно также рассмотреть все возможные варианты решения задач. Если, по мнению студента, условие задачи дает основание для нескольких вариантов решения, то необходимо рассмотреть каждую версию. Включение в задачу измененных условий по инициативе преподавателя может быть полезным для более глубокого понимания анализируемой ситуации. Приступая к решению правовой задачи (казуса), необходимо подробно изучить учебную и специальную литературу, определить правоотношение, требующее регулирования, ознакомиться с нормативными актами, подлежащими применению при разрешении казуса, и проанализировать их.  В процессе  решения  необходимо ссылаться на нормативные правовые акты  и давать теоретическое обоснование ответа. Отвечать следует не только на вопросы к задаче, но и на вопросы, возникающие в ходе правового анализа предлагаемой ситуации. Юридическая квалификация фактов и отношений должна основываться на нормах права. Рассуждения и выводы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы. При этом указываются абзацы, части, пункты, статьи нормативного акта. Текст этих норм необходимо в соответствующей части процитировать. Однако решение не должно состоять лишь из дословного изложения или пересказа текста статей нормативных актов. Перед решением задач студентам предлагается ответить на теоретические вопросы, что позволит более полно усвоить основные положения темы. Простое изложение теоретических вопросов по выбору преподавателя может быть на устный или письменный опрос, проводимый в начале занятия, или иную форму проверки знаний студентов (продолжительность – 20-30 мин.). Преподаватель вправе проводить на занятиях контрольные работы, предложив студентам ответить на вопросы для самоконтроля письменно. Решение задач должно носить творческий характер. Следует формулировать свои мысли, приводимые аргументы и выводы четко, лаконично, убедительно, необходимо правильно использовать специальную юридическую терминологию, избегать двусмысленных фраз. Начинается решение задачи с анализа ситуации, требующей правового обоснования и ее правовой оценки. Если предложенная в задаче ситуация не может быть оценена однозначно, необходимо назвать дополнительные конкретизирующие условия, при которых принимается определенное  решение. Важным элементом решения является поиск соответствующих нормативных правовых актов и определение правовых норм, подлежащих применению с соответствующим их толкованием. В ходе проводимого анализа следует вникать в суть правового материала, применять системный подход, систематическое и логическое толкование правовых норм. Но основе приведенных правовых норм необходимо принять и четко сформулировать в письменной форме конкретное решение заданной в условиях задачи ситуации. В обоснование принятого решения приводятся соответствующие аргументы и пояснения. Делается общий вывод об обоснованности или необоснованности требований Решение казусов должно быть полным и развернутым. В решении должен быть виден ход рассуждений студента. 1. Анализ ситуации. На данном этапе необходимо, прежде всего, уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела. 2. Оценка ситуации (доводов сторон) с точки зрения действующего законодательства. Для этого студент должен определить 
 
стр. 14
УП: 06.03.01_2022_112.plx
 
юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, и квалифицировать указанное в условии задачи правоотношение. 3. Формулировка выводов, в том числе об обоснованности требований или возражений сторон спора, а если дело уже решено судом – то и об обоснованности изложенного в казусе решения. Методические рекомендации по подготовке к  тестированию Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов. При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо: а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы; б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д. в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам; г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант. д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце. е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок. Методические рекомендации по подготовке к  зачету Изучение дисциплины «Конституционное право» завершается сдачей зачета. Зачет является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа: -аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра; -непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса; -подготовка к ответу на вопросы. Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе. Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем. Зачетпроводится по вопросам,, охватывающим весь пройденный материал либо в форме тестовых заданий.