2022-2023_36_05_01_2022_932_plx_Гены и здоровье_Болезни продуктивных и непродуктивных животных
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Гены и здоровье
Учебный план
36.05.01_2022_932.plx

36.05.01 Ветеринария

Болезни продуктивных и непродуктивных животных
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
ветеринарный врач
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 36.05.01_2022_932.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Сафонова Оксана Владимировна
 
 
Гены и здоровье
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974)
 
36.05.01 Ветеринария
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 36.05.01_2022_932.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 36.05.01_2022_932.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Расширение знаний по влиянию генов на здоровье человека
1.2
Задачи: - ориентироваться в современной научной и справочной информации по генетике; - решать генетические задачи высокого и повышенного уровня, применяя теоретические знания; 6 - пропагандировать здоровый образ жизни как один из факторов, исключающих наследственную патологию; - демонстрировать понимание закономерностей наследования признаков; - анализировать основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза; - понимать сущность и социальную значимость профессий, связанных со здоровьем человека.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
школьный курс биологии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогика
2.2.2
Охрана окружающей среды
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
 
Оценивает вероятность возникновения опасности для здоровья в повседневной жизни и профессиональной деятельности и способен принять меры по ее предупреждению 
ИД-2.УК-8: Оценивает вероятность возникновения опасности в повседневной жизни и про-фессиональной деятельности и способен принять меры по ее предупреждению для обес-печения устойчивого развития общества и сохранения природной среды.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение. 
 
1.1
Введение.

Генетика как наука. Этапы становления генетики в нашей стране.

Современные достижения генетиков /Лек/

1
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 5
УП: 36.05.01_2022_932.plx
 
1.2
Методы изучения генетики человека.

Человек как объект генетических исследований. Сложность изучения

генетики человека.

Генеалогический метод. Родословные древа, методика их составления для

признаков с разным типом наследования. /Лек/

1
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Решение задач по теме: «Генеалогическое древо»

Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. Изучение

степени влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или

иных признаков у человека.

/Пр/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.4
Введение /Ср/
8
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости человека)
 
2.1
Изучение статистических закономерностей

модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных

количественных признаков человека) /Лек/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Изучение статистических закономерностей

модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных

количественных признаков человека) /Пр/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Изучение статистических закономерностей

модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных

количественных признаков человека) /Ср/

8
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Наследственный аппарат клеток
 
3.1
Наследственный аппарат клеток.

Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Аутосомы

и половые хромосомы. Идиограммы хромосомного набора клеток человека.

Структура хромосом, хромосомные карты человека и группы сцепления.

/Лек/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
Наследственный аппарат клеток

«Кариотип клетки на разных стадиях митотического

цикла»

Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного),

кодоминирования, сверхдоминирования. Экспрессивность и пенетрантность

отдельных генов.

Международный проект «Геном человека»: цели, основные направления

разработок, результаты. Различные виды генетических карт человека /Пр/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 36.05.01_2022_932.plx
 
3.3
Наследственный аппарат клетки /Ср/
6
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Механизмы наследования различных признаков
 
4.1
Закономерности наследования признаков у человека и типы их наследования

— аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный.

Признаки: сцепленные с полом, детерминированные полом, ограниченные

полом.

Сцепленное наследование. Закон Моргана. Кроссинговер, его роль в

обогащении наследственного аппарата клеток.

Полигенное наследование у человека: комплементарность, эпистаз,

полимерия, плейотропное взаимодействие генов.

Цитоплазматическое наследование у человека. /Лек/

4
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.2
Решение задач по теме «Закон Моргана и

взаимодействие аллельных и неаллельных генов». Сцепленное наследование. /Пр/

6
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.3
Механизмы наследования признаков у человека /Ср/
8
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 5. Генетические основы онтогенеза человека.
 
5.1
Генетические основы онтогенеза человека.

Цитогенетические основы определения пола в ходе онтогенеза человека, его

нарушения (мозаицизм, гермафродиты и гинандроморфы, синдром Морриса,

трансвестизм).

Психогенетика. Роль наследственности и среды в проявлении специфических

для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей,

таланта. Общая и специальная одаренность. /Пр/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.2
Генетические основы онтогенеза человека /Ср/
2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 6. Основы медицинской генетики
 
6.1
Основы медицинской генетики.

Мутации, встречающиеся в клетках человека Основные группы мутаций,

встречающиеся в клетках человека: соматические и генеративные;

летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные

и геномные.

Наследственные заболевания. /Пр/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
6.2
Основы медицинской генетики. /Ср/
2,5
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 7. Эволюционная генетика человека.
 
стр. 7
УП: 36.05.01_2022_932.plx
 
7.1
Эволюционная генетика человека.

Генетические основы антропогенеза. Генетическое родство и генетические

различия представителей разных рас. Перспективы человека как

биологического вида с точки зрения генетики. Евгеника.

Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы. /Пр/

2
ИД-2.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 8. Консультации
 
8.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-2.УК-8
3
0
Л2.1
 
 
Раздел 9. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
9.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.УК-8
3
0
Л2.1
 
9.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.УК-8
3
0
Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примерные вопросы промежуточной аттестации:

1. Предмет и задачи генетики.

2. История развития и становления генетики как науки.

3. Основные методы генетики: гибридологический, цитологический, математический,

онтогенетический, популяционный, мутационный и др.

4. Гипотеза чистоты гамет и её цитологические основы.

5. Основные понятия генетики: митоз как способ деления соматических клеток.

6. Генетика соматических клеток.

7. Основные понятия генетики: мейоз. Кроссинговер, его значение.

8. Структура и функции нуклеиновых кислот.

9. Основные понятия генетики: ген, его структура. Структурные и функциональные

гены.

10. Генетический код. Принципы генетического кода.

11. Мутации их классификация. Физические и химические мутагены. Гены – мутаторы и

антимутаторы.

12. Основные понятия генетики: генотип и фенотип. Влияние среды на проявление

генотипа.

13. Основные понятия генетики: доминантные и рецессивные признаки. Промежуточное

наследование. Сцепленные признаки. Группы сцепления.

14. Генетика пола. Гомо– и гетерогаметный пол. Зависимость хромосомного определения

пола от факторов окружающей среды.

15. Хромосомы. Строение хромосом: хроматиды, хромонема, хромомеры. Центромеры.

Структура хромосом во время интерфазы и митоза.

16. Генетический анализ. Методы генетического анализа.

17. Моно- и полигибридное скрещивание. Закономерности наследования.

18. Теория наследственности Т.Моргана.

19. Представление об аллелях и их взаимодействиях: полное и неполное доминирование.

20. Неаллельные взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерия.

21. Генотип как система аллельных и неаллельных взаимодействий. Плейотропное

действие генов. Пенетрантность и экспрессивность.

22. Изменчивость, ее виды.

23. Геномные изменения – полиплоидия, анеуплоидия. Жизнеспособность и плодовитость

анеуплоидов.

24. Предмет и задачи популяционной генетики. Заслуга С.С. Четверикова.

25. Понятие о частотах генов и генотипов. Закон Харди-Вайнберга.

26. Генетическая гетерогенность популяций. Факторы, влияющие на динамику

генетического состава популяции.

27. Понятие о внутрипопуляционном генетическом полиморфизме и генетическом грузе.

28. Молекулярно-генетические основы эволюции.

29. Человек как объект генетических исследований.

30. Признаки качественные и количественные.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отдельный документ согласно положения ГАГУ.
 
стр. 8
УП: 36.05.01_2022_932.plx
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Карманова Е.П., Болгов А.Е., Митютько В.И.
Практикум по генетике: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2018
https://e.lanbook.com/book/104872
 
Л1.2
Погиба С.П., Курносов Г.А., Казанцева Е.В., Погиба С.П.
Генетика. Текст лекций: учебное пособие для студентов спец. 260400 и 260500
Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2002
https://e.lanbook.com/book/104726
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Жимулёв И.Ф., Беляев Е. С., Акифьев А. П.
Общая и молекулярная генетика: учебное пособие для вузов
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65279.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
портфолио
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
230 А1
Кабинет цитологии и генетики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, таблицы, стенды с учеными, схемы процессов, таблицы, микропрепараты, микроскопы
 
128 А1
Кабинет экологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран, ноутбук, ученическая доска, кафедра, экран, телевизоры, видеопроигрыватель, DVD–плеер, витрины с животными, шкуры (волк, барс, енотовая собака), коллекция птиц, чучела медведей, чучела и тушки птиц и млекопитающих, биогеографические карты, справочники, коллекция видеофильмов, карты, калькуляторы, микропрепараты, микроскопы, скелеты рыб, земноводных, рептилий, влажные препараты, лотки для препарирования, скальпели, пинцеты, бинокулярные лупы, ручные лупы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
 
стр. 9
УП: 36.05.01_2022_932.plx
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)