высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Кинология
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Система стандартов.
/Лек/
травм и причины производственного травматизма
/Лек/
расследование несчастных случаев
/Лек/
«Травматизм на производстве»
/Ср/
ных факторов.
/Лек/
«Характеристика вредных производственных факторов».
/Ср/
Влияние на организм человека неблагоприятных метеоусловий
/Лек/
/Лек/
1. Понятие охраны труда, ее составные части и основные задачи
2. Основные законодательные и нормативные правовые акты по охране труда и их основные положения
3. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
4. Рабочее время и время отдыха.
5. Права и обязанности работника в области охраны труда.
6. Права и обязанности работодателя в области охраны труда.
7. Система государственных стандартов безопасности труда(ГОСТ ССБТ)
8. Ведомственный и общественный контроль за охраной труда.
10. Организация кабинетов охраны труда и уголков по технике безопасности.
11. Коэффициент частоты и коэффициент тяжести при анализе травматизма.
12. Организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
13. Виды ответственности за нарушение требований и правил охраны труда.
14. Коллективный договор и ответственность сторон за его выполнение.
15. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их представления.
16. Пропаганда вопросов охраны труда на предприятии.
17. Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий и охра-ны труда в организациях.
18. Правила внутреннего трудового распорядка. Основные обязанности руководи-телей, специалистов и работников по его соблюдению.
19. Средства коллективной защиты. Их классификация.
20. Средства индивидуальной защиты и их классификация.
21. Порядок обеспечения работников спецодеждой и обувью.
22. Порядок формирования экзаменационных комиссий для проверки знаний по охране труда.
23. Порядок разработки, утверждения и пересмотра инструкций по охране труда.
24. Порядок проведения и оформления первичного инструктажа на рабочем месте и допуск к самостоятельной работе рабочих.
25. Вводный инструктаж по безопасности труда. Порядок проведения и оформле-ния.
26. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Порядок проведения и оформления.
27. Повторный инструктаж. Порядок проведения и оформления.
28. Внеплановый инструктаж. Необходимость его проведения.
29. Целевой инструктаж. Причины проведения и порядок оформления.
30. Организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов.
31. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
32. Санитарно-бытовое обеспечение работников. Оборудование санитарно-бытовых помещений, их размещение.
33. Определение несчастного случая и производственной травмы. Классификация н/случаев.
34. Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету.
35. Первоочередные меры при несчастном случае.
36. Порядок расследования несчастных случаев на производстве и оформление его результатов.
37. Причины производственного травматизма и профзаболеваний.
38. Порядок оформления акта по форме Н-1 о несчастном случае на производстве.
39. Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего с работни-ком, направленным для выполнения работ в другую организацию.
40. Порядок рассмотрения разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.
41. Обязанности работодателя по организации расследования несчастных случаев на производстве.
42. . Предупредительная сигнализация, надписи и плакаты, применяемые в целях профилактики травматизма
43. Цели и задачи социального страхования.
44. Виды выплат пострадавшему (застрахованному) лицу в связи несчастным слу-чаем на производстве или профессиональным заболеванием.
45. Расследование и учет несчастных случаев происшедших со студентами образо-вательных учреждений, проходящими производственную практику в организациях.
46. Охрана труда молодежи. Нормы предельно допустимых нагрузок для несовер-шеннолетних при подъеме и перемещении тяжести вручную.
47. Охрана труда женщин. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
48. Основные требования безопасности, предъявляемые к ручному инструменту
49. Требования безопасности при эксплуатации производственных зданий и со-оружений.
50. Требования безопасности при работе с источниками электромагнитного излу-чения.
51. Организация эксплуатации осветительных установок. Нормы освещенности на рабочих местах.
52. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
53. Безопасность труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
54. Оказание доврачебной помощи при ранениях.
55. Оказание доврачебной помощи при ожогах, обморожениях, ранениях, ушибах, переломах
56. Основные требования к служебным помещениям оснащенных ПЭВМ. Техника безопасности при работе на персональном компьютере
57. Требования безопасности при перемещении грузов вручную.
58. Безопасность при погрузке, разгрузке и транспортировке грузов.
59. Оказание первой помощи пострадавшим при отравлениях.
60. Параметры микроклимата. Нормирование микроклимата.
61. Эргономические требования к организации рабочих мест.
62. Требования безопасности при работе с ручным инструментом.
63. Требования к организации рабочего места.
64. Требования к территории предприятия.
65. Требования безопасности при работе на высоте.
66. Ответственность пострадавших за нарушения, которые привели к несчастному случаю
68. Пыль, ее влияние на человека. Мероприятия по борьбе с пылью.
69. Мероприятия по борьбе с шумом.
70. Требования безопасности при эксплуатации самоходных машин с ДВС.
71. Действие электрического тока на организм человека; виды поражения электри-ческим током.
72. Освобождение пострадавшего от действия электрического тока и оказание ему первой помощи.
73. Основные способы зашиты от электротравматизма.
74. Факторы, влияющие на степень поражения эл. током.
75. Понятие о процессе горения. Виды горения.
76. Классификация веществ и материалов по пожароопасной.
77. Первичные средства пожаротушения. Виды огнетушителей, в каких случаях они применяются.
78. Способы тушения пожаров.
79. Мероприятия по эвакуации людей при пожаре. Пожарная сигнализация и связь.
80. Мероприятия по предупреждению вредных воздействий производства на окружающую среду.
81. Порядок учета профессиональных заболеваний на производстве.
82. Документация и отчетность по охране труда.
83. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ Горно-Алтайский государственный университет)
Аграрный колледж
Методические указания
для обучающихся по освоению дисциплины
Охрана труда
для студентов, обучающихся по специальности 35.02.15 Кинология
Методические указания утверждены на заседании цикловой комиссии ветеринарии и кинологии 13 мая 2021 года, протокол № 10.
Рекомендации по освоению дисциплины
Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования общих и профессиональных компетенций
- развитию исследовательских умений.
Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.
Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме рекомендаций, схем, сообщений и т.п.
Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят их того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции и изучая материал на практических занятиях. По всем недостаточно понятным вопросам можно своевременно получить информацию на консультациях.
Для закрепления материала лекций достаточно, перелистывая конспект или читая его, мысленно восстановить прослушанный материал.
Для подготовки к семинарским, лабораторно-практическим занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, при необходимости обратиться к рекомендуемой учебной литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии.
Подготовка к зачету должна осуществляться на основе лекционного материала, материала практических занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами, которые в лекциях, как правило, не приводятся.
Если материал понятен, то затрачивать время на консультации, проводимые обычно перед зачетом или экзаменом, совсем необязательно. На консультацию нужно идти лишь с целью уяснения непонятного.
При подготовке теоретических вопросов необходимо знать, какие требования предъявляются к студентам при проверке знаний по изучаемому курсу.
Методические рекомендации по составлению опорного конспекта
Конспектом называется краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.
План-конспект представляет собой более детальную проработку источника: составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные. К каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.
Следовательно, конспект, план-конспект – это работа с другим источником. Цель – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст.
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – это развернутое устное выступление на заданную тему, с которым выступают на лекции, семинаре, конференции. Доклады могут быть и письменными. Основная цель доклада — информирование по определенному вопросу или теме. Тем не менее, доклады могут включать в себя рекомендации, предложения, в него могут включаться диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, резюме. Время доклада обычно составляет 5-15 минут.
Сообщение отличается от доклада меньшим объемом информации, и ее характером. Сообщаемая информация может носить характер уточнения или обобщения, отражать современный взгляд на заданную тему, дополнять уже известную информацию фактическими или статистическими материалами. Сообщение может включать элементы наглядности – иллюстрации, схемы и т.п.
Построение устного сообщения, доклада включает три части: вступление (10-15% общего времени), основную часть (60-70%) и заключение (20-25%).
Во вступлении указывается тема сообщения, доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, сообщается основная идея, кратко перечисляются рассматриваемые вопросы, дается современная оценка предмета изложения. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта суть темы доклада. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы по теме доклада, подчеркивается значение
Алгоритм самостоятельной работы по подготовке устного сообщения, доклада:
1) Выбрать тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений либо самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого материала.
2) Ознакомиться со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
3) Повторить лекционный материал по теме сообщения, доклада.
4) Изучить материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум-трем рекомендованным источникам.
5) Выделить незнакомые слова и термины, найти их значения по словарю.
6) Составить план сообщения, доклада.
7) Выделить наиболее значимые для раскрытия темы факты, мнения, положения.
8) Записать основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
9) Составить окончательный текст сообщения, доклада.
10) Оформить материал в соответствии с определенными преподавателем требованиями.
Сообщение, доклад обычно оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых редакторов и распечатывается на листах формата А4. Оформление материала должно иметь следующую структуру: титульный лист, текст сообщения / доклада, список использованных источников.
11) Прочитать текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
12) Восстановить последовательность изложения текста сообщения, пересказав его устно.
13) Проверить еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
14) Подготовить публичное выступление по материалам сообщения или доклада.
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект, схемы, таблицы или чтение подготовленного текста. Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху:
-критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам;
-критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности;
-критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Регламент устного публичного выступления обычно составляет не более 10 минут. Будьте готовы ответить на вопросы аудитории по теме Вашего сообщения, доклада.
Методические рекомендации по подготовке сообщения
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут. Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели. Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя «объять необъятное», охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа.
Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей
– вступления (10-15% общего времени),
-основной части (60-70%)
- заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели). Требования к основному тезису выступления:
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме. К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагменты, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес. План развития основной части должен быть ясным.
Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров. В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-
Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите. Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей.
Сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное.
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Методические рекомендации по составлению схем
Составление схем – это вид графического способа отображения информации. Целью этого вида самостоятельной работы является развитие умения выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д.
Схемы применяются для отображения фактического и цифрового материала, что придает ему большую наглядность.
Схема является иллюстративным графическим средством изложения содержания исследования. Схемы - это плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи. Схемы представляют собой соотношение частей в неком целом объекте. Это приближенный наглядный образ устройства или структурная характеристика какого-то объекта, процесса или явления.
Виды схем:
-схемы управления, когда рисуется структура управления каким-то объектом;
-функциональные схемы, раскрывающие линии и направления зависимости составных частей;
-табличные схемы с указанием точных данных об объекте схематизации;
-схемы построения, раскрывающие структуру чего-либо.
Схемы помещаются, как правило, под текстом, объясняющим схему и интерпретирующим ее.
Алгоритм самостоятельной работы по составлению схем:
1) Внимательно прочитать учебный материал по изучаемой теме.
2) Выбрать наиболее эффективный графический способ отображения учебного материала.
3) Ознакомиться с образцами оформления схем, графиков, диаграмм или таблиц, предложенных преподавателем.
4) Продумать конструкцию схемы, графика, диаграммы или таблицы: расположение порядковых номеров, терминов, примеров, пояснений, числовых значений и т.д.
5) Начертить схему и заполните необходимым содержимым.
6) Проверить структурированность материала, наличие логической связи изложенной информации.
Методические рекомендации по составлению презентаций
Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР.
Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).
Мультимедийная компьютерная презентация – это:
-динамический синтез текста, изображения, звука;
-яркие и доходчивые образы;
-интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;
-способность к обновлению, дополнению и адаптации информации.
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций, необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической - яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Подготовка учебной презентации
Этапы подготовки презентации.
2. Подготовить план презентации.
3. Подготовить текстовый и графический материал согласно плана.
4. Создать презентацию слайд за слайдом.
5. Показать преподавателю промежуточный вариант презентации.
6. Проверить качество сделанной презентации и при необходимости откорректировать ее.
. Оформление презентации
1.1 Титульный лист
Размещаемый на первом слайде текст обычно строго регламентирован. На титульном листе обычно содержится: наименование министерства и ведомства, к которому относится ваше учебное заведение; название учебного заведения; название специальности; тема работы; название вида работы; фамилия и инициалы автора; № группы и название специальности; фамилия и инициалы руководителя; год создания работы.
Номер слайда на титульном листе не указывают.
1.2 Цели и задачи
Второй слайд четко должен описывать то, ради чего проделана вся работа, и что следует сделать для получения результата. Этот слайд содержит: цель; задачи.
Цель напрямую связана с темой, но не повторяет ее. Обычно цель из одного предложения, максимум - двух. Не стоит перечислять несколько целей, одно за другим. Если ваша работа преследует несколько целей, лучше выбрать одну-две самых важных, а про остальные упомянуть в речи.
Задачи можно рассматривать как инструмент, их них складывается путь достижения цели.
1.3 Основная часть
Основная часть содержит полученные вами результаты, иногда она также иллюстрирует процесс выполнения работы. Количество слайдов в презентации рассчитывают исходя из времени предоставляемого на защиту работы.
Презентация не может содержать более 20 слайдов. Во время защиты, комментируемые слайды могут быть очень эффективным способом представления материалов. Однако вам не стоит подробно комментировать текстовые списки. Обратите внимание, что в основной части презентации должна содержаться информация о том, каким образом была решена каждая из перечисленных выше задач.
1.4 Заключение
Заключение содержит все основные выводы и результаты, полученные в процессе работы. Обычно одной поставленной задаче соответствует как минимум один пункт из заключения.
Критерии оценки презентации
Критерии оценки Содержание оценки
1. Содержательный критерий правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет
2. Логический критерий стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность
3. Речевой критерий использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.
4. Психологический критерий взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации
Методические рекомендации по составлению кроссвордов
Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки. Классификация кроссвордов
1) по форме:
a) кроссворд - прямоугольник, квадрат;
b) кроссворд-ромб;
c) кроссворд-треугольник;
d) круглый (циклический) кроссворд;
e) сотовый кроссворд;
f) фигурный кроссворд;
g) диагональный кроссворд и т.д.
2) по расположению:
a) -симметричные;
b) асимметричными;
c) с вольным расположением слов и др.
3) по содержанию:
a) тематические;
b) юмористические;
c) учебные;
d) числовые.
1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Требования к оформлению:
1. Рисунок кроссворда должен быть четким.
2. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами; 2-й экз. - только с цифрами позиций. Ответы на кроссворд. Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса. Оформление ответов на кроссворды:
- Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
Составление условий (толкований) кроссворда:
1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.
3. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Методические рекомендации по подготовке к дифференцированному зачету
Дифференцированный зачет проводится в целях выяснения наличия у студентов знаний по дисциплине. Зачет проводится сразу по всему курсу, чтобы можно было наиболее глубоко проверить знания студентов.
Вопросы к зачету:
1. Понятие охраны труда, ее составные части и основные задачи
2. Основные законодательные и нормативные правовые акты по охране труда и их основные положения
3. Рабочее время и время отдыха.
4. Система государственных стандартов безопасности труда(ГОСТ ССБТ)
5. Ведомственный и общественный контроль за охраной труда.
6. Организация работы по охране труда на предприятии, ее основные задачи.
7. Организация кабинетов охраны труда и уголков по технике безопасности.
8. Организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
9. Виды ответственности за нарушение требований и правил охраны труда.
10. Коллективный договор и ответственность сторон за его выполнение.
11. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их представления.
12. Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях.
13. Правила внутреннего трудового распорядка. Основные обязанности руководителей, специалистов и работников по его соблюдению.
14. Средства коллективной защиты. Их классификация.
15. Средства индивидуальной защиты и их классификация.
16. Порядок обеспечения работников спецодеждой и обувью.
17. Порядок формирования экзаменационных комиссий для проверки знаний по охране труда.
18. Порядок разработки, утверждения и пересмотра инструкций по охране труда.
19. Порядок проведения и оформления первичного инструктажа на рабочем месте и допуск к самостоятельной работе рабочих.
20. Вводный инструктаж по безопасности труда. Порядок проведения и оформления.
21. Повторный инструктаж. Порядок проведения и оформления.
22. Внеплановый инструктаж. Необходимость его проведения.
23. Целевой инструктаж. Причины проведения и порядок оформления.
24. Организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов.
25. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
26. Санитарно-бытовое обеспечение работников. Оборудование санитарно-бытовых помещений, их размещение.
27. Определение несчастного случая и производственной травмы. Классификация н/случаев.
28. Первоочередные меры при несчастном случае.
29. Порядок расследования несчастных случаев на производстве и оформление его результатов.
30. Причины производственного травматизма и профзаболеваний.
31. Порядок оформления акта по форме Н-1 о несчастном случае на производстве.
32. Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего с работником, направленным для выполнения работ в другую организацию.
34. Предупредительная сигнализация, надписи и плакаты, применяемые в целях профилактики травматизма
35. Цели и задачи социального страхования.
36. Виды выплат пострадавшему (застрахованному) лицу в связи несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
37. Расследование и учет несчастных случаев происшедших со студентами образовательных учреждений, проходящими производственную практику в организациях.
38. Охрана труда молодежи. Нормы предельно допустимых нагрузок для несовершеннолетних при подъеме и перемещении тяжести вручную.
39. Охрана труда женщин. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
40. Основные требования безопасности, предъявляемые к ручному инструменту
41. Требования безопасности при эксплуатации производственных зданий и сооружений.
42. Требования безопасности при работе с источниками электромагнитного излучения.
43. Организация эксплуатации осветительных установок. Нормы освещенности на рабочих местах.
44. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
45. Безопасность труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
46. Оказание доврачебной помощи при ранениях.
47. Оказание доврачебной помощи при ожогах, обморожениях, ранениях, ушибах, переломах
48. Основные требования к служебным помещениям оснащенных ПЭВМ. Техника безопасности при работе на персональном компьютере
49. Оказание первой помощи пострадавшим при отравлениях.
50. Параметры микроклимата. Нормирование микроклимата.
51. Эргономические требования к организации рабочих мест.
52. Требования к организации рабочего места.
53. Требования к территории предприятия.
54. Требования безопасности при работе на высоте.
55. Ответственность пострадавших за нарушения, которые привели к несчастному случаю
56. Виды обеспечения по страхованию. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат.
57. Действие электрического тока на организм человека; виды поражения электрическим током.
58. Освобождение пострадавшего от действия электрического тока и оказание ему первой помощи.
59. Основные способы зашиты от электротравматизма.
60. Первичные средства пожаротушения. Виды огнетушителей, в каких случаях они применяются.
61. Мероприятия по эвакуации людей при пожаре. Пожарная сигнализация и связь.
62. Мероприятия по предупреждению вредных воздействий производства на окружающую среду.
63. Порядок учета профессиональных заболеваний на производстве.
64. Документация и отчетность по охране труда.
65. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированности общеучебных умений;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.