(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
38.04.01 Экономика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
1. Вклад меркантилистов, значение для современной экономической теории.
2. Основные идеи экономических школ о предмете экономической науки (от меркантилистов до классиков).
3. Методология экономических исследований К. Маркса, использование его приемов и методов в современных исследованиях.
4. Методология классиков (А. Смит и Д. Рикардо), использование их приемов и методов в современных исследованиях.
5. Маржинализм, его основные положения. Специфика подхода к предмету и методу у маржиналистов. Преимущества и недостатки математических методов в экономике.
6. Д.М. Кенс: основные положения теории, причина популярности. Последствия использования теории Кейнса на практике.
7. Монетаристы: основные положения теории, причина популярности и разочарования.. Последствия использования монетаризма на практике.
8. Теория благосостояния: причины особого внимания экономистов к благосостоянию, различие в подходах, оценке последствий и выводах о действиях правительства
9. Теория неопределенности: необходимость исследования проблемы, основные теоретические практические выводы
10. Теория предложения: актуальность исследования, практическое значение, проблемы при применении на практике.
11. Теории экономического роста: необходимость исследования. разные подходы у классиков и современников, особенности методологии.
12. Теория предпринимательства: подходы к проблеме классиков, вклад Шумпетера, продолжение идей Шумпетера в современной экономической науке.
13. Теория человеческого капитала: основные положения Беккера, применение теории к образовательной системе.
14. Методы формальной логики и их применимость к экономическим процессам.
15. Законы диалектики и их применение к экономике.
16. Этапы научной деятельности: цель, объект, предмет, задачи и результаты.
ПО КУРСУ «Методология проведения экономических исследований»
Самостоятельная работа призвана способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо изучить теоретический материал, представленный в рекомендуемой литературе, творчески его переработать и представить его для отчета в форме, рекомендованной в приведенной ниже таблице.
Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания.
На первом занятии производиться ознакомление студентов с формой занятий по изучаемому курсу, видах самостоятельной работы и о системе их оценки в баллах; осуществляется помощь студентам составить график самостоятельной работы с указанием конкретных сроков представления выполненной работы на проверку преподавателю.
Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, рефератов, выполненных
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. В ходе выполнения заданий студентом должны быть решены следующие задачи:
• углублённое знакомство с предметом исследования;
• овладение навыками работы с учебной литературой, законодательными и нормативными документами;
• выработка умения анализировать и обобщать теоретический и практический материал, использовать результаты анализа для подведения обоснованных выводов и принятия управленческих решений.
Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы. Это необходимо для того, чтобы осмыслить суть предлагаемых работ и круг вопросов, которые предстоит освоить, а также определить место и значимость самостоятельных заданий в общей структуре программы курса «Экономика предприятия».
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо изучить теоретический материал, представленный в рекомендуемой литературе, творчески его переработать и представить его для отчета в форме, рекомендованной в приведенной ниже таблице.
Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания.
Методические рекомендации к практической работе
Тема дисциплины Содержание темы
Методология исследования классиков экономической науки 1. Основные этапы становления и развития экономической науки: меркантилисты и физиократы, классическая политическая экономия А.Смита и Д. Рикардо, марксиситская политическая экономия.
2. Меркантилизм о предмете и задачах экономической науки.
3. Физиократы о процессе производства. Цена товара и ее составляющие. Экономические классы в обществе по Ф.Кенэ.
4. Классическая экономическая школа о предмете экономической науки.
5. Политэкономия как наука о богатстве. Предмет экономической науки по К.Марксу.
6. Основные положения экономической теории.
7. Методологический подход классиков к процессу исторического развития, смене формаций, природе и накоплению богатства.
8. Основы неоклассического подхода.
Методология исследования в современной экономической науке 1. Экономикс как наука о рациональном использовании ресурсов при их ограниченности.
2. Неоклассический подход к роли правительства в экономику. Теория саморегулируемой экономики.
3. Монетаризм о пределах вмешательства правительства в экономику. Денежно-кредитная система как объект вмешательства.
4. Радикальная политическая экономия и институционализм. Особенности российской экономической науки.
Актуальные экономические проблемы и особенности их исследования 1.Теория благосостояния
2. Теория неопределенности.
3. Теория предложения
4. Предпринимательство.
5. Глобализация.
6. Современный финансово-экономический кризис и глобализация.
Экономико-математические методы исследования 1. Экономико-математическое моделирование и экспериментирование.
2. Маржиналистский подход к экономическим явлениям.
3. Вклад маржиналистов в развитие экономической науки.
Институциональный подход к исследованию экономических проблем 1. Экономика и политика.
2. Институциональные аспекты экономики.
Институциональная экономика, ее содержание и основные вопросы.
3. Общественный сектор как объект исследования.
4. «Экономический империализм». Экономическая оценка политических событий: выборы, политические движения.
Формальная логика и ее использование в научных исследованиях 1. Формальная логика как начальный этап исследования.
2 Законы формальной логики (тождества, сопоставления, отрицания и пр.).
3 Классификация как способ исследования объекта.
4. Анализ и синтез в экономических исследованиях.
5. Индукция и дедукция.
Этапы научного исследования в экономике 1. Основные методологические приемы при исследовании экономических явлений.
2. Постановка задачи, определение предмета и объекта исследования.
3. Использование начальных приемов исследования: наблюдение, сопоставление, сравнение, измерение.
4. Использование исторического метода.
5. Возможности эксперимента.
6. Статистика как источник исследования объекта.
7. Законы диалектики.
9. Абстрагирование как основной метод познания.
Контрольные задачи
Применительно к исследуемой категории раскройте содержание и этапы исследования по указанной схеме:
Задание 1
Логическая схема научного исследования:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Постановка цели и конкретных задач.
3. Определение предмета и объекта исследования.
4. Выбор методов (методики) исследования.
5. Описание процесса исследования.
6. Обсуждение результатов исследования.
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Этапы Требования к ним
Тема Слишком широкая, слишком узкая
Цели и задачи Новизна, расширение знаний, уточнение, развитие
Предмет и объект Часть и целое
2. Общие методы научного познания:
1. Методы эмпирического исследования;
2. Методы эмпирического и теоретического уровня исследования;
3. Методы теоретического исследования.
Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Методы эмпирического и теоретического уровня исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.
Методы теоретического исследования: восхождение от абстрактного к конкретному и пр.
Методы Требования к ним
Наблюдение Планомерность, целенаправленность, активность, систематичность
Сравнение По важным признакам, между сравниваемыми объектами должна быть общность
Измерение Количественная определенность объекта
Эксперимент Чистота эксперимента, экстремальность условий, повторяемость
Абстрагирование Степень абстрагирования
Анализ и синтез Эмпирический, возвратный, структурно-генетический
От абстрактного к конкретному От конкретного в действительности к его абстрактной сущности. От абстрактного объекта к его конкретной целостности, но к конкретному в мышлении.
Исследуемые категории (выбираются магистрантом самостоятельно):
Цена, спрос, безработица, бедность, продукция любой отрасли, доход, выручка, прибыль, занятость, заработная плата, банковский процент, кредит, сбережения, депозиты, акции, облигации, инвестиции, экспорт, импорт, глобализация, финансы, финансовый рынок, иностранная валюта, кризис, государственный бюджет, экспорт, импорт, банкротство.
Задание 2
Применимость законов логики
Законы Примеры применения
Закон тождества
Закон противоречия
Закон исключения третьего
Закон достаточного основания
Применение логических правил
Применение логических правил Пояснение применительно к нашему случаю
Правила по примерам
Правила по аналогиям
Правила по причинно-следственным связям
Правила по аргументам
Правила по определениям
Методические указания по подготовке рефератов (докладов)
Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, представляющая собой краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не
Структура реферата:
1. Титульный лист
2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
3. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
5. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
6. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
7. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
Требования, предъявляемые к оформлению реферата.
Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.