2022-2023_38_04_01_2022_882М_plx_Методология проведения экономических исследований_Региональная экономика и управление
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методология проведения экономических исследований
Учебный план
38.04.01_2022_882М.plx

38.04.01 Экономика

Региональная экономика и управление
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
53
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
10
10
10
10
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10,15
10,15
10,15
10,15
Сам. работа
53
53
53
53
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 38.04.01_2022_882М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.э.н., доцент, доцент кафедры, Янковская Ксения Геннадьевна
 
 
Методология проведения экономических исследований
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)
 
38.04.01 Экономика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 21.04.2022 протокол № 9  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 38.04.01_2022_882М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 38.04.01_2022_882М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний по методологии экономических исследований и практических умений и навыков по проведению экономических исследований
1.2
Задачи: - подготовить магистрантов к проектно-экономической деятельности в различных областях экономики,  к  участию в разработке  проектов, бюджетов,   текущих и стратегических планов и программ; - подготовить магистрантов к научно-исследовательской деятельности, в том числе, в междисциплинарных областях, для проведения исследований и разработок  в  области экономики, прогнозов и  тенденций развития, формирования на их основе практических рекомендаций,  а также научных выводов; - подготовить магистрантов к аналитической деятельности по выявлению факторов    развития  агентов рынка  в долгосрочном и краткосрочном периоде,  определению степени  эффективности  их деятельности на разных организационных уровнях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Современная система экономики
2.1.2
Философия и методология науки
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Стратегическое планирование региона и муниципального образования
2.2.2
Экономический анализ в отраслях
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-1: Способен применять знания (на продвинутом уровне) фундаментальной экономической науки при решении практических и (или) исследовательских задач;
 
Использует современные методы исследования фундаментальной экономической науки при решении практических и исследовательских задач
ИД-1.ОПК-1: Представляет (на продвинутом уровне) современные методы исследования фундаментальной экономической науки при решении практических и (или) исследовательских задач
 
Умеет обобщать и критически оценивать научные результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области фундаментальной экономической науки и выявляет наиболее подходящую теоретическую модель для решения практической или исследовательской задачи экономической направленности и обосновывает свой выбор
ИД-2.ОПК-1: Обобщает и критически оценивает научные результаты, полученные отечественными и  зарубежными исследователями в области фундаментальной экономической науки и выявляет наиболее подходящую теоретическую модель для решения практической или исследовательской задачи экономической направленности и обосновывает свой выбор
 
Умеет составлять план и проводить исследование реальной экономической ситуации с применением изученных методов фундаментальной экономической науки: макроэкономики и микроэкономики
ИД-3.ОПК-1: Составляет план и осуществляет исследования реальной экономической ситуации с применением изученных методов фундаментальной экономической науки: макроэкономики и микроэкономики
 
 
ОПК-3: Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в экономике;
 
Владеет знаниями о тенденциях развития мировой экономической науки за последние десятилетия в выбранной области научных интересов
ИД-1.ОПК-3: Знает тенденции развития мировой экономической науки за последние десятилетия в выбранной области научных интересов
 
Владеет методикой проведения сравнительного анализа,  умеет обобщать и критически оценивать выполненные научные исследования в экономике
ИД-2.ОПК-3: Проводит сравнительный анализ, обобщает и критически оценивает выполненные научные исследования в экономике
 
 
ОПК-5: Способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении профессиональных задач.
 
Владеет навыками работы с электронными библиотечными системами для поиска необходимой научной литературы и социально-экономической статистики
ИД-2.ОПК-5: Использует электронные библиотечные системы для поиска необходимой научной литературы и социально-экономической статистики
 
 
 
стр. 5
УП: 38.04.01_2022_882М.plx
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Методология проведения экономического исследования
 
1.1
Методология исследования классиков экономической науки /Пр/
2
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Методология исследования классиков экономической науки /Ср/
2
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Методология исследования в современной экономической науке /Ср/
4
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Актуальные экономические проблемы и  особенности их исследования /Пр/
2
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Актуальные экономические проблемы и  особенности их исследования /Ср/
4
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 38.04.01_2022_882М.plx
 
1.6
Экономико-математические методы исследования /Ср/
9
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.7
Институциональный подход к исследованию экономических проблем /Пр/
2
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.8
Институциональный подход к исследованию экономических проблем /Ср/
6
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.9
Формальная логика и ее использование в научных исследованиях /Пр/
4
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.10
Формальная логика и ее использование в научных исследованиях /Ср/
10
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.11
Этапы научного исследования в экономике /Ср/
18
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-5
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-5
1
0
 
стр. 7
УП: 38.04.01_2022_882М.plx
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-2.ОПК-5
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень вопросов к зачету

1. Вклад меркантилистов, значение  для современной экономической теории.

2. Основные идеи  экономических школ о предмете экономической науки (от меркантилистов до  классиков).

3. Методология  экономических исследований К. Маркса,  использование  его приемов и методов  в современных исследованиях.

4. Методология классиков (А. Смит и Д. Рикардо),   использование  их приемов и методов  в современных исследованиях.

5. Маржинализм, его основные  положения.  Специфика  подхода к предмету и методу у маржиналистов.  Преимущества и недостатки  математических методов в экономике.

6. Д.М. Кенс: основные положения теории, причина популярности.  Последствия  использования теории Кейнса на практике.

7. Монетаристы: основные положения теории, причина популярности и разочарования..  Последствия  использования монетаризма на практике.

8. Теория благосостояния: причины  особого внимания экономистов к благосостоянию, различие в подходах, оценке последствий и выводах о действиях правительства

9. Теория неопределенности: необходимость исследования проблемы, основные теоретические практические выводы

10. Теория предложения:  актуальность исследования,  практическое значение,  проблемы при применении на практике.

11. Теории экономического роста:  необходимость исследования. разные подходы у классиков и современников,  особенности методологии.

12. Теория предпринимательства:  подходы к проблеме классиков, вклад Шумпетера,  продолжение идей Шумпетера в современной экономической науке.

13. Теория человеческого капитала: основные положения Беккера, применение теории  к образовательной системе.

14. Методы формальной логики и их применимость к экономическим процессам.

15. Законы диалектики и их применение к экономике.

16. Этапы научной деятельности: цель, объект, предмет, задачи и  результаты.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Экономическое направление исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма. 2. Политическое направление исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма. 3. Культурно-историческое направление исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма. 4. Психологическое направление исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма. 5. Разработка теоретических предпосылок и методологических основ научного исследования. 6. Разработка гипотезы. 7. Определение методики исследования. 8. Разработка выводов и практических предложений. 9. Использование современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответсвии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Рузавин Г.И.
Методология научного познания: учебное пособие для вузов
Москва: Юнити-Дана, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81665.html
 
стр. 8
УП: 38.04.01_2022_882М.plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Тарасенко В.Н., Дегтев И.А.
Основы научных исследований: учебное пособие
Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова; ЭБС АСВ, 2017
http://www.iprbookshop.ru/80432.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
NVDA
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
кейс-метод
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
134 А1
Центр стратегических исследований (лаборатория). Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, интерактивная доска, проектор, ноутбук.
 
322 А2
Компьютерный класс. Лаборатория информатики и информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО КУРСУ «Методология проведения экономических исследований»

Самостоятельная работа призвана способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо изучить теоретический материал, представленный в рекомендуемой литературе, творчески его переработать и представить его для отчета в форме, рекомендованной в приведенной ниже таблице.

Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания.

На первом занятии производиться ознакомление студентов с формой занятий по изучаемому курсу, видах самостоятельной работы и о системе их оценки в баллах; осуществляется помощь студентам составить график самостоятельной работы с указанием конкретных сроков представления выполненной работы на проверку преподавателю.

Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, рефератов, выполненных 

 
стр. 9
УП: 38.04.01_2022_882М.plx
 
практических заданий, тестовых заданий и других форм текущего контроля.

Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. В ходе выполнения заданий студентом должны быть решены следующие задачи:

• углублённое знакомство с предметом исследования;

• овладение навыками работы с учебной литературой, законодательными и нормативными документами;

• выработка умения анализировать и обобщать теоретический и практический материал, использовать результаты анализа для подведения обоснованных выводов и принятия управленческих решений.

Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы. Это необходимо для того, чтобы осмыслить суть предлагаемых работ и круг вопросов, которые предстоит освоить, а также определить место и значимость самостоятельных заданий в общей структуре программы курса «Экономика предприятия».

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо изучить теоретический материал, представленный в рекомендуемой литературе, творчески его переработать и представить его для отчета в форме, рекомендованной в приведенной ниже таблице.

Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания.

Методические рекомендации к практической работе

Тема дисциплины Содержание темы

Методология исследования классиков экономической науки 1. Основные этапы становления и развития экономической науки: меркантилисты и физиократы, классическая политическая экономия А.Смита и Д. Рикардо, марксиситская политическая экономия.

2. Меркантилизм о предмете и задачах экономической науки.  

3. Физиократы о процессе производства.  Цена товара и ее составляющие. Экономические классы в обществе по Ф.Кенэ.  

4. Классическая экономическая школа о предмете экономической науки.  

5. Политэкономия как наука о богатстве. Предмет экономической науки по К.Марксу.

6. Основные положения экономической  теории.

7. Методологический подход классиков к процессу исторического развития, смене формаций, природе  и накоплению богатства.  

8. Основы неоклассического подхода.

Методология исследования в современной экономической науке 1. Экономикс как наука о рациональном использовании ресурсов при их ограниченности.

2. Неоклассический подход к роли правительства в экономику. Теория саморегулируемой экономики.  

3. Монетаризм о пределах вмешательства правительства в экономику.  Денежно-кредитная система как объект вмешательства.

4. Радикальная политическая экономия и институционализм.  Особенности российской экономической науки.

Актуальные экономические проблемы и  особенности их исследования 1.Теория благосостояния

2. Теория неопределенности.

3. Теория предложения

4. Предпринимательство.

5. Глобализация.

6. Современный финансово-экономический кризис и  глобализация.

Экономико-математические методы исследования 1. Экономико-математическое моделирование и экспериментирование.

2. Маржиналистский подход к экономическим явлениям.

3. Вклад маржиналистов в развитие экономической науки.

Институциональный подход к исследованию экономических проблем 1. Экономика и политика.

2. Институциональные аспекты экономики.

Институциональная экономика, ее содержание и  основные вопросы.

3. Общественный сектор как объект исследования.

4. «Экономический империализм».  Экономическая оценка политических событий: выборы, политические движения.

Формальная логика и ее использование в научных исследованиях 1. Формальная логика как начальный этап исследования.  

2 Законы формальной логики (тождества, сопоставления, отрицания и пр.).

3 Классификация как способ исследования объекта.  

4. Анализ и синтез в экономических исследованиях.

5. Индукция и дедукция.

Этапы научного исследования в экономике 1. Основные методологические приемы при исследовании экономических явлений.

2. Постановка задачи, определение предмета и объекта исследования.  

3. Использование начальных приемов исследования: наблюдение, сопоставление, сравнение, измерение.

4. Использование исторического метода.

5. Возможности эксперимента.

6. Статистика как источник  исследования объекта.  

7. Законы диалектики.

 
стр. 10
УП: 38.04.01_2022_882М.plx
 
8. Методы формальной логии.

9. Абстрагирование как основной метод познания.

Контрольные задачи

Применительно к исследуемой категории раскройте содержание и этапы исследования по указанной схеме:

Задание 1

Логическая схема  научного исследования:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач.

3. Определение предмета и объекта исследования.

4. Выбор методов (методики) исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Этапы Требования к ним

Тема Слишком широкая, слишком узкая

Цели и задачи Новизна, расширение знаний, уточнение,  развитие

Предмет и объект Часть и целое

2. Общие методы научного познания:

1. Методы эмпирического исследования;

2. Методы эмпирического и теоретического уровня исследования;

3. Методы теоретического исследования.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Методы эмпирического и теоретического уровня исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.

Методы теоретического исследования: восхождение от абстрактного к конкретному и пр.

  

Методы Требования к ним

Наблюдение Планомерность, целенаправленность, активность, систематичность

Сравнение По важным признакам, между сравниваемыми объектами должна быть общность

Измерение Количественная определенность  объекта

Эксперимент Чистота эксперимента, экстремальность условий, повторяемость

Абстрагирование Степень абстрагирования

Анализ и синтез Эмпирический,  возвратный, структурно-генетический

От абстрактного к конкретному От конкретного в действительности к  его абстрактной сущности. От абстрактного объекта к его конкретной целостности, но  к конкретному в мышлении.

Исследуемые категории (выбираются магистрантом самостоятельно):

Цена,  спрос, безработица, бедность,  продукция любой отрасли,  доход, выручка, прибыль,  занятость,  заработная плата,  банковский процент, кредит, сбережения, депозиты,  акции, облигации, инвестиции,  экспорт, импорт, глобализация, финансы, финансовый рынок, иностранная валюта,  кризис,  государственный бюджет,  экспорт, импорт, банкротство.    

Задание 2

Применимость  законов логики

Законы Примеры применения

Закон тождества

Закон противоречия

Закон исключения третьего

Закон достаточного основания

Применение логических правил

Применение логических правил Пояснение применительно к нашему случаю

Правила по примерам

Правила по аналогиям

Правила по причинно-следственным связям

Правила по аргументам

Правила по определениям

Методические указания по подготовке рефератов (докладов)

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, представляющая собой краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не 

 
стр. 11
УП: 38.04.01_2022_882М.plx
 
столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора.

Структура реферата:

1. Титульный лист

2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

5. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

6. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

7. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата.

Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.