Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра русского языка и литературы
рабочая программа дисциплины (модуля)
Геополитика имперского воображения: Восток и Запад в русской культуре
44.03.02_2022_1122.plx
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
УП: 44.03.02_2022_1122.plx
д.ф.н., зав. кафедрой, Алексеев Павел Викторович
Геополитика имперского воображения: Восток и Запад в русской культуре
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 44.03.02_2022_1122.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.02_2022_1122.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: углубленное изучение русской литературы XIX века в контексте русского ориентализма на базе современной постколониальной критики, имагологии и компаративистики.
Задачи: - познакомить с современнойполстколониальной критикой и теорией ориентализма
- сдлеать краткий обзор колониального опыта Российской империи и выявить типичные черты его отражения в русской культуре
- рассмотреть ключевые тексты русской литературы в свете теории русского ориентализма
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
История (история России, всеобщая история)
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Культура и межкультурное взаимодействие
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
знает где и как находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.
ИД-1.УК-5: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.
обладает способностью демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения.
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
умеет конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных, религиозных и др. особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-3.УК-5: Умеет конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Содержание курса
Ориентализм и постколониальная теория /Лек/
Колониальный опыт Российской империи и его отражение в искусстве /Лек/
Коран в русской культуре /Лек/
Турция и Китай в воображении русской культуры /Лек/
УП: 44.03.02_2022_1122.plx
Сибирь как Внутренний Восток России /Лек/
Запад и Восток в творчестве Н.В. Гоголя. Историческая характеристика "Ал-Мамун" /Пр/
Восточный вопрос в творчестве А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. "Кирджали", "Олегов щит", "Песни западных славян", "Русская география" /Пр/
Русско-турецкая война 1828-1829 гг. в глазах передового русского дворянства. "Путешествие в Арзрум" /Пр/
Востоковедение и мифы о Востоке: Сирия в творчестве О.И. Сенковско /Пр/
Кавказ как культурная травма России. М.Ю. Лермонтов и Л.Н. Толстой. /Пр/
Китай в воображении Ф.М. Достоевского /Пр/
Геополитические рассуждения Ф.М. Достоевского в "Дневнике писателя" /Пр/
Коран и мифологизация эпилепсии у Ф.М. Достоевского /Пр/
Составление словаря терминов постколониализма /Ср/
ОБзор литературы путешествий русских на Запад и Восток /Ср/
Подготовка к практическим занятиям /Ср/
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
Подготовка к зачёту /Зачёт/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
Контактная работа /KСРАтт/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
Консультация по дисциплине /Kонс/
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
1. Постколониальные исследования: основные термины, истоки, перспективы.
2. Постколониальная теория и литература путешествий. Взгляд из России
3. «Внутренняя постколонизация»: формирование постколониального сознания в русской литературе 1970-2000 годов
4. Образ халифа в исторической характеристике "Ал-Мамун" Н. В. Гоголя
5. "Китайское" вступление к "Дневнику писателя" Ф. М. Достоевского
6. Ориентализация пространства в "Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года" А. С. Пушкина
7. Отражение восточного вопроса в творчестве А. С. Пушкина 1830-х годов
8. Сирия в мифопоэтике О. И. Сенковского
9. Восточный текст в поэтике М. Ю. Лермонтова
10. Мусульманский Восток в поэтике Ф.М. Достоевского
11. Достоевский и Китай: к постановке имагологической проблемы
12. Восточный текст русской литературы и спор о "русском ориентализме"
13. Россия и Китай в постколониальном дискурсе: проблема «self-orientalization»
14. Мотив «кувшина Магомета» в творчестве Ф.М. Достоевского
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
УП: 44.03.02_2022_1122.plx
1. Восток в творческом сознании Ф. М. Достоевского периода Крымской войны
2. Хафиз в творческом сознании А. А. Фета
3. Типы русского путешественника на востоке в творчестве Н.С. Лескова
4. Русский ориентальный травелог как жанр путевой прозы конца XVIII - первой трети XIX века
5. «Свой среди чужих, чужой среди своих»: мотив обрусения мусульманина в повести А.А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-Бек»
6. Мусульманский Восток в воображаемом путешествии А.Ф. Вельтмана
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
является отдельным документом
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Коллоквиум, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, реферат, доклад, сообщение,тест, вопросы к заче-ту
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Красняк О.А., Тихонова Е.В.
Всемирная история. Единое представление о закономерностях исторического развития стран Запада и Востока с древнейших времен до наших дней: учебное пособие
Москва: КД Либроком, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Фортунатов Н.М., Уртманцева М.Г., Юхнова И.С.
История русской литературы 19 века: учебник для бакалавров
Мусульманский текст русской литературы: словарь основных понятий и терминов
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система IPRbooks
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
УП: 44.03.02_2022_1122.plx
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке конспектов
Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.