2022-2023_44_03_05_2022_512_plx_Экологическая безопасность в социальной среде_Родной язык и Восточные языки (корейский язык)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экологическая безопасность в социальной среде
Учебный план
44.03.05_2022_512.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Родной язык и Восточные языки (корейский язык)
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
12 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05_2022_512.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Журавлева О.В.
 
 
Экологическая безопасность в социальной среде
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2022 протокол № 1.
 
Протокол от 20.11.2019 протокол №   

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2022_512.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2022_512.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Сформировать у студентов знания об общих закономерностях возникновения и развития экологических опасностей в каждодневной жизни, их свойств, возможных влияний на жизнь и здоровье человека и сформировать необходимые в будущей практической деятельности специалиста умения и навыки для их предотвращения и ликвидации, защиты здоровья людей и окружающей среды.
1.2
Задачи: 1. Изучить влияние экологических факторов на здоровье людей; 2. Проанализировать соотетсвие состояния здоровья человека и состояния окружающей его среды; 3. Изучить факторы экологического риска и возможностей экологической адаптации; 4. Изучить причинно-следственные связи возникновения и распространения экологически обусловленных болезней с природными, социально-экономическими предпосылками.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасность жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
ИД-1.УК-1: Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи
 
ИД-2.УК-1: Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи
 
ИД-3.УК-1: Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
 
ИД-4.УК-1: Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
 
ИД-5.УК-1: Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекционные занятия
 
1.1
Влияние факторов окружающей среды на здоровье населения /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.2
Физические факторы окружающей среды и здоровье человека /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.3
Химические факторы окружающей среды и здоровье человека /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2022_512.plx
 
1.4
Урбанизация и экология человека. Социальная экология и архитектура, градостроительство, районная планировка /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.5
Основные производственные и социально-бытовые факторы, влияющие на жизнедеятельность человека. Морфофизиологические, генетические и демографические характеристики населения. /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 2. Практические и семинарские занятия
 
2.1
Состояния, вызванные воздействием физических факторов окружающей среды  /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
2.2
Состояния, вызванные воздействием химических факторов окружающей среды /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
2.3
Определение количества  загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
2.4
Влияние состояния окружающей среды на качество продуктов питания /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
2.5
Метеорологические факторы и их влияние на организм человека /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
2.6
Экологическая дифференциация человечества. Нормы реакции и географические условия среды /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
2.7
Экология рака: механизмы возникновения, факторы, вызывающие заболевание, группы риска /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
2.8
Природная очаговость болезней. Влияние эпидемии на жизнь общества  /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
2.9
Основные производственные и социально-бытовые факторы, влияющие на жизнедеятельность человека /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Влияние факторов окружающей среды на здоровье населения /Ср/
7
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2022_512.plx
 
3.2
Физические факторы окружающей среды и здоровье человека /Ср/
6
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
3.3
Химические факторы окружающей среды и здоровье человека /Ср/
6,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
3.4
Урбанизация и экология человека. Социальная экология и архитектура, градостроительство, районная планировка /Ср/
7
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
3.5
Основные производственные и социально-бытовые факторы, влияющие на жизнедеятельность человека. Морфофизиологические, генетические и демографические характеристики населения. /Ср/
8
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-4.УК-1 ИД-5.УК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1.История развития представлений о влиянии факторов окружающей среды на организм человека.

2. Понятие адаптации. Природные и антропогенные адаптогенные факторы.

3.  Комплексное воздействие факторов.

4. Адаптационные ресурсы организма.

5. Разнообразие метеорологических факторов, погода и климат.

6. Температура воздуха: зона температурного комфорта, постоянство температуры тела человека и пределы ее колебаний.

7. Влажность воздуха: основные характеристики; значение для жизнедеятельности организма человека, сочетание с другими метеорологическими факторами.

8. Атмосферное давление, его роль в функционировании организма.

9. Метеолабильность и метеопатология.

10. Адаптация человека к условиям Арктики и Антарктики.

11.  Морфофункциональные особенности аборигенов Севера.

12. Адаптация человека к аридной зоне.

13. Морфофизиологические особенности коренного населения аридной зоны.

14. Адаптация человека к условиям тропиков.

15. Морфофункциональные особенности коренных жителей тропиков.

16. Адаптация человека к высокогорью. Горная болезнь.

17. Последствия загрязнения природных сред на здоровье человека.

18. Проблемы производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции.

19. Антропоэкологические критерии качества окружающей среды.

20. Иммунологические проблемы, связанные с антропогенным загрязнением окружающей среды.

21. Урбанизация и здоровье человека.

22. Влияние на здоровье человека химических факторов. Последствия воздействия мутагенных веществ.

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2022_512.plx
 
23. Воздействие на организм человека радиационного фактора.

24. Понятие об аллергических реакциях. Причины возникновения аллергий.

25. Воздействие на здоровье человека электромагнитного излучения.

26. Природная очаговость болезней. Влияние эпидемии на жизнь общества (2 часа)

27. Экология рака.

28. Факторы окружающей среды и профессиональные заболевания.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Конституция человека и её роль в адаптации и формировании здоровья.

Классификация болезней. Основные экологически значимые болезни.

Циркадные ритмы и здоровье. Хронотерапия и хронофармакология.

Электромагнитные поля и здоровье.

Ионизирующая радиация (природная и антропогенная) и здоровье.

Урбоэкология и здоровье человека.

Антропогенное загрязнение среды обитания.

Применение ядохимикатов в сельском хозяйстве и их влияние на здоровье человека.

Научно-технический прогресс и экология человека.

Экологические проблемы демографии, здоровье и продолжительность жизни.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Раковская Е. Г., Цветкова А. Д.
Безопасность жизнедеятельности. Источники загрязнения окружающей среды: учебное пособие
Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2011
https://e.lanbook.com/book/45191
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Саркисов О. Р., Любарский Е. Л., Казанцев С. Я.
Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/74950.html
 
Л2.2
Палаткина А. В.
Экологическая безопасность социума: монография
Саранск: МГУ им. Н.П. Огарева, 2020
https://e.lanbook.com/book/204728
 
Л2.3
Шуваев Д. Н.
Безопасность жизнедеятельности. Тема 2. Человек и окружающая среда: Природа: учебно-методическое пособие
Нижний Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2021
https://e.lanbook.com/book/191600
 
Л2.4
Русак О. Н.
Безопасность деятельности. Факторы окружающей среды: учебное пособие
Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2016
https://e.lanbook.com/book/90191
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.4
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
кейс-метод
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2022_512.plx
 
деловая игра
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
229 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Общие географические карты, проектор, ноутбук, раздвижной экран для проектора, кафедра. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; ане-мометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Основным организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на

формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с

преподавателем, при домашней подготовке.

Для повышения качества самостоятельной работы студентам обеспечивается  полная информированность о целях и задачах

самостоятельной работы, сроках выполнения, формах контроля и самоконтроля, трудоемкости. Главным аспектом в

стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается как в оптимизации ее отдельных

видов, так в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в

ходе всех видов учебной деятельности.

Формирование навыков самостоятельной работы студентов в ходе изучения дисциплины «Управление отходами» включает

следующие компоненты:

• определение содержания и объёма домашних заданий по темам курса;

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2022_512.plx
 
• перечень учебной литературы, которую должен изучить студент (учебники и учебные пособия, рекомендуемые

студенту, могут быть выбраны студентом самостоятельно); согласование с преподавателем научной литературы, которую

должен изучить студент;

• консультации в процессе текущей, внеучебной работы при написании индивидуального проекта, при подготовке

к зачету;

• работа с текстами: учебниками и другими учебно-методическими источниками, дополнительной литературой, в

том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;

•  участие в работе студенческих научных конференций;

•  подготовка к зачету.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Работа с учебной и учебно-методической литературой

Работа с учебником (или лекционным материалом) должна происходить в течение всего семестра, а его материал –

распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами курса. Неплохой эффект дает чтение учебника не после

лекции, а наоборот, перед ней. Студент, уже ознакомленный с темой по учебнику, воспринимает и запоминает основные

положения лекции намного легче.

При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную

мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно

составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Следует

также отмечать сложные и непонятные места, чтобы на занятии или во внеаудиторной обстановке задать интересующий

вопрос преподавателю.

2. Работа с конспектом лекций

Студентам важно помнить, что конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать

«зрительную» память), поэтому он должен быть аккуратным. Выделите заголовки, отделите один вопрос от другого,

соблюдайте абзацы, подчеркните термины.

Новые разделы и темы в конспекте целесообразнее начинать с новых страниц.

Не пытайтесь записывать каждое слово лектора, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать

автоматически, не вникая в смысл. Создайте собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, удобную только

вам. Например, наиболее часто употребляемые в лекциях слова можно обозначать даже в виде символов или свести

сокращение до одной буквы. А в том случае, если в вашей группе студенты пользуются «единой системой сокращений», то

вам удобнее будет пользоваться лекциями друг у друга при переписывании, если вы пропустили занятие.

В этом случае в конце тетради можно сделать словарик, куда выписывается основная терминология по курсу, а также

выделяется несколько страниц для составления перечня сокращений.

При пропуске занятия не стоит снимать копию конспекта на копире у других студентов. Опыт показывает, что такой

материал будет «мертвым грузом» лежать в вашей тетради, и вы никогда им не воспользуетесь.

Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно

сделать дополнительные записи, отметить непонятные места, записать собственные мысли.

Не забудьте прочитать лекцию перед практическим и семинарским занятием по соответствующей теме и еще важнее: не

забудьте читать лекции перед зачетом.

3. Рекомендации по подготовке к зачёту

Для успешной сдачи зачёта следует соблюдать следующие правила:

У преподавателя или на кафедре не позднее второй недели семестра необходимо получить перечень вопросов. Лучше всего

его распечатать и подклеить в лекционную тетрадь по дисциплине. Таким образом, они всегда будут под рукой, а в этом

списке следует отмечать пройденные темы курса, а также темы, которые преподаватель рекомендует для самостоятельного

изучения.

Подготовка к зачёту должна быть системной в течение всего семестра.

Наиболее интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до зачета: распределите вопросы

таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

Иногда полезно бывает готовиться к зачету коллективно по два-три человека. В этом случае вы сможете «проговаривать»

ответы на вопросы друг другу, «включая», таким образом, слуховую память.

Нелишним будет составить письменные ответы на вопросы, поскольку конспекты лекций, как правило, содержат не весь

материал по теоретическому курсу, и информацию дополнительно придется черпать из учебников и учебно-методических

пособий. Этот метод особенно пригодится тем студентам, у которых развита механическая память.

4. Методические рекомендации для студентам по подготовке рефератов

Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеется). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата, ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.