2022-2023_35_02_05_2022_А12_plx_Учебная практика_ Организация работы растениеводческих бригад в соответсвии с технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Учебная практика. Организация работы растениеводческих бригад в соответсвии с технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур
Учебный план
35.02.05_2022_А12.plx

Агрономия

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
зачеты с оценкой 5
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
126
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Агроном
126
в том числе:
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
54
54
54
54
18
18
126
126
Итого ауд.
54
54
54
54
18
18
126
126
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
18
18
126
126
Итого
54
54
54
54
18
18
126
126
 
 
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
стр. 3
 
Программу составил(и):
Препод., Угачева Яна Георгиевна;Препод., Попова Ольга Алексеевна;Препод., Сметанникова Олеся Викторовна
 
 
Учебная практика. Организация работы растениеводческих бригад в соответсвии с технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 АГРОНОМИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 13.07.2021 г. № 444)
 
Агрономия

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
стр. 4
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 5
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> Освоение основного вида деятельности «Организация работы растениеводческих бригад в соответствии с технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции
1.2
<i>Задачи:</i> Иметь практический опыт:

- изучение технологических карт;

- анализ влияния погодных условий на урожайность сельскохозяйственных

культур

- самостоятельное составление планов-графиков проведения работ;

- разработка заданий для растениеводческих бригад;

- распределение заданий между растениеводческими бригадами и производят выдачу заданий

- инструктаж работников растениеводческих бригад по выполнению производственных заданий

- самостоятельное выполнение производственных заданий в соответствии с

технологиями возделывания сельскохозяйственных культур

- оперативный контроль качества выполнения технологических операций.

- организация устранения выявленных в ходе контроля качества технологических операций дефектов и недостатков

- технологическое регулирование почвообрабатывающих агрегатов в соответствии с технологическими картами и сроками проведения работ

- технологическое регулирование посевных агрегатов используемых для реализации технологических операций в соответствии с технологическими картами и сроками проведения работ

- учет принципов ресурсосбережения при проведении работ

- сбор информации для составления первичной отчетности

- обработка и оформление информации для составления первичной отчетности

Уметь:

- устанавливать последовательность и календарные сроки проведения технологических операций, в том числе с учетом фактических погодных условий

- определять виды и объем работ для растениеводческих бригад (звеньев,

работников) на смену и

- выдавать задания бригадам (звеньям, работникам)

- готовить материалы для инструктажа работников растениеводческих бригад по выполнению производственных заданий с учетом специфики заданий

- анализировать особенности и уровень профессионального развития работников, для которых проводится инструктаж

- проводить инструктаж с учетом особенностей и уровня профессионального

развития работников и степени сложности задач

- осуществлять обратную связь о понимании содержания инструктажа

- выбирать приемы, методы, подходы, алгоритмы выполнения производственных задания с учетом технологий возделывания сельскохозяйственных культур

- выбирать и применять методы контроля качества выполнения технологических операций

- выявлять дефекты и недостатки технологических операций

- определять пути их устранения

- организовывать работы по устранению дефектов и недостатков

- соблюдать правила техники безопасности при проведении технологической

регулировки

- проводить технологическую регулировку в соответствии с порядком (алгоритмом) в зависимости от типа агрегата и технологической операции

- анализировать информацию для составления первичной отчетности

- представлять информацию для составления первичной отчетности в соответствии с правилами

Знать:

- оптимальные сроки проведения технологических операций по возделыванию сельскохозяйственных культур

- сменные нормы выработки на сельскохозяйственные механизированные и

ручные работы

- технологии возделывания сельскохозяйственных культур в открытом и закрытом грунте

- приемы, методы, подходы, алгоритмы выполнения производственных задания

- приемы и подходы представления информации в процессе инструктажа

- факторы, влияющие на качество выполнения технологических операций

- классификацию и характеристику методов контроля качества выполнения

технологических операций

- требования к качеству выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами, ГОСТами и регламентами, в том числе иностранными

- способы выявления дефектов и недостатков технологических операций

- методы устранения дефектов и недостатков

- порядок (алгоритм) действий по устранению дефектов и недостатков

- правила техники безопасности при проведении технологической регулировки

- типы технологических операций при обработке почвы и посевных работах

- типы почвообрабатывающих агрегатов (машин и механизмов)

- типы посевных агрегатов (машин и механизмов)

- способы технологических регулировок машин и механизмов, используемых для реализации технологических операций

- требования к составлению первичной отчетности

- источники сбора информации

- правила обработки (анализа) информации

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Контроль процесса развития растений в течение вегетации
2.1.2
Организация работы растениеводческих бригад в соответсвии с технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур
2.1.3
Выбор агротехнологий для различных сельскохозяйственных культур
2.1.4
Ботаника и физиология растений
2.1.5
Биология
2.1.6
Основы агрономии
2.1.7
Управление структурным подразделением сельскохозяйственной организации
2.1.8
Охрана труда
2.1.9
Селекционная и семеноводческая работа в отрасли растениеводства
2.1.10
Метеорологическое обслуживание сельскохозяйственного производства
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение работ по профессии
2.2.2
Контроль процесса развития растений в течение вегетации
2.2.3
Учебная практика. Контроль процесса развития растений в течение вегетации
2.2.4
Производственная практика (по профилю специальности)
2.2.5
Программирование урожая
2.2.6
Технологии производства и заготовки кормов
2.2.7
Технология заготовки кормов
2.2.8
Технология производства плодовых и овощных культур культур
 
стр. 6
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
2.2.9
Технология производства плодовых и овощных культур культур
2.2.10
Учебная практика. Технологии производства и заготовки кормов
2.2.11
Хранение и переработка продукции растениеводства
2.2.12
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПМ.01, ПМ.02)
2.2.13
Охрана труда
2.2.14
Обработка и воспроизводство почв
2.2.15
Основы предпринимательской деятельности
2.2.16
Защита растений
2.2.17
Механизация технологий в растениеводстве
2.2.18
Технология производства кормов
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
Знать:
 
 
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
 
Уметь:
 
 
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
 
Знать:
- поисковые информационные системы - алгоритм поиска информации
 
 
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
Уметь:
-осуществлять поиск необходимой информации - использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
 
 
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
Владеть:
быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
 
 
 
 
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
Знать:
- задачи профессионального и личностного развития - понятия самообразования и саморазвития - цели, задачи и систему повышения квалификации
 
 
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
 
Уметь:
- определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, - осознанно планировать повышение квалификации
 
 
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
 
стр. 7
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Владеть:
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной науки и современного производства
 
 
 
 
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
Знать:
- основные понятия и признаки коллектива и команды - деловое общение - процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде - этапы командной работы
 
 
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
 
Уметь:
- работать в коллективе и команде - эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
 
 
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
 
Владеть:
организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
 
 
 
 
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
 
Знать:
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; - особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
 
 
ПК 1.4.:Осуществлять оперативный контроль качества выполнения технологических операций в растениеводстве
 
Уметь:
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые); - понимать тексты на базовые профессиональные темы; - участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; - строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; - кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); - писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы; - правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы. 
 
 
ПК 1.5.:Принимать меры по устранению выявленных в ходе контроля качества технологических операций дефектов и недостатков
 
Владеть:
устной и письменной коммуникацией на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
ПК 1.6. :Осуществлять технологические регулировки почвообрабатывающих и посевных агрегатов, используемых для реализации технологических операций
 
Знать:
 
 
ПК 1.7.:Осуществлять подготовку информации для составления первичной отчетности
 
Уметь:
 
 
ЛР 22:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Владеть:
 
 
 
 
стр. 8
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
Знать:
­ об условиях ответственности за сохранение окружающей среды, ресурсосбережения - действия в чрезвычайных ситуациях - порядок и правила оказания первой помощи.
 
 
ОК 01.:Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
Уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по сохранению окружающей среды, ресурсосбережению - действовать в чрезвычайных ситуациях - оказывать первую медицинскую помощь
 
 
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
 
Владеть:
- приемами сохранения окружающей среды, ресурсосбережения, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
ОК 02.:Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
 
Знать:
-  научно-практические основы физической культуры - основы здорового образа жизни
 
 
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
 
Уметь:
-  самостоятельно выбирать  и применять способы и средства для поддержания здоровья и  работоспособности  в социальной и профессиональной деятельности
 
 
ОК 03.:Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
 
Владеть:
-  методами физического воспитания, - средствами укрепления здоровья и способами поддержания хорошей физической формы для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
 
 
 
 
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
 
Знать:
- информационные технологии
 
 
ОК 04.:Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
 
Уметь:
- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
 
 
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
Владеть:
знаниями о современных информационных технологиях в профессиональной деятельности
 
 
 
 
ОК 05.:Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
Знать:
- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках
 
 
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
стр. 9
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; - использовать в профессиональной деятельности документацию на государственном и иностранном языках
 
 
ОК 06.:Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
Владеть:
- профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
Знать:
-Требования к условиям проведения технологических операций по обработке почвы, посеву, уходу за растениями, уборке урожая -Оптимальные сроки проведения технологических операций по возделыванию сельскохозяйственных культур
 
 
ОК 07.:Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
Уметь:
Устанавливать последовательность и календарные сроки проведения технологических операций, в том числе с учетом фактических погодных условий
 
 
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
 
Владеть:
-Изучение технологических карт возделывания сельскохозяйственных культур -Проведение анализа метеорологических условий с целью определения оптимальных сроков проведения технологических операций при возделывании сельскохозяйственных культур -Разработка планов-графиков проведения технологических операций
 
 
 
 
ОК 08.:Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
 
Знать:
Сменные нормы выработки на сельскохозяйственные механизированные и ручные работы
 
 
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
 
Уметь:
Определять виды и объемы работ для растениеводческих бригад (звеньев, работников) на смену и выдавать задания бригадам (звеньям, работникам)
 
 
ОК 09.:Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
 
Владеть:
-Разработка заданий для растениеводческих бригад на основании технологических карт и планов-графиков проведения технологических операций -Корректировка заданий с учетом конкретных погодных условий -Распределение заданий между растениеводческими бригадами -Выдача заданий
 
 
 
 
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
Знать:
-Технологии возделывания сельскохозяйственных культур с учетом погодных и почвенных условий -Приемы, методы, подходы, алгоритмы выполнения производственных заданий -Приемы и подходы представления информации в процессе инструктажа
 
 
ОК 10.:Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
стр. 10
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Уметь:
-Готовить материалы для инструктажа работников растениеводческих бригад по выполнению производственных заданий с учетом специфики заданий и конкретных условий их выполнения -Анализировать особенности и уровень профессиональной подготовки работников, для которых проводится инструктаж -Проводить инструктаж с учетом особенностей и уровня профессиональной подготовки работников и степени сложности задач -Осуществлять обратную связь для оценки понимания работниками содержания инструктажа -Выбирать приемы, методы, подходы, алгоритмы выполнения производственных заданий с учетом технологий возделывания сельскохозяйственных культур
 
 
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
 
Владеть:
-Проведение инструктажа работников растениеводческих бригад по выполнению производственных заданий -Обоснование выполнения производственных заданий в оптимальные сроки и с высоким качеством
 
 
 
 
ПК 1.1.:Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
 
Знать:
-Требования к проведению технологических операций по возделыванию сельскохозяйственных культур -Факторы, влияющие на качество выполнения технологических операций -Классификация и характеристика методов контроля качества выполнения технологических операций 
 
 
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
 
Уметь:
Выбирать и применять методы контроля качества выполнения технологических операций
 
 
ПК 1.2.:Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
 
Владеть:
Контролирование качества проведения технологических операций по обработке почвы, посеву сельскохозяйственных культур, уходу за ними, уборке урожая в конкретных условиях
 
 
 
 
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
 
Знать:
-Требования к качеству выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами, ГОСТами и регламентами, в том числе иностранными -Способы выявления дефектов и недостатков технологических операций -Методы устранения дефектов и недостатков -Порядок (алгоритм) действий по устранению дефектов и недостатков
 
 
ПК 1.3.:Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
 
Уметь:
-Выявлять дефекты и недостатки в проведении технологических операций -Определять пути их устранения -Организовывать работы по устранению дефектов и недостатков
 
 
ПК 1.4.:Осуществлять оперативный контроль качества выполнения технологических операций в растениеводстве
 
Владеть:
Организация устранения нарушений требований технологических карт, выявленных в ходе контроля качества проведения работ по возделыванию сельскохозяйственных культур
 
 
 
 
ПК 1.4.:Осуществлять оперативный контроль качества выполнения технологических операций в растениеводстве
 
Знать:
-Правила техники безопасности при проведении технологической регулировки -Типы технологических операций при обработке почвы и посевных работах -Типы почвообрабатывающих агрегатов (машин и механизмов) -Типы посевных агрегатов (машин и механизмов) -Способы технологических регулировок машин и механизмов, используемых для реализации технологических операций
 
 
ПК 1.5.:Принимать меры по устранению выявленных в ходе контроля качества технологических операций дефектов и недостатков
 
стр. 11
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Уметь:
-Соблюдать правила техники безопасности при проведении технологической регулировки -Проводить технологическую регулировку в соответствии с общепринятыми правилами в зависимости от типа агрегата и технологической операции
 
 
ПК 1.5.:Принимать меры по устранению выявленных в ходе контроля качества технологических операций дефектов и недостатков
 
Владеть:
-Проведение технологического регулирования почвообрабатывающих агрегатов в соответствии с требованиями технологических карт и сроками проведения работ -Проведение технологического регулирования посевных агрегатов, используемых для реализации технологических операций в соответствии с технологическими картами и сроками проведения работ -Учет принципов ресурсосбережения при проведении работ
 
 
 
 
ПК 1.6. :Осуществлять технологические регулировки почвообрабатывающих и посевных агрегатов, используемых для реализации технологических операций
 
Знать:
-Требования к составлению первичной отчетности -Источники сбора информации -Правила обработки (анализа) информации
 
 
ПК 1.6. :Осуществлять технологические регулировки почвообрабатывающих и посевных агрегатов, используемых для реализации технологических операций
 
Уметь:
-Анализировать информацию для составления первичной отчетности -Представлять информацию для составления первичной отчетности в соответствии с правилами
 
 
ПК 1.7.:Осуществлять подготовку информации для составления первичной отчетности
 
Владеть:
-Сбор информации для составления первичной отчетности -Обработка и оформление информации для составления первичной отчетности
 
 
 
 
ПК 1.7.:Осуществлять подготовку информации для составления первичной отчетности
 
Знать:
 
 
ЛР 22:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Уметь:
 
 
ЛР 22:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Выбор агротехнологий для различных сельскохозяйственных культур
 
1.1
Проведение оценки состояния озимых и многолетних трав путем осеннего и весеннего обследования и взятия монолитов. Проведение технологических операций по возделыванию основных полевых культур. Подготовка семян (посадочного материала) к посеву (посадке)

/Пр/

6
3
0
 
стр. 12
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
1.2
Проведение расчетов нормы высева семян, установки сеялки на норму высева семян, посев с/х культур.Проведение ухода за посевами озимых и яровых культур. Определение фенологических фаз развития полевых культур и проведение фенологических наблюдений /Пр/
6
3
0
 
1.3
Распознавание полевых культур по семенам и всходам. Определение биологического урожая полевых культур. Проведение уборки урожая, оценки качества уборки, послеуборочной обработки и закладки на хранение продукции. /Пр/
6
3
0
 
1.4
Определение потерь урожая различных полевых культур, выявление причин потери и устранения их

Проведение посадки плодовых и ягодных культур. Проведение весеннего ухода за плодовыми деревьями и ягодниками.  /Пр/

6
3
0
 
1.5
Проведение формирования различных типов крон у плодовых деревьев. Проведение обрезки плодовых, ягодных культур и винограда. Выполнение окулировки и наиболее распространенных видов прививок /Пр/
6
3
0
 
1.6
Выполнение основных работ по уходу в саду и плодовом питомнике. Проведение обвязки у плодовых культур, обвязочным материалом. Предварительное определение урожая, оптимальных сроков уборки с/х культур. Уборка /Пр/
6
3
0
 
1.7
Оценивание районированных и перспективных сортов плодовых культур. Проведение товарной обработки плодов в соответствии со стандартами. Закладка плодов на хранение. Проведение технологических операций по производству овощей. /Пр/
6
3
0
 
1.8
Подготовка к эксплуатации культивационных сооружений защищенного грунта. Подготовка и использование биотоплива для обогрева сооружений защищенного грунта. Заготовка земли и составление грунтов для различных овощных культур /Пр/
6
3
0
 
1.9
Составление почвенных смесей и изготовление питательных кубиков для выращивания рассады. Подготовка семян к посеву и посев овощных культур в открытом и защищенном грунтах. Выполнение ухода за рассадой основных овощных культур.  /Пр/
6
3
0
 
1.10
Пикирование рассады, проведение ухода за рассадой в разные возрастные периоды. Пикировка рассады. Заготовка рассады и высадка ее на постоянное место. 6Отработка приемов по уходу за овощными культурами в открытом и защищенном грунтах /Пр/
6
4
0
 
стр. 13
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
1.11
Работа на рассадопосадочной машине. Определение основных овощных культур по всходам и продуктовым органам. Определение технической спелости овощей. /Пр/
6
4
0
 
1.12
Проведение уборки урожая овощей, подготовки его к реализации. Определение качества овощей по ГОСТу. Определение районированных сортов овощных культур. /Пр/
6
4
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Метеорологическое обслуживание сельскохозяйственного производства
 
2.1
Проведение метеорологических наблюдений на метеорологической площадке. Обработка агрометеорологических данных, выпуск декадного агрометбюллетеня, агрометпрогнозов. Использование в своей работе сведений о фактической и ожидаемой погоде, данных агрометеорологических прогнозов, данных справочников по климату /Пр/
6
4
0
 
2.2
Составление справки о фазах развития сельскохозяйственных культур, анализирование влияния погоды (положительно или отрицательно) за конкретную декаду на состояние растений. Составление актов обследования поврежденных объектов, взаимосвязь с подразделениями Гидрометслужбы на

момент обследования и оформления документации на возмещение ущерба (подача в страховые компании, комиссии по ЧС). Использование в практической работе местных признаков погоды, по которым можно уточнить общий прогноз погоды или самому предсказать ожидаемую погоду.  /Пр/

6
4
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Управление структурным подразделением сельскохозяйственной организации
 
3.1
Анализ и решение производственных ситуационных задач по вопросам:

Составление оперативного плана выполнения работ по производству сельскохозяйственной продукции на заданный период;

Составление оперативного плана выполнения работ по реализации сельскохозяйственной продукции на заданный период;

Расчет необходимого числа агрегатов по отдельным операциям;

Расчет необходимого числа рабочих по отдельным операциям;

Расчет потребности в ресурсах по отдельным операциям оперативного плана /Пр/

Л1.1Л2.1
6
4
0
 
стр. 14
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
3.2
Анализ и решение производственных ситуационных задач по вопросам:

Определение производственных запасов ресурсов;

Составление заявок на приобретение оборудования;

Составление заявок на приобретение семенного, посадочного фонда;

Составление заявок на приобретение удобрений и средств защиты для заданных культур;

Составление акта о списании оборудования по различным причинам: отработки срока службы, вследствие аварии или разукомплектовании, стихийного бедствия;

Составление сопутствующей документации /Пр/

Л1.1Л2.1
6
4
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Селекционная и семеноводческая работа в отрасли растениеводства
 
4.1
Проведение массового, индивидуального и клонового отбора в полевых условиях и на коллекционном участке /Пр/
6
4
0
 
4.2
Проведение прочистки посевов зерновых культур /Пр/
6
4
0
 
4.3
Проведение апробация полевых культур /Пр/
6
5
0
 
4.4
Оформление документов на сортовые качества семян /Пр/
6
5
0
 
4.5
Проведение работ по подготовке семенного материала к хранению, согласно ГОСТам на сортовые семена /Пр/
6
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Контрольные задания для устного опроса: 1.Цель селекции 2. Определение схемы селекционного процесса 3. Определение способов работы с селекционным материалом в каждом звене 4. Определение системы оценок, учетов и наблюдений 5. Что такое селекционный процесс? (определение) 6.Что такое звено селекционного процесса? 7. Что такое схема селекционного процесса? (определение) 8. Из какого питомника попадает материал в СП-1? 9. С чего начинается планирование селекционного процесса? 10.Какие способы размещения делянок в повторении вы знаете? 11.Назовите методы создания популяций для отбора? 12. Назовите второй этап планирования селекционного процесса? 13. В какой питомник передается материал из питомника гибридизации? 14.Назовите третий этап селекционного процесса? 15. Назовите этапы селекционного процесса? 16. С чего начинается подготовка к посеву? 17. Для чего нужен полевой журнал? 18. Что такое посевная ведомость? 19. Разбивка поля – это… 20.Для чего нужна защитная полоса? 21. Что понимают под особенностями поля? 22. Посевная площадь – это… 23. Учетная площадь – это… 24. Как нужно располагать пробные площадки на делянке: вдоль, по диагонали, поперек?
 
стр. 15
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
25. С помощью каких полевых этикеток можно промаркировать делянки? 26. Фенологические наблюдения – это…. 27. Назовите основные фенологические фазы развития зерновых культур? 28. Назовите основные фенологические фазы развития зернобобовых культур? 29. Зимостойкость – это… 30. Как оценивают зимостойкость растений? 9. Засухоустойчивость – это… 31. Каким способом можно оценить засухоустойчивость растений? 11.Приведите оценку устойчивости растений к полеганию (шкала). 32. Оценка устойчивости растений к прорастанию растений на корню – приведите шкалу оценок. 33. Оценка устойчивости растений к заболеваниям – приведите шкалу оценок, например, для мучнистой росы. 34. Общая оценка растений перед уборкой – приведите пример проведения. 35. Зачем нужен полевой журнал? 36. Что такое инфекционный фон? 37.Перечислите виды исходного материала для селекции. 38. Каково значение исходного материала для селекции? 39. В чем суть закона гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова? 40. Каково значение закона гомологических рядов наследствен0 ной изменчивости для селекции? 41. Что значит эколого-географический принцип в систематике культурных растений? 42.Экотип (агроэкотип), введенный Н. И. Вавиловым, и его место в систематике растений. 43. Учение о центрах происхождения культурных растений (по Н. И. Вавилову) и его значение для селекции. 44. Каковы основные формы интродукции растений? 45. Дайте определение донора и источника хозяйственно полезных признаков и свойств растений. 46. Что понимается под сортообразующей способностью конкретного образца? 47. Как документируется исходный материал, поступающий в селекционные учреждения? Критерии оценивания контрольных заданий для устного опроса «Отлично»: ставится студенту за правильный, полный и глубокий ответ на вопросы семинарского занятия и активное участие в дискуссии; ответ студента на вопросы должен быть полным и развернутым, продемонстрировать отличное знание студентом материала лекций, учебника и дополнительной литературы; «хорошо»: ставится студенту за правильный ответ на вопрос семинарского занятия и участие в дискуссии; ответ студента на вопрос должен быть полным и продемонстрировать достаточное знание студентом материала лекций, учебника и дополнительной литературы; допускается неполный ответ по одному из дополнительных вопросов; «удовлетворительно»: ставится студенту за не совсем правильный или не полный ответ на вопрос преподавателя, пассивное участие в работе на семинаре; «неудовлетворительно»: ставится всем участникам семинарской группы или одному из них в случае ее (его, их) неготовности к ответу на семинаре Тестовые задания: 1. К самоопыляющимся культурам относятся: 1) подсолнечник, кукуруза, гречиха; 2) пшеница, ячмень, перец; 3) подсолнечник, тыква, свекла. 2. К перекрестноопыляющимся культурам относятся: 1) пшеница, морковь, ячмень; 2) подсолнечник, кукуруза, свекла; 3) просо, горох, томат. 3. Ячмень пивоваренного назначения отличается от кормового: 1) высоким содержанием белка; 2) низким содержанием белка; 3) данный показатель не имеет значения. 4. Пшеница мягкая – 1) Triticum aestivum; 2) Triticum durum; 3) Triticum dicoccum. 5. Сырая клейковина – это
 
стр. 16
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
1) сильно гидротированный студень, состоящий из нерастворимых в воде белков и других веществ, остающихся после удаления крахмала и других компонентов; 2) сильно гидротированный студень, состоящий из растворимых в воде белков и других веществ, остающихся после удаления крахмала и других компонентов; 3) комплекс, который содержит витамины, ферменты, зольные элементы, жиры и липиды. 6. Можно ли выращивать на одном участке семена разных сортов огурца: 1) да; 2)нет; 3) с использованием искусственной изоляции 7. Оптимальное соотношение белковых фракций глиадина и глютенина в клейковине: 1) 1:2 2) 1:1 3) 2:1 8. Зерно пшеницы необходимо хранить при влажности: 1) 14 % 2) 18 % 3) 25 % 9. На хранение закладывают очищенные семена подсолнечника с влажностью: 1) не более 10 % 2) не более 14 % 3) не более 20 % 10. Десикация – это 1) подкормка растений аммиачной селитрой; 2) агротехнический прием, позволяющий уменьшить влажность растений на корню; 3) агротехнический прием, позволяющий удалить лишние листья на растении, снижающие качество уборки. 11. Генетика – это наука 1) о наследственности и изменчивости организмов; 2) о происхождении живых организмов; 3) изучающая биологию опыления и оплодотворения растений. 12. Митоз – это 1) непрямое деление клетки, в результате которого происходит сначала удвоение, а затем точное равномерное распределение наследственного материала, содержащегося в хромосомах, между двумя возникающими клетками; 2) процесс в результате, которого происходит объединение материнского и отцовского набора хромосом, происходит уменьшение их числа вдвое и образуются половые клетки, или гаметы; 3) прямое деление соматических клеток, при котором ядро клетки делится пополам простой перетяжкой. 13. Цитология – это наука 1) о ядре клетки 2) изучающая структуру (строение) и функции (жизнедеятельность) клетки; 3) изучающая строение и функции цитоплазмы. 14. Мейоз – это 1) процесс в результате, которого происходит объединение материнского и отцовского набора хромосом, происходит уменьшение их числа вдвое и образуются половые клетки, или гаметы; 2) прямое деление соматических клеток, при котором ядро клетки делится пополам простой перетяжкой; 3) непрямое деление клетки, в результате которого происходит сначала удвоение, а затем точное равномерное распределение наследственного материала, содержащегося в хромосомах, между двумя возникающими клетками. 15. Амитоз – это 1) прямое деление соматических клеток, при котором ядро клетки делится пополам простой перетяжкой; 2) непрямое деление клетки, в результате которого происходит сначала удвоение, а затем точное равномерное распределение наследственного материала, содержащегося в хромосомах, между двумя возникающими клетками; 3) процесс в результате, которого происходит объединение материнского и отцовского набора хромосом, происходит уменьшение их числа вдвое и
 
стр. 17
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
образуют-ся половые клетки, или гаметы. 16. В течение митоза ядро проходит: 1) 4 фазы (профазу, метафазу, анафазу, телофазу); 2) 2 фазы (профазу и телофазу); 3) 3 фазы (интерфазу, профазу, метафазу). 17. К просовидным хлебам второй группы относят: 1) ячмень, овес, пшеница; 2) сорго, кукуруза, рис; 3) бобы, фасоль, соя. 18. Горох, чина, соя относятся к группе культур: 1) зернобобовых; 2) просовидных; 3) технических. 19. Общая кустистость – это 1) общее число непродуктивных побегов без соцветий и побегов с неозерненными соцветиями; 2) общее число побегов кущения, приходящихся на одно растение; 3) среднее число стеблей на одном растении, давших зрелое зерно. 65. Продуктивная  кустистость – это 1) общее число побегов кущения, приходящихся на одно растение; 2) общее число непродуктивных побегов без соцветий и побегов с неозерненными соцветиями; 3) среднее число стеблей на одном растении, давших зрелое зерно. 66.Основные фазы развития зернобобовых культур: 1) всходы; образование первого тройчатого листа; ветвление; бутонизация; цветение; формирование бобов; налив семян и созревание; 2) всходы; ветвление; бутонизация; цветение; бобообразование; налив и созревание; 3) прорастание семян, всходы; кущение; выход в трубку; колошение; цветение; молочная, восковая и полная спелость. 20. Основные фазы развития зерновых культур: 1) прорастание семян, всходы; кущение; выход в трубку; колошение; цветение; молочная, восковая и полная спелость; 2) всходы; ветвление; бутонизация; цветение; плодообразование и созревание; 3) всходы; 1-й, 2-й, 4-й, 7-й, 8-12-й лист; выметывание метелки; цветение; молочное состояние; восковая спелость. Критерии оценивания тестовых заданий Тестовые задания оцениваются по шкале: 1 балл за правильный ответ, 0 баллов за неправильный ответ. Итоговая оценка по тесту формируется путем суммирования набранных баллов и отнесения их к общему количеству вопросов в задании. Помножив полученное значение на 100%, можно привести итоговую оценку к традиционной следующим образом: Критерии оценивания: «Отлично»: ставится студенту за правильный, полный и глубокий ответ на вопросы семинарского занятия и активное участие в дискуссии; ответ студента на вопросы должен быть полным и развернутым, продемонстрировать отличное знание студентом материала лекций, учебника и дополнительной литературы; «хорошо»: ставится студенту за правильный ответ на вопрос семинарского занятия и участие в дискуссии; ответ студента на вопрос должен быть полным и продемонстрировать достаточное знание студентом материала лекций, учебника и дополнительной литературы; допускается неполный ответ по одному из дополнительных вопросов; «удовлетворительно»: ставится студенту за не совсем правильный или не полный ответ на вопрос преподавателя, пассивное участие в работе на семинаре; «неудовлетворительно»: ставится всем участникам семинарской группы или одному из них в случае ее (его, их) неготовности к ответу на семинаре. Ситуационные задачи: 1. Провести массовый отбор пшеницы. Отобрать по 5 растений, выполнить полный анализ и по результатам провести отбор. 2. Провести индивидуальный отбор пшеницы. Отобрать по 5 растений, выполнить полный анализ и по результатам провести отбор. 3. Рассчитать продолжительность вегетационного периода культуры. 4. Провести оценку поражения клубней картофеля фитофторой. 5. Расчет технических данных делянок и звеньев селекционного процесса; 6. Планирование объема скрещиваний, популяций, отборов, питомников и испытаний, процента браковок; 7. Планирование анализов качества продукции селектируемых сортов. 8. Составление схемы размещения селекционных посевов в поле севооборота. 9. Напишите схему селекционного процесса для самоопыляющихся культур? 10. Напишите схему селекционного процесса для перекрёстноопыляющихся культур? 11. Определите фактическое число образцов для КСИ если в ПСИ было 100 сортов и 70 % из них было выбраковано? 12.Какие документы готовят при подготовке образцов к посеву? 13.Какие данные необходимо указать при маркировке селекционного материала? Что подлежит маркировке? Примеры вопросов для экзамена: а) селекция 1. Основные задачи и направления селекции в России. 2. Исходный материал в селекции растений. 3. Возникновение и развитие селекции. 4. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения и разнообразия культурных растений. 5. Индивидуальный отбор в селекции. 6. Массовый отбор в селекции.
 
стр. 18
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
7. Особенности отбора в аллогамных популяциях. 8. Подбор родительских пар на основе элементов структуры урожая. 9. Подбор родительских пар на основе эколого-географических различий. 10. Особенности отбора в аутогамных популяциях. 11. Методы отбора (общие принципы и характеристика). 12. Организация и техника селекционного процесса с перекрестноопыляющимися культурами. 13. Внутривидовая гибридизация. 14. Особенности межвидовой гибридизации. 15. Методы индуцирования мутаций. 16. Типы мутаций и их проявление. 17. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. 18. Полиплоидия в селекции. 19. Использование методов биотехнологии в селекции. 20. Селекция гетерозисных гибридов. 21. Принципы, методы и техника отбора в селекции. 22. Методика Государственного сортоиспытания полевых культур. 23. Оценка селекционного материала. 24. Схема селекционного процесса самоопыляющихся и перекрестноопыляющихся культур. 25. Селекция на засухоустойчивость и зимостойкость. 26. Особенности и преимущества гетерозисных гибридов разных типов. 27. Планирование селекционного процесса. 28. Методы создания самоопыленных линий для селекции. 29. Основные направления и особенности экологической селекции. 30. Методы оценки зимостойкости селекционного материала. 31. Организация Государственного сортоиспытания. 32. Методы создания популяций для отбора. 33. Типы скрещиваний, их применение. 34. Комбинационная способность, методы определения. 35. Селекция на пригодность к механизированному возделыванию и выведение сортов интенсивного типа. 36. Основные достижения отечественных ученых-селекционеров. 37. Использование ЦМС в селекции на гетерозис. 38. Техника гибридизации. 39. Производственное испытание сортов. 40. Клоновый отбор в селекции. 41. Основные положения Закона РФ «О селекционных достижениях». 42. Организация и техника конкурсного сортоиспытания. б) семеноводство 1. Система семеноводства полевых культур в РФ. 2. Семеноводство полиплоидной сахарной свеклы. 3. Семенной контроль. 4. Сортоведение ячменя. 5. Теоретические основы семеноводства. 6. Сортообновление. 7. Особенности апробации зерновых культур. 8. Планирование семеноводства. 9. Удостоверение о качестве семян. 10. Семеноводство сортов подсолнечника. 11. Категории семян. 12. Семеноводство сортов сахарной свеклы. 13. Сортовые документы на высеянные семена. 14. Семеноводство гибридов кукурузы. 15. Массовый отбор в семеноводстве. 16. Роль отбора и модификационная изменчивость в семеноводстве. 17. Правила отбора апробационного снопа. 18. Пути повышения коэффициента размножения семян. 19. Схема и методы создания элиты зерновых культур. 20. Понятие о сортовой чистоте. 21. Значение сорта в с.-х. производстве. 22. Понятие о репродукции и поколении семян. 23. Семеноводство картофеля на безвирусной основе. 24. Акты апробации, регистрации и выбраковки сортовых посевов. 25. Цели и задачи отрасли семеноводства. Методы и приемы их решения. 26. Клоновый отбор в семеноводстве. 27. Страховые и переходящие фонды. 28. Семеноводство многолетних трав.
 
стр. 19
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
29. Сортовой контроль. 30. Индивидуально-семейный отбор в семеноводстве. 31. Промышленное семеноводство как форма организации. 32. Использование методов биотехнологии в семеноводстве. 33. Сортовые, посевные и урожайные качества семян. 34. Причины ухудшения урожайных, посевных и сортовых качеств семян. 35. Семеноводство многолетних злаковых трав. 36. Шнуровая книга по учету семян. 37. Технология уборки высококачественных семян. 38. Биологическое засорение и пути его предотвращения. 39. Участки гибридизации кукурузы. 40. Организация внутрихозяйственного контроля качества семян. 41. Сортосмена. 42. Основные этапы развития отечественного семеноводства. 43. Технология послеуборочной обработки семян. 44. Грунтовой контроль в семеноводстве. 45. Семеноводство гетерозисных гибридов. 46. Понятие о категориях семян. 47. Сертификат соответствия. 48. Технология выращивания высокоурожайных семян зерновых культур. 49. Принципы сортообновления. 50. Хранение семян. 51. Полевое обследование и амбарная апробация в семеноводстве кукурузы. 52. Семеноводство подсолнечника. 53. Понятие о закрепителях стерильности и восстановителях фертильности. 54. Организация семеноводства в зарубежных странах. 55. Типы стерильности у кукурузы. 56. Особенности определения категории сортовой чистоты у ржи и гречихи. 57. Схема производства семян элиты методом массового отбора. 58. Основные районированные сорта зерновых, зернобобовых и крупяных культур. 59. Сортоведение пшеницы. 
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов: 1. Особенности семеноводства многолетних трав, картофеля, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и других культур. 2. Организация семеноводства на промышленной основе в различных регионах страны и за рубежом. 3. Требования безопасности труда, санитарные правила и пожарная безопасность при работе на семяочистительно-сушильных агрегатах. 4. Организация семенного контроля в России
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Это комплекс методических и контрольных измерительных материалов, оценочных средств, предназначенных для определения качества результатов обучения и уровня сформированности компетенций обучающихся в ходе освоения МДК Селекционная и семеноводческая работа в отрасли растениеводства
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
- Тестирование, - Ситуационные задачи - Устный опрос -Рефераты
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Оплетаева Н.А.
Управление структурным подразделением организации: учебное пособие
Омск: Омский ГАУ, 2019
https://e.lanbook.com/book/126621
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Высокоморный В. И., Тоболич З. А.
Экономика агропромышленного комплекса: учебное пособие
Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2020
https://www.iprbookshop.ru/100376.html
 
стр. 20
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Adobe Reader
6.3.1.2
Firefox
6.3.1.3
Google Chrome
6.3.1.4
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.6
MS Office
6.3.1.7
MS WINDOWS
6.3.1.8
Яндекс.Браузер
6.3.1.9
Moodle
6.3.1.10
MS Windows
6.3.1.11
КонсультантПлюс
6.3.1.12
ГАРАНТ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
Гарант
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.5
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.6
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
кейс-метод
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
311 В1
Лаборатория земледелия и почвоведения. Лаборатория сельскохозяйственной мелиорации и агрометеорологии. Лаборатория технологии производства продукции растениеводства. Лаборатория технологии хранения и переработки продукции растениеводства. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); телевизор, ученическая доска,  карта почв СССР, коллекция минералов и горных пород, почвенное сито, весы электронные, лабораторная посуда
 
Агробиостанция
Агробиостанция  предназначена для проведения практических занятий, ознакомительных, учебных, производственных, научно-производственных, технологических, преддипломных практик, научных исследований, выращивания и реализации сельскохозяйственной продукции
Опытное поле, коллекции овощных, плодовых и ягодных, редких и исчезающих, лекарственных растений; дендрарий, сельскохозяйственный инвентарь. Трактор ДТ 75 06-51АЮ, трактор МТЗ 82.1 - 57 - У1  АУ 1319, трактор гусеничный Агромаш 90 ТГ, экскаватор колесный ЭО-2621В-2гос №АУ 6978 (ЮМЗ 02-44 АЕ), прицепы, плуг 3 х корпусной, отвалы, навеска экскаваторная ЮМЗ -6л с ковшом, навеска ПКУ - 0,8 без ковша, культиватор КНС-4,0 навесной с комплектом борон зубовых, ковш ПКУ - 05-05
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель занятия: изучение сортовых признаков и приобретение навыков определения районированных сортов овса, ярового и озимого ячменя.
 
стр. 21
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Задание 1.Изучить и описать общие сортовые признаки овса и стандартного сорта. Название признака Характер признака общая сорта стандарта 1. Форма метелки     2. Характер остей   3. Количество зерен в колоске и метёлке 4. Тип зерна   5. Форма зерна   продолжение 6. Форма стеблевых узлов 7. Опушение стеблевых узлов Задание 2. Записать районированные сорта овса. Пленчатые сорта овса______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Голозерные сорта овса______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Задание 3.Описать хозяйственно-биологические свойства районированных сортов овса. Показатели   Название сорта Сорта пленчатого овса Сорта голозерного овса Год районирования Область районирования Средняя урожайность, ц/га Плёнчатость, % Содержание белка, % Устойчивость к полеганию Устойчивость к болезням Масса 1000 семян, г Задание 4. Изучить и описать общие сортовые признаки ячменя и стандартного сорта. Наименование признака Характеристика признака общая сорта стандарта 1. Форма колоса     2. Плотность колоса     3. Характер остей     4. Переход цветочной чешуи в ость 5. Щетинка у основания зерна 6. Окраска жилок цветковых чешуй 7. Форма зерна     Задание 5. Записать районированные сорта кормового и пивоваренного ячменя. Пивоваренные сорта ячменя. Раннеспелые.____________________________________________________________________________
 
стр. 22
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Среднеспелые____________________________________________________________________________ Среднепоздние___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кормовые сорта ячменя. Ранннеспелые____________________________________________________________________________ Среднеспелые____________________________________________________________________________ Среднепоздние___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Озимые (многорядные)____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6.Описать хозяйственно-биологические свойства районированных сортов ячменя. Показатели   Название сорта Раннеспелый сорт ячменя Среднеспелый сорт ячменя Среднепоздний сорт ячменя Сорт озимого ячменя Год районирования Область районирования Средняя урожайность, ц/га Максимальная урожайность, ц/га Плёнчатость, % Содержание белка, % Экстрактивность, % Устойчивость к полеганию Устойчивость к болезням Масса 1000 семян, г Контрольные вопросы: 1. Сортовые признаки ячменя. 2. Сортовые признаки овса. 3. Описание сортовых признаков стандартного сорта. 4. Раннеспелые, среднеспелые и среднепоздние сорта ярового ячменя. 5. Сорта плёнчатого и голозёрного овса. 6. Хозяйственно – биологическая характеристика сортов. Задание 3. Записать общие сортовые признаки кукурузы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4.Записать районированные гибриды кукурузы. Ранние ФАО 131-180_____________________________________________________________________________
 
стр. 23
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
________________________________________________________________________________________ Среднеранние ФАО 181-230_______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Средние ФАО 231-280____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Среднепоздние ФАО 281-330______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ Задание 4.Изучить и описать общие сортовые признаки гречихи и стандартных сортов. Название признака Характеристика признака общая сорта стандарта 1.Вегетацион-ный период 2.Высота растений,см Название признака Характеристика признака общая сорта стандарта 3.Число узлов на стебле 4. Плоды:форма окраска 5. Форма ребер 6. Крупность зерна, г 7. Пленчатость зерна, % 8. Выравненность зерна,% Задание 5. Записать районированные сорта гречихи. Диплоидные _____________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тетраплоидные _________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6.Описать хозяйственно-биологические свойства районированных сортов гречихи. Показатели   Название сорта Диплоидные сорта Тетраплоидные сорта Год районирования Область районирования Средняя урожайность, ц/га Максимальная урожайность, ц/га Выход крупяной фракции,% Устойчивость к полеганию Устойчивость к осыпанию Масса 1000 семян, г Контрольные вопросы: 1.Сортовые признаки гречихи.
 
стр. 24
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
2.Сортовые признаки кукурузы. 3.Диплоидные сорта гречихи. 4.Тетраплоидные сорта гречихи. 5.Гибриды кукурузы. 6. Хозяйственно – биологическая характеристика сортов. 7. Дать определение основным понятиям темы. Узколистный Раннеспелый______________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________Среднеспелый_____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Желтый_________________________________________________________________________________ Белый____________________________________________________________________________________ Задание 6. Описать хозяйственно-биологические свойства районированных сортов люпина. Показатели   Название сорта Узколистный Желтый Белый раннеспелый среднесплый Год районирования Область районирования Содержание сырого белка в зерне, % Содержание алкалоидов в зерне, % Устойчивость к болезням Направление использования Масса 1000 семян, г Контрольные вопросы: 1.Сортовые признаки люпина. 2.Сорта желтого, узколистного, белого люпина. 3. Сортовые признаки гороха. 4. Сорта зернового и кормового гороха. 5. Хозяйственно – биологическая характеристика сортов. РАЗДЕЛ 2. Семеноводство Литература:1. Положение “О семеноводстве зерновых, кормовых, крестоцветных культур и льна” Минск, 1998. 2. Государственный реестр производителей, заготовителей семян. Мн.: Ураджай, 1999. – 316 с. 3. Методические рекомендации по производству оригинальных элитных и репродукционных семян. Мн.: “Ураджай”, 2001. 4. Коновалов Ю.Б. и др. Практикум по селекции и семеноводству полевых культур. М., Агропромиздат, 1987. – С. 297-314. 5. Таранухо Г.И. Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур: Учебное пособие. Мн.: Ураджай , 2001 . –314 с. 
 
стр. 25
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
195-201 ТЕМА 8.Планирование первичного и репродукционного семеноводства. Цель занятия: 1. По этапам семеноводства изучить методы, схемы и приемы производства оригинальных и элитных семян в научно-исследовательских учреждениях, учхозах ВУЗов, техникумах и других субъектах семеноводства, включенных в Государственный реестр производителей, заготовителей семян. 2. Используя индивидуально-семейный и массовый метод отбора рассчитать необходимое количество отбираемых родоначальных растений для закладки первичных звеньев семеноводства при производстве оригинальных (П – 1, П – 2 и Р – 1) и элитных (Р – 2 , суперэлита, элита) семян в семеноводческих хозяйствах. 3. Научится производить расчеты по производству семян на основе всех посевных площадей (по культурам и сортам) в конкретном хозяйстве. 4. Разработать технологию выращивания семян в питомниках и семеноводческих посевах. Задание 1. Дать определение следующим понятиям: Семеноводство___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Система семеноводства___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Схема семеноводства_____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оригинальные семена(ОС)__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Элитные семена (ЭС)_____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Репродукционные семена (РС)______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Задание 2. Рассчитать объемы питомников в первичном семеноводстве и заполнить таблицу. Расчеты осуществляют по линейной модели процесса производства семян по репродукциям. В ней по каждому питомнику даны формулы расчета необходимых площадей посева (S) и объемов производства семян (числитель правой части равенства). Количество семей в П-1 зависит от заказа на семена питомника Р-1, но оно должно быть не менее 300. Выход кондиционных семян составляет 50-70% План-заказ,т _____________________________________________________________________________ Культура__________________________________Сорт__________________________________________
 
стр. 26
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Норма высева, т/га________________________________________________________________________ Таблица 1 - Расчет объемов питомников в первичном семеноводстве Названия питомников Формулы рассчета Страховой фонд,% Норма высева, т/га Урожайность семенных посевов,т /га Выход кондиционных семян, т/га Площадь, га; число семей, шт Элита S1 = N / V Суперэлита S2 = S1 · P / V2 Питомник размножения 2-года S3 = S2 · P / V3 Питомник размножения 1-года S4 = S3 · P / V4 Питомник испытания потомств 2-го года Q1 = S4 · P · k1 / t Питомник испытания потомств 1-го года Q2 = Q1 · k2 Отбор растений Q3 = Q2 · k3 В формулах приняты следующие обозначения: N – план-заказ на семена элиты, ц; S – площадь посева для производства семян, га; P – норма высева семян, ц/га V – выход семян с единицы площади, ц/га; t – продуктивность одной семьи, ц (при расчетах); k – поправочный коэффициент; Q – число семей (растений). Поправочные коэффициенты при определении числа отбираемых растений и закладываемых семей в питомниках испытания потомств устанавливают по возможному объему браковок. Так, при объеме браковок 20 % поправочный коэффициент будет 1,2, при 30 % - 1,3 и т.д. Задание 3. Рассчитать объемы питомников в первичном семеноводстве и заполнить таблицу. Планы заготовки семян под урожай будущего года по культурам и сортам составляют в соответствии с запланированными площадями посевов на предстоящий год. Потребность в семенах определяет всю площадь производственных по культурам с учетом страховых предстоящих фондов. Исходя из этого, устанавливают площадь семенных посевов, которая должна обеспечить производственные посевы необходимым количеством хорошо отсортированных, с высокой массой 1000 семян. Для выполнения задачи необходимы следующие данные: план производственных посевов по культурам, утвержденные нормы высева семян, выход кондиционных семян (%), установленный страховой фонд. Для примера приведем расчет потребности в семенах ярового ячменя сорта Зазерский 85: площадь производственных посевов – 800 га, установленная норма высева – 2,2 ц/га, установленный страховой фонд – 15%, урожайность ячменя на семеноводческих посевах – 42 ц/га, выход кондиционных семян – 70%. На 800 га требуется 1760 ц семян (800 ´ 2,2), страховой фонд (15%) составит 264 ц : (1760 ´ 15 / 100), значит всего потребуется 2024 ц семян. При выходе 70% кондиционных семян с каждого гектара семеноводческого посева получают 29,4 ц таких семян ( 42 ´ 70 / 100) при урожайности 42 ц/га. Следовательно, чтобы обеспечить всю производственную площадь ячменя семенным материалом, нужно иметь не менее 68,8 га семенных посевов (2024 / 29,4). Полученные расчетные данные заносят в таблицу 2 по следующей форме.
 
стр. 27
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Культура, сорт________________________________________________________________________ Таблица 2 - Расчет заготовки семян и семеноводческих площадей на предстоящий год Потребность семян для посева озимых и яровых под урожай будущего года Урожай-ность семенных посевов, ц/га Выход конди-ционных семян, ц/га Площадь семенных посевов, га Общая площадь посева, га Норма высева семян, ц/га Требуется семян на всю площадь посева, ц Страховой фонд, ц Всего требуется семян, ц