2022-2023_35_02_15_2022_К12_plx_Основы философии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы философии
Учебный план
35.02.15_2022_К12.plx

Кинология

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
зачеты 7
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
4
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
кинолог
52
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
9
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
48
48
48
48
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
4
4
4
4
Итого
52
52
52
52
 
 
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат исторических наук, Препод., Летов Андрей Викторович
 
 
Основы философии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.15 КИНОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 464)
 
Кинология

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> - формирование научного теоретического мировоззрения и овладение элементами общей методологии  научного познания, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определенных мировоззренческих представлений;

- формирование философской культуры как важной составной части общей культуры человека.

1.2
<i>Задачи:</i> В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытие;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижения науки, техники и технологий.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
дисциплина относится циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении дисциплин:
2.1.2
История
2.1.3
2.1.4
История
2.1.5
История
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы исследовательской деятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
 
Знать:
Уровень развития общества, успешность от уровня компетентности. Наиболее общие философские проблемы  бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры   гражданина и будущего специалиста.
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выплнения профессиональных задач, оценивать иъ эффективность и качество.
 
Уметь:
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования (модернизации)
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Владеть:
навыком публичных выступлений и презентаций своего опыта
 
 
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Знать:
Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач; проведение оценки эффективности и качества выполнения
 
 
стр. 5
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Уметь:
осуществлять целеполагание, разрабатывать программу развития собственной деятельности; анализировать собственную деятельность в соответствии с предложенными критериями
 
 
ОК 6.:Работать в коллективе и команде,ффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Владеть:
навыками организации и оценивания собственной деятельности
 
 
 
 
  ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
 
Знать:
Пути решения стандартных и нестандартных профессиональных задач.
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Уметь:
предвидеть последствия неправильных действий; оценивать степень риска и принимать решения в нестандартной ситуации; предпринимать профилактические меры для снижения риска.
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
навыками анализа нестандартной ситуации и принятия решений в нестандартных ситуациях; приемами саморегуляции в нестандартных ситуациях
 
 
 
 
ЛР 2:Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
 
Знать:
Пути эффективного поиска необходимой информации. Основные категории и понятия философии.
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
 
Уметь:
использовать различные источники, включая электронные.
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
 
Владеть:
навыками поиска, анализа, обработки, интерпретации и систематизации информации
 
 
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выплнения профессиональных задач, оценивать иъ эффективность и качество.
 
Знать:
Работу на ПК
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выплнения профессиональных задач, оценивать иъ эффективность и качество.
 
Уметь:
пользоваться основными сервисами сети Интернет, осуществлять поиск и отбор ресурсов в сети Интернет для профессиональной деятельности; 
 
 
стр. 6
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Владеть:
применять ИКТ при осуществлении образовательного процесса; использовать программное обеспечение своей профессиональной области
 
 
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Знать:
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Уметь:
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:
критерии оценивания заданий
 
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Уметь:
работать с коллективом
 
 
ОК 6.:Работать в коллективе и команде,ффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Владеть:
брать ответственность за работу своих подчиненных
 
 
 
 
ОК 6.:Работать в коллективе и команде,ффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Знать:
Условия формирования личности, свободе и ответственности, за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
 
 
  ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
 
Уметь:
определять задачи профессионального и личностного развития
 
 
  ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
 
Владеть:
Сущность процесса познания
 
 
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Знать:
Роль философии в жизни человека и общества
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Уметь:
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах  бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни   как основе формирования культуры   гражданина и будущего специалиста
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
Владеть оценкой текущего контроля
 
 
 
 
стр. 7
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Знать:
 
 
ЛР 2:Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
 
Уметь:
 
 
ЛР 2:Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введению в философию
 
1.1
Основные понятия и значение философии /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1.
7
0
Философия: предмет, место и роль в жизни человека и общества
 
1.2
Типы и формы философии /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 2. ОК 8.
7
0
Философия Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения.

Философия Нового времени и 20 века. Особенности русской философии.

 
1.3
Типы и формы философии /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 2.
7
0
 
1.4
Типы и формы философии /Ср/
Л1.1Л2.1
1
ОК 2.
7
0
Составить глоссарий
 
 
Раздел 2. Мир и бытие
 
2.1
Понятие и значение бытия /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 2.
7
0
Понятие бытия: его смысл и значение
 
2.2
Понятие и значение бытия /Ср/
Л1.1Л2.1
1
ОК 2.
7
0
 
2.3
Картина мира и природы /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 2.
7
0
Понятие мира, картина мира и природы, их значение
 
2.4
Философия науки и сознания /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 2.
7
0
Наука и сознание: понятие, категории сознания
 
2.5
Познание мира /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 2.
7
0
Особенности познания как специфической деятельности человека. Эволюция познания
 
2.6
Картина мира и природы /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 3.
7
0
 
 
Раздел 3. Философское учение о человеке
 
3.1
Философская антропология /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 3.   ОК 7.
7
0
Предмет и круг проблем философской антропологии
 
3.2
Смысл жизни и ценности человека /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 2. ОК 3. ЛР 2
7
0
Философия о смысле жизни и ценностях человека.

Человек и окружающая природа

 
 
Раздел 4. Философское учение об обществе, истории и культуре
 
4.1
Общество и его духовность /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 5.
7
0
Общество как система отношений между людьми. Духовность, духовная жизнь общества, её содержание
 
4.2
Общество и религия /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 5.
7
0
Религия: истоки, структура, функции

Мировые религии: буддизм, христианство, ислам

 
4.3
Общество и религия /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 5.
7
0
Сравнительная таблица
 
4.4
Культура и общество /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 4. ЛР 2
7
0
Культура в жизни общества. Культура и цивилизация.
 
4.5
Общество и религия /Ср/
Л1.1Л2.1
1
ОК 5.
7
0
 
4.6
Философия истории /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 2.
7
0
Философия истории. Человек и история
 
4.7
Человечество и его будущее /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 3. ОК 8.
7
0
Философия об общественном прогрессе. Типология глобальных проблем.
 
4.8
Человечество и его будущее /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОК 3. ОК 9.
7
0
 
4.9

Человечество и его будущее /Ср/

Л1.1Л2.1
1
ОК 2.
7
0
 
4.10
Общество и его духовность /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 4.
7
0
 
4.11
Культура и общество /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1.
7
0
 
4.12
Философия истории /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 3. ОК 6.
7
0
 
стр. 8
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
4.13
Итоговое занятие /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 9.
7
0
зачет
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы контроля и промежуточной аттестации

1. Что такое мировоззрение, в чем специфика основных типов мировоззрения?

2. Назовите основные проблемы и разделы философии.

3. Какие направления и концентрации существуют в философии?

4. Назовите основные проблемы античной философии?

5. Какие проблемы религии обсуждала средневековая философия?

6. Какие общенаучные проблемы были в центре внимания философии Нового времени?

7. Как понимали мыслители эпохи Просвещения лозунг «Свобода, равенство, братство»?

8. Назовите основные проблемы немецкой классической философии.

9. Что нового внес в философию марксизм?

10. Сформулируйте основные специфические черты русской философии.

11. Какие философские течения являются типичными для XX века?

12. Категория бытия в философии.

13. Понятия материи и ее основных свойств.

14. Диалектика: ее принципы, законы, категории.

15. Создание: его происхождение и сущность.

16. Теория познания и ее основные проблемы.

17. Познание и практика.

18. Истина и заблуждение.

19. Знание и вера.

20. Формы и методы современного научного познания.

21. Биологическое и социальное в человеке.

22. Индивид и личность.

23. Смысл и цель жизни человека.

24. Понятие и природа ценностей.

25. Человек во вселенной: взгляд науки.

26. Религиозная версия мироздания.

27. Человек и природа, современные проблемы экологии.

28. Понятие общества.

29. Основные сферы жизни общества.

30. Современные концепции исторического развития.

31. Понятие культуры и ее состава.

32. Человек в мире культуры.

33. Восток – Запад – Россия: цивилизационные типы.

34. Массовая и элитарная культура.

35. Основные виды духовной культуры: искусство, мораль, наука.

36. Мировые религии: их роль в истории.

37. Закономерности и перспективы развития человечества.

38. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

39. Глобальные проблемы человечества.

40. Основополагающие категории человеческого бытия: любовь, творчество.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Картина мира и природы

2. Философия науки и сознания

3. Философская антропология

4. Смысл жизни и ценности человека

5. Общество и религия

6. Культура и общество

7. Философия истории

8. В чем смысл жизни?

9.Основные сферы жизни общества.

10.Современные концепции исторического развития.

11.Понятия материи и ее основных свойств.

12.Диалектика: ее принципы, законы, категории.

13.Сознание: его происхождение и сущность.

14.Теория познания и ее основные проблемы.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

 
стр. 9
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Основы философии»

Фонд оценочных средств включает: перечень тем практических работ, перечень  тем докладов, вопросы для подготовки к зачету.

Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Оформляется отдельным документом

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
перечень  тем докладов, вопросы для подготовки к зачету, тесты
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Колесникова И.В.
Основы философии: учебное пособие для СПО
Саратов: Профобразование, 2020
https://www.iprbookshop.ru/92140.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Азаренко С.А., Анкин Д.В., Кемеров [и др.] В.Е.
Философия: учебное пособие для СПО
Саратов: Профобразование; Уральский федеральный университет, 2019
http://www.iprbookshop.ru/87892.html
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.2
MS Windows
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
510 В1
Кабинет истории и обществознания. Кабинет основ исследовательской деятельности. Кабинет правового регулирования землеустройства. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, учебно-наглядные средства обучения (тематические плакаты, таблицы, карты), мультимедиапроектор, ноутбук, экран
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Оформляется отдельным документом

Критерии оценки

Оценка

 
стр. 10
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Критерии оценки результата

5 «отлично»

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный

4 «хорошо»

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя

3 «удовлетворительно»

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный

2 «неудовлетворительно»

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя