высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
- подготовки сельскохозяйственной техники к работе;
- подготовки семян (посадочного материала) к посеву (посадке);
- транспортировки и первичной обработки урожая;
уметь:
- составлять агротехническую часть технологической карты возделывания полевых культур;
- определять нормы, сроки и способы посева и посадки;
- выполнять основные технологические регулировки сельскохозяйственных машин, составлять машинно- тракторные агрегаты;
- оценивать состояние производственных посевов;
- оценивать качество полевых работ;
- определять биологический урожай и анализировать его структуру;
- определять способ уборки урожая;
- проводить обследование сельскохозяйственных угодий по выявлению и распространению вредителей, болезней и сорняков,
- составлять годовой план защитных мероприятий;
знать:
- системы земледелия;
- основные технологии производства растениеводческой продукции;
- общее устройство и принципы работы сельскохозяйственных машин;
- основы автоматизации технологических процессов сельскохозяйственного производства;
- основы селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур;
- методы программирования урожаев;
- болезни и вредителей сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними;
- методы защиты сельскохозяйственных растений от сорняков, болезней и вредителей;
- нормы использования пестицидов и гербицидов.
ции
ракт.
Раздел Защита растений
1. Типы повреждений растений вредителями и болезнями.
2. Учет распространения и фенологии вредителей и болезней.
3. Фитосанитарный прогноз и сигнализация.
4. Методы защиты растений от вредителей и болезней. Интегрированная защита растений.
5. Агротехнический метод.
6. Физико-механический метод.
7. Биологический метод.
8. Химический метод.
9. Химические средства борьбы с вредителями.
10. Меры безопасности при работе с пестицидами. Мероприятия по охране окружающей природной среды в условиях широкого использования химических средств защиты растений
11. Карантин растений.
12. Многоядные вредители.
13. Вредители и болезни зерновых культур зоны.
14. Вредители зерна и продуктов его переработки при хранении и меры борьбы.
15. Вредители и болезни бобовых культур и меры борьбы с ними.
16. Вредители и болезни технических культур и меры борьбы с ними.
17. Вредители и болезни сахарной свеклы и картофеля. Меры борьбы с ними.
18. Вредители и болезни овощей и картофеля при хранении.
19. Вредители и болезни крестоцветных культур и меры борьбы с ними.
20. Вредители и болезни тыквенных культур и меры борьбы с ними.
21. Вредители и болезни луковых культур и меры борьбы с ними.
22. Вредители и болезни моркови и меры борьбы с ними.
23. Вредители и болезни бахчевых культур и меры борьбы с ними.
24. Вредители и болезни овощных культур защищенного грунта.
25. Вредители и болезни плодовых культур и меры борьбы с ними.
26. Вредители и болезни ягодных культур и меры борьбы с ними.
27. Вредители и болезни полезащитных лесных и декоративных насаждений.
28. Системы мероприятий по защите сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков.
Вопросы для собеседования
Раздел Хранение и переработка продукции растениеводства
1. Факторы, влияющие на качество продукции растениеводства.
2. Показатели качества продукции растениеводства.
3. Физиологические процессы, протекающие в зерновых массах.
4. Жизнедеятельность микроорганизмов и насекомых в зерновой массе.
5. Режимы и способы хранения зерновых масс.
6. Очистка и сушка зерновых масс.
7. Подготовка хранилищ к приемке нового урожая.
8. Правила размещения зерна в хранилище.
9. Показатели качества муки.
10. Показатели качества печеного хлеба.
11. Пищевая и техническая ценность различных масел.
12. Хранение масел.
13. Хранение комбикормов. Показатели качества комбикормов.
14. Характеристика картофеля и плодоовощной продукции как объектов хранения.
15. Послеуборочная обработка картофеля и плодоовощной продукции.
16. Режимы и способы хранения плодоовощной продукции.
17. Хранение картофеля и овощей в полевых условиях.
18. Хранение плодов и овощей в стационарных хранилищах.
19. Сушка растительного сырья.
Практико-ориентироваанные вопросы и задания
1. Определить / Описать методы определения действия пестицидов на клетку и защищаемое растение.
2. Определить / описать методы определения влияния пестицидов на вегетирующие растения
3. Приготовить / описать алгоритм приготовления рабочих составов пестицидов, оценить / описать метод оценки их качества.
4. Приготовить / описать алгоритм приготовления бордоской жидкости и проверки ее качества
5. Описать алгоритм оценки токсичности пестицидов (на конкретном примере).
6. Определить / описать алгоритм определения контактной и кишечной токсичности инсектицидов для насекомых.
7. Определить норму расхода гербицида, норму расхода жидкости.
8. Определить биологическую эффективность применения средств борьбы с вредителями (по индивидуальному заданию)
9. Описать способы определения протравителей на всхожесть семян и развитие проростков.
10.Определить биологическую эффективность применения фунгицидов (по индивидуальному заданию)
11.Описать методы определения биологической эффективности применения гербицидов
12.Составить комплекс мероприятий по химической защите растений (озимой пшеницы, озимого ячменя, гороха, кукурузы на зерно, подсолнечника, сахарной свеклы, огурцов, томатов, картофеля).
13.Рассчитать норму расхода пестицида по действующему веществу (по индивидуальному заданию).
14.Рассчитать норму расхода пестицида по препарату (по индивидуальному заданию).
15.Рассчитать расход воды для обработки культуры пестицидом (по индивидуальному заданию).
Практические задания по разделу Механизация технологий в растениеводстве
1. Признак неисправности: при работе дизеля наблюдается черный дым. Определите неисправности и способ устранения.
2. При проверке качества обработки почвы культиватором КПС-4, было обнаружено, что часть сорных растений осталась не подрезана. Назовите возможные причины возник-новения огрехов и способы их устранения.
3. Признак неисправности: увеличенный свободный ход рулевого колеса трактора (более 25º). Определите неисправности и способ устранения.
4. Устройство и подготовка к работе КСТ-1,4; комбайна КСК-4.
.5. Порядок регулировки плуга ПЛН-5-35 на заданную глубину.
6. Порядок регулировки СЗ-3,6 на заданную норму высева семян.
7. Регулировки картофелесажалки СН-4Б.
8. Основные регулировки молотильного аппарата ДОН-1500 для уборки зерновых культур.
9. При проверке качества работы зерноуборочного комбайна было обнаружено, что процент дробленого зерна в бункере составляет 7 %. Назовите причину возникновения вы-сокого процента дробления зерна и способ её устранения.
10. Основные регулировки молотильного аппарата комбайна ДОН-1500
11. При проверке качества работы зерноуборочного комбайна было обнаружено, что чистота зерна в бункере составляет 80 %. Назовите причину высокого процента засоренно-сти зерна и способ её устранения.
12. Регулировка культиватора КПС-4.
13. При проведении уборки картофеля картофелекопателем КСТ-1,4 процент повре-жденных клубней составил 15 %, назовите причину высокого процента повреждения и способ её устранения.
14. Поясните, как осуществляется регулировка тепловых зазоров в клапанах ГРМ двигателя. Углы поворота коленчатого вала при регулировке зазоров. Метки.
15. Признак неисправности самопроизвольное выключение передач. Определите не-исправности и способ устранения.
16. Признак неисправности гусеничная цепь проскальзывает по вершинам зубьев. Определите неисправности и способ устранения.
17. Признак неисправности муфта сцепления пробуксовывает. Определите неисправ-ности и способ устранения.
18. Признак неисправности стартер не проворачивает коленчатый вал двигателя. Определите неисправности и способ устранения.
19. Признак неисправности, шум генератора. Определите неисправности и способ устранения.
20. Ускоренный саморазряд аккумулятора (аккумулятор теряет в сутки более 1 % ем-кости). Определите неисправности и способ устранения.
21. Признак неисправности, низкое давление в смазочной системе. Определите неис-правности и способ устранения.
22. Укажите назначение меток на деталях кривошипно-шатунного механизма двига-теля Д-240 и порядок сборки КШМ с использованием меток.
23. Признак неисправности муфта сцепления пробуксовывает. Определите неисправ-ности и способ устранения.
24. Признак неисправности дизель перегревается. Определите неисправности и спо-соб устранения.
25. Основные регулировки системы очистки комбайна ДОН-1500.
Контрольные вопросы по разделу Механизация технологий в растениеводстве
1. Назначение, классификация, устройство плугов. Подготовка плугов к работе, ос-новные регулировки на примере ПЛН-5-35.
2. Назначение, устройство и принцип работы системы смазки и охлаждения дизельного двигателя. Техническое обслуживание.
3. Устройство и рабочий процесс протравливателя ПСШ-3. Меры безопасности при работе с ядохимикатами. Охрана окружающей среды.
4. Назначение, устройство, принцип работы и возможные неисправности муфт сцеп-ления (одно- и двухдисковые) тракторов и автомобилей. Техническое обслуживание и ре-гулировки.
5. Назначение и классификация борон и агротехнические требования. Устройство, возможные неисправности и регулировки дисковых и зубовых борон.
7. Устройство, рабочий процесс опрыскивателя ОН-400. Меры безопасности при ра-боте с ядохимикатами. Охрана окружающей среды.
8. Устройство свинцовых стартерных аккумуляторных батарей. Основные характери-стики свинцовых аккумуляторов .
9. Механизация уборки картофеля, агротехнические требования. Устройство, основ-ные регулировки, подготовка к работе КСТ-1,4, комбайна КСК-4.
10. Устройство и принцип работы двухтактного пускового двигателя ПД-10 У
11. Назначение и классификация культиваторов, агротехнические требования. Устройство и работа культиваторов для сплошной обработки почвы на примере КПС-4.
12. Поясните назначение и конструкцию системы питания карбюраторного двигателя. Конструкция и работа бензонасоса.
13. Устройство и рабочий процесс машины для внесения минеральных удобрений 1 РМГ-4. Меры безопасности при работе. Охрана окружающей среды.
14. Поясните назначение, конструкцию и работу систем охлаждения двигателя Д-240. Клапаны в системе охлаждения и их назначение.
15. Назначение, классификация и устройство лущильников. Возможные неисправно-сти и основные регулировки дисковых лущильников.
16. Назначение, устройство и принцип работы системы питания дизельного двигате-ля. Техническое обслуживание и основные регулировки.
17. Устройство, принцип работы, возможные неисправности и основные регулировки РОУ-6.
18. Назначение, устройство, принцип работы и возможные неисправности системы зажигания (контактная, зажигание от магнето) бензинового двигателя. Порядок установки зажигания.
19. Устройство и работа косилки КРН-2,1. Охрана окружающей среды.
20. Назначение, устройство, принцип работы и возможные неисправности тормозной системы (механической, пневматической гидровакуумной).
21. Устройство и рабочий процесс сеялки СЗ-3,6, основные регулировки. Установка сеялок на норму высева, агротехнические требования.
22. Назначение, устройство, принцип работы и возможные неисправности коробки перемены передач тракторов и автомобилей. Техническое обслуживание.
23. Способы уборки зерновых, агротехнические требования. Устройство комбайна ДОН-1500, рабочий процесс, основные регулировки.
24. Поясните конструкцию ходовой части гусеничного и колесного движителя. Регу-лировки.
25. Машины для послеуборочной обработки зерна, агротехнические требования.
26. Назначение, устройство, принцип работы и возможные неисправности дифферен-циалов колесных и гусеничных тракторов.
27. Агротехнические требования к машинам для уборки трав. Система машин для за-готовки рассыпного и прессованного сена.
28. Поясните назначение, конструкцию и работу простейшего карбюратора. Его недостатки.
29. Механизация уборки свеклы, агротехнические требования. Устройство и работа ботвоуборочной БМ-6 и корнеуборочной машины КС-6Б.
30. Назначение, устройство, принцип работы и возможные неисправности электро-оборудования (генератор, аккумулятор, стартер, приборы освещения и сигнализации, реле-регулятор) тракторов и автомобилей.
31. Устройство, принцип работы, основные регулировки пропашного культиватора КРН-4,2.
32. Поясните назначение, устройство системы питания карбюраторного двигателя. Неисправности, техническое обслуживание карбюратора.
33. Устройство, работа и регулировки сеялки СУПН-8.
34. Назначение, устройство, принцип работы и возможные неисправности рулевого управления с гидроусилителем руля.
35. Валковые жатки, подборщики классификация, устройство и принцип работы.
36. Укажите назначение, поясните конструкцию карданной передачи автомобиля. Неисправности и их устранение.
37. Поясните конструкцию и работу топливного насоса высокого давления (рядного, на примере УТН-5). Работа секции насоса.
38. Устройство, работа и регулировки комбайна КСК-100.
39. Поясните конструкцию и работу форсунки топливной системы дизельного двига-теля. Как осуществляется регулировка давления впрыска.
40. Устройство и работа барабанных сушилок.
41. Поясните конструкцию и работу ВОМ трактора «Беларус».
42. Устройство и работа подборщика ПРП-l,6.
43. Устройство и назначение граблей ГВК-6,0 А, ГВР-6,0.
44. Поясните рабочие циклы двигателя двухтактные и четырехтактные.
45. Назначение, устройство, принцип работы и возможные неисправности раздельно-агрегатной гидравлической навесной системы.
46. Механизация обработки почв, подверженных ветровой эрозии. Устройство и под-готовка к работе БИГ-3А; КПШ-9 .
47. Назначение, устройство, принцип работы и возможные неисправности ведущего моста на примере МТЗ-80.
48. Устройство и работа РЖТ-8.
49. Общее устройство комбайна ДОН-1500.
50. Поясните устройство и работу топливного насоса высокого давления распредели-тельного типа. Работа секции насоса.
ВОПРОСЫ ВЫНОСИМЫЕ НА КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН
2. Технология возделывания озимой ржи в Горном Алтае. Сорта.
3. Определение кондиционности семян, чистоты и массы 1000 семян овса.
4. Технология выращивания ячменя. Сорта.
5. Технология выращивания, место в севообороте тритикале. Сорта.
6. Технология выращивания сахарной свеклы, место в севообороте. Сорта.
7. Зерновые культуры и технология их выращивания в полупустынной и пустынной зонах Горного Алтая.
8. Технология выращивания яровой пшеницы, место в севообороте. Сорта.
9. Технология выращивания овса, место в севообороте. Сорта.
10.Технология выращивания гречихи, место в севообороте. Сорта.
11. Технология выращивания кукурузы на силос, место в севообороте. Сорта.
12. Технология выращивания кукурузы на семена. Сорта кукурузы для Сибири.
13. Технология выращивания проса на семена. Сорта для Сибири.
14. Сорта овса, нормы высева, сроки сева в различных зонах Горного Алтая.
15. Севооборот для выращивания зерновых в Горном Алтае (низкогорье).
16. Севооборот для выращивания зерновых и кормовых культур в Горном Алтае (среднегорье).
17. Технология выращивания злаково-бобовых трав на семена в среднегорьях Алтая.
18. Технология выращивания галеги восточной. Место в севообороте. Производство семян галеги восточной в среднегорьях Алтая.
19. Подготовка почвы, очередность обработок полей под посев яровых зерновых культур в Горном Алтае.
20.Способы подготовки семян пшеницы и овса под посев. Предпосевная подготовка семян и защита их от вредителей и болезней.
21. Подготовка семян сахарной и кормовой свеклы до посева. Способы защиты от свекловичного долгоносика.
22. Понятие о сорняках и засорителях.
23. Вред, приносимый сорными растениям, вредителями и болезнями.
24. Биологические особенности сорняков.
25. Биологические особенности вредителей и болезней культурных растений.
26. Гербициды, способы их применения в сельском хозяйстве.
27. Методы защиты растений от вредителей и болезней.
28. Требования техники безопасности при работе с пестицидами и охрана окружающей среды.
- «Фитосанитарный контроль в защите растений»
-«Положительные и отрицательные качества фосфорорганических инсектицидов»
- «Фумиганты для борьбы с почвообитающими вредителями»
- «Бордосская жидкость, ее положительные и отрицательные свойства»
- «Гербициды сплошного действия и их применение»
- «Использование вирусных препаратов в борьбе с чешуекрылыми насекомыми»
- «Хищные клещи фитосейиды и их использование в борьбе с плодовыми клещами»
- «Сущность интегрированной системы и ее задачи»
Темы докладов:
- «Методы интегрированной защиты растений от вредителей и болезней»
- «Основы рационального чередования акарицидов для предупреждения развития резистентности у клещей»
- «Искореняющие фунгициды для обработки плодовых насаждений»
- «Особенности применения гербицидов в защищенном грунте»
- «Возможности использования хищных грибов в борьбе с галловыми нематодами»
- «Действие пестицидов на полезную фауну и возможности ослабления пестицидного пресса»
Темы рефератов:
- «Применение гербицидов в плодовых насаждениях»
- «Применение биологических препаратов в борьбе с колорадским жуком на картофеле»
- «Методика массового разведения и применения трихограммы в борьбе с чешуекрылыми»
Темы презентаций:
- «Применение биометода в защищенном грунте»
- "Вредители крестоцветных. Меры борьбы с ними"
Перечень индивидуальных заданий
Раздел Растениеводство.
1. Рассмотреть и проанализировать основные технологии возделывания полевых культур в зоне;
2. Составить технологическую карту возделывания основной культуры зоны;
3. Провести обследование посевов культур зоны и дать заключению по качеству проведенных работ и оценку состояния посевов;
4. Изучить сельскохозяйственные культуры зоны по фазам развития с учетом природно-климатических условий;
5. Составить агроклиматическую характеристику района;
6. Описать технику безопасности при работе с метеорологическими приборами и приспособлениями;
7. Оформить дневник-отчет по практике.
Перечень индивидуальных заданий
Раздел Защита растений
1. Создать коллекцию вредителей и болезней сельскохозяйственных культур.
2. Собрать гербарий повреждений и поражений растений вредителями и болезнями.
3. Провести обследование сельскохозяйственных угодий по выявлению распространения вредителей, болезней, сорняков.
4. Составить годовой план защитных мероприятий сельскохозяйственных культур.
5. Ознакомиться с правилами хранения и применения пестицидов в хозяйстве.
6. Выявить и провести учет вредителей и болезней плодовых и ягодных культур.
7. Выявить и провести учет вредителей и болезней зерновых культур.
8. Выявить и провести учет вредителей и болезней зернобобовых культур.
9. Выявить и провести учет вредителей и болезней технических культур.
10. Выявить и провести учет вредителей и болезней овощных культур.
11. Выявить и провести учет вредителей и болезней картофеля и сахарной свеклы.
12. Выявить и провести учет вредителей и болезней бахчевых культур.
13. Выявить и провести учет вредителей и болезней полезащитных лесных полос.
14. Выявить и провести учет вредителей зерна и продуктов его переработки при хранении.
15. Выявить и провести учет болезней овощей и картофеля при хранении.
Перечень индивидуальных заданий
Раздел Механизация и автоматизация сельскохозяйственного производства
1. Подобрать и подготовить агрегаты для выполнения посевных и посадочных работ сельскохозяйственных культур зоны;
2. Описать методику оценивания качества полевых работ
3. Проанализировать и дать заключение по качеству проведенных полевых работ.
4. Комплектование машинно-тракторных агрегатов. Классификация агрегатов. Эксплуатационные показатели тракторов.
5. Комплектование агрегата для основной обработки почвы.
6. Комплектование агрегата для поверхностной обработки почвы.
7. Энергетические средства сельскохозяйственного производства. Устройство и техническая характеристика трактора ДТ-75.
8. Комплектование агрегата для посева сельскохозяйственных культур
Раздел Хранение и переработка продукции растениеводства
Индивидуальные задания на учебную практику
1.Причины, вызывающие прорастание зерна и семян при хранении. Мероприятия, предупреждающие данное явление.
2. Технология хранения зерна. Транспортирование зерна.
3. Основные технологические схемы обработки семенного, продовольственного зерна.
4. Технология послеуборочной обработки зерна.
5. Характеристика основных типов зерносушилок, используемых в сельском хозяйстве.
6. Характеристика современного зернового тока.
7. Производство муки.
8. Производство крупы. Схемы технологического процесса выработки различных круп.
9.Технология хранения муки. Процессы, происходящие в муке при хранении. Отходы мукомольного производства и их использование в сельском хозяйстве.
10. Производство печеного хлеба. Краткая история и способы производства печеного хлеба. Хранение и транспортирование хлеба.
11. Краткие сведения о технологии производства макаронных изделий.
12. Производство растительных масел. Способы извлечения масла из семян, их сравнительная характеристика. Краткая схема технологического процесса на маслозаводах различных типов.
13. Безопасность труда при переработке зерна и маслосемян. Мероприятия по охране окружающей среды.
14. Производство комбикормов на сельскохозяйственных предприятиях. Хранение и транспортирование комбикормов.
15. Режимы и способы хранения картофеля, овощей, плодов и ягод.
16. Способы сушки картофеля, овощей, плодов и ягод.
17. Технологические схемы производства сушеных продуктов. Фасование, упаковывание и хранение сушеных продуктов.
18. Транспортирование сушеных продуктов.
19. Безопасность труда при переработке картофеля, овощей, плодов и ягод. Мероприятия по охране окружающей среды.
20.Фасование, упаковывание и хранение картофеля, овощей, плодов и ягод.
21. Транспортирование картофеля, овощей, плодов и ягод.
22. Технологическая схема переработки свеклы на сахарных заводах. Транспортирование корнеплодов сахарной свеклы.
23. Безопасность труда при хранении и переработке сахарной свеклы. Мероприятия по охране окружающей среды. Утилизация отходов свеклосахарного производства.
24. Режимы и способы хранения табака и махорки. Безопасность труда при первичной обработке и хранении табака и махорки. Мероприятия по охране окружающей среды.
25. Транспортирование и предпродажная подготовка табака и махорки.
26. Технология производства зеленого и черного чая. Хранение, предпродажная подготовка и упаковывание готовой продукции.
27. Безопасность труда при производстве чая. Мероприятия по охране окружающей среды.
Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, собеседования по выполнению письменных заданий подготовке сообщений, докладов и промежуточной аттестации (дифференцированный зачет) в форме итогового тестирования в системе Moodle. Написание дневника-отчета учебной практики, отчет по выполнению индивидуального задания.
Реферат
Доклад, сообщение
Презентации
Тесты в MOODLE
Дневник-отчет учебной практики
Индивидуальное задание
Собеседование
Экран, проектор, ноутбук.
Стенды «Правила дорожного движения»; базовый комплект светового оборудования «Дорожные знаки» с сенсорным беспроводным дистанционным пультом управления; стенды: дорожная разметка, сигналы светофора, сигналы регулировщика, проезд перекрестков. Тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления транспортным и мобильным энергетическим.
Комплекты узлов, агрегатов и систем тракторов, макеты и натуральные образцы ДВС, агрегаты колесных и гусеничных тракторов; комплекты узлов и агрегатов ДВС, агрегаты и системы легковых и грузовых автомобилей.
Двигатель дизельный трактора МТЗ-80-82 с навесным оборудовнием,
Коробка перемены передач трактора МТЗ-80-82 на подставке,
Макет двигателя ГАЗЕЛЬ (в комплекте),
Макет заднего моста ГАЗЕЛЬ,
Макет коробки передач ГАЗЕЛЬ.
Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).
Мультимедийная компьютерная презентация – это:
динамический синтез текста, изображения, звука;
яркие и доходчивые образы;
интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;
способность к обновлению, дополнению и адаптации информации.
Рекомендации по дизайну презентации
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций, необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Подготовка учебной презентации
Этапы подготовки презентации.
1. Изучить теоретический материал по теме презентации.
2. Подготовить план презентации.
3. Подготовить текстовый и графический материал согласно плана.
4. Создать презентацию слайд за слайдом.
5. Показать преподавателю промежуточный вариант презентации.
6. Проверить качество сделанной презентации и при необходимости откорректировать ее.
1 Оформление презентации
1.1 Титульный лист
Размещаемый на первом слайде текст обычно строго регламентирован. На титульном листе обычно содержится: наименование министерства и ведомства, к которому относится ваше учебное заведение; название учебного заведения; название специальности; тема работы; название вида работы; фамилия и инициалы автора; № группы и название специальности; фамилия и инициалы руководителя; год создания работы.
Номер слайда на титульном листе не указывают.
1.2 Цели и задачи
Второй слайд четко должен описывать то, ради чего проделана вся работа, и что следует сделать для получения результата. Этот слайд содержит: цель; задачи.
Цель напрямую связана с темой, но не повторяет ее. Обычно цель из одного предложения, максимум - двух. Не стоит перечислять несколько целей, одно за другим. Если ваша работа преследует несколько целей, лучше выбрать одну-две самых важных, а про остальные упомянуть в речи.
Задачи можно рассматривать как инструмент, их них складывается путь достижения цели.
1.3 Основная часть
Основная часть содержит полученные вами результаты, иногда она также иллюстрирует процесс выполнения работы. Количество слайдов в презентации рассчитывают исходя из времени предоставляемого на защиту работы.
Презентация не может содержать более 20 слайдов. Во время защиты, комментируемые слайды могут быть очень эффективным способом представления материалов. Однако вам не стоит подробно комментировать текстовые списки. Обратите внимание, что в основной части презентации должна содержаться информация о том, каким образом была решена каждая из перечисленных выше задач.
1.4 Заключение
Заключение содержит все основные выводы и результаты, полученные в процессе работы. Обычно одной поставленной задаче соответствует как минимум один пункт из заключения.
Общие методические рекомендации по работе с рефератом
Реферат - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оценке реферативных работ обучающихся.
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
Реферат состоит из нескольких частей:
титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);
оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата; введение;
основная часть, состоящая из глав;
заключение;
Во введении объясняется:
почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых);
какая литература использована: исследования, научно-популярная литература, учебная, кто авторы... (Клише: “Материалом для написания реферата послужили ...”)
из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена.., во 2 главе ... В заключении сформулированы основные выводы...”)
Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения) Если доказательства заимствованы у автора используемой литературы - это оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер. Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: “Таким образом,.. Можно сделать заключение, что... В итоге можно прийти к выводу... ”)
В заключении (очень кратко) формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними.
Список литературы составляется в алфавитном поряке в конце реферата по определенным правилам.
Описание книг
Автор(ы). Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы. Беляев Д.К. Общая биология: 5-е издание переработанное и дополненное, М.: Издательский Дом «Дашков и К»,2008г.-32с.
Описание сборников
Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы. Биология и экология: Справ. шк. - М.: Просвещение, 2009. - 600с.
Описание статей
Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). - Год. - Номер. - Страницы статьи. Уфимцева К.Е.Биология // - 2009. - N° 1. - С. 5-8.
Этапы (план) работы над рефератом
Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.
Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.
Найти книги и статьи по выбранной теме. (для средних классов - не менее 3-х источников, для старшеклассников не менее 5). Сделать список этой литературы.
Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).
Составить план основной части реферата.
Написать черновой вариант каждой главы.
Показать черновик педагогу.
Написать реферат.
Составить сообщение на 5-7 минут, не более.
Общие методические рекомендации для оформления сообщения, доклада
Объем сообщения, доклада обычно составляет 2-3 страницы формата А4 Сообщение, доклад оформляют стандартно:
Шаблонный машинописный текст имеет следующие параметры:
шрифт Times New Roman;
размер шрифта 14;
межстрочный интервал 1,5;
стандартные поля для редактора Word;
выравнивание по ширине.
Ссылки на источники указываются по требованию преподавателя.
В идеале, сообщение, доклад еще должны содержать приложения – таблицы, схемы, копии документов – однако, чаще это не практикуется.
Требования к дневнику-отчету по учебной практике
Целью дневника-отчета по учебной практике «Технологии производства продукции растениеводства» является его, в котором должна быть отражена практическая значимость результатов полученных на практике. Дневник-отчет оформляется в свободной форме, важно выразить главную мысль, последовательно и кратко, используя профессиональную терминологию.