(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
39.03.02 Социальная работа
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
2. Показать студентам причины возникновения и формы проявления стрессовых состояний, влияние стресса на успешность деятельности и здоровье профессионалов;
3. Развитие у студентов умения пользоваться психологическими методами диагностики и коррекции стресса в прикладных условиях.
ции
ракт.
Понятие стресса. Этапы развития. Формы проявления. Причины. Последствия.
Стресс, посттравматический стресс: соотношение понятий
Классическая теория стресса Г.Селье и возможности ее приложения в психологических исследованиях.
Современные концепции изучения стресса. Психологический стресс. Профессиональный стресс. Подходы к его изучению. Эмоциональное
выгорание /Лек/
Исследования последствий катастроф. Исследования ПТСР у жертв преступлений. Исследования ПТСР у жертв сексуального насилия.
Стресс радиационной угрозы и его последствия. Суицидальное поведение и ПТСР /Лек/
Психологические модели и теории посттравматического стресса. Диагностические критерии ПТСР в классификациях психических и поведенческих расстройств. Эпидемиология. Характеристика психических функций при ПТСР. Семейный стресс. Феноменология семейного стресса. Психологические
модели и теории семейного стресса. /Лек/
События, связанные с военными действиями. Стихийные бедствия и катастрофы. Террористические акты.
Тяжелое соматическое заболевание. Смерть близкого человека. Психологические последствия насилия у детей. Особенности проявления ПТСР у детей. /Лек/
Аутогенная тренировка (АТ). Нервно-мышечная релаксация. Визуализация. Медитация. Концентрация. Дыхательная гимнастика (техники).
Ароматерапия. Массаж и самомассаж. Арттерапия. Цветотерапия. Библиотерапия. Саморегуляция. Позитивное мышление. Рациональная терапия. /Лек/
Понятие. Этапы развития. Причины.
Формы проявления.
Психологический стресс.
Профессиональный стресс
Подходы к изучению психологического и профессионального стресса.
Эмоциональное выгорание.
Диагностика эмоционального выгорания.
Методы и приемы профилактики и оптимизации эмоционального состояния. /Пр/
Психологический стресс.
Профессиональный стресс.
Постравматический стресс.
Семейный стресс.
Практическая работа по диагностике /Пр/
Методы оптимизации психического состояния: Психологические, Физиологически. Биохимические. Физические.
Аутогенная тренировка (АТ). Нервномышечная релаксация. Визуализация.
Медитация. Концентрация. Дыхательная гимнастика (техники).
Ароматерапия. Массаж и самомассаж.
Арттерапия. Цветотерапия.
Библиотерапия. Саморегуляция.
Позитивное мышление. Рациональная
терапия. /Пр/
Подготовить сообщение о современных концепциях стресса и его изучения. /Ср/
Психологические, Физиологически. Биохимические. Физические.
Аутогенная тренировка (АТ). Нервномышечная релаксация. Визуализация.
Медитация. Концентрация.
Дыхательная гимнастика (техники).
Ароматерапия. Массаж и самомассаж.
Арттерапия. Цветотерапия.
Библиотерапия. Саморегуляция.
Позитивное мышление. Рациональная терапия.
Подготовить сообщение об одном из методов, составить конспект, провести занятие в группе /Ср/
Форму выбрать самостоятельно (буклет, листовка, коллаж, плакат, газета и др.) /Ср/
Познакомить с ними участников группы, провести наиболее понравившиеся /Ср/
Проблема стресса в биологии и медицине.
Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.
Гормональные и физиологические проявления стресса.
Особенности психологического стресса.
Поведенческие признаки стресса.
Интеллектуальные признаки стресса.
Эмоциональные признаки стресса.
Объективные методы оценки уровня стресса.
Субъективные методы оценки уровня стресса.
Прогнозирование стресса и оценка стрессоустойчивости человека.
Психосоматические заболевания
Посттравматический синдром (ПТСР).
Субъективные причины возникновения психологического стресса.
Объективные причины возникновения психологического стресса.
Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.
Общие закономерности профессиональных стрессов.
Общий обзор способов саморегуляции психологического состояния во время стресса.
Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.
Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.
Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.
Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.
Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Виды психотерапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.
Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.
Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков.
Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса у клиента.
Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса в организации.
Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.
Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.
Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.
Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.
По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.
Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.
Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.
Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:
- инструкцию;
- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);
- варианты ответов;
- эталон.
Формы тестовых заданий:
1. Задания с одним правильным вариантом ответа.
Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.
2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.
Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.
3. Задания на установление соответствия.
В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.
Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.
Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.
Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.
5. Задания на логическое сравнение.
Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:
- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);
- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);
- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);
- эталоны ответов.
К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:
- правильность предметного содержания задания;
- логичность высказывания;
- правильность формы;
- краткость;
- наличие определенного места для ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Критерии оценки
Критерии Оценка, уровень
выставляется студенту, если демонстрируются глубокие знания теоретического материала (количество правильных ответов – 84-100 %). «зачтено»,
повышенный уровень
выставляется студенту, если демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов – 60-83 %). «зачтено»,
пороговый уровень
выставляется студенту, если не демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов - менее 50 % заданий). «не зачтено»,
уровень не сформирован
Ситуационные задачи − это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции: ознакомление − понимание − применение − анализ – синтез – оценка.
Отличительная особенность ситуационных задач заключается в том, что она имеет ярко выраженную практическую направленность, но для её решения необходимы предметные, надпредметные и метапредметные знания. Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; к актуализации предметных знаний с целью решения личностно - значимых проблем на деятельностной основе.
Цель включения ситуационных задач в образовательный процесс - научить обучающихся:
‒ отбирать информацию;
‒ сортировать ее для решения заданной задачи;
‒ выявлять ключевые проблемы;
‒ искать альтернативные пути решения и оценивать их;
‒ выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т. п.
Кроме того, обучающиеся в процессе решения ситуационной задачи:
‒ развивают коммуникативные навыки;
‒ получают презентационные умения;
‒ формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
‒ приобретают экспертные умения и навыки;
‒ учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
‒ изменяют мотивацию к обучению.
Критерии оценки
Критерии Оценка, уровень
студентом дается комплексная характеристика ситуации;демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их обосновать;последовательное, правильное изложение;умение делать необходимые вывод, аргументировать его «зачтено»,
повышенный уровень
студентом дается характеристика ситуации;демонстрируются достаточные знания теоретического материала неполное теоретическое обоснование, требующее дополнения;затруднения в формулировке выводов «зачтено»,
пороговый уровень
студент не достиг порогового уровня, неправильное изложение, отсутствие теоретического обоснования, неумение делать выводы «незачтено»,
уровень не сформирован
Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.
Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.
Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.
На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.
Основные критерии оценки ответа:
1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);
2) полнота и одновременно лаконичность ответа;
3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;
4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
5) логика и аргументированность изложения;
6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
7) культура речи.
Критерии оценки:
«Зачтено» ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации.
«Незачтено» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры отсутствуют.