2022-2023_36_02_01_2022_В12_plx_История
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История
Учебный план
36.02.01_2022_В12.plx

Ветеринария

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
116
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
ветеринарный фельдшер
116
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
16 3/6
22 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
48
48
68
68
116
116
Итого ауд.
48
48
68
68
116
116
Кoнтактная рабoта
48
48
68
68
116
116
Итого
48
48
68
68
116
116
 
 
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кин, Препод., Летов Андрей Викторович _______________
 
 
История
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ (ветеринарный фельдшер) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 657)
 
Ветеринария

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 13.05.2021 протокол № 11  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); - становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
1.2
<i>Задачи:</i> • метапредметных: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; • предметных: - сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; - владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; - сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; - владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; - сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общеучебные дисциплины
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История
2.2.2
Основы философии
2.2.3
Основы безопасности жизнедеятельности
2.2.4
Родная литература
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ЛР 3.:Готовность к служению Отечеству, его защите
 
стр. 5
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Знать:
 
 
ЛР 2.:Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
 
Уметь:
 
 
ЛР 2.:Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 2.:Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
 
Знать:
 
 
ЛР 3.:Готовность к служению Отечеству, его защите
 
Уметь:
 
 
ЛР 3.:Готовность к служению Отечеству, его защите
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
 
1.1
Введение. История как

наука

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Введение. Значение изучения истории. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними.
 
1.2
Происхожде ние человека /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Происхождение человека. Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека современного вида. Палеолит. Условия жизни и занятия первобытных людей. Неолитическая революция и ее последствия.
 
 
Раздел 2. Цивилизации древнего мира
 
2.1
Древнейшие государства /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Великие державы Древнего Востока. Древняя Греция. Древний Рим
 
2.2
Культура и религия Древнего мира /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм — древнейшая мировая религия. Зарождение конфуцианства в Китае. Достижения культуры Древней Греции. Особенности древнеримской культуры. Античная философия, наука, литература, архитектура, изобразительное искусство.
 
 
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в средние века
 
3.1
Становление и развитие западноевроп ейской средневеково

й цивилизации

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Феодализм. Византийская империя: власть, управление. Варвары и их вторжения на территорию Римской империи.
 
3.2
Арабо- мусульманск ая

цивилизация. Ислам.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Арабы. Мухаммед и его учение. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания.
 
 
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству
 
4.1
Происхожде ние восточных славян.

Образование Древнерусск ого государства

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Церковная организация на Руси
 
4.2
Феодальная раздробленн ость на Руси /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития.
 
4.3
Монгольское завоевание и его последствия /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Централь- ной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
 
стр. 6
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
4.4
Образование единого Русского государства /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV века, ее итоги. Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Войны с Казанью, Литвой, Ливонским орденом и Швецией. Образование единого Русского государства и его значение. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Происхождение герба России. Система землевладения. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания крепостнической  системы
 
 
Раздел 5. Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству
 
5.1
Россия в царствование Ивана Грозного /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Опричнина. Основные направления внешней политики Ивана Грозного
 
5.2
Смутное время начала XVII века. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Освободительная борьба против интервентов. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Начало царствования династии Романовых
 
5.3
Экономическ ое и

социальное развитие России в XVII веке. Народные движения.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Окончательное закрепощение крестьян. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники.
 
5.4
Становление абсолютизма в России /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Преобразования в армии. Начало становления абсолютизма. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Внешняя политика России в ХVII веке.
 
5.5
Культура Руси конца XIII— XVII

веков.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Культура XIII—XV веков. Летописание. Важнейшие памятники литературы куликовского периода. Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А. Рублев). Культура XVI века. Книгопечатание (И. Федоров).
 
 
Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веках
 
6.1
Экономическ ое развитие и перемены в западноевроп ейском обществе /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Модернизация. Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство
 
6.2
Реформация и Контрреформ ация. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Понятие «протестантизм». Церковь накануне Реформации. Мартин Лютер. Реформация в Германии. Жан Кальвин и распространение его учения. Контрреформация и попытки преобразований в католическом мире
 
6.3
Становление абсолютизма в европейских странах. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Абсолютизм как общественно- политическая система. Абсолютизм во Франции. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы.
 
6.4
Европейские революции /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Причины и начало революции в Англии. Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII века.
 
6.5
Европейские революции /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
 
Раздел 7. Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к Империи
 
7.1
Россия в эпоху петровских преобразований. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I. Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I.
 
7.2
Внешняя политика России в эпоху царствования Петра I. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Азовские походы. Северная война
 
7.3
Дворцовые перевороты /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства.
 
7.4
Правление Екатерины II. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. 
 
 
Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации
 
8.1
Промышленный переворот и его

последствия.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Промышленный переворот (промышленная революция), его причины и последствия. Важнейшие изобретения. Индустриальное общество.
 
8.2
Политическое развитие стран Европы и Америки. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
Страны Европы после Наполеоновских войн. Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги войны. Распространение социалистических идей. Первые социалисты. Учение К. Маркса. Рост рабочего движения.
 
 
Раздел 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
 
9.1
Колониальная экспансия европейских стран.

Индия. Китай. Япония.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Особенности социально- экономического и политического развития стран Востока. Начало превращения Китая в зависимую страну. Усиление Японии и начало ее экспансии в Восточной Азии.
 
 
Раздел 10. Российская империя в ХIХ веке
 
10.1
Внутренняя

и внешняя политика России в

начале XIX века.

Движение декабристов.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. 
 
10.2
Внутренняя политика Николая I. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крестьянский вопрос.
 
стр. 7
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
10.3
Внешняя политика России во второй четверти XIX

века.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Восточный вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853—1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. Героическая оборона Севастополя и ее герои.
 
10.4
Отмена крепостного права и реформы 60— 70-х годов XIX века. Контррефор мы. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права. Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа, суд присяжных. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и печати.
 
10.5
Общественно е движение

во второй половине XIX века.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Общественное движение в России в последней трети XIX века. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение.
 
 
Раздел 11. От Новой истории к Новейшей Истории
 
11.1
Мир в начале ХХ века. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте мира. Первые войны за передел мира. Окончательное формирование двух блоков в Европе. 
 
11.2
Россия на

рубеже XIX-XX веков.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Аграрный вопрос. Император Николай II, его политические воззрения. Общественное движение Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий
 
11.3
Революция 1905-1907

годов в

России.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Развитие революционных событий и политика властей. Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года.
 
11.4
Россия в период столыпинских реформ. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер. Основное содержание и этапы реализации аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы.
 
11.5
Первая мировая война. Боевые действия 1914-

1918 годов.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Начальный период боевых действий (август-декабрь 1914 года). Основные сражения в Европе в 1915-1917 годах. Брусиловский прорыв и его значение. Боевые действия в Африке и Азии. Вступление в войну США и выход из нее России. Боевые действия в 1918 году. Поражение Германии и ее союзников.
 
11.6
От Февраля к Октябрю. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
Причины революции. Отречение Николая II от престола. Двоевластие. События 24 — 25 октября в Петрограде Установление власти Советов в основных регионах России. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года. 
 
 
Раздел 12. Между мировыми войнами
 
12.1
Международ ные отношения. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
Деятельность Лиги Наций. Кризис Версальско- Вашингтонской системы. Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Агрессия Италии в Эфиопии. Западная политика «умиротворения» агрессоров. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.
 
12.2
Гражданская война в

СССР

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Гражданская война: основные этапы, ход, последствия. Причины победы большевиков.
 
12.3
Новая экономическая политика в Советской России.

Образование СССР.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж и др. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Политическая жизнь в 1920-е годы. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения.
 
12.4
Индустриали зация и

коллективиза ция в СССР.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Советская модель модернизации. Начало индустриализации. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты.
 
12.5
Советское государство и общество в 1920 — 1930-

е годы.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В.Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Изменение социальной структуры советского общества. Стахановское движение. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 г.
 
 
Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
 
13.1
Вторая мировая война /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям. Военно-политические планы сторон. Подготовка к войне. Нападение Германии на Польшу. Оккупация и подчинение Германией стран Европы.
 
13.2
Великая Отечественн ая война /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года). Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы.
 
13.3
Итоги и уроки войны /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 3.
2
0
Разгром Германии. Советско-японская война. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Окончание Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом. Решающий вклад СССР в Победу. Людские и материальные потери воюющих сторон.
 
 
Раздел 14. Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века
 
14.1
Послевоенное устройство мира. Начало

«холодной войны».

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. Решения Потсдамской конференции. Создание ООН и ее деятельность. Раскол антифашистской коалиции. Начало «холодной войны». Создание НАТО и СЭВ.
 
14.2
Ведущие капиталистич еские страны. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
Превращение США в ведущую мировую державу. Факторы, способствовавшие успешному экономическому развитию США. Развитие научно-технической революции. Основные тенденции внутренней и внешней политики  США. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». Важнейшие тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ.
 
14.3
Страны Восточной Европы. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
Установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Начало социалистического строительства. Создание и деятельность Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Антикоммунистическое восстание в Венгрии и его подавление. Попытки  реформ. Я. Кадар. «Пражская весна». Особый путь Югославии под руководством И.Б.Тито. Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века.
 
14.4
Крушение колониальной системы. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки. 
 
стр. 8
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
14.5
Международные

отношения.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Международные конфликты и кризисы в 1950-1960-е годы. Борьба сверхдержав - СССР и США. Суэцкий кризис. Берлинский кризис. 
 
 
Раздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы
 
15.1
СССР в

послевоенные годы.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Начало «холодной войны». Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР. Конверсия, возрождение и развитие промышленности.
 
15.2
СССР в

1950-х —

начале 1960- х годов.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Достижения в промышленности. Ситуация в сельском хозяйстве. Освоение целины. Курс на строительство коммунизма. Социальная политика; жилищное строительство.
 
15.3
СССР во второй половине 1960-х —

начале 1980- х годов.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
2
0
Причины отставки Н. С. Хрущева. Л. И. Брежнев. Концепция  развитого социализма. Власть и общество. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Конституция СССР 1977 года. Преобразования в сельском хозяйстве. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика.
 
15.4
СССР в годы перестройки. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
Изменение государственного устройства СССР. Национальная политика и межнациональные отношения. Политика гласности и ее последствия. Власть и церковь в годы перестройки. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий. Образование политических партий и движений. Августовские события 1991 года. Распад СССР. 
 
15.5
Развитие советской культуры (1945-1991

годы).

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
ЛР 2.
2
0
Развитие культуры в послевоенные годы. Советская культура в конце 1950-х — 1960-е годы. Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х годов. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция. Советская культура в середине 1960—1980-х годов. Развитие науки и техники в СССР. Научно- техническая революция. Успехи советской космонавтики. 
 
 
Раздел 16. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI веков
 
16.1
Формирование российской государственности. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ЛР 3. ЛР 2.
2
0
Б.Н.Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993 года. Политические лидеры и общественные деятели современной России.  Президентские выборы. Отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века.  Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.
 
16.2
Итоговое занятие /Лек/
Л1.1Л2.1
2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Историческое знание и его достоверность. Источники сведений о прошлом человечества. 2. Концепции исторического развития: цивилизационная, формационная. 3. Теории происхождения человека. 4. Источники сведений о первобытном строе. Родовая община. 5. Очаги первобытного общества на территории нашей страны. 6. Цивилизации Древнего Востока: Междуречье, Египет, Индия, Китай. 7. Цивилизации античного мира: Рим, Греция. 8. Города в античном мире как экономические, политические и культурные центры. 9. Характеристика Римской Империи. 10. Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам. 11. Религия в Древнем мире. 12. Культура Древних цивилизаций: письменность, зодчество, литература. 13. Великое переселение народов. Германские и славянские племена в Европе. 14. Становление христианской цивилизации в Европе. Русь, Византия, Западная Европа. 15. Социальная структура Западно-Европейского средневекового общества. Сословия. 16. Города Средневековья. 17. Место религии и церкви в жизни средневекового общества. 18. Борьба славян со степенными кочевниками. 19. Происхождение государственности на Руси. Киевская Русь. 20. Древняя Русь и Византия. Распространение христианства на Руси. Принятие Христианства. 21. Держава Чингисхана и монгольские завоевания. 22. Монголо-Татарское иго на Руси. Русь и Золотая Орда. 23. Московская Русь при Иване III и Василии III. Первый «Государь Всея Руси». 24. Россия и Западная Европа на пороге Нового времени. Кризис традиционного общества. 25. Индия в Средние века. Религия, кастовый строй. 26. Китай в Средние века. Философия, культура, наука. 27. Понятие «Нового времени», его характеристика. 28. Великие географические открытия и их последствия. 29. Карта мира в Новое время. Колониальные империи. 30. Европейские революции 16-18 веков. Образование наций и национальных государств. 31. Развитие товарно-денежных отношений. Мануфактура, фабрика. 32. Изменение социальной структуры Европейского общества в Новое время. 33. Культура в Новое время. Просвещение. Придворная и народная культура. 34. Становление самодержавия в России.
 
стр. 9
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
35. Начало формирования многонационального государства. 36. Аграрное производство. Крепостничество России в 17-18 веках. 37. Особенности развития мануфактурного и мелкотоварного производства в России. 38. Сословная структура российского общества в 17-18 веках. 39. Государство и церковь в России в 17-18 веках. 40. Внешняя политика в России в 17-18 веках. Расширение территории России. 41. Культура России в 17-18 веках. Расширение культурных связей с Европой. 42. Государство и общество в странах Востока. 43. Колониальная экспансия Европейцев в странах Востока. 44. Промышленный переворот в 19 веке в странах Европы и Северной Америки. Его экономические и социальные последствия. 45. Завершение колониального раздела мира между крупными капиталистическими державами. 46. Отечественная война 1812 года. Причины. Характер. 47. Роль исторической личности и народа в Отечественной войне 1812 года. 48. Тайные общества в России в начале ХIХ века. 49. Выступление декабристов в 1825 г. 50. Внутренняя политика самодержавия в первой половине 19 века. 51. Подъем революционного движения в России в 50-60-х годах 19 века. 52. Взгляды на пути развития России: Западники. Славянофилы. 53. Отмена крепостного права. 54. Страны Азии в период колониализма. 55. Африка в период колониализма. 56. Страны мира в начале ХХ века. Формирование военно-политических союзов. 57. США в начале ХХ века. 58. Причины и характер первой Российской революции 1905-1918гг. 59. .Итоги первой Российской революции 1905-1907 гг. 60. Политические партии в России в начале ХХ века. 61. Причины и характер первой мировой войны 1914-1918гг. 62. Итоги первой мировой войны 1914-1918г. 63. Участие России в первой мировой войне 1914-1918гг. 64. Причины, характер, итоги февральской революции 1917г. в России. 65. Второй Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. 66. Германия после первой мировой войны. 67. Фашизм и национал-социализм в Европе. Идеология Гитлера. 68. Иностранная интервенция против России, ее причины. 69. Образование СССР. Причины, предпосылки. 70. Коллективизация в СССР, ее последствия. 71. Причины, характер второй мировой войны 1939-1945гг. 72. Роль Германии в развязывании второй мировой войны 1939-1945гг. 73. Крупнейшие сражения на территории СССР в годы ВОВ. 74. Раскол мира на «западный» и « восточный» после второй мировой войны. 75. СССР и США – две сверхдержавы после второй мировой войны. 76. Перестройка в СССР. Новое политическое мышление. 77. Причины распада СССР. Образование СНГ. 78. Россия в конце ХХ – начале ХХI века. 79. Международные отношения в конце ХХ- начале ХХI вв.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Отмена крепостного права. Страны Азии в период колониализма. Африка в период колониализма. Страны мира в начале ХХ века. Формирование военно-политических союзов. США в начале ХХ века. Причины и характер первой Российской революции 1905-1918гг. Итоги первой Российской революции 1905-1907 гг. Политические партии в России в начале ХХ века. Причины и характер первой мировой войны 1914-1918гг. Итоги первой мировой войны 1914-1918г. Участие России в первой мировой войне 1914-1918гг. Причины, характер, итоги февральской революции 1917г. в России. Зимняя война Второй Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Германия после первой мировой войны. Фашизм и национал-социализм в Европе. Идеология Гитлера. Иностранная интервенция против России, ее причины. Образование СССР. Причины, предпосылки. Коллективизация в СССР, ее последствия. Перестройка в СССР. Новое политическое мышление.
 
стр. 10
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Причины распада СССР. Образование СНГ. Россия в конце ХХ – начале ХХI века. Международные отношения в конце ХХ- начале ХХI вв. Присоединение Крыма к России.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История» Фонд оценочных средств включает: тесты, перечень  тем докладов, таблиц, вопросы для подготовки к дифференцированному зачету. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История». Оформляется отдельным документом
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
тестовые задания, доклады, сообщения, презентации, дифференцированный зачёт
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Баранникова Н.В.
История: учебно-методическое пособие для СПО
Саратов: Профобразование, 2019
http://www.iprbookshop.ru/86137.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Алятина А. Г., Дегтярева Н. А.
История: практикум для СПО
Саратов: Профобразование, 2020
http://www.iprbookshop.ru/91875.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
510 В1
Кабинет истории и обществознания. Кабинет основ исследовательской деятельности. Кабинет правового регулирования землеустройства. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, учебно-наглядные средства обучения (тематические плакаты, таблицы, карты), мультимедиапроектор, ноутбук, экран
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 11
УП: 36.02.01_2022_В12.plx
 
Самостоятельная работа студентов включает все виды самостоятельной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие. Самостоятельная работа формирует умения: - работы с литературой -самостоятельно добывать знания из различных источников;         -  систематизировать полученную информацию; -  сопоставлять, сравнивать, анализировать; - развивает мышление; -  организовывать свою деятельность. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня  умений студентов. Оформляется отдельным документом.