2022-2023_35_02_05_2022_А12_plx_История
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История
Учебный план
35.02.05_2022_А12.plx

Агрономия

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
116
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Агроном
116
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
16 3/6
22 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
48
116
68
116
116
Итого ауд.
48
116
68
116
116
Кoнтактная рабoта
48
116
68
116
116
Итого
48
116
68
116
116
 
 
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кин, Препод., Летов Андрей Викторович
 
 
История
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 АГРОНОМИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 13.07.2021 г. № 444)
 
Агрономия

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 13.05.2021 протокол № 11  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна

цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); - становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
1.2
<i>Задачи:</i> • метапредметных: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; • предметных: - сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; - владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; - сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; - владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; - сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общеучебные дисциплины
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История
2.2.2
Основы философии
2.2.3
Основы безопасности жизнедеятельности
2.2.4
Родная литература
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
стр. 5
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
ЛР 2.:Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
 
Знать:
 
 
ЛР 3.:Готовность к служению Отечеству, его защите
 
Уметь:
 
 
ЛР 2.:Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 2.:Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
 
Знать:
 
 
ЛР 3.:Готовность к служению Отечеству, его защите
 
Уметь:
 
 
ЛР 3.:Готовность к служению Отечеству, его защите
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
 
1.1
Введение. История как

наука

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Введение. Значение изучения истории. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними.
 
1.2
Происхожде ние человека /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Происхождение человека. Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека современного вида. Палеолит. Условия жизни и занятия первобытных людей. Неолитическая революция и ее последствия.
 
 
Раздел 2. Цивилизации древнего мира
 
2.1
Древнейшие государства /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Великие державы Древнего Востока. Древняя Греция. Древний Рим
 
2.2
Культура и религия Древнего мира /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм — древнейшая мировая религия. Зарождение конфуцианства в Китае. Достижения культуры Древней Греции. Особенности древнеримской культуры. Античная философия, наука, литература, архитектура, изобразительное искусство.
 
 
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в средние века
 
3.1
Становление и развитие западноевроп ейской средневеково

й цивилизации

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Феодализм. Византийская империя: власть, управление. Варвары и их вторжения на территорию Римской империи.
 
3.2
Арабо- мусульманск ая

цивилизация. Ислам.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Арабы. Мухаммед и его учение. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания.
 
 
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству
 
4.1
Происхожде ние восточных славян.

Образование Древнерусск ого государства

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Церковная организация на Руси
 
4.2
Феодальная раздробленн ость на Руси /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития.
 
4.3
Монгольское завоевание и его последствия /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Централь- ной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
 
стр. 6
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
4.4
Образование единого Русского государства /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV века, ее итоги. Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Войны с Казанью, Литвой, Ливонским орденом и Швецией. Образование единого Русского государства и его значение. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Происхождение герба России. Система землевладения. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания крепостнической  системы
 
 
Раздел 5. Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству
 
5.1
Россия в царствование Ивана Грозного /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Опричнина. Основные направления внешней политики Ивана Грозного
 
5.2
Смутное время начала XVII века. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Освободительная борьба против интервентов. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Начало царствования династии Романовых
 
5.3
Экономическ ое и

социальное развитие России в XVII веке. Народные движения.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Окончательное закрепощение крестьян. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники.
 
5.4
Становление абсолютизма в России /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Преобразования в армии. Начало становления абсолютизма. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Внешняя политика России в ХVII веке.
 
5.5
Культура Руси конца XIII— XVII

веков.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Культура XIII—XV веков. Летописание. Важнейшие памятники литературы куликовского периода. Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А. Рублев). Культура XVI века. Книгопечатание (И. Федоров).
 
 
Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веках
 
6.1
Экономическ ое развитие и перемены в западноевроп ейском обществе /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Модернизация. Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство
 
6.2
Реформация и Контрреформ ация. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Понятие «протестантизм». Церковь накануне Реформации. Мартин Лютер. Реформация в Германии. Жан Кальвин и распространение его учения. Контрреформация и попытки преобразований в католическом мире
 
6.3
Становление абсолютизма в европейских странах. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Абсолютизм как общественно- политическая система. Абсолютизм во Франции. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы.
 
6.4
Европейские революции /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Причины и начало революции в Англии. Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII века.
 
6.5
Европейские революции /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
 
Раздел 7. Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к Империи
 
7.1
Россия в эпоху петровских преобразований. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I. Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I.
 
7.2
Внешняя политика России в эпоху царствования Петра I. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Азовские походы. Северная война
 
7.3
Дворцовые перевороты /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства.
 
7.4
Правление Екатерины II. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. 
 
 
Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации
 
8.1
Промышленный переворот и его

последствия.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Промышленный переворот (промышленная революция), его причины и последствия. Важнейшие изобретения. Индустриальное общество.
 
8.2
Политическое развитие стран Европы и Америки. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Страны Европы после Наполеоновских войн. Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги войны. Распространение социалистических идей. Первые социалисты. Учение К. Маркса. Рост рабочего движения.
 
 
Раздел 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
 
9.1
Колониальная экспансия европейских стран.

Индия. Китай. Япония.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Особенности социально- экономического и политического развития стран Востока. Начало превращения Китая в зависимую страну. Усиление Японии и начало ее экспансии в Восточной Азии.
 
 
Раздел 10. Российская империя в ХIХ веке
 
10.1
Внутренняя

и внешняя политика России в

начале XIX века.

Движение декабристов.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. 
 
10.2
Внутренняя политика Николая I. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крестьянский вопрос.
 
стр. 7
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
10.3
Внешняя политика России во второй четверти XIX

века.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Восточный вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853—1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. Героическая оборона Севастополя и ее герои.
 
10.4
Отмена крепостного права и реформы 60— 70-х годов XIX века. Контррефор мы. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права. Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа, суд присяжных. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и печати.
 
10.5
Общественно е движение

во второй половине XIX века.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Общественное движение в России в последней трети XIX века. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение.
 
 
Раздел 11. От Новой истории к Новейшей Истории
 
11.1
Мир в начале ХХ века. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте мира. Первые войны за передел мира. Окончательное формирование двух блоков в Европе. 
 
11.2
Россия на

рубеже XIX-XX веков.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Аграрный вопрос. Император Николай II, его политические воззрения. Общественное движение Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий
 
11.3
Революция 1905-1907

годов в

России.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Развитие революционных событий и политика властей. Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года.
 
11.4
Россия в период столыпинских реформ. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер. Основное содержание и этапы реализации аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы.
 
11.5
Первая мировая война. Боевые действия 1914-

1918 годов.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Начальный период боевых действий (август-декабрь 1914 года). Основные сражения в Европе в 1915-1917 годах. Брусиловский прорыв и его значение. Боевые действия в Африке и Азии. Вступление в войну США и выход из нее России. Боевые действия в 1918 году. Поражение Германии и ее союзников.
 
11.6
От Февраля к Октябрю. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Причины революции. Отречение Николая II от престола. Двоевластие. События 24 — 25 октября в Петрограде Установление власти Советов в основных регионах России. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года. 
 
 
Раздел 12. Между мировыми войнами
 
12.1
Международ ные отношения. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Деятельность Лиги Наций. Кризис Версальско- Вашингтонской системы. Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Агрессия Италии в Эфиопии. Западная политика «умиротворения» агрессоров. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.
 
12.2
Гражданская война в

СССР

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Гражданская война: основные этапы, ход, последствия. Причины победы большевиков.
 
12.3
Новая экономическая политика в Советской России.

Образование СССР.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж и др. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Политическая жизнь в 1920-е годы. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения.
 
12.4
Индустриали зация и

коллективиза ция в СССР.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Советская модель модернизации. Начало индустриализации. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты.
 
12.5
Советское государство и общество в 1920 — 1930-

е годы.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В.Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Изменение социальной структуры советского общества. Стахановское движение. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 г.
 
 
Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
 
13.1
Вторая мировая война /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям. Военно-политические планы сторон. Подготовка к войне. Нападение Германии на Польшу. Оккупация и подчинение Германией стран Европы.
 
13.2
Великая Отечественн ая война /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года). Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы.
 
13.3
Итоги и уроки войны /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Разгром Германии. Советско-японская война. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Окончание Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом. Решающий вклад СССР в Победу. Людские и материальные потери воюющих сторон.
 
 
Раздел 14. Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века
 
14.1
Послевоенное устройство мира. Начало

«холодной войны».

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. Решения Потсдамской конференции. Создание ООН и ее деятельность. Раскол антифашистской коалиции. Начало «холодной войны». Создание НАТО и СЭВ.
 
14.2
Ведущие капиталистич еские страны. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Превращение США в ведущую мировую державу. Факторы, способствовавшие успешному экономическому развитию США. Развитие научно-технической революции. Основные тенденции внутренней и внешней политики  США. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». Важнейшие тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ.
 
14.3
Страны Восточной Европы. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Начало социалистического строительства. Создание и деятельность Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Антикоммунистическое восстание в Венгрии и его подавление. Попытки  реформ. Я. Кадар. «Пражская весна». Особый путь Югославии под руководством И.Б.Тито. Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века.
 
14.4
Крушение колониальной системы. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки. 
 
стр. 8
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
14.5
Международные

отношения.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Международные конфликты и кризисы в 1950-1960-е годы. Борьба сверхдержав - СССР и США. Суэцкий кризис. Берлинский кризис. 
 
 
Раздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы
 
15.1
СССР в

послевоенные годы.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Начало «холодной войны». Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР. Конверсия, возрождение и развитие промышленности.
 
15.2
СССР в

1950-х —

начале 1960- х годов.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Достижения в промышленности. Ситуация в сельском хозяйстве. Освоение целины. Курс на строительство коммунизма. Социальная политика; жилищное строительство.
 
15.3
СССР во второй половине 1960-х —

начале 1980- х годов.

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Причины отставки Н. С. Хрущева. Л. И. Брежнев. Концепция  развитого социализма. Власть и общество. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Конституция СССР 1977 года. Преобразования в сельском хозяйстве. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика.
 
15.4
СССР в годы перестройки. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Изменение государственного устройства СССР. Национальная политика и межнациональные отношения. Политика гласности и ее последствия. Власть и церковь в годы перестройки. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий. Образование политических партий и движений. Августовские события 1991 года. Распад СССР. 
 
15.5
Развитие советской культуры (1945-1991

годы).

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
1
0
Развитие культуры в послевоенные годы. Советская культура в конце 1950-х — 1960-е годы. Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х годов. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция. Советская культура в середине 1960—1980-х годов. Развитие науки и техники в СССР. Научно- техническая революция. Успехи советской космонавтики. 
 
 
Раздел 16. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI веков
 
16.1
Формирование российской государственности. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
Б.Н.Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993 года. Политические лидеры и общественные деятели современной России.  Президентские выборы. Отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века.  Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.
 
16.2
Итоговое занятие /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Историческое знание и его достоверность. Источники сведений о прошлом человечества. 2. Концепции исторического развития: цивилизационная, формационная. 3. Теории происхождения человека. 4. Источники сведений о первобытном строе. Родовая община. 5. Очаги первобытного общества на территории нашей страны. 6. Цивилизации Древнего Востока: Междуречье, Египет, Индия, Китай. 7. Цивилизации античного мира: Рим, Греция. 8. Города в античном мире как экономические, политические и культурные центры. 9. Характеристика Римской Империи. 10. Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам. 11. Религия в Древнем мире. 12. Культура Древних цивилизаций: письменность, зодчество, литература. 13. Великое переселение народов. Германские и славянские племена в Европе. 14. Становление христианской цивилизации в Европе. Русь, Византия, Западная Европа. 15. Социальная структура Западно-Европейского средневекового общества. Сословия. 16. Города Средневековья. 17. Место религии и церкви в жизни средневекового общества. 18. Борьба славян со степенными кочевниками. 19. Происхождение государственности на Руси. Киевская Русь. 20. Древняя Русь и Византия. Распространение христианства на Руси. Принятие Христианства. 21. Держава Чингисхана и монгольские завоевания. 22. Монголо-Татарское иго на Руси. Русь и Золотая Орда. 23. Московская Русь при Иване III и Василии III. Первый «Государь Всея Руси». 24. Россия и Западная Европа на пороге Нового времени. Кризис традиционного общества. 25. Индия в Средние века. Религия, кастовый строй. 26. Китай в Средние века. Философия, культура, наука. 27. Понятие «Нового времени», его характеристика. 28. Великие географические открытия и их последствия. 29. Карта мира в Новое время. Колониальные империи. 30. Европейские революции 16-18 веков. Образование наций и национальных государств. 31. Развитие товарно-денежных отношений. Мануфактура, фабрика. 32. Изменение социальной структуры Европейского общества в Новое время. 33. Культура в Новое время. Просвещение. Придворная и народная культура. 34. Становление самодержавия в России.
 
стр. 9
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
35. Начало формирования многонационального государства. 36. Аграрное производство. Крепостничество России в 17-18 веках. 37. Особенности развития мануфактурного и мелкотоварного производства в России. 38. Сословная структура российского общества в 17-18 веках. 39. Государство и церковь в России в 17-18 веках. 40. Внешняя политика в России в 17-18 веках. Расширение территории России. 41. Культура России в 17-18 веках. Расширение культурных связей с Европой. 42. Государство и общество в странах Востока. 43. Колониальная экспансия Европейцев в странах Востока. 44. Промышленный переворот в 19 веке в странах Европы и Северной Америки. Его экономические и социальные последствия. 45. Завершение колониального раздела мира между крупными капиталистическими державами. 46. Отечественная война 1812 года. Причины. Характер. 47. Роль исторической личности и народа в Отечественной войне 1812 года. 48. Тайные общества в России в начале ХIХ века. 49. Выступление декабристов в 1825 г. 50. Внутренняя политика самодержавия в первой половине 19 века. 51. Подъем революционного движения в России в 50-60-х годах 19 века. 52. Взгляды на пути развития России: Западники. Славянофилы. 53. Отмена крепостного права. 54. Страны Азии в период колониализма. 55. Африка в период колониализма. 56. Страны мира в начале ХХ века. Формирование военно-политических союзов. 57. США в начале ХХ века. 58. Причины и характер первой Российской революции 1905-1918гг. 59. .Итоги первой Российской революции 1905-1907 гг. 60. Политические партии в России в начале ХХ века. 61. Причины и характер первой мировой войны 1914-1918гг. 62. Итоги первой мировой войны 1914-1918г. 63. Участие России в первой мировой войне 1914-1918гг. 64. Причины, характер, итоги февральской революции 1917г. в России. 65. Второй Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. 66. Германия после первой мировой войны. 67. Фашизм и национал-социализм в Европе. Идеология Гитлера. 68. Иностранная интервенция против России, ее причины. 69. Образование СССР. Причины, предпосылки. 70. Коллективизация в СССР, ее последствия. 71. Причины, характер второй мировой войны 1939-1945гг. 72. Роль Германии в развязывании второй мировой войны 1939-1945гг. 73. Крупнейшие сражения на территории СССР в годы ВОВ. 74. Раскол мира на «западный» и « восточный» после второй мировой войны. 75. СССР и США – две сверхдержавы после второй мировой войны. 76. Перестройка в СССР. Новое политическое мышление. 77. Причины распада СССР. Образование СНГ. 78. Россия в конце ХХ – начале ХХI века. 79. Международные отношения в конце ХХ- начале ХХI вв.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Отмена крепостного права. Страны Азии в период колониализма. Африка в период колониализма. Страны мира в начале ХХ века. Формирование военно-политических союзов. США в начале ХХ века. Причины и характер первой Российской революции 1905-1918гг. Итоги первой Российской революции 1905-1907 гг. Политические партии в России в начале ХХ века. Причины и характер первой мировой войны 1914-1918гг. Итоги первой мировой войны 1914-1918г. Участие России в первой мировой войне 1914-1918гг. Причины, характер, итоги февральской революции 1917г. в России. Зимняя война Второй Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Германия после первой мировой войны. Фашизм и национал-социализм в Европе. Идеология Гитлера. Иностранная интервенция против России, ее причины. Образование СССР. Причины, предпосылки. Коллективизация в СССР, ее последствия. Перестройка в СССР. Новое политическое мышление.
 
стр. 10
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Причины распада СССР. Образование СНГ. Россия в конце ХХ – начале ХХI века. Международные отношения в конце ХХ- начале ХХI вв. Присоединение Крыма к России.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История» Фонд оценочных средств включает: тесты, перечень  тем докладов, таблиц, вопросы для подготовки к дифференцированному зачету. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История». Оформляется отдельным документом
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
тестовые задания, доклады, сообщения, презентации, дифференцированный зачёт
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Баранникова Н.В.
История: учебно-методическое пособие для СПО
Саратов: Профобразование, 2019
http://www.iprbookshop.ru/86137.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Алятина А. Г., Дегтярева Н. А.
История: практикум для СПО
Саратов: Профобразование, 2020
http://www.iprbookshop.ru/91875.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.4
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
510 В1
Кабинет истории и обществознания. Кабинет основ исследовательской деятельности. Кабинет правового регулирования землеустройства. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, учебно-наглядные средства обучения (тематические плакаты, таблицы, карты), мультимедиапроектор, ноутбук, экран
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 11
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Самостоятельная работа студентов включает все виды самостоятельной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие. Самостоятельная работа формирует умения: - работы с литературой -самостоятельно добывать знания из различных источников;         -  систематизировать полученную информацию; -  сопоставлять, сравнивать, анализировать; - развивает мышление; -  организовывать свою деятельность. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня  умений студентов. Оформляется отдельным документом. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Знать: - область профессиональной деятельности - объекты профессиональной деятельности Уметь: решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий Владеть: знаниями своей будущей профессии с другими профессиями и специальностями, может аргументировано обосновать свой профессиональный выбор ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Знать: - методы и способы выполнения профессиональных задач УП: 35.02.05_2021_А11.osf стр. 5 Уметь: - выбирать методы и способы длдя выполнения профессиональных задач - оценивать эффективность и качество выполнения профессиональных задач Владеть: нестандартными методами и способами выполнения профессиональных задач, способствующие повышению эффективности и качества их выполнения ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Знать: нестандартные методы и способы выполнения профессиональных задач, способствующие повышению эффективности и качества их выполнения Уметь: - принимать решения для разных ситуаций в профессиональной деятельности - нести ответственность за принятые решения Владеть: быстрыми и наиболее эффективными решениями в стандартных и нестандартных ситуациях с использованием новейших научных методов и подходов и несет за них ответственность ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Знать: - поисковые информационные системы - алгоритм поиска информации Уметь: -осуществлять поиск необходимой информации - использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Владеть:
 
стр. 12
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Знать: -информационно - коммуникационные технологии Уметь: - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Владеть: знаниями о современных информационно-коммуникационных технологиях в профессиональной деятельности ОК 6.:Работать в коллективе и команде,ффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Знать: - основные понятия и признаки коллектива и команды - деловое общение - процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде - этапы командной работы Уметь: - работать в коллективе и команде - эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями Владеть: организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителям ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий. Знать: -этапы командной работы Уметь: - брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий Владеть: ответственностью за работу команды, за результат выполнения заданий ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. УП: 35.02.05_2021_А11.osf стр. 6 Знать: - задачи профессионального и личностного развития - понятия самообразования и саморазвития - цели, задачи и систему повышения квалификации Уметь: - определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, - осознанно планировать повышение квалификации Владеть: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной науки и современного производства ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Знать: - современные технологии в профессиональной деятельности Уметь: - применять современные технологии в профессиональной деятельности Владеть: прогнозированием основных тенденций развития технологий в профессиональной деятельности А12 А22 ОК.1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Знать: - область профессиональной деятельности - объекты профессиональной деятельности Уметь: решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий Владеть:
 
стр. 13
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
знаниями своей будущей профессии с другими профессиями и специальностями, может аргументировано обосновать свой профессиональный выбор. ОК.2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Знать: - поисковые информационные системы - алгоритм поиска информации Уметь: -осуществлять поиск необходимой информации - использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Владеть: быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК.3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие Знать: - задачи профессионального и личностного развития - понятия самообразования и саморазвития - цели, задачи и систему повышения квалификации Уметь: - определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, - осознанно планировать повышение квалификации Владеть: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной науки и современного производства ОК.4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами Знать: - основные понятия и признаки коллектива и команды - деловое общение - процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде - этапы командной работы Уметь: - работать в коллективе и команде - эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами Владеть: организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами ОК.05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Знать: - лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; - особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности Уметь: - понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые); - понимать тексты на базовые профессиональные темы; - участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; - строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; - кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); - писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы; - правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы. Владеть: устной и письменной коммуникацией на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК.06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения Знать: - гражданско-патриотическую позицию
 
стр. 14
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
- общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде - стандарты антикоррупционного поведения Уметь: - проявлять гражданско-патриотическую позицию - выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения Владеть: гражданско-патриотической позицией, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК.07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Знать: ­ об условиях ответственности за сохранение окружающей среды, ресурсосбережения - действия в чрезвычайных ситуациях - порядок и правила оказания первой помощи. Уметь: - организовывать и проводить мероприятия по сохранению окружающей среды, ресурсосбережению - действовать в чрезвычайных ситуациях - оказывать первую медицинскую помощь Владеть: - приемами сохранения окружающей среды, ресурсосбережения, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК.08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Знать: -  научно-практические основы физической культуры - основы здорового образа жизни; Уметь: -  самостоятельно выбирать  и применять способы и средства для поддержания здоровья и  работоспособности  в социальной и профессиональной деятельности; Владеть: -  методами физического воспитания, - средствами укрепления здоровья и способами поддержания хорошей физической формы для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. ОК.09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Знать: - информационные технологии Уметь: - использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Владеть: знаниями о современных информационных технологиях в профессиональной деятельности ОК.10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Знать: - профессиональную документацию на государственном и иностранном языках Уметь: - применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; - использовать в профессиональной деятельности документацию на государственном и иностранном языках Владеть: - профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ОК.11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Знать: - основные понятия в финансовой сфере и принципы функционирования финансовой системы; - значение предпринимательства и процесс организации собственного дела. Уметь: - находить и использовать информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать в решении профессиональных задач; - отбирать бизнес-идею и открывать собственное дело в профессиональной деятельности. Владеть: - приемами определения источников финансирования и перспектив развития бизнеса в профессиональной деятельности.
 
стр. 15
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
ПООП Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1. Общие компетенции 4Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. No 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистри- рован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный No 34779). Код Формулировка компетенции ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности     ОК 03    Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.     ОК 04    Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.     ОК 05      Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.     ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;     ОК 07      Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.     ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здо- ровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимо- го уровня физической подготовленности.     ОК 09      Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности     ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.     ОК 11    Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 4.2. Профессиональные компетенции     Основные виды деятельно- сти      Код и наимено- вание компетенции      Практический опыт, умения, знания    ВД.1 Ор- ганизация работы растение- водческих бригад в соответ- ствии с техноло- гическими картами возделы- вания сельскохо- зяйствен- ных куль- тур               ПК 1.1. Осу- ществлять под- готовку рабочих планов-графиков выполнения по- левых работ       Практический опыт: Изучение технологических карт возделывания сельскохозяй- ственных культур Проведение анализа метеорологических условий с целью опреде- ления оптимальных сроков проведения технологических операций при возделывании сельскохозяйственных культур Разработка планов-графиков проведения технологических опера- ций      Умения: Устанавливать последовательность и календарные сроки проведе- ния технологических операций, в том числе с учетом фактических погодных условий     Знания: Требования к условиям проведения технологических операций по обработке почвы, посеву, уходу за растениями, уборке урожая Оптимальные сроки проведения технологических операций по возделыванию сельскохозяйственных культур       ПК 1.2. Выпол- нять разработку и выдачу зада- ний для растени- еводческих бри- гад         Практический опыт: Разработка заданий для растениеводческих бригад на основании технологических карт и планов-графиков проведения технологи- ческих операций Корректировка заданий с учетом конкретных погодных условий Распределение заданий между растениеводческими бригадами Выдача заданий    Умения: Определять виды и объемы работ для растениеводческих бригад (звеньев, работников) на смену и выдавать задания бригадам (зве- ньям, работникам)      Знания: Сменные нормы выработки на сельскохозяйственные механизиро-    
 
стр. 16
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
                               ванные и ручные работы    ПК 1.3. Прово- дить инструкти- рование работ- ников по выпол- нению выданных производствен- ных заданий        Практический опыт: Проведение инструктажа работников растениеводческих бригад по выполнению производственных заданий Обоснование выполнения производственных заданий в оптималь- ные сроки и с высоким качеством     Умения: Готовить материалы для инструктажа работников растениеводче- ских бригад по выполнению производственных заданий с учетом специфики заданий и конкретных условий их выполнения Анализировать особенности и уровень профессиональной подго- товки работников, для которых проводится инструктаж Проводить инструктаж с учетом особенностей и уровня професси- ональной подготовки работников и степени сложности задач Осуществлять обратную связь для оценки понимания работниками содержания инструктажа Выбирать приемы, методы, подходы, алгоритмы выполнения про- изводственных заданий с учетом технологий возделывания сель- скохозяйственных культур      Знания: Технологии возделывания сельскохозяйственных культур с уче- том погодных и почвенных условий Приемы, методы, подходы, алгоритмы выполнения производ- ственных заданий Приемы и подходы представления информации в процессе ин- структажа     ПК 1.4. Осу- ществлять опе- ративный кон- троль качества выполнения тех- нологических операций в рас- тениеводстве           Практический опыт: Контролирование качества проведения технологических операций по обработке почвы, посеву сельскохозяйственных культур, уходу за ними, уборке урожая в конкретных условиях      Умения: Выбирать и применять методы контроля качества выполнения технологических операций     Знания: Требования к проведению технологических операций по возделы- ванию сельскохозяйственных культур Факторы, влияющие на качество выполнения технологических операций Классификация и характеристика методов контроля качества вы- полнения технологических операций ПК 1.5. Прини- мать меры по устранению вы- явленных в ходе контроля каче- ства технологи- ческих операций дефектов и не- достатков            Практический опыт: Организация устранения нарушений требований технологических карт, выявленных в ходе контроля качества проведения работ по возделыванию сельскохозяйственных культур     Умения: Выявлять дефекты и недостатки в проведении технологических операций Определять пути их устранения Организовывать работы по устранению дефектов и недостатков    Знания: Требования к качеству выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами, ГОСТами и регламен- тами, в том числе иностранными Способы выявления дефектов и недостатков технологических опе- раций Методы устранения дефектов и недостатков                         Порядок (алгоритм) действий по устранению дефектов и недо- статков     ПК 1.6. Осу- ществлять тех- нологические регулировки почвообрабаты- вающих и по- севных агрега- тов, используе- мых для реали- зации техноло- гических опера- ций       Практический опыт: Проведение технологического регулирования почвообрабатываю- щих агрегатов в соответствии с требованиями технологических карт и сроками проведения работ Проведение технологического регулирования посевных агрегатов, используемых для реализации технологических операций в соот- ветствии с технологическими картами и сроками проведения работ Учет принципов ресурсосбережения при проведении работ      Умения: Соблюдать правила техники безопасности при проведении техно- логической регулировки Проводить технологическую регулировку в соответствии с обще- принятыми правилами в зависимости от типа агрегата и техноло- гической операции     Знания: Правила техники безопасности при проведении технологической регулировки Типы технологических операций при обработке почвы и посевных работах Типы почвообрабатывающих агрегатов (машин и механизмов) Типы посевных агрегатов (машин и механизмов) Способы технологических регулировок машин и механизмов, ис- пользуемых для реализации технологических операций     ПК 1.7. Осу- ществлять под- готовку инфор- мации для со- ставления пер- вичной отчетно- сти              Практический опыт: Сбор информации для составления первичной отчетности Обработка и оформление информации для составления первичной отчетности    Умения: Анализировать информацию для составления первичной отчетно- сти Представлять информацию для составления первичной отчетности в соответствии с правилами    Знания:
 
стр. 17
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Требования к составлению первичной отчетности Источники сбора информации Правила обработки (анализа) информации       ОВД 2. Контроль процесса развития растений в течение вегетации         ПК 2.1. Составлять программы контроля развития растений в течение вегетации      Практический опыт: Поиск и сбор информации о фенологических фазах развития и морфологических признаках растений в различные фазы развития Анализ и интерпретация информации о фенологических фазах развития и морфологических признаках растений в различные фа- зы развития Составление программы контроля развития растений в течение вегетации    Умения: Определять фенологические фазы развития растений на основании морфологических признаков Анализировать информацию о фенологических фазах развития и морфологических признаках растений в различные фазы развития Выбирать методы контроля состояния сельскохозяйственных культур, фитосанитарного состояния посевов, состояния почв Определять порядок контроля развития растений и оформлять его в форме программы                               Знания: Фенологические фазы развития растений и морфологические при- знаки растений в различные фазы развития Влияние фаз развития растений на конечный урожай растениевод- ческой продукции Источники информации о фенологических фазах развития и мор- фологических признаках растений в различные фазы развития Правила составления программ контроля развития растений в те- чение вегетации   ПК 2.2. Устанав- ливать кален- дарные сроки проведения тех- нологических операций на ос- нове определе- ния фенологиче- ских фаз разви- тия растений           Практический опыт: Определение фенологических фаз развития растений на основании морфологических признаков Установление календарных сроков проведения технологических операций по уходу за сельскохозяйственными культурами и убор- кой урожая      Умения: Определять оптимальные сроки проведения технологических опе- раций с учетом развития растений в течение вегетации     Знания: Морфологические признаки растений в различные фенологиче- ские фазы их развития Влияние погодных условий на прохождение фенологических фаз развития растений    ПК 2.3. Приме- нять качествен- ные и количе- ственные мето- ды определения общего состоя- ния посевов, по- левой всхоже- сти, густоты со- стояния, перези- мовки озимых и многолетних культур          Практический опыт: Определение полевой всхожести семян и расчёт норм высева сель- скохозяйственных культур Применение различных методов определения и оценки общего состояния посевов, густоты их стояния, перезимовки озимых и многолетних культур     Умения: Выбирать методы определения полевой всхожести семян, общего состояния посевов, густоты их стояния, оценки перезимовки ози- мых и многолетних культур Определять полевую всхожесть семян, общее состояние посевов, густоту их стояния по сравнению с оптимальной Давать оценку перезимовки озимых и многолетних культур раз- личными методами    Знания: Визуальные качественные методы определения общего состояния посевов Лабораторные количественные методы определения полевой всхожести семян Количественные методы определения густоты стояния растений в полевых условиях Визуальные и количественные методы оценки состояния озимых и многолетних культур после перезимовки       ПК 2.4. Опреде- лять видовой состав сорных растений и сте- пень засоренно- сти посевов Практический опыт: Описание видов сорных растений в посевах сельскохозяйствен- ных культур по общепринятым методикам Оценка степени засоренности посевов на основании определения количества сорных растений по общепринятым методикам Умения: Идентифицировать группы и виды культурных и сорных растений по их строению и внешним признакам Определять степень засоренности посевов глазомерным (визуаль- ным) и количественным методом Определять меры по защите культурных растений от сорняков                     Знания: Морфологические признаки культурных и сорных растений Мето- ды определения засоренности посевов Меры по защите культурных растений от сорняков     ПК 2.5. Опреде- лять видовой состав вредите- лей, плотность их популяций, вредоносность и степень повре- жденности рас- тений, и распро- страненность вредителей Практический опыт: Определение видового состава вредителей, плотности их популя- ций, вредоносности и степени повреждения растений по общепри- нятым методикам Умения: Определять виды вредителей сельскохозяйственных растений по их морфологическим признакам в полевых условиях Определять распространенность вредителей и их вредоносность с применением общепринятых методик Определять степень пораженности сельскохозяйственных культур вредителями
 
стр. 18
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
Принимать меры по борьбе с вредителями Знания: Морфологические признаки и классификация различных видов вредителей Методы определения плотности их популяций Классификация поврежденности растений Методы определения распространенности вредителей Методы учета вредителей сельскохозяйственных культур Методы борьбы с вредителями     ПК 2.6. Прово- дить диагности- ку болезней и степень их раз- вития с целью совершенство- вания системы защиты растений и распростра- ненность болез- ней      Практический опыт: Определение болезней растений на основе диагностических признаков в полевых условиях Определение степени развития болезней, их распространенности по общепринятым методикам Умения: Идентифицировать поражения сельскохозяйственных культур бо- лезнями Определять распространенность болезней, вредоносность и пора- женность ими сельскохозяйственных культур Принимать меры по борьбе с болезнями Знания: Классификацию болезней сельскохозяйственных культур Признаки поражения сельскохозяйственных культур болезнями Методы учета болезней Методы борьбы с болезнями     ПК 2.7. Прово- дить почвенную и растительную диагностику пи- тания растений    Практический опыт: Определение содержания основных элементов питания растений в почве лабораторными методами Визуальное определение недостатка питательных элементов для растений по внешним признакам: окраска листьев, соответствие размеров растений их фазам развития Проведение анализов на содержание основных элементов питания растений с использованием экспресс-методов Умения: Пользоваться специальным оборудованием при проведении поч- венной и растительной диагностики в полевых условиях Определять необходимые удобрения и порядок их применения на основе проведенной диагностики Знания: Методы почвенной и растительной диагностики питания растений Правила использования оборудования при диагностике Классификация и свойства удобрений                    Правила применения удобрений на основе диагностики питания растений     ПК 2.8. Произ- водить анализ готовности сель- скохозяйствен- ных культур к уборке Практический опыт: Определение готовности сельскохозяйственных культур к уборке Планирование уборочной компании Умения: Определять урожайность сельскохозяйственных культур перед уборкой для планирования уборочной кампании Производить анализ готовности сельскохозяйственных культур к уборке Определять сроки и необходимые ресурсы для уборочной компа- нии Знания: Биологические особенности сельскохозяйственных культур при созревании и фазы развития растений, в которые производится уборка Порядок организации уборочной компании     ПК 2.9. Прово- дить анализ и обработку ин- формации, полу- ченной в ходе процесса разви- тия растений с целью подготов- ки предложений по совершен- ствованию тех- нологических процессов в рас- тениеводстве      Практический опыт: Сбор и анализ результатов, полученных в ходе контроля развития растений в течение вегетации Разработка предложений по совершенствованию технологических процессов в растениеводстве Умения: Выявлять причинно-следственные связи между состоянием сель- скохозяйственных растений, воздействием факторов внешней сре- ды и проводимыми агротехническими мероприятиями Знания: Способы анализа и обработки информации, полученной в ходе процесса развития растений       ВД 3. Вы- полнение работ по одной или нескольким професси- ям рабочих, должно- стям слу- жащих (Садовник)     ПК 3.1. Выра- щивать цветочно – декоративные культуры в от- крытом и защи- щенном грунте ПК 3.2. Выра- щивать древесно – кустарниковые культуры ПК 3.3. Прово- дить озеленение и благоустрой- ство различных территорий    Практический опыт: - пикировка всходов цветочных культур; - высадка растений в грунт; - выполнение перевалки и пересадки горшечных растений; - уход за растениями, размноженными рассадным и безрассадным способом; - размножение деревьев и кустарников; - посадка деревьев и кустарников; - уход за высаженными деревьями и кустарниками; - формирование крон деревьев и кустарников;
 
стр. 19
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
 
-оформление цветников различных типов и видов; -выполнение работ по устройству и содержанию газона, верти- кальному озеленению, созданию и содержанию живых изгородей; -выполнение работ по устройству садовых дорожек. Умения: - использовать специализированное оборудование и инструменты; - проводить предпосевную обработку семян и вегетативное деле- ние растений; - подготавливать почву для посева и посадки растений; - выполнять посев семян и посадку растений, ухаживать за всхо- дами; - определять готовность всходов к пикировке; - выполнять пикировку растений; - высаживать рассаду в открытый грунт; - определять необходимость в перевалке и пересадке по внешним признакам, проводить перевалку и пересадку, ухаживать за пере- саженными растениями; - проводить полив и прополку растений, рыхление почвы; - проводить подкормку и пинцировку растений; - проводить обработку против болезней и вредителей; - формировать растения; - проводить деление, зеленое черенкование, прививку древесных растений; - проводить предпосевную обработку семян и посев; - подготавливать посадочное место; - выполнять посадку древесных растений; - проводить подкормки минеральными и органическими удобре- ниями; -проводить обработку против болезней и вредителей; -придавать кроне древесного растения заданную проектом форму; создавать цветники на озеленяемых объектах; -принимать композиционные решения по оформлению цветников; -работать с различными видами рассадных и горшечных культур; -рассчитывать потребность в посадочном материале; -подготавливать почву под посев трав; -проводить равномерный посев трав согласно норме высева, уха- живать за всходами; -производить ремонт газона; -определять тип вертикального озеленения, производить высадку и закрепление на опоре лиан и вьющихся растений, создавая жи- вую изгородь, ухаживать за растениями. Знания: - правила и технику безопасности использования специализиро- ванного оборудования и инструментов: - виды цветочных культур, горшечных растений, растений, ку- старников, цветников и газонов; - типы грунта; - материалы для изгородей и садовых дорожек; - алгоритмы и правила проведения предпосевной обработки, посе- ва, высадки растений и ухода за ними; - виды болезней и вредителей растений, методы борьбы с ними.