Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
рабочая программа дисциплины (модуля)
35.02.05_2022_А12.plx
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
кин, Препод., Летов Андрей Викторович _______________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 АГРОНОМИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 13.07.2021 г. № 444)
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
Протокол от 13.05.2021 протокол № 11
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
цикловая комиссия агрономии и технических специальностей
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
<i>Цели:</i> - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
<i>Задачи:</i> • метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• предметных:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Основы безопасности жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ЛР 2.:Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
ЛР 3.:Готовность к служению Отечеству, его защите
ЛР 2.:Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
ЛР 2.:Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
ЛР 3.:Готовность к служению Отечеству, его защите
ЛР 3.:Готовность к служению Отечеству, его защите
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
Введение. История как
наука
/Лек/
Введение. Значение изучения истории. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними.
Происхожде ние человека /Лек/
Происхождение человека. Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека современного вида. Палеолит. Условия жизни и занятия первобытных людей. Неолитическая революция и ее последствия.
Раздел 2. Цивилизации древнего мира
Древнейшие государства /Лек/
Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Великие державы Древнего Востока. Древняя Греция. Древний Рим
Культура и религия Древнего мира /Лек/
Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм — древнейшая мировая религия. Зарождение конфуцианства в Китае. Достижения культуры Древней Греции. Особенности древнеримской культуры. Античная философия, наука, литература, архитектура, изобразительное искусство.
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в средние века
Становление и развитие западноевроп ейской средневеково
й цивилизации
/Лек/
Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Феодализм. Византийская империя: власть, управление. Варвары и их вторжения на территорию Римской империи.
Арабо- мусульманск ая
цивилизация. Ислам.
/Лек/
Арабы. Мухаммед и его учение. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания.
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству
Происхожде ние восточных славян.
Образование Древнерусск ого государства
/Лек/
Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Церковная организация на Руси
Феодальная раздробленн ость на Руси /Лек/
Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития.
Монгольское завоевание и его последствия /Лек/
Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Централь- ной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Образование единого Русского государства /Лек/
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV века, ее итоги. Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Войны с Казанью, Литвой, Ливонским орденом и Швецией. Образование единого Русского государства и его значение. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Происхождение герба России. Система землевладения. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания крепостнической системы
Раздел 5. Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству
Россия в царствование Ивана Грозного /Лек/
Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Опричнина. Основные направления внешней политики Ивана Грозного
Смутное время начала XVII века. /Лек/
Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Освободительная борьба против интервентов. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Начало царствования династии Романовых
Экономическ ое и
социальное развитие России в XVII веке. Народные движения.
/Лек/
Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Окончательное закрепощение крестьян. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники.
Становление абсолютизма в России /Лек/
Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Преобразования в армии. Начало становления абсолютизма. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Внешняя политика России в ХVII веке.
Культура Руси конца XIII— XVII
веков.
/Лек/
Культура XIII—XV веков. Летописание. Важнейшие памятники литературы куликовского периода. Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А. Рублев). Культура XVI века. Книгопечатание (И. Федоров).
Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веках
Экономическ ое развитие и перемены в западноевроп ейском обществе /Лек/
Модернизация. Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство
Реформация и Контрреформ ация. /Лек/
Понятие «протестантизм». Церковь накануне Реформации. Мартин Лютер. Реформация в Германии. Жан Кальвин и распространение его учения. Контрреформация и попытки преобразований в католическом мире
Становление абсолютизма в европейских странах. /Лек/
Абсолютизм как общественно- политическая система. Абсолютизм во Франции. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы.
Европейские революции /Лек/
Причины и начало революции в Англии. Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII века.
Европейские революции /Лек/
Раздел 7. Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к Империи
Россия в эпоху петровских преобразований. /Лек/
Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I. Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I.
Внешняя политика России в эпоху царствования Петра I. /Лек/
Азовские походы. Северная война
Дворцовые перевороты /Лек/
Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства.
Правление Екатерины II. /Лек/
Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации
Промышленный переворот и его
последствия.
/Лек/
Промышленный переворот (промышленная революция), его причины и последствия. Важнейшие изобретения. Индустриальное общество.
Политическое развитие стран Европы и Америки. /Лек/
Страны Европы после Наполеоновских войн. Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги войны. Распространение социалистических идей. Первые социалисты. Учение К. Маркса. Рост рабочего движения.
Раздел 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
Колониальная экспансия европейских стран.
Индия. Китай. Япония.
/Лек/
Особенности социально- экономического и политического развития стран Востока. Начало превращения Китая в зависимую страну. Усиление Японии и начало ее экспансии в Восточной Азии.
Раздел 10. Российская империя в ХIХ веке
Внутренняя
и внешняя политика России в
начале XIX века.
Движение декабристов.
/Лек/
Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники.
Внутренняя политика Николая I. /Лек/
Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крестьянский вопрос.
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Внешняя политика России во второй четверти XIX
века.
/Лек/
Восточный вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853—1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. Героическая оборона Севастополя и ее герои.
Отмена крепостного права и реформы 60— 70-х годов XIX века. Контррефор мы. /Лек/
Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права. Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа, суд присяжных. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и печати.
Общественно е движение
во второй половине XIX века.
/Лек/
Общественное движение в России в последней трети XIX века. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение.
Раздел 11. От Новой истории к Новейшей Истории
Мир в начале ХХ века. /Лек/
Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте мира. Первые войны за передел мира. Окончательное формирование двух блоков в Европе.
Россия на
рубеже XIX-XX веков.
/Лек/
Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Аграрный вопрос. Император Николай II, его политические воззрения. Общественное движение Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий
Революция 1905-1907
годов в
России.
/Лек/
Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Развитие революционных событий и политика властей. Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года.
Россия в период столыпинских реформ. /Лек/
Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер. Основное содержание и этапы реализации аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы.
Первая мировая война. Боевые действия 1914-
1918 годов.
/Лек/
Начальный период боевых действий (август-декабрь 1914 года). Основные сражения в Европе в 1915-1917 годах. Брусиловский прорыв и его значение. Боевые действия в Африке и Азии. Вступление в войну США и выход из нее России. Боевые действия в 1918 году. Поражение Германии и ее союзников.
От Февраля к Октябрю. /Лек/
Причины революции. Отречение Николая II от престола. Двоевластие. События 24 — 25 октября в Петрограде Установление власти Советов в основных регионах России. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года.
Раздел 12. Между мировыми войнами
Международ ные отношения. /Лек/
Деятельность Лиги Наций. Кризис Версальско- Вашингтонской системы. Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Агрессия Италии в Эфиопии. Западная политика «умиротворения» агрессоров. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.
Гражданская война в
СССР
/Лек/
Гражданская война: основные этапы, ход, последствия. Причины победы большевиков.
Новая экономическая политика в Советской России.
Образование СССР.
/Лек/
Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж и др. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Политическая жизнь в 1920-е годы. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения.
Индустриали зация и
коллективиза ция в СССР.
/Лек/
Советская модель модернизации. Начало индустриализации. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты.
Советское государство и общество в 1920 — 1930-
е годы.
/Лек/
Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В.Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Изменение социальной структуры советского общества. Стахановское движение. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 г.
Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Вторая мировая война /Лек/
Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям. Военно-политические планы сторон. Подготовка к войне. Нападение Германии на Польшу. Оккупация и подчинение Германией стран Европы.
Великая Отечественн ая война /Лек/
Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года). Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы.
Итоги и уроки войны /Лек/
Разгром Германии. Советско-японская война. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Окончание Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом. Решающий вклад СССР в Победу. Людские и материальные потери воюющих сторон.
Раздел 14. Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века
Послевоенное устройство мира. Начало
«холодной войны».
/Лек/
Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. Решения Потсдамской конференции. Создание ООН и ее деятельность. Раскол антифашистской коалиции. Начало «холодной войны». Создание НАТО и СЭВ.
Ведущие капиталистич еские страны. /Лек/
Превращение США в ведущую мировую державу. Факторы, способствовавшие успешному экономическому развитию США. Развитие научно-технической революции. Основные тенденции внутренней и внешней политики США. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». Важнейшие тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ.
Страны Восточной Европы. /Лек/
Установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Начало социалистического строительства. Создание и деятельность Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Антикоммунистическое восстание в Венгрии и его подавление. Попытки реформ. Я. Кадар. «Пражская весна». Особый путь Югославии под руководством И.Б.Тито. Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века.
Крушение колониальной системы. /Лек/
Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки.
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Международные
отношения.
/Лек/
Международные конфликты и кризисы в 1950-1960-е годы. Борьба сверхдержав - СССР и США. Суэцкий кризис. Берлинский кризис.
Раздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы
СССР в
послевоенные годы.
/Лек/
Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Начало «холодной войны». Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР. Конверсия, возрождение и развитие промышленности.
СССР в
1950-х —
начале 1960- х годов.
/Лек/
Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Достижения в промышленности. Ситуация в сельском хозяйстве. Освоение целины. Курс на строительство коммунизма. Социальная политика; жилищное строительство.
СССР во второй половине 1960-х —
начале 1980- х годов.
/Лек/
Причины отставки Н. С. Хрущева. Л. И. Брежнев. Концепция развитого социализма. Власть и общество. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Конституция СССР 1977 года. Преобразования в сельском хозяйстве. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика.
СССР в годы перестройки. /Лек/
Изменение государственного устройства СССР. Национальная политика и межнациональные отношения. Политика гласности и ее последствия. Власть и церковь в годы перестройки. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий. Образование политических партий и движений. Августовские события 1991 года. Распад СССР.
Развитие советской культуры (1945-1991
годы).
/Лек/
Развитие культуры в послевоенные годы. Советская культура в конце 1950-х — 1960-е годы. Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х годов. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция. Советская культура в середине 1960—1980-х годов. Развитие науки и техники в СССР. Научно- техническая революция. Успехи советской космонавтики.
Раздел 16. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI веков
Формирование российской государственности. /Лек/
Б.Н.Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993 года. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Президентские выборы. Отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
1. Историческое знание и его достоверность. Источники сведений о прошлом человечества.
2. Концепции исторического развития: цивилизационная, формационная.
3. Теории происхождения человека.
4. Источники сведений о первобытном строе. Родовая община.
5. Очаги первобытного общества на территории нашей страны.
6. Цивилизации Древнего Востока: Междуречье, Египет, Индия, Китай.
7. Цивилизации античного мира: Рим, Греция.
8. Города в античном мире как экономические, политические и культурные центры.
9. Характеристика Римской Империи.
10. Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам.
11. Религия в Древнем мире.
12. Культура Древних цивилизаций: письменность, зодчество, литература.
13. Великое переселение народов. Германские и славянские племена в Европе.
14. Становление христианской цивилизации в Европе. Русь, Византия, Западная Европа.
15. Социальная структура Западно-Европейского средневекового общества. Сословия.
16. Города Средневековья.
17. Место религии и церкви в жизни средневекового общества.
18. Борьба славян со степенными кочевниками.
19. Происхождение государственности на Руси. Киевская Русь.
20. Древняя Русь и Византия. Распространение христианства на Руси. Принятие Христианства.
21. Держава Чингисхана и монгольские завоевания.
22. Монголо-Татарское иго на Руси. Русь и Золотая Орда.
23. Московская Русь при Иване III и Василии III. Первый «Государь Всея Руси».
24. Россия и Западная Европа на пороге Нового времени. Кризис традиционного общества.
25. Индия в Средние века. Религия, кастовый строй.
26. Китай в Средние века. Философия, культура, наука.
27. Понятие «Нового времени», его характеристика.
28. Великие географические открытия и их последствия.
29. Карта мира в Новое время. Колониальные империи.
30. Европейские революции 16-18 веков. Образование наций и национальных государств.
31. Развитие товарно-денежных отношений. Мануфактура, фабрика.
32. Изменение социальной структуры Европейского общества в Новое время.
33. Культура в Новое время. Просвещение. Придворная и народная культура.
34. Становление самодержавия в России.
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
35. Начало формирования многонационального государства.
36. Аграрное производство. Крепостничество России в 17-18 веках.
37. Особенности развития мануфактурного и мелкотоварного производства в России.
38. Сословная структура российского общества в 17-18 веках.
39. Государство и церковь в России в 17-18 веках.
40. Внешняя политика в России в 17-18 веках. Расширение территории России.
41. Культура России в 17-18 веках. Расширение культурных связей с Европой.
42. Государство и общество в странах Востока.
43. Колониальная экспансия Европейцев в странах Востока.
44. Промышленный переворот в 19 веке в странах Европы и Северной Америки. Его экономические и социальные последствия.
45. Завершение колониального раздела мира между крупными капиталистическими державами.
46. Отечественная война 1812 года. Причины. Характер.
47. Роль исторической личности и народа в Отечественной войне 1812 года.
48. Тайные общества в России в начале ХIХ века.
49. Выступление декабристов в 1825 г.
50. Внутренняя политика самодержавия в первой половине 19 века.
51. Подъем революционного движения в России в 50-60-х годах 19 века.
52. Взгляды на пути развития России: Западники. Славянофилы.
53. Отмена крепостного права.
54. Страны Азии в период колониализма.
55. Африка в период колониализма.
56. Страны мира в начале ХХ века. Формирование военно-политических союзов.
57. США в начале ХХ века.
58. Причины и характер первой Российской революции 1905-1918гг.
59. .Итоги первой Российской революции 1905-1907 гг.
60. Политические партии в России в начале ХХ века.
61. Причины и характер первой мировой войны 1914-1918гг.
62. Итоги первой мировой войны 1914-1918г.
63. Участие России в первой мировой войне 1914-1918гг.
64. Причины, характер, итоги февральской революции 1917г. в России.
65. Второй Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле.
66. Германия после первой мировой войны.
67. Фашизм и национал-социализм в Европе. Идеология Гитлера.
68. Иностранная интервенция против России, ее причины.
69. Образование СССР. Причины, предпосылки.
70. Коллективизация в СССР, ее последствия.
71. Причины, характер второй мировой войны 1939-1945гг.
72. Роль Германии в развязывании второй мировой войны 1939-1945гг.
73. Крупнейшие сражения на территории СССР в годы ВОВ.
74. Раскол мира на «западный» и « восточный» после второй мировой войны.
75. СССР и США – две сверхдержавы после второй мировой войны.
76. Перестройка в СССР. Новое политическое мышление.
77. Причины распада СССР. Образование СНГ.
78. Россия в конце ХХ – начале ХХI века.
79. Международные отношения в конце ХХ- начале ХХI вв.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Отмена крепостного права.
Страны Азии в период колониализма.
Африка в период колониализма.
Страны мира в начале ХХ века. Формирование военно-политических союзов.
США в начале ХХ века.
Причины и характер первой Российской революции 1905-1918гг.
Итоги первой Российской революции 1905-1907 гг.
Политические партии в России в начале ХХ века.
Причины и характер первой мировой войны 1914-1918гг.
Итоги первой мировой войны 1914-1918г.
Участие России в первой мировой войне 1914-1918гг.
Причины, характер, итоги февральской революции 1917г. в России.
Зимняя война
Второй Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле.
Германия после первой мировой войны.
Фашизм и национал-социализм в Европе. Идеология Гитлера.
Иностранная интервенция против России, ее причины.
Образование СССР. Причины, предпосылки.
Коллективизация в СССР, ее последствия.
Перестройка в СССР. Новое политическое мышление.
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Причины распада СССР. Образование СНГ.
Россия в конце ХХ – начале ХХI века.
Международные отношения в конце ХХ- начале ХХI вв.
Присоединение Крыма к России.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История»
Фонд оценочных средств включает: тесты, перечень тем докладов, таблиц, вопросы для подготовки к дифференцированному зачету.
Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История».
Оформляется отдельным документом
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
тестовые задания, доклады, сообщения, презентации, дифференцированный зачёт
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
История: учебно-методическое пособие для СПО
Саратов: Профобразование, 2019
http://www.iprbookshop.ru/86137.html
6.1.2. Дополнительная литература
Алятина А. Г., Дегтярева Н. А.
История: практикум для СПО
Саратов: Профобразование, 2020
http://www.iprbookshop.ru/91875.html
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
Электронно-библиотечная система IPRbooks
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
Межвузовская электронная библиотека
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Кабинет истории и обществознания. Кабинет основ исследовательской деятельности. Кабинет правового регулирования землеустройства. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, учебно-наглядные средства обучения (тематические плакаты, таблицы, карты), мультимедиапроектор, ноутбук, экран
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Самостоятельная работа студентов включает все виды самостоятельной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие.
Самостоятельная работа формирует умения:
- работы с литературой
-самостоятельно добывать знания из различных источников;
- систематизировать полученную информацию;
- сопоставлять, сравнивать, анализировать;
- развивает мышление;
- организовывать свою деятельность.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Оформляется отдельным документом.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Знать:
- область профессиональной деятельности
- объекты профессиональной деятельности
Уметь:
решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий
Владеть:
знаниями своей будущей профессии с другими профессиями и специальностями, может аргументировано обосновать свой профессиональный выбор
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Знать:
- методы и способы выполнения профессиональных задач
УП: 35.02.05_2021_А11.osf
стр. 5
Уметь:
- выбирать методы и способы длдя выполнения профессиональных задач
- оценивать эффективность и качество выполнения профессиональных задач
Владеть:
нестандартными методами и способами выполнения профессиональных задач, способствующие повышению
эффективности и качества их выполнения
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Знать:
нестандартные методы и способы выполнения профессиональных задач, способствующие повышению эффективности и качества их выполнения
Уметь:
- принимать решения для разных ситуаций в профессиональной деятельности
- нести ответственность за принятые решения
Владеть:
быстрыми и наиболее эффективными решениями в стандартных и нестандартных ситуациях с использованием новейших научных методов и подходов и несет за них ответственность
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Знать:
- поисковые информационные системы
- алгоритм поиска информации
Уметь:
-осуществлять поиск необходимой информации
- использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Владеть:
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Знать:
-информационно - коммуникационные технологии
Уметь:
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Владеть:
знаниями о современных информационно-коммуникационных технологиях в профессиональной деятельности
ОК 6.:Работать в коллективе и команде,ффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Знать:
- основные понятия и признаки коллектива и команды
- деловое общение
- процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде
- этапы командной работы
Уметь:
- работать в коллективе и команде
- эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями
Владеть:
организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителям
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
Знать:
-этапы командной работы
Уметь:
- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий
Владеть:
ответственностью за работу команды, за результат выполнения заданий
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
УП: 35.02.05_2021_А11.osf
стр. 6
Знать:
- задачи профессионального и личностного развития
- понятия самообразования и саморазвития
- цели, задачи и систему повышения квалификации
Уметь:
- определять задачи профессионального и личностного развития,
- заниматься самообразованием,
- осознанно планировать повышение квалификации
Владеть:
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной
науки и современного производства
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Знать:
- современные технологии в профессиональной деятельности
Уметь:
- применять современные технологии в профессиональной деятельности
Владеть:
прогнозированием основных тенденций развития технологий в профессиональной деятельности
А12 А22
ОК.1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
Знать:
- область профессиональной деятельности
- объекты профессиональной деятельности
Уметь:
решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий
Владеть:
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
знаниями своей будущей профессии с другими профессиями и специальностями, может аргументировано обосновать свой профессиональный выбор.
ОК.2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- поисковые информационные системы
- алгоритм поиска информации
Уметь:
-осуществлять поиск необходимой информации
- использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Владеть:
быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК.3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
Знать:
- задачи профессионального и личностного развития
- понятия самообразования и саморазвития
- цели, задачи и систему повышения квалификации
Уметь:
- определять задачи профессионального и личностного развития,
- заниматься самообразованием,
- осознанно планировать повышение квалификации
Владеть:
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной
науки и современного производства
ОК.4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Знать:
- основные понятия и признаки коллектива и команды
- деловое общение
- процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде
- этапы командной работы
Уметь:
- работать в коллективе и команде
- эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
Владеть:
организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК.05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
Знать:
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности;
- особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной
направленности
Уметь:
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые);
- понимать тексты на базовые профессиональные темы;
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;
- кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие
профессиональные темы;
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы.
Владеть:
устной и письменной коммуникацией на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК.06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
Знать:
- гражданско-патриотическую позицию
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
- общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде
- стандарты антикоррупционного поведения
Уметь:
- проявлять гражданско-патриотическую позицию
- выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
Владеть:
гражданско-патриотической позицией, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК.07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Знать:
об условиях ответственности за сохранение окружающей среды, ресурсосбережения
- действия в чрезвычайных ситуациях
- порядок и правила оказания первой помощи.
Уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по сохранению окружающей среды, ресурсосбережению
- действовать в чрезвычайных ситуациях
- оказывать первую медицинскую помощь
Владеть:
- приемами сохранения окружающей среды, ресурсосбережения, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК.08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
Знать:
- научно-практические основы физической культуры
- основы здорового образа жизни;
Уметь:
- самостоятельно выбирать и применять способы и средства для поддержания здоровья и работоспособности в социальной и профессиональной деятельности;
Владеть:
- методами физического воспитания,
- средствами укрепления здоровья и способами поддержания хорошей физической формы для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
ОК.09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Знать:
- информационные технологии
Уметь:
- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Владеть:
знаниями о современных информационных технологиях в профессиональной деятельности
ОК.10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Знать:
- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках
Уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- использовать в профессиональной деятельности документацию на государственном и иностранном языках
Владеть:
- профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ОК.11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Знать:
- основные понятия в финансовой сфере и принципы функционирования финансовой системы;
- значение предпринимательства и процесс организации собственного дела.
Уметь:
- находить и использовать информацию финансового характера, своевременно анализировать и адаптировать в решении профессиональных задач;
- отбирать бизнес-идею и открывать собственное дело в профессиональной деятельности.
Владеть:
- приемами определения источников финансирования и перспектив развития бизнеса в профессиональной деятельности.
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ПООП
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1. Общие компетенции
4Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. No 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистри- рован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный No 34779).
Код
Формулировка компетенции
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здо- ровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимо- го уровня физической подготовленности.
ОК 09
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.
ОК 11
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
4.2. Профессиональные компетенции
Основные виды деятельно- сти
Код и наимено- вание компетенции
Практический опыт, умения, знания
ВД.1 Ор- ганизация работы растение- водческих бригад в соответ- ствии с техноло- гическими картами возделы- вания сельскохо- зяйствен- ных куль- тур
ПК 1.1. Осу- ществлять под- готовку рабочих планов-графиков выполнения по- левых работ
Практический опыт:
Изучение технологических карт возделывания сельскохозяй- ственных культур
Проведение анализа метеорологических условий с целью опреде- ления оптимальных сроков проведения технологических операций при возделывании сельскохозяйственных культур
Разработка планов-графиков проведения технологических опера- ций
Умения:
Устанавливать последовательность и календарные сроки проведе- ния технологических операций, в том числе с учетом фактических погодных условий
Знания:
Требования к условиям проведения технологических операций по обработке почвы, посеву, уходу за растениями, уборке урожая Оптимальные сроки проведения технологических операций по возделыванию сельскохозяйственных культур
ПК 1.2. Выпол- нять разработку и выдачу зада- ний для растени- еводческих бри- гад
Практический опыт:
Разработка заданий для растениеводческих бригад на основании технологических карт и планов-графиков проведения технологи- ческих операций
Корректировка заданий с учетом конкретных погодных условий Распределение заданий между растениеводческими бригадами Выдача заданий
Умения:
Определять виды и объемы работ для растениеводческих бригад (звеньев, работников) на смену и выдавать задания бригадам (зве- ньям, работникам)
Знания:
Сменные нормы выработки на сельскохозяйственные механизиро-
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
ванные и ручные работы
ПК 1.3. Прово- дить инструкти- рование работ- ников по выпол- нению выданных производствен- ных заданий
Практический опыт:
Проведение инструктажа работников растениеводческих бригад по выполнению производственных заданий
Обоснование выполнения производственных заданий в оптималь- ные сроки и с высоким качеством
Умения:
Готовить материалы для инструктажа работников растениеводче- ских бригад по выполнению производственных заданий с учетом специфики заданий и конкретных условий их выполнения Анализировать особенности и уровень профессиональной подго- товки работников, для которых проводится инструктаж
Проводить инструктаж с учетом особенностей и уровня професси- ональной подготовки работников и степени сложности задач Осуществлять обратную связь для оценки понимания работниками содержания инструктажа
Выбирать приемы, методы, подходы, алгоритмы выполнения про- изводственных заданий с учетом технологий возделывания сель- скохозяйственных культур
Знания:
Технологии возделывания сельскохозяйственных культур с уче- том погодных и почвенных условий
Приемы, методы, подходы, алгоритмы выполнения производ- ственных заданий
Приемы и подходы представления информации в процессе ин- структажа
ПК 1.4. Осу- ществлять опе- ративный кон- троль качества выполнения тех- нологических операций в рас- тениеводстве
Практический опыт:
Контролирование качества проведения технологических операций по обработке почвы, посеву сельскохозяйственных культур, уходу за ними, уборке урожая в конкретных условиях
Умения:
Выбирать и применять методы контроля качества выполнения технологических операций
Знания:
Требования к проведению технологических операций по возделы- ванию сельскохозяйственных культур
Факторы, влияющие на качество выполнения технологических операций
Классификация и характеристика методов контроля качества вы- полнения технологических операций
ПК 1.5. Прини- мать меры по устранению вы- явленных в ходе контроля каче- ства технологи- ческих операций дефектов и не- достатков
Практический опыт:
Организация устранения нарушений требований технологических карт, выявленных в ходе контроля качества проведения работ по возделыванию сельскохозяйственных культур
Умения:
Выявлять дефекты и недостатки в проведении технологических операций
Определять пути их устранения
Организовывать работы по устранению дефектов и недостатков
Знания:
Требования к качеству выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами, ГОСТами и регламен- тами, в том числе иностранными
Способы выявления дефектов и недостатков технологических опе- раций
Методы устранения дефектов и недостатков
Порядок (алгоритм) действий по устранению дефектов и недо- статков
ПК 1.6. Осу- ществлять тех- нологические регулировки почвообрабаты- вающих и по- севных агрега- тов, используе- мых для реали- зации техноло- гических опера- ций
Практический опыт:
Проведение технологического регулирования почвообрабатываю- щих агрегатов в соответствии с требованиями технологических карт и сроками проведения работ
Проведение технологического регулирования посевных агрегатов, используемых для реализации технологических операций в соот- ветствии с технологическими картами и сроками проведения работ Учет принципов ресурсосбережения при проведении работ
Умения:
Соблюдать правила техники безопасности при проведении техно- логической регулировки
Проводить технологическую регулировку в соответствии с обще- принятыми правилами в зависимости от типа агрегата и техноло- гической операции
Знания:
Правила техники безопасности при проведении технологической регулировки
Типы технологических операций при обработке почвы и посевных работах
Типы почвообрабатывающих агрегатов (машин и механизмов) Типы посевных агрегатов (машин и механизмов)
Способы технологических регулировок машин и механизмов, ис- пользуемых для реализации технологических операций
ПК 1.7. Осу- ществлять под- готовку инфор- мации для со- ставления пер- вичной отчетно- сти
Практический опыт:
Сбор информации для составления первичной отчетности Обработка и оформление информации для составления первичной отчетности
Умения:
Анализировать информацию для составления первичной отчетно- сти
Представлять информацию для составления первичной отчетности в соответствии с правилами
Знания:
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Требования к составлению первичной отчетности Источники сбора информации
Правила обработки (анализа) информации
ОВД 2. Контроль процесса развития растений в течение вегетации
ПК 2.1. Составлять программы контроля развития растений в течение вегетации
Практический опыт:
Поиск и сбор информации о фенологических фазах развития и морфологических признаках растений в различные фазы развития Анализ и интерпретация информации о фенологических фазах развития и морфологических признаках растений в различные фа- зы развития
Составление программы контроля развития растений в течение вегетации
Умения:
Определять фенологические фазы развития растений на основании морфологических признаков
Анализировать информацию о фенологических фазах развития и морфологических признаках растений в различные фазы развития Выбирать методы контроля состояния сельскохозяйственных культур, фитосанитарного состояния посевов, состояния почв Определять порядок контроля развития растений и оформлять его в форме программы
Знания:
Фенологические фазы развития растений и морфологические при- знаки растений в различные фазы развития
Влияние фаз развития растений на конечный урожай растениевод- ческой продукции
Источники информации о фенологических фазах развития и мор- фологических признаках растений в различные фазы развития Правила составления программ контроля развития растений в те- чение вегетации
ПК 2.2. Устанав- ливать кален- дарные сроки проведения тех- нологических операций на ос- нове определе- ния фенологиче- ских фаз разви- тия растений
Практический опыт:
Определение фенологических фаз развития растений на основании морфологических признаков
Установление календарных сроков проведения технологических операций по уходу за сельскохозяйственными культурами и убор- кой урожая
Умения:
Определять оптимальные сроки проведения технологических опе- раций с учетом развития растений в течение вегетации
Знания:
Морфологические признаки растений в различные фенологиче- ские фазы их развития
Влияние погодных условий на прохождение фенологических фаз развития растений
ПК 2.3. Приме- нять качествен- ные и количе- ственные мето- ды определения общего состоя- ния посевов, по- левой всхоже- сти, густоты со- стояния, перези- мовки озимых и многолетних культур
Практический опыт:
Определение полевой всхожести семян и расчёт норм высева сель- скохозяйственных культур
Применение различных методов определения и оценки общего состояния посевов, густоты их стояния, перезимовки озимых и многолетних культур
Умения:
Выбирать методы определения полевой всхожести семян, общего состояния посевов, густоты их стояния, оценки перезимовки ози- мых и многолетних культур
Определять полевую всхожесть семян, общее состояние посевов, густоту их стояния по сравнению с оптимальной
Давать оценку перезимовки озимых и многолетних культур раз- личными методами
Знания:
Визуальные качественные методы определения общего состояния посевов
Лабораторные количественные методы определения полевой всхожести семян
Количественные методы определения густоты стояния растений в полевых условиях
Визуальные и количественные методы оценки состояния озимых и многолетних культур после перезимовки
ПК 2.4. Опреде- лять видовой состав сорных растений и сте- пень засоренно- сти посевов
Практический опыт:
Описание видов сорных растений в посевах сельскохозяйствен- ных культур по общепринятым методикам
Оценка степени засоренности посевов на основании определения количества сорных растений по общепринятым методикам Умения:
Идентифицировать группы и виды культурных и сорных растений по их строению и внешним признакам
Определять степень засоренности посевов глазомерным (визуаль- ным) и количественным методом
Определять меры по защите культурных растений от сорняков
Знания:
Морфологические признаки культурных и сорных растений Мето- ды определения засоренности посевов
Меры по защите культурных растений от сорняков
ПК 2.5. Опреде- лять видовой состав вредите- лей, плотность их популяций, вредоносность и степень повре- жденности рас- тений, и распро- страненность вредителей
Практический опыт:
Определение видового состава вредителей, плотности их популя- ций, вредоносности и степени повреждения растений по общепри- нятым методикам
Умения:
Определять виды вредителей сельскохозяйственных растений по их морфологическим признакам в полевых условиях
Определять распространенность вредителей и их вредоносность с применением общепринятых методик
Определять степень пораженности сельскохозяйственных культур вредителями
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
Принимать меры по борьбе с вредителями
Знания:
Морфологические признаки и классификация различных видов вредителей
Методы определения плотности их популяций
Классификация поврежденности растений
Методы определения распространенности вредителей Методы учета вредителей сельскохозяйственных культур Методы борьбы с вредителями
ПК 2.6. Прово- дить диагности- ку болезней и степень их раз- вития с целью совершенство- вания системы защиты растений и распростра- ненность болез- ней
Практический опыт:
Определение болезней растений на основе диагностических признаков в полевых условиях
Определение степени развития болезней, их распространенности по общепринятым методикам
Умения:
Идентифицировать поражения сельскохозяйственных культур бо- лезнями
Определять распространенность болезней, вредоносность и пора- женность ими сельскохозяйственных культур
Принимать меры по борьбе с болезнями
Знания:
Классификацию болезней сельскохозяйственных культур Признаки поражения сельскохозяйственных культур болезнями Методы учета болезней
Методы борьбы с болезнями
ПК 2.7. Прово- дить почвенную и растительную диагностику пи- тания растений
Практический опыт:
Определение содержания основных элементов питания растений в почве лабораторными методами
Визуальное определение недостатка питательных элементов для растений по внешним признакам: окраска листьев, соответствие размеров растений их фазам развития
Проведение анализов на содержание основных элементов питания растений с использованием экспресс-методов
Умения:
Пользоваться специальным оборудованием при проведении поч- венной и растительной диагностики в полевых условиях Определять необходимые удобрения и порядок их применения на основе проведенной диагностики
Знания:
Методы почвенной и растительной диагностики питания растений Правила использования оборудования при диагностике Классификация и свойства удобрений
Правила применения удобрений на основе диагностики питания растений
ПК 2.8. Произ- водить анализ готовности сель- скохозяйствен- ных культур к уборке
Практический опыт:
Определение готовности сельскохозяйственных культур к уборке Планирование уборочной компании
Умения:
Определять урожайность сельскохозяйственных культур перед уборкой для планирования уборочной кампании
Производить анализ готовности сельскохозяйственных культур к уборке
Определять сроки и необходимые ресурсы для уборочной компа- нии
Знания:
Биологические особенности сельскохозяйственных культур при созревании и фазы развития растений, в которые производится уборка
Порядок организации уборочной компании
ПК 2.9. Прово- дить анализ и обработку ин- формации, полу- ченной в ходе процесса разви- тия растений с целью подготов- ки предложений по совершен- ствованию тех- нологических процессов в рас- тениеводстве
Практический опыт:
Сбор и анализ результатов, полученных в ходе контроля развития растений в течение вегетации
Разработка предложений по совершенствованию технологических процессов в растениеводстве
Умения:
Выявлять причинно-следственные связи между состоянием сель- скохозяйственных растений, воздействием факторов внешней сре- ды и проводимыми агротехническими мероприятиями
Знания:
Способы анализа и обработки информации, полученной в ходе процесса развития растений
ВД 3. Вы- полнение работ по одной или нескольким професси- ям рабочих, должно- стям слу- жащих (Садовник)
ПК 3.1. Выра- щивать цветочно – декоративные культуры в от- крытом и защи- щенном грунте
ПК 3.2. Выра- щивать древесно – кустарниковые культуры
ПК 3.3. Прово- дить озеленение и благоустрой- ство различных территорий
Практический опыт:
- пикировка всходов цветочных культур;
- высадка растений в грунт;
- выполнение перевалки и пересадки горшечных растений;
- уход за растениями, размноженными рассадным и безрассадным способом;
- размножение деревьев и кустарников;
- посадка деревьев и кустарников;
- уход за высаженными деревьями и кустарниками;
- формирование крон деревьев и кустарников;
УП: 35.02.05_2022_А12.plx
-оформление цветников различных типов и видов;
-выполнение работ по устройству и содержанию газона, верти- кальному озеленению, созданию и содержанию живых изгородей; -выполнение работ по устройству садовых дорожек.
Умения:
- использовать специализированное оборудование и инструменты; - проводить предпосевную обработку семян и вегетативное деле- ние растений;
- подготавливать почву для посева и посадки растений;
- выполнять посев семян и посадку растений, ухаживать за всхо- дами;
- определять готовность всходов к пикировке;
- выполнять пикировку растений;
- высаживать рассаду в открытый грунт;
- определять необходимость в перевалке и пересадке по внешним
признакам, проводить перевалку и пересадку, ухаживать за пере- саженными растениями;
- проводить полив и прополку растений, рыхление почвы;
- проводить подкормку и пинцировку растений;
- проводить обработку против болезней и вредителей;
- формировать растения;
- проводить деление, зеленое черенкование, прививку древесных растений;
- проводить предпосевную обработку семян и посев;
- подготавливать посадочное место;
- выполнять посадку древесных растений;
- проводить подкормки минеральными и органическими удобре- ниями;
-проводить обработку против болезней и вредителей;
-придавать кроне древесного растения заданную проектом форму; создавать цветники на озеленяемых объектах;
-принимать композиционные решения по оформлению цветников; -работать с различными видами рассадных и горшечных культур; -рассчитывать потребность в посадочном материале; -подготавливать почву под посев трав;
-проводить равномерный посев трав согласно норме высева, уха- живать за всходами;
-производить ремонт газона;
-определять тип вертикального озеленения, производить высадку и закрепление на опоре лиан и вьющихся растений, создавая жи- вую изгородь, ухаживать за растениями.
Знания:
- правила и технику безопасности использования специализиро- ванного оборудования и инструментов:
- виды цветочных культур, горшечных растений, растений, ку- старников, цветников и газонов;
- типы грунта;
- материалы для изгородей и садовых дорожек;
- алгоритмы и правила проведения предпосевной обработки, посе- ва, высадки растений и ухода за ними;
- виды болезней и вредителей растений, методы борьбы с ними.