высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Кинология
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
- содействовать пониманию у обучающихся общих принципов управления предприятием, экономической и маркетинговой деятельности;
- научить оценивать эффективность деятельности организации, перспективы и особенности хозяйственного управления на отраслевом уровне.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения экономической теории;
- принципы рыночной экономики;
- современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и ветеринарии;
- роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
- формы оплаты труда;
- стили управления, виды коммуникации;
- принципы делового общения в коллективе;
- управленческий цикл;
- особенности менеджмента в области ветеринарии;
- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
ции
ракт.
/Лек/
/Лек/
Монополия и конкуренция
/Ср/
/Лек/
Бестарифная система оплата труда
/Ср/
/Лек/
/Лек/
/Лек/
Самоменеджмент
Качества менеджера.
Заполнение таблицы «Стили управления»
/Ср/
/Лек/
/Лек/
(групповая форма работы).
Групповые задания (на бумаге)
Отзыв (на бумаге)
/Лек/
Маркетинговая среда предприятия.
Коммуникационная политика
/Ср/
Методические рекомендации по подготовке конспекта
Конспект – это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
Перед написанием конспекта прочтите текст целиком.
Выделите в нем основные положения, понятия, идей, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте. Наиболее важные моменты можно процитировать.
Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них.
В конце сделайте обобщающие выводы, приведите примеры, факты.
При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства
Правила написания конспекта:
Идеи должны отвечать целям работы и быть взаимосвязаны.
Не нужно переписывать текст дословно. Постарайтесь перефразировать мысли более понятно, своими словами, подберите примеры, проведите перекомпоновку материала.
Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
Выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения.
Составить конспект по следующим вопросам:
- Монополия и конкуренция;
- Воспроизводство основных фондов;
- Основные этапы развития менеджмента;
- Требования к упаковке товара;
- Товарный знак: понятие, назначение, изображение на упаковке.
Методические рекомендации по составлению схемы
Составление схем – это вид графического способа отображения информации. Целью этого вида самостоятельной работы является развитие умения выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д.
Схемы применяются для отображения фактического и цифрового материала, что придает ему большую наглядность.
Схема является иллюстративным графическим средством изложения содержания исследования. Схемы - это плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи. Схемы представляют собой соотношение частей в неком целом объекте. Это приближенный наглядный образ устройства или структурная характеристика какого-то объекта, процесса или явления.
Алгоритм самостоятельной работы по составлению схем:
1) Внимательно прочитать учебный материал по изучаемой теме.
2) Выбрать наиболее эффективный графический способ отображения учебного материала.
3) Ознакомиться с образцами оформления схем, предложенных преподавателем.
4) Продумать конструкцию схемы.
5) Начертить схему и заполните необходимым содержимым.
6) Проверить структурированность материала, наличие логической связи изложенной информации.
Составить схемы:
- функции менеджмента;
- виды коммуникации.
Методические рекомендации по заполнению таблицы
Таблица – это перечень систематизированных каких-либо сведений, расположенных в определенном порядке по графам.
При заполнении таблицы используйте необходимый материал в рекомендуемом учебнике. В графы таблиц фиксируйте основную информацию по заданному вопросу.
Заполнить таблицы:
экономические системы;
- стили управления.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Тема. Основные фонды организации.
СПОСОБЫ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ
1. При линейном способе начисления амортизации годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств или текущей (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.
Пример.
Стоимость объекта основных средств 260 000 рублей. В соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, объект отнесен к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3-х лет до 5-ти лет включительно. Срок полезного использования установлен 5 лет.
Расчет:
1. Годовая норма амортизации: 100 / 5 лет = 20 %.
2. Ежегодная сумма амортизационных отчислений: (260 000 х 20 / 100) = 52 000 рублей
3. Ежемесячная сумма амортизации: 52 000 / 12 месяцев = 4 333, 33 рублей
2. При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе — число лет, остающихся до конца.
Пример:
Первоначальная стоимость оборудования 260 000 рублей. Срок полезного использования 5 лет.
Расчет:
1. Сумма чисел лет = 1+2+3+4+5 = 15.
2. Начисление амортизации по годам использования объекта:
1-й год: 5 : 15 = 33,3%; 40 тыс. руб. • 33,3% = 13,32 тыс. руб.
2-й год: 4 : 15 = 26,7%; 40 тыс. руб. • 26,7% = 10,68 тыс. руб. и т.д.
3. Расчет амортизации способом уменьшаемого остатка производится исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчётного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.
Пример.
Организация приобрело оборудование первоначальной стоимостью 430 000 руб. Срок полезного использования (СПИ) – 5 лет.
Расчет:
В первый год амортизация рассчитывается исходя из первоначальной стоимости.
1-й год
Агод. = (430000 • 20) : 100 = 86 000 руб.
Со второго года и далее амортизация рассчитывается исходя из остаточной стоимости.
2-й год
Расчет остаточной стоимости
Сост. = 430 000 – 86 000 = 344 000 руб.
Расчет годовой амортизации
Агод. = (344 000 • 20) : 100 = 68 800 руб. и т.д.
4. При начислении амортизации пропорционально объему продукции исходят из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции за весь срок использования объекта.
Пример:
Стоимость автомобиля 65 000 рублей, предполагаемый пробег автомобиля 400 000 км. В отчетном периоде пробег автомобиля составил 8000 км.
Расчет:
Сумма амортизации за этот период: (8 000 км. х (65 000 рублей : 400 000 км.)) = 1 300 рублей
Сумма амортизации за весь период пробега: (400 000 км. х 65 000 рублей : 400 000 км.) = 65 000 рублей.
Тема. Трудовые ресурсы и производительность труда
Для того чтобы рассчитать среднесписочную численность работников за месяц, необходимо просуммировать списочную численность работников за каждый календарный день месяца (с 1-го по 30-е или 31-е число), включая праздничные и выходные дни, а затем разделить полученное значение на количество календарных дней в данном месяце.
Однако некоторые категории работников не учитываются в составе списочной численности. К таким сотрудникам
1. Женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам.
2. Лица, находящиеся в отпуске в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома.
3. Лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
4. Лица, находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы.
Методы определения производительности труда
1. Трудовой – определяется делением объема выполненной работы в нормо-часах на среднесписочную численность работников.
2. Натуральный – производительность труда определяется методом деления количества произведенной продукции в физических единицах (шт., тн., м. и т.д.) на число работников или количество затраченного рабочего времени.
3. Стоимостной – выработка продукции определяется делением объемов валовой продукции, выраженной в постоянных оптовых ценах на число работников или количество затраченного времени.
Тема. Оплата труда
Заработная плата при повременной форме оплаты труда (ЗП повр):
ЗПповр. = ТСi х Ф
где ТСi - часовая тарифная ставка работника i-го разряда;
Ф - фактически отработанное количество часов за месяц.
ТCi = ТС1 х Kтар.i
где ТС1 – часовая тарифная ставка работника 1-го разряда;
Kтар.i - тарифный коэффициент i-го разряда.
Заработная плата при сдельной форме оплаты труда (ЗПсд):
ЗПсд.= РС х Q
где РС – расценка, руб.;
Q - количество изготовленных изделий, шт.
Расценка определяется:
РС = ТСi / Нвыр или Тсi х Нвр
где ТСi – тарифная ставка работника i-го разряда, руб.;
Нвыр – норма выработки работника за определенный период времени, руб.;
Нвр – норма времени, час.
Тема. Показатели деятельности организации
Доход организаций (Д) складывается из составляющих:
Д = Др + Доп + Двн
где Др - доход от реализации товаров, продукции (работ, услуг), руб.;
Доп - доход от операционной деятельности, руб.;
Двн - доход от внереализационных операций, руб.
Доход от реализации (Др):
Др = Ц х Q
где Ц – цена единицы продукции, руб.;
Q - количество реализованных. изделий, шт.
Прибыль организации (П) определяется следующим образом:
П = Пр + Поп + Пвн,
где Пр - прибыль от реализации товаров, продукции (работ, услуг), руб.;
Поп - прибыль от операционной деятельности, руб.;
Пвн - прибыль от внереализационных операций.
Пр = Др – Нк – с/с,
где с/с – себестоимость продукции, руб.;
Нк – косвенные налоги, включаемые в выручку (акцизы, НДС и т.п.).
Тема. Деловое совещание
Перечень мероприятий по подготовке совещания
1. Планирование совещания.
- цель совещания;
- тема совещания;
- ожидаемый результат;
- распределение обязанностей между лицами, ответственными за совещание;
- печатные издания;
- оповещение докладчиков;
- рассылка приглашений.
2. Организация совещания:
- регламент совещания;
- кто за что отвечает;
- помещение для совещания;
- технические и вспомогательные средства.
3. Оснащение помещения, где будет проходить совещание:
- трибуна;
- бумага, карандаши; оргтехника;
- часы;
- доска.
4. Размещение и питание иногородних участников совещания:
- список;
- гостиница.
5. Специальные организационные моменты:
- регистрация;
- президиум, если он необходим.
6. Завершение совещания:
- размножение и рассылка материалов;
- подведение итогов совещания.
Планирование подготовки к деловой беседе
Стержнем деловых совещаний являются беседы. Значение деловой беседы обуславливается её функциями. Она является «генератором», «движущей силой» многих сторон деятельности предприятия или учреждения. Почти все дела, все трудовые акции человеческого общества начинаются, осуществляются и завершаются с помощью различных по форме, содержанию и функциям деловых бесед.
Основными функциями деловой беседы являются:
1) начало перспективных мероприятий и процессов;
2) контроль и координирование уже начатых мероприятий и процессов;
3) обмен информацией и взаимное общение работников из одной деловой сферы;
4) поддержание деловых контактов на уровне предприятий, объединений, отраслей, республик, государств;
5) поиски, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов.
Подготовка к деловой беседе – трудное и ответственное дело, требующее больших усилий. Планомерная и систематизированная работа в период подготовки к беседе включает некоторые виды логической деятельности, которая необходима для успешного проведения деловой беседы. Составление плана деловых бесед означает создание логически увязанной схемы (применяемой для всех случаев), в соответствии с которой разрабатывается и реализуется любая деловая беседа.
При подготовке к проведению деловой беседы необходимо составить рабочий план в следующем порядке:
1. Планирование
1.1. Предварительный анализ участников, темы и ситуации (наши собственные цели на переговорах).
1.2. Инициатива проведения беседы и определение задач (чья инициатива, какая тема и цель).
1.3. Определение стратегии и тактики (зная цели, определяем пути их достижения и тактику ведения беседы).
1.4. Подробный план подготовки к беседе (программа действий по подготовке и проведению деловой беседы).
2. Оперативная подготовка:
2.1. Сбор материалов (поиск возможных источников информации из личных контактов, документов, исследований, публикаций и т.д.).
2.2. Отбор и систематизация материалов (отобрать то, то имеет приемлемое значение для подготовки и проведения беседы).
2.3. Обдумывание и компоновка материалов (имеющиеся данные нужно перепроверять и распределять по времени и месту их сообщения).
2.4. Рабочий план (написать предварительный текст на основе собранных материалов, свои идеи и рассуждения, выдвинутые задачи и требования).
2.5. Разработка основной части беседы (более детальная разработка рабочего плана с включением в него конкретных предложений и разговорных формулировок).
2.6. Начало и окончание беседы (продумать и определить связь между началом, серединой и окончанием беседы с целью эффективности ее результатов).
3. Редактирование
3.1. Контроль (шлифовка, доработка проделанной работы, просмотр всего текста разговора «со стороны»).
3.2. Окончательная форма беседы (сокращение текста до минимума, исключение длинных и неясных фраз).
4. Тренировка
4.1. Мысленная репетиция (запоминание элементов беседы, их очерёдности и многократная мысленная репетиция).
4.2. Устная репетиция (повторение своего выступления про себя без движения губ).
4.3. Репетиция в форме диалога с собеседником (репетиция беседы с коллегой в роли собеседника).
Следует подчеркнуть, что указанный или подобной очередности следует придерживаться при подготовке особенно важных и длительных деловых бесед или подготовке переговоров по множеству сложных вопросов. Для осуществления большинства повседневных или второстепенных деловых контактов систему подготовки можно упростить.
Тема. Маркетинговые исследования рынка
Пример анкеты
Уважаемый респондент!
Мы проводим исследование, конечной целью которого является выявление общей удовлетворенности Вас нашим товаром. Хотелось бы узнать Вашу точку зрения по некоторым вопросам в рамках проводимого нами исследования, так как нам очень важно знать, что Вы думаете о работе компании. Это займет не более 5 минут.
1. Ваш пол:
а)ж;
б)м.
2. Ваш возраст:
а) моложе 18;
б) 18-24;
в) 25-34;
г) 35-44;
д) 45-60;
е) старше 60.
3. Ваш род занятий:
а) студент;
б) рабочий/служащий;
в) пенсионер;
г) безработный;
д) другое (уточните) ___________________________________ .
4. Из каких источников вы узнали о нашей компании?
а) из интернета;
б) по совету знакомых;
в) из других источников.
5. Делали ли вы заказ в нашей компании ранее?
а) да;
б) нет.
6. Делали ли вы заказ в компаниях подобно нашей?
а) да;
б) нет.
7. Как бы Вы оценили товары данной компании в сравнении с аналогичными предложениями на рынке?
а) гораздо лучше;
б) в чем-то лучше;
в) примерно то же самое;
г) хуже;
д) гораздо хуже;
е) затрудняюсь ответить.
8. По пятибалльной шкале как Вы оцениваете обслуживание нашей компании
а) 5
б) 4;
в) 3;
г) 2;
д) 1.
9. Какое по-Вашему качество нашей продукции?
а) высокое;
б) среднее;
в) низкое.
10. Бывают ли проблемы со сроками поставки нашего товара?
а)да;
б)нет;
11. Будете ли Вы и дальше приобретать товары в нашей компании?
а) да;
б) возможно;
в) вряд ли;
г) нет.
12. Если нет, то почему?
_________________________________________________________________.
13. Посоветовали бы Вы товары нашей компании своим друзьям и знакомым?
а) да;
в) вряд ли;
г) нет.
14. Что наша компания может предпринять, на Ваш взгляд, чтобы повысить уровень Вашей удовлетворенности? ______________________________________.
«Благодарим за участие в опросе!»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ
При подготовке к дифференцированному зачету у студента должен быть учебник или конспект.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
Вопросы к дифференцированному зачету
1. Понятие экономики и производства
2. Факторы производства
3. Понятие и функции рынка
4. Основные фонды и оборотные средства
5. Трудовые ресурсы, показатели обеспеченности трудовыми ресурсами.
6. Производительность труда: понятие, значение, способы расчета
7. Оплата труда: понятие, формы и системы оплаты труда
8. Издержки производства
9. Цена и ценообразование
10. Прибыль и рентабельность
11. Сущность и содержание менеджмента, функции менеджмента
12. Внутренняя и внешняя среда организации
13. Организационная структура управления: понятие, типы организационных структур
14. Лидерство и власть
15. Коммуникации и деловое общение
16. Сущность и содержание маркетинга
17. Маркетинговое исследование: понятие, сущность и порядок проведения, оформления
18. Жизненный цикл товара