высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
-проводить качественный анализ пестицидов и их оценку;
- определять концентрацию растворов пестицидов;
- давать сравнительную оценку активности препаратов и определять биологическую, экономическую эффективность применяемых пестицидов;
- организовать безопасность труда при применении химических средств на производстве.
знать:
– классификацию пестицидов;
- препараты, регулирующие численность и развитие вредных организмов;
- токсичность пестицидов в отношении теплокровных;
- современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по использованию химических средств защиты растений;
- методику обследования сельскохозяйственных угодий;
- биологические средства защиты растений;
- влияние пестицидов на окружающую среду.
ции
ракт.
1. Предмет химической защиты растений, его задачи и области изучения.
2. Значение зашиты растений в повышении урожайности с.-х. культур и ущерб, наносимый вредными организмами с.-х. культурам.
3. Комплекс методов по защите растений от вредителей, болезней и сорняков и место химического метода в этом комплексе.
4. Современное состояние производства химических средств защиты растений.
5. Недостатки применения химического метода защиты растений и современные требования, предъявляемые к ним.
6. Токсичность пестицидов для вредных организмов. Доза и норма расхода пестицидов.
7. Механизм действия фосфорорганических препаратов.
8. Механизм действия синтетических пиретроидов.
9. Факторы токсичности пестицидов для вредных организмов.
10.Действие пестицидов на защищаемое растение.
11.Регламенты применения пестицидов.
12.Опыливание, внесение гранулированных препаратов.
13.Опрыскивание, его виды, достоинства и недостатки.
14.Фумигация как способ применения пестицидов.
15.Аэрозоли как способ применения пестицидов.
16.Родентициды. Отравленные приманки.
17.Протравливание и обработка посадочного материала.
18.Природа резистентности и устойчивости.
19.Виды природной резистентности (устойчивости) вредных организмов к пестицидам.
20.Приобретенная резистентность вредных организмов к пестицидам.
21.Метод определения резистентности. Этапы формирования резистентности и антирезистентная политика
22.Классификация пестицидов (по химическому составу; по объектам применения; по способу проникновения и по характеру действия).
23.Пестициды - биологически активные вещества.
24.Общие требования безопасности при применении пестицидов.
25.Требования безопасности при хранении, отпуске пестицидов
26.Требования безопасности при применении наземной аппаратуры и агрохимикатов авиационным методом
27.Требования безопасности при транспортировке пестицидов и агрохимикатов
28.Требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов в лесном хозяйстве.
29.Требования безопасности при работе с пестицидами в условиях защищенного грунта.
30.Требования безопасности при применении пестицидов в черте населенных пунктов.
31.Требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов на землях железнодорожного транспорта и несельскохозяйственного использования.
32.Гигиеническая классификация пестицидов
33.Основные препаративные формы пестицидов. Требования ГОСТа и ТУ.
34.Вспомогательные вещества
35.Ущерб, причиняемый с.-х. культурам насекомыми, клещами, нематодами и грызунами.
36.Общие понятия о средствах борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
37.Фосфорорганические препараты (Производные тиофосфорной кислоты. Производные дитиофосфорной кислоты).
38.Синтетические пиретроиды.
39.Неоникотиноиды.
40.Инсектициды природного происхождения (биопестициды).
41.Инсектициды других химических групп. Акарициды (Тетразины. Бензилаты. Производные сульфокислот. Хинозолины. Пиразолы. Пиридазиноны.).
43.Биологические основы применения фунгицидов.
44.Классификация фунгицидов.
45.Фунгициды для обработки растений в период вегетации.
46.Контактные фунгициды (Контактные фунгициды защитного действия; Контактные фунгициды искореняющего действия; Контактные фунгициды лечащего действия; Контактные фунгициды других групп).
47.Системные фунгициды: фениламиды. бензимидазолы.
48.Ингибиторы синтеза стеринов (Ингибиторы С-деметилирования. Азолы. Ингибиторы нескольких реакций процесса синтеза стеринов (MSI)).
49.Понятие о гербицидах и их классификация с учетом избирательности.
50.Сроки и способы внесения гербицидов.
51.Выбор инсектицида для проведения химической защиты культуры.
52.Выбор фунгицида для проведения химической защиты культуры.
53.Выбор гербицида для проведения химической защиты культуры.
54.Понятие комбинированного и комплексного использования пестицидов.
55.Значение видового состава вредных организмов в выборе пестицидов.
56.Задачи и принципы районирования при использовании пестицидов.
Практико-ориентироваанные вопросы и задания
1. Определить / Описать методы определения действия пестицидов на клетку и защищаемое растение.
2. Определить / описать методы определения влияния пестицидов на вегетирующие растения
3. Приготовить / описать алгоритм приготовления рабочих составов пестицидов, оценить / описать метод оценки их качества.
4. Приготовить / описать алгоритм приготовления бордоской жидкости и проверки ее качества
5. Описать алгоритм оценки токсичности пестицидов (на конкретном примере).
6. Определить / описать алгоритм определения контактной и кишечной токсичности инсектицидов для насекомых.
7. Определить норму расхода гербицида, норму расхода жидкости.
8. Определить биологическую эффективность применения средств борьбы с вредителями (по индивидуальному заданию)
9. Описать способы определения протравителей на всхожесть семян и развитие проростков.
10.Определить биологическую эффективность применения фунгицидов (по индивидуальному заданию)
11.Описать методы определения биологической эффективности применения гербицидов
12.Составить комплекс мероприятий по химической защите растений (озимой пшеницы, озимого ячменя, гороха, кукурузы на зерно, подсолнечника, сахарной свеклы, огурцов, томатов, картофеля).
13.Рассчитать норму расхода пестицида по действующему веществу (по индивидуальному заданию).
14.Рассчитать норму расхода пестицида по препарату (по индивидуальному заданию).
15.Рассчитать расход воды для обработки культуры пестицидом (по индивидуальному заданию).
- «Фитосанитарный контроль в защите растений»
-«Положительные и отрицательные качества фосфорорганических инсектицидов»
- «Фумиганты для борьбы с почвообитающими вредителями»
- «Бордосская жидкость, ее положительные и отрицательные свойства»
- «Гербициды сплошного действия и их применение»
- «Использование вирусных препаратов в борьбе с чешуекрылыми насекомыми»
- «Хищные клещи фитосейиды и их использование в борьбе с плодовыми клещами»
- «Сущность интегрированной системы и ее задачи»
Темы докладов:
- «Методы интегрированной защиты растений от вредителей и болезней»
- «Основы рационального чередования акарицидов для предупреждения развития резистентности у клещей»
- «Искореняющие фунгициды для обработки плодовых насаждений»
- «Особенности применения гербицидов в защищенном грунте»
- «Возможности использования хищных грибов в борьбе с галловыми нематодами»
- «Действие пестицидов на полезную фауну и возможности ослабления пестицидного пресса»
Темы рефератов:
- «Применение гербицидов в плодовых насаждениях»
- «Применение биологических препаратов в борьбе с колорадским жуком на картофеле»
- «Методика массового разведения и применения трихограммы в борьбе с чешуекрылыми»
Темы презентаций:
- «Применение биометода в защищенном грунте»
- "Вредители крестоцветных. Меры борьбы с ними"
Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, собеседования по выполнению письменных заданий подготовке сообщений, докладов и промежуточной аттестации (дифференцированный зачет) в форме итогового тестирования в системе Moodle.
Реферат
Доклад, сообщение
Презентации
Тесты в MOODLE
Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР.
Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).
Мультимедийная компьютерная презентация – это:
динамический синтез текста, изображения, звука;
яркие и доходчивые образы;
интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;
способность к обновлению, дополнению и адаптации информации.
Рекомендации по дизайну презентации
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций, необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Подготовка учебной презентации
Этапы подготовки презентации.
1. Изучить теоретический материал по теме презентации.
3. Подготовить текстовый и графический материал согласно плана.
4. Создать презентацию слайд за слайдом.
5. Показать преподавателю промежуточный вариант презентации.
6. Проверить качество сделанной презентации и при необходимости откорректировать ее.
1 Оформление презентации
1.1 Титульный лист
Размещаемый на первом слайде текст обычно строго регламентирован. На титульном листе обычно содержится: наименование министерства и ведомства, к которому относится ваше учебное заведение; название учебного заведения; название специальности; тема работы; название вида работы; фамилия и инициалы автора; № группы и название специальности; фамилия и инициалы руководителя; год создания работы.
Номер слайда на титульном листе не указывают.
1.2 Цели и задачи
Второй слайд четко должен описывать то, ради чего проделана вся работа, и что следует сделать для получения результата. Этот слайд содержит: цель; задачи.
Цель напрямую связана с темой, но не повторяет ее. Обычно цель из одного предложения, максимум - двух. Не стоит перечислять несколько целей, одно за другим. Если ваша работа преследует несколько целей, лучше выбрать одну-две самых важных, а про остальные упомянуть в речи.
Задачи можно рассматривать как инструмент, их них складывается путь достижения цели.
1.3 Основная часть
Основная часть содержит полученные вами результаты, иногда она также иллюстрирует процесс выполнения работы. Количество слайдов в презентации рассчитывают исходя из времени предоставляемого на защиту работы.
Презентация не может содержать более 20 слайдов. Во время защиты, комментируемые слайды могут быть очень эффективным способом представления материалов. Однако вам не стоит подробно комментировать текстовые списки. Обратите внимание, что в основной части презентации должна содержаться информация о том, каким образом была решена каждая из перечисленных выше задач.
1.4 Заключение
Заключение содержит все основные выводы и результаты, полученные в процессе работы. Обычно одной поставленной задаче соответствует как минимум один пункт из заключения.
Общие методические рекомендации по работе с рефератом
Реферат - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оценке реферативных работ обучающихся.
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
Реферат состоит из нескольких частей:
титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);
оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата; введение;
основная часть, состоящая из глав;
заключение;
список использованной литературы.
Во введении объясняется:
почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых);
какая литература использована: исследования, научно-популярная литература, учебная, кто авторы... (Клише: “Материалом для написания реферата послужили ...”)
из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена.., во 2 главе ... В заключении сформулированы основные выводы...”)
Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения) Если доказательства заимствованы у автора используемой литературы - это оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер. Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: “Таким образом,.. Можно сделать заключение, что... В итоге можно прийти к выводу... ”)
В заключении (очень кратко) формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними.
Список литературы составляется в алфавитном поряке в конце реферата по определенным правилам.
Описание книг
Автор(ы). Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы. Беляев Д.К. Общая биология: 5-е издание
Описание сборников
Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы. Биология и экология: Справ. шк. - М.: Просвещение, 2009. - 600с.
Описание статей
Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). - Год. - Номер. - Страницы статьи. Уфимцева К.Е.Биология // - 2009. - N° 1. - С. 5-8.
Этапы (план) работы над рефератом
Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.
Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.
Найти книги и статьи по выбранной теме. (для средних классов - не менее 3-х источников, для старшеклассников не менее 5). Сделать список этой литературы.
Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).
Составить план основной части реферата.
Написать черновой вариант каждой главы.
Показать черновик педагогу.
Написать реферат.
Составить сообщение на 5-7 минут, не более.
Общие методические рекомендации для оформления сообщения, доклада
Объем сообщения, доклада обычно составляет 2-3 страницы формата А4 Сообщение, доклад оформляют стандартно:
Шаблонный машинописный текст имеет следующие параметры:
шрифт Times New Roman;
размер шрифта 14;
межстрочный интервал 1,5;
стандартные поля для редактора Word;
выравнивание по ширине.
Ссылки на источники указываются по требованию преподавателя.
В идеале, сообщение, доклад еще должны содержать приложения – таблицы, схемы, копии документов – однако, чаще это не практикуется.