высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Дернина. Масса корней трав на сенокосах и пастбищах.
Травостой полупустынных и пустынных зон Алтая.
Лиманные луга и пастбища, их травостой и назначение.
Поверхностное улучшение лугов и пастбищ в низкогорьях Алтая.
Поверхностное улучшение лугов и пастбищ в среднегорьях Алтая.
Коренное улучшение лугов и пастбищ в среднегорьях Алтая.
Подбор травосмесей и технология их выращивания в высокогорьях Алтая.
Подбор травосмесей и технология их выращивания в среднегорьях Алтая.
Подбор травосмесей и технология их выращивания в низкогорьях Алтая.
Растения индикаторы нерационального использования травостоев сено-косов и пастбищ.
Удобрения и орошение пастбищных и сенокосных травостоев.
Использование аридных пастбищ.
Экологические проблемы использования пастбищ.
Пастбищные болезни животных. Мероприятия по предотвращению отравления животных на пастбище.
Порядок перевода зерновых культур в категорию кормовых.
Возделывание горохо-вико-овсяных смесей на сено в высокогорьях и среднегорьях Алтая.
Возделывание кормовых бобов на зерно в среднегорьях Алтая.
Бахчевые культуры в среднегорьях Алтая, технология скармливания их.
Кормовая капуста и рапс для осенней подкормки.
Продуктивность и экономическая эффективность возделывания однолет-них крестоцветных кормовых культур.
Технология возделывания многолетних злаково-бобовых трав в средне-горьях
1. Понятие о кормах и кормовых средствах
2. Кормопроизводство как отрасль сельскохозяйственного производства
3. Источники получения кормов.
1. Химический состав кормов
Тема: Растения сенокосов и пастбищ
1. Понятие сенокосов и пастбищ
2. Основные жизненные формы растений
3. Хозяйственно-ботанические группы трав
4. Общая характеристика трав
5. Экологические особенности трав
Тема: Классификация, инвентаризация и паспортизация сенокосов и пастбищ
1. Фитоценоз, его строение
2. Динамика луговой растительности
3. Классификация сенокосов и пастбищ
4. Характеристика кормовых угодий России
5. Инвентаризация и паспортизация природных кормовых угодий
Тема: Улучшение сенокосов и пастбищ
1. Понятие о поверхностном и коренном улучшении
2. Поверхностное улучшение
3. Коренное улучшение
Тема: Биологические и агротехнические основы использования сенокосов и пастбищ
1. Рациональное использование сенокосов
2. Рациональное использование пастбища
Тема: Использование пастбищ
1. Значение пастбищного использования травостоев
2. Система содержания и способы пастьбы животных
3. Организация пастбищной территории
4. Использование пастбищ разных типов
5. Определение продуктивности пастбищ
Тема: Технология возделывания зерновых и зерновых бобовых культур на кормовые цели
1. Общая характеристика зерновых культур
2. Кормовая характеристика зерновых
3. Особенности отдельных зерновых культур
4. Общая характеристика зерновых бобовых культур
5. Кормовая характеристика зерновых бобовых культур
6. Особенности отдельных зерновых бобовых культур
7. Технологии возделывания кукурузы и сорго на кормовые цели
8. Бобово-злаковые смеси
Тема: Кормовые корнеплоды, кормовая капуста, кольраби, земляная груша, подсолнечник
1. Корнеплоды
2. Земляная груша
3. Хранение корнеплодов и клубнеплодов
4. Подсолнечник
5. Кормовая капуста и кольраби
Тема: Однолетние крестоцветные и новые кормовые культуры
1. Хозяйственно-биологические особенности крестоцветных культур
2. Технология возделывания рапса и сурепицы
3. Роль новых кормовых культур в кормопроизводстве
4. Хозяйственно-биологические особенности новых кормовых культур
5. Агротехника новых кормовых культур
Тема: Сеяные травы
1. Однолетние сеяные травы, их роль в кормопроизводстве
2. Хозяйственно-биологические особенности и технологии возделывания бобовых однолетних трав
3. Хозяйственно-биологические особенности и технологии возделывания злаковых однолетних трав
4. Преимущества смешанных посевов однолетних трав
5. Многолетние сеяные травы
6. Хозяйственно-биологические особенности и технологии возделывания бобовых многолетних трав
7. Хозяйственно-биологические особенности и технологии возделывания злаковых многолетних трав
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу МДК 03.01 «Технологии производства кормов».
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме устных и письменных опросов, выполнение практических заданий, тестовых заданий, индивидуальных заданий, подготовка сообщений, докладов, опорных конспектов, презентаций и промежуточной аттестации:
- в 3 семестре «зачтено» по итогам текущей успеваемости;
3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей МДК 03.01 «Технологии производства кормов».
4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ПК 1.1. Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ
ПК 1.2. Выполнять разработку и выдачу заданий для растениеводческих бригад
ПК 1.3. Проводить инструктирование работников по выполнению выданных производственных заданий
ПК 1.4. Осуществлять оперативный контроль качества выполнения технологических операций в растениеводстве
ПК 1.5. Принимать меры по устранению выявленных в ходе контроля качества технологических операций дефектов и недостатков
ПК 1.7. Осуществлять подготовку информации для составления первичной отчетности
5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий
При оценке рефератов, индивидуального задания используются критерии зачтено-незачтено.
Оценочное средство «Индивидуальные задания»
Комплект индивидуальных заданий для самостоятельных работ
- Составление технологии возделывания кормовых с/х культур с учетом природно-климатических зон.
Критерии оценки:
выполнил работу без ошибок, в соответствии с методическими рекомендациями; или допустил не более одного недочета - «зачтено», повышенный уровень
работа выполнена полностью, но допущены не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов - «зачтено», пороговый уровень
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «зачтено»; или если правильно выполнил менее половины работы; не приступал к выполнению работы - «не зачтено», уровень не сформирован.
Оценочное средство «Устный и письменный опрос»
Вопросы для устного и письменного опроса
Тема Общие сведения о кормах. Показатели качества и классификация кормов.
1. Понятие о кормах и кормовых средствах
2. Кормопроизводство как отрасль сельскохозяйственного производства
3. Источники получения кормов.
1. Химический состав кормов
2. Классификация кормов
Тема: Растения сенокосов и пастбищ
1. Понятие сенокосов и пастбищ
2. Основные жизненные формы растений
3. Хозяйственно-ботанические группы трав
4. Общая характеристика трав
5. Экологические особенности трав
Тема: Классификация, инвентаризация и паспортизация сенокосов и пастбищ
1. Фитоценоз, его строение
2. Динамика луговой растительности
3. Классификация сенокосов и пастбищ
4. Характеристика кормовых угодий России
5. Инвентаризация и паспортизация природных кормовых угодий
1. Понятие о поверхностном и коренном улучшении
2. Поверхностное улучшение
3. Коренное улучшение
Тема: Биологические и агротехнические основы использования сенокосов и пастбищ
1. Рациональное использование сенокосов
2. Рациональное использование пастбища
Тема: Использование пастбищ
1. Значение пастбищного использования травостоев
2. Система содержания и способы пастьбы животных
3. Организация пастбищной территории
4. Использование пастбищ разных типов
5. Определение продуктивности пастбищ
Тема: Технология возделывания зерновых и зерновых бобовых культур на кормовые цели
1. Общая характеристика зерновых культур
2. Кормовая характеристика зерновых
3. Особенности отдельных зерновых культур
4. Общая характеристика зерновых бобовых культур
5. Кормовая характеристика зерновых бобовых культур
6. Особенности отдельных зерновых бобовых культур
7. Технологии возделывания кукурузы и сорго на кормовые цели
8. Бобово-злаковые смеси
Тема: Кормовые корнеплоды, кормовая капуста, кольраби, земляная груша, подсолнечник
1. Корнеплоды
2. Земляная груша
3. Хранение корнеплодов и клубнеплодов
4. Подсолнечник
5. Кормовая капуста и кольраби
Тема: Однолетние крестоцветные и новые кормовые культуры
1. Хозяйственно-биологические особенности крестоцветных культур
2. Технология возделывания рапса и сурепицы
3. Роль новых кормовых культур в кормопроизводстве
4. Хозяйственно-биологические особенности новых кормовых культур
5. Агротехника новых кормовых культур
Тема: Сеяные травы
1. Однолетние сеяные травы, их роль в кормопроизводстве
2. Хозяйственно-биологические особенности и технологии возделывания бобовых однолетних трав
3. Хозяйственно-биологические особенности и технологии возделывания злаковых однолетних трав
4. Преимущества смешанных посевов однолетних трав
5. Многолетние сеяные травы
6. Хозяйственно-биологические особенности и технологии возделывания бобовых многолетних трав
7. Хозяйственно-биологические особенности и технологии возделывания злаковых многолетних трав
Критерии оценки:
«отлично», повышенный уровень - Студент показал прочные знания основных положений раздела дисциплины, свободно использовал дополнительную литературу, базовые знания в области изученного раздела дисциплины, владеет основными понятиями и терминами, делал обоснованные выводы.
«хорошо», пороговый уровень - Студент показал прочные знания основных положений раздела дисциплины, ориентировался в рекомендованной дополнительной литературе, владел понятиями и терминами
«удовлетворительно», пороговый уровень - Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение с помощью преподавателя правильно ответить на поставленный вопрос, знаком с рекомендованной дополнительной литературой
«неудовлетворительно», уровень не сформирован - При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя правильно ответить на поставленный вопрос, не знаком с рекомендованной основной и дополнительной литературой.
Оценочное средство «Тест»
В качестве используется тестовые задания, расположенные на сайте ГАГУ в системе Moodle
Критерии оценки:
Студент показал прочные знания основных положений раздела дисциплины, свободно использовал дополнительную литературу, базовые знания в области технологий производства кормов, делал обоснованные выводы, владел основными понятиями и терминами раздела «отлично», 84-100%, повышенный уровень
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, ориентировался в рекомендованной дополнительной литературе, владел основными понятиями и терминами раздела «хорошо», 66-83%, пороговый уровень
Студент показал знание основных положений раздела, знаком с рекомендованной дополнительной литературой «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень
При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений раздела дисциплины, не владеет
Оценочное средство «Практические задания»
Критерии оценки:
1) правильно определил цель работы;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения исследований и проекта;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для исследования необходимое оборудование, все исследования провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы; в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5) правильно выполнил анализ погрешностей;
6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием «отлично», повышенный уровень
выполнены требования к оценке «отлично», но:
1) исследование проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2) или было допущено два-три недочета;
3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4) или работа проведена не полностью;
5) или в описании наблюдений допустил неточности, выводы сделал неполные «хорошо», пороговый уровень
1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу исследования провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения работы были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3) исследование проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
4) допускает грубую ошибку в ходе работы (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя «удовлетворительно», пороговый уровень
1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2) или измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «удовлетворительно»;
4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе исследовании, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию преподавателя;
5) полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие исследовательских умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда «неудовлетворительно», уровень не сформирован
Подготовка к контрольному тесту должна осуществляться на основе лекционного материала, материала практических занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами, которые в лекциях, как правило, не приводятся.
Если материал понятен, то затрачивать время на консультации, проводимые обычно перед зачетом, совсем необязательно. На консультацию нужно идти лишь с целью уяснения непонятного.
При подготовке теоретических вопросов необходимо знать, какие требования предъявляются к студентам при проверке знаний по изучаемому курсу.
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – это развернутое устное выступление на заданную тему, с которым выступают на лекции, семинаре, конференции. Доклады могут быть и письменными. Основная цель доклада — информирование по определенному вопросу или теме. Тем не менее, доклады могут включать в себя рекомендации, предложения, в него могут включаться диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, резюме. Время доклада обычно составляет 5-15 минут.
Сообщение отличается от доклада меньшим объемом информации и ее характером. Сообщаемая информация может носить
Построение устного сообщения, доклада включает три части: вступление (10-15% общего времени), основную часть (60-70%) и заключение (20-25%).
Во вступлении указывается тема сообщения, доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, сообщается основная идея, кратко перечисляются рассматриваемые вопросы, дается современная оценка предмета изложения. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта суть темы доклада. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы по теме доклада, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.
Алгоритм самостоятельной работы по подготовке устного сообщения, доклада:
1) Выбрать тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений либо самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого материала.
2) Ознакомиться со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
3) Повторить лекционный материал по теме сообщения, доклада.
4) Изучить материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум-трем рекомендованным источникам.
5) Выделить незнакомые слова и термины, найти их значения по словарю.
6) Составить план сообщения, доклада.
7) Выделить наиболее значимые для раскрытия темы факты, мнения, положения.
8) Записать основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
9) Составить окончательный текст сообщения, доклада.
10) Оформить материал в соответствии с определенными преподавателем требованиями.
Сообщение, доклад обычно оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых редакторов и распечатывается на листах формата А4. Оформление материала должно иметь следующую структуру: титульный лист, текст сообщения / доклада, список использованных источников.
11) Прочитать текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
12) Восстановить последовательность изложения текста сообщения, пересказав его устно.
13) Проверить еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
14) Подготовить публичное выступление по материалам сообщения или доклада.
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект, схемы, таблицы или чтение подготовленного текста. Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху:
-критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам;
-критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности;
-критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Регламент устного публичного выступления обычно составляет не более 10 минут. Будьте готовы ответить на вопросы аудитории по теме Вашего сообщения, доклада.
Методические рекомендации по подготовке сообщения
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут. Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели. Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя «объять необъятное», охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа.
Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей
– вступления (10-15% общего времени),
-основной части (60-70%)
- заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи.. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели). Требования к
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме. К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес. План развития основной части должен быть ясным.
Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров. В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения.
Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите. Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей.
Сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное.
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Методические рекомендации по составлению презентаций
Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР.
Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).
Мультимедийная компьютерная презентация – это:
-динамический синтез текста, изображения, звука;
-яркие и доходчивые образы;
-интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;
-способность к обновлению, дополнению и адаптации информации.
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций, необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической - яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Подготовка учебной презентации
Этапы подготовки презентации.
1. Изучить теоретический материал по теме презентации.
2. Подготовить план презентации.
3. Подготовить текстовый и графический материал согласно плана.
4. Создать презентацию слайд за слайдом.
5. Показать преподавателю промежуточный вариант презентации.
6. Проверить качество сделанной презентации и при необходимости откорректировать ее.
. Оформление презентации
1.1 Титульный лист
Размещаемый на первом слайде текст обычно строго регламентирован. На титульном листе обычно содержится: наименование министерства и ведомства, к которому относится ваше учебное заведение; название учебного заведения;
Номер слайда на титульном листе не указывают.
1.2 Цели и задачи
Второй слайд четко должен описывать то, ради чего проделана вся работа, и что следует сделать для получения результата. Этот слайд содержит: цель; задачи.
Цель напрямую связана с темой, но не повторяет ее. Обычно цель из одного предложения, максимум - двух. Не стоит перечислять несколько целей, одно за другим. Если ваша работа преследует несколько целей, лучше выбрать одну-две самых важных, а про остальные упомянуть в речи.
Задачи можно рассматривать как инструмент, их них складывается путь достижения цели.
1.3 Основная часть
Основная часть содержит полученные вами результаты, иногда она также иллюстрирует процесс выполнения работы. Количество слайдов в презентации рассчитывают исходя из времени предоставляемого на защиту работы.
Презентация не может содержать более 20 слайдов. Во время защиты, комментируемые слайды могут быть очень эффективным способом представления материалов. Однако вам не стоит подробно комментировать текстовые списки. Обратите внимание, что в основной части презентации должна содержаться информация о том, каким образом была решена каждая из перечисленных выше задач.
1.4 Заключение
Заключение содержит все основные выводы и результаты, полученные в процессе работы. Обычно одной поставленной задаче соответствует как минимум один пункт из заключения.
Критерии оценки презентации
Критерии оценки Содержание оценки
1. Содержательный критерий правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет
2. Логический критерий стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность
3. Речевой критерий использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.
4. Психологический критерий взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации
Методические рекомендации по составлению опорного конспекта
Конспектом называется краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.
План-конспект представляет собой более детальную проработку источника: составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные. К каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.
Следовательно, конспект, план-конспект – это работа с другим источником. Цель – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст.