высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
- освоение технологий механизации в растениеводстве;
- отработка навыков по агрохимическому обслуживанию сельскохозяйственного производства;
- изучение особенностей хранения и переработки сельскохозяйственной продукции растениеводства.
ции
ракт.
/Ср/
Влияние физиологически активных препаратов на хранение.
Эффективность перевозок продукции на хранение, в контейнере.
Совмещение товарной обработки продукции с уборкой.
Современные пункты для послеуборочной обработки продукции.
Материал, применяемый для упаковки продукции.
Изучение наиболее эффективных хранилищ для длительного хранения.
Недостатки и преимущества вертикальных вытяжных труб применяемых при хранении.
Снижение потерь за счет правильной закладки продукции на хранение.
Методы создания газовых сред при хранении.
Методы и виды упаковки консервы.
Учет консервов специальных массовых или объемных единицах.
Использование метода асептического консервирования.
Применение безвредных консервантов при консервировании.
Утилизация отходов после переработки.
Получение и применение пищевых красителей.
Способы пропитки материала готовой продукции.
Сертификация растениеводческой продукции.
Влияние нитратов и тяжелых металлов на качество урожая.
Влияние условий минерального питания на рост, развитие и продуктивность растений.
Вынос элементов питания с урожаем сельскохозяйственных культур.
Емкость поглощения и состав поглощенных катионов у разных почв.
Насыщенность почв основаниями.
Роль удобрений в повышении эффективного плодородия почвы.
Гипсование солонцовых почв. Материалы, применяемые для гипсования почв.
Влияние известкования на накопление в продукции тяжелых металлов и радионуклидов.
Классификация удобрений. Производство и ассортимент минеральных удобрений.
Роль навоза как главного органического удобрения в повышении урожая сельскохозяйственных культур и
плодородия почв.
Эффективность навоза и особенности его применения в различных почвенно-климатических зонах.
Нетрадиционные органические удобрения.
Агроэкологические требования при внесении органических удобрений.
Принципы определения доз удобрений при программировании урожайности сельскохозяйственных культур.
Качественное и своевременное проведение агрохимических работ - необходимое условие для внедрения современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Предварительная оценка экономической эффективности применения удобрений.
Влияние освоения и длительного использования дерново-подзолистых почв в сельском хозяйстве на их свойства и плодородие.
Изменение болотных почв при освоении и окультуривании.
Бурые почвы широколиственных лесов их распространение, условия образования, свойства и использование в сельском хозяйстве.
Условия почвообразования серых лесных почв.
Агрономическая оценка серых лесных почв и пути повышения их использования.
Сельскохозяйственное использование пойменных почв, и дельтовых территорий.
Основные мероприятия по повышению их плодородия.
Агрономическая оценка целинных черноземов.
Влияние длительного использования черноземов в сельском хозяйстве на их свойства и плодородие.
Вторичное засоление почв, его причины, сущность и меры борьбы с ними.
Условия почвообразования черноземов.
Бонитировка почв и оценка земель.
Урожай как результат взаимодействия во времени почвы, растения, климата и производственной деятельности человека.
Понятие о рекультивации земель.
Прогнозирование воспроизводства плодородия почвы в интенсивном земледелии.
Экологическая направленность мероприятий по воспроизводству плодородия почвы.
История развития земледелия в рабовладельческом обществе и в феодальный период.
Развитие земледелия при капитализме и социализме
Особенности севооборотов для крестьянских (фермерских) хозяйств.
Особенности борьбы с ветровой эрозией на орошаемых землях.
Закрепление подвижных песков.
Энергетические и экологические аспекты обработки почвы
Задачи и технологии обработки мелиорируемой почвы на осушенных землях.
Мероприятия по преодолению ирригационной эрозии.25. Обработка почв, подверженных дефляции.
Опыт применения комплекса почвозащитных мероприятий в хозяйствах зоны
Обработка почвы в районах совместного проявления водной эрозии и дефляции.
Чизельная обработка.
Плоскорезная обработка ее преимущества и недостатки
Использование балансовых и расчетных доходов при программировании урожаев и воспроизводстве плодородия почв.
Ландшафтный подход к обоснованию систем земледелия.
Адаптивно-ландшафтные системы земледелия
Методика формирования адаптивно-ландшафтных систем земледелия
Ландшафтно-экологический анализ территории хозяйства
Интенсификация земледелия. Классификация систем земледелия по степени их интенсивности.
Ресурсосберегающие технологии в земледелии и их применение в зависимости от условий природных зон.
Каждый студент перед началом практики получает индивидуальное задание по определенной форме, которое в последующем прилагает к дневнику по практике.
Примерный перечень заданий:
- Разработать мероприятия по подготовке и внесению удобрений;
- Рассчитать дозы удобрений в соответствии с учетом плодородия почв хозяйства;
- Изучить схемы севооборотов, характерных для хозяйства, составить переходные и ротационные таблицы;
- Спроектировать систему обработки почвы в различных севооборотах хозяйства;
- Разрабатывать мероприятия по повышению плодородия почв в организации;
- Рассчитывать нормы удобрений под культуры в системе севооборота хозяйства на запланированную урожайность.
- Изучить основные морфологические признаки почв, строение почвенного профиля хозяйства;
- Провести бонитировку почв предприятия;
- Проанализировать землепользование организации сделать выводы;
- Разработать структуру посевных площадей для хозяйства с учетом направленности;
- Изучить факторы и приемы регулирования плодородия почв, сделать заключение и дать рекомендации;
- Проанализировать технологические приемы обработки почв предприятия;
- Составить план ведения и освоения севооборотов предприятия;
- Разработать систему удобрений в севооборотах предприятия;
- Проанализировать условия для хранения удобрений в хозяйстве, сделать заключение, дать рекомендации;
- Оформить дневник и отчет по практике
Содержание отчета
Раздел 1. Общие сведения о хозяйстве
В данном разделе указывается название, местонахождение, специализация хозяйства. Описываются почвенно-климатические условия хозяйства. Дается характеристика системы земледелия в хозяйстве и отдельных ее элементов, которая включает описание структуры земельных угодий, структурное использование пашни (в полеводстве, овощеводстве, структура питомника), культурообороты, севообороты, наличие техники, поголовье скота при наличии, урожайность культур.
Если студент проходит практику на плодово-ягодных питомниках, то необходимо изучить и описать состояние садоводства в хозяйстве: площадь сада, годы закладки сада, культуры и сорта, выращиваемые в саду, валовой сбор и урожайность по культурам за последние три года.
За время прохождения производственной практики в хозяйствах специализирующихся на овощеводстве необходимо изучить состояние овощеводства в хозяйстве: наличие открытого (га) и защищенного (кв.м) грунтов, типы культивационных сооружений, культурообороты, сорта, гибриды. Осветить состояние овощеводства. Охарактеризовать субстраты и грунты хозяйства (мероприятия по его подготовке к началу выращивания овощных культур, состав. При условии повторного использования субстрата раскрыть процесс его дезинфекции).
Приводятся сведения о видовом и сортовом составе растений.
В конце описания раздела 1 необходимо сделать анализ. В анализ включить влияние расположения хозяйства на его специализацию, сделать вывод о своевременности реализации продукции. Дайте агротехническую оценку севооборотов, посевов, посадок.
Раздел 2. Система обработки почвы
В данном разделе описывается технология возделывания овощных, полевых, декоративных культур (подробно описать две группы культур; описать агротехнику возделывания культур, передовые технологии, применяемые в хозяйстве). Описать состояние сада и применяемую технологию по уходу за садом (обработку почвы, удобрение, обрезку плодовых деревьев, мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями, механизацию работ в саду), составные части питомника, способы размножения плодовых и ягодных культур и винограда (хмеля, чая, табака, декоративных культур).
В конце описания раздела 2 необходимо сделать анализ. В анализ включить обеспеченность удобрениями, машинами, материалами, семенами, качество посадочного материала. Дайте оценку принятой в хозяйстве технологии возделывания и ухода за посевами, посадками.
Раздел 3. Управление производством
В данном разделе описать структуру управления хозяйством. Методы управления, применяемые в хозяйстве. Привести должностные инструкции специалистов агрономической службы.
Все приведенные таблицы в разделах должны быть проанализированы.
Заключение
Отметить положительные и отрицательные стороны деятельности хозяйства. Сделать выводы и практические предложения хозяйству.
Подпись практиканта. Дата составления отчета.
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу практики по профилю специальности.
2. Фонд оценочных средств включает дневник, отчет, контрольные материалы для промежуточной аттестации в форме контрольных вопросов и заданий, а также индивидуальных заданий.
3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой практики по профилю специальности.
4. Перечень компетенций, формируемых практикой по профилю специальности
Процесс прохождения практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО по данной специальности:
а) общих (ОК):
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
б) профессиональных (ПК):
ПК 2.1. Составлять программы контроля развития растений в течение вегетации
ПК 2.2. Устанавливать календарные сроки проведения технологических операций на основе определения фенологических фаз развития растений
ПК 2.3. Применять качественные и количественные методы определения общего состояния посевов, полевой всхожести, густоты состояния, перезимовки озимых и многолетних культур
ПК 2.4. Определять видовой состав сорных растений и степень засоренности посевов
ПК 2.5. Определять видовой состав вредителей, плотность их популяций, вредоносность и степень поврежденности растений и распространенность вредителей
ПК 2.6. Проводить диагностику болезней и степень их развития с целью совершенствования системы защиты растений и распространенность болезней
ПК 2.7. Проводить почвенную и растительную диагностику питания растений
ПК 2.. анализ готовности сельскохозяйственных культур к уборке и определять урожайность сельскохозяйственных культур перед уборкой для планирования уборочной кампании
ПК 2.9. Проводить анализ и обработку информации, полученной в ходе процесса развития растений, и разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов в растениеводстве
5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Критерии оценки:
Студент прошел практику, своевременно предоставил отчетную документацию по прохождению практики на цикловую комиссию. Все документы (отзыв, дневник, отчет о прохождении практики) оформлены в соответствии с требованиями, имеет положительную характеристику от руководителя предприятия – базы практики. Во время защиты ответил на поставленные вопросы, выполнил индивидуальное задание -отлично
Студент прошел практику, своевременно предоставил отчетную документацию по прохождению практики на цикловую комиссию. Все документы (отзыв, дневник, отчет о прохождении практики) оформлены в соответствии с требованиями, имеет положительную характеристику от руководителя предприятия – базы практики. Во время защиты ответил не на все поставленные вопросы, имеет незначительные замечания по оформлению отчетной документации, выполнил индивидуальное задание-хорошо
Студент прошел практику, своевременно предоставил отчетную документацию по прохождению практики на цикловую комиссию. Во время защиты ответил не на все поставленные вопросы, имеет существенные замечания по оформлению отчетной документации, выполнил индивидуальное задание-удовлетворительно
Студент не прошел практику, не предоставил дневник-отчет, затрудняется ответить на поставленные вопросы, или не выполнил индивидуальное задание-неудовлетворительно.
Студенты, не выполнившие без уважительной причины программу практики по профилю специальности, или получившие отрицательную оценку, отчисляются из колледжа, как имеющие академическую задолженность.
В случае уважительной причины студенты направляются на практику вторично в свободное от учебы время.
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – это развернутое устное выступление на заданную тему, с которым выступают на лекции, семинаре, конференции. Доклады могут быть и письменными. Основная цель доклада — информирование по определенному вопросу или теме. Тем не менее, доклады могут включать в себя рекомендации, предложения, в него могут включаться диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, резюме. Время доклада обычно составляет 5-15 минут.
Сообщение отличается от доклада меньшим объемом информации и ее характером. Сообщаемая информация может носить характер уточнения или обобщения, отражать современный взгляд на заданную тему, дополнять уже известную информацию фактическими или статистическими материалами. Сообщение может включать элементы наглядности – иллюстрации, схемы и т.п.
Построение устного сообщения, доклада включает три части: вступление (10-15% общего времени), основную часть (60-70%) и заключение (20-25%).
Во вступлении указывается тема сообщения, доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, сообщается основная идея, кратко перечисляются рассматриваемые вопросы, дается современная оценка предмета изложения. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта суть темы доклада. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы по теме доклада, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.
Алгоритм самостоятельной работы по подготовке устного сообщения, доклада:
1) Выбрать тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений либо самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого материала.
3) Повторить лекционный материал по теме сообщения, доклада.
4) Изучить материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум-трем рекомендованным источникам.
5) Выделить незнакомые слова и термины, найти их значения по словарю.
6) Составить план сообщения, доклада.
7) Выделить наиболее значимые для раскрытия темы факты, мнения, положения.
8) Записать основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
9) Составить окончательный текст сообщения, доклада.
10) Оформить материал в соответствии с определенными преподавателем требованиями.
Сообщение, доклад обычно оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых редакторов и распечатывается на листах формата А4. Оформление материала должно иметь следующую структуру: титульный лист, текст сообщения / доклада, список использованных источников.
11) Прочитать текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
12) Восстановить последовательность изложения текста сообщения, пересказав его устно.
13) Проверить еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
14) Подготовить публичное выступление по материалам сообщения или доклада.
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект, схемы, таблицы или чтение подготовленного текста. Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху:
-критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам;
-критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности;
-критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Регламент устного публичного выступления обычно составляет не более 10 минут. Будьте готовы ответить на вопросы аудитории по теме Вашего сообщения, доклада.