(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
38.04.01 Экономика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
- раскрытие особенностей и функций социальной сферы в экономике России;
- применение теоретического инструментария микроэкономики (особенно теории благосостояния) к анализу несовершенств рынка, влиянию общественных доходов и расходов на размещение ресурсов и распределение дохода;
- изучение некоторых практических аспектов экономики социальной сферы Российской федерации и Республики Алтай;
- рассмотрение соотношения роли государственного бюджета и внебюджетных фондов, оптимизация налогового бремени и финансовый федерализм.
ции
ракт.
1. Характеристика экономических особенностей социальной сферы.
2. Последствия разгосударствления, приватизации и утверждения многообразных форм собственности для социальной сферы и ее экономики.
3. Характеристика структуры экономического пространства социальной сферы
/Пр/
Подготовка к практическим занятиям, тесту, зачету
/Ср/
1. Основные факторы производства в социальной сфере.
2. Характеристика ресурсов социальной сферы.
3. Раскройте экономические понятия «жизнеобеспечение» и «экономическая
функция социальной сферы».
4. Принципы системы социальной защиты и социальной поддержки населения.
5. Характеристика основных экономических методов социальной поддержки населения.
6. Нормативно-правовые документы, регулирующие экономические основы в области социальной сферы.
/Пр/
Подготовка к практическим занятиям, тесту, зачету. Подготовка реферата. /Ср/
Внешние эффекты.
Понятие и классификация внешних эффектов. Проблема интернализации внешних эффектов. Корректирующие налоги и дотации.
Финансовая система государства. Фискальная политика государства. Финансирование социальной сферы. Особенности бухгалтерского учета в социальных организациях, учреждениях и службах.
/Лек/
1. Основы финансирования социальной сферы.
2. Источники финансирования социальной сферы.
3. Способы финансирования социальной сферы.
4. Характеристика полномочий органов власти различных уровней в вопросах финансирования социальной сферы.
5. Финансирование и ресурсное обеспечение социальной защиты.
6. Недостатки финансирования системы социальной сферы
/Пр/
Подготовка к практическим занятиям, тесту, зачету. Подготовка реферата. /Ср/
1. Организационно-правовые формы и типы экономических отношений в здравоохранении.
2. Внешние и внутренние источники финансирования здравоохранения.
3. Движение финансовых средств при бюджетно-страховой медицине.
4. Основные компоненты качества медицинской услуги. Стандарты в здравоохранении.
5. Экономическая эффективность здравоохранения.
6. Материально-техническая база образования.
7. Финансирование образовательных учреждений.
8. Внутренний и внешний аспекты экономической эффективности образования.
9. Принципы и методы финансирования образовательных учреждений.
Решение практических задач
/Пр/
Экономика здравоохранения в системе охраны здоровья населения. Организация и управление здравоохранением. Финансирование здравоохранения. Стандартизация качества медицинских услуг. Себестоимость, цена, эффективность медицинских услуг.
Взаимосвязь образования с экономикой страны. Система организации и управления образованием. Учебно-материальная база образования. Затраты на образование и финансирование учебных заведений. Организация труда и заработная плата работников образования. Экономическая эффективность образования
/Лек/
Подготовка к практическим занятиям, тесту, зачету. Подготовка реферата. /Ср/
Понятие хозяйственного механизма в социальной сфере. Принципы хозяйственного механизма в социальной сфере. Методы хозяйственного механизма. Формы проявления в социальной сфере. Бюджетный федерализм в России и бюджет Республики Алтай. Трансферты, субсидии, субвенции. Анализ основных источников доходов и расходов бюджета Республики Алтай.
/Лек/
1. Хозяйственный механизм социальной сферы.
2. Принципы. Методы хозяйственного механизма в сфере оказания социальных услуг.
3. Формы проявления хозяйственного механизма в социальной сфере
Решение практических задач
/Пр/
Подготовка к практическим занятиям, тесту, зачету /Ср/
Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания. Организация экономической деятельности социальных служб. Эффективность социальной работы. Провалы рынка. Общественная эффективность. /Лек/
1. Показатели благосостояния: понятие и суть.
2. Индекс развития человеческого потенциала, уровень жизни: понятие методы расчета.
3. Показатели и методы расчета дифференциации доходов в обществе.
4. Меры и мероприятия по повышению уровня благосостояния в России.
/Пр/
Подготовка к практическим занятиям, тесту, зачету /Ср/
страхования населения
1. Организационно-экономические основы пенсионного обеспечения
2. Организационно-экономические основы государственного (обязательного)
социального страхования
3. Организационно-экономические основы обязательного медицинского страхования
/Пр/
страхования населения
Социальное страхование и его виды. Пенсионное страхование. Страхование на случай безработицы. Воздействие социального страхования на сбережения и предпочтения к труду.
Система социальной защиты населения в России. Основные инструменты системы социальной защиты: трансферты, льготы и предоставление услуг государственными учреждениями. Основные получатели льгот. Эффективность системы предоставления категориальных льгот.
/Лек/
Подготовка к практическим занятиям, тесту, зачету. Подготовка реферата. /Ср/
Коммерческие и некоммерческие организации. Государственное предпринимательство. Некоммерческое хозяйствование и его формы: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, учреждения, фонды, ассоциации и союзы. Законодательное регулирование деятельности некоммерческих организаций /Лек/
1. Основы организационно-экономической деятельности социальных служб.
2. Характеристика элементов экономической деятельности социальных служб.
3. Характеристика показателей и методов оценки эффективности деятельности социальных служб
/Пр/
Подготовка к практическим занятиям, тесту, зачету /Ср/
1. Экономика-материальная основа социальной работы.
2. Объективная необходимость экономической поддержки населения в обществе рыночных отношений.
3. Сущность, принципы и основные направления социальной политики государства.
4. Правовые основы экономики социальной работы.
5. Экономическое пространство социальной работы: понятие, структура, функции.
6. Основные направления совершенствования экономики здравоохранения, образования, сферы труда и быта.
7. Организационно-экономические основы социального обеспечения и социального страхования.
8. Семейный бюджет: понятие, значение, структура.
9. Экономические, правовые, организационные условия улучшения социально-экономического статуса малообеспеченных слоёв населения.
10. Организационно-экономический механизм системы социального обеспечения.
11. Проблемы пенсионного обеспечения в России. Основные направления совершенствования системы пенсионного обеспечения.
12. Финансирование системы социальной защиты населения.
13. Организация и оплата труда специалистов по социальной работе.
14. Социальное страхование как экономическая основа социального обеспечения.
15. Предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения.
16. Коммерческая деятельность в системе социального обслуживания населения.
17. Особенности экономической деятельности учреждений социального обслуживания различных форм собственности.
18. Экономическая эффективность социальной работы: сущность, критерии, методы определения.
19. Нормативно-правовая основа экономической деятельности в системе социальной защиты.
20. Минимальные государственные социально-экономические гарантии различных слоев населения.
2. Становление системы социальной защиты населения в условиях конкурентного рынка в ХΙХ – ХХ в.в. в цивилизованных странах.
3. Сущность, принципы и основные направления социальной политики государства.
4. Экономическая и социальная политика государства, их взаимосвязь.
5. Правовые основы экономики социальной работы.
6. Факторы соответствия между потребностями и платежеспособным спросом.
7. Экономический статус как фактор дифференциации в социальной работе.
8. Экономическое пространство социальной работы: понятие, структура, функции.
9. Основные направления совершенствования экономики здравоохранения, образования, сферы труда и быта.
10. Организационно-экономические основы социального обеспечения и социального страхования.
11. Минимальные государственные социальные гарантии: понятие, показатели.
12. Благосостояние населения: понятие, показатели, динамика.
13. Экономическая функция семьи: понятие, значение, структура.
14. Семейный бюджет: понятие, значение, структура.
15. Социально-экономический потенциал семьи: понятие, структура, значение.
16. Экономика семьи как часть экономического пространства социальной работы.
17. Экономические особенности социальной поддержки населения в период становления общества рыночных отношений.
18. Экономические, правовые, организационные условия улучшения социально-экономического статуса малообеспеченных слоёв населения.
19. Организационно-экономический механизм системы социального обеспечения.
20. Проблемы пенсионного обеспечения в России. Основные направления совершенствования системы пенсионного обеспечения.
21. Финансирование системы социальной защиты населения.
22. Программно-целевое финансирование социальной работы.
23. Организация и оплата труда специалистов по социальной работе.
24. Социальное страхование как экономическая основа социального обеспечения.
25. Экономика и организация деятельности предприятий и учреждений системы социальной поддержки населения.
26. Предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения.
27. Коммерческая деятельность в системе социального обслуживания населения.
28. Особенности экономической деятельности учреждений социального обслуживания различных форм собственности.
29. Экономическая эффективность социальной работы: сущность, критерии, методы определения.
30. Нормативно-правовая основа экономической деятельности в системе социальной защиты.
Основное содержание выступления должно отражать суть, главные итоги. Свое выступление докладчик строит на основе пересказа заранее подготовленного текста. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений учащихся по соответствующей теме.
Учащийся должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были поняты слушателям. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих.
Требования к выступлениям студентов на семинарском (практическом) занятии
Перечень требований к выступлению студента на семинаре:
1.Зачитывание плана выступления, доклада, реферата перед его изложением (преподаватель может рекомендовать студенту осветить лишь один или два пункта его доклада, что формирует гибкость мышления, способность переключать внимание, быстроту переориентировки. Руководителю же семинара это позволяет предотвращать повторения, выделять главное, экономить время).
2. Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
3.Раскрытие сущности проблемы.
4.Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
5.Все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.
Важнейшие требования к выступлениям студентов — самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными». Примеры из области наук, близких к будущей специальности студента, из сферы познания, обучения поощряются руководителем семинара.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
Обсуждение докладов и выступлений
Порядок ведения семинара может быть самым разнообразным, в зависимости от его формы и тех целей, которые перед ним ставятся. Обычно имеет место следующая последовательность:
а) выступление (доклад) по основному вопросу. Выступающий обращается непосредственно к аудитории, а не к преподавателю. Во время выступления необходимо поддерживать постоянную связь с аудиторией, быстро, не теряясь, реагировать на реплики, вопросы, замечания, что дается обычно не сразу, требует постоянной работы над собой;
б) вопросы к выступающему. Вопросы докладчику задают, прежде всего, студенты, а не преподаватель. Необходимо, чтобы задаваемые вопросы, были существенны, связаны с темой, точно сформулированы;
в) обсуждение содержания доклада, его теоретических и методических достоинств и недостатков, дополнения и замечания по нему (анализироваться может не только содержание выступлений, но и его форма — речь, дикция, поведение за кафедрой, характер общения с аудиторией);
г) заключительное слово докладчика;
д) заключение преподавателя.
Это общая схема, которая может включать в себя развертывание дискуссии по возникшему вопросу и другие элементы.
При реферативно-докладной форме семинара первыми получают слово ранее намеченные докладчики, а при развернутой беседе — желающие выступить. Принцип добровольности выступления сочетается с вызовом студентов. Остальным желающим выступить по основному вопросу, необходимо быть готовыми для анализа выступлений товарищей по группе, для дополнений и замечаний.
Желательно, чтобы студент излагал материал свободно. Прикованность к конспекту, объясняется обычно следующими причинами: а) плохо продумана структура изложения, вопрос не осмыслен во всей его полноте, студент боится потерять нить мыслей, нарушить логическую последовательность высказываемых положений, скомкать выступление; б) недостаточно развита культура устной речи, опасение говорить «коряво» и неубедительно; в) материал списан из учебных пособий механически, без достаточного осмысливания его; г) как исключение, материал списан у товарища или же используется чужой конспект.
Любая из перечисленных причин, за исключением второй, говорит о поверхностной или же просто недобросовестной подготовке студента к занятию.
Известно, что творческая атмосфера на семинаре в значительной мере зависит от содержания и формы докладов и
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов). На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: объем текста на слайде – не больше 7 строк; маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов; отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках; значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации. Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию; использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации); Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления. Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком. Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах. Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло- желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже). Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой. Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом. Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне. Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста..."). Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа