высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
- стандартизации и сертификации продукции растениеводства
- методов и механизации хранения и переработки продукции растениеводства
- транспортировки, предпродажной подготовке и реализации продукции растениеводства
ции
ракт.
/Пр/
/Пр/
/Пр/
/Лек/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
2. Требования, предъявляемые к качеству плодов и овощей для различных видов переработки.
3. Оцените качество картофеля предложенного образца по органолептическим показателям.
4. Режимы и способы хранения картофеля различного целевого назначения.
5. Универсальная схема очистки семян.
6. Определите зараженность вредителями зерна предложенного образца.
7. Особенности сушки зерна в зависимости от его качества и целевого назначения.
8. Принципы консервирования и хранения продукции растениеводства.
9. Рассчитать число траншей для хранения моркови в хозяйстве. Запланированный объем хранения 90 ц.
10. Классификация существующих типов зернохранилищ.
11. Показатели, определяющие товарные качества продовольственного картофеля. Условия хранения, транспортировки, предпродажной подготовки и реализации картофеля.
12. Определить площадь закромов для хранения 260 ц семян пшеницы I репродукции.
13. Характеристика норм (кондиций), регламентированных в нашей стране на продукцию растениеводства.
14. Полевой способ хранения плодоовощной продукции. Его преимущества и недостатки.
15. Определить площадь закромов для хранения 600 ц семян пшеницы I репродукции.
16. Показатели качества, характеризующие технологические достоинства зерна. Их значение для технологической оценки качества зерна и продуктов его переработки.
17. Виды тары для хранения плодов и овощей.
18. Определить площадь закромов для хранения 210 ц фуражного зерна овса при высоте насыпи 2 м.
19. Классификация существующих типов стационарных хранилищ для сочной растительной продукции.
20. Дефектное зерно, условия их хранения и использования.
21. Определить площадь закромов для хранения 460 ц фуражного зерна ячменя при высоте насыпи 2 м.
22. Определение понятия «влажность зерна». Характеристика зерна основных культур по состоянию влажности и условия их хранения.
23. Классификация чаепродуктов. Особенности упаковки, транспортирования и хранения чаепродуктов.
24. Определить площадь закромов для хранения 210 ц фуражного зерна овса при высоте насыпи 2 м.
25. Определение понятия «натура зерна». Категории зерна по натурной массе.
26. Показатели, определяющие товарные качества сочной продукции. Условия хранения, транспортировки, предпродажной подготовки и реализации плодоовощной продукции.
27. Рассчитать число траншей для хранения картофеля в хозяйстве. Запланированный объем хранения 360 ц.
28. Классификация показателей качества зерна зерновых культур.
29. Требования, предъявляемые к зернохранилищам сельскохозяйственного типа.
30. Рассчитать число траншей для хранения моркови в хозяйстве. Запланированный объем хранения 90 ц.
31. Виды кондиций, применяемые в практике хранения зерна.
32. Комплекс мероприятий по подготовке хранилищ к приемке зерна нового урожая.
33. Рассчитать число траншей для хранения капусты в хозяйстве. Запланированный объем хранения 320 ц.
34. Виды и причины потерь плодоовощной продукции при хранении.
35. Режимы и способы хранения зерна.
36. Определите качество муки по органолептическим показателям.
37. Видовой состав основных вредителей хлебных запасов, особенности их биологии и меры борьбы с ними.
38. Показатели, определяющие качество корнеплодов сахарной свеклы. Условия хранения и транспортировки корнеплодов сахарной свеклы.
39. Определите качество зерна по показателям свежести.
40. Показатели качества пшеничной муки.
41. Факторы, влияющие на величину естественной убыли зерновых масс.
42. Определите стекловидность зерна предложенного образца.
43. Определение понятия «пленчатость» зерна. Показатели пленчатости зерна и их значение в производстве крупы.
44. Системы вентиляции плодов и овощей в стационарных хранилищах.
45. Определите натуру зерна предложенного образца.
47. Выбор участка под бурты и траншеи.
48. Определите пленчатость зерна предложенного образца.
Влияние физиологически активных препаратов на хранение.
Эффективность перевозок продукции на хранение, в контейнере.
Совмещение товарной обработки продукции с уборкой.
Современные пункты для послеуборочной обработки продукции.
Материал, применяемый для упаковки продукции.
Изучение наиболее эффективных хранилищ для длительного хранения.
Недостатки и преимущества вертикальных вытяжных труб применяемых при хранении.
Снижение потерь за счет правильной закладки продукции на хранение.
Методы создания газовых сред при хранении.
Методы и виды упаковки консервы.
Учет консервов специальных массовых или объемных единицах.
Использование метода асептического консервирования.
Применение безвредных консервантов при консервировании.
Утилизация отходов после переработки.
Получение и применение пищевых красителей.
Способы пропитки материала готовой продукции
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу МДК.02.05 Хранение и переработка продукции растениеводства.
2.Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме выполнении тестовых заданий, выполнении практических работ, докладов, сообщений.
3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой МДК.02.05 Хранение и переработка продукции растениеводства.
4. Перечень компетенций, формируемых МДК:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ПК 2.1. Составлять программы контроля развития растений в течение вегетации
ПК 2.2. Устанавливать календарные сроки проведения технологических операций на основе определения фенологических фаз развития растений
ПК 2.3. Применять качественные и количественные методы определения общего состояния посевов, полевой всхожести, густоты состояния, перезимовки озимых и многолетних культур
ПК 2.4. Определять видовой состав сорных растений и степень засоренности посевов
ПК 2.5. Определять видовой состав вредителей, плотность их популяций, вредоносность и степень поврежденности растений и распространенность вредителей
ПК 2.6. Проводить диагностику болезней и степень их развития с целью совершенствования системы защиты растений и распространенность болезней
ПК 2.7. Проводить почвенную и растительную диагностику питания растений
ПК 2.8. Производить анализ готовности сельскохозяйственных культур к уборке и определять урожайность сельскохозяйственных культур перед уборкой для планирования уборочной кампании
ПК 2.9. Проводить анализ и обработку информации, полученной в ходе процесса развития растений, и разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов в растениеводстве
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий
При оценке выполнении творческих заданий используются критерии зачтено-не зачтено.
Оценочное средство «Тест»
Вариант 1
1. Назовите виды потерь продуктов при хранении.
2. Укажите физические потери:
А) дыхание,
Б) распыл,
В) самосогревание,
Г) подвяливание.
3. Укажите биологические потери:
А) травмы,
Б) прорастание,
В) развитие микроорганизмов, насекомых и клещей,
Г) просыпи,
Д) уничтожение продукции грызунами и птицами.
4. Дайте определение долговечность продукта:
А) устойчивость некоторых продуктов (овощей, картофеля, плодов) при хранении и связанная с этим возможная продолжительность хранения.
Б) период времени, в течение которого продукт сохраняет свои семенные, технологические и продовольственные свойства.
5. Назовите методы хранения.
6. Назовите группы показателей качества зерна в зависимости от назначения.
7. Зараженность хлебными вредителями, влажность и содержание примесей относят к показателям качества…
8. Натура пшеницы, ржи, ячменя, овса относят к показателям качества …
9. Назовите основные режимы, основанные на свойствах зерновой массы.
10. Принцип биоза – это…
А) сохранение растениеводческой продукции на основе защитных свойств самой продукции.
Б) сохранение продукции в состоянии, при котором резко замедляется или подавляется жизнедеятельность клеток самого продукта и живых компонентов, входящих в него.
В) сохранение растениеводческой продукции в условиях, благоприятных для определенной группы микроорганизмов, в результате чего в продукции накапливаются вещества, подавляющие жизнедеятельность клеток продукта и компонентов.
Г) сохранение продукции на основе прекращения в ней жизнедеятельности.
Вариант 2
1. Назовите виды потерь продуктов при хранении.
2. Укажите физические потери:
А) распыл,
Б) дыхание,
В) подвяливание,
Г) самосогревание.
3. Укажите биологические потери:
А) травмы,
Б) просыпи,
В) прорастание,
Г) развитие микроорганизмов, насекомых и клещей,
Д) уничтожение продукции грызунами и птицами.
4. Что понимают под лёжкостью продукта:
А) устойчивость некоторых продуктов (овощей, картофеля, плодов) при хранении и связанную с этим возможную продолжительность хранения;
Б) период времени, в течение которого продукт сохраняет свои семенные, технологические и продовольственные свойства.
5. Назовите кондиции, которые регламентируют нормы качества зерна в зависимости от его назначения.
6. Назовите группы показателей качества зерна в зависимости от назначения.
7. Признаки свежести и зрелости (внешний вид, запах и вкус), зараженность хлебными вредителями, влажность и содержание примесей относят к показателям качества…
8. Стекловидность, количество и качество клейковины в пшенице относят к показателям качества …
9. Назовите основные режимы, основанные на свойствах зерновой массы.
10. Принцип абиоза – это…
Б) сохранение продукции в состоянии, при котором резко замедляется или подавляется жизнедеятельность клеток самого продукта и живых компонентов, входящих в него.
В) сохранение растениеводческой продукции в условиях, благоприятных для определенной группы микроорганизмов, в результате чего в продукции накапливаются вещества, подавляющие жизнедеятельность клеток продукта и компонентов.
Г) сохранение продукции на основе прекращения в ней жизнедеятельности.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается в один балл.
«Отлично» - 10-9 баллов.
«Хорошо» - 8-7 баллов.
«Удовлетворительно» - 6-4 баллов.
«Неудовлетворительно» - 3 и менее баллов.
Оценочное средство «Доклад»
Темы докладов
1. Отходы мукомольного производства и их использование в сельском хозяйстве.
2. Краткая история и способы производства печеного хлеба.
3. Требования, предъявляемые к муке для производства макарон.
4. Схема технологического процесса на маслозаводах различных типов. Отходы производства и их использование в сельском хозяйстве.
5. Особенности хранения жмыха и шрота.
6. Безопасность труда при переработке зерна и маслосемян.
7. Способы сушки картофеля, овощей, плодов и ягод.
8. Способы консервирования сельскохозяйственных продуктов.
9. Безотходные технологии переработки плодов и ягод.
Критерии оценки доклада:
Умеет самостоятельно определять задачи и решать их; осуществлять поиск и использовать информацию по изучаемой теме; применяет оптимальные методы, режимы, способы, условия хранения и транспортировки продукции растениеводства; применяет знания смежных дисциплин, систематизирует материал, проводит расчеты и сравнительный анализ, делает выводы и предложения - «отлично», повышенный уровень
Умеет самостоятельно определять задачи и решать их; осуществлять поиск и использовать информацию по изучаемой теме; применяет оптимальные методы, режимы, способы, условия хранения и транспортировки продукции растениеводства; применяет междисциплинарные знания; затрудняется обобщать материал, делать выводы и предложения - «хорошо», пороговый уровень
Затрудняется самостоятельно определять задачи и решать их; поиск и использование информации по изучаемой теме осуществляет с помощью преподавателя; затрудняется в выборе оптимальных методов, режимов, способов, условий хранения и транспортировки продукции растениеводства; не применяет междисциплинарные знания; затрудняется обобщать материал, делать выводы и предложения - «удовлетворительно», пороговый уровень.
Затрудняется самостоятельно определять задачи и решать их; поиск и использование информации по изучаемой теме осуществляет с помощью преподавателя; допускает грубые ошибки в выборе методов, режимов, способов, условий хранения и транспортировки продукции растениеводства; затрудняется логически построить материал, не делает выводов и предложений - «неудовлетворительно», уровень не сформирован.
Оценочное средство «Сообщение»
Темы сообщений
1. Нормирование качества картофельного крахмала. Хранение крахмала. Безопасность труда при переработке картофеля, овощей, плодов и ягод.
2. Технология послеуборочной обработки хмеля.
3. Основы первичной обработки табака и махорки.
4. Безопасность труда при первичной обработке и хранении табака и махорки.
5. Безопасность труда при производстве чая. Мероприятия по охране окружающей среды.
6. Безопасность труда при первичной обработке растительных волокон.
Критерии оценки:
Умеет самостоятельно определять задачи и решать их; осуществлять поиск и использовать информацию по изучаемой теме; применяет оптимальные методы, режимы, способы, условия хранения и транспортировки продукции растениеводства; применяет знания смежных дисциплин, систематизирует материал, проводит расчеты и сравнительный анализ, делает выводы и предложения -«отлично», повышенный уровень
Умеет самостоятельно определять задачи и решать их; осуществлять поиск и использовать информацию по изучаемой теме; применяет оптимальные методы, режимы, способы, условия хранения и транспортировки продукции растениеводства; применяет междисциплинарные знания; затрудняется обобщать материал, делать выводы и
Затрудняется самостоятельно определять задачи и решать их; поиск и использование информации по изучаемой теме осуществляет с помощью преподавателя; затрудняется в выборе оптимальных методов, режимов, способов, условий хранения и транспортировки продукции растениеводства; не применяет междисциплинарные знания; затрудняется обобщать материал, делать выводы и предложения - «удовлетворительно», пороговый уровень
Затрудняется самостоятельно определять задачи и решать их; поиск и использование информации по изучаемой теме осуществляет с помощью преподавателя; допускает грубые ошибки в выборе методов, режимов, способов, условий хранения и транспортировки продукции растениеводства; затрудняется логически построить материал, не делает выводов и предложений - «неудовлетворительно», уровень не сформирован.
Тест
Доклад
Сообщение
Творческое задание
Экзамен по профессиональному модулю
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.
Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме рекомендаций, схем, сообщений и т.п.
Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят их того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции и изучая материал на практических занятиях. По всем недостаточно понятным вопросам можно своевременно получить информацию на консультациях.
Для подготовки к семинарским, лабораторно-практическим занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, при необходимости обратиться к рекомендуемой учебной литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии.
Подготовка к зачету должна осуществляться на основе лекционного материала, материала практических занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами, которые в лекциях, как правило, не приводятся.
Если материал понятен, то затрачивать время на консультации, проводимые обычно перед зачетом или экзаменом, совсем необязательно. На консультацию нужно идти лишь с целью уяснения непонятного.
При подготовке теоретических вопросов необходимо знать, какие требования предъявляются к студентам при проверке знаний по изучаемому курсу.
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – это развернутое устное выступление на заданную тему, с которым выступают на лекции, семинаре, конференции.
Сообщение отличается от доклада меньшим объемом информации и ее характером. Сообщаемая информация может носить характер уточнения или обобщения, отражать современный взгляд на заданную тему, дополнять уже известную информацию фактическими или статистическими материалами. Сообщение может включать элементы наглядности – иллюстрации, схемы и т.п.
Построение устного сообщения, доклада включает три части: вступление (10-15 % общего времени), основную часть (60-70 %) и заключение (20-25 %).
Во вступлении указывается тема сообщения, доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, сообщается основная идея, кратко перечисляются рассматриваемые вопросы, дается современная оценка предмета изложения. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта суть темы доклада. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы по теме доклада, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.
Алгоритм самостоятельной работы по подготовке устного сообщения, доклада:
1) Выбрать тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений либо самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого материала.
2) Ознакомиться со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
3) Повторить лекционный материал по теме сообщения, доклада.
4) Изучить материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум-трем рекомендованным источникам.
5) Выделить незнакомые слова и термины, найти их значения по словарю.
6) Составить план сообщения, доклада.
7) Выделить наиболее значимые для раскрытия темы факты, мнения, положения.
8) Записать основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
9) Составить окончательный текст сообщения, доклада.
10) Оформить материал в соответствии с определенными преподавателем требованиями.
Сообщение, доклад обычно оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых редакторов и распечатывается на листах формата А4. Оформление материала должно иметь следующую структуру: титульный лист, текст сообщения / доклада, список использованных источников.
11) Прочитать текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
12) Восстановить последовательность изложения текста сообщения, пересказав его устно.
13) Проверить еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
14) Подготовить публичное выступление по материалам сообщения или доклада.
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект, схемы, таблицы или чтение подготовленного текста. Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху:
критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам;
критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности;
критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Регламент устного публичного выступления обычно составляет не более 10 минут.
Будьте готовы ответить на вопросы аудитории по теме Вашего сообщения, доклада.
Методические рекомендации по подготовке сообщения
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут. Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели. Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя «объять необъятное», охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа.
Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей
– вступления (10-15% общего времени),
- заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели). Требования к основному тезису выступления:
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме. К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес. План развития основной части должен быть ясным.
Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров. В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения.
Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите. Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей.
Сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное.
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.