высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Агрономия
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 сентября 2021 г. N 644н "Об утверждении профессионального стандарта "Агроном".
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Наталья Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
описания почвы)
/Пр/
пород /Лек/
Бонитировка и качественная оценка почв. Методы полевого исследования почв. /Лек/
Агрохимические и биологические основы обработки почвы. /Лек/
составление схем оросительной сети при орошении дождеванием; выбор дождевальной машины.
/Лек/
2. Солоди, их характеристика и использование в сельском хозяйстве
3. Кислотность почвы. Меры борьбы с кислой реакцией среды.
4. Поглотительная способность почвы, ее виды, сущность и значение для плодородия почв.
5. Почвенные карты и картограммы, их использование в сельском хозяйстве.
6. Почвообразующие породы.
7. Факторы почвообразования
8. Почвенные коллоиды, их образование, состав, свойства, значение для плодородия почв
9. Законы горизонтальной и вертикальной зональности почв.
10. Дерново-подзолистые почвы. Агрономическая оценка дерново-подзолистых почв.
11. Болотные почвы.
12. Происхождение, состав и свойства органической части почвы. Мероприятия по накоплению гумуса.
13. Понятие о почвенном поглотительном комплексе, состав обменных катионов.
14. Понятие о плодородии почвы.
15. Физические, физико-механические свойства почвы. Мероприятия по улучшению физико-механических свойств почвы.
16. Минералы и горные породы, их образование, свойства и классификация.
17. Черноземы, их образование, состав, свойства и классификация. Использование черноземов в сельском хозяйстве.
18. Гранулометрический состав почвы. Влияние гранулометрического состава на агрономические свойства почв и их плодородие.
19. Структура почвы. Мероприятия по улучшению структуры почвы.
20. Химический состав почвы, процессы превращения питательных веществ.
21Севооборот как организационно-техническая основа зональных систем земледелия.
22. Обработка почв, подверженных дефляции. Плоскорезная обработка, ее преимущества и недостатки.
23. Механическая обработка почвы как метод воспроизводства плодородия пахотной земли и обеспечение культурных растений оптимальными условиями жизни.
24. Значение глубины обработки почвы для растений.
25. Приемы создания мощного пахотного слоя в различных почвенно-климатических зонах страны. 36. Роль разноглубинной обработки почвы в севообороте.
26. Причины возникновения и распространения эрозии.
27.Требования, предъявляемые к обработке почвы в зонах проявления водной эрозии.
28. Обработка склоновых земель. Направление обработки.
29. Приемы обработки, направленные на задержание стоковых вод.
30. Основные виды оросительных мелиорации.
32. Влияние орошения на почву, микроклимат, растения, мелиоративное состояние земель.
32. Методы установления сроков полива сельскохозяйственных культур.
33. Особенности орошения полевых, кормовых и овощных культур в севообороте.
34. Типы оросительных систем, их виды и элементы.
35. Гидротехнические сооружения на постоянной проводящей сети.
2. Что понимается под земной корой?
3. Охарактеризуйте континентальную земную кору.
4. Охарактеризуйте океаническую кору.
5. Охарактеризуйте промежуточный тип коры.
6. Охарактеризуйте среднюю мантию.
7. Охарактеризуйте внешнее ядро, переходную оболочку, внутреннее ядро.
8. Дайте определение понятий «минералы» и «горные породы».
9. Каковы физические свойства минералов?
10. Какие классы минералов вы знаете? Приведите примеры.
11. В чем сущность генетической классификации минералов?
12. Назовите группы минералов и горных пород по их практическому значению.
13. Дайте определение осадочных горных пород. Приведите их классификацию по способу образования.
14. Какие породы относят к обломочным и химическим.
15. Назовите породы биохимического и смешанного происхождения. В каких условиях они возникают?
16. Дайте определение выветривания, перечислите его виды.
17. В чем сущность механического выветривания?
18. Перечислите основные реакции химического выветривания.
19. Охарактеризуйте биологические выветривание.
20. Расскажите о продуктах выветривания: элювий, делювий, коллювий.
21. Дайте определение плотности и равновесной плотности почвы. В чем заключается их агрономическое значение и связь с режимами почвы?
22. Что понимают под абсолютной и относительной влажностью почвы?
23. Какие факторы оказывают влияние на запасы влаги в почве?
24. Сроки определения влажности почвы и ее сущность?
26. Перечислите формы и категории почвенной влаги.
27. Перечислите факторы, влияющие на максимальную гигроскопичность почвы.
28. Что такое влагоемкость почвы, какие факторы влияют на величину влагоемкости почвы?
29. Что понимается под структурой и структурностью почвы?
30. Какие размеры агрегатов считаются агрономически ценными?
31. Какие факторы влияют на образование структурных агрегатов и их водопрочность?
32. Факторы, способствующие разрушению структуры почвы.
33. Какие показатели относятся к физико-механическим свойствам почвы.
34. Что понимают под плотностью и липкостью почвы?
35. Какова взаимосвязь между липкостью и другими технологическими свойствами почвы?
36. Какие признаки положены в основу классификации севооборотов.
37. Основные признаки построения севооборотов.
38. Приведите примерные схемы полевых, кормовых и почвозащитных севооборотов.
39. Что понимают под введенными и освоенными севооборотами.
40. Какова последовательность составления переходных и ротационных севооборотов.
41. Промежуточные культуры и их классификация.
42. Что должен обеспечивать вводимый севооборот.
43. На что необходимо обращать внимание при составлении севооборотов?
44. По каким показателям оценивается продуктивность севооборотов и их эффективность?
45. Как рассчитывается валовой сбор и побочная продукция?
Задача 1. 1. яровая пшеница – 623 га
2. ячмень – 312 га
3. горох – 310 га
4. пар чистый – 310 га
Задача 2. 1. яровая пшеница – 200 га
2.кукуруза – 400 га
Задача 3. 1. яровая пшеница – 400 га
2. пар чистый – 200 га
3. кукуруза – 200 га
4. сахарная свекла – 200 га
Задача 4. 1. зерновых – 75 % (в том числе яровая пшеница – 50 %)
2. пар чистый – 25 %
Задача 5. Яровая пшеница, пар, горох, овес, многолетние травы.
1. зерновые – 51,1 % (пшеница – 43 %)
2. зернобобовые – 14,3 %
3. многолетние травы – 14,3 %
4. пары – 14,3 %
Задача 6. Яровая пшеница, ячмень, многолетние травы (выводное поле).
1. зерновые – 60 % (пшеница – 40 %)
2. многолетние травы – 20 %
3. пары – 20 %
Задача 7. Яровая пшеница, озимая рожь, клевер, картофель, лен-долгунец.
1. зерновые – 58,3 %
2. пропашные – 16,7 %
3. клевер – 16,7 %
4. лен-долгунец – 8,3 %
Задача 8. Яровая пшеница, озимая рожь, пар чистый, многолетние травы, лен-долгунец, овес, ячмень, картофель.
1. зерновые – 50 % (пшеница – 25 %)
2. пары – 12,5 %
3. пропашные – 6,3 %
4. многолетние травы – 25 %
5. технические – 6,2 %
Задача 9. Яровая пшеница, озимая рожь, клевер, картофель, лен-долгунец
1. зерновые – 58,3 %
2. пропашные – 16,7 %
3. клевер – 16,7 %
4. лен-долгунец – 8,3 %
Задача 10. Ячмень, кукуруза на силос, озимая рожь, клевер.
1. зерновые – 50 %
2. пропашные – 25 %
3. многолетние травы – 25 %
Задача 11. По структуре посевных площадей в гектарах составить два и более севооборотов.
1. яровая пшеница – 1040 га
2. ячмень – 660 га
3. горох – 380 га
5. пар кулисный – 380 га
6. кукуруза на силос – 280 га
7. вика + овес – 280 га
Задача 12. Составить схему севооборота, план перехода и ротационную таблицу по следующей структуре посевных площадей:
1. яровая пшеница – 52 %
2. кукуруза – 12 %
3. пар – 12 %
4. ячмень – 7 %
5. горох – 5 %
6. картофель – 4 %
7. подсолнечник на семена – 3 %
Определить тип и вид севооборота:
Севооборот 1 Севооборот 2
1. Пар чистый 1. Пар чистый
2. Яровая пшеница 2. Сахарная свёкла
3. Овёс 3. Яровая пшеница
4. Горох 4. Ячмень + многолетние травы
5. Яровая пшеница 5. Многолетние травыIг
6. Овёс 6. Многолетние травы IIг
7. Многолетние травы 7. Яровая пшеница
(выводное поле) 8. Кукуруза на силос
9. Яровая пшеница
Севооборот 3
1. Однолетние травы с подсевом многолетних трав
2. Многолетние травыI г. пользования
3. Многолетние травыII г. пользования
4. Многолетние травыIII г. пользования
5. Озимая рожь
6. Кормовая свёкла
Севооборот 4 Севооборот 5
1. Клевер 1. Яровая пшеница + мн. травы
2. Озимая рожь 2. Мн. травы Iг пользования
3. Кукуруза на силос 3. Мн. травы IIг пользования
4. Яровая пшеница + клевер 4. Мн. травы IIIг пользования
5. Мн. травы IVг пользования
6. Озимая пшеница
- Составить систему обработки почвы под горох. Срок сева 8 мая. Предшественник – яровая пшеница, убранная 20 августа. Поле засорено многолетними сорняками.
- Составить систему обработки почвы под картофель. Срок сева 16 мая. Предшественник – озимая рожь, убранная 10 августа. Поле чистое от сорняков.
- Составить систему обработки почвы под овёс. Срок сева 4 мая. Предшественник – яровая пшеница, убранная 25 августа. Поле засорено малолетними сорняками.
- Составить систему обработки почвы под кукурузу. Срок сева 28 мая. Предшественник – горох, убранный 15 августа. Поле чистое от сорняков.
- Разработать и обосновать систему обработки почвы под картофель после озимой ржи в низкогорной зоне Республики Алтай. Почвы – чернозёмы выщелочные среднесуглинистые, засорённые однолетними сорняками.
- Разработать и обосновать систему обработки почвы под яровую пшеницу после многолетних трав второго года пользования. Почвы – среднесуглинистые дерново-подзолистые с глубиной гумусового горизонта 25 см, засорённые пыреём.
- В хозяйстве, расположенном в предгорной зоне Алтая, почвы серые лесные, с мощностью гумусового горизонта более 25см. Составить систему обработки почвы под гречиху после картофеля, если поле чистое от сорняков.
- Составить систему обработки почвы под кукурузу после гороха в зоне неустойчивого увлажнения. Поле засорено овсюгом. Почвы – чернозёмы выщелочные.
- Разработать систему минимальной обработки почвы под яровую пшеницу после многолетних трав второго года пользования. Почвы дерново-подзолистые, среднесуглинистые, засоренные однолетними сорняками.
- Составить систему обработки почвы под кукурузу после гороха. Почвы чернозёмы выщелочные. Поле засорено овсюгом.
- Разработать систему минимальной обработки почвы под ячмень после яровой пшеницы. Почвы чернозёмы выщелочные среднесуглинистые, мощность гумусового горизонта 24см. Поле засорено преимущественно ранними и поздними яровыми сорняками.
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу МДК 02.03 «Обработка и воспроизводство почв».
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме письменного опроса, тестовых заданий, практических заданий, индивидуальных заданий, выполнение сообщения, докладов и промежуточной аттестации в форме заданий к экзамену по профессиональному модулю.
3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой МДК 02.03 «Обработка и воспроизводство почв».
4. Перечень компетенций, формируемых профессиональным модулем
ОК.1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК.2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК.3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК.4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК.05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК.06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК.07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК.08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК.09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК.10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ПК 2.1. Составлять программы контроля развития растений в течение вегетации
ПК 2.2. Устанавливать календарные сроки проведения технологических операций на основе определения фенологических фаз развития растений
ПК 2.3. Применять качественные и количественные методы определения общего состояния посевов, полевой всхожести, густоты состояния, перезимовки озимых и многолетних культур
ПК 2.4. Определять видовой состав сорных растений и степень засоренности посевов
ПК 2.5. Определять видовой состав вредителей, плотность их популяций, вредоносность и степень поврежденности растений и распространенность вредителей
ПК 2.6. Проводить диагностику болезней и степень их развития с целью совершенствования системы защиты растений и распространенность болезней
ПК 2.7. Проводить почвенную и растительную диагностику питания растений
ПК 2.8. Производить анализ готовности сельскохозяйственных культур к уборке и определять урожайность сельскохозяйственных культур перед уборкой для планирования уборочной кампании
ПК 2.9. Проводить анализ и обработку информации, полученной в ходе процесса развития растений, и разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов в растениеводстве
5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий
При оценке сообщений, индивидуального задания используются критерии зачтено-не зачтено.
Оценочное средство «Сообщения», «Доклад»
Темы сообщений и докладов
Воздушный режим почвы. Приёмы регулирования воздушного режима. Тепловые свойства и тепловой режим, практические приёмы его регулирования. Приёмы улучшения агрохимических показателей плодородия почвы. Биологические особенности и классификация сорных растений. Место промежуточных культур в севообороте и основные условия их эффективного использования. Роторные орудия, комбинированные машины и агрегаты для
Критерии оценки сообщения и доклада:
- содержание сообщения, доклада, полностью соответствует теме; материал сообщения излагается последовательно, четко, ясно, соответствует уровню знаний студентов; для подготовки сообщения использовалась дополнительная литература; соблюдены временные рамки 5-7 минут - «зачтено», повышенный уровень
- не соблюден один из критериев, перечисленных для оценки «зачтено» - «зачтено», пороговый уровень
- не соблюдены три и более критериев, перечисленных для оценки «зачтено» - «не зачтено», уровень не сформирован.
Оценочное средство «Индивидуальные задания»
- Составление системы обработки почвы под с/х культур с учетом природно-климатических зон
- Составление агротехнических мероприятий по защите почв от эрозии и дефляции в конкретных условиях
- Составление схемы оросительной сети при поверхностных способах полива
- Составление схемы осушительной сети
Критерии оценки:
- выполнил работу без ошибок и недочетов; или допустил не более одного недочета - «зачтено», повышенный уровень
- работа выполнена полностью, но допущены:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов - «зачтено», пороговый уровень
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «зачтено»; или если правильно выполнил менее половины работы; не приступал к выполнению работы - «не зачтено», уровень не сформирован
Примерное тестовое задание для текущего контроля
Вариант-I
1. Что такое физический песок и физическая глина?
1. Механические частицы > 0,01, < 0,01 мм.
2. Механические частицы < 1, > 1 мм.
3. Механические частицы 0,001-0,0001 мм.
2. В какой зоне располагаются черноземы?
1. Таёжно-лесной.
2. Лесо-степной.
3. Степной.
3. Какой тип водного режима в таежно – лесной зоне?
1. Выпотной
2. Непромывной
3. Промывной
4. Сорные растения способные размножаться как семенами, так и вегетативно.
1. Овсюг.
2. Ярутка полевая.
3. Осот полевой.
5. С какими сорняками наиболее эффективны меры борьбы: глубокая обработка почвы, послойная культивация.
1. С малолетними
2. С корневищными
3. С корнеотпрысковыми
6. Какой предшественник считается лучшим для озимой пшеницы в условиях лесостепной зоны Алтая?
1. Яровая пшеница
2. Чистый пар
3. Занятый пар
7. В каком звене севооборота лучше решается задача по содержанию и накоплению влаги?
1. В пропашном
2. В звене многолетних трав
3. В паровом
8. Каким плугом лучше вспахать поле многолетних трав?
1. Плугом без предплужника.
2. Плугом с предплужником.
3. Безотвальным плугом.
9. Какими орудиями выполняется обычное выравнивание поверхности почвы с целью равномерной заделки семян:
1. Культиваторами.
2. Шлейфами, боронами, катками.
3. Лущильниками.
1. Боронование
2. Боронование; две культивации.
3. Боронование; культивация; прикатывание перед посевом
Вариант-II
1. В какой фракции сосредоточены основные запасы питательных веществ?
1. Песчаной.
2. Иловатой.
3. Пылеватой.
2. Какую реакцию почвенного раствора имеют чернозёмы?
1. pH > 4,0.
2. pH 6,5-7,0.
3. pH > 7,5-8.
3. Какой тип водного режима в степной зоне?
1. Промывной
2. Непромывной
3. Выпотной
4. Сорняки, в борьбе с которыми используют метод «провокации»?
1. Малолетние.
2. Паразитные.
3. корневищные.
5. Какие сорные растения наиболее сильно затрудняют обработку почвы?
1. Зимуюшие
2. Корневищные
3. Яровые ранние
6. Какие культуры можно размещать в севообороте повторно (2 –3 года) при хорошей агротехнике?
1. Ячмень, пшеница, овес
2. Сахарная свекла, лен, клевер
3. Подсолнечник
7. Какие предшественники считаются отличными в севообороте?
1. Овес, ячмень
2. Многолетние травы, горох
3. Подсолнечник ,картофель
8. Какой приём обработки почвы проводится сразу после уборки культур.
1. Шлейфование.
2. Прикатывание.
3. Лущение.
9. Какое орудие лучше применять в районе ветровой эрозии.
1. Плуги.
2. Глубокорыхлители.
3. Фрезы.
10. Какую обработку почвы следует провести на не засоренных, но сильно уплотненных почвах?
1. Вспашку
2. Обработку плоскорезом
3. Глубокое рыхление
практические задания
тестовые задания
письменный опрос
сообщения, доклады
индивидуальное задание
Доклад – это развернутое устное выступление на заданную тему, с которым выступают на лекции, семинаре, конференции. Доклады могут быть и письменными. Основная цель доклада — информирование по определенному вопросу или теме. Тем не менее, доклады могут включать в себя рекомендации, предложения, в него могут включаться диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, резюме. Время доклада обычно составляет 5-15 минут.
Сообщение отличается от доклада меньшим объемом информации и ее характером. Сообщаемая информация может носить характер уточнения или обобщения, отражать современный взгляд на заданную тему, дополнять уже известную информацию фактическими или статистическими материалами. Сообщение может включать элементы наглядности – иллюстрации, схемы и т.п.
Построение устного сообщения, доклада включает три части: вступление (10-15% общего времени), основную часть (60-70%) и заключение (20-25%).
Во вступлении указывается тема сообщения, доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, сообщается основная идея, кратко перечисляются рассматриваемые вопросы, дается современная оценка предмета изложения. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта суть темы доклада. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
Алгоритм самостоятельной работы по подготовке устного сообщения, доклада:
1) Выбрать тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений либо самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого материала.
2) Ознакомиться со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
3) Повторить лекционный материал по теме сообщения, доклада.
4) Изучить материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум-трем рекомендованным источникам.
5) Выделить незнакомые слова и термины, найти их значения по словарю.
6) Составить план сообщения, доклада.
7) Выделить наиболее значимые для раскрытия темы факты, мнения, положения.
8) Записать основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
9) Составить окончательный текст сообщения, доклада.
10) Оформить материал в соответствии с определенными преподавателем требованиями.
Сообщение, доклад обычно оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых редакторов и распечатывается на листах формата А4. Оформление материала должно иметь следующую структуру: титульный лист, текст сообщения / доклада, список использованных источников.
11) Прочитать текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
12) Восстановить последовательность изложения текста сообщения, пересказав его устно.
13) Проверить еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
14) Подготовить публичное выступление по материалам сообщения или доклада.
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект, схемы, таблицы или чтение подготовленного текста. Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху:
-критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам;
-критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности;
-критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Регламент устного публичного выступления обычно составляет не более 10 минут. Будьте готовы ответить на вопросы аудитории по теме Вашего сообщения, доклада.
Методические рекомендации по подготовке сообщения
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут. Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели. Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя «объять необъятное», охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа.
Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей
– вступления (10-15% общего времени),
-основной части (60-70%)
- заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи.. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели). Требования к основному тезису выступления:
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме. К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес. План развития основной части должен быть ясным.
Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров. В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и
Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите. Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей.
Сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное.
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированности общеучебных умений;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.