2022-2023_35_02_15_2022_К12_plx_Русский язык
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Русский язык
Учебный план
35.02.15_2022_К12.plx

Кинология

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
30
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
кинолог
88
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
28
28
28
28
Практические
26
26
26
26
Консультации
4
4
4
4
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
58
58
58
58
Сам. работа
30
30
30
30
Итого
88
88
88
88
 
 
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Препод., Траут Татьяна Александровна
 
 
Русский язык
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.15 КИНОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 464)
 
Кинология

Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> усвоение студентами теоретических основ по русскому языку, а также овладение обучающимися необходимыми общими и профессиональными компетенциями
1.2
<i>Задачи:</i> -совершенствовать общеучебные умения и навыки обучаемых: языковые, речемыслительные, орфографические, пунктуационные, стилистические;

-совершенствовать умения обучающихся стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
изучение дисциплины по программе основного общего образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Индивидуальный проект
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ЛР 8.:Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей
 
Знать:
 
 
ЛР 6.:Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
 
Уметь:
 
 
ЛР 1.:Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 1.:Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
 
Знать:
 
 
ЛР 1.:Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
 
Уметь:
 
 
ЛР 6.:Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 6.:Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
 
Знать:
 
 
ЛР 8.:Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей
 
Уметь:
 
 
ЛР 8.:Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей
 
стр. 5
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение
 
1.1
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.  /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
1.2
Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры. /Ср/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
 
Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи
 
2.1
Язык и речь. Виды речевой деятельности.  /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
2.2
Функциональные стили речи. Типы речи /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
2.3
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.  /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
2.4
Определение типа, стиля, жанра текста. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
2.5
Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов. Создавать устные и письменные высказывания разных стилей,жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ,

беседа, спор).

/Ср/

Л1.1Л2.1
4
1
0
 
 
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика. Орфография
 
3.1
Фонетические единицы. Звук и фонема.  /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
3.2
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения.  /Пр/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
3.3
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
3.4
Правописание приставок на з- / с-.

Правописание и/ы после приставок. Правописание приставок пре-/при-

/Пр/

Л1.1Л2.1
2
1
0
 
 
Раздел 4. Лексикология и фразеология
 
4.1
Лексика: происхождение и употребление /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
4.2
Фразеологизмы.  /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
4.3
Лексический и фразеологический анализ слова. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
4.4
Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение). /Ср/
Л1.1Л2.1
4
1
0
 
 
стр. 6
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Раздел 5. Морфемика, словообразование, Орфография
 
5.1
Понятие морфемы как значимой части слова.  /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
5.2
Способы словообразования.  /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
5.3
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
5.4
Наблюдение над значением морфем /Пр/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
5.5
проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ. /Ср/
Л1.1Л2.1
6
1
0
 
 
Раздел 6. Морфология и орфография
 
6.1
Морфология как наука.  /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
6.2
Служебные части речи. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
6.3
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
6.4
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
6.5
Структура языка. Типы норм. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
6.6
проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ, извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании. /Ср/
Л1.1Л2.1
5
1
0
 
 
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация
 
7.1
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтакическое целое.  /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
7.2
Осложненное простое предложение.  /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
7.3
Сложное предложение.  /Лек/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
7.4
Знаки препинания при прямой речи, при цитатах.  /Пр/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
7.5
Знаки препинания при диалоге. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
7.6
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
1
0
 
7.7
проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); /Ср/
Л1.1Л2.1
9
1
0
 
7.8
Консультации /Конс/
Л1.1Л2.1
4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примерные вопросы к экзамену по русскому языку

1. Звуки речи. Характеристика гласных и согласных звуков.

2. Имя существительное как часть речи.

3. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

4. Имя прилагательное как часть речи.

5. Правописание безударных гласных.

6. Имя числительное как часть речи.

 
стр. 7
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
7. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

8. Причастие как часть речи.

9. Правописание приставок.

10. Глагол как часть речи.

11. Гласные ы – и после приставок. Разделительный ъ и ь.

12. Деепричастие  как часть речи.             

13. Гласные после шипящих и ц.

14. Местоимение  как часть речи.

15. Морфемы: приставка, суффикс, окончание, основа, постфикс, интерфикс, корень.

16. Союз как часть речи.

17. Способы образования слов.

18. Наречие как часть речи.

19. Правописание суффиксов существительных: чик – щик, ин – ен.

20. Предлог как часть речи.

21. Правописание НЕ с разными частями речи.

22. Частица как часть речи.

23. Правописание падежных окончаний имен существительных.

24. Словосочетание.

25. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

26. Предложение.

27. Правописание Н – НН в прилагательных.

28. Виды односоставных предложений.

29. Правописание Н – НН в причастиях.

30. Виды сложносочиненных предложений.

31. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.

32. Виды сложноподчиненных предложений.

33. Правописание а – о на конце наречий.

34. Бессоюзное сложное предложение.

35. Правописание суффиксов причастий - ущ (-ющ), ащ (-ящ), им (-ым), ем (-ом).

36. Способы передачи чужой речи.

37. Правописание числительных.

38. Стили русского языка.

39. Правописание суффиксов глаголов.

40. Второстепенные члены предложения.

41. Правописание предлогов.

42. Однородные члены предложения. Знаки препинания при них.

43. Правописание союзов.

44. Обособленные члены предложения.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные  темы практических занятий

Практическое занятие№1.

Тема:  Определение типа, стиля, жанра текста

Практическое занятие №2.

Тема: Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения.

Практическое занятие № 3.

Тема: Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Практическое занятие № 4.

Тема: Правописание приставок

Практическое занятие № 5.

Тема: Лексический и фразеологический анализ слова.

Практическое занятие № 6.

Тема: Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.

Практическое занятие № 7.

Тема: Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Практическое занятие № 8.

Тема: Наблюдение над значение морфем.

Практическое занятие № 9.

Тема: Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии.

Практическое занятие № 10.

Тема: Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Практическое занятие № 11.

Тема: Структура языка. Типы норм.

Практическое занятие № 12.

Тема: Знаки препинания при прямой речи, цитатах.

Практическое занятие № 13.

Тема: Знаки препинания при диалоге.

 
стр. 8
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Практическое занятие № 14.

Тема: Применение синтаксического разбора предложения.

Практическое занятие № 15.

Применение пунктуационного разбора предложения.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля  в форме тестовых заданий, практических и контрольных  работ, итоговой аттестации в форме экзамена.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Перечень оценочных средств: практическая работа, тесты, контрольная работа
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Иванцова Е. В.
Русский язык. Фонетика. Фонология. Графика. Орфография: учебно-методическое пособие для СПО
Саратов: Профобразование, 2019
http://www.iprbookshop.ru/86148.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Рогачева Е. Н., Фролова О. А.
Русский язык: учебно-методическое пособие
Саратов: Вузовское образование, 2019
http://www.iprbookshop.ru/79675.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
деловая игра
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
ситуационное задание
 
презентация
 
ролевая игра
 
лекция-визуализация
 
кластер
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
511 В1
Кабинет социально-экономических дисциплин. Кабинет экономики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); телевизор, DVD плеер, ученическая доска; учебно-наглядные средства обучения (тематические плакаты, таблицы, карты)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная 

 
стр. 9
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются:

• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

• углубление и расширение теоретических знаний;

• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

• развитие исследовательских умений;

• использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах и практических и занятиях, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

По учебному плану на ОУД.01 Русский язык отводится 117 часов: из них 78 часов аудиторной работы и 39 часов самостоятельной работы.

Методические рекомендации по переработке текста

Составление плана

План - самая короткая форма оформления записей, которая не передаёт фактического содержания изучаемого материала, а указывает схему его подачи и позволяет студенту:

восстановить в памяти содержание источника;

составить записи разного рода;

ускорить проработку источника информации и организовать самоконтроль;

сосредоточить внимание и стимулировать самостоятельную работу.

Составление плана при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

а) чтение текста целиком;

б) деление его на смысловые части;

в) озаглавливаете частей (заголовки должны отражать содержание

части).

Составление тезисов

Тезис - положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада и т. п. Тезисы повторяют, сжато формулируют и заключают написанное или изложенное устно; всегда имеют доказательства; всегда подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания; позволяют обобщить материал. Составление тезисов при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

а) ознакомление с содержанием материала;

б) разбивка текста па смысловые блоки;

в) определение главной мысли каждой части.

г) осмысление сути этой мысли и передача её своими словами или формулировкой из текста.

д) нумерация тезисов с целью сохранения логики авторских рассуждений

Составление конспектов

Конспект (от лат. conspectus — обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала.

Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.

Виды конспектов

ПЛАНОВЫЙ. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару.

СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНОВЫЙ. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2—3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.

ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его — в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон.

СВОБОДНЫЙ. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно — выписки, цитаты, план и множество тезисов. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.

Методические рекомендации по созданию текста

При работе над текстом необходимо учитывать типы речи

Повествование

Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.

Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1-2-3-4…)

Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, 

 
стр. 10
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
однажды и др., обозначающие время и место события.

Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий.

Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., нередко, заключающие текст.

Повествование может быть представлено серией назывных предложений.

Несколько советов по написанию текста-повествования

1. Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением о действующем лице, и это может быть началом текста.

2. Окончанием повествовательного текста часто бывает указание на последнее, завершающее действие. Но оно может быть продолжено и выводом. Поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста.

3. Язык изложения должен быть подчинен теме, идее, типу речи, стилю, жанру.

4. При необходимости можете включить в повествование элементы и описания, и рассуждения.

Описание

Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений.

Способ связи предложений в тексте – параллельная связь ( 2 3 4 ).

Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины.

Описание чаще всего статично, неподвижно.

Используются глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности текста – однокоренные слова и лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов.

Описание может быть представлено серией назывных предложений.

Характерные элементы, композиция описания:

1) общее представление о предмете;

2) отдельные признаки предмета;

3) авторская оценка, вывод, заключение.

Рассуждение

Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать), аргументы ( доказательства, доводы), вывод (общий итог).

Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением.

После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? , переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) т

В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих, промежуточные умозаключения, основанные на причинно-следственныхсвязях. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением ( конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги и т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п.

В художественном стиле тип речи рассуждение чаще всего встречается во внутренней речи персонажей и обычно содержит не все три части схемы рассуждения.

Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению? В нем обычно выделяются три части:

1) тезис (высказывается какая-то мысль);

2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы: а)..., б)..., в)... и т.д., сопровождаемые примерами;

3) вывод или заключение.

Методические рекомендации по написанию сочинения –эссе.

Уясните и раскройте проблему, сформулированную в афоризме, (т.е. необходимо понять смысл высказывания).

2. Изложите свое отношение к позиции автора: согласны, не согласны, не во всем согласны.

3. Приведите аргументы и факты, используя обществоведческие понятия и термины (дайте их определения, увязывая с контекстом эссе).

4. Фактами могут быть примеры из истории, современной политической деятельности и общественной жизни или личного жизненного опыта. Они должны подтверждать (иллюстрировать) то или иное ваше суждение, тезис.

5. Завершите эссе выводом, в котором должна четко прозвучать ваша личная позиция, мнение, точка зрения.

Приветствуется использование:

• Эпиграфа, который должен согласовываться с темой эссе (проблемой, заключенной в афоризме); дополнять, углублять лейтмотив (основную мысль), логику рассуждения вашего эссе.

• Пословиц, поговорок, афоризмов других авторов, также подкрепляющих вашу точку зрения, мнение, логику рассуждения.

• Мнений других мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей.

• Риторические вопросы;

• Непринужденность изложения.

Старайтесь показать:

• Навыки письменной речи, умение анализировать, обобщать, объяснять, сравнивать, противопоставлять, выстраивать логику рассуждения (используйте черновой план).

 
стр. 11
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Необходимо избегать:

• Отхода от темы, вопроса, проблемы;

• Некорректности в оценках;

• Безапелляционности утверждений.

Возможные лексические конструкции.

1. По моему мнению…, я думаю…, на мой взгляд, автор (этого высказывания):

• Хотел сказать о том, что…

• Имел ввиду…

• Обозначил проблему…

• Касается вопроса…

• Раскрывает (поднимает) проблему…

2. Я согласен (сна) с автором (имя, фамилия)…

Не могу не согласиться…

Я совершенно согласен…

Я не во всем согласен…

К сожалению, я не совсем согласен с точкой зрения, (мнением, позицией)…

3. Это высказывание представляется мне спорным…

4. Правота этого утверждения очевидна (не вызывает сомнения).

5. Недаром народная мудрость гласит… (далее пословица, поговорка).

6. Конечно, существуют другие мнения…, одним из них является точка зрения философа (мыслителя и т. д.)

7. В доказательство своей точки зрения (позиции…) я хотел бы привести пример из…

8. В истории нередко можно найти примеры того… (тому…)

9. Русская литература дает нам образцы…

10. В связи с этим, мне вспоминается (случай, телепередача, событие…)

11. Как нельзя лучше, эту мысль (факт, суждение, мнение) иллюстрирует (подтверждает, объясняет) эпизод рассказа…, романа…, притча о …, историческое событие…, судьба человека (героя литературного произведения)…

12. Завершая свое эссе (размышление), я бы хотел еще раз сделать акцент…

13. В завершение своего эссе я хотел бы вернуться к идее (мысли), обозначенной в эпиграфе…

14. Завершить эссе я хотел бы стихотворными строчками поэта…, мнением…, еще одним афоризмом…

Методические рекомендации по работе с функциональными стилями речи

Стиль языка – это разновидность, которая обслуживает какую – либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально – деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку, словесно–художественное творчество.

Каждый стиль характеризуется следующими признаками:

целью общения,

набором языковых средств,

формами (жанрами), в которых он существует.

Функциональный стиль речи – это своеобразный характер речи той или иной социальной разновидности, соответствующей определенной сфере деятельности и соотносительной с ней форме сознания. Таким образом, стиль литературного языка называется функциональным, потому что выполняет определенную функцию (роль) в речи.

Речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется обычно в непринужденных беседах со знакомыми, обычно в домашней (неофициальной) обстановке. Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим получить информацию. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах. Ядро разговорной речи составляет разговорный стиль.

Разговорный стиль речи используется в непринужденных беседах со знакомыми, обычно в домашней (неофициальной) обстановке. Цель разговорного стиля – общение, обмен мыслями, впечатлениями. Высказывание обычно бывает непринужденным, живым, свободным в выборе слов и выражений, т.е. отсутствует предварительный отбор языкового материала; в нем обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику. В нем употребляются, наряду с нейтральными, сниженные разговорные языковые средства: разговорно-бытовые слова, фразеологизмы: вымахал, мешкать, брякнуть, ледяшка, с жиру бесится, ни бе ни ме; просторечные слова: давеча, завсегда; эмоционально – окрашенные слова: тетенька, маменька, духотища, родненький; слова с переносным значением, частицы, междометия, обращения, вводные слова, повторы слов и т. д.

В разговорном стиле большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Обычная форма реализации этого стиля – диалог.

Научный стиль.

Сфера общения научного стиля отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Эта разновидность литературного языка употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности. Цель научного стиля - сообщение, объяснение научных результатов. Обычная форма реализации этого стиля – диалог.

Типичными для научной речи являются смысловая точность, безОбразность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая сухость и строгость.

В научном стиле хорошо используются следующие языковые средства: специальные слова, в том числе термины; специальная фразеология; сложные синтаксические конструкции, между которыми создается упорядоченная связь; конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

Слова употребляются преимущественно в прямом значении. Для дано стиля характерны значимость, точность, доказательность, аргументированность и строго системное изложение научных проблем.

Научный стиль реализуется в следующих присущих ему жанрах: монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция. В текстах научного стиля необходимы ссылки на источники, цитаты.

 
стр. 12
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Одной из особенностей научного стиля является оперирование понятиями, которые отражают существенные свойства целых групп предметов и явлений. Понятие раскрывается в определении, которое обычно строится так: сначала указывается более широкое, родовое понятие, в которое входит определяемое, затем сообщается его отличительный, видовой признак, один или несколько.

Например: «Приставка (термин, называющий определяемое понятие) – это значимая часть слова (родовое понятие), которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (видовые признаки).

Официально – деловой стиль.

Этот стиль употребляется в официально – деловой сфере – в переписке граждан с учреждениями, учреждений друг с другом; в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.

Задача этого стиля – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания. Высказывание делового стиля обычно бывает официальным, точным, безэмоциональным, в нем имеет место предварительный отбор языковых средств.

В официально – деловом стиле преимущественно используются нейтральные языковые средства, слова в прямом значении, слова – термины, стандартные выражения (принимая во внимание, во исполнение решения, считать недействительным). В официальном стиле не допускается употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных средств.

Официально – деловой стиль требует предельной точности выражения, которая должна исключать разное толкование. При написании деловых бумаг предусматривается стандартное расположение материала. Официально – деловой стиль располагает своими жанрами: устав, кодекс, закон, указ, приказ, доверенность, расписка, акт, протокол, инструкция, заявление, отчет. Обычная форма реализации этого стиля – монолог.

Публицистический стиль. Этот стиль используется в общественно- политической сфере жизни, в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах, в агитационных выступлениях.

Цель публицистического стиля – сообщить информацию, имеющую общественно – политическое значение; воздействовать на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно –политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах; сформировать у людей правильное отношение к общественным делам.

Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, ярким, страстным, призывным, поэтому в публицистическом стиле имеет место предварительный отбор языковых средств.

К характерным языковым приметам относятся:

- Совмещение в одном тексте книжных и разговорных средств

- Сочетание стандартных и экспрессивных выражений

- Использование, наряду с нейтральными, высоких, торжественных слов и фразеологизмов

- Использование слов в переносном значении

- Вопросительные и побудительные предложения, несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы

- Повторы, обратный порядок слов, обращения, параллельный способ связи предложений

Публицистический стиль реализуется в форме публицистической статьи, очерка, памфлета, фельетона.

- Слова и обороты, окрашенные эмоциями торжественности, иронии, Стиль художественной литературы (художественный стиль).

Художественный стиль употребляется в словесно – художественном творчестве. Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью образов на чувства и мысли читателя и слушателя.

Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, поэтому данный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя. Выбирая единственно необходимые в каждом случае слова, писатели создают яркие и запоминающиеся образы природы и народной жизни, рисуют духовный мир своих героев, передают их речь во всем ее своеобразии.

В своих произведениях писатели изображают различные исторические эпохи; героями художественных произведений могут быть представители разных классов и социальных групп; действие может развиваться в самых разных местах нашей страны и за рубежом. Поэтому для реалистического воспроизведения действительности, для того, чтобы создать правдивые речевые характеристики героев, вызвать у читателей более точные представления об определенной исторической эпохе, о том месте, где развивается действие, писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.

Так умелым использованием диалектизмов отличается яркий и самобытный язык М.А.Шолохова. Рисуя в романах жизнь донского казачества, автор вместо литературных слов изба, дом употребляет слово курень; место во дворе, огороженное для скота, называется базом и так далее.

Широко используют писатели и языковые средства разных стилей русского литературного языка, в том числе и разговорного, например: «Наконец-то под вечер, когда и люди и кони уже порядком устали, ямщик сказал: «Ну, вот и приехали! За этим мыском поворот».

Кроме вышеуказанных языковых средств можно отметить следующие: слова с конкретным значением, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака или действия, со значением сравнения, сопоставления; предложения вопросительные, восклицательные, с однородными членами.

В художественной речи наблюдается широкая и глубокая метафоричность, образность разных языковых уровней, здесь используются богатые возможности синонимики, многозначности.

Характерно также и то, что изложение идет обычно не в каком – либо одном видовременном плане, а в разных. Этим создается большая выразительность, динамизм повествования .негодования, общественно – политическая лексика

Но в создании и выражении специфики художественного стиля речи, в реализации эстетической функции языка в этой сфере, в способах художественно-образной конкретизации большую роль играют не только стилистически окрашенные языковые средства, но и так называемые нейтральные средства. Истинный мастер слова способен придать любой лингвистической единице в контексте художественного произведения

 
стр. 13
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 

Средства художественной выразительности

Тропы – слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа. Перечислим основные виды тропов.

Гипербола – художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский); Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В.Маяковский). Гиперболы могут встречаться в общенародном языке, обычно в устойчивых выражениях. Художественный образ, лежащий в их основе, уже не осознается: ожидать целую вечность, любить до безумия, испугаться до смерти, всю жизнь мечтать, задушить в объятиях.

Ирония – художественный прием, когда слово или высказывание обретает в тексте значение, противоположное буквальному или подвергающее его сомнению: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.А. Крылов) (при обращении к ослу).

Каламбур – игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта: Чуть пробуждается народ, / Сейчас дают ему уставы, / Кричат: «Закройте-ка уста вы!». / И вмиг кладут печать на рот (К.Фофанов).

Литота – художественный прием, основанный на чрезмерном преуменьшении свойств изображаемого предмета или явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов). Многие фразеологизмы общенародного языка также основаны на литоте: капля в море, кот наплакал, глоток воды, рукой подать, ни гроша, ни капли.

Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку: Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней... (М.Горький); Барка жизни встала / На большой мели (А.Блок); пожаром зари / Сожжено и раздвинуто бледное небо (А.Блок). В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют иногда скрытым сравнением.

Метонимия – перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий, различная связь между ними. Такая связь может возникнуть:

1) между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел (И.Крылов);

2) между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.Пушкин); Траурный Шопен громыхал у заката (М.Светлов);

3) между действием или его результатом и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А.Пушкин);

4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь в устах его дымился (А.Пушкин); Фарфор и бронза на столе (А.Пушкин);

5) между местом действия и людьми, находящимися в этом месте: Театр уж полон. Ложи блещут; партер и кресла – все кипит (А.Пушкин); Ликует буйный Рим (М.Лермонтов);

6) часть вместо целого, например, деталь внешности или одежды вместо наименования человека: Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский); Все флаги в гости будут к нам (А.Пушкин).

Оксюморон – художественный прием соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия: Но красоты их безобразной / Я скоро таинство постиг (М.Лермонтов); Есть тоска веселая в алостях зари (С.Есенин); Ты, меня любивший фальшью / Истины и правдивой ли (М.Цветаева).

Олицетворение – разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям свойств живых существ: К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина (А.Блок); И цветущие кисти черемух / Мыли листьями рамы фрамуг (Б.Пастернак).

Перифраза (перифраз) – описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов, с тем чтобы избежать повторения, придать повествованию б?льшую выразительность. Обычно такой оборот содержит описание существенных признаков лица, предмета или явления: царь зверей (вместо лев), Страна восходящего солнца (вместо Япония), певец Гяура и Жуана (вместо Байрон), наши меньшие братья (животные).

Сарказм – суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии: Ты уснешь, окружен попечением / Дорогой и любимой семьи / (Ждущей смерти твоей с нетерпением) (Н.Некрасов).

Синекдоха – разновидность метонимии, троп, состоящий в употреблении части вместо целого или целого вместо части. Обычно в синекдохе употребляются:

1) единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов);

2) множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А.Пушкин);

3) родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило (В.Маяковский) (т.е. солнце);

4) видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н.В. Гоголь).

Сравнение – уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: Небо как колокол, месяц – язык... (С.Есенин); На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А.Ахматова). Сравнения оформляются в виде синтаксических конструкций различных типов. Самая распространенная из них – сравнительный оборот из слова или словосочетания, присоединяемый с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто, что: Я послал тебе черную розу в бокале / Золотого, как небо, аи (А.Блок). Те же союзы могут присоединять сравнение, оформленное в виде придаточного предложения: Закружилась листва золотая / В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая / С замираньем летит на звезду (С.Есенин). Сравнение может передаваться также с помощью существительного, стоящего в творительном падеже, такая конструкция называется «творительный сравнения»: Ягненочком кудрявый месяц / Гуляет в голубой траве (С.Есенин) (месяц в небе, как ягненочек в траве). Сравнение может также передаваться прилагательным в сравнительной степени с зависимым существительным: Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов).

Эпитет – образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого сравнения художественной выразительностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем: Вечером синим, вечером лунным / Был я когда-то красивым и юным. / Неудержимо, неповторимо / Все пролетело... далече... мимо. (С.Есенин) Эпитеты, выраженные обычно прилагательными в переносном значении, могут иметь 

 
стр. 14
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
общеязыковой характер, включаться, например, в словарь эпитетов (железная воля, золотой характер, горячая кровь). Общеязыковым противопоставлены индивидуально-авторские эпитеты, встречающиеся в художественных текстах. В основе появления подобных эпитетов лежат неожиданные ассоциации: мотыльковая красота (А.П. Чехов), заднекрылечное знакомство (М.Салтыков-Щедрин), цветастая радость (В.Шукшин). Стилистические фигуры- особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи. В языке художественной литературы встречаются следующие фигуры.

Анафора – повторение слов или фраз в начале смежных высказываний: Жди меня, и я вернусь. / Только очень жди... / Жди, когда наводят грусть / Желтые дожди, / Жди, когда снега метут, / Жди, когда жара, / Жди, когда других не ждут, / Позабыв вчера. (К.Симонов)

Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов: Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченный. / Белую работу делает белый, черную работу – черный (В.Маяковский). Обычно антитеза основывается на употреблении антонимов: Ты и убогая, / Ты и могучая, / Матушка Русь! (Н.Некрасов).

Бессоюзие – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов; фигура, придающая речи динамичность, насыщенность: Швед, русский колет, рубит, режет. / Бой барабанный, клики, скрежет... (А.Пушкин) Противоположно многосоюзию.

Градация – последовательное расположение слов и частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени (Л.Н. Толстой); Присягаю ленинградским ранам, / Первым разоренным очагам: / Не сломлюсь, не дрогну, не устану, / Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок с целью усилить выразительность речи: Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты мне дана? (А.Пушкин)

Многосоюзие – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно в положении анафоры: И блеск, и тень, и говор волн. (А.Пушкин)

Параллелизм – параллельное расположение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, основанная на одинаковом синтаксическом построении предложений: Ах, кабы на цветы да не морозы, / И зимой бы цветы расцветали; / Ох, кабы на меня да не кручина, / Ни о чем-то бы я не тужила (народная песня). Художественный эффект параллелизма часто усиливается лексическим повтором: Гляжу на будущность с боязнью, / Гляжу на прошлое с тоской. (М.Лермонтов)

Парцелляция – художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь. Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтово одетый. В русских сапогах. (М.Зощенко)

Период – длинное, многочленное сложное предложение или сильно распространенное простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идет с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, / Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел, / Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, – то, верно б, кроме вас одной, невесты не искал иной. (А.Пушкин)

Подхват – повтор, когда новый фрагмент текста начинается с того же, чем оканчивается предыдущий: Придет оно, большое, как глоток, – Глоток воды во время зноя летнего. (Р.Рождественский)

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения: Доколе, счастье, ты венцами / Злодеев будешь украшать? (М.Ломоносов); Богатство хорошо иметь; / Но должно ль им кому гордиться сметь? (А.Сумароков)

Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет – / О счастье! О слезы! / О лес! О жизнь! О солнца свет! / О свежий дух березы! (А.Толстой) Чаще всего риторические восклицания оформлены в виде риторических обращений, которые направлены не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения: Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить? (С.Есенин)

Хиазм – фигура, получившая название по сходству с начертанием греческой буквы c (хи). Хиазм называют еще обращенным параллелизмом, он образуется «перекрещиванием», переменой позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста: Все во мне, и я во всем. (Ф.Тютчев); О весна без конца и краю – без конца и без краю мечта! (А.Блок); Листопадом шуршала осень, зима наливалась морозами. (М.Шолохов)

Эпифора – повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что. (Омар Хайям)

Стилистические приемы

Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат. allusio – шутка, намек) – соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я умываю руки – аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...».

В художественной речи используются афоризмы – краткие, меткие и обычно образные изречения, близкие к пословице: Человек – это звучит гордо. (М.Горький) Заимствованные афоризмы могут представлять собой знакомую русскому читателю иностранную фразу: Cogito, ergo sum (лат. Мыслю – значит, существую).

Выразительные средства фонетики

Аллитерация – повторение в художественном тексте согласных, создающих звуковой образ: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом. (А.Пушкин); Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И.Северянин)

Ассонанс – повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового 

 
стр. 15
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным. / Думаю думу свою (Н.Некрасов).

Звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши / Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)

Цели изобразительных средств в текстеИзобразительные средства Цель

Риторические вопросы, восклицания Создают эмоциональный пафос текста, передают взволнованность речи автора, различные его чувства

Синтаксический параллелизм Помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чем он пишет

Лексические повторы Акцентируют внимание читателя на наиболее значимых для автора словах и понятиях

Инверсия Помогает выделить главное слово или понятие, наиболее значимое для автора; средство создания эмоциональности речи

Антитеза Может служить средством создания контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений и т.п.

Оксюморон Подчеркивает внутренний конфликт или противоречие

Бессоюзие Придает впечатление быстрой смены событий или картин

Авторская пунктуация (чаще всего тире) Тире особо выделяет вторую после знака часть, которая содержит важную мысль автора. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения

Олицетворение раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления

Обособленные определения создают описательный образ предмета или явления, позволяют наглядно их представить. Могут выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому

Оценочная лексика Яркое средство передачи авторского отношения к изображаемому

Неполные предложения (парцелляция) Усиливают смысловые и эмоциональные оттенки чувств, событий

Гипербола Средство авторского видения образа или явления.

Методические рекомендации по выполнению фонетического разбора.

Слоги, ударение

Охарактеризовать слоги: ударный или безударный, открытый или закрытый, прикрытый или неприкрытый.

Характеристика звуков

Гласный звук: ударный или безударный; ряд, подъём, какой буквой обозначен

Согласный звук: звонкий или глухой; твёрдый или мягкий; парный или непарный; место образования, способ образования; какими буквами обозначены

Количество звуков и букв.

Схема фонетического разбора

1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.

2. На транскрипции дефисами обозначить слогораздел.

3. Охарактеризовать слоги по трем параметрам:

а) ударный / безударный;

б) прикрытый / неприкрытый;

в) закрытый / открытый.

4. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.

5. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:

[a] — гласный, ударный / безударный, ряд, подъем, лабиализованность;

[t] — согласный, шумный / сонорный, глухой / звонкий + парность, твердый / мягкий + парность, место образования, способ образования.

6. Указать, какие позиционные изменения звуков характеризуют произношение слова:

а) редукция;

б) уподобление звуков (по какому признаку / каким признакам);

г) чередование согласного с нулем звука.

Образец фонетического разбора

Методические рекомендации по выполнению морфемного разбора

1. Определите часть речи.

2. У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение.

3. Укажите основу слова — часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.

4. Выделите приставки (если они есть), подберите слова с другим корнем, но с этими же приставками.

5. Выделите словообразовательные суффиксы (если они есть), подберите другие слова с теми же суффиксами.

6. Выделите корень.

7. Запишите графическую схему слова.

Методические рекомендации по выполнению словообразовательного анализа – Словообразовательный анализ - это один из видов структурной работы со словом, в результате которого выясняются его синхронные словообразовательные связи, то, как слово образовано с точки зрения современного русского языка. Словообразовательному разбору подвергаются только слова с ПРОИЗВОДНОЙ ОСНОВОЙ (образованные морфемным способом). Задачи анализа – установить производящую базу, определить формальные и семантические отношения производной и производящей основы, словообразовательный тип (модель) анализируемого слова. При этом слово рассматривается как лексема, во всей совокупности словоформ, поэтому для разбора следует взять слово в его НОМИНАТИВНОЙ (НАЧАЛЬНОЙ) ФОРМЕ, определив предварительно ЧАСТЬ РЕЧИ.

Схема словообразовательного анализа.

1. Дать толкование лексического значения слова.

 
стр. 16
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
2. Найти слово (сочетание слов), от которого оно образовано, выделить производящую основу.

3. Выявить морфему, с помощью которой оно образовано.

4. Построить словообразовательную цепочку.

5. Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных тем же способом с помощью тех же морфем.

БЕЗДОННЫЙ

1. Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».

2. Образовано от слова дно. Производящая основа - -дон- (чередование нуль звука - о).

3. Образовано с помощью приставки без- и суффикса -н-.

4. Дно —> бездонный.

5. Слово образовано приставочно-суффиксальным способом (бездомный, бессонный, бесхарактерный).

Приложение № 10

Методические рекомендации по выполнению морфологического разбора

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР – это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования.

ОБЩАЯ СХЕМА РАЗБОРА ЧАСТЕЙ РЕЧИ:

1 - общее грамматическое значение, у изменяемых - начальная форма (выделить показатель формы);

2 - а) морфологическая характеристика слова ("постоянные свойства")

б) морфологическая характеристика словоформы ("непостоянные свойства")

3– синтаксическая роль в предложении.

Существительное

1.Значение предмета. что? кто? (кого? чего? кому? чему? и т.д.)

Конкретные

Вещественные, отвлеченные, собирательные форму числа имеют, но по числам не изменяются

2. а) Постоянные: нарицательные / собственные; одушевленные / неодушевленные, род, склонение: 1-е склонение - ж.р. -а (-я)

2-е склонение - м.р. б/оконч. и ср.р.-о (-е)

3-е склонение - ж.р. б/оконч. (ь).

Непостоянные у конкретных: число, падеж

б)Непостоянные у остальных: падеж

3.Подлежащее, дополнение

Глагол

1.Действие: что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что делал? что сделал? и

2.а)Постоянные: вид, возвратность, переходность, спряжение (I спряжение: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют, II спряжение: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят).

б)Непостоянные: наклонение, время (если есть), лицо (если есть),число, род (если есть

3.Сказуемое

Прилагательное

1.Признак предмета: какой? чей?

качественные -

полные и краткие;

относительные;

притяжательные.

2.Постоянные: разряд по значению, степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный), полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный)

Непостоянные: степень сравнения (для качественных, у которых этот признак непостоянный), полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак непостоянный), род (в ед. числе), число, падеж (для полных).

3. Определение (примыкают к существительным)

в краткой форме - сказуемое

Числительное

1. Число, количество предметов, их порядок при счёте:

сколько?

который? (какой?)

количественные,

порядковые

Количественные числительные (кроме один, два, оба, полтора, тысяча, миллион, миллиард).

2.Постоянные: количественное, подразряд (целое / собирательное / дробное), простое / составное;

Непостоянные: падеж.

Числительное ОДИН.

Постоянные: количественное, целое, простое;

Непостоянные: род (в ед. числе), число, падеж.

Числительные ДВА, ОБА, ПОЛТОРА.

Постоянные: количественное, подразряд (целое / собирательное / дробное), простое;

Непостоянные: род, падеж.

Числительные ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД.

Постоянные: количественное, целое, простое, род;

Непостоянные: число, падеж.

Порядковые числительные.

 
стр. 17
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Постоянные: порядковое, простое / составное;

Непостоянные: род (в ед. числе), число, падеж.

3. Количественные - любой член предложения;

порядковые - определение (примыкают к существительным)

Наречие

1. Признак действия или признак другого признака.

Определительные наречия: образ дейст. - как? каким образом?

меры - в какой степени? на сколько?

Обстоятельственные наречия: места - где? куда? откуда? времени - когда? как долго? причины - почему? от чего? цели - для чего? зачем?

Не имеют рода, числа, не склоняются и не спрягаются

2. Постоянные: разряд по значению (образа действия, меры и степени) или (места, времени, цели, причины), степень сравнения (для наречий на -о/-е, образованных от качественных прилагательных), для которых этот признак является постоянным, неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения).

Непостоянные: степень сравнения (для качественных на -о/-е с непостоянным признаком степеней сравнения).

3.Обстоятельство(примыкают к глаголам)

Слова категории состояния

1. Состояние как? каково?

Разного рода отношения: модальные (нельзя), временные (рано), пространственные (дал

Не склоняются и не спрягаются

2. Постоянные: разряд по значению (модальные, временные, пространственные), неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения), степень сравнения (для слов категории состояния на -о/-е, образованных от качественных прилагательных), для которых этот признак является постоянным).

Непостоянные: степень сравнения (для слов категории состояния на -о/-е, образованных от качественных прилагательных с непостоянным признаком степеней сравнения).

3.Сказуемое в односоставном безличном предложении; не зависят от других слов

Местоимение

1. Личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, определительные

Указывает на предметы, признаки, количество без называния их: кто? что? какой? чей? сколько? как? где? когда? и др.

2. Местоимения-существительные - постоянные: разряд по значению, род, число; непостоянные: падеж

Мест.-прилагательные - постоянные: разряд по значению; непостоянные: род, число, падеж

Мест.-числительные - постоянные: разряд по значению; непостоянные: падеж

Мест.-наречия - не изменяется

3. Подлежащее и дополнение (в роли сущ.);

определение (как прилагательное);

обстоятельство (как наречие)

Причастие

1. Признак предмета, созданный действием другого предмета: какой? что делающий? что сделавший?

Разбор причастия как формы глагола

2. Постоянные: переходность, возвратность, вид, спряжение.

Непостоянные: форма причастия (действительное / страдательное), полное / краткое (только для страдательных), время, род (в ед.ч.), число, падеж (для полных)

Разбор причастия как самостоятельной части речи

Постоянные: форма причастия (действительное / страдательное), возвратность, вид, время

Непостоянные: полное / краткое (только для страдательных), род (в ед.ч.), число, падеж (для полных)

Суффиксы

действительное полная форма:

в наст. вр. -ущ-(-ющ-), -ащ- (-ящ-) ;

в прош.вр. -вш-, -ш-

страдательное полная форма:

в наст. вр. -ем- (-ом-), -им-;

в прош.вр. -нн-, -енн-, -т-;

страдательное краткая форма: -н-, -т-

3. Определение(примыкают к существительным)

краткие – сказуемое

Деепричастие

1. Добавочное действие: что делая? что сделав?

как? каким образом? почему? когда? и др.

2. Только постоянные признаки. Признаки глагола:

вид: несовершенный - (-а, -я)

совершенный - (-в, -вши, -ши);

возвратность;

переходность: переходное (читая что?)

непереходное (бегая, умываясь)

признаки наречия:

не изменяются

3. Обстоятельство(примыкают к глаголам)

 
стр. 18
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
Междометие

1. Звукоплдража¬тельное слово

Чувства или побуждение к действию. Эмоциональные, императивные (побуждающие к действию), этикетные. Не изменяются

Звуки живой и неживой природы. Эта группа слов стоит вне частей речи.

3. Не являются членами предложения, не связаны ни с какими словами

Предлог

Непроизводные, производные, простые, составные

Зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении

пространственные, временны́е, причинные, целевые, образа действия, дополнительные

3. Не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения

Союз

простые и составные

Связывают члены предложения и простые предложения в составе сложного

сочинительные: соединительные, противительные, разделительные

подчинительные: временны́е, причинные, целевые, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные

Частица

непроизводные (первообразные) и производные

Придают различные оттенки словам и предложению: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные;

служат для образования форм слов: повелительного и условного наклонения глагола, форм степеней сравнения прилагательных и наречий, неопределённых местоимений. Не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения.

Приложение № 10

Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора простого предложения

1.Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения; подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и способы выражения.

2.Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3.Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

4.Указать тип предложения по количеству главных членов (двусотавное или односоставное); для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное).

5.Охарактеризовать предложение по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное); если неполное, указать, какой член предложения пропущен.

7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым.

Примечание. При разборе части сложного предложения как простого характеристику по цели высказывания и эмоциональной окраске следует опустить; достаточно указать, что это простое предложение в составе сложного.

Образец разбора простого предложения

Наше священное ремесло существует тысячи лет (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

Главные члены: ремесло — подлежащее, выражено существительным; существует — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом.

Второстепенные члены: ремесло (какое?) наше — согласованное определение, выражено местоимением; (какое?) священное — согласованное определение, выражено прилагательным; существует (как долго?) тысячи лет — обстоятельство времени, выражено цельным словосочетанием.

Приложение № 11

Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора сложного предложения

I. Разобрать предложение по членам.

II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.

III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.

IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.

V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное,

побудительное

2. По интонации: невосклицательное, восклицательное.

3. По количеству грамматических основ:

а) простое,

б) сложное: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, с разными видами связи.

Для сложного предложения далее характеризуется каждая часть:

4. По наличию одного или обоих главных членов:

1) двусоставное.

2) односоставное. С главным членом

 
стр. 19
УП: 35.02.15_2022_К12.plx
 
а) подлежащим — назывное;

б) сказуемым: — определенно-личное,

— неопределенно-личное,

— обобщенно-личное,

— безличное.

5. По наличию второстепенных членов: распространенное, нераспространенное.

6. По наличию пропущенных членов: полное,

неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).

7. По наличию осложняющих членов:

1) неосложненное,

2) осложненное:

— однородными членами предложения (указать какими);

— обособленными второстепенными членами предложения : определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);

— вводными словами, вводными и вставными конструкциями,

— прямой речью;

— обращением.

При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.

Образец синтаксического разбора

В бывшем кабинете деда, 1/ где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, 2/ сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, 3/ что невозможно было сказать, 4/ где кончается одна ель, 5/ где начинается другая, 6/ — в этой нежилой комнате, 1/ где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, 7/ был незапертый книжный шкап, 1/ и в нем тяжелые тома вымершего иллюстрированного журнала8/ (В. Набоков).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.

1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), распространенное, полное, осложнено однородными

обстоятельствами;

2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

3 часть: односоставное — неопределенно-личное (сказуемое открывали, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

4 часть: односоставное — безличное (сказуемое невозможно было сказать), нераспространенное, полное, неосложненное; (другой вариант разбора: двусоставное, неполное — место подлежащего занято придаточным изъяснительным, нераспространенное, неосложненное);

5 часть: двусоставное (подлежащее ель, сказуемое кончается, ПГС), распространенное, полное, неосложненное.

6 часть: двусоставное (подлежащее ель, опущено, сказуемое начинается, ПГС), распространенное, неполное (опущено подлежащее), неосложненное;

7 часть: двусоставное (подлежащее мальчик, сказуемое стоял, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

8 часть: двусоставное (подлежащее тома, сказуемое были, ПГС, опущено), распространенное, неполное (опущено сказуемое), неосложненное.

Методические рекомендации по выполнению пунктуационного анализа предложения.

При анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:

Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.

Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.

Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.

Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.

На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).

Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.

Установите отношения внутри каждого блока.

Постройте горизонтальную схему сложного предложения.

Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

Методические рекомендации по выполнению лексико-стилистического анализа слова.

1.В каком значении слово употреблено (прямом или переносном)?

2.Является ли оно экспрессивно окрашенным?

3. Стилевая принадлежность слова: общеупотребительное или нет;

вышедшее из широкого употребления (историзм, архаизм);

не вошедшее в широкое употребление (неологизм, диалектизм, профессионализм, жаргонизм, иноязычное).

4.Входит ли слово в состав устойчивого сочетания (фразеологизма)?

5.Какой синоним, антоним, омоним можно подобрать для данного слова?