высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Ветеринария
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественнонаучный
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
личности обучающегося средствами предмета, а именно:
воспитание уважительного и бережного отношение к родной
литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности
русского народа;
формирование у обучающихся представления о литературе как
составляющей целостной художественной картины мира;
формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения
их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной
литературы, к отдельным ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности
за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах
родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы,
учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного литературного
произведения.
ции
ракт.
Послевоенные годы алтайской литературы
Развитие культуры и литературы в послевоенные годы. Газеты «Алтайдын Чолмоны», «Звезда Алтая». Литературно-художественный сборник «Мир Алтая».
/Лек/
1. Рассказать о жизненном и творческом пути М.В. Чевалкова, проанализировать и интерпретировать художественное произведение (на выбор).
2. Рассказать о жизненном и творческом пути Г.И. Чорос-Гуркина, проанализировать и интерпретировать художественное произведение (на выбор).
3. Рассказать о жизненном и творческом пути П.В. Кучияка, проанализировать и интерпретировать художественное произведение (на выбор).
4. Рассказать о жизненном и творческом пути И.В. Шодоева, проанализировать и интерпретировать художественное произведение (на выбор).
5. Рассказать о жизненном и творческом пути Ч.И. Енчинова, проанализировать и интерпретировать художественное произведение (на выбор).
6. Рассказать о жизненном и творческом пути С.С. Суразакова, проанализировать и интерпретировать художественное произведение (на выбор).
7. Рассказать о жизненном и творческом пути Д.Б. Каинчина, проанализировать и интерпретировать художественное произведение (на выбор).
8. Рассказать о жизненном и творческом пути М.В. Мундуса-Эдокова, прочитать наизусть стихотворение автора.
9. Рассказать о жизненном и творческом пути П.А. Чагата-Строева, прочитать наизусть стихотворение автора.
10. Рассказать о жизненном и творческом пути Л.В. Кокышева, прочитать наизусть стихотворение автора.
11. Рассказать о жизненном и творческом пути Э. М. Палкина, прочитать наизусть стихотворение автора.
12. Рассказать о жизненном и творческом пути А.О. Адарова, прочитать наизусть стихотворение автора.
13. Рассказать о жизненном и творческом пути Б.У. Укачина, прочитать наизусть стихотворение автора.
2. Оценка произведений Ч.И. Енчинова.
3. Анализ самостоятельно прочитанного произведения Д. Каинчина «Пепел звезд».
2. Тесты - система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося (тестовые задания);
3. Чтение наизусть - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичные выступления в виде выразительного чтения поэтического текста (перечень произведений для заучивания);
4. Знание содержания произведений - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой анализ литературного произведения, включающий эмоционально-образное изложение сюжета (перечень произведений для чтения);
5. Творческое задание - задание, позволяющее студентам применить нестандартное решение, аргументировать собственную точку зрения (темы заданий);
6. Сообщение - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения по определенной теме (темы сообщений).
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Родная литература» созданы Вам в помощь.
Содержание методических указаний:
1. Самостоятельная работа.
2. Методические указания:
Как подготовить сообщение на заданную тему;
Как выполнить оценку произведений определенного автора;
Как выполнить анализ художественных произведений.
3. Глоссарий по дисциплине «Родная литература».
Самостоятельная работа:
Оценка произведений Ч.И. Енчинова.
Подготовка сообщения «Роль творчества С.С. Суразакова в развитии алтайской литературы».
Изучение статей по творчеству И.В. Шодоева.
Подготовка сообщений по темам: «Традиционные поэтические темы Б. Бурмалова», «Разножанровая лирика А. Адарова».
Анализ самостоятельно прочитанного произведения Д. Каинчина «Пепел звезд».
Методические указания
Как подготовить сообщение на заданную тему
1. Помни, что цель сообщения – сообщить новую и интересную для слушателя информацию.
2. При подготовке сообщения главное – найти такую информацию и выбрать из нее самое важное и интересное для слушателей.
3. Сообщение должно соответствовать теме.
4. Успех сообщения зависит от того, насколько говорящий учел особенности слушателя. Сложно воспринимать на слух книжную речь. Материал, взятый из книг, журналов, энциклопедий, надо изложить языком, приближенным к разговорному.
5. Не забудь начать сообщение с обращения к слушателям и приветствия, а закончить благодарностью за внимание.
6. Во время выступления с сообщением надо следить за голосом (тоном, громкостью, выразительностью интонации, четкостью дикции) и взглядом, позой и жестами.
7. Постарайся заметить, внимательно или невнимательно слушают твое сообщение.
8. Для привлечения внимания слушателей можно использовать наглядные пособия, цитировать, использовать риторические приемы: вопросно-ответные единства, риторические вопросы, обращения к слушателям, глаголы повелительного наклонения, побуждающие к совместным действия, включение элементов беседы, вопросы аудитории, предвидение возражения.
9. Демонстрируй увлеченность!
10. После выступления с сообщением подумай о том, как тебя слушали.
Темы сообщений:
«Роль творчества С.С. Суразакова в развитии алтайской литературы».
«Традиционные поэтические темы Б. Бурмалова».
«Разножанровая лирика А. Адарова».
Как выполнить оценку произведений определенного автора
Приступая к анализу художественных произведений, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведений. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду
• литературные направления эпохи;
• место данных произведений среди произведений других авторов, написанных в этот период;
• творческая история произведений;
• оценка произведений в критике;
• своеобразие восприятия произведений современниками писателя;
• оценка произведений в контексте современного прочтения;
Как выполнить анализ художественных произведений
Анализ прозаического произведения
1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;
2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;
3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;
4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;
5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;
6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
Анализ поэтического произведения
План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;
- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
5. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).
6. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
7. Дополнительные (свободные) размышления.
Глоссарий по дисциплине «Родная литература»
Концептуальный уровень художественного произведения (тематика, проблематика, конфликт и пафос):
Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)
Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)
Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).
Уровень организации произведения как художественного целого:
Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.
Основные средства композиции:
Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.
Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;
Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);
Экспозиция- введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;
Завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.
Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;
Кульминация- момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.
Развязка— решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.
Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста:
Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.
Речь повествователя - оценка событий и их участников
Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).
Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).
Поэтическая лексика:
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
Эпитет - художественное определение;
Сравнение- сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
Аллегория (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
Ирония - скрытая насмешка;
Гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
Литота - художественное преуменьшение;
Олицетворение- изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
Риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
Повторы– неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
Антитезы– противопоставления
Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)
Аллитерация - повторение согласных звуков;
Ассонанс - повторение гласных звуков;
Анафора – единоначатия.